Министерствообразования Российской Федерации
Байкальскийгосударственный университет экономики и права
Финансово-экономическийфакультет
Кафедрафинансов
Специальность06.04 «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Подисциплине «Финансы»
Тема: ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ИХВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Выполнила: Шостакович Ирена Болеславовна
Группа: Ф-01-1
Руководитель: канд. экон. наук, доц.
Щербакова Ирина Николаевна
Иркутск2003
Оглавление
Введение… 2
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ: ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 4
ГЛАВА 2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ… 9
2.1 Виды и формы иностранных инвестиций… 9
2.2 Косвенное влияние иностранных инвестиций на состояниегосударственных финансов… 15
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИЮ: 19
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ… 19
Заключение… 25
Список литературы… 26
Приложения… 28Введение
Тема иностранных инвестиций в России, ихвлияния на состояние государственных финансов является на сегодняшний деньвесьма актуальной. Экономика России еще не полностью преодолела негативныепоследствия кризиса 1998 года. Многие исследователи связывают возможныесущественные изменения в экономике страны с иностранными инвестициями. Так,целый ряд развивающихся стран продемонстрировал миру высокие темпыэкономического роста за счёт поддержки иностранных инвесторов.
Целью данной курсовой работы является исследование механизмовпрямого и косвенного воздействия иностранных инвестиций на состояниегосударственных финансов в России в последнее десятилетие. Автор ставил передсобой следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты, касающиеся устройства государственныхфинансов и классификации инвестиций;
- проанализировать, за счет каких источников функционируют государственныефинансы в РФ и какое место среди этих источников занимают иностранные инвестиции;
- рассмотреть конкретные механизмы влияния иностранных инвестиций на государственныефинансы Российской Федерации в 1995-2003 гг.;
- проанализировать сложившуюся в России на современном этапе ситуацию с инвестиционнымклиматом и рассмотреть возможные пути его улучшения.
В представленной курсовой работе автор пытается решитьпоставленные задачи, основываясь на анализе современной научной литературы,периодической печати и законодательных актов. В курсовой работе былииспользованы научные работы Ковалева В.В., Бочарова В.В., Брайчевой Т.В. Авторосновывался на исследовании материалов таких периодических изданий, какжурналы «Финансы», «Инвестиции в России», «Вопросы экономики», «Экономист».Некоторые данные были получены посредством Интернет.
Разрабатывая данную тему, автор столкнулся, с одной стороны,с обилием материала по определенным аспектам темы, таким как привлечениеиностранных инвестиций в Россию путем выпуска государственных ценных бумаг,оценка инвестиционного климата в России и др. С другой стороны, практическиотсутствуют исследования иностранных инвестиций в том ракурсе, в котором онирассматриваются в данной курсовой работе. В этом, по мнению автора, состоитзначимость проводимого им исследования.
ГЛАВА 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ: ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Государственные(публичные) финансы – это система денежных отношений по поводу формирования ииспользования фондов денежных средств, необходимых государству для выполнениясвоих функций.
Государственные имуниципальные финансы включают: бюджетную систему, целевые внебюджетные фондыи государственный кредит. Рассмотрим, что представляют собой эти элементы, засчет каких источников они функционируют.
Бюджетная система – этооснованная на экономических отношениях и государственном устройстве,регулируемая нормами права совокупность бюджетов разных уровней (федеральногобюджета, бюджетов субъектов федерации, бюджетов муниципальных образований).Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органовгосударственной власти соответствующего уровня.
Согласно действующей бюджетной классификации вседоходы бюджетов делятся на следующие виды. Налоговые доходы включают в себяпрямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала; налоги, взимаемые взависимости от фонда оплаты труда; налоги на товары и услуги; налоги наимущество; платежи за использование природных ресурсов; налоги на внешнююторговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, сборы и пошлины. Кненалоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг,оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применениямер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, а такжесредства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ,муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия; доходы в видефинансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ,за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, и иные неналоговые доходы[1, c. 34]. Безвозмездные перечисления включаютпоступления от нерезидентов; от других уровней власти (дотации, субвенции,средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездныепоступления); от государственных внебюджетных фондов; от государственныхпредприятий и учреждений; от наднациональных организаций.
Внебюджетные фонды – этоспецифическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсовстраны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностейобщегосударственного либо регионального назначения.
К доходам внебюджетныхфондов относятся специальные целевые налоги и сборы, установленные длясоответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений,организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемойфондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФили коммерческих банков.
Рассмотрев основныеисточники функционирования двух составляющих государственных финансов, можносделать вывод о том, что основную массу денежных ресурсов, предназначенных дляфинансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов иобязательных платежей. Необходимо признать, что инвестиции в экономику, каквнутренние, так и внешние, стимулируют развитие народного хозяйства, экономическийрост. При активизации хозяйственной деятельности и росте производствавозрастают доходы государственного бюджета и внебюджетных фондов, причем не тольков текущих ценах, но и в реальном выражении. Таким образом, посредством переливакапитала, функционирует механизм косвенного влияния иностранных инвестиций на состояниегосударственных финансов. Этот механизм будет подробно рассмотрен во второйглаве данной курсовой работы.
Следует, однако,заметить, что иностранные инвестиции могут оказывать и прямое, непосредственноевоздействие на состояние публичных финансов. В условиях дестабилизациифинансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходовгосударство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из другихисточников. Основной формой государственных заимствований являетсягосударственный кредит, функционирование которого в свою очередь ведет кобразованию государственного долга. Государственный кредит – во многомобособленная часть финансовой системы, которая имеет свои источники доходов, ихособое назначение и порядок использования. Государственный кредит представляетсобой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средствпередает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны,государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны,юридические и физические лица (выступают в роли кредиторов).
Как способ финансированиярасходов правительства государственный кредит обладает рядом преимуществ иимеет существенно меньшие негативные последствия по сравнению с традиционнымиприемами – дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета засчет прямого повышения налогов. Однако государственные заимствования все-такиоказывают воздействие на состояние бюджетных средств, поскольку, как правило,обслуживание государственного долга является традиционной статьей расходнойчасти бюджета.
В общеупотребительномсмысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательствгосударства перед иностранными и внутренними кредиторами. В зависимости от рынказаимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешнийдолг. Внешний долг непосредственно связан с воздействием иностранных инвестицийна государственные финансы. Под государственным внешним долгом понимаетсязадолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другимгосударствам, международным организациям и иным субъектам международного права.Внешние долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в формекредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с иностраннымигосударствами и международными финансовыми организациями; государственных ценныхбумаг, выпускаемых от имени РФ; международных соглашений и договоров, заключенныхот имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательствс одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговыхобязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения)долговых обязательств прошлых лет.
Возможны различные путизначительного сокращения внешнего долга. Сокращение внешнего государственногодолга путем конверсии означает превращение его в долгосрочные иностранныеинвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести встране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале. Одним извариантов является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизациигосударственной собственности в стране-должнике. В таком случаезаинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банкаобязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их дляприобретения собственности. Такая операция ведет к увеличению доли иностранногокапитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежафинансовых ресурсов, вещественных носителей капитала, новых технологий, но онаоблегчает бремя внешнего государственного долга, делает возможным получениеновых кредитов из-за рубежа.
Такимобразом, публичные финансы включают три основных элемента. Основойфункционирования публичных финансов являются источники доходов бюджетной системы,целевых внебюджетных фондов и государственного кредита. Иностранные инвестицииоказывают существенное воздействие на доходную часть бюджетов и внебюджетныхфондов, внешний долг страны, а следовательно, и на состояние публичныхфинансов. ГЛАВА 2.ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ2.1 Виды и формыиностранных инвестиций
Инвестиции – денежныесредства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иныеправа, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и(или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иногополезного эффекта.
Существует множестворазличных классификаций инвестиций по отдельным признакам. Во-первых, пообъектам вложения денежных средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.Реальные инвестиции (капиталовложения) – авансирование денег в материальные инематериальные активы (инновации). Капитальные вложения классифицируются по:
1. отраслевой структуре (промышленность,транспорт, сельское хозяйство и т.д.);
2. воспроизводственной структуре (новоестроительство, расширение, реконструкция действующих предприятий);
3. технологической структуре (строительно-монтажныеработы, приобретение оборудования, прочие капитальные затраты).
Финансовые инвестиции –вложения средств в ценные бумаги: долевые (акции) и долговые (облигации).
Во-вторых, по характеруучастия в инвестировании можно выделить прямые и косвенные инвестиции.
Прямые инвестициипредполагают непосредственное участие инвестора в выборе объекта для вложенияденежных средств. Косвенные инвестиции осуществляются через финансовыхпосредников – коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды и др.Последние аккумулируют и размещают собранные средства по своему усмотрению,обеспечивая их эффективное использование.
В-третьих, по периодуинвестирования вложения делятся на краткосрочные (на срок до 1 года) идолгосрочные (на срок свыше 1 года). Последние служат источникомвоспроизводства капитала.
В-четвертых, по уровнюинвестиционного риска выделяют следующие виды инвестиций. Безрисковыеинвестиции характеризуют вложение средств в такие объекты инвестирования, покоторым отсутствует реальный риск потери ожидаемого дохода или капитала ипрактически гарантировано получение реальной прибыли. Низко рисковые инвестициихарактеризуют вложения капитала в объекты, риск по которым ниже среднерыночногоуровня. Средне рисковые инвестиции выражают вложения капитала в объекты, рискпо которым соответствует среднерыночному уровню. Высокорисковые инвестицииопределяются тем, что уровень риска по объектам данной группы обычно выше среднерыночного.Наконец, спекулятивные инвестиции выражают вложение капитала в наиболеерисковые активы (например, в акции молодых компаний), где ожидается получениемаксимального дохода.
В-пятых, по формесобственности инвестиции подразделяются на частные, государственные, совместныеи иностранные. В связи со спецификой данной курсовой работы, остановимсяподробнее на иностранных инвестициях. В роли иностранных инвесторов могутвыступать иностранные физические и юридические лица, государства и международныефинансово-кредитные организации (Мировой Банк, Европейский Банк реконструкции иразвития и т.д.).
По целям инвестированиявыделяют стратегических и портфельных иностранных инвесторов. Основной цельюстратегических инвесторов является приобретение контрольного пакета акцийкомпании или большей доли в ее уставном капитале для осуществления реальногоуправления фирмой. Они также осуществляют стратегию слияния и поглощениякомпаний. Портфельные инвесторы вкладывают свой капитал в различные финансовыеинструменты с целью получения высокого текущего дохода или прироста капитала вбудущем. Прямое влияние на состояние государственных финансов оказывают, впервую очередь, именно иностранные портфельные инвесторы.
Как уже отмечалось выше,иностранные инвестиции могут оказывать прямое воздействие на состояниегосударственных финансов. Это воздействие осуществляется, прежде всего, черезсистему государственных заимствований, а именно, через вложения иностранныхинвесторов в государственные ценные бумаги и непосредственные кредиты,выдаваемые Российской Федерации иностранными государствами и международнымиорганизациями.
Существует значительноеразнообразие инструментов еврорынка. Тем не менее, отечественные компании игосударство до сих пор прибегали к выпускам на международном рынке капиталовтолько еврооблигаций. Еврооблигации – это облигации, эмитированные намеждународном фондовом рынке и деноминированные в евровалютах – иностранныхвалютах по отношению к стране-эмитенту. Если облигации размещаются одновременно на еврорынке и на национальном рынке (одном или нескольких), ониназываются глобальными. Облигации одной эмиссии, предлагаемые к продаже одновременнов нескольких государствах в национальных для них валютах, называются параллельными.Еврооблигации размещаются среди зарубежныхинвесторов и используются для долгосрочного кредитования. Они очень похожи наоблигации, эмитируемые государством и компаниями на внутреннем рынке, так какхарактеризуются низкими процентными ставками и сохранением неизменными долейакционеров [21, c. 30-31].
После размещенияеврооблигаций на первичном рынке, они могут котироваться и на вторичном. Чаще всего еврооблигации эмитируются в форме на предъявителя, что делает ихболее привлекательными для инвесторов. Еврооблигации могут приносить постоянныйпроцент или эмитироваться в форме полисов с плавающим процентом.
Около 2/3 эмиссийеврооблигаций приходится на транснациональные корпорации. Правительство,правительственные организации международные организации эмитируют около 1/3еврооблигаций. Если в качестве эмитентов выступают правительственные агентстваили местные органы власти, необходимы гарантии центрального правительства.
В 1995-1996 гг. на рынокеврооблигаций начали выходить правительства стран Центральной и ВосточнойЕвропы, в том числе, правительство Российской Федерации. В 1997-1998 гг. к немуприсоединились субъекты Федерации – Москва, Санкт-Петербург, Нижегородскаяобласть, Свердловская область, Татарстан.
Важной проблемой привыходе на рынок облигаций является оценка заемщика. Процент, уплачиваемый заемщиком на еврорынке, отчасти зависит от его положения. Для выпускаеврооблигаций эмитенту необходимо иметь высокий рейтинг. Наиболее высокойоценкой является рейтинг ААА – это самые надежные заемщики. Высокий рейтингпозволяет осуществить эмиссию дешевле. Наиболее известными в мире рейтинговымиагентствами являются крупнейшие компании – Standard and Poor’s, Moody’s, Fitch-IBCA. Рейтинговыми агентствамипериодически проводится контрольная рейтинговая оценка эмитента. Так, послекризиса 1998 г. рейтинг России был значительно снижен, и весной 1999 года всееще составлял ССС. При таком рейтинге чрезмерно высокая стоимость заимствованияприводит к нецелесообразности выпуска.
В 1996 году правительствоРФ впервые эмитировало еврооблигации, что было связано с переговорами скоммерческими структурами зарубежных стран и реструктурированиемгосударственного долга России (с начала года он подорожал в два раза и составлял25 млрд. дол.).
Еврооблигации –эффективный источник перспективных погашений задолженности бюджета. Однако дляих выпуска России необходимо было получить официальный рейтингкредитоспособности Standardand Poor’s. Всентябре 1996 года России был присвоен рейтинг ВВ+. Этот рейтинг поставилотечественные еврооблигации в категорию спекулятивных, предназначенных длявключения в рисковый портфель западного инвестора. Данное событиеспособствовало успешной продаже российских еврооблигаций. Это был первый выходна международный фондовый рынок отечественных государственных ценных бумаг,увеличивающий возможности России по привлечению иностранного капитала иустойчивых инвесторов.
Второй еврооблигационныйзаем на сумму 2 млрд. нем. марок был осуществлен в марте 1997 года.Еврооблигации раскупались, прежде всего, потому, что они были выгоднее прямогокредитования. В основном, еврооблигации покупались частными инвесторами,заинтересованными в стабилизации положения в России.
Размещение двух эмиссийоблигаций прошло вполне удачно. Перспективы дальнейшего выпуска еврооблигацийбыли благоприятными. Это объяснялось существованием на тот момент высокогодоверия к правительству и положительных экономических показателей. Поэтому виюне 1997 года был выпущен третий еврозаем на сумму 2 млрд. дол. Со срокомобращения 10 лет. Размещение бумаг на длительный срок позволяло Россииреструктурировать внешний долг и способствовало выпускам новых займов. Ценазаимствования у еврооблигаций несколько возросла по сравнению с предыдущими заемами.Доходность была в два раза ниже доходности внутренних облигаций, но у МинистерстваФинансов в то время не было возможности заимствования на внутреннем рынке натакой длительный срок, потому что в российских условиях даже 1 год считалсядолгосрочным периодом.
По мнению многихэкспертов, в 1997 году еврооблигации сыграли значительную роль в финансированиидефицита бюджета. Общая сумма размещения этих ценных бумаг составила около 4млрд. дол. Средства, полученные от размещения еврооблигаций, можно былосчитать чистой выручкой бюджета. Далее последовал целый ряд успешных размещенийеврооблигаций в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах.
В 1998 году былиэмитированы еврооблигации на 5 млрд. дол. Параллельно выпуску облигаций,правительство уменьшало заимствование государства на внутреннем рынке, так какроссийские показатели роста экономики были положительные. Международныйинвестиционный союз считал, что рентабельность рынка ценных бумаг большерентабельности прямых инвестиций, особенно в промышленность.
В связи с успешнымиразмещениями правительственных еврооблигаций, субъекты Федерации такжеприступили к выпуску этих ценных бумаг. Правительство Москвы выпустилооблигации еврозайма, размещаемые на Западе. За ним последовали администрацииСанкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и другие органы власти. Для предупреждениячрезмерного выпуска евробумаг Правительством РФ было принято постановление поограничению эмиссии еврооблигаций: сумма выпуска не должна была превышать 30%собственных доходов субъекта Федерации, а расхода по обслуживанию долга – 15% доходовбюджета.
Финансовый кризис 1998года подорвал доверие западных и отечественных инвесторов к инструментамроссийского рынка ценных бумаг. Размещения корпоративных и, в большей степени,государственных ценных бумаг на международном рынке капитала с цельюфинансирования бюджетного дефицита были приостановлены. Практика заимствованийна международном фондовом рынке начала возрождаться только в конце 2001 года.
Какая ситуация с внешнимизаимствованиями складывается в Российской Федерации на сегодняшний день? Хотяпосле 1998 года значительно сократились вложения иностранных инвесторов вгосударственные ценные бумаги, международные кредитные организации продолжаютучаствовать в инвестировании капитала в экономику России. В апреле 2001 годаруководство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) подписалопроекты по инвестированию в российскую экономику на сумму 125 млн. долл. В июне2001 г. совет директоров Всемирного Банка (ВБ) одобрил предоставление займасроком на 5 лет в объеме 50 млн. долл. на поддержку реформы российской системыобразования.
В 2002 году внешниезаимствования Российской Федерации составили порядка 2843 млн. долл. США(Приложения, таблица №1). При этом основная сумма пришлась на внешнийоблигационный заем (2000 млн. долл.). Был получен долгосрочный заем в размере40 млн. долл. у Международного банка реконструкции и развития. Что касаетсяцелевых иностранных заимствований, были привлечены кредиты на следующиепроекты: на содействие разработке экономической стратегии Правительства РФ и высококвалифицированное аналитическоеобеспечение среднесрочной экономической политики, на проведение правовойреформы, на реструктуризацию Госкомстата России, на реформирование системымежбюджетных отношений и содействие субъектам РФ в осуществлении бюджетныхреформ, на модернизацию казначейской системы РФ, на создание общей административнойинформационной системы МНС, на предоставление финансовых ресурсов дляинвестиций в реальный сектор экономики и другие [4]. В 2003 году по сравнению с2002, в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» запланированыменьшие объемы привлечения иностранного капитала путем государственных заимствований(Приложения, таблица № 2). Как отмечают ведущие экономисты современности, этосвязано с некоторым ростом доходов бюджета в Российской Федерации в последниетри года, с планированием профицитного бюджета и стремлением сократить суммувнешнего государственного долга. Тем не менее, сумма внешних заимствованийостается весьма значительной.
Таким образом, несмотряна запланированное уменьшение суммы внешних государственных заимствований в2003 году, последние на сегодняшний день являются одним из наиболее важныхисточников финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации(Приложения, таблица №3). В то же время они формируют государственный внешнийдолг РФ. 2.2 Косвенное влияниеиностранных инвестиций на состояние государственных финансов
В звене финансовхозяйствующих субъектов формируется основная часть доходов, которая впоследующем в результате перераспределения по установленным государствамправилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также доходы внебюджетныхфондов.
Существенной базой дляразвития хозяйствующих субъектов являются иностранные инвестиции. Послекризиса 1998 года значительно сократился приток как портфельных, так и прямыхиностранных инвестиций в Россию. В 1998 году рост прямых иностранных инвестиций(ПИИ) сменился их падением, которое продолжалось и напротяжении всего первого квартала 1999 года. Тем не менее, ПИИ оказались вмомент кризиса более стабильными по сравнению с другими формами инвестиций. Онисократились меньше, чем портфельные инвестиции или кредиты (на 3,1% в 1-омквартале 1999 г.).
В настоящее время мыможем наблюдать некоторый рост ПИИ в экономику России. Так, для первогоквартала 2001 года был характерен динамичный процесс привлечения иностранныхинвестиций. По итогам января-апреля 2001 года иностранные инвестиции вроссийскую экономику оценивались в 2 718 млн. долл., что на 11,1% вышеаналогичного показателя 2000 года.
В структуре иностранныхинвестиций, поступивших в российскую экономику в 1 квартале 2001 года,наибольший рост был отмечен среди портфельных инвестиций, которые выросли в 5,6раза по отношению к соответствующему периоду предыдущего года и составили 45млн. долл. Аналогичный показатель для прямых и прочих инвестиций оценивался в12,8% (962 млн. долл.) и в 8% (1,7 млрд. долл.) соответственно.
По состоянию на 1 апреля 2001 года объемнакопленных иностранных инвестиций в российскую экономику составил 31,89 млрд.долл., что выше соответствующего показателя 2001 года на 15% (1 апреля 2000года – 27,7 млрд. долл.), но в то же время, составляет менее одной тысячнойнакопленных в мире инвестиций. Объем накопленных в России прямых иностранныхвложений оценивается в 15,93 млрд. долл. По оценкам Бюро экономическогоанализа, для достижения в России устойчивого развития в течение ближайших 20лет необходимо более 2 трлн. долл. капиталовложений, или 100 млрд. долл.ежегодно [15, c. 18]. Не очень оптимистично выглядит картина с прямымииностранными инвестициями, выраженными в процентном отношении к ВВП РФ. Прямыеиностранные инвестиции составляют в России всего 1%-2% от ВВП, в то время как вбольшинстве стран Центральной Европы этот показатель составляет 4-6%.Сохраняется тенденция неэффективной структуры импортируемого капитала:преобладающими являются так называемые «прочие инвестиции», основная частькоторых представлена кредитами, включая кредиты от различных международныхфинансовых организаций и правительств иностранных государств. (Приложения,таблица № 4)
Отраслевая структураиностранных инвестиций в 1 квартале 2001 года характеризуется увеличениемвложений направляемых в промышленность на фоне сохранения интереса иностранныхинвесторов к сфере торговли и общественного питания, а также транспорта исвязи. (Приложения, диаграмма №1)
Наиболее привлекательнымиотраслями промышленности для иностранных инвесторов являются пищеваяпромышленность, на которую в 2001 году приходилось 13,5% иностранных инвестиций(31% иностранных инвестиций в промышленность), черная металлургия (10,4% и23,9% соответственно) и нефтедобывающая промышленность (5% и 11,5%соответственно). Этот факт является серьезной проблемой для российской экономики,так как существуют глубокие диспропорции враспределении иностранных инвестиций по отраслям. Такой «отраслевой перекос»отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделениитруда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевыхресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностраннойвысокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь напотребительский спрос. Указанные области приложения капитала, безусловно, важныс точки зрения повышения жизненного уровня населения, развития рынка, но они неопределяют технический прогресс и не служат первостепенным катализатором роста.Для целей долгосрочного развития важна качественная сторона ПИИ. Большоезначение имеет тот факт, как они влияют на технологический прогресс, занятость,экспорт. В России до настоящего времени исследования такого рода непроводились.
География иностранныхинвестиций, поступивших в российскую экономику в первом квартале 2001 года,характеризуется изменением ее структуры. Так, доля Кипра в общем объемеиностранных инвестиций в России составила 16,9% (461 млн. долл, что на 54,5%выше показателя за 1 квартал 2000 г.). Удельный вес Нидерландов оценивается в14,5% (396 млн. долл., что в 2 раза превышает данные за 1 квартал 2000 г.).Аналогичные данные по США составили 13,9% (380 млн. долл., +5,3% к 1 кварталу2000 г.). (Приложения, диаграмма №2)
Как отмечалось в первойглаве данной работы, основную сумму доходов бюджета составляют налоговыепоступления. Отмечу также, что в 2003 году налоговые поступления составляют78,3% всех доходов. При этом около 39% доходов приходится на НДС, 7,4% – наналоги на прибыль организаций [1]. То есть доходы бюджета возрастают прямопропорционально росту доходов предприятий и напрямую зависят от уровня развитияпоследних. Иностранные инвестиции стимулируют рост предприятий, производство ивыпуск продукции и услуг. Значит, чтобы увеличить профицит бюджета, необходимопривлечь иностранный капитал в Россию. С 1 января 2001 года вступила в силувторая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ей упростилсяпорядок взимания НДС и акцизов. Эти мероприятия способствуют увеличениюдоходной части бюджета. Тем не менее, основным источником инвестиций насегодняшний день являются собственные средства предприятий (46% в 2001 г.).Капиталовложения, привлеченные из-за рубежа, не являются решающим фактором,влияющим на развитие экономики. Удельный вес предприятий и организаций сучастием иностранного капитала в общем числе предприятий составил в 2000 г.лишь 0,3%. (Приложения, таблица №5) Чтобы рос приток иностранных инвестиций вреальный сектор экономики, необходимо создать в стране благоприятныйинвестиционный климат. Проблемы, которые существуют на данный момент в этойобласти, и возможные пути их решения рассмотрим в следующей главе даннойкурсовой работы.ГЛАВА 3.ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИЮ:ПРОБЛЕМЫ ИПЕРСПЕКТИВЫ
Проблема привлеченияиностранных инвестиций в российскую экономику приобрела в настоящее времяособое значение. Анализ привлечения в Россию иностранного капитала показывает,что он пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях ирегионах, где его объемы наиболее велики. Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, доля иностранных инвестиций в общем объеме внутреннихдолгосрочных инвестиций в экономику пока остается незначительной.
Основнымипрепятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются политическая нестабильность,инфляция, несовершенство законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизмазащиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространениекоррупции, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры,недостаточное информационное обеспечение и др. Взаимосвязь этих проблемусиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.
За последниегоды Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов,которые желали вложить средства в Российские предприятия, но были вынужденыотказаться от этого. Причинами отказа стали, прежде всего, высокие издержки и,как следствие, неконкурентоспособность производства в России, а также сложные изапутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия.
В России отсутствует четкая государственная программапривлечения иностранных инвестиций, предусматривающая приоритетность развитиятех или иных отраслей экономики или территорий. В целом в современных условияхв России состояние инвестиционного климата характеризуется наличием высокогоинвестиционного риска. На конец 1999 г. он составил 7,28 балла подесятибалльной шкале, в том числе социально-политический риск был оценен в 7,74балла, внутриэкономический – в 7,65 балла, внешнеэкономический – в 6,45 балла(по оценке независимого информационного агентства ЮНИВЕРС).
Рассмотримосновные риски, которые ждут иностранных инвесторов на российском рынке.Во-первых, это политические и правовые риски. Отсутствует строго иерархическаясистема законодательных актов, обеспечивающих законодательную защиту инвестиций. Зарубежные инвесторысталкиваются в России с множеством препятствий, связанных с характеромроссийской правовой системы и особенностями реализации российского права вадминистративной практике. Часто административными органами не соблюдаютсяположения законов о предоставлении льгот иностранным инвесторам. Отсутствуетчеткий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт следует применитьв каждом конкретном случае. Огромное количество нормативных актов (указов,распоряжений, инструкций), регулирующих одни и те же правоотношения, часто противоречатдруг другу. Первый важный шаг в решении данной проблемы был сделан в 1999 году,когда был принят ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В соответствии с этимзаконом, зарубежные инвесторы получили право на беспрепятственный перевод запределы Российской Федерации доходов и других правомерно полученных денежныхсумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями.Правда, в перечень доходов не были включены амортизационные отчисления. Данноеположение обязывает зарубежных инвесторов осуществлять простое воспроизводствопрежде всего в России. Это в определенной мере удерживает иностранныхинвесторов от вывоза прибыли за рубеж в долларах. Для минимизации правовыхрисков в стране необходимо завершить начатую кодификацию нормативно-правовыхактов, посвященных данному вопросу.
В России насегодняшний момент высоки валютные и инфляционные риски. Производственные рискив России тоже имеют своиособенности. В первую очередь, это проблема неплатежей. Исследователи признают,что в России низкая квалификация менеджмента, а в связи с этим возникаютуправленческие риски. По криминальным рискам Россия тоже держит одно из первыхмест в мире.
Необходимымусловием для привлечения иностранных капиталов в Россию сегодня является борьбас криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастаетроль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектамикриминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений являетсяименно криминальность нашего общества. Если для крупных компаний коррумпированностьчиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний бизнесоказывается перед ними беззащитным.
Крайне остройпроблемой стало регулирование таможенного режима. В настоящее время ряд иностранныхкомпаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, вкоторой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовуюпродукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе этоявление уже получило название «синдром IBM». Компания IBM была вынуждена свернутьсборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин накомплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры. С каждыммесяцем число таких примеров увеличивается [13].
Что касается потенциальных возможностей привлеченияиностранного капитала на российский рынок, по мнению ведущих экономистов, онидостаточно велики. Это объясняется, во-первых, высокой ресурснойобеспеченностью страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов ив этом плане является весьма привлекательной для иностранных инвесторов. В тоже время, подобные выводы не совсем оправданы в отношении ресурсов рабочейсилы. Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, в настоящее время на первыйплан выходят не столько обилие и дешевизна рабочей силы, сколько еёквалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры. Вместе с тем скачественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно.Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы (Интегральныйпоказатель качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина4-х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношениемежду уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплинаи отношение к труду, уровень квалификации работников) не подтверждаютраспространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России вэтой области. Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьейиз четырех выделенных групп из 49 государств. Третья группа объединяет страны,где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не оченьблагоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы являетсярезультатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудовогозаконодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются наотносительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду,соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда – оченьнизко.
По моемумнению, хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализацияимеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием экономических реформ,законодательной базой и политическим климатом для инвестиций.
Существуют определенныепричины того, что проводимая сегодня политика привлечения иностранныхинвестиций неэффективна. Во-первых, в России сохраняется высоким уровеньнеформальных барьеров для инвестиций. Устранение этих причин для иностранныхинвесторов в России могло бы существенно повлиять на расширение деловойактивности прежде всего тех инвесторов, которые уже присутствуют на российскомрынке.
Во-вторых, как отмечаютведущие экономисты современности, в политике привлечения иностранного капиталаважно не только стремление к увеличению объема использования вложений, но ивыбор приоритетного направления инвестирования. Если проанализироватьотраслевую структуру поступающих иностранных инвестиций на российском рынке,можно сделать вывод, что она в основном формировалась стихийно, так какполностью отсутствовал контроль над направлением инвестиций в приоритетныеотрасли производства. Сферы приложения своего капитала зарубежные инвесторывыбирали сами. Я думаю, что решение этой проблемы на сегодняшний день оченьважно.
Я согласна с кандидатомэкономических наук Л.Г. Паштовой, которая выделяет в отраслевой структуре триуровня с точки зрения целесообразности привлечения иностранных ресурсов:
- отрасли, приток иностранного капиталав которые приветствуется и поощряется. Сюда относятся отрасли, которые способнызаменить на внутреннем рынке импортную продукцию, а именно, легкая и пищеваяпромышленность, сельское хозяйство, промышленность строительных и декоративныхработ и другие;
- отрасли, где иностранный капитал подвергается ограничениям, например, его доля не должна быть более 49% акционерного илиуставного капитала. Сюда Л.Г. Паштова относит автомобилестроение,здравоохранение, социальное обеспечение, железнодорожный транспорт,кинопромышленность, издательскую деятельность, металлургию;
- отрасли, куда иностранный частныйкапитал не следует допускать. Сюда относятся отрасли, находящиеся исключительнов государственном секторе, функционирование которых напрямую связано сбезопасностью государства. Примером могут служить оборонная промышленность,производство наркотических и ядовитых веществ, средства массовой информации ителекоммуникаций и другие [17, c.22].
Подведемнекоторые итоги. Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций вРоссии сегодня остается важнейшей причиной настороженности иностранныхинвесторов. Существует значительная разница между объемами иностранных инвестицийв различных отраслях, что в первую очередь определяется платежеспособнымспросом внутреннего и внешнего рынков продукции этих отраслей. Кроме того, значительныйинтерес иностранных инвесторов к некоторым важнейшим секторам российскойэкономики (например, к электроэнергетике) сдерживается существующим в нихгосударственным регулированием цен на их продукцию.
Важнойпроблемой является высокая стоимость заемных средств на внутреннем рынке иналичие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей,удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа.Значительный прогресс последних лет в области налогового законодательстваснизил остроту проблемы запутанности налогообложения. Вместе с тем, вновьвведенные условия и механизмы требуют проверки их эффективности иработоспособности.
Постепеннонамечающаяся тенденция подъема российской экономики и создание законодательнойбазы инвестиционной деятельности способствуют формированию в целом позитивныхожиданий иностранных инвесторов и постепенному росту их активности нароссийском рынке. Дальнейшее наращивание этой активности будет зависеть от устойчивостиэтих тенденций и результатов проверки практикой и совершенствования созданныхправовых механизмов.
Вцелом, если говорить об основных тенденциях развития международного фондовогорынка, очевидно прослеживается снижение доходности государственных ценных бумаги значительное увеличение объемов инвестиций в корпоративные ценные бумаги,особенно со стороны частных инвесторов. Таким образом, в развитых странах всебольшее влияние на состояние государственных финансов оказывают иностранныеинвестиции в реальный сектор экономики. Параллельно с этим явлением сокращаютсянепосредственные внешние заимствования. Очевидно, что подобные изменения вближайшем будущем ожидают и Россию. То есть, формирование благоприятногоинвестиционного климата в стране путем совершенствования законодательной базы,достижения экономической стабильности и других мероприятий будет способствоватьросту государственных финансов, а значит и повышению общего уровня жизни встране.Заключение
Таким образом, в ходеисследования автор пришел к следующим выводам. Иностранные инвестиции оказываютзначительное воздействие на состояние государственных финансов. Это воздействиеможет быть как прямым, так и косвенным. На основе анализа тенденций развитиямеждународных экономических процессов можно сказать, что непосредственноевоздействие иностранных инвестиций на государственные финансы путем внешнихзаимствований постепенно снижается. В то же время, особое значение приобретаетмеханизм косвенного воздействия, который осуществляется путем инвестированияреального сектора экономики и последующего перелива капитала.
Приток иностранногокапитала в Россию значительно сократился в связи с кризисом 1998 г. Насегодняшний день иностранные инвестиции в России являются одним из главныхисточником финансирования бюджетного дефицита (кредиты иностранных государств имеждународных организаций, облигационные займы). С другой стороны, иностранныйкапитал пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах,где его объемы наиболее велики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционнымклиматом в стране, наличием большого количества инвестиционных рисков (правовых,инфляционных, криминальных и др.). То есть, чтобы способствовать увеличениюгосударственных доходов за счет перелива капитала, Правительству необходимо выработатьчеткий механизм инвестиционной политики, а также предпринять определенные шагидля улучшения инвестиционного климата. Анализируя возможные варианты инвестиционнойполитики, можно выделить первостепенные мероприятия, которые должны бытьосуществлены. Это систематизация законодательной базы, касающейся иностранныхинвестиций, определенные меры по борьбе с коррупцией, предоставление налоговыхльгот иностранным инвесторам.Список литературы
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 166 с. – (Российскоефедеральное законодательство)
2. Налоговый кодексРоссийского Федерации (части I и II) – Официальный текст. – М.: «ТДЭЛИТ-2000», 2003. – 368 с.
3. Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации: ФЗ РФ от 9 июля 1999 года. № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –1999.
4. О федеральномбюджете на 2002 год: ФЗ РФ от 30 декабря 2001 года. №194-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –2001.
5. О федеральномбюджете на 2003 год: ФЗ РФ от 24 декабря 2002 года. №176-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –2002.
6. Российскийстатистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2002. –690 с.
7. Берзон Н.Формирование инвестиционного климата в экономике // Инвестиции в Россию. –2001. – № 7. – С. 104-110.
8. Блинов А. Методыпривлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне // Финансы. – 2002.– № 10. – С. 30-33.
9. Бочаров В.В.Инвестиционный менеджмент. – СПб: Питер, 2000. – 160 с.
10. Брайчева Т.В.Государственные финансы России. – СПб: Питер, 2002. – 224 с.
11. Игонина Л.Л.Международный рынок инвестиций: современные тенденции развития // Финансы. –2002. – № 9. – С. 56-63.
12. Ковалев В.В.Финансы. Учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. – М.: ПЮОЮЛ М.А. Захаров,2001. – 640 с.
13. Нижегородцев Р.М.Иностранные инвестиции в экономике России // Вестник МГУ. – 1998. – № 4.
14. Овсепян М.Г.Процесс глобализации и основные тенденции развития финансового рынка //Финансы. – 2002. – № 2. – С. 14-17.
15. Орешкин В.Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии,проблемы, перспективы // Инвестиции в России. – 2002. – № 9. – С. 12-19; – №10. – С. 11-15.
16. Паранич А.В.,Богословский Д.В. Рынок облигаций Санкт-Петербурга: текущее состояние иперспективы // Финансы. – 2002. – № 7. – С. 25-26.
17. Паштова Л.Г.Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию // Финансы. – 2002. – №6. – С. 20-23.
18. Пискулов М.Прямые иностранные инвестиции как фактор конкурентоспособности и интересыРоссии // Инвестиции в России. – 2002. – № 10. – С. 16-20.
19. Плышевский Б.П.Финансовое положение: новые тенденции // Финансы. – 2002. – № 2. – С. 18-21.
20. Фишер П. Какпревратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов // Вопросыэкономики. – 2002. – № 2. – С. 83-86.
21. Хмыз О.В. Выпускеврооблигаций российскими компаниями и государством // Финансы. – 2002. – № 10.– С. 30-32.
22. Цыгичко А.Н.Налоги, субсидии, инвестиции // Экономист. – 2002. – №11. – С. 49-58.
23. Цыгичко А.Н.Стимулирование и регулирование притока иностранных инвестиций // Финансы. –2002. – № 7. – С. 21-24.
24. http://www.ivr.ru
25. http://www.budgetrf.ruПриложения
Таблица №1
Государственные внешние заимствования РоссийскойФедерации на 2002 год
Категории кредитов (займов)
Сумма заимствования в млн. долл. США
Срок (лет)
Несвязанные (финансовые) заимствования
в том числе:
· Международные рынки капитала: внешний облигационный заем
· Международный банк реконструкции и развития: заем на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов
· Кредитные агентства, банки и фирмы иностранных государств: заем на поддержку структурных преобразований
2 190
до 2000
до 40
до 150
5-17
5
17
17
Целевые иностранные заимствования
в том числе:
· Кредиты (займы) международных финансовых организаций (МФО)
· Кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм 653,3
Таблица №2
Государственные внешние заимствования РоссийскойФедерации на 2003 год
Категории кредитов (займов)
Сумма заимствования в млн. долл. США
Срок (лет)
Несвязанные (финансовые) заимствования
в том числе:
· Международные рынки капитала: внешний облигационный заем
· Международный банк реконструкции и развития: заем на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов
1290
до 1250
до 40
5-17
7-10
17
Целевые иностранные заимствования
в том числе:
· Кредиты (займы) международных финансовых организаций (МФО)
· Кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм 640
Таблица № 3
Источники финансирования дефицитафедерального бюджета Российской Федерации, млрд. руб.
1999
2000
2001
Общее финансирование
в том числе: 51,4 -102,9 -272,1 · Внутреннее 16,9 -2,9 -11,9
· Внешнее
из него:
- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте
- кредиты международных финансовых организаций
- кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, предоставляемые РФ
34,5
-17,4
-54,8
106,7
-100,0
-51,5
-74,3
33,7
-260,2
-35,9
-29,5
-170,9
* Профицит и дефицит бюджета покрываются за счетфинансирования такой же величины, но с противоположным знаком.
Диаграмма №1
/>
/> />
Диаграмма №2
Таблица № 4
Показатели эффективности деятельностипредприятий с иностранными инвестициями в экономике России Удельный вес предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем числе предприятий и организаций, % Удельный вес инвестиций предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем объеме инвестиций в основной капитал, % Удельный вес занятых на предприятиях и организациях с участием иностранного капитала в общем числе занятых, % Удельный вес объема произведенной продукции предприятиями и организациями с участием иностранного капитала в общем объеме производства 1998 0,3 (0,1) 10,3 (5,8) 1,5 (1,1) 7,9 (4,4) 1999 0,3 (0,1) 9,9 (5,1) 1,6 (1,1) 10,6 (6,2) 2000 0,3 (0,1) 11,3 (5,5) 2,1 (1,5) 12,6 (8,5)
* Первая цифра — по экономике вцелом, в скобках — по промышленности в целом.
Таблица № 5
Ввоз иностранного капитала вРоссийскую Федерацию
1997
1998
1999
2000
2001
Млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % Инвестиции всего 12295 100 11773 100 9560 100 10958 100 14258 100 Прямые 5333 43,4 3361 28,6 4260 44,6 4429 40,4 3980 27,9 Портфельные 681 5,5 191 1,6 31 0,3 145 1,3 451 3,2 Прочие 6281 51,1 8221 69,8 5269 55,1 6384 58,3 9827 68,9