Реферат по предмету "Финансовые науки"


Инвестиционная политика горнорудных предприятий Казахстана и пути ее оптимизации

Тема статьи
Инвестиционная политика горнорудныхпредприятий Казахстана и пути ее оптимизации
 
Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменилифинансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народногохозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организациипривлечения инвестиционных средств как основы экономического роста,направленного на повышение конкурентоспособности организаций и экономики вцелом. В этой связи стоит также сказать, что в последние годы, инвестиционныйпотенциал Республики Казахстан заметно улучшился ввиду постоянной оптимизацииинвестиционного климата в стране путем налоговых льгот, нормативныхустановлений и пр. Привлекательность промышленных предприятий для целей финансированияявляется важной составляющей инвестиционного климата в стране. Она исследуетсяпри помощи анализа финансовых показателей предприятия.
Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собойчасть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечениинеобходимого уровня самофинансирования его производственного развития. С учетомвозросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность,используя неизменный коэффициент финансового левериджа, соответственно увеличитьобъем привлекаемых инвестиционных средств, а, следовательно, и повыситьрентабельность собственного капитала. Таким образом, именно взаимосвязьрациональности использования собственного капитала и привлекаемых средствзамыкают всю пирамиду показателей эффективности функционирования предприятия,вся деятельность которого должна быть направлена на повышения его доходности.Несомненно, вышеобозначенные проблемы являются актуальными и требуютдополнительного изучения. Поэтому, проблема формирования рациональнойинвестиционной политики промышленного предприятия в системе показателейинвестиционной привлекательности промышленных предприятий, например,нефтегазового комплекса является актуальной и требует к себе пристальноговнимания. В этой связи считаю целесообразным рассмотреть основы развитияинвестиционной политики промышленных предприятий в Казахстане. При этом могутбыть обозначены следующие задачи данного исследования: обосновать формированияи оценки рациональной инвестиционной политики промышленных предприятий; выявитьособенности инвестиционной активности и привлекательности предприятий ипривлечения инвестиций в приоритетные сектора промышленности; определить путидальнейшего повышения экономической эффективности инвестиционной политики всистеме развития промышленности РК.
Инвестиционнаядеятельность предприятия — важная неотъемлемая часть его общей хозяйственнойдеятельности. Чтобы предприятие могло успешно функционировать, повышатькачество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности,укреплять свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал и вкладыватьвыгодно[1].
Привлечение инвестиций вкомпанию, обеспечение инвестиционного процесса – важнейшая функцияинвестиционного менеджмента. Основным элементом этой деятельности являетсяформирование инвестиционной политики, имеющей решающее значение дляфункционирования предприятия независимо от размеров, отраслевой принадлежности,организационно – правовой формы и других особенностей.
Очевидно, что процесспринятия инвестиционных решений направлен на достижение определенных целей,относительно которых оценивается эффективность деятельности предприятия, в томчисле инвестиционной. Правильно сформулированные цели инвестиционной политики должныудовлетворять ряду требований, а именно: соответствие главной цели предприятия;ориентация на высокий результат; измеримость; ясность и четкость;взаимосвязанность; обоснованность; гибкость. Все это в комплексе обеспечиваетясность понимания, создает четкую базу для оперативного контроля и последующейоценки уровня эффективности управленческих решений. Считаем возможным приформировании инвестиционной политики предприятия объединять различные цели вгруппы по соответствующим однородным признакам: требование по повышениюэффективности финансово-инвестиционной деятельности, темпы экономическогороста, регулирование производственно-экономического потенциала, требованиепоулучшению качества продукции, группа «инновационная деятельность»,экологические требования, требование по развитию социально-бытовой сферы.
Составной частьюинвестиционной политики является стратегия формирования и использованияинвестиционных ресурсов, разработка которой обеспечивает финансированиеинвестиционной деятельности в необходимых и достаточных объемах.Прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов заключаетсяв определении необходимого объема финансовых средств для реализацииинвестиционных проектов. В процессе изучения возможностей формирования этихресурсов рассматриваются все многообразие возможных источников.
Таким образом,инвестиционная деятельность предприятия реализуется в ходе осуществленияинвестиционной политики, которая зависит от инвестиционной политикигосударства, и соответственно, на ее формирование воздействуют факторы,влияющие на изменение инвестиционной активности экономики страны. Формированиеинвестиционной политики опирается на общую стратегию предприятия, в том числеинвестиционную стратегию, и имеет в итоге создание долгосрочной инвестиционнойпрограммы, направленной на достижение эффективного развития предприятия.Считаем, что совершенствование основных элементов, влияющих на формированиеинвестиционной политики и составляющих ее содержание, позволит повысить эффективностьреализации инвестиционной деятельности предприятия.
При выработкеинвестиционной политики следует учитывать[2]:
· состояние рынкапродукции, производимой промышленным предприятием, объем ее реализации,качество и цена этой продукции;
· финансово-экономическоеположение предприятия;
· техническийуровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства инеустановленного оборудования;
· сочетаниесобственных и заемных ресурсов предприятия;
· возможностьполучения промышленным предприятием оборудования по лизингу;
· финансовыеусловия инвестирования на рынке капиталов;
· льготы,получаемые инвестором от государства;
· коммерческую ибюджетную эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участиемпредприятия;
· условиястрахования и получения гарантий от некоммерческих рисков.
Положения разработаннойинвестиционной политики рекомендуется учитывать при принятии решений по разработкетехнико-экономических обоснований инвестиционных проектов, использованиюразличных источников финансирования, участию в реализации инвестиционныхпроектов совместно с другими компаниями, организации работ других структурныхподразделений предприятия[3].
Базой для обоснованияинвестиционной политики предприятия служит анализ рынка нефтепродуктов. Ценаневерной оценки потенциального рынка может быть весьма высока. Анализ рынка иразработка системы реализации продукции предприятия, включая определениерекламы, ее видов, направлений и масштабов осуществления, завершается оценкойобъема предстоящих затрат.
Однимиз важных факторов финансовой привлекательности Республики Казахстан сталопроведение глубоких институциональных преобразований по следующим ключевымнаправлениям: демонополизация производства; приватизация государственнойсобственности; реформирование бюджетной и налоговой системы; трансформациябанковской системы; пенсионная реформа; формирование системы медицинскогострахования; реформа жилищно-коммунального сектора. Наряду с вышеуказаннымипреимуществами, следует отметить высокую степень образованности населения,наличие квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров в республике.
В то же время иностранныеинвесторы, например американские, считают, что минимальная норма прибыли вКазахстане в связи с высоким экономическим, финансовым, инфляционным и другимивидами риска должна быть не ниже 25 %,в то время как для условийпромышленно развитой страны достаточной нормой доходности для инвестированиясредств считается 12-15 %. Индекс предпринимательской уверенности,характеризующий деловую активность крупных промышленных предприятий в апреле т.г.составил+13%.
/>
Рис.1 Динамика индекса предпринимательской уверенностина предприятиях промышленности (фактор сезонности исключен) балансы*, %

Отрицательное значение индексапредпринимательской уверенности в апреле т.г. отмечено на предприятиях попроизводству и распределению электроэнергии, газа и воды, что обусловленофактором сезонности.
Положительное значение баланса оценок выпуска продукции наблюдалось убольшинства опрошенных предприятий, кроме предприятий по добыче угля и лигнита(-50%), по добыче руд цветных металлов (-10%) и по производству и распределениюэлектроэнергии, газа и воды (-31%).
В конце апреля 2006 года подавляющее большинство (94%) респондентовохарактеризовали экономическую ситуацию опрошенных предприятий промышленностикак «хорошую» и «удовлетворительную».
/>
Рис.2. Динамика оценки экономической ситуации напромышленных корпорациях, (в процентах к общему числу ответов)
К середине 2006 года доминирующееположение среди факторов, ограничивающих деятельность опрошенных крупныхпромышленных предприятий, продолжает занимать фактор «недостаток денежныхсредств».
Таким образом, потребностьКазахстана в притоке инвестиционных средств по – прежнему, велика. Только дляпервичной модернизации ключевых отраслей промышленности (обрабатывающей,топливной) потребовались десятки миллиардов долларов.
Благоприятным факторомдля Казахстана является его исключительное богатство нефтяными и минеральнымиресурсами. Однако со времени обретения республикой независимости основная частьинвестиций вкладывалась в нефтегазовый сектор. Объемы новых инвестиций вгорнодобывающую и металлургическую отрасли не соответствовали какгеологическому потенциалу страны, так и значению данных отраслей для ееэкономики (более 30% общей экспортной выручки, 16% ВВП, 19% общей занятости впромышленности). В Казахстане добыча полезных ископаемых имеет давние традиции.В некоторых областях республики горнодобывающие комбинаты поддерживаютжизнеспособность инфраструктуры и социальной сферы населенных пунктов.
И хотя государственнаяполитика была направлена на стимулирование развития частного сектора вгорнодобывающей и металлургической отраслях, а также на приватизациюсуществующих комбинатов, тем не менее объем новых инвестиций в разведку — намного ниже уровня, необходимого для восполнения запасов, обновлениятехнологий, или уровня инвестиций в странах со сравнимым геологическимпотенциалом. Таким образом, Правительству Казахстана данный обзор требуется длятого, чтобы ответить на три основных вопроса, связанных со стратегическимвидением развития отрасли. (1) Почему Казахстан не привлекает новые частныеинвестиции в горнодобывающую и металлургическую отрасли? (2) Что можетпредпринять правительство для стимулирования притока новых инвестиций? И еслионо преуспеет в стимулировании притока новых инвестиций, какой экономический эффектможно ожидать от этого сектора экономики?
По отношению кгорнодобывающей и металлургической отраслям все правительства ставят схожиезадачи: увеличение вклада в экономическое развитие, обеспечение справедливогораспределения доходов, создание рабочих мест и сопутствующих отраслей,стимулирование новых инвестиций и создание конкурентной инвестиционной среды.Казахстан частично уже решил некоторые из этих задач. Однако в достижениидругих целей и задач наблюдается лишь незначительный прогресс, а именно вулучшении инвестиционного климата для стимулирования новых инвестиций. Ведьразработка даже части казахстанских оценочных запасов минерального сырьяпотребует больших расходов. Например, исходя из недавнего опыта горнодобывающихпроектов, начатых с нуля в других странах, необходимо вложить около US$5700 накаждую тонну добытой меди и US$640 — на каждую унцию добытого золота. Поэтомудля разработки своих запасов Казахстан должен мобилизовать международныефинансовые ресурсы.
Другие странысталкивались с такими же проблемами и успешно их преодолели путeм реализациикомплексной «программы реформирования горнодобывающей отрасли». Программареформ требует фундаментального переосмысления роли государства в даннойотрасли. Необходим переход от роли «владельца-оператора» горнодобывающихпредприятий к новой роли — «регулировщика и судьи». Инвестирование в отрасль иосуществление добычи должны оставаться за частным сектором. Он болееподготовлен к мобилизации средств и принятию рисков в этой деятельности.
Данное исследованиерассматривает Казахстан в качестве горнодобывающей и металлургической страны(включая добычу угля, производство черных и цветных металлов). Около 233горнодобывающих предприятий производят широкий спектр сырьевых товаров, в т.ч.уголь, железные и хромитовые руды, ферросплавы, алюминий, медь, свинец, цинк,марганец, сталь, титановую губку, уран, бариты и другую продукцию. По оценкеНационального агентства по статистике РК, общая стоимость сырьевых товаров,произведенных в 1999 году, оценивается в размере US$2,7 млрд. Большая частьданной продукции экспортируется в страны бывшего Советского Союза и намеждународные рынки. В 1999 году экспорт Казахстана превысил US$2,1 млрд., чтосоставляет более 30% всех его доходов от экспорта. Горнодобывающая и металлургическаяотрасли приносят 3-4% общих государственных налоговых поступлений. В этихотраслях непосредственно работают около 200 тысяч человек. В экономике рядаобластей (Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Костанайской),в которых преобладают горнодобывающая и металлургическая отрасли, предприятия взначительной степени обеспечивают прилегающие к ним населенные пункты важнойинфраструктурой и социальными услугами.
За годы независимоститрадиционное размещение рынков в бывшем Советском Союзе и рост производственныхиздержек привели к уменьшению добычи минерального сырья более чем на однутреть. Несмотря на трудности адаптации к условиям рыночной экономики,восстановлена значительная часть производства. В середине 1990-х государство приступилок амбициозной программе по приватизации или передаче большинствагорнодобывающих и металлургических комбинатов в доверительное управление. Этопривело к определенным успехам по поддержанию общественного спокойствия,обеспечению занятости населения и жизнеспособности социальной сферы нанекоторых крупнейших комбинатах. Однако данный процесс менее успешен в планероста производительности и эффективности работы предприятий из-за отсутствияпрозрачности и качества управления. В некоторых случаях правительствоаннулировало контракты на доверительное управление или объявило онедействительности приватизации предприятий. Со времени обретения странойнезависимости многочисленные венчурные компании совместно с казахстанскимипартнерами приступили к реализации программ по разведке и разработкеместорождений, пользуясь обилием на международных фондовых биржах рисковогокапитала. За одним или двумя исключениями эти компании покинули Казахстан илиснизили добычу. С одной стороны, иностранные компании жалуются на то, чтополитика правительства, законы и налоги не поддерживают новые инвестиции вразведку. С другой стороны, Правительство Казахстана также оказалосьразочарованным в работе некоторых иностранных компаний, поскольку они пообещалимногое, но выполнили лишь толику обещанного. В определенных случаях,разногласия между правительством и компаниями привели к возбуждениюмеждународных судебных процессов. На самом деле, частично из-за ущерба,нанесенного репутации Республики прошлым отрицательным опытом, среди международногогорнодобывающего инвестиционного сообщества бытует мнение, что Казахстанпредставляет собой что-то вроде «ненадежной страны».
Краеугольным камнемразвития горнодобывающей и металлургической отраслей являетсязаконодательно-нормативная база, регулирующая предоставление частному секторуправа на недропользование. Фактически основа для доступа к такому правучастного сектора дана в Конституции Казахстана, а также в другихзаконодательных актах, регулирующих недропользование. В них государству отводитсяроль в содействии получения права на недропользование. Основная проблема вКазахстане – это отсутствие разграничения между спецификой горнодобывающего иметаллургического секторов и нефтегазовым комплексом. Экономика этих отраслейсовершенно различна, поэтому то, что успешно действует в одной, являетсянеэффективным в другой. Возьмем к примеру систему проведения тендеров нагеологическое изучение блоков перспективных площадей, которая предусматриваетсяв законодательстве.
Данная практика, широкоприменяемая в нефтегазовой промышленности, не приемлема для горнодобывающей иметаллургической отраслей. Поэтому страны, которые пытались все же применитьэту практику в горном секторе, потерпели фиаско. Из-за обременительнойпроцедуры проведения тендера и продолжительности переговоров при заключенииконтрактов приобретение в Казахстане права на геологоразведку, по сравнению сдругими странами, является очень сложным и требующим длительного времени.
Налоговый режим,применяемый в Казахстане к горнодобывающим и металлургическим предприятиям, всвоей основе непривлекателен для новых инвестиций и не может соперничать срежимами других стран. Отчасти причиной этого является наличие несколькихналогов, не делающих разграничение между горнодобывающей и металлургической отраслямии нефтегазовым комплексом. В частности, бонусы за открытие месторождения,подписные бонусы, а также возмещение исторических затрат не являютсяраспространенными в международной практике для горнодобывающей промышленности,а потому увеличивают издержки и риск для новых инвесторов. Роялти на добытыеполезные ископаемые (если он вообще начисляется, поскольку наблюдаетсямеждународная тенденция к отмене роялти на полезные ископаемые) не долженпревышать 2% от чистого дохода после выплавки. Роялти должен определятьсязаконом или нормативными актами, а не устанавливаться для каждого случаяотдельно, на основе переговоров. Концессионные платежи и земельная рента должнырассчитываться на основе фиксированной суммы с гектара земельной площади, в соответствиис полученным разрешением на проведение геологоразведочных или эксплуатационныхработ.
Государственныеорганизации,призванные справедливо и адекватно применять законодательство, играютсущественную роль в развитии горного дела и металлургии. После обретениянезависимости Казахстан унаследовал старую советскую организационную структуру,которая все же претерпела значительные преобразования.
Многие инвесторыуказывали на недостатки в управлении и на отсутствие прозрачности при принятиирешений, затрагивающих государственный и частный секторы, что создаетзначительные барьеры инвестициям в горнодобывающую и металлургическую отраслиКазахстана.
С целью реализацииСтратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан в отрасляхнесырьевого сектора Инвестиционный фонд Казахстана выделил приоритетныенаправления создания и развития конкурентоспособных, высокотехнологичных, в томчисле экспортоориентированных, производств. При определении перспективныхпроектов Фонд учитывает:
· во-первых, оценкувлияния отрасли на экономику страны, анализ конкурентных преимуществ, размервклада производимой продукции в цепочку добавленных стоимостей;
· во-вторых, оценкуемкости внутреннего и внешнего рынков с учетом перспективы выхода продукциипроектов на мировые рынки готовой продукции;
· в-третьих, задачистимулирования притока частных инвестиций (включая средств накопительныхпенсионных фондов) от институциональных инвесторов, в том числе иностранных, вкрупномасштабные, перспективные проекты, создающие мультипликативный эффект виндустриально-инновационном развитии;
· в-четвертых,нацеленность групп проектов на становление и развитие отраслевых кластеров(прежде всего в производстве строительных материалов, продукции металлургии,химии, легкой и пищевой продукции).
Считаю, что критериемфинансирования проектов черной металлургии станут актуальность привлекаемойтехнологии, возможность трансферта передового ноу-хау и его собственногоразвития, конкурентоспособность и экспортный потенциал продукции. Для прогрессав перечисленных направлениях критическим фактором является целенаправленнаяподготовка национальных научных, инженерных и высококвалифицированных рабочихкадров путем стажировки в ведущих компаниях, создания систематизированногоперечня необходимых специальностей и финансирования соответствующих программподготовки.
Потенциал межотраслевогомашиностроения будет возрастать по мере реализации проектов:
· по выпускуконструкционных машиностроительных материалов (плоского и сортового проката,стальных труб и пр.) и развитию специализированных производствмашиностроительных заготовок,
· становлениюпроизводств современных материалов (порошковая металлургия, композиционныематериалы и проч.), перспективных инструментов и метизов,
· внедрения гибкихавтоматизированных производств, развития отраслевого промышленногоприборостроения.
Обобщая сказанное, можносделать однозначный вывод: главная цель привлечения и использования иностранныхинвестиций – инвестирование реального сектора экономики – не достигнута.Основными причинами низкой эффективности реализуемой ныне модели внешнегоинвестирования, на наш взгляд, являются:
· Незначительныеобъемы иностранных инвестиций, привлеченных в реальный сектор экономики;
· Чрезмерноеиспользование внешних заимствований главным образом на финансированиебюджетного дефицита и нужд потребительской сферы, т.е. на непроизводственныецели;
· Преимущественноеиспользование прямых иностранных инвестиций в торгово-коммерческой сфере исфере услуг, а не в реальном секторе экономики;
· Преобладающаярепатриация капитала и перевод за рубеж.
Все названные вышепричины свидетельствуют о необходимости совершенствования механизма реализацииинвестиционной политики. Главным направлением должна быть ориентация не наувеличение объема привлекаемых средств, а прежде всего, на качественное,эффективное их использование. Именно об этом говорил Президент страны Н.А.Назарбаев, выступая перед членами нового правительства: «Нам нужны инвестиции.Весь предыдущий опыт свидетельствует о том, что правительство гнались заколичеством, а не за качеством. Поэтому за громкими рапортами зачастую мы неполучали достойной отдачи».
· Политикастимулирования притока иностранных инвестиций привела к тому, что отечественныеи. иностранные инвесторы были поставлены в неравные условия.
В соответствии с новымзаконодательством, Законом «Об инвестициях в РК» иностранные инвестиции могутвкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для такихинвестиций законодательными актами. Казахстанское законодательство предоставляетиностранным инвесторам некоторые гарантии.
Закон «Об инвестициях вРК» создал возможность постоянно совершенствовать правовой режим иностранныхинвестиций — это не ситуационная и не временная задача, выполняемая вКазахстане, а твердый, последовательный курс, которым страна, по-видимому,будет следовать и далее.
Существенно понижаетинвестиционную привлекательность Казахстана общее послекризисное недовериеинвесторов к развивающимся рынкам и экономическая составляющая внутреннегоклимата: резкое ухудшение динамики роста, возросшее отрицательное сальдовнешнеторговых операций, снижение бюджетных доходов и другие факторы, восновном обусловленные мировым финансовым кризисом. В связи с этим приходится,к сожалению, прогнозировать на ближайшую перспективу снижение инвестиционнойактивности Казахстана. Рассмотримдинамику и структуру инвестиционногопроцесса в РК.
Анализинвестиционной активности предполагает характеристику основных аспектовповедения субъекта на рынке инвестиций. Для этого проводится анализ предприятийс точки зрения их мобильности по отношению к инвестиционным ресурсам.
Однимиз важных факторов инвестиционной привлекательности Республики Казахстан сталопроведение глубоких институциональных преобразований по ключевым направлениям.
Поэтому приток прямыхиностранных инвестиций в Казахстане в большей своей части ориентирован навысокодоходные и быстроокупаемые сферы деятельности, не требующие крупныхединовременных капитальных вложений. Это либо экспорт сырья, легкая и пищеваяотрасли промышленности, либо сфера услуг, включая консультационные,коммерческие и посреднические виды деятельности. Основная масса зарубежныхинвесторов — мелкие и средние компании, так как мелкий и средний бизнес болееоперативен, нов то же время и более ограничен в средствах. Представителизарубежных компаний, фирм, частные бизнесмены выделяют такие притягательныемоменты для вкладывания инвестиций в Казахстане, дающие прибыль в короткиесроки, как несметная кладовая минерально-сырьевых ресурсов.
Предполагаемый нами комплексмер по повышению эффективности использования иностранных инвестицийпредусматривает:
· пересмотрстратегии развития нефтегазовой отрасли и переход к варианту многоцелевогоиспользования казахстанской нефти на основе комплексной и глубокой ее переработки;
· стимулированиепривлечения иностранных инвестиций в частный сектор, главным образом, в сферумалого и среднего предпринимательства;
· усилениегосударственного контроля над стратегическими предприятиями, которые поданы илипереданы в управление иностранными компаниям;
Итак, действующая нынемодель реализации инвестиционной политики, основанная на использованииединственного источника — иностранных инвестиций, — как показали многочисленныеисследования, не дала ожидаемых результатов. В этих условиях возникаетобъективная необходимость в разработке научно обоснованной концепции (модели)реализации инвестиционной политики, направленной на повышение деловойактивности, восстановление и подъем национальной экономики.
Президент РК Н.Назарбаевписал: «Наша задача — представить Казахстан в глазах мирового сообщества какпривлекательное место для инвестиций и активно привлекать инвесторов в наиболееважные отрасли».
Списокиспользованной литературы
1.  Гражданскийкодекс Республики Казахстан.- Алматы: БОРКИ, 1997.
2.  КодексРеспублики Казахстан Об административных правонарушениях от 30 января 2002 годаN 155-II. С изменениями и дополнениями от 13.12.2004//Казахстанская правда от 3января 2005.
3.  Программа Правительства РеспубликиКазахстан на 2004-2007 годы Утверждена Указом Президента Республики Казахстанот 15 августа 2004 года N 1165 // Официальный сайт Министерства финансов РК. www.minplan.kz
4.  АнализСтатистического бюллетеня Национального банка РК на декабрь 2006 г. //nb.kz2007.
5.  КокуринД.И. Кредитная деятельность. – М.: Экзамен, 2003 -с.179.
6.  МоляковД. С. Финансы промышленных предприятий отраслей народного хозяйства. — М.:Финансы и статистика, 2006 – с. 154.
7.  СейсеноваА. Инвестиционная политика Республики Казахстан и социальная защита населения.// Каржы-каржат – Финансы Казахстана. №9, 2004. –С.12-16
8.  Сейткасимов А. Б. Мeтодика анализа финансовогосостояния прeдприятия в условиях пeрeхода к рынку // Рынок ценных бумаг, N 5,2005. –с.12-15.
9.  СмирновС. Поддержка предпринимательства// Вопросы Экономики. – М., 2006 — №2. –с.18-19.
10.  Социально-экономические показателиразвития РК за 2005-2006 г.г. //Агентство по статистике Республики Казахстан,Министерство экономики и бюджетного планирования. Ас., 2007.
11.  Управленческое консультирование в 2-хт. Т.2: пер. с англ.- М.: СП Интерэксперт, 2003. –с.115.
12.  Фискальная политика и се роль вобеспечении устойчивого развития экономики Казахстана. /Рецензенты: д.э.н.,профессор КабдиевД.К. к.э.н., доцент Идрисова Э.К., Интыкбаева С.Ж. — Алматы:Каржы-Каражат, 2003.
13.  ЧелекбайА. Передача промышленных предприятий во внешнее управление как формапривлечения иностранного капитала.//Финансы Казахстана./№1 2000. –с.10-13.
14.  Экономическаябезопасность в условиях рынка. Под ред. Абалкина Л.И. М. «Мысль», 2004. –с.182.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.