Содержание.
Введение
Глава І. Инфляция какэкономическая категория
1.1 Сущность ипричины возникновения инфляции
1.2 Виды инфляции
1.3 Показателиизмерения инфляции
1.4 Социально-экономическиепоследствия инфляции и методы ее регулирования
Глава ІІ. Современноесостояние инфляционных процессов в РФ
2.1 Сравнительный анализинфляционных процессов в России на современном этапе на 2006-2007гг
а) Уровень инфляции напервое полугодие 2007г
б) Уровень инфляции навторое полугодие и прогноз на конец 2007г
2.2 Антиинфляционные меры2007г
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение.
В мире почти нет стран,где бы во второй половине XX в. не было инфляции. Она как бы пришла на сменупрежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, —циклическим кризисам. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России
Инфляция — этообесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляетсяне только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, илиподавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услугпри неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает еепоследующую выплату обесцененными деньгами.
Не всякое повышение ценслужит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качествапродукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, измененияобщественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а вопределенном мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Например, переход навыпуск новых модификаций автомобилей с экономичным двигателем, соответствующиммеждународным стандартам, очевидно, приведет к повышению отпускной цены: болеесовершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. Вто же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной итой же модели без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки ипонижением надежности в эксплуатации носит ярко выраженный инфляционный характер.
Существует и несколькоиной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо она представляетсобой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс.Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен вэкономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но иизмерители их ценности — деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов,но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том,что деньги «дешевые» или, напротив, «дорогие», что зависит от спроса на заемныесредства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.
Бесспорно одно: падениепокупательной способности денег и повышение цен на товары теснейшим образомвзаимосвязаны. Инфляция — это снижение покупательной способности денег, котороепроявляется чаще всего в повсеместном повышении цен. В буквальном переводе слатинского инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращенияизбыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростомтоварной массы.
Инфляцию, основноеразвитие которой в России происходило в 90-е годы, не удается преодолеть до сихпор. Поэтому эта тема является актуальной.
Цель курсовой работы –изучить понятие инфляции, ее современное состояние и методы борьбы с инфляциейна примере России.
В соответствии свыбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
• Изучение теоретическихподходов к определению инфляции.
• Изучение особенностейинфляционных процессов в России в настоящее время.
• Изучениеантиинфляционной политики государства в настоящее время.
Объект исследования – инфляциякак явление экономики.
Предмет исследования –инфляционные процессы на примере экономики России.
Методы исследования:анализ монографий, периодической печати, экономико-статистических данных.
ГЛАВА 1. Инфляция как экономическая категория.
1.1 Сущность и причинывозникновения инфляции.
Как экономическое явлениеинфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась свозникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин «инфляция» (отлат.inflatio) буквально означает вздутие. Идействительно, финансирование государственных расходов (например, в периодыэкстремального развития экономики во время войн, революций) при помощибумажно-денежной эмиссии с прекращением размена банкнот на металл приводило к«вздутию» денежного обращения и обесценению бумажных денег.
Существуют различныеопределения инфляции:
Инфляция – этообесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.
Инфляция – это повышениеобщего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием набольшинстве рынков в пользу спроса.
Наиболее общее,традиционное определение инфляции — переполнение каналов обращения денежноймассой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежнойединицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определениеинфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимисябумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется вросте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.
Это сложное социальноеявление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферахрыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острыхпроблем современного развития экономики во многих странах мира.
Современной инфляцииприсущ ряд отличительных особенностей. Так, ее прежний локальный характерсменился на повсеместный, всеохватывающий, периодичность приобрела хроническийвид и воздействуют на нее не только денежные факторы, как раньше, но и другие[1].
Кпервой группе таких факторов относятся те, которые вызывают превышениеденежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходитнарушение требований закона денежного обращения. Вторая группа объединяетфакторы, которые обуславливают рост издержек и цен товаров, поддерживаемыйпоследующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Вдействительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг сдругом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.
Для того чтобы управлять инфляцией, сдерживать ее вумеренных границах, проводить системную антиинфляционную политику спредсказуемыми и просчитанными последствиями, необходимо хорошо представлятьсебе ее сущность, механизмы и факторы, приводящие эти механизмы в действие.
Причины возникновения инфляции могутбыть каквнутренние, так и внешние.
Внешние причины
К внешним причинамотносятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли,отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, мировые кризисы,проблемы национальной экономики. Инфляционный процесс у нас усиливало падениецен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статьюнашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке вусловиях значительного импорта зерновых.
Внутренние причины
К внутренним причинамотносятся две группы факторов: денежные и неденежные.
К денежным факторамотносятся: опережающий рост денежной массы над ростом экономики, дефицитгосударственного бюджета( а в России в настоящее время профицит), долларизацияэкономики – черезмерный приток иностранной валюты в страну, рост военныхрасходов бюджета.
К неденежным факторамотносятся: диспропорции в народном хозяйстве – по разному развиваются отрасли,резкий рост разнообразных тарифов, снижение производительности общественноготруда, высокий уровень налогообложения – прежде всего косвенного ( НДС).
Таким образом, инфляцияявляется многофакторным процессом. Она может возникнуть под действием какденежных факторов (объем денежной массы, импортируемая инфляция, которуювызывают понижение валютного курса денежной единицы, которое повышает рыночныецены импортируемых потребительских товаров, и чрезмерное расширение денежноймассы и т.д.), так и неденежных (падение роста производительности труда,снижение объемов производства, монополизм и т.д.)
Повышениецен и появление излишнего количестваденег — это лишь внешние проявления инфляции, ее глубинной причиной являетсянарушение пропорций национального хозяйства в результате действия различныхфакторов:
-общеэкономических — экономическая политика правительства страны, стадияэкономического цикла, уровень производства ВНП,наличие платежного кризиса и т.д.;
— социальных — принятие социальных программ и степень их реализации, методы финансированиясоциальных программ;
— финансово-кредитных — проведение мер, направленных настабилизацию денежного обращения, денежно-кредитное регулирование экономикигосударством, роль Центрального Банка.
Всеэти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту илипадению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляцииважно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Ясно, что не всякийскачок цен есть инфляция.
Стихийные бедствия нельзясчитать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на какой-тотерритории разрушены дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы,услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленнуюпродукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства,и по мере насыщения рынка цены будут опускаться
Рост цен, связанный сциклическими колебаниями конъюнктуры рынка, нельзя считать инфляционным. Помере похождения различных фаз экономического цикла будет меняться и динамикацен. Они будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем сновавозрастать в последующих фазах выхода из кризиса.
Вот пять главных причининфляции :
1. Диспропорциональностт
(несбалансированность)государственных доходов и расходов. Это означает дефицит государственногобюджета. Недостаток можно покрыть выпуском государственных ценных бумаг, т.е.взять в долг у населения. Еще можно взять кредит у МВФ. Но самый простой способнапечатать. Эмиссия ведет к увеличению денежной массы, и как следствие кинфляции.
2. Инфляционноопасные инвестиции.
Впервую очередь, это милитаризация экономики. Рост военных расходов одна изпервых причин дефицита государственного бюджета, а так же ростагосударственного долга. Опять включается “ денежный станок ”.
3. Инфляционноеожидание.
Население,напуганное постоянным ростом цен, приобретает товары впрок, сверх своих текущихпотребностей, ожидая нового повышения цен. Одновременно с этим требуя повышениязаработной платы, подталкивая потребительский спрос к расширению. Производителиопасаются повышения цен со стороны поставщиков, и закладывают в цену своихтоваров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие. Банкиры закладываютпредполагаемую инфляцию в процент, под который дает кредит. Предприниматели – впланы сделок, будущие цены.
4. Отсутствиесвободного рынка и совершенной конкуренции.
Современныйрынок – рынок олигополический. Олигополиты заинтересованы в увеличении цен,сокращении производства и создании дефицита. Монополии способны сильно влиятьна денежную политику государства и уровень инфляции. У них нет конкурентов, ониспособны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями–необходим.
5. Импортируемаяинфляция.
Рубль – валюта довольноне стабильная и наши сограждане держат свои сбережения в валюте других стран,чаще всего в американских долларах, забывая (или не зная), что курс долларатоже меняется, в том числе и падает, а значит мы у себя дома держимамериканскую инфляцию.
Еще две возможныепричины инфляции:
Первая – налоговая инфляция. Когда к ростуцен ведут избыточные налоги со стороны государства.
Вторая – политическая. Инфляция как будтосоздана для должников. Берешь кредит и чем больше упадет национальная валюта,тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должникимогут с помощью лобби, скажем, надавить на правительство с целью увеличенияинфляции. При большой сумме долга – на этом можно сделать состояние.
В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качествеальтернативных концепций инфляции спроса и инфляции издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.
Инфляцияспроса — нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов(например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (ростзаработной платы), в результате, например, согласованных действийпрофсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению кколичеству товаров и цены начинают расти.
Инфляция издержек - рост цен вследствие увеличения издержек производства.Причинами увеличения издержек могут быть огополистическая политикаценообразования, экономическая и финансовая политика государства, рост ценна сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.
Напрактике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они тесносвязаны и постоянно взаимодействуют. Например, рост зарплаты можетвыглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.
Инфляция может возникатьв результате повышения совокупного спроса, которое является следствиемувеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и другихгосударственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходовгосударственного бюджета. Основными причинами здесь могут также быть увеличениегосударственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средствапроизводства в условиях полной занятости и почти полной загрузкипроизводственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся(рост заработной платы) в результате, например, согласованных действийпрофсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количествутоваров, повышаются цены. Нарушившееся рыночное равновесие между количествомденег и товаров восстанавливается путем повышения цен.
Повышение цен и появлениеизлишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубиннойпричиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушениеобщего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основныесилы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
· государственнаямонополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, нанепроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные сфункциями современного государства.
· профсоюзнаямонополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработнойплаты.
· монополизмкрупнейших фирм на определение цен собственных издержек.
Все эти три причинывзаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса ипредложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно длявыработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
1.2 Виды инфляции.
Существуют различные виды инфляции:
1. По причинам возникновения инфляцию подразделяют наинфляцию издержек и инфляцию спроса:
· Инфляция издержек означает рост ценвследствие увеличения издержек производства. Источником роста издержек являетсягосударство, профсоюзы и фирмы. Например, в условиях роста цен профсоюзытребуют повышение заработной платы, которая составляет существенную долюиздержек. Рост заработной платы влечет за собой рост цен, а рост цен —повышение зарплаты и т.д. Появляется спираль «цены — зарплата».
· Инфляция спроса предусматриваетнарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основнымипричинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных исоциальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной ипочти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательнойспособности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действийпрофсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению кколичеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации, когда уже имеет местополная занятость в сфере производства, производители не могут отреагировать наувеличившийся спрос ростом предложения товаров, и это выражается в росте общегоуровня цен.
2. Сточки зрения темпов инфляции выделяются три основных ее типа: ползучая,галопирующая, гиперинфляция.
· Ползучая инфляция характеризуетсянебольшими (5-10 процентов в год) темпами обесценения денег при ее застойностии постоянном воспроизведении. Экономическая теория, в частности, современноекейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо для экономическогоразвития, а государство — как субъект проведения эффективной экономическойполитики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно кизменяющимся условиям производства и спроса.
· Для галопирующей инфляции характеренрост цен от 10 до 100 процентов в год. Она отражает нестабильностьэкономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такойтемп роста цен.
· Гиперинфляция представляет собойастрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен (свыше100 процентов в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, дажесостоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки,используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегствонаселения от денег.
3.В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два видаинфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.
· При сбалансированной инфляции ростцен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае,соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначноэкономической ситуации со стабильными ценами.
· Несбалансированная инфляцияпредставляет собой различные темпы роста цен на различные товары.
4.Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой.
· Ожидаемую инфляцию можно прогнозироватьна какой-либо период, либо она планируется правительством страны.
· Неожидаемая инфляция характеризуетсявнезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении исистеме налогообложения.
5. Взависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения,различают открытый и подавленный типы инфляции.
· Открытая инфляция характерна дляэкономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический ростцен на товары и услуги. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать,насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, аэто, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует ростукапиталовложений, производства и предложения.
· Подавленная инфляция, которую иногданазывают скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно,заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качествапродукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики,бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержаниягосударством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при которомденьги перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой распределениятоваров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушениюрыночного механизма.
6. Стагфляция –ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременнымсокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разныхнаправлениях.
Таким образом, в зависимости от разных факторов выделяютразличные виды инфляции. В экономике чаще всего происходит взаимодействие ипереплетение этих видов, и она развивается как полномасштабная инфляция.
1.3Показателиизмерения инфляции.
Одиниз наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ееглубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны датьколичественную оценку инфляционных процессов.
Индексы- это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени.Они рассчитываются по отношению к базовому периоду. Обычно цены базисногопериода принимаются равными 100,% а цены отчетного периода перерасчитываются поотношению к базисному.
Существуеттри способа измерения инфляционных процессов[2]:
1. Измерение спомощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта,индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисленияиндекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров иуслуг («рыночной корзиной») выражается в процентах.
2. Определение силыинфляционных процессов — измерить темпы инфляции за год, но можно рассматриватьи более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего годаиз индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, азатем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значитнаблюдалась дефляция (падение цен).
3. Вычисление«по правилу величины 70». Правило помогает быстро подсчитатьколичество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделитьчисло 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.
Для оценки и измеренияинфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекспотребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценойопределенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») дляданного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услугв базовом периоде.
/>
Индекс потребительскихцен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.
Темп инфляции — изменениеобщего уровня цен, выраженное в процентах.
/>
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитатьколичество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 наежегодный уровень инфляции:
Приблизительное кол-волет
/>
Следует отметить, что«правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надоустановить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или Ваши личныесбережения удвоились.
Например:
70/25% =2.8 — лет, если темп инфляции сохранится. Где 25% — годовая инфляция.
Темпинфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычестьиндекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу наиндекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 2000 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 2001г.- 118,3. Следовательно,уровень инфляции для 2001 г. вычисляется следующим образом:
темп инфляции =(118, З — 113,6) /118,3 * 100 = 4,1%.
Существуетнесколько индексов цен.
— индекспотребительских цен — первый из них. Он измеряет стоимость «корзины»потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70наименованиям) в различных городах (132 города);
— индекс розничныхцен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
— индексыколичества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
— индекс стоимостижизни — показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительскихтоваров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительскихрасходов населения).
Стабильный и умеренный рост денежной массы, присоответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен.Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую системусамым эффективным и выгодным образом.
В наше времятехнический прогресс не стоит на месте. Все время происходит совершенствованиетоваров и услуг. В связи с этим растет их стоимость, и как следствие,увеличивается цена. Это показывает, что корни инфляции лежат в сферепроизводства, в первую очередь продуктов высоких технологий, и обусловлены ихкачеством.
Проблемы, которые создаетинфляцией, почти полностью связаны с неопределенностью. В этом аспекте низкий,но плохо прогнозируемый темп инфляции хуже, чем высокий, но хорошопрогнозируемый.
По этой же причиненеблагоприятна и дефляция, я так же дезинфляция.
Дефляция – повышениеценности и покупательной силы денег.
Дезинфляция – это замедлениетемпа инфляции.
Они создают трудности длятех, кто не может правильно предвидеть и рассчитать будущую инфляцию.
1.4 Социально-экономическиепоследствия инфляции и методы ее регулирования.
Ряд экономистовпридерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция(скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемаясоответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Всоответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразныйстимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, дляувеличения Q. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если неоговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
Каковыбы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и дажеоставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ходэкономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативныхвлияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.
К социально-экономическимпоследствиям инфляции относятся:
-Снижение реальныхдоходов населения и как следствие отсюда снижение мотивов к трудовойдеятельности.
-Усиление дифференциациинаселения по уровню дохода.
-Ухудшение условий жизнисоциальных групп с твердыми доходами.
-Возникновение опасностисоциальных потрясений.
-Ослабление позициивласти, снижение доверия населения правительственным программам.
-Возникновение трудностейс долгосрочным планированием. Повышение риска инвестирования.
Методы борьбы синфляцией.
Правительство каждойстраны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику.Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы.
1. Регулирование общеймассы денег через управление ими центральным банком; 2. Регулирование ссудногои учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральнымбанком; 3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центральногобанка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы.
Прямые методы регулированияпокупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией,включают в себя: 1. Прямое и непосредственное регулирование государствомкредитов и тем самым — денежной массы; 2. Государственное регулирование цен; 3.Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала ивалютного курса.
Первоочередныеантиинфляционные методы :
Сбивать темпы инфляции — значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Дляэтого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. Кпервоочередным мерам относятся следующие: 1. Обеспечение страны в достаткепродовольствием. Для налаживания продовольственного дела в стране следуетоказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиямвсех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.
а) установление порядкавыдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их засчет будущего урожая; б)установление государственных закупочных цен, а такжецен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне,обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системыконтрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственнуюпродукцию.
2. Воссозданиеразрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чегофункционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо преждевсего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексированияутраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации исобственных оборотных денежных средств.
3. Налаживаниеснабженческо-сбытовых связей между предприятиями.
Хозяйственные связипредприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через системукрупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамкахотдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога надобавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования вРоссии рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций,определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав егоставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, чтобудет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризисанеобходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательноеисполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банкапо приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий,соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизациипотребительского рынка целесообразно: а) создать систему стимулированияразвития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственныекредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на арендуоборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввестиобязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности,когда риск разорения особенно значителен; б)создать условия для повсеместногораспространения параллельно с существующей системой торговли потребительскихкооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки иреализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (поналичному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативногосектора.
7. Следует также проводитьрациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгогоконтроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должныосуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемыегосударством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.
В заключение необходимоотметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае ихадекватного соответствия ее сущностным причинам.
Глава 2. Современноесостояние инфляционных процессов в РФ.
2.1 Сравнительный анализинфляционных процессов в России на современном этапе.
Российскийтип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняетсяусловиями ее развития при переходе от плановойэкономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен. В современной Россиивид инфляции – ползучая ( до 10 процентов в год).
Приопределенном высоком уровне инфляция становится опасной для экономики исоциальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции длянациональной экономики России состоит в следующем:
— обесцениваютсядоходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;
— происходитперераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатымслоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливаетсоциальное расслоение;
— разрушаетсяденежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняютнациональную валюту, расцветает бартер;
— денежныенакопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакиедолгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база дляэкономического роста.
Причинамиинфляции в 2007г стали:
Инфляционное ожидание;
В условияхвысоких темпов экономики инфляцию подпитывает растущий внутренний спрос;
Основными причинамиускорения темпов инфляции в апреле-июне 2007 г. являются сокращения предложение ряда продовольственных товаров и низкая конкуренция на продовольственныхрынках на фоне быстро растущих доходов населения.
Также будетсказываться и импортируемая инфляция на рынке продуктов в связи с недостаточнымпредложением отечественной сельхозпродукции; на цены повлияли низкие темпыроста отечественного производства из-за низкой рентабельности или убыточностипроизводства ряда товаров (сливочного масла и сыра);
В связи сростом притока капитала в Россию вследствие высоких цен на энергоносители намировых рынках. Основной движущей силой инфляции власти называют чистый притоккапитала в страну. По словам Игнатьева, за первое полугодие он составил $67миллиардов по сравнению с $14 миллиардами годом ранее, а за весь год, по оценкеЦБР, этот показатель будет на уровне $70 миллиардов.
-основнаяпричина высокой инфляции в июне 2007г. — быстрый рост цен на плодоовощнуюпродукцию, которая в июне подорожала более чем на 12%, в то время как в июнепрошлого года цена на плодоовощную продукцию снижалась;
— причиной инфляционного всплеска в сентябре и начале октября являютсянемонетарные факторы — рост мировых цен на продовольственном рынке, которыйвызвал скачок цен на молочные продукты и зерновые в России;
Ускорениетемпов инфляции, наблюдаемое с апреля 2007 года, в основном связано сопережающим ростом цен на продовольственные товары. В конце сентября — началеоктября произошел резкий скачок цен на ряд основных продуктов питания – рост в1,2-1,4 раза: молоко и молочная продукция, масло сливочное, сыры, подсолнечноемасло, яйца. В итоге за январь-сентябрь 2007 года цены на продовольственныетовары выросли на 8,1 %, что в 1,2 раза выше, чем год назад, тогда как в Iквартале отставание составляло 2,4 раза;
Ускорениеинфляции, по мнению министерства, обусловлено образованием дефицита продукциина отдельных рынках продовольственных товаров из-за резкого сокращения импорта,а также увеличением экспорта вследствие благоприятной конъюнктуры на мировыхрынках и падения коммерческой привлекательности внутреннего производства (запоследние три года реальные цены снизились более чем на 25 %);
Другой факторроста цен — быстрый рост денежных доходов населения, и особенно заработнойплаты — в номинальном выражении, соответственно на 21,7 % и 25,7 %(январь-сентябрь 2007 года к соответствующему периоду 2006 года), ведущий кросту платежеспособности населения, особенно с низким уровнем доходов (что поддерживаетплатежеспособный спрос на продукты). Повышение пенсий с 1декабря.
Основными причинамиинфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировыхцен на товары, а также увеличение бюджетных расходов (в настоящее времянаблюдается профицит гос. бюджета), считают эксперты.
а) Уровень инфляции напервое полугодие 2007г.
Инфляция за первоеполугодие 2007г. составила 5,7%. За первое полугодие 2006г. этот показательсоставлял 6,2%. Инфляция существенно замедлилась в I квартале 2007 г. В этот период продолжалось воздействие основных факторов, определявших инфляцию в апреле–декабре 2006 года : значительный рост предложения товаров(особенно импорта) и усиление конкуренции в сфере реализации по меребыстрого развития сектора торговли; снижение инфляционных ожиданий на фоневысоких темпов роста в реальном секторе и продолжающейся дедолларизацииэкономики, и в связи с этим растущего спроса на деньги.
Инфляция за I полугодие 2007 г., в том числе по отдельным сегментам потребительского рынка (см. приложение).
В июне 2007г. ростпотребительских цен составил 1%, а в июне 2006г. он составлял 0,3%. Основнаяпричина высокой инфляции в июне 2007г. — быстрый рост цен на плодоовощнуюпродукцию, которая в июне подорожала более чем на 12%, в то время как в июнепрошлого года цена на плодоовощную продукцию снижалась.
Укрепление реальногоэффективного курса рубля в первом полугодии 2007г. составило 3,2%. Зааналогичный период 2006г. этот показатель составлял 7%.Напомним, укреплениереального эффективного курса рубля за 5 месяцев 2007г. составило 2,3%. Зааналогичный период 2006г. укрепление составляло 5,4%. Рекордный приток капиталасвязан с распродажей активов ЮКОСа и размещением акций ВТБ и Сбербанка.
В июне 2007 г. инфляция в России составила 1% против 0,3% в июне 2006 г., т.е. была более чем в 3 раза выше, чем годом ранее. Основной причиной инфляции, по мнению аналитиков, былорезкое увеличение цен на плодоовощную продукцию в июне 2007 г.
Овощи, фрукты и ягоды виюне т.г. выросли в цене на 12,2%, в то время как в июне 2006 г. наблюдалось снижение цен на них на 0,6%. По мнению экспертов еженедельника «Агроогляд: овощи и фрукты», такаядинамика цен на плодоовощную продукцию в Российской Федерации обусловленабольшой разницей в климатических условиях 2006 и 2007 гг.
Напомним, что в Iквартале 2007г. объем денежных доходов населения сложился в размере 4 трлн141,2 млрд руб. и увеличился на 21,5% по сравнению с соответствующим периодом2006г. В I квартале 2007г. население России израсходовало на покупку товаров иоплату услуг 3 трлн 065,5 млрд руб., что на 21,6% больше, чем в январе-марте2006г. Сбережения за этот период составили 651,3 млрд руб., что на 4,3% больше,чем за соответствующий период предыдущего года. Реальные располагаемые денежныедоходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекспотребительских цен) в марте 2007г. по сравнению с соответствующим периодом2006г., по оценке Росстата, увеличились на 12,6%, а в I квартале 2007г. возросли на 13% к уровню 2006г. Рост денежного предложения неоказывал давления на инфляцию в I полугодии текущего года.
Базовая инфляция(очищенная от сезонных колебаний и немонетарных составляющих ИПЦ) во I кварталепо сравнению с предыдущим снизилась на 0,4 п.п. — до 1,3%,однако была чуть выше прошлогоднего показателя (1,1процента).
Напродовольственные товары за январь-июнь цены выросли на 6,1% (на 7%год назад). После стабильной динамики в январе – апреле (прирост на0,8-0,9% в среднем за месяц), темпы роста цен стали нарастать, и в июнедостигли 1,7% - самого высокого уровня с марта 2006 года.
В июне 2007 годапродолжалось интенсивное удорожание плодоовощной продукции – прирост ценсоставил 12,2% (в мае – на 7,8%) за счет нового витка роста цен на овощи на 22,3% (в мае – на 20,5%). В итоге за I полугодие 2007 г. цены на плодоовощную продукцию выросли на 38,6%, против 31,5% в прошлом году. Особенноподорожали овощи – в 1,9 раза (1,55 раза), картофель — в 1,4 раза (1,5раз), тогда как цены на фрукты выросли на 12,1% (8,3%). Вклад в инфляциюкомпоненты роста цен на плодоовощную продукцию составил 1,5 п.п. (год назад –1,2 п.п.), а всех продовольственных товаров – 2,5 п.п. (3 п.п.).Вклад винфляцию отдельных групп товаров и услуг(см. приложение).
Значительный ростцен на плодоовощную продукцию в текущем году вызван целым рядом причин:сокращением предложения плодоовощной продукции в межсезонный период(импорт моркови, лука, капуста, свеклы, на который приходится свышеполовины рынка, за I полугодие уменьшился в среднем на 17%), чторазбалансировало розничный рынок овощей – снижение их поставок составилопримерно 15%; ростом цен на импортные овощи в 1,4 раза (январь-июнь) ифрукты – в 1,2 раза (январь-март) по сравнению с аналогичным периодом прошлогогода вследствие замещения дешевого импорта из ближнего зарубежья болеедорогим импортом из дальнего зарубежья; прекращением действия пониженных сезонных ввозных таможенных пошлин с 1 июня на овощи (пошлиныповышены до 15% против 5% в феврале – мае), которые были введены в началегода.
На остальныепродовольственные товары прирост цен не столь значительный за полугодие – на 2,7% (4,5% год назад). Однако в мае-июне темпы роста цен также сталинарастать.
В мае-июле повысилисьтемпы роста потребительских цен:
· на изделия из зерновых культур (в июне цены на хлеб и хлебобулочные изделиявыросли на 1,6%, в первой половине июля – на 4,4%), вследствиезначительного роста цен на зерно на мировых рынках (на 20% в июне) и вслед заними и внутри страны;
· мясо птицы (в июнеподорожало на 1,9%, в первой половине июля – на 1,2%) вследствиесокращения импорта и роста цен на корма.
Следует отметить, что наболее низкой динамике роста цен на продовольствие за исключением плодоовощной продукции в I полугодии 2007 г. определенное влияние оказало снижение цен на сахар в связи с перенасыщениемрынка за счет роста поставок свекловичного сахара в 1,28 раза, атакже — падения цен на сахар-сырец и сырцового сахара. После подорожаниясахара в 1,5 раза в I квартале 2006 года, с апреля 2006 года по май 2007года отмечено снижение цен на сахар на 27,1%. В том числе с начала года(по состоянию на 16 июля) цены снизились на 4% (год назад цены выросли на30,4%, внеся в инфляцию 0,4 п.п.). Динамика цен на основные видыпродовольственных товаров (см. приложение).
На непродовольственныетовары за прошедший с начала года период прирост цен — 2,2% (год назад –2,3%), сохраняется невысоким в основном за счет продолжающего роста импорта, доминирующего на рынке данных товаров. Тем не менее,несмотря на высокую насыщенность рынка, темпы роста цен не снижаются (безучета цен на бензин рост был таким же, как и год назад) вследствиенепрерывно растущего платежеспособного спроса населения.
Автомобильный бензин послешестимесячной паузы стали повышаться с апреля. За три месяца прирост цен поканевысокий - 1,4% (по отношению к декабрю 2006 г. – на 0,5%), однако цены стабильно растут.
В текущем году болееинтенсивно дорожают строительные материалы, особенно в сезон строительных работ– за апрель – июнь прирост на 4,3%, а с начала года — на 6,5% (против 3,5% годназад) в связи со строительным бумом. Динамика цен на основные видынепродовольственных товаров (см. приложение).
Тарифы на платные услугинаселению за I полугодие 2007 г. выросли почти также — на 9,8%, каки год назад (10%).
При этом, рост тарифов нажилищно-коммунальные услуги был ниже – 12,7% (16%), а рост остальных тарифов на 8,2% (6,4%) — выше. Существенно подорожали услуги связи – на 10,5%(0,3%), а также пассажирского транспорта – на 11,9% (10,9%), в том числерегулируемые на местах — на 9,9 процента.
Услуги пассажирскогожелезнодорожного транспорта за январь-июнь подорожали на 23,6% (14% годомранее). Оплата проезда в поездах дальнего следования в регулируемом секторе (плацкартные и общие вагоны) в соответствие с решениемПравительства была поднята на 12%. В нерегулируемом секторе тарифы увеличились на 37% (год назад – на 15,7%), при этом выросли ассортимент и качествооказываемых услуг. На конкурирующем воздушном транспорте оплата вырослана 5,1% (7,7 процента).
Тарифы на оплату услугнаселением оказываемых организациями жилищно-коммунального хозяйства порасчету МЭРТ, за полугодие увеличились в среднем по России на 13,1%(при установленном Правительством предельном повышении их на 2007 г. на 15%). Оплата электроэнергии населением выросла на 11,7%, газа сетевого – 16,7%(Правительством на 2007 г. установлено их предельное повышение для отпускасубъектами естественных монополий для населения — на 13% и 15% соответственно).
Тарифы естественныхмонополий. Средние оптовые цены на газ для всех категорий потребителей вянваре 2007 г. были повышены на 15% и до конца года меняться не будут.
В соответствии с решениемПравительства Российской Федерации регулируемые тарифы на электроэнергию длявсех категорий потребителей на розничном рынке на 2007 год были повышены на 10%в среднем по России.
С 1 января 2007 г. введены свободные цены на продажу 5% электроэнергии, отпускаемой организациям по долгосрочнымдоговорам. В среднем электроэнергия подорожала на 12,2%, в томчисле отпущенная организациям – на 12,9 процента.
Тарифы на железнодорожныеперевозки грузов в январе 2007 г. были увеличились в среднем на 8% (в 2006 г. – на 7,5%).
Цены производителей промышленныхтоваров. За I полугодие 2007 г. выросли на 14,5% (год назад – на 9,4%), втом числе за II квартал – на 12,7 процентов.
По расчетуМинэкономразвития России на торгуемые товары, динамика цен на которыеформируется в зависимости от биржевых, за полугодие рост цен составил23,8% (13%) в том числе за II квартал – на 24,9%.
На неторгуемые товарыцены в среднем росли несколько быстрее потребительской инфляции – прирост 8,6% за полугодие (8,3% год назад), при этом динамика имела возрастающуютенденцию.
В производствестроительных материалов (продукция прочих неметаллических минеральныхпродуктов) в январе-июне прирост составил 13% (в 2005 году –16,7%, 2006 г. -19%). Несмотря на значительное повышение цен в предыдущие годына цемент и товарный бетон, в текущем опережающий рост цен сохраняется (приростцен на 22,4% и 17,4% соответственно), что связано с усилением локальногомонополизма в их производстве. Цены в производстве деревянных строительныхконструкций выросли на 8,5 процентов.
Также отмечен ускоренныйрост цен на ряд инвестиционных товаров в машиностроительной продукции и чернойметаллургии. В производстве машин и оборудования для добычиполезных ископаемых и строительства цены выросли на 9,5% (2,7%),подъемно-транспортного оборудования – на 8,8% (4,3%), оборудование дляэлектроэнергетики (двигатели и турбины, кроме авиационных, автомобильных имотоциклетных) подорожало на 8,3% (за 2006 г. – 19,8%) в связи с реализацией инвестпрограм субъектами естественных монополий. В производствестальных и чугунных труб цены выросли на 9,1 процентов.
В целом в производствемашин и оборудования прирост цен за январь-июнь 2007г. ниже – 7,1% (4,9% годназад). В производстве автомобилей прирост цен умеренный – на 3,4%,сдерживаемый расширением производства предприятиями с иностранным капиталом иростом импорта автомобилей.
В среднем в производствепищевых продуктов, включая напитки прирост цен за январь-июнь 2007 г. невысокий — 4%. Однако июне цены выросли на 1,1%, среди них особенно подорожала мука - 5% (а с начала года - на 4,8%) и готовые корма для животных – на 3,4% (14,7%) в связи с ожидающимсяповышением цен на зерно. В текстильном и швейном производствах прирост цен заянварь-июнь 2007 г. составил 4,4% (1,6% годом ранее), в производствекожи, изделий из кожи и производстве обуви – 2,9% (3,1 процента).
Цены на нефтепродуктывыросли более умеренно, чем на нефть (40,3%)– в среднем прирост с началагода на 11,5%. Вместе с тем в июне 2007 г. по отношению к июню 2006 г., цены были ниже на 2,5% (на нефть- 6,5%).
На бензин автомобильныйцены производителей повысились в марте-мае — на 28,8%, после снижения ценна 24,4% за октябрь 2006-февраль 2007, при этом за годовой период (июнь2007 /июнь 2006) — на 13,1%. На дизельное топливо рост цен за полугодие болееумеренный – на 10,1% (а за годовой период – снизились на 7,2%), так каквнутренние цены — 11,4 руб./т были выше мировых (с поправкой наторгово-транспортную наценку). Мазут топочный с начала года подорожал на 18,5%,а за годовой период – подешевел на 6,4%. Более высокий рост обусловлен почтиотставанием внутренних цен от мировых почти вдвое и растущим внешнимспросом на мазут.
Цены на продукцию добычиполезных ископаемых за период с начала года выросли на 37% (год назад – 13,7%)в связи ростом мировых цен на энергоносители. Цены на добытуюнефть, продаваемую на рынке (за исключением внутрикорпоративных цен),повысились в апреле-июне на 50,2%, а с начала года — на 40,3%(на мировых рынках в феврале-июне цены выросли примерно на 36%). В текущем годуначали расти цены на уголь после двухлетней паузы. Цены на угольэнергетический каменный с начала года выросли на 10,4% (за 2006 г. –прирост всего на 3,1 процента). На остальные товары данной группы ростцен был невысоким.
За январь-июнь 2007 г. цены на продукцию обрабатывающих производств в среднем выросли на 8,2% (7,7% год назад).
В металлургии темпыроста цен сохраняются высокими. В производстве цветных металлов заполугодие прирост на 12,7% (за 2006 г. – 58,8%); на продукцию черной металлургии цены выросли на 14.7% процента.
Вместе с тем умеренныйрост цен на продукцию химических производств - прирост за январь-июнь 2007 г. на 3,7% против 8,6% год назад, в производстве резиновых ипластмассовых изделий – 3,2% (4,9% год назад).
В январе-июне 2007года индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукциюво всех категориях хозяйств в среднем составил 99,4% (за январь-июнь 2006 г. – 100,8 процента). За годовой период (июнь 2007/июнь 2006 г.) цены выросли на 10,4 процента.
Цены на продукциюрастениеводства за полугодие выросли на 3,9 %. Зерновые культуры ценыза подорожали на 8%, а за годовой период — выросли на 24,0% всвязи с ростом мировых цен. В июне пророст пока не высокий — на 2,3%, ценамягкой классной пшеницы составила 4029 руб/ т.
На картофель цены вырослис начала года на 19,8%, в том числе за май-июнь — на 2,1% (тогда как врознице он подорожал в 41,2% и 22,5% соответственно).
Овощи в июне были на 17,9% дешевле по отношению к декабрю 2006 (а за май-июнь — на 33%). При этомкапуста подорожала на 58,5% (в рознице – на 204 %, морковь – на 17,8%(79,5%), лук – на 15,4% (63,3%), свекла — на 11,1% (40%).
На продукциюживотноводства индекс цен за полугодие составил 96,4%.
Динамика цен на скот иптицу низкая вследствие роста импорта (январь-май) мяса на 34,9% и мясаптицы – на 4,1%. Незначительно подорожало мясо птицы — на1,8%, и КРС - на 2,2%. Мясо свиней подешевело на 9,6%(а за годовой период – на 13,7%) вследствие роста производства при низкомспросе на отечественное мясо, вследствие роста импорта, в то время какпоголовье продолжает снижаться.
В среднем тарифы наперевозки грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) за январь-июнь 2007 г. выросли на 7,3% (год назад – на 8,4%). На автомобильномтранспорте тарифы выросли на 6% (4,7%).
Прирост сводного индексацен строительной продукции за январь-июнь 2007 г. составил 6,8% (годом ранее – 4,4 %), в том числе индекс цен производителей в строительстве(строительно-монтажные работы) 6,7% (4,2 процентов).
б) Уровень инфляции навторое полугодие и прогноз на конец 2007г.
В начале 2-го полугодияобозначились новые инфляционные риски — повышение цен на зерно и хлеб,возможное повышение цен на мясо и на бензин и всплеск потребительскогокредитования из-за роста заработной платы. Отметим,что темп прироста цен на продовольствие по сравнению с прошлым годом резковырос, что стало основной причиной превышения ИПЦ во II квартале текущего годаИПЦ за аналогичный период 2006 г. В качестве причины данного явления можновыделить сложную ситуацию с импортом плодоовощной продукции из ряда стран –традиционных ее поставщиков в РФ.
Годовая инфляция с июня2006г. по июнь 2007г. составила 8,5%, в то время как за весь 2006г. инфляциясоставила 9%.Инфляция в России за август 2007г. составила 0,1%. В целом запервые 7 месяцев 2007г. инфляция в России составила 6,6%. Инфляция по итогам 8месяцев 2007г. составила 6,7%. против 7,1% в январе-августе 2006 года.Инфляция в РФ по итогам 2007г. будет больше, чем в 2006г. По итогам 2006г.инфляция составила 9%. По итогам 2007г. не удастся достичь запланированныхпоказателей по инфляции на уровне 8%.
В августе 2007 года ценына продовольственные товары в среднем снизились на 0,6% (всравнении с предыдущим месяцем).В августе отмечено значительное сезонноеснижение цен на наблюдаемые виды плодоовощной продукции. Так, овощи в среднемподешевели на 23,0%, в том числе капуста белокочанная —на 33,2%. При среднем удешевлении фруктов и цитрусовых на 7,9%,цены на виноград и бананы стали ниже на 19,5% и 15,3%соответственно. Вместе с тем цены на большинство остальныхнаблюдаемых продовольственных товаров продолжали увеличиваться. По-прежнемузаметно росли цены на продукты переработки зерна. Так, пшено за месяцстало дороже на 11,3%, мука пшеничная — на 8,8%, крупы овсянаяи перловая — на 6,3%, отдельные виды хлеба, крупа манная, горохи фасоль — на 5,2-5,5%.Цены на яйца за месяц вырослина 6,2%, на икру лососевых рыб, пряники и сыры сычужные —на 2,6-2,8%, отдельные виды молочных продуктов и мед пчелиный —на 2,0-2,3%, соль поваренную, свинину (кроме бескостной), рыбу живуюи охлажденную, куры, печенье — на 1,5-1,8%.По данным Росстата,стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по Россиив конце августа составила 1656,9 рубля в расчете на месяц.По сравнению с концом июля его стоимость снизилась на 4,0% (сначала года выросла на 12,4%). Цены на непродовольственные товарыв августе 2007 года в среднем повысились на 0,6% (в сравнениис предыдущим месяцем).
С приближением новогоучебного года выросли цены на товары для детей школьного возраста(отдельные виды одежды, школьно-письменных и канцелярских принадлежностей,учебники и учебные пособия, портфели и рюкзаки ученические), которыеза месяц стали дороже на 1,3-3,4%.
В августе отмечалосьускорение темпов прироста цен на все наблюдаемые марки бензинаавтомобильного, которые за месяц подорожали одинаково — на 1,3%.Кроме того, цены на дизельное топливо выросли на 0,9%.
Среди остальныхнаблюдаемых видов непродовольственных товаров на 1,1-1,4% возросли ценына сумки дамские с верхом из кожзаменителя, спички, мылохозяйственное, книги детективно-приключенческого жанра, а такжена дрова. На 0,7-5,5% увеличились цены на четверть наблюдаемыхвидов лекарственных препаратов.
В августе обучениев общеобразовательных средних учебных заведениях, а также обучениевождению легкового автомобиля стали дороже на 1,7%.
По-прежнему опережающимитемпами росли цены и тарифы на отдельные виды услуг пассажирскоготранспорта, туризма и отдыха. Проезд в различных типах вагоновпоездов дальнего следования стал дороже на 3,3%, отдых в Турциии Испании, экскурсионные поездки по городам Европы, поездкив Китай, посещение музеев и выставок, а также путевкив санатории на территории России — на 0,9-2,6%.
Средижилищно-коммунальных услуг плата за аренду квартир у частных лицувеличилась на 2,7%.
Из остальных наблюдаемыхвидов услуг на 0,9-1,6% подорожали услуги химчисток и прачечных,ремонт жилищ, холодильников, телевизоров и часов наручных, лечебныймассаж, отдельные виды ритуальных услуг.
В сентябре на 89%наблюдаемых продовольственных товаров отмечалось увеличение цен. Наиболеезначительно (на 13,5%) выросли цены на масло подсолнечное и сыр сычужный.Увеличение цен на эти продукты отмечалось в подавляющем большинстве субъектовРоссийской Федерации. При этом более чем на 20,0% масло подсолнечное подорожалов 24, а сыр — в 14 субъектах Российской Федерации. Более всего цены выросли намасло подсолнечное в Ставропольском крае, Еврейской автономной области иКарачаево-Черкесской Республике — на 32,1-35,6%, на сыр — в Липецкой иИвановской областях — на 25,2% и 27,4% соответственно. В группе молочныхпродуктов молоко пастеризованное стало дороже на 9,4%, кисломолочные продукты — на 7,9%, творог различной жирности — на 7,4-7,5%.Несколько замедлились темпыроста цен на продукты переработки зерна. Вместе с тем в сентябре цены на пшено,крупы манную, овсяную и перловую увеличились на 4,1-4,5%, горох, фасоль и мукупшеничную — на 3,1-3,6%.Среди остальных наблюдаемых продовольственных товаровяйца стали дороже на 6,1%, икра лососевых рыб, соленые и копченые деликатесныепродукты из рыбы, маргарин, майонез, свинина, куры, мед пчелиный натуральный,отдельные виды кондитерских изделий и овощных консервов — на 1,6-2,7%.
В сентябре продолжалоотмечаться сезонное снижение цен на наблюдаемые виды плодоовощной продукции.Так, капуста белокочанная и морковь подешевели на 16,7%, виноград — на 16,6%,картофель — на 16,1%, лук репчатый — на 12,6%, свекла — на 10,2%. Вместе с тембананы стали дороже на 13,6%, чеснок — на 2,8%.
Только по официальнымданным молоко за месяц подорожало на 7,2 процента, сливочное масло — на 9,4процента, подсолнечное — на 13,5 процента, яйца — на 6,1 процента. Правда,подешевели овощи и сахарный песок, но это мало кому помогло — всего за месяцподорожали почти 90 процентов пищевых продуктов.
В регионах дело обстоялоеще хуже, чем в целом по стране. В каждом четвертом субъекте Федерацииподсолнечное масло подорожало более чем на 20 процентов. В Липецкой иИвановской областях более чем на 25 процентов подорожал сыр.
В сентябре цены вырослина 0,8 процента. Это в восемь раз больше, чем в августе текущего и почти в 9раз больше, чем в сентябре прошлого года. И в два раза выше ожидаемых темповроста. Всего же цены с января по октябрь выросли в среднем на 7,5 процента.
В октябре в отношенииинфляции продолжились тенденции, которые наблюдались в сентябре текущего года.Причиной инфляционного всплеска являются неденежные факторы, а именно: ростмировых цен на продовольственном рынке, который теперь сказался и на России, втом числе на масло, хлеб, зерно, а это как раз те продукты, которые импортирует-экспортируетРоссия.
По признанию экспертов,цены на зерно и сельхозпродукцию были спровоцированы устойчивым спросом на нихсо стороны растущих экономик – Китая и Индии. Кроме того, именносельхозпродукцию стали использовать как альтернативный вида топлива –биотопливо. Уж как тут ценам не расти! В дополнение ко всему большой эффект нарост цен оказало снижение субсидий, а по ряду продукции — отмена субсидий вЕвропе.
За первую неделю октябряиндекс потребительских цен вырос на 0,5%, достигнув уровня годового планаправительства, 8%, досрочно.
В конце сентября — началеоктября произошел резкий скачок цен в 1,2-1,4 раза на ряд основных продуктовпитания, в частности, на молоко и молочную продукцию, масло сливочное, сыры,подсолнечное масло, яйца. Всего за сентябрь-октябрь подорожали почти 90процентов пищевых продуктов. Накопленная сначала года инфляция за 9,5 месяцев составляет 8,5 проц. (год назад — 7,3%).
По итогам 2007г. БанкРоссии прогнозирует укрепление реального эффективного курса рубля не более чемна 4-5%. По итогам 2006г. реальный эффективный курс рубля вырос к иностраннымвалютам на 7,6%. Правительство обещает стабилизировать цены на продовольствие втечении трех месяцев. Не смотря на это не превысить ориентир 8% инфляция сможетлишь сменившись дефляцией, падением цен: в истории России в конце года такогоне было никогда. Министр экономического развития и торговли признала, что в2007 году рост потребительских цен превысит не только официальный прогноз 8%,но и явно будет выше прошлогоднего уровня 9%.
Отметим,и в конце 2007 года, и в 2008 году можно ожидать существенного ростагосрасходов: в конце года экономика должна получить из бюджета средства,передающиеся в капитал институтов развития. Во втором полугодии 2007 г. ИПЦ в РФ достигнет 3%. В результате, по итогам года ИПЦ превысит целевой ориентирПравительства и ЦБ РФ в размере 8% и составит 8,7%. Прирост цен производителейпромышленных товаров оценивается в среднем на уровне 1,2 процента в месяц, агодовой прирост цен производителей в 2007 году прогнозируется на уровне 25,4процента. Согласно расчетам, по итогам 2007 года реальные располагаемые доходывырастут на 12 процентов по сравнению с 2006 годом, а реальная заработная платана 17,1 процента. С 1 декабря произойдет увеличение пенсий. У минэкономразвитиясоответствующие отчетные данные за первое полугодие — 11,2 и 17,5 процента, ивряд ли они будут снижены. По итогам 2007 года прирост инвестиций в реальномвыражении прогнозируется еще выше — на уровне 22,5 против 17,5 процентасоответственно. Инфляция в 2007 г будет между 9,5-11 проц. Несмотря на стольпессимистичные ожидания в отношении роста цен в 2007 году, прогнозы на 2008 годпока никто не меняет.
Вывод: Инфляция за 2006 г. составила 9%. Уже в октябре 2007 г. инфляция достигла 8,5%. Прогноз на конец года теперьсоставляет 9,5-11 проц. Из этого следует, что ползучая инфляция может сновасмениться на галопирующую, т.е. более 10 проц. Эта смена может привести Россиюк некой деградации, т.к. в ряде развитых и развивающихся стран ползучаяинфляция ( в некоторых достигает 3-4 проц. в год). К тому же России в 2006 годувыполнить прогноз по инфляции удалось впервые за много лет и выполнениепрогноза в 2007 году показало бы, что прошлогодний успех не был случайностью. Правительствообещает принять меры по торможению резко начавшегося в сентябре инфляционногороста.
2.2 Антиинфляционные меры 2007г.
Антиинфляционная политика — система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.
Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.
Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Поскольку инфляция стала одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика направлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий.
Как свидетельствует мировой опыт, набор основных антиинфляционных мер типичен для большинства государств. Их специфика в отдельных странах определяется темпом инфляции, состоянием экономики, экономической политикой государства, теоретической концепцией, на которой она основана.
Антиинфляционная политика государства в 2007г. связана с причинами ускорения темпов инфляции. Среди основных факторов, обуславливающих ускорение инфляции, образование дефицита отдельных продовольственных товаров (молоко и молочной продукции, сливочного масла, сыра) вследствие резкого сокращения импорта и увеличения экспорта (например, подсолнечного масла), влияние роста мировых цен на зерно и продовольствие на цены внутреннего рынка (молоко и молочная продукция, пшеница и ячмень, подсолнечное масло) и ослабление конкуренции со стороны импорта. Также существенными инфляционными факторами являются быстрый рост денежных доходов населения и особенно зарплаты в номинальном выражении (за январь-сентябрь 2007г. на 21,7% и 25,7% соответственно к соответствующему периоду 2006г.), а также низкая склонность населения к сбережениям вследствие отрицательной доходности наиболее популярных сберегательных институтов (депозиты, валюта) и недоступности вложений в недвижимость для основной части населения из-за невысокого уровня доходов (среднемесячная заработная плата эквивалентна 3,5 прожиточным минимумам, а 70% населения имеют среднедушевые доходы на уровне среднемесячной зарплаты, составляющей менее 14 тыс. руб.).
Победа над инфляцией, которая, казалось, была так близка весной, сейчас вновь откладывается на неопределенный срок. Вопреки оптимизму правительства и некоторых аналитиков рассчитывать здесь особо не на что. С немонетарной точки зрения, высокий рост цен во втором полугодии «заложен» издержками производителей и наценками посредников, административно бороться с которыми бессмысленно. С монетарной же стороны столь же бессмысленно использовать меры курсовой и денежной политики. От какой-либо «тонкой настройки» эффект будет столь же «тонким». Если же задействовать мощные, но примитивные другие рычаги, то это выйдет себе дороже, поскольку больно ударит по нынешним «священным коровам» роста: внутреннему спросу, производству и инвестициям.
1. Планируется повышение ввозных пошлин на зерно (пшеницу и ячмень) и снижение пошлин на молоко и молочную продукцию. Пошлины будут вводиться сезонно.
Правительство готовит ряд решений по тарифам на импорт молочной продукции (по оценкам Минсельхоза, Россия импортирует 26% молочной продукции) и экспорт зерна, чтобы сдержать темпы роста цен.
Было принято решение ввести экспортные пошлины на зерно — 30% на ячмень и 10% на пшеницу. Кроме того, планируется снизить с 15 до 5% импортные пошлины на молоко, масло, сыр и творог.
2. В значительной степени рост цен связан не с дефицитом зерна, а с высокой монополизацией рынков. Антиинфляционные меры будут подкрепляться мероприятиями в области антимонопольной политики. Здесь есть поле деятельности для антимонопольной службы. Антимонопольщики рассказали, что им поручено в ближайшее время проверить продовольственные рынки, на которых был отмечен существенный рост цен на продукты. Проверки пройдут также на молокозаводах и зерновых элеваторах. Кроме того, антимонопольная служба предложит снизить некоторые таможенные ввозные пошлины втрое. А вчера «антиинфляционный поход» начала Федеральная антимонопольная служба, заявившая, что «оперативно» проверит продовольственные рынки, на которых отмечен рост цен. Эксперты, впрочем, сомневаются в том, что эти пожарные меры позволят достичь сколь-нибудь значимых результатов. Налицо явное отсутствие внятной антиинфляционной политики, без которой невозможно ликвидировать фундаментальные причины, вызывающие рост потребительских цен. И проверка рынков, на которых весной этого года само правительство дестабилизировало ситуацию, изгнав в буквальном смысле часть продавцов (с иностранными паспортами), к разрешению этих фундаментальных проблем точно не приведет.
По мнению парламентского большинства, причины роста цен в «слабости производства», сговоре фирм-посредников и завышенных ценах в сетевых магазинах. В помощь правительству законодательная власть предлагает ускорить рассмотрение законопроекта о продовольственной безопасности, законодательно закрепить перечень продуктов первой необходимости, по которым будет установлено государственное регулирование цен.
3. Всеми необходимыми инструментами для сдерживания инфляции располагает и Банк России. Среди таких инструментов и сохранение ставки рефинансирования на запретительном уровне, то есть выше инфляции, и привлечение денег на депозиты ЦБ и выпуск его ценных бумаг. Наконец, в запасе Банка России остается номинальное укрепление курса рубля. Для удержания инфляции в запланированных параметрах Центробанку придется активно использовать меры, которые есть у него в наличии. В частности, необходимо сохранить запретительные ставки рефинансирования «однозначно выше инфляции». ЦБ РФ будет использовать привлечение средств на депозиты и выпуск ценных бумаг, а также повышать ставку по фонду обязательного резервирования.
Кроме того, всегда остается такой инструмент, как укрепление номинального курса рубля. Определять необходимость укрепления рубля ЦБ РФ будет сам. Не до конца сработал и механизм стерилизации избыточной денежной массы в стабфонде. Получилось, что мы как бы левой рукой через налоги изымаем деньги, а правой — все более активно начинаем их раздавать.
4. Есть время и возможности, чтобы снизить инфляцию до 7% в 2008 году. Глава ЦБ полагается на постоянное снижение текущего сальдо платежного баланса в связи с ростом импорта. Таким образом, у нас появляются дополнительные возможности влияния на динамику денежной массы. Давление на инфляцию со стороны денежного предложения будет сокращаться, и есть все шансы удержать ее в рамках 8%.
Последние дни показали, что борьба российских властей с инфляцией не носит планомерного характера, а ведется, что называется, в пожарном порядке. У власти нет внятной и эффективной антиинфляционной политики. Кроме того, совершенно не прописаны механизмы, с помощью которых будет снижаться инфляция.
/>
/>
Заключение.
Таким образом, инфляция –это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой,необеспеченной массой товаров и услуг, что проявляется в обесценении денег иросте цен. Она оказывает негативное влияние на экономическую, политическую,социальную и другие сферы жизни общества.
Взависимости от разных факторов существуют такие виды инфляции как инфляцияспроса и инфляция издержек, ползучая, галопирующая, гиперинфляция,сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и неожидаемая, открытая иподавленная. В экономике чаще всего происходит взаимодействие и переплетениеэтих видов, и она развивается как полномасштабная инфляция.
Современнойинфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носилалокальный характер, то сейчас — повсеместный, всеохватывающий; если раньше онаохватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, тосейчас – хронический.
Инфляция являетсямногофакторным процессом. Она может возникнуть под действием как денежныхфакторов (объем денежной массы, импортируемая инфляция, которую вызываютпонижение валютного курса денежной единицы, которое повышает рыночные ценыимпортируемых потребительских товаров, и чрезмерное расширение денежной массы ит.д.), так и неденежных (падение роста производительности труда, снижениеобъемов производства, монополизм и т.д.)
Внастоящее время наблюдается повышение темпов инфляции по сравнению с прошедшимгодом. Продолжают повышаться цены на продовольственные товары, автомобильныйбензин, услуги пассажирского транспорта и многие другие товары и услуги;возросли реальные располагаемые денежные доходы населения, но темпы ростапотребительских расходов населения превышают темпы роста доходов и т.д.
Взависимости от темпов инфляция имеет свои плюсы и минусы. Небольшие темпыинфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен инормы прибыли. По мере роста инфляция наносит серьезный ущерб стабильностипредприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, еенаселению, подрывают доверие народа к правительству.
Внастоящее время инфляция — один из болезненных и опасных процессов, негативновоздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Этоусугубляется отсутствием последовательной и эффективной антиинфляционнойполитики.
Список литературы.
1. Абрамова М.А.,Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Юриспруденция,2001.
2. Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Издательская группаНОРМА – ИНФРА М, 1998.
3. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991.
4. Тарасевич Л.С.Макроэкономика. – М.: Высшее образование, 2006.
5. Инфляция: причиныи закономерности // Вопросы экономики. 1992. № 2.
6. Современнаяинфляция: истоки, причины, противоречия. М.: Мысль, 2003.
7. Амосов А.Особенности инфляции и возможность противодейсвия ей // Экономист. М., 1998. N1. С. 67-75.
8. Газета«КоммерсантЪ» № 187(3763) от 12.10.2007.