Введение
Мировой финансовый кризис: причины и первая реакция финансовыхвластей. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., вынуждает правительства всех стран искатьновые механизмы выхода из кризиса. Зачастую власти предпринимают такие действия,на которые раньше никто не мог отважиться. Совсем недавно национализация банкови крупнейших компаний рассматривалась как наибольшее зло, поскольку, по мнениюмногих политиков и ученых, время кейнсианской политики и государственногорегулирования осталось в прошлом. Сейчас такие шаги рассматриваются какспасение капиталистической экономики. Все большему сомнению подвергаются основыэкономической политики развитых стран — либерализм, свободная конкуренция,сверхдоходы отдельных групп граждан.
Колыбелью кризиса является финансовая империя послевоенныхлет-Соединенные Штаты Америки. К концу прошлого века долг государства, частногосектора и домашних хозяйств США приблизился к 200% ВВП. Проблема усугубляласьзначительным дефицитом торгового и платежного баланса, необеспеченностьюдоллара и его ролью мировой валюты.
Очевидно, что кризис поставил под сомнение эффективностьамериканской финансовой модели капитализма и ее жизнеспособность в условияхглобального рынка.
1. Причины и последствия финансового кризиса для России
Причины финансового кризиса, начавшегося с рынка ипотечных ценныхбумаг и постепенно перекинувшегося на фондовый рынок, а затем и на весьфинансовый сектор, во многом связаны с завышенной стоимостью активов, в первуюочередь нематериальных, в экономиках развитых стран. Финансовые власти, в т.ч.Федеральная резервная система (ФРС) США на протяжении нескольких летстимулировали экономический рост, поддерживая низкую ставку рефинансирования.Однако снижение стоимости доллара к основным мировым валютам вынудилоамериканские власти временно повысить ставку рефинансировании для привлеченияиностранных кредитов. В результате заемщики не смогли обслуживать ипотечныекредиты по новым ставкам, а резкое увеличение предложения недвижимости привелок снижению цен, и, как следствие, банки не могли реализовать заложенноенедвижимое имущество без существенных потерь. Ипотечные ценные бумаги, которыеэмитировали поскольку из-за высоких рисков и неопределенной ситуации оценить ихреальную стоимость весьма проблематично и инвесторы пытаются избавиться откогда-то ценных бумаг. Обычно держателями ценных бумаг являются крупныеинституциональные инвесторы, располагающие долгосрочными средствами — специализированные государственные корпорации FannieМае и FreddieMac, пенсионныефонды, страховые компании, инвестиционные банки. Предложение многократнопревысило спрос на ипотечные бумаги, и в результате наступил коллапс рынка.
Снижение стоимости активов, вт.ч. ипотечных ценных бумаг — этонормальное явление в рыночной экономике. Реализация активов невозможна безсущественной потерн стоимости, и для своевременной оплаты своих обязательствинституциональные инвесторы имеют иные активы — корпоративные ценные бумаги,недвижимое имущество и др. Однако среди инвесторов распространяется недоверие,они не готовы кредитовать друг друга, отказываются приобретать эти активы дажепо сниженным ценам. В таких условиях единственным кредитором последнейинстанции могут выступать центральные банки. Денежно-кредитные власти резконаращивают предложение ликвидности, предоставляя кредиты финансовым институтам.Эти меры уже реализованы Европейским центральным банком и центральными банкамистран Европы, ФРС США, Центральным банком России и др. Одновременно во всеммире предпринимаются усилия по восстановлению доверия населения к финансовомусектору, чтобы избежать отток депозитов банков. В нашей стране увеличено до700тыс. руб. возмещение по вкладам в банках, у которых отозвана лицензия иливведен мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Для повышенияликвидности Банк России серьезно упростил предоставление кредитов коммерческимбанкам.
Тезис о том, что Россия останется островком стабильности во времямирового кризиса оказался несостоятельным. Мировой финансовый кризис заставилинвесторов выводить свои средства и развивающихся стран, в том числе и изрублевых активов. При высоком положительном балансе внешней торговли рискифинансовой системы и бюджета были невысокими, поскольку российский фондовыйрынок пока играет незначительную роль в привлечен и долгосрочногофинансирования и н вести пи й и скорее выполняет декоративную роль. Видимо,уверенность в стабильности российских финансов основывалась на выдвинутомпредположении, а также наличии значительных золотовалютных резервов иигнорировании спекулятивных интересов значительной части зарубежных инвесторов.
С начала 2008 г. индекс РТС упал в 3,6 раза, в то время какснижение на фондовых рынках других стран было менее существенным: на Шанхайскойбирже (Китай) — падение в 2,5 раза, DowJones30 (США) —на 38 %, Токийская фондовая биржа (Япония)-38%.
Между тем падение цен на нефть до 50 долл. США за баррель усилилоотток капиталов из страны, а внутри России сбережения стали активнеепереводиться в иностранные валюты. Золотовалютные резервы начали таить и всепочувствовали влияние финансового кризиса. Так, если к началу августа 2008 г.золотовалютные резервы превысили 596,5 млрд. долл. США, то на 1 декабря 2008 г.они составили 455,7 млрд. долл. США.
Отметим, что тактика Центрального банка России оказаласьпредусмотрительной: летом 2008 г. был увеличен список ценных бумаг, принимаемыхв залог при выдаче кредитов коммерческим банкам. Несмотря на то, что ставкарефинансирования не снижалась, а с 1 декабря повысилась до 13% (на первыйвзгляд это противоречит здравой логике, поскольку снижение ставки упрощаетполучение кредитов реальному сектору экономики), денежные властипродемонстрировали способность справиться с кризисом. Повышение ставкирефинансирования способствует сохранению сбережений (рублевые депозиты граждан,остатки на счетах юридических лиц) в национальной валюте. Действительно, наданном этапе больший риск для отечественной денежно-кредитной системы — потерядоверия к национальной валюте и перевод рублевых сбережений в иностраннуювалюту. Повышение ставки рефинансирования, несмотря на укоры со стороныбанковского сообщества да и реального сектора экономики, — вынужденная мера,которая, скорее всего, будет востребована непродолжительное время. При этомважно сочетать стабильность национальной валюты и состояние платежного баланса.Снижение цен на нефть влечет за собой либо сокращение золотовалютных резервов,либо установление валютного курса на новом уровне. Предположительно новоевалютное равновесие может быть достигнуто при понижении курса рубля кбивалютной корзине на 20%, что позволит сохранить доверие населения ихозяйствующих субъектов к рублю и избежать сокрушительного удара по валютнымрезервам.
Шаги, предпринимаемые денежными властями, достаточно оперативны и обоснованы.Надо отмстить и позитивную роль законодательства, предоставившего достаточнуюнезависимость Центральному банку, а также право самостоятельно изменятьобязательную норму резервирования, снижение которой позволило высвободитьдополнительные средства банков, ранее замороженные в качестве обязательныхрезервов, ставки рефинансирования и условий предоставления кредитов банкам и т.п.Пока преждевременно делать выводы о восстановлении доверия инвесторов. Резкиеколебания курсов валют — доллара по отношению к евро, да и к рублю, нестабильностьна фондовом рынке способствуют поддержанию неуверенности инвесторов.
В сентябре 2008г. в Ницце проходила конференция лидеров иэкспертов финансового сектора Европы Eurofi,по большей части посвященная преодолению мирового финансовогокризиса в банковской системе. Основные рекомендации — поддержание ликвидностифинансовой системы, повышение ее прозрачности, усиление ответственностиаудиторов и рейтинговых агентств6. Шаги, предпринятые Россией, оказались болееконкретными: сокращается налоговое бремя, рассрочиваются налоговые платежи,поддерживается ликвидность банковского сектора, рефинансируются зарубежныезаймы через «Внешэкономбанк» и др. Однако фундаментальные вопросы, такие какповышение прозрачности отчетности и управление банками, ответственность ипрофессионализм менеджмента, управление рисками и сбалансированностьсоотношения прибыли и риска пока остаются не решенными и здесь необходимовоспользоваться опытом европейцев.
Деятельность финансовых властей имеет куда больший временной лаг—иэто соответствует природе налоговой и бюджетной политики. Изменения на Moiyr произойти моментально, хотя в кризисной ситуации российские властипоказали неплохую скоростную реакцию, и по ряду вопросов им даже удалосьопередить европейских коллег.
Проанализируем, какие решения уже нашли отражение в налоговом ибюджетном законодательстве, денежно-кредитной политике, а какие толькопредстоит реализовать, чтобы не только финансовая система России, но и реальныйсектор смогли противодействовать неблагоприятной внешней среде и мировомукризису.
Стратегия развития реального сектора: планы поддержки за счетфедерального бюджета до кризиса и после. Самый важный вопрос — этотрансформация отраслевой структуры отечественной экономики, повышениеконкурентоспособности и облагораживание структуры экспорта. Однако реализацияэтих задач «пробуксовывает».
2. Механизм государственной поддержки различных отраслей экономики
Механизмы государственной поддержки связаны с выделением бюджетныхсредств на инвестиции в госкомпании, ужесточением антимонопольногозаконодательства, началом реализации проектов в рамках государственно-частногопартнерства за счет средств «Внешэкономбанка» и Инвестиционного фонда,созданием особых экономических зон и заключением концессионных соглашений, расширениемгосударственных закупок. Однако такая политика не отличается системностью, и,как правило, направлена на поддержку отдельных компаний. Таким образом,промышленная политика остается слабым звеном экономических преобразований. Темне менее, постепенно ситуация выправляется, и уже разработаны отраслевыестратегии развития для авиастроения, судостроения, автомобильной, электроннойпромышленности и др. до 2015-2020 гг.
Ожидаемый результат реализации Стратегии развития авиационнойпромышленности на период до 2015 г. — принципиальное изменение стратегическойконкурентной позиции России на мировом авиарынке (включая рынок самой России иСНГ), означает фактическое возвращение отрасли на глобальный рынок в качествеодного из мировых центров авиастроения. При этом основным критерием достиженияожидаемого результата является динамичный и устойчивый рост объема продажпродукции отечественной авиапромышленности на мировом рынке.
Стратегия развития судостроительной промышленности направлена надинамичное развитие судостроительной промышленности за счет совершенствованиязаконодательной базы, ускоренного развития научного потенциала, комплексноймодернизации и технического перевооружения, оптимизации потенциала отрасли инеобходимых структурных преобразований. Предусматривается увеличение вкладасудостроительной промышленности в прирост ВВП за счет опережающих темпов ростаобъемов производства продукции отрасли, расширения объемов высокотехнологичногоэкспорта и соответствующего улучшения структуры внешнеторгового оборота,сохранения и расширения числа рабочих мест, обеспечения дополнительныхналоговых поступлений и т.д.
Концепция развития автомобильной промышленности России в качествецелей устанавливает создание условий, обеспечивающих развитие промышленности,интеграцию в мировое автомобилестроение, а также повышение эффективности производствасовременной конкурентоспособной автомобильной техники, удовлетворяющейпотребностям населения, государства и субъектов хозяйствования. В качествеиндикаторов реформирования отрасли используется увеличение производствалегковых автомобилей, автобусов и др. расширение производства автомобильныхкомпонентов, углубление производственной кооперации в автомобилестроении исмежных отраслях, повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств вотечественной автомобильной промышленности.
Стратегия развития электронной промышленности России на период до2025 года предусматривает создание нового конкурентоспособного обликаэлектронной промышленности на основе оптимизации состава электронныхорганизаций и производственных мощностей, реконструкции и техническогоперевооружения, развития новых мощностей, совершенствования нормативно-правовойбазы с учетом реальных рыночных секторов мирового и отечественного рынка. Этопредполагает устойчивые темпы развития электронной промышленности, созданиеновой инфраструктуры отрасли (дизайн-центры, центр фотошаблонов, кремниевыефабрики, интегрированные структуры), наращивание номенклатуры и объемовотечественной электронной компонентной базы[1].
Стратегия развития металлургической промышленности РоссийскойФедерации на период до 2015 г. предусматривает инновационно-активное развитиеметаллургической промышленности, направленное на повышение качества иконкурентоспособности выпускаемой металлопродукции, в т. ч. повышенную степеньготовности, ресурсосбережение, наращивание выпуска продукции.
Стратегия развития химической и нефтехимической промышленностиРоссии на период до 2015г. предусматривает увеличение вклада химическогокомплекса в прирост ВВП увеличение экспортной выручки, снижение зависимостинациональной экономики от поставок химической продукции из зарубежных стран,повышение инновационной активности и уровня обновления основных фондовпредприятий химической и нефтехимической промышленности и смежных отраслей идр. Критерии реализации — увеличение объемов производства, доли химическогопроизводства и производства резиновых и пластмассовых изделий в общем объемепроизводства[2].
Однако некоторые отраслевые стратегии развития имеют декларативныйхарактер, они остаются несогласованными, нет единой модели управления, неучтены реальные конкурентные возможности отечественной экономики, чтозатрудняет их эффективную реализацию. Например, если проанализировать отчет обисполнении федерального бюджета за 2007 г., то можно увидеть, что многиефедеральные целевые программы (ФЦП), принятые в рамках реализациивышеперечисленных стратегий, остаются недофинансированными. Отчасти этообусловлено несовершенством бюджетного процесса и внесением изменений в бюджетв ноябре 2007 г., то есть в конце соответствующего финансового года. Такоеувеличение расходов в конце года только усложняет ситуацию в бюджетной сфере,поскольку бюджетополучатель и в любом случае не успевают использоватьдополнительные средства. Таким образом, значительная часть повышения основныхпоказателей бюджета привела не к росту расходов и инвестиций, а к существенномуувеличению профицита (фактический профицит в 2,3 раза превышал первоначальныйплан).О недостаточной поддержке инвестиционного процесса свидетельствует и то,что несмотря на увеличение финансирования Инвестиционного фонда, большая частьего средств в 2007 г. не использована (237 млрд. руб., или 92% от годовыхназначений остались невостребованными). Исполнение расходов по Федеральнойадресной инвестиционной программе составило 488 млрд. руб. (81 % уточненныхрасходов)[3].
Можно констатировать, что средства федерального бюджета длямодернизации отраслевой структуры российской экономики используютсянедостаточно. Очевидно, экономическая действительность всегда будет отличатьсяот прогнозируемой. Невостребованные средства лучше, чем неэффективные бюджетныерасходы, совершаемые бюджетополучателями в последние два месяца финансовогогода. Поэтому оптимальное решение — избегать пересмотра бюджета в конце гола истараться четко придерживаться трехлетних бюджетных планов.
Федеральный бюджет на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.,принятый в ноябре 2008г., является вторым трехлетним бюджетом. Проведенныйанализ показывает, что в бюджете на 2009г., по сравнению с прогнозом 2008 г.,наибольшее изменение претерпели показатели инфляции (прогнозируемый уровеньинфляции увеличен с 7,5 до 8,5%, т.е. на 13,3%) и доходов бюджета (на 14,8%).Прогноз расходов увеличен несущественно (на 3,2%), а прогноз ВВП увеличен на5,9%, хотя из-за финансового кризиса ряд показателей придется скорректировать.Таким образом, вывод: расходная часть бюджета 2009г. в большей мересоответствует прогнозам 2008г., чем доходная часть. Это свидетельствует остремлении проводить сбалансированную бюджетную политику и поддерживать рострасходов бюджета в соответствии с ранее намеченными планами. Такой консерватизмвполне оправдан, если учесть, что расходы в 2009 г. вырастут на 28,5 % посравнению с расходами 2008 г… в то время как ВВП и доходы бюджета вырастутлишь на 21,9%. Тем не менее, если в трехлетнем бюджете 2008 г. доля доходовбюджета в ВВП постепенно сокращалась с 21,2 % до 17,3 %, то в трехлетнембюджетном плане 2009 г. доходы бюджета в ВВП остаются на стабильном уровне — 21,2% и лишь в 2011 г. снижаются до 18,9%. Надо отметить, что при разработкетрехлетнего федерального бюджета не учтены ни мировой финансовый кризис, ниснижение цен на нефть, поскольку эти явления не предвиделись. Налоговые доходы рассчитывалисьиз предположения, что налоговая система не претерпит серьезных изменений, хотяучитывалась такая стимулирующая инновации мера, как повышающий коэффициент вразмере 1,5 к расходам на НИОКР при налогообложении прибыли. Как известно, вноябре 2008 г. приняты законы, снизившие налоговую нагрузку на экономику,направленные на смягчение негативного воздействия мирового финансового кризисана российскую экономику.
Функциональная классификация расходов федерального бюджетапредусматривает выделение на национальную экономику в 2009 г. 1 039,4 млрд.руб. (11,5% расходов), в 2010 г. — 1 181,2 млрд. руб. (11,7%), в 2011 г. — 1384,8 млрд. руб. (12,9 %)м. Планируется постепенное увеличение доли расходов нанациональную экономику и поддержку промышленности, что можно характеризоватькак положительную тенденцию.
финансовый кризис отрасль промышленность государственный
Бюджетные ассигнования в Инвестиционный фонд РФ в 2009 годусоставят 252,5 млрд. руб., в 2010 г. — 100,0 млрд. рубл., которыепредполагается направить на оказание государственной поддержки инвестиционнымпроектам, одобренным Правительственной и Инвестиционной комиссиями. Этосущественная поддержка инвестиционного процесса. Однако следует учитывать, 1гтов предыдущие годы далеко не все отобранные проекты реально финансировались.Наступление мирового финансового кризиса уже заставило «Внешэкономбанк» (Банкразвития) переключиться с приоритетных инвестиционных проектов нафинансирование долговых обязательств, в т.ч. крупнейших российских нефтяныхкомпаний. Такая инвестиционная политика — вынужденная мера, однако она ни вкоей мере не способствует решению проблемы структурной несбалансированностиотечественной экономики.
Основное место в структуре бюджетных ассигнований федеральногобюджета по разделу «Национальная экономика» занимают бюджетные ассигнования натранспорт, дорожное хозяйство, воспроизводство минерально-сырьевой базы,сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в областинациональной экономики.
Предполагается финансовое обеспечение расходов, связанных соследующими направлениями промышленной политики:
• исследование и использование космического
пространства (Федеральная космическая программа России на 2006 —2015 гг.);
• обеспечениеконкурентоспособности гражданской авиационной техники отечественногопроизводства (ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на период2002 — 2010 гг. и на период до 2015 г.»);
• развитиенаучно-технологического потенциала Российской Федерации (ФЦП «Исследования иразработки по приоритетным направлениям развития научно-технологическогокомплекса России на 2007 — 2012 гг.»);
• развитие современной иэффективной транспортной инфраструктуры (ФЦП «Развитие транспортной системыРоссии (2010 — 2015 гг.)»);
• обеспечение технологическогоразвития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных,ресурсосберегающих экологически безопасных промышленных технологий дляпроизводства конкурентоспособной наукоемкой продукции (ФЦП «Национальнаятехнологическая база на 2007 -2011гг.»);
• повышение качества иэффективности государственного управления на основе организациимежведомственного информационного обмена (ФЦП «Электронная Россия (2002 —2010гг.)»);
• формирование необходимойинфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развитияприоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетомгеостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации(ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья напериод до 2013г.»);
• ускоренное развитие атомногоэнергопромышленного комплекса для обеспечения геополитических интересов страны(ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 — 2010гг.и на перспективу до 2015г.»);
• создание и развитие системыГЛОНАСС (ФЦП «Глобальная навигационная система»);
• развитие научно-техническогои производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособнойнаукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетныхзадач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасностиРоссийской Федерации (ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроникина 2008 -2015гг.»);
• комплексное решение проблемобеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации,связанных с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивнымиотходами (ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и напериод до 2015 г.»);
• создание современнойинфраструктуры национальной нано технологической сети для развития и реализацииотечественной нано- индустрии (ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии вРоссийской Федерации на 2008-2010 гг.»);
• развитие отечественногонаучно-технического и проектного потенциала и создание условий для выпускаконкурентоспособной гражданской морской техники (ФЦП «Развитие гражданскойморской техники на 2009 — 2016гг.»);
• повышение безопасностиполетов и эффективности использования воздушного пространства путем создания иразвития аэронавигационной системы России (ФЦП «Модернизация Единой системыорганизации воздушного движения Российской Федерации (2009 — 2015гг.), проект»)[4].
Эти ФЦП разработаны в соответствии с приоритетами промышленнойполитики. Необходимо отметить отсутствие четких критериев отбора наиболееперспективных отраслей промышленности, которые будут финансироваться впервоочередном порядке. Отсутствие единого методологического начала в рядеотраслевых стратегий развития не создают уверенности, что государственныерасходы на поддержку структурной реформы промышленности и инновационногоразвития достигнут максимального эффекта.
В настоящее время Министерство промышленности и торговли РФ всотрудничестве с экспертным сообществом разрабатывает концепцию промышленнойполитики России до 2020г., которая позволит системно подойти к финансированиюпромышленности за счет средств федерального бюджета и использованию различныхинструментов государственно-частного партнерства. Однако для разработки такойконцепции потребуется время, а останавливать начатые программы нецелесообразно.
Отметим в концепции долгосрочного экономического развития РоссийскойФедерации на период до 2020 г.[5] промышленная политика осталась на «задворках». Встратегии делается акцент на формировании благоприятной среды дляпредпринимательской деятельности: проведение активной конкурентной политики иснижение административных барьеров; совершенствование налоговой системы (ЕСН,НДПИ, амортизационные отчисления); поддержка малого предпринимательства;развитие института прав собственности. В стратегии ставятся такие важные задачив области промышленной политики, как обеспечение баланса спроса и предложенияна рынке труда, формирование рынка прав на результаты интеллектуальнойдеятельности, стимулирование спроса на инновации и новые технологии,преодоление разрыва между наукой и производством.
В стратегии до 2020 г. непосредственно промышленная политикарассматривается в разделе повышения конкурентоспособности высокотехнологическихи базовых отраслей промышленности. Определены следующие приоритеты.
В авиационной промышленности и двигателестроении предстоит создатьдвигатель нового поколения для «прорывных продуктов» гражданской авиации, впервую очередь SSJ-M.
Приоритеты ракетно-космической промышленности — развертываниеспутниковой навигации ГЛОНАСС, строительство нового космодрома «Восточный»,начата разработка космических комплексов нового поколения.
Следующая высокотехнологическая отрасль — атомныйэнергопромышленный комплекс, задача которого — переход к новому поколениюреакторов на быстрых HciirpoHaxи замкнутом топливном цикле.
Приоритеты судостроительной промышленности — завершениеобразования ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и созданиеконкурентоспособной специализированной морской техники.
Следующие две высокотехнологические отрасли — радиоэлектроннаяпромышленность и информационно-коммуникационные технологии. Список высокотехнологическихотраслей исчерпывается этими отраслями. Предположительно, что такой обзор явнонедостаточен для долгосрочной стратегии развития.
Различные сценарии развития экономики (инерционное, энерго-сырьевое,инновационное развитие), приведенные в приложении к стратегии развития, непозволяют объективно оценить перспективы высокотехнологических отраслей из-засложности предвидения будущего высокотехнологических отраслей. Для традиционныхили базовых отраслей промышленности, таких как нефтегазовый комплекс,машиностроение, черная и цветная металлургия, химическая />промышленность,лесопромышленный комплекс, производство строительных материалов и легкаяпромышленность при различных сценариях отличие не столь значительно, как дляновых отраслей (например, в легкой промышленности объем производства 2020г. к2007 г. составит 163% по инерционному сценарию и 236% — по инновационному). Вгражданском секторе авиационной промышленности рост производства в 2020 г. поотношению к 2007 г. составит: 6,6 раза по инерционному сценарию и 16 — 16,5 раздля инновационного варианта. Такое существенное изменение темпов роста этой идругих отраслей доказывает необходимость более четкого определения механизмовстимулирования инновационного развития экономики: за счет каких источниковбудут финансироваться инвестиции, каким образом переключить спрос российскихавиакомпаний на отечественную технику, как обеспечить приход иностранныхпартнеров в российское авиастроение и наращивать экспорт авиационной техники.
Таким образом, стратегия до 2020г. строится на макроэкономическом(агрегированном) и сценарном подходах, которые затрудняют выявление новыхприоритетных отраслей, а также определение необходимого точечного воздействияна традиционные отрасли экономики, обеспечивающие максимальный эффект. Самиинструменты государственного стимулирования модернизации промышленности четконе обозначены.
В концепции промышленной политики в отличие от «стратегии 2020»предполагается использование альтернативных подходов — научное предвидение(форсант), активное воздействие государства на формирование новых направленийразвития промышленности (точечное воздействие), расширениегосударственно-частного партнерства и бюджетной поддержки, разумныйпротекционизм не только но отношению к товарам из развитых стран, но и ктоварам из новых индустриальных стран (НИС) и Китая, усиление техническогорегулирования и многие другие инструменты.
Одновременно важно не только разработать и утвердить концепциюпромышленного развития, но и обеспечить се реализацию посредством различныхинструментов — от упомянутых ранее до федеральных целевых программ,финансирование которых уже заложено в трехлетнем бюджете. Финансовый кризис ужезаставил пересматривать бюджетные расходы, однако изменение стратегическихприоритетов развития российской экономики должно осуществляться за счетсокращения малоперспективных проектов, например, строительства новых нефте- игазотрубопроводов и ряда инфраструктурных объектов с длительным периодомокупаемости. Позитивно, что пока не предполагается сокращать финансированиеприоритетных инвестиционных проектов, реализация которых уже началась.
Новые тенденции налоговой политики: экстренные меры поддержкиреального сектора в контексте системных изменений. Основы налоговой системысформированы в начале 2000-хгг., и с тех пор налогообложение не претерпеваетсущественных изменений.
Тем не менее, некоторые новации всс же имели место. Низкая ставкаподоходного налога на физических лиц в 13% не была повышена, что само по себепозитивно. И все же в среднесрочной перспективе нужно повышать налоговуюнагрузку на граждан, перераспределяя налоговое бремя с предприятий, но при этомможет применяться не столько прогрессия подоходного налога, сколько введениечувствительных налогов на недвижимое имущество, налога на потребление предметовроскоши, в первую очередь для граждан, чье совокупное имущество превышает 20млн. руб. Пока предпосылки таких перемен туманны.
Были повышены ставки налога на добычу полезных ископаемых, причемпроизошла дифференциация ИДПИ. Так, компании, добывающие нефть на новыхместорождениях, полностью освобождены от налога. Также предусматриваются льготыпо налогу при разработке выработанных месторождений.
Постепенно расширяется список видов деятельности, для которыхприменяется налог на вмененный доход, хотя для малого бизнеса в долгосрочнойперспективе более эффективно упрошенное налогообложение, которое позволяетразвивать бизнес с минимальными административно-управленческими издержками, впервую очередь на ведение бухгалтерского учета, аудит и всевозможные«обязательные» платежи, выплачиваемые контрольным органам.
С I января 2007г. введен дополнительный 10%-ный амортизационныйвычет, предоставляемый для приобретения основных средств, благодаря чемуналогоплательщики значительно быстрее могут амортизировать основные средства. С2007 г. упрощаются процедуры возмещения НДС при экспорте продукции.
Мировой финансовый кризис ускорил модернизацию налоговой системыи, несмотря на вероятное сокращение налоговых доходов, налоговое бремя былоснижено. Одновременно приняты нормы, направленные на повышение прозрачностиналоговой отчетности и ее упрощение для налогоплательщиков, упорядочиваниеналогового контроля, ряд антикризисных мер (НДС при импорте оборудования предоставлениеотсрочки по уплате налогов, повышение ответственности банков за задержкуналоговых платежей. До недавнего времени не подлежало налогообложениютехнологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые вкачестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Такая нормастимулировала привлечение прямых иностранных инвестиций в российскуюпромышленность и открытие филиалов крупными зарубежными компаниями, носоздавала определенные преференции зарубежным производителям передотечественными. Так если российская компания производит соответствующееоборудование, то при его реализации начисляется НДС, а при импорте НДС неначисляется, что снижает ценовую конкурентоспособность отечественногооборудования. Теперь от НДС освобождено все импортное технологическоеоборудование, аналоги которого не производятся в России (по перечню, утверждаемомуПравительством). Таким образом, НДС не будет начисляться на все импортноетехнологическое оборудование вне зависимости оттого, вносится ли оно в качествевклада в уставный капитал или импортируется с целью продажи. Такой подходдолжен ускорить модернизацию российской промышленности. Существовавшие раньшепреференции иностранным производителям, ввозящим технологическое оборудование вдочерние российские подразделения, теперь устранены, и все производителинаходятся в равных условиях. В то же время взимание НДС с оборудования,произведенного в нашей стране, призвано защитить отечественноготоваропроизводителя. Конечная целесообразность реализации этой нормы будетзависеть от перечня технологического оборудования. Существует объективнаясложность составления исчерпывающего перечня оборудования, аналоги которого непроизводятся в нашей стране. Этот перечень должен регулярно пересматриваться.Тем не менее эта мера должна ускорить модернизацию основных фондов российскойпромышленности.
Снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% за счет ставкиналога, зачисляемого в федеральный бюджет, стимулирует развитие частногобизнеса. Одновременно предлагается внести дополнения в существующеерегулирование амортизационной политики, а именно, увеличивается размер инвестиционноговычета. Эта мера повысит инвестиции хозяйствующих субъектов, в первую очередь втехнологическое оборудование. Данная льгота не должна применяться к недвижимомуимуществу, имеющему, как правило, длительный период пользования.
Внесены изменения и в налог на доходы физических лиц. До 2 млн.руб. увеличен максимальный размер имущественного налогового вычета,предоставляемого на новое строительство или приобретение недвижимого имуществана территории Российской Федерации. Такая норма потребует внесения изменений вФедеральный бюджет на 2008 г. с целью компенсации выпадения доходоврегиональных и местных бюджетов. В будущем логично пересмотреть размеры идругих налоговых вычетов, предоставляемых физическим липам, но такие измененияцелесообразно осуществлять с начала следующего финансового года. Налоговаяреформа должна быть ориентирована не только на экономический рост, но и надостижение социальной справедливости и снижение уровня дифференциации доходов иимущественного неравенства граждан.
В связи с мировым кризисом в реальном секторе экономики принятыдополнительные меры поддержания ликвидности всех хозяйствующих субъектов.Изменился порядок перечисления в бюджет НДС. Принято решение ускорить возвратНДС экспортерам. Министру финансов РФ предоставляется право на отсрочку илирассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет. На суммузадолженностиначисляются проценты поставке, равной 1/2 ставкирефинансирования Центрального банка РФ. Однако решения о поддержке компаний впериод мирового финансового кризиса должны приниматься коллегиально, несмотряна ограниченный период времени действия этой нормы.
Выход из мирового финансового кризиса потребует серьезных усилийсо стороны российских властей. В то же время чтобы ослабить негативное влияниевероятных финансовых катаклизмов, потребуются большая независимость России от финансовойполитики США и образование в Москве мирового финансового центра. Немаловажноезначение приобретут придание рублю статуса мировой валюты и использование его вмеждународных расчетах. Для этого потребуются совершенствование институтов,обслуживающих российский фондовый рынок, повышение прозрачности отчетности иуправления банками, инвестиционных фондов, аудиторских и рейтинговых компаний.
Заключение
При принятой решений по борьбе с кризисом важно не допуститьперегибов и ужесточения государственного регулирования в сферах, где нет такойнеобходимости. Так, в конце 2008 г. Банку России было предоставлено правоназначать уполномоченных представителей в кредитные организации, получившиедополнительную государственную поддержку: льготные кредиты, размешенные надепозитах средства федерального бюджета и т. п. Контроль за финансовойподдержкой, выделяемой государством на льготных условиях, необходим, номаловероятно, что введение института уполномоченных представителей в банках, апотом, возможно, и в компаниях некоторых отраслей повысит эффективность работы.Представляется, что функции контроля могут быть возложены на Счетную палату.
Самое важное — продолжить реализацию механизмов поддержкиреального сектора экономики. Одновременно необходимо стимулирование совокупногоспроса путем реализации инфраструктурных проектов, государственных закупокпродукции отечественных товаропроизводителей, осуществления денежной эмиссии всоответствии с реальными потребностями российской экономики. Развитие возможнов условиях, когда наращиваются инвестиции как государственные, так и частные,реализуются ФЦП в соответствии со стратегическими задачами развития. Основойэкономической политики должно стать продолжение финансирования реальногосектора экономики посредством государственно-частного партнерства, а такжесоздания в России крупного международного финансового центра.
Список использованной литературы
1) Концепция долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г.
2) Пояснительная запискаПравительства РФ к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 год.
3) Министерство промышленностии энергетики РФ от 14 марта 2008 г. № 119
4) Стратегия развитияметаллургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 г.утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 29 мая 2007г. №177.
5) http://www.kremlin.ru
6) EU priorities and proposalsfrom the financial services industry for the Ecofin Council. The 2008 EurofiConference. Nice