Реферат по предмету "Финансовые науки"


Земельные ресурсы и плата за землю

Содержание
Введение
Глава1. Земельные ресурсы мира
Глава2. Земельные ресурсы Украины
Глава3. Плата за землю
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источникамижизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие емуземельные ресурсы и проживающее на них население. При этом под земельнымиресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, нои все что находится «над» и «под» этим пространством. Обеспеченность страныземельными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развитияобщественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий простор дляэкономического развития регионов мира.
Земельные ресурсы — земли, которые используются или могут бытьиспользованы в разных отраслях хозяйства, понимаются как:
1) территориальные ресурсы, т. е. пространственная основа для размещенияхозяйственных объектов и расселения людей; 2) ресурсы всех сельско-хозяйственныхугодий (полей, пастбищ, садов и пр.); 3) ресурсы пахотных земель. (3)
Главное производительное свойство земельных ресурсов – плодородие почв, откоторого зависит продуктивность полей, пастбищ, лесов. Продуктивныхпахотно-пригодных земель сравнительно немного (по разным оценкам, от 1,5 до 2,5млрд. га). Качество земельных ресурсов и их пригодность для того или иного типаиспользования существенно меняются от места к месту. Наиболее продуктивныеземли сосредоточены в лесостепных и степных зонах умеренного пояса, лесныхзонах субтропиков и тропических широт. Для образования 1 мм почвенного слоя, например чернозёмов, затрачивается более 100 лет. В то же время процессы воднойи ветровой эрозии могут разрушить за один год несколько сантиметров верхнего,наиболее ценного пахотного слоя. Быстрое антропогенное разрушение почв даётоснование рассматривать земельные ресурсы как относительно возобновляемые.
Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством:рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий.(5)
Земельные ресурсы играют большую роль в агропромышленном комплексеУкраины. В настоящее время земельные ресурсы сильно истощены, причина тому – несоблюдениетехнологии возделывания сельскохозяйственных культур, экология и связанные сней проблемы.

Глава1.Земельные ресурсы мира
Неправильное и неконтролируемое землепользование является основнойпричиной деградации и истощения земельных ресурсов. При практикуемом внастоящее время землепользовании часто не принимаются в учет фактическиепотенциальные возможности, продуктивность и факторы, ограничивающиеиспользование земельных ресурсов, а также их пространственное разнообразие.Ожидается, что население мира, составляющее сейчас 6,6 млрд. человек, к 2100 годудостигнет 11,3-13.3 млрд. человек. Необходимость увеличения производствапродовольствия в целях удовлетворения растущих потребностей обусловливаетогромную нагрузку на природные ресурсы, включая земельные ресурсы. Во многихрегионах нищета и недоедание уже превратились в хроническую проблему. Одной изосновных опасностей является разрушение и деградация сельскохозяйственных иэкологических ресурсов. Хотя методы наращивания производства и сохраненияземельных ресурсов уже разработаны, они не находят широкого илисистематического применения. Необходим систематический подход к определениютаких форм землепользования и производственных систем, которые были быустойчивыми для каждого конкретного типа почвы и климатической зоны, включаясоздание экономических, социальных и организационных механизмов ихосуществления. {11}
Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировымземельным фондом, который составляет 13,4 млрд.га. Из отдельных крупныхрегионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30.3 млн. км2)и Азия (44,3 млн. км2), а самым маленьким — Европа (10,7 млн. км2)и Австралия с Океанией (8,5 млн. км2) (таблица 1) {6}

Земельные ресурсы регионов мира
Регион
Площадь земельных ресурсов, млн. кв. км
Площадь земельных ресурсов на душу населения, га /> />
Европа 10,7 1,5 />
Азия 44,3 1,4 />
Африка 30,3 6,4 />
Северная Америка 22,5 6,1 />
Южная Америка 17,8 7,3 />
Австралия и Океания 8,5 37,0 />
Весь мир* 134,0 3,0 />
* Безучета Антарктиды и о-ва Гренландия
Однако если рассматривать обеспеченность регионов земельными ресурсами израсчета на душу населения, то результат будет противополож-ным — на каждогожителя малонаселенной Австралии приходится 37га земли (максимальный показатель),а на жителя Азии — только 1,4 га, приблизи-тельно столько же и в Европе.
 Структура земельного фонда (таблица 2) показывает, каким образомиспользуются земельные ресурсы.
 
Структура мирового земельного фондаРегион Доля от всех земельных ресурсов региона, % пашня, сады засеянные и естественные луга и пастбища лесные земли земли, занятые населенными пунктами, про-мышленностью и транспортом малопродуктивные и непро-дуктивные земли
Европа 32 19 26 5 18
Азия 21 15 21 2 41
Африка 11 23 26 1 39
Северная Америка 12 18 33 3 34
Южная Америка 8 19 47 1 25
Австралия и Океания 5 51 8 1 35
Весь мир* 11 26 32 3 28
* Безучета Антарктиды и о-ва Гренландия.
В нейвыделяются:
1.Сельскохозяйственные земли:
-обрабатываемые — пашня, сады (11%);
-засеянные и естественные луга и пастбища (26%);
2.Лесные земли (32%);
3.Земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом,антропогенные ландшафты (3%);
4.Малопродуктивные и непродуктивные земли (28%)
Из приведенных данных видно, что структура земельного фонда не оченьблагоприятна и, что только 37% земельных ресурсов обеспечивают 98% необходимыхчеловеку продуктов питания. Эти земли сосредоточены в основном в лесных, в лесостепныхи степных зонах нашей планеты. А остальное — территории, непригодные для сельскохозяйственнойобработки земель. Сюда относятся горы, территории, скованные вечной мерзлотой, пустыни,полярные пространства Канады, Гренландии, России и США.
Доля пашни, лугов и пастбищ заметно колеблется по странам и континентам взависимости от природных условий и степени сельскохозяйственного освоения.Основные массивы пахотных земель в мире сосредоточены в Северном полушарии — в Европе,в Южной Сибири, в Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии, на равнинах Канады и США,а основные площади, занятые лугами и пастбищами, располагаются в Южной Америке,Австралии, Африке, Европе, Азии.
Структура земельного фонда Земли не остается неизменной. Постоянноевоздействие на нее оказывают два противоположных процесса:
во-первых, на протяжении тысячелетий люди осуществляют расширениеобрабатываемых земель, пригодных для жизни и сельскохозяйственногоиспользования. Только на протяжении XX века распаханность суши увеличиласьвдвое. Вырубались леса, орошались пустыни (общая площадь орошаемых земель в мирепревысила 250 млн. га), осушались болота, осваивались целинные земли,наибольшая площадь которых размещалась в России, Казахстане, США, Канаде, Бразилии.Малоземельные, но густонаселенные страны повели активное наступление на прибрежныеучастки морей, В Нидерландах с помощью системы каналов и дамб у Северного моря отвоеванооколо 40% их современной территории. Аналогичные процессы «сползания» поселенийв море имеют место также в Японии, Бельгии, Сингапуре и др. Для этих государстввозможность расширения посевных площадей за счет наступления суши на море – важныйрезерв увеличения земельного фонда;
во-вторых, одновременно с увеличением площади обрабатываемых земель ипастбищ происходит их ухудшение, деградация. Среди негативных последствийиспользования земельных ресурсов на первых местах стоит уменьшение плодородия(уменьшение гумусного слоя), опустынивание, эрозия почв, загрязнение почв.
Опустынивание — не новый процесс но он, как и эрозия, ускорился в новейшеевремя по вине человека. Общая площадь антропогенных пустынь мира составляетболее 9 млн.км2 (т. е. равна площади США). И еще 19% суши находится на граниопустынивания.
Возрастающее опустынивание в мире представляет одну из самых большихпроблем для окружающей среды и откладывает борьбу с бедностью, говорится вдокладе ООН. {4}
Опустынивание определяется как разрушение засушливых и полузасушливыхземель в результате климатических изме-нений и деятельности человека и«числится среди основных опасностей для окружающей среды всей планеты иобщества», — подчёркивает документ созданный в рамках проекта эволюцииэкосистемы на грани тысячелетия, возглавляемого ООН.
«Опустынивание становится глобальной проблемой, которая затрагивает всех икоторой уделяется слишком мало внимания»,- поясняет Зафар Адель, помощникдиректора Института воды Университета ООН и основной автор доклада,опирающегося на наблюдения 1300 специалистов из 95 стран в течение четырёх лет.Это явление может оказать воздействие на два миллиарда человек, живущих взасушливых и полузасушливых зонах. Уже сегодня 250 миллионов человек испытываютпрямое воздействие опустынивания, больше всего в Африке, уточняет Зафар Адель. Бедноенаселение, чьи земли превращаются в пустыню, бегут в развитые страны,увеличивая их проблемы. Опустынивание охватило площадь в 9 млн. км2 и угрожаетеще 30 млн. км2. Наступают на сельскохозяйственные земли пески Сахары, Атакамы,Намиб, пустыни Юго-Западной Азии. При этом пустыни наступают на степи, степи —на саванны, саванны — на леса. Главная причина роста пустынь — «перегрузка»полей сельскохозяйственными культурами, вырубка лесов, выпас скота. Особенносильно процесс опустынивания проявляется в Сахаре, т.е. в странах Африки,которые расположены на границе Сахары и саванны. Следующие одна за другойнеобычно жестокие засухи, поразившие эти страны в 70-80 годах, явилисьследствием неправильных методов эксплуатации почв в условиях тропиков Африки.Негативную роль сыграл также чрезмерный выпас скота и уничтожение и без тогоскудной растительности с целью заготовки дров. Сахельские засухи принеслисмерть многим африканцам.
Песчаные бури пустыни Гоби приводят к респираторным заболеваниям жителейбольшей части Китая, Корейского полуострова, Японии и даже приводят к ухудшениюкачества воздуха в Северной Америке, подчёркивают авторы доклада «Экосистемы иблагополучие населения». Авторы подсчитали, что ежегодно из Сахары в атмосферуподнимается миллиард тонн песка и пыли.
Песчинки содержат бактерии и микроорганизмы, которые, как думают учёные,наносят вред коралловым рифам Карибского моря. Перенаселённость, расширениепастбищ, слишком интенсивные агротехники, как и плохое водопользование –главные факторы, приводящие к опустыниванию. В докладе также указывается, чтоот 10 до 20% засушливых и полузасушливых земель планеты уже серьезноповреждены.{4}
Перегрев атмосферы, являющийся следствием накопления газов, создающихпарниковый эффект, выделяемых выхлопами автомобилей и промышленностью, видимо,также усугубит опустынивание в последующие десятилетия. Это приведёт к ещебольшей засухе, возникновению волн жары и наводнений.
Верхний плодородный слой почвенного покрова на планете истощается соскоростью 7% за десятилетие. В большей степени, чем почвы умеренной зоны,подвержен истощению почвенный покров экваториального пояса и районов влажныхтропиков из-за состава почв и ливневого характера дождей. А в аридных зонах (зоныс малым увлажнением, в которых земледелие возможно лишь при искусственноморошении. лат. Aridus — сухой) большой ущерб сельскому хозяйству наносятпыльные бури, которые поднимают в воздух тучи пыли, песка, почвы. Иногда ветервыдувает слой почвы на 15—20 см, перенося ее на огромные расстояния.
Деградация почв — это процесс постепенного снижения плодородия почвы,происходящего по различным причинам. Попытки оценить состояние почвы — основыоснов существования человечества — предпринимаются последние три десятилетия врамках программы, которая называется «Глобальные Оценки ДеградацииПочв». Эти оценки базируются на экспертных заключениях специалистов. В2008 году Программа сообщила, что в процессе деградации находится 15% почв. Новоеисследование на эту тему опубликовано неправительственным фондом ISRIC — World SoilInformation и дало намного более негативные результаты. Основой этого методаоценки стал анализ спутниковых фотографий поверхности земли за период с 1981 по2003 год. Как оказалось, в состоянии деградации ныне находятся 24% почв. Авторыисследования, которое опубликовано журналом Soil Use and Management,утверждают, что причиной этого процесса является неразумное использованиесельскохозяйственных земель и различные природные процессы.(6)
Ныне в наихудшем положении находятся почвы Африки южнее экватора, а такжеЮго-Восточная Азия и Южный Китай. Более всего страдают (то есть, деградировалиболее половины их почв) такие государства, как Конго, Заир, Мьянма (Бирма),Малайзия, Таиланд, обе Кореи, Индонезия. Более всего этот процесс сказываетсяна положении населения (то есть, в пострадавших районах плотность населениянаиболее высока) — в Китае, Индии, Индонезии, Бангладеш и Бразилии. В целом,19% деградирующих почв используются для выращивания зерновых культур {6}.
Эрозия почв (лат. Erosio – разъедание) – процесс разрушения и сносаверхних, обладающих самым большим плодородием слоев почвы. Различаютестественную и ускоренную (антропогенную) эрозии почв. Естественная эрозияпротекает очень медленно, и в ходе ее плодородие почв не снижается. Ускореннаяэрозия почв вызвана нерациональной хозяйственной деятельностью человека, врезультате которой активизируются и усиливаются естественные эрозии(неправильная обработка и орошение почвы, чрезмерное внесение в нее удобрений,бесконтрольный выпас скота, вырубка лесов, осушение болот и т.п.) Существуетдва основных вида эрозии почв: ветровая и водная эрозии.
Ветровая эрозия (дефляция) почв – выдувание и перенос мельчайших почвенныхчастиц ветром. Наиболее сильные и продолжительные ветра перерастают в пыльные(черные) бури. За несколько дней они способны полностью снести верхнийплодородный слой почвы мощностью до 30см. Пыльные бури загрязняют водоемы,атмосферу, негативно влияют на человеческое здоровье. Сейчас самым большимисточником пыли являются высохшие земли Аральского моря.
Водная эрозия почв – разрушение и смыв почвы под действием водных потоков.Экологический ущерб от водной эрозии огромен. Вода, стекая, образует промоины иовраги, вымывает из земли органические и минеральные вещества. Это приводит кпотере плодородия почвы, образованию оврагов. В оврагах невозможна никакаясельскохозяйственная деятельность. Подсчитано, что площадь оврагов натерритории стран СНГ составляет 9 млн. га и продолжает увеличиваться. Полеподверженное водной эрозии теряет за год 7-13 т/га наиболее плодородной почвы {6}.
Загрязнение почв — вид антропогенной деградации почв, при которойсодержание химических веществ в почвах, подверженных антропогенномувоздействию, превышает природный региональный фоновый уровень их содержания впочвах.
Основной критерий загрязнения окружающей среды различными веществами —проявление признаков вредного действия этих веществ в окружающей среде наотдельные виды живых организмов, так как устойчивость отдельных видов последнихк химическому воздействию существенно различается. Экологическую опасностьпредставляет то, что в окружающей человека природной среде по сравнению сприродными уровнями превышено содержание определенных химических веществ засчет их поступления из антропогенных источников. Эта опасность можетреализоваться не только для самых чувствительных видов живых организмов.
Загрязнение экосистемы — один из видов ее деградации, загрязнение почв —один из опаснейших видов деградации почв и экосистемы в целом. Загрязняющиевещества — это вещества антропогенного происхождения, поступающие в окружающуюсреду в количествах, превышающих природный уровень их поступления.{4}
Огромной угрозой деградации сельскохозяйственных земель являются городскиеи сельские поселения людей и развитие промышленности. Например, потеривозделываемых земель за счет строительства в Японии составляет 5,7%, в Австрии — 3,6%, в США — 2,8%, в Италии — 2,5%, во Франции — 1% от общей территориистраны.
Врезультате всех этих процессов общая площадь сельскохозяйственных земель в миреежегодно уменьшается на 6-7 млн. га, а засчет заболачивания, засоления, выщелачивания — еще 1,5 млн га.
Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда иулучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они все болеекоординируются специализированными органами ООН — ЮНЕСКО, ФАО(Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др. 2008,Экологический портал «Природное наследие».© 2008, Экологическийпортал «Природное насле
Глава2.Земельные ресурсы Украины
Земля является основным национальным богатством Украины. СогласноЗемельному кодексу Украины земли разделены на девять основных категорий {1}:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли жилой и общественной застройки;
3) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
4) земли здравоохранительного назначения;
5) земли рекреационного назначения;
6) земли историко-культурного назначения;
7) земли лесного фонда;
8) земли водного фонда;
9) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другогоназначения.
Рассмотрим категорию земель сельскохозяйственного назначения подробнее.Земли сельскохозяйственного назначения подразделяют на земли {1}:
— для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
— для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошенияи выпаса скота;
— для ведения исследований и научных целей, пропаганды передового опыта,для ведения сельского хозяйства;
— для ведения подсобного сельского хозяйства;
— для ведения селянского (фермерского) хозяйства;
— длятрадиционных народных промыслов и предпринимательской
деятельности;
— для другого сельскохозяйственного назначения.
Сельскохозяйственные угодья включают пашню, залежи, многолетниенасаждения, сенокосы и пастбища. Пашня — это сельскохозяйственные угодья,систематически обрабатываемые и используемые под посевы сельскохозяйственныхкультур, включая многолетние травы и чистые пары. Пашню подразделяют наследующие подвиды: орошаемая и осушенная, избыточно увлажненная, подверженнаяэрозии, засоренная камнями. К залежам относят земельные участки, которые ранеебыли пашней, но по различным причинам не засеваются (более года)сельскохозяйственными культурами. Многолетние насаждения — это сады, ягодники,виноградники, цитрусовые, чайные и другие плантации. Сенокосы — сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для сенокошения.Пастбища — земли, на которых систематически пасут животных, и такоеиспользование является для них основным. Существуют подвиды пастбищ:суходольные и заболоченные, чистые и заросшие кустарником и лесом, каменистые,летние, весенне-осенние, зимние, круглогодичные, культурные, улучшенные(коренного улучшения) {14, с.44}.
Структура сельскохозяйственных угодий представляет собой процентноесоотношение отдельных видов угодий в общей их площади. Отнесение земель копределенной категории осуществляется на основании решения органовгосударственной власти или местного самоуправления {14, с.45}.
Одной из ключевых проблем современного этапа реформирования земельныхотношений является проблема экономического выражения „ценности“земельных ресурсов, их денежной оценки. В этой ситуации приобрела актуальностьи практическую значимость проблема экономической оценки земельных ресурсов, наоснове которой вводиться система платежей за землю, что особенно важно в периодвключения земельных ресурсов в рыночный товарооборот, фактического отсутствиярынка земли. Правовое регулирование оценки земель осуществляется согласно сКонституцией Украины, Земельного кодекса Украины, Закона Украины «Об оценкеземель», Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав ипрофессиональной оценочной деятельности в Украине»
Для учета сведений о видах земельных ресурсов введен Земельный кадастр.Земельный кадастр — систематизированный свод достоверных сведений {1}:
— о природном, хозяйственном и правовом положении земель Украины;
— о местоположении, размерах и качественных характеристиках земельныхучастков;
— о владельцах земельных участков;
— o правовом режиме землепользования;
— об оценке земельных участков.
Государственный земельный кадастр Украины — это единственная госу-дарственнаясистема земельно кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признанияфакту возникновения или прекращения права собст-венности и права пользованиеземельными участками и содержит сово-купность сведений и документов о местерасположения и правовом режиме этих участков их оценку, классификацию земель,количественную и качест-венную характеристику, деление среди владельцев земли иземлеполь-зователей {13, с.73}.
Оценка земель разделяется на три вида {1}:
— бонитирование грунтов;
— экономическая оценка земель;
— денежная оценка земельных участков.
Бонитирование грунтов – это сравнительная оценка качества грунтов за ихосновными природными свойствами, имеющими постоянный характер и существенновлияющими на урожайность сельскохозяйственных культур, что выращиваются в конкретныхприродно-климатических условиях. Бонитирование грунтов проводится на земляхсельскохозяйственного назначения и землях лесного фонда, согласногосударственных стандартов и других нормативных актов. Бонитирование грунтоввыступает основой про-ведения экономической оценки земель сельскохозяйственногоназначения и учитываются при определении экологической пригодности грунтов длявыращивания сельскохозяйственных культур, а также потерь сельскохо-зяйственногои лесохозяйственного производства.
Экономическая оценка – это оценка земли как природного ресурса и средствапроизводства в сельском и лесном хозяйстве и как прост-ранственного базиса вобщественном производстве за показателями, которые характеризуют продуктивностьземель, эффективность их использования и доходность с единицы площади. Приопределении экономической оценки земель рассматривается как предмет труда иорудия производства в сельском хозяйстве. Экономическая оценка должна учитыватьнеобходимость рационального использования земель сельскохозяйственногоназначения, а также и других категорий земель.
Денежная оценка земельных участков разделяется на: нормативную иэкспертную. Нормативная денежная оценка земельных участков – это капи-тализированныйрентный доход из земельных участков, определенных за установленными иутвержденными нормативами. Экспертная оценка земельных участков – результатопределения стоимости земельных участков и связанных с ними прав оценщиком(экспертом по вопросам оценки земельных участков) с применением совокупностиподходов, методов и оценочных процедур, обеспечивающих сбор и анализ данных,проведение расчетов и оформление результатов в виде отчета.
Дадим характеристику общего фонда земли и сельхозугодий в Украине и АРК посостоянию на 01.01.2010 года. Для этого обратимся к данным Госкомзема Украины,размещенных на соответствующем сайте данного государственного учреждения.Сформируем таблицу 3 для анализа общей земельной площади и распределениесельхозугодий в Украине и АРК.
земельныйресурс налог
Общаяземельная площадь и распределение сельхозугодий в Украине и АР Крым посостоянию на 01.01.2010 года
Основные виды земельных угодий и
экономической деятельности Площадь земель Украина АР Крым всего, тыс. га % к общей площади территории Украины всего, тыс. га
Удельный вес АРК в Украине, % Сельскохозяйственные земли 42813,7 71,0 1858,4 4,3 В том числе: Сельскохозяйственные угодья 41569,4 68,9 1824,6 4,4 Из них: пашня 32478,4 53,8 1275,9 3,9 перелоги 320,8 0,5 многолетние насаждения 897,7 1,5 156,3 17,4 сенокосы 2409,8 4,0 2,5 0,1 пастбища 5489,7 9,1 412,0 7,5 другие сельхозземли 1244,3 2,1 Леса и другие лесопокрытые площади 10591,9 17,6 299,2 2,8 В том числе: покрыты лесной растительностью 9675,4 16,0 278,5 2,9 не покрыты лесной растительностью 198,9 0,4 другие лесные земли 314,9 0,5 кустарники 402,7 0,7 Застроенные земли 2499,1 4,1 107,6 4,3 Открытые заболоченные земли 979,4 1,6 5,1 0,5 Открытые земли без растительного покрова или с незначительным растительным покровом (каменистые места, пески, овраги. др.) 1029,9 1,7 Воды (территории, покрытые поверхностными водами) 2423,5 4,0 211,2 8,7 Всего 60354,8 100,0 2694,5 4,5 /> /> /> /> /> />
Общая площадьУкраины составляет 60354,8 тыс.га, что составляет 5,7%территории Европы и 0,44% территории мира. Площадь сельхозугодийсоставляет 41569,4 тыс.га или 68,9%,в этой категории пашни занимают 53,8%, сенокосы 4%, пастбища 9,1%, а долямноголетних насаждений 1,5%, прочие угодья в сельхозугодиях составляют 2,1%.Общая площадь земельного фонда АР Крым 2694,5 тыс.га, что составляет 4,5% всехземель Украины. Сельхозяйственные угодья в Крыму занимают 1824,6 тыс.га, что составляет4,4% величины сельхозугодий Украины Большая часть сельхоз-угодий Крыма (69,9%)занята пашней, на втором месте по доле пастбища.
Украина обладает самым большим в Европе земельным фондом, а размерсельхозугодий близок к 70%. По уровню обеспеченности пашней Украиназанимает одно из первых мест в Европе и составляет 0,71 га наодного жителя (для сравнения: в Великобритании — 0,12 га, в Германии — 0,20 га, в среднем по Европе — 0,26 га, в мире — 0,29 га) В АР Крым данный показатель составляет 0,80 га.
Для Украины характерен высокий уровень освоения территории. Наибольшийуровень имеют западные и центральные области, Донбасс и Приднепровье. В Степнойи Лесостепной зонах уровень распаханности превышает 70%. Это вызывает развитиесильных эрозионных процессов, причем в степных областях земли подвергаются какводной, так и ветровой эрозиям. Доля эродированных земель постоянно возрастаети достигла уже 37 % пашни. Из каждого гектара земли ежегодно смывается от 5 до 25 м3 почвы, в основном верхнего, наиболее плодородного слоя, что приводит к уменьшению урожайностина 30–70 % и к снижению качества сельскохо-зяйственной продукции. На наиболееэродированных землях стоимость проведения противоэрозионных мероприятийнастолько велика, что их целесообразно перевести в категориюнесельскохозяйственных, прежде всего лесных земель.
Значительная часть пахотных земель Украины располагается по склонам балок,речных долин, возвышенностей, предгорий и гор. На полях с уклоном поверхностисвыше 2–3 градуса при непрерывной обработке развивается эрозия. Процессамиводной эрозии у нас в стране затронуты десятки тысяч гектаров пашни. Взасушливых районах страны — на востоке, развивается ветровая эрозия — выдуваниепочв. В этих районах часто возникают пыльные бури. Причинами уменьшения площадисельхозугодий являются нарушение и деградация почвенного покрова, нарушенияземель в результате добычи полезных ископаемых, проведения строительных игеологоразведочных работ, отвод земель под застройку городов, поселков ипромышленных предприятий.
В Украине, как и в мировом масштабе, основной причиной деградации иистощения земельных ресурсов является неправильное и неконтролируемоеземлепользование.
В связи с экономическими реформами, которые проводятся в Украине,изменяется состав землепользователей. До 1990 г. очень высокой была доля государственного сектора: совхозов и колхозов (которые фактическибыли государственными предприятиями), промышленных, транспортных и другихнесельскохозяйственных предприятий и учреждений и только немногим более 4 %земель использовались как приусадебные. С 1991 г. начался процесс передачи земли в пользование, а с принятием соответствующего законодательстваи в собственность фермерским хозяйствам. Процесс приватизации земли будетпродолжаться, и в государственной собственности должны остаться только теугодья, которые необходимы для выполнения общегосударственных функций (землипод предприятиями государственной промышленности, важнейшими путями, водными иприродоохранными объектами). Прочие перейдут в частную, коммунальную,кооперативную и другие формы собственности Для того чтобы новые собственникирационально использовали землю, необходимо создать новый детальный земельныйкадастр, собрать достоверные сведения о размерах и качестве почв, ихплодородии, хозяйственном использовании и оценить их стоимость.
Глава3. Плата за землю
Использование земли в Украине является платным и определялось ЗакономУкраины от 03.07.92 N2535-XII „О плате за землю“ (с изменениями идополнениями).
С 01.01.2011 года размеры и порядок платы за использование земельныхресурсов, а также ответственность плательщиков и контроль за правильностьюисчисления и взимания земельного налога определяются Налоговым Кодексом Украиныс изменениями, внесенными Законом
N 2856-VI (2856-17) от 23.12.2010 года. {2}
Согласно раздела XIII Налогового Кодекса «Плата за землю» плательщикаминалога являются:
— владельцы земельных участков, земельных долей (паев);
— землепользователи.
Объектами налогообложения являются:
— земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании;
— земельные доли (паи), находящиеся в собственности.
Базой налогообложения является:
— нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициентаиндексации, установленного в соответствии с порядком, установленным настоящимразделом;
— площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых непроведена.
Ставки налога за один гектар сельскохозяйственных угодий предоставленных вустановленном порядке и используемые по целевому назначению, в том числевоенными сельскохозяйственными предприятиями, независимо от того, к какойкатегории земель они отнесены, а также ставки налога за один гектар нелесныхземель, предоставленных в установленном порядке и используются для нужд лесногохозяйства, устанавливаются в процентах от их нормативной денежной оценки (независимоот местонахождения) в таких размерах:
— для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1;
— для многолетних насаждений — 0,03.
Налогообложение земельных участков, предоставленных на земляхлесохозяйственного назначения (независимо от местонахождения) осуществляетсякак составляющая платы за специальное использование лесных ресурсов и определяетсяналоговым законодательством.
Статьей 274 Кодекса определяются ставки налога за земельные участки,нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от место-нахождения)
Ставка налога за земельные участки, (за исключением сельскохозяйст-венныхугодий, земель лесохозяйственного назначения) нормативная денежная оценкакоторых проведена, устанавливается в размере 1 процента от их нормативнойденежной оценки.
Согласно статьи 275 Налогового Кодекса, ставки налога за земельныеучастки, расположенные в границах населенных пунктов, нормативная денежная оценкакоторых не проведена, устанавливаются в таких размерах:Группы населенных пунктов с численностью населения, тыс. чел.
Ставки налога,
гривен
за 1 кв. метр Коэффициент, применяемый в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения до3 0,24 от 3 до 10 0,48 от 10 до 20 0,77 от 20 до 50 1,2 1,2 от 50 до 100 1,44 1,4 от 100 до 250 1,68 1,6 от 250 до 500 1,92 2,0 от 500 до 1000 2,4 2,5 от 1000 и более 3,36 3,0
В населенных пунктах, отнесенных Кабинетом Министров Украины к курортным,к ставкам налога, применяются следующие коэффициенты:
— на южном побережье Автономной Республики Крым — 3;
— на юго-восточном побережье Автономной Республики Крым — 2,5;
— на западном побережье Автономной Республики Крым — 2,2;
— на Черноморском побережье Николаевской, Одесской и Херсонской областей — 2;
— в горных и предгорных районах Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковскойи Черновицкой областей — 2,3, кроме населенных пунктов, в соответствии сзаконодательством отнесены к категории горных;
— на побережье Азовского моря и в других курортных местностях — 1,5.
Ставки налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственныхугодий и земель лесного фонда) дифференцируют и утверждают соответствующиесельские, поселковые, городские советы, исходя из ставок налога,функционального использования и местонахождения земельного участка, но не болеетрехкратного размера этих ставок налога, с учетом коэффициентов, установленных КабинетомМинистров Украины для курортных регионов.
Статьей 276 Налогового Кодекса определены некоторые особенностиустановления ставок земельного налога:
— (276.1) налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов),занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средствграждан, используемых без получения прибыли гаражно-строительными,дачно-строительными и садоводческими товариществами, индивидуальными гаражами,садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки,предоставленные для нужд сельско-хозяйственного производства, водного и лесногохозяйства, занятых производственными, культурно-бытовыми, хозяйствен-ными идругими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3 процентов суммыземельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Кодекса.
-(276.2) налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) натерриториях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационногоназначения, использование которых не связано с функциональным назначением этихтерриторий и объектов, взимается в пятикратном размере налога, исчислен-ного всоответствии с статей 274 и 275 Налогового Кодекса.
-(276.3) налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) натерриториях и объектах историко-культурного назначения, использование которыхне связано с функциональным назначением этих территорий и объектов, взимается вразмере, определенном согласно статьям 274 и 275 настоящего Кодекса сприменением следующих коэффициентов:
— международного значения — 7,5;
— общегосударственного значения — 3,75;
— местного значения — 1,5.
-(276.4) налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов),предоставленные для железных дорог в пределах полос отвода, для горнодобывающихпредприятий для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезныхископаемых, а также за водоемы, предоставленные для производства рыбнойпродукции, взимается в размере 25 процентов налога, исчисленного в соответствиисо статьями 274 и 275 Налогового Кодекса.
-(276.5) в случае предоставления в аренду земельных участков (в пределахнаселенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственникамии землепользователями, в том числе указанным в пунктах 276.1 и 276.4 настоящейстатьи, другим субьектам, налог за площади, предоставляемые в аренду,исчисляется в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса от нормативнойденежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициентафункционального использования этих площадей в зависимости от вида экономическойдеятельности арендатора, и статьи 275 настоящего Кодекса.
-(276.6) налог за земельные участки (в пределах и за пределами населенныхпунктов), предоставленные для размещения объектов энергетики, производящихэлектрическую энергию из возобновляемых источников энергии, взимается в размере25 процентов налога, исчисленного в соответствии со статьями 274, 275, 278, 279и 280 Кодекса.
Статьей 277 устанавливаются ставки налога за земельные участкинесельскохозяйственных угодий, расположенных за пределами населенных пунктов,нормативная денежная оценка которых не проведена:
— ставка налога за один гектар несельскохозяйственных угодий, занятыххозяйственными постройками (сооружениями), устанавливается в размере 5 процентовот нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной РеспубликеКрым или по области.
— ставка налога за земельные участки, предоставленные садоводческимобществам, в том числе занятые садовыми и / или дачными домами физических лиц,устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной оценки единицыплощади пашни по Автономной Республике Крым или по области.
Статьей 278 устанавливаются ставки налога за земельные участки,предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики,обороны, расположенные за пределами населенных пунктов:
-(278.1) ставка налога за земельные участки, предоставленные предприятиямпромышленности, транспорта (кроме земель железнодорожного транспорта в пределахполос отвода), связи, энергетики, а также предприятиям и организациям,осуществляющим эксплуатацию линий электропередач (кроме сельскохозяйственныхугодий и земель лесного фонда), устанавливается в размере 5 процентов отнормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крымили по области.
-(278.2) ставка налога за земельные участки, предоставленные дляжелезнодорожного транспорта в пределах полос отвода, военным формированием,созданным в соответствии с законами Украины, которые не содержатся за счетгосударственного или местных бюджетов, подразделениям Вооруженных Сил Украины,которые осуществляют хозяйственную деятельность, устанавливается в размере 0,02процента от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АвтономнойРеспублике Крым или по области.
-(278.3) ставка налога за земельные участки, предоставленные дляпредприятий промышленности, занятые землями временной консервации(деградированные земли), устанавливается в размере 0,03 процента от нормативнойденежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или пообласти.
Налоговый Кодекс устанавливает ставки налога за земельные участки,переданные в собственность или предоставленные в пользование на земляхприродоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения(статья 279), землях водного фонда и лесохозяйственного назначения (статья280), расположенных за пределами населенных пунктов и нормативно-денежная оценкакоторых не проведена:
-(279.1) ставка налога за земельные участки, переданные в собственностьили предоставлены в пользование на землях природоохранного, оздоровительного,рекреационного и историко-культурного назначения (кроме cельскохозяйственных угодий и лесных земель), нормативно — денежная оценка которых не проведена, устанавливается в размере 5 процентов отнормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крымили по области.
— ставка налога за земельные участки на землях водного фондаустанавливается в размере 0,3 процента от нормативной денежной оценки единицы площадипашни по Автономной Республике Крым или по области.
— ставка налога за земельные участки на землях водного фонда, а также заземельные участки лесного фонда, занятых производственными, культурно-бытовыми,хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, устанавливается в размере 5процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АвтономнойРеспублике Крым или по области.
Статьей 281 Налогового Кодекса определяются льготы по уплате налога дляфизических лиц. От уплаты налога освобождаются:
— инвалиды первой и второй группы;
— физические лица, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 18 лет;
— пенсионеры (по возрасту);
— ветераны войны и лица, на которых распространяется действие ЗаконаУкраины „О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты“;
— физические лица, признанные законом лицами, которые пострадаливследствие Чернобыльской катастрофы.
Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотрено длясоответствующей категории физических лиц и распространяется на один земельныйучасток по каждому виду использования в рамках предельных норм:- для веденияличного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 гектара;
— для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий исооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;
— для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;
— для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара;
— для ведения садоводства — не более 0,12 гектара.
Статьей 282 Налогового Кодекса установлены льготы по уплате налога дляюридических лиц. От уплаты налога освобождаются:
— заповедники, в том числе историко-культурные, национальные природныепарки, заказники (кроме охотничьих), парки государственной и коммунальнойсобственности, региональные ландшафтные парки, ботанические сады,дендрологические и зоологические парки, памятники природы, заповедные урочища ипарки-памятки садово-паркового искусства;
— опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебныхзаведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ;
— органы государственной власти и органы местного самоуправления, органыпрокуратуры, заведения, учреждения и организации, специализированные санаторииУкраины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, военные формирования,образованные в соответствии с законами Украины, Вооруженные Силы Украины иГосударственная пограничная служба Украины, которые полностью содержатся засчет средств государственного или местных бюджетов;
— детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украинынезависимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные иоздоровительные заведения Украины, которые находятся на балансе предприятий,учреждений и организаций;
— религиозные организации Украины, уставы (положения) которыхзарегистрированы в установленном законом порядке, за земельные участки,предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий,необходимых для обеспечения их деятельности, а также благотворительныеорганизации, созданные в соответствии с законом, деятельность которых непредусматривает получение доходов;
— санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественныхорганизаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организацийинвалидов;
— общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации,основанных общественными организациями инвалидов и союзами общественныхорганизаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течениепредыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основноеместо работы, составляет не менее 50 процентов среднеучетной численностиштатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда такихинвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 процентов суммыобщих расходов на оплату труда.
Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидовимеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользованиятакой льготой, которое предоставляется Комиссией по вопросам деятельностипредприятий и организаций общественных организаций инвалидов согласно ЗаконуУкраины „Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине“.
В случае нарушения требований этой нормы указанные общественныеорганизации инвалидов, их предприятия и организации обязаны оплатить суммыналога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а такжештрафные санкции согласно законодательству;
— дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формсобственности и источников финансирования, учреждения культуры, науки,образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта,которые полностью содержатся за счет средств государственного или местныхбюджетов;
— предприятия, учреждения, организации, общественные организациифизкультурно-спортивной направленности, в том числе аэроклубы иавиационно-спортивные клубы Общества содействия обороне Украины, — за земельныеучастки, на которых размещены спортивные сооружения, используемые дляпроведения всеукраинских, международных соревнований и учебно-тренировочногопроцесса сборных команд Украины по видам спорта и подготовки спортивногорезерва, базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которыхутверждается Кабинетом Министров Украины;
— на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога владельцыземельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условиипередачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщикуфиксированного сельскохозяйственного налога;
— вновьсозданные фермерские хозяйства в течение трех лет, а втрудонедостаточных населенных пунктах — в течение пяти лет со времени передачиим земельного участка в собственность.
Законодатель в статье 283 Налогового Кодекса определил земельные участки,не подлежащие налогообложению.
Не уплачивается налог за:
— сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий,определенных в соответствии с законом такими, что подверглись радиоактивномузагрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы (зон отчуждения, безусловного(обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения иусиленного радиоэкологического контроля), и химически загрязненныхсельскохозяйственных угодий, на которые введены ограничения по ведениюсельского хозяйства;
— земли сельскохозяйственных угодий, находящихся во временной консервацииили в стадии сельскохозяйственного освоения;
— земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков,используемые для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
— земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования — землипод проезжей частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением,резервами, кюветами, мостами, искусственными сооружениями, тоннелями,транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками,шумовыми экранами, очистными сооружениями и расположенными в пределах полосотвода иными дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиесяза пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающиефункционирование автомобильных дорог, а именно:
а) параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитныесооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения,улавливающие съезды, защитные насаждения, шумовые экраны, очистительныесооружения;
б) площадки для стоянки транспорта и отдыха, склады, гаражи, резервуарыдля хранения горюче-смазочных материалов, комплексы для взвешиваниякрупногабаритного транспорта, производственные базы, искусственные и другиесооружения, находящиеся в государственной собственности, собственностигосударственных предприятий или собствен-ности хозяйственных обществ, вуставном капитале которых 100 процентов акций (долей, паев) принадлежитгосударству;
— земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех формсобственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами,ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а такжегибридными насаждениями, генофондовимы коллекциями и рассадниками многолетнихплодовых насаждений;
— земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев.
Статьей 284 Кодекса определены некоторые особенности применения льготногоналогообложения.
Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, городские,поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу,уплачиваемому на соответствующей территории: частичное освобождение наопределенный срок, уменьшение суммы земельного налога только за счет средств,зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.
Органы местного самоуправления до 1 февраля текущего года подаютсоответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождениюземельного участка данные о предоставленных льготах по уплате земельного налогаюридическим и / или физическим лицам.
Новые изменения по указанной информации предоставяются до 1 числа первогомесяца квартала, следующего за отчетным кварталом, в котором произошлиуказанные изменения.
Если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то оносвобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, вкотором возникло это право. В случае утраты права на льготу в течение годаналог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утраченоэто право.
Если налогоплательщики, которые пользуются льготами по уплате налога, сдаютв аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог затакие земельные участки и земельные участки под такими строениями (их частями)оплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.
Настоящая норма не распространяется на бюджетные учреждения в случаепредоставления ими зданий, сооружений (их частей) в пользование (аренду) другимбюджетным учреждениям.
Налоговым Кодексом определен базовый налоговый (отчетный) период для платыза землю и определен порядок ее исчисления.
Базовым налоговым (отчетным) является календарный год, которыйначинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновьсозданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением правасобственности и / или пользования на новые земельные участки может быть меньше12 месяцев).
Основанием для начисления земельного налога являются данныегосударственного земельного кадастра.
Соответствующие органы исполнительной власти по вопросам земельныхресурсов, по запросу соответствующего органа государственной налоговой службыпо местонахождению земельного участка, предоставляют информацию, необходимуюдля исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном КабинетомМинистров Украины.
Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляютсумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего годаподают соответствующему органу государственной налоговой службы поместонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по установленнойформе, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Подача такойдекларации освобождает от обязанности подачи ежемесячных деклараций.
При предоставлении первой декларации (фактического начала деятельности вкачестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка(выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а вдальнейшем такая справка представляется в случае утверждения новой нормативнойденежной оценки земли.
Плательщик платы за землю имеет право подавать ежемесячно новую налоговуюдекларацию, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, чтоосвобождает его от обязанности представления налоговой декларации до 1 февралятекущего года.
По новоотведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорамаренды земли плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20календарных дней месяца, следующего за отчетным.
Начисление физическим лицам сумм налога производится органамигосударственной налоговой службы, которые выдают плательщику до 1 июля текущегогода налоговое уведомление-решение о внесении налога по установленной форме.
В случае перехода права собственности на земельный участок от одногособственника к другому в течение календарного года налог уплачиваетсяпредыдущим владельцем за период с 1 января этого года до начала того месяца, вкотором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новымсобственником — начиная с месяца, в котором у нового владельца возникло правособственности.
В случае перехода права собственности на земельный участок от одногособственника к другому в течение календарного года орган государственнойналоговой службы направ-ляет налоговое уведомление-решение новому владельцупосле получения информации о переходе права собственности.
За земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в общейсобственности нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется сучетом придомовой территории каждому из следующих лиц:
1) в равных частях — если здание находится в общей совместнойсобственности нескольких лиц, но не разделена в натуре, либо одному из такихлиц-собственников, определенному по их согласию, если иное не установленосудом;
2) пропорционально принадлежащей доле каждого лица — если здание находитсяв общей долевой собственности;
3) пропорционально принадлежащей доле каждого лица — если здание находитсяв общей совместной собственности и разделена в натуре.
За земельный участок, на котором расположено здание, находящееся впользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляетсякаждому из них пропорционально той части площади здания, находящегося в ихпользовании, с учетом придомовой территории.
Юридическое лицо уменьшает налоговые обязательства по земельному налогу насумму льгот, предоставляемых физическим лицам в соответствии с пунктом 281.1статьи 281 Налогового Кодекса за земельные участки, находящиеся в ихсобственности или постоянном пользовании и входят в состав земельных участковтакого юридического лица.
Указанный порядок распространяется на определение налоговых обязательствпо земельному налогу юридическим лицам за земельные участки, отведенные впорядке, установленном Законом Украины „Об основах социальной защищенностиинвалидов в Украине“ для бесплатной парковки (хранения) легковыхавтомобилей, которыми управляют инвалиды с поражением опорно-двигательногоаппарата, члены их семей, которым в соответствии с порядком обеспечения инвалидовавтомобилями передано право управления автомобилем, и законные представителинедееспособных инвалидов или детей-инвалидов, которые перевозят инвалидов(детей-инвалидов) с поражением опорно-двигательного аппарата.
Срок уплаты налога на землю определен статьей 287 Налогового Кодекса.
Собственники земли и землепользователи платят плату за землю со днявозникновения права собственности или права пользования земельным участком.
В случае прекращения права собственности или права пользования земельнымучастком плата за землю уплачивается за фактический период нахождения земли всобственности или пользовании в текущем году.
Учет физических лиц — плательщиков налога и начисления соответствующихсумм проводятся ежегодно до 1 мая.
Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговойдекларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками иземлепользователями земельных участков по местонахождение земельного участка заналоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового(отчетного) месяца.
Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в новой отчетнойналоговой декларации, в том числе за вновь отведенные земельные участки,уплачивается собственниками и землепользователями земельных участков поместонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарномумесяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последнимкалендарным днем налогового (отчетного) месяца.
Налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня врученияналогового уведомления-решения.
Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог можетуплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов по квитанции о приеменалоговых платежей. Форма квитанции устанавливается в порядке, предусмотренном НалоговымКодексом.
При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог заземельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части),с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с датыгосударственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
В случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенныхпунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками иземлепользователями, в том числе указанным в пунктах 276.1, 276.4 статьи 276Кодекса, налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется с датызаключение договора аренды земельного участка или с даты заключения договорааренды зданий (их частей).
Владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом домеплатит в бюджет налог по площади под такими помещениями (их частями) на основепропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрацииправа собственности на недвижимое имущество.
Статья 288 Налогового Кодекса определяет и урегулирует вопросы платы зааренду земельных участков.
Основанием для начисления арендной платы за земельный участок являетсядоговор аренды такого земельного участка.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которыезаключают договоры аренды земли, должны до 1 февраля представлять органугосударственной налоговой службы по местонахождению земельного участка перечниарендаторов, с которыми заключены договора аренды земли на текущий год, иинформировать соответствующий орган государственной налоговой службы озаключении новых, внесение изменений в существующие договора аренды земли и ихрасторжении до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошлиуказанные изменения.
Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка.
Объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный варенду.
Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются
в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.
Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, причем годоваясумма платежа:
не может быть меньше:
— для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога,устанавливаемого настоящим разделом;
— для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога,устанавливаемого настоящим разделом;
не может превышать:
а) для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства,обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, производящих электрическуюэнергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическуюинфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы,распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрическиесети), — 3 процента нормативной денежной оценки;
б) для других земельных участков, предоставленных в аренду, — 12 процентовнормативной денежной оценки;
может быть больше предельного размера арендной платы, чем указанный вподпункте а) и б) в случае определения арендатора на конкурентных началах.
Плата за субаренду земельных участков не может превышать арендной платы.
Налоговый период, порядок исчисления арендной платы, срок уплаты и порядокее зачисления в бюджеты применяется соответственно требованиям статей 285-287 НалоговогоКодекса.
Статьей 289 Кодекса предусматривается индексация нормативной денежнойоценки земель.
Для определения размера налога и арендной платы спользуется нормативнаяденежная оценка земельных участков.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсовосуществляет управление в сфере оценки земель и земельных участков.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов поиндексу потребительских цен за предыдущий год ежегодно рассчитывает величину коэффициентаиндексации нормативной денежной оценки земель, на который индексируетсянормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенныхпунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1января текущего года, определяемый по формуле:
Кi = [I — 10]: 100,
где I — индекс потребительских ценза предыдущий год.
В случае если индекс потребительских цен не превышает 110 процентов, такойиндекс применяется со значением 110.
Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяетсякумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценкиземель.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов,Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская иСевастопольская городские государственные администрации не позднее 15 январятекущего года обеспечивают информирование центрального органа государственнойналоговой службы и собственников земли и землепользователей о ежегоднойиндексации нормативной денежной оценки земель.
Плата за землю зачисляется в соответствующие местные бюджеты в порядке, определенномБюджетным Кодексом Украины для платы за землю на соответствующий год.
В разделе 6 главы ХХ «Переходные Положения» Налогового Кодекса отражены некоторыеособенности взимания земельного налога:
1. В течение действия ратифицированных Верховной Радой Украинымеждународных договоров (соглашений) Украины по вопросам космическойдеятельности по созданию космической техники (включая агрегаты, системы и ихкомплектующие для космических комплексов, космических ракет-носителей,космических аппаратов и наземных сегментов космических систем), но не позднее 1января 2015, резиденты — субъекты космической деятельности, получившие лицензиюна право ее осуществления и участвующих в реализации таких договоров(соглашений), освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участкипроизводственного назначения согласно перечню, утверждаемому КабинетомМинистров Украины.
2. До 1 января 2016 освобождаются от уплаты земельного налога субъектысамолетостроения, подпадающих под действие норм статьи 2 Закона Украины „Оразвитии авиастроительной промышленности“, земельные участки которыхнепосредственно используются для целей производства конечной продукции, аименно:
летательных аппаратов, их корпусов, двигателей, включая места,предназначенные для их хранения (склады, ангары, места для отстаивания),посадочно-взлетные полосы, а также места, в которых расположены пункты заправки(дозаправки) моторных летательных аппаратов и контроля над полетами.
3. До 1 января 2016 освобождаются от уплаты земельного налога субъектыкинематографии (производители национальных фильмов), перечень которыхутверждается Кабинетом Министров Украины, за земельные участки, используемыедля обеспечения производства национальных фильмов.
4. До 1 января 2016 освобождаются от уплаты земельного налога субъектысудостроительной промышленности, определенные в соответствии со статьей 1Закона Украины „О мерах по государственной поддержке судо-строительнойпромышленности в Украине“.
Необходимо обратить внимание налогоплательщиков, что статьей 126Налогового Кодексапредусмотрена ответственность за несвоевременнуюуплату налога за землю в виде штрафных санкций. В случае если налогопла-тельщикне уплачивает суммы самостоятельно определенного денежного обязательства втечение сроков, определенных Кодексом, такой налого-плательщик привлекается кответственности в виде штрафа в следующих размерах:
— за несвоевременную оплату налога (дополнительно к основному платежу ипене) начисляется штрафная санкция, размер которой зависит от сроков просрочки.Так, при задержке платежа до 30 календарных дней, гражданин обязан уплатитьштраф в размере 10 процентов от суммы долга, при задержке от 30 до 90 дней — 20процентов, при задержке более 90 дней уплачивается штраф в размере 50 % отсуммы долга.
-за каждый день просрочки платежа начисляется пеня;
 Таким образом, чем дольше не производится оплата налога, тем ощутимеебудет сумма платежа.
Необходимо также отметить, что плательщики платы за землю несут ответственность,предусмотренную статьями 140 и 141 Земельного Кодекса Украины которыми предусматриваетсяответственность за систематическую неуплату земельного налога или аренднойплаты в виде прекращение права собственности на земельный участок или правапользования земельным участком.
Таким образом, халатное отношение к своим обязанностям по уплате налога заземлю может привести не только к дополнительным материальным затратам в видештрафных санкций и пени, но и к реальному шансу лишения прав на принадлежащую землю.

Заключение
Главной целью экологической политики государств мира является обеспечениеэкологически безопасных условий для проживания людей, рациональноеиспользование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономическихоснов охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Длядостижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводитьструктурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническуюполитику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применениималоотходных и безотходных технологий.
Основными направлениями работы по реализации экологической политикиявляются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрениеэффективных экономических методов управления и контроля за природопользованиеми охраной окружающей среды; повышение экологической культуры населения;развитие международного сотрудничества.
В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающейдеятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использованиеэкономического механизма воздействия на производство, который должен создатьусловия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовыхколлективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны ивоспроизводства природных ресурсов.
Землепользователи обязаны проводить эффективные меры по повышениюплодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных,агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращениюветровой и водной эрозии почв, не допускать засоления, заболачивания,загрязнения земель, зарастания их сорняками, а также других процессов,ухудшающих состояние почв.
Промышленные и строительные предприятия, организации, учреждения обязаныне допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственнымии другими отходами, а также сточными водами.
В условиях интенсификации производства охрана земной поверхности и еерациональное использование осуществляются с помощью следующих мероприятий:
— сокращение использования земельного фонда для промышленных целей впроцессе проектирования и строительства;
— устранение загрязнения промышленных предприятий расположенных вблизи участковземельного фонда;
— рекультивация нарушенных горными работами земель;
Нужно принять закон Украины«Об охране земель и плодородия почв», в котором определить:
— базовые экологическиетребования в условиях частного землепользования и частных форм хозяйствования;
— механизмы ответственности собственниковземли и арендаторов за сохранение плодородия земель;
— ограничения относительноиспользования земель под культурами, истощающими землю;
— стандарты севооборота имеханизм стимулирования их соблюдения.
Необходимо увеличить затратыГосударственного бюджета Украины на охрану и воспроизводство плодородия земель.Разработать мероприятия по развитию и внедрению технологий рационального иэкологически безопасного землепользования, мероприятия по мелиорации и охранеземель, полезащитному лесоразведению, по борьбе с эрозией почв и другие меры,направленные на коренное улучшение земель путем принятия и реализациисоответствующих государственных программ.
Cледует также отметить, чтоНалоговый Кодекс в части платы за землю во многом повторяет Закон Украины от03.07.92 N2535-XII „О плате за землю“, поэтому изменения радикальныминазвать нельзя. Среди новаций, которые нашли свое отражение в Кодексе предлагается:
— пересмотреть размерусредненных ставок платы за землю (с учетом всех изменений размер усредненныхставок земельного налога увеличится лишь на величину бюджетного коэффициента,который в дальнейшем будет учитываться в зависимости от индекса инфляции). Приэтом, оставленна дифференциация в зависимости от количества жителей населенныхпунктов;
— отменить верхний предел ограничениягодовой арендной платы за земельные участки государственной или коммунальнойсобственности, который согласно требованиям действовавшего законодательстваУкраины не мог превышать 10 процентов их нормативной денежной оценки;
— применить особый порядокуплаты земельного налога за земли природоохранного, рекреационного,культурно-исторического, оздоро-вительного назначения, переданных всобственность или предоставленых в постоянное пользование субъектамхозяйствования;
— урегулировать проблемуналогообложения земель лесного фонда, как в пределах населенных пунктов, так иза их пределами (за земельные участки лесного фонда, которые при реформированииаграрного сектора экономики отошли в собственность). При расчете этого налогапланируется использовать показатели усредненной стоимости пашни всоответствующем регионе. В дальнейшем для таких земель будут установленысобственные тарифы налогообложения;
— в связи с разночтениемналогообложения земель под железными дорогами установить границы такогоземельного участка – в пределах полосы отвода. Для горнодобывающих предприятий– только под добычу полезных ископаемых;
— для земель, занятыхдорожными хозяйствами, от предоставленной им льготы учесть размер участков (подполосой отвода), за которые налог не начисляется;
— обеспечить освобождение отуплаты земельного налога детских санаторно-курортных и оздоровительныхучереждений Украины, независимо от их подчиненности.
— упорядочение системы льготпо налогообложению, которые не имеют социальной направленности и экономическогоэффекта. Например, отменены льготы, предоставляемые по отраслевому признаку;
— уточнение порядка индексациинормативной денежной оценки земель в зависимости от уровня инфляции;
— совершенствование налоговогозаконодательства в части арендной платы за земельные участки государственной икоммунальной собственности;
Вместе с тем, новым вналогообложении является урегулирование вопроса срока налогообложения земельныхучастков под выкупленными зданиями и сооружениями, поскольку в настоящее времяиз-за неурегулированности нормами действующих законодательных актов (Земельногокодекса, Гражданского кодекса, законов Украины «О плате за землю» и «Об арендеземли» и др.) долгое время проходит процедура оформления документов на правособственности или пользования земельными участками, а за этот период местныебюджеты теряют значительные средства от неуплаты платежей в бюджет.

Списокиспользованных источников:
1.  Земельныйкодекс Украины «Відомості Верховної Ради України» (ВВР),2002, N 3-4, (с изменениями) N 1474-VI ( 1474-17 ) от 05.06.2009
2. Налоговый Кодекс Украины сизменениями, внесенными Законом N 2856-VI (2856-17) от23.12.2010 г. «Офіційний вісник України» от 10.12.2010- 2010 р., № 92;
3. География.Современнаяиллюстрированная энциклопедия. Издательство: Росмэн-Пресс,2006г.
4. Бобков А.А., СеливерстовЮ.П. Землеведение — М: Академический проект.
-2006. – 537 с.
5. Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б.«Экономическая и социальная география мира»,
— М.: Просвещение, 2008г.
6. География в таблицах. 6-10кл.: Справочное пособие. М.: Дрофа, 1997. 92 с.
7.Доклад ООН«Опустынивание– основная угроза окружающей среде». 19-
07-2005. Сайт „ВеликаяЭпоха“ www.epochtimes.ru,
8.Вольский В. В.Социально-экономическая география зарубежного мира М.: ДРОФА,2001- 564 с.
9.Экономика сельского хозяйства/ И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И.
Куликов и др. — М.: Колос,2000. — 328 с.
10.Максаковский В.П. Географияв таблицах. Справочное пособие. М.:
Дрофа, 2008г 92 с.
11.Макар С.В. Основы экономикиприродопользования: Учеб. Пособие. М.:
ИМПЭ, 1998.
12. www.ukrstat.gov.ua (сайт Государственного комитета статистики
Украины) www.bookman.ru/book2128863.html
13.Мумладзе Р.Г. Менеджмент вагропромышленном комплексе.- М: КноРус
2009. – 567 с.
14.Сельская экономика. Подред. Киселева С.В. — М: ИНФРА-М. -2007.-465 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :