Реферат по предмету "Финансовые науки"


Денежный рынок в России

Содержание
Введение
1.Сущность денежного рынка, структураи участники
2. Государственное регулированиеденежного рынка
3. Перспективы развития денежногорынка
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение
Экономическаянаука всегда уделяла большое внимание исследованию денег как экономическойкатегории, развивая теорию в ходе многочисленных дискуссий. Анализ денег какэкономической категории традиционно включает определение их сущности и функций.
Деньги и проблемы их использования занимали и занимают важноеместо в жизнедеятельности каждого субъекта хозяйствования: начиная отгосударства до отдельного человека. Поэтому данной проблеме философы, историки,психологи, экономисты отводят особое внимание. Из зарубежных экономистовнеобходимо выделить прежде всего таких всемирно известных ученых как У. Пети,Д. Юма, Д. Рикардо, К. Маркса, Дж. Ст. Милля, А. Маршалла, Дж. Кейнса, М.Фридмана, А. Хайека.
Деньгипредставляют собой неотъемлемый элемент нашего повседневного бытия. Современныйчеловек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения.Однако, деньги – это продукт исторического развития. Они возникли наопределенном этапе хозяйственной жизни общества, и их развитие продолжается досих пор.
Кризис плановойхозяйственной системы в нашей стране, проявившийся в спаде производства,несбалансированности, диспропорциональности экономики, низком уровнепроизводительности труда и качества продукции, привел к необходимости переходак новым экономическим отношениям – рыночной экономике.
Переходна новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привелик глубокому экономическому кризису – падению производства, росту цен иразвертыванию инфляции.
Актуальность курсовойработы заключается в следующем: в 2008 г. в мире, и в частности в России разразился новый финансовый кризис. Возник ряд новых проблем, в частности вфинансовой сфере. Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения впериод перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача стабилизацииденежного обращения.
Цель курсовой работысостоит в том, чтобы изучить особенностей функционирования денег и денежногорынка РФ.
Объектом исследованияявляется денежный рынок Российской Федерации.
Предметом исследованияявляется экономические отношения, складывающиеся в рамках взаимодействиясубъектов финансовых сфер.
Длярешения поставленной цели, решаются следующие задачи:
- рассмотретьопределения категории «денежного рынка»;
- рассмотретьструктуру денежного рынка;
- проанализироватьроль государства на денежном рынке;
- выявитьперспективы развития денежного рынка в России.
Теоретической основойнаписания курсовой работы послужили работы таких авторов как Абросимова П.Н.,Белкина В.Г., Воробьева М.С., Даутова В.Н., Игнатьева П.Н. и других. Также вработе использованы периодические издания, и ресурсы сети интернет.

1. Сущностьденежного рынка, структура и участники
Денежный рынок –составная часть денежного оборота, он выступает, как механизм перераспределенияденежных средств между секторами и субъектами экономики. Иногда встречаетсяпонятие финансового рынка, в широком смысле его отождествляют с денежнымрынком, в узком с рынком капитала.
Денежный рынок – секторили часть рынка долговых капиталов, где осуществляются краткосрочныедепозитно-долговые операции (сроком до 1 года), который обусловливает движениеоборотных средств предприятий и организаций, краткосрочных средств банков,учреждений, государства и населения [4, с.15].
Рынок денег – сетьспециальных (банковско-финансовых) институтов, которые обеспечиваютвзаимодействие спроса и предложения на деньги как специфический товар. Эторынок, на котором спрос на деньги и предложение денег определяют процентнуюставку или уровень процентных ставок [3, с.18].
Под рынком денег понимаютрынок высоколиквидных активов [6, с.19].
Рассмотрев вышеуказанныеопределения денежного рынка, мы можем сформулировать обобщенное определениеденежного рынка. Денежный рынок представляет собой механизм взаимодействияспроса и предложения на рынке капитала. Если спрос равен предложению, то нарынке возникает равновесие. Иными словами, денежный рынок находится в состоянииравновесия, когда спрос на деньги соответствует предлагаемому их количеству иденег в экономике равно столько, сколько необходимо для обеспечения её стабильности[10, с. 143].
Если предложение денегпревышает спрос, то начинается рост цен, люди пытаются избавиться от денег,ускоряется оборачиваемость денег, и цены растут ещё быстрее. Если жепредложение денег ниже спроса на них, в экономике возникает дефицит платёжныхсредств, что негативно влияет на систему расчётов, возникает бартерный обмен.
Спрос на деньги формируетнаселение, которое осуществляет покупки товаров и услуг для личногопотребления, предприятия, нуждающиеся в деньгах для инвестиций, и государство.
Задачи денежных рынковсостоят в том, чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических единиц,которые зарабатывают больше чем тратят, в руки единиц которые тратят больше чемзарабатывают. На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования, покоторым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции идолговые обязательства, или косвенные, где средства проходят через финансовыхпосредников — банки, взаимные фонды, страховые компании.
Объектом купли-продажи нарынке денег являются временно свободные денежные средства. Инструментамиденежного рынка являются коммерческие векселя, депозитные сертификаты,банковские акцепты и др. Ценой «товара» (денег), который продается и покупаетсяна рынке, является ссудный процент. Уровень процента на рынке денег являетсябазовым для определения процента на всем рынке ссудных капиталов. Сэкономической точки зрения, на рынке денег происходит взаимосвязь такихпонятий:
- денежная масса;
- доход;
- норма процента.
Основные заемщики: фирмы,кредитно-финансовые институты, государство, население. На денежный рынокпоступают: денежный капитал, временно свободный денежный капитал, сбережениянаселения, эмиссия денег. С денежного рынка деньги используются в формегосударственного кредита, кредита на формирование оборотного капитала, кредитовосновного капитала, потребительского кредита, акционерного финансирования.Отличительной особенностью рынка денег является то, что на нем продаются ипокупаются краткосрочные денежные средства.
В современной кредитной системе выделяются три основныхзвена: Центральный банк; коммерческие банки; специализированныекредитно-финансовые институты: корпорации, совместные фонды денежного рынка,фьючерсные биржи, брокеры и дилеры [4, с.152].
Главенствующее положение в кредитно-денежной системе занимаетЦентральный банк, который называют «банком банков». В разных странахЦентральные банки исторически выделились из массы коммерческих банков какглавные эмиссионные центры, т.е. государство предоставило им исключительное правоэмиссии банкнот. Некоторые из Центральных банков были сразу учреждены какгосударственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банкАвстралии), другие были национализированы после Второй мировой войны (БанкФранции, Банк Англии, Банк Японии, Банк Канады, Банк Нидерландов). НекоторыеЦентральные банки до сих пор существуютна основе смешаннойгосударственно-частной собственности (например, Федеральная резервная системаСША, возникшая в 1913 г.Центральный банк России был создан в 1991 г. и действует в соответствии с Законом о Центральном банке [1].
Центральные банки выполняют ряд важных функций, среди которыхследует выделить [9, с.201]:
- эмиссию банкнот;
- хранениегосударственных золотовалютных резервов;
- хранениерезервного фонда других кредитных учреждений;
- денежно-кредитноерегулирование экономики;
- кредитованиекоммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственныхучреждений;
- проведениерасчетов и переводных операций;
- контроль задеятельностью кредитных учреждений
Коммерческие банки представляют собой главные «нервные» центры кредитно-денежнойсистемы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждениемуниверсального характера. На ранних этапах развития банковского делакоммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовалитранспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. Внастоящее время коммерческие банки способны предложить своим клиентам до 200видов разнообразных банковских услуг. Конституирующие операции коммерческихбанков подразделяются на пассивные(прием депозитов, т.е. привлечениесредств клиентов) и активные(выдача кредитов, т.е. размещение средств).Прибыль банков формируется как разница между суммой процентов, получаемых имипо выданным кредитам, и суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам [8,с.123].
Крометого, коммерческие банки осуществляют денежные платежи и расчеты, могутзаниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионнойоснове), к которым относятся, например, обязательства по торговым сделкам илипредоставление финансовых гарантий. Банки также осуществляют доверительные операции(т.е. банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этомкачестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов). Впоследние десятилетия важной тенденцией в развитых странах сталодерегулирование финансовых рынков, Сразившееся в смягчении или полной отменеограничений и запретов в области финансовой деятельности. В частности, былиотменены ограничения на территориальную экспансию банков, на предельный уровеньставок и тарифов по различным операциям, появилась возможность использованияновых финансовых инструментов и новых видов обслуживания. Все это привело крезкому усилению конкуренции в банковском секторе экономики.
Нефинансовыеи небанковские финансовые компании привлекают средства на денежном рынке восновном путем выпуска коммерческой бумаги, являющейся краткосрочнымнеобеспеченным простым векселем. В последние годы на этом рынке сталопоявляться все большее число фирм. Компании, занятые преимущественномеждународной торговлей, привлекают средства денежного рынка с помощьюбанковских акцептов. Банковский акцепт – это срочная тратта, акцептованнаябанком. Тратта в этом случае становится безусловным обязательством банка. Всоответствии с условиями типичного банковского акцепта банк акцептует срочнуютратту импортера и затем дисконтирует ее, т.е. выплачивает импортеру чутьменьше, чем это предусмотрено по номиналу тратты. Полученные средства импортериспользует для платежа экспортеру. Банк, в свою очередь, сохраняет акцепт усебя либо редисконтирует (продает) его на вторичном рынке [8, с.167].
Для исследованиямеханизма функционирования денежного рынка большое значение имеет похоже егоструктуризация. Вычленение отдельно взятых сегментов рынка возможно осуществитьпо нескольким критериям [12, с.29]:
- по видаминструментов, какие используются для перемещения денег от продавцов к покупателям;
- по институционнымособенностям денежных потоков;
- по экономическимназначениям денежных средств, какие покупаются на рынке.
По первому критерию вденежном рынке возможно выделить три сегмента: рынок ссудных обязательств,рынок ценных бумаг, валютный рынок. Хотя в организационно-правовом аспектеданные рынки функционируют самостоятельно, между ними существует теснаявнутренняя связь. Денежные средства могут свободно перемещаться с одного рынкана другого, одни и те же субъекты способны осуществлять операции практическиодновременно на каждом из них [12, с.30].
По институционнымпризнакам денежных потоков можно выделить такие секторы денежного рынка:фондовый рынок, рынок банковских кредитов, рынок услуг небанковскихфинансово-кредитных учреждений [12, с.31].
На фондовом рынкеосуществляется перемещение небанковкого ссудного капитала, который приводится вдвижение с помощью фондовых ценностей (акций, средне- и долгосрочных облигаций,бондов, остальных финансовых инструментов продолжительного действия). Значениеэтого рынка состоит в том, что он открывает большие возможности дляфинансирования инвестиций в экономику.
В последнее время широконачали развиться фонды денежного рынка, очень популярные на Западе, где поразмерам активов они занимают второе место после фондов акций. В России же ПИФыденежного рынка появились сравнительно недавно, но уже сейчас они привлекают ксебе большое внимание.
На денежных рынкахпродаются и покупаются краткосрочные ценные бумаги. Инструментами денежногорынка являются: государственные ценные бумаги, краткосрочные ценные бумагипредприятий (коммерческие бумаги) и банков, соглашения об обратной покупке(REPO), банковские депозиты. Инструменты денежного рынка имеют срок погашенияне более года.
Таким образом, инвестициив фонды денежного рынка являются краткосрочными инвестициями и относятся квложениям с наиболее низким уровнем риска. По показателям доходности и рискаподобные вложения тяготеют к типу консервативных стратегий и главной цельюимеют сохранение имеющегося капитала от инфляции и получение небольшой, ноотносительно постоянной прибыли. Входя в состав инвестиционного портфеля, такиеинвестиции помогают сглаживать колебания более рискованных активов [13, с.38].
Помимо частныхинвесторов, интерес к фондам денежного рынка проявляют и институциональныеинвесторы – НПФ (негосударственные пенсионные фонды), страховые компании и др.Их внимание объясняется с одной стороны потребностью в инвестированиипривлеченных средств, а с другой стороны необходимостью быстро превратитьинвестиции в деньги в случае, если потребуется произвести выплаты клиентам.
Иногда управляющиекомпании используют фонды денежного рынка не для извлечения прибыли, а длявыхода клиентов в деньги без вывода средств из семейства фондов. Пайщики могутперейти в этот фонд в случае, если ожидают падения рынка и хотят переждатьпадение в деньгах, чтобы потом опять зайти в паи.
2.Государственное регулирование денежного рынка
Важную роль вразвитии институциональной среды выполняет государство. Это уникальный субъект,участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежногорынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка,регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередьбанковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностьюсубъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовыхрынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие наконъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение.Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработкуи реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулированиевоздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченныхцелей, включая разнообразные инструменты воздействия.
Центральныйбанк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус изначение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная задачаЦБ – это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы иобеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы[1].
Тем самым ЦБстремится обеспечить максимально благоприятные условия для экономическогороста, преследует конкретные цели: регулирование темпов роста, смягчениециклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированностивнешнеэкономических связей.
ЦБ имеет всвоем арсенале ряд инструментов, которые закреплены законодательно. Основнымиинструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов,депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке;рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установлениеориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени.
Перечисленныйинструментарий уже известен в мировой практике, Банк России не изобретает новыевиды, но существуют определенные особенности и проблемы в их применении, исходяиз специфики российского денежного рынка, экономической среды, особенностейстановления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладываетзначительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитнойполитики.
Рассмотримнекоторые из основных методов регулирования.
Вянваре-сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамикаденежно-кредитных показателей определялись как последствиями мировогофинансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению.
ЗаIII квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (заIII квартал 2008 г. — на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. ее прирост составил 1,2% (за 9 месяцев 2008 г. — 8,3%). Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 5% (на 1.10.2008 годовой темп ее прироста составлял 25,1%). Соотношение темпов ростапотребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение за9 месяцев 2009 г. рублевой денежной массы в реальном выражении на6,4% (за 9 месяцев 2008 г. — на 2,1%) [16].
ЦБ дляснижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это регулированиеможет осуществляться посредством изменения ставки рефинансирования, операций наоткрытом рынке и изменении нормы обязательных резервов.
Подрефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.Выступая в качестве кредитора последней инстанции, Банк России обеспечиваетликвидность банковской системы [11, с.86].
Ставкарефинансирования оказывает существенное влияние на отечественную экономикучерез сигнальный эффект:
- служит ориентиромдля процентных ставок по банковским кредитам частному сектору;
- влияет напроцентные ставки по банковским депозитам.
Банковскаясистема рефинансируется в основном через операции с валютой, основной источникрублевой эмиссии – это продажа валюты. Кроме того, число механизмоврефинансирования ограничено узким кругом инструментов, принимаемых в залог.Банк России пытается разнообразить механизмы рефинансирования через предложениерынку аукционов по рефинансированию (в виде аукционов РЕПО на один день,«валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширен перечень активов,принимаемых Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ и операциям прямогоРЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка приучить рынок к пониманию процентнойставки. Так как операции проводятся, то можно предположить, что процентнаяставка начинает постепенно работать.
ЦБ РФ можетиспользовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживлениякредитования реального сектора экономики, развития рыночной инфраструктуры.Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестированияэкономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних по размерамбанков и контролем Банка России за выполнением условий, обеспечивающихдифференциацию ставки рефинансирования [11, с.91].
ВРоссии ставка рефинансирования неоднократно менялась. В периоды кризисов ивысокой инфляции она повышалась, в годы экономического роста и укреплениябанковского сектора она понижалась. Вот и сейчас мы видим рост ставкирефинансирования с целью сдерживания инфляции. Изменения ставкирефинансирования показаны в приложении 1. Общий объем операций по различнымвидам кредитования представлен в таблице 1.
Таблица1 Общий объем кредитования Банка России (в млн.руб.) [16]
/>Год Объем предоставленных внутридневных кредитов Объем предоставленных кредитов овернайт Объем предоставленных ломбардных кредитов Объем предоставленных других кредитов 1 2 3 4 5 2004 г. 3 051 870,50 30 262,70 4 540,80 — 2005 г. 6 014 025,00 30 792,00 1 359,00 — 2006 г. 11 270 967,50 47 023,50 6 121,40 — 2007 г. 13 499 628,10 133 275,90 24 154,50 32 764,50 2008 г. 17 324 352,80 230 236,10 212 677,60 445 526,20 2009 г.(по октябрь месяц) 18 737 051,40 250 863,10 264 094,40 2 082 451,00
Изтаблицы мы видим, что в условиях современного кризиса, банки кредитуется подзалог ценных бумаг (ломбардные кредиты). В основном это облигации РФ (65,4%) икорпоративные облигации (24,8%), как видно из диаграммы в приложении 2.
Использованиегосударственных, корпоративных и муниципальных облигаций значительно повышаетэффективность рефинансирования и способствует притоку ресурсов в различныеотрасли и регионы.
Однакосдерживающим фактором в развитии данного инструмента являются фундаментальныепричины, связанные с неблагоприятной структурой российской экономики, зависимойот экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяя кредитование, механизмырефинансирования, Банк России может более гибко и оперативно воздействовать наликвидность в экономике, а также на достижение долгосрочных целей, связанных сэкономическим ростом и развитием производства.
Следующийдейственный способ – это изменение нормы обязательных резервов. Обязательнырезервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится посвоим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность банка в случае егонеблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в ЦБ. Данный регуляторБанк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния науправление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы поканедостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13%годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получатьсредства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). ПоэтомуБанк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативырезервирования. Например, летом 2007 года, когда произошла ситуация резкогосжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательногорезервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ [6, c.64-65]. Сцелью сдержания инфляции и сокращения денежной массы Банк России повысил нормув сентябре 2008 г. до 8,5 %. В условиях финансовго кризиса, недостатканаличности Банк России снижает процентную ставку до 2,5 %. Изменение нормыобязательных резервов представлены в приложение 3.
Далеерассмотрим операции на открытом рынке. После августовского кризиса 1998 годаБанк России пользоваться данным инструментом не мог, так как рынок ГКО-ОФЗпрактически прекратил свое существование. Современная система инструментовБанка России на открытом рынке, существует недавно. Многие из них действуют сконца 2002 года, и ЦБ РФ нарабатывает опыт по их использованию. Прямые операциис государственными ценными бумагами являются наиболее действенным инструментом.Хотя каждый регулятор вносит свою лепту в процесс денежно-кредитногорегулирования. Операции РЕПО – это наиболее оперативный и гибкий краткосрочныйинструмент, он позволяет оперативно регулировать лишь уровень ликвидностибанковской системы, не затрагивая напрямую уровня процентных ставок. Так,«объем средств, предоставленных в 2008 году банковскому сектору посредствомопераций РЕПО, был в 1,8 раза выше, чем в 2007 году (594 и 331 млрд. руб.соответственно). Развитие операций РЕПО позволяет преодолевать одну из наиболееболезненных диспропорций российского финансового рынка – между краткосрочностьюсвободных финансовых ресурсов и долгосрочностью государственных ценных бумаг.На наш взгляд, Банк России должен активнее пользоваться данным регулятором. Вперспективе возможно удлинение сроков операций РЕПО и расширение составаучастников операций (сейчас это дилеры и инвесторы – юридические лица).Операции обратного модифицированного РЕПО отличают техническая простота вприменении и оперативность. Привлечение денежных средств происходит в размере100% от текущей рыночной стоимости обеспечения. В 2008 году среднегодовой объемзадолженности Банка России по операциям ОМР составил 64,0 млрд. руб. Такимобразом, Банк России активизировал операции прямого и обратного РЕПО с цельюстерилизации избыточной эмиссии и более оперативного поддержания ликвидностибанковской системы. Активизация прямых операций на открытом рынке затруднена всвязи с отсутствием в портфеле ЦБ РФ государственных ценных бумаг с рыночнымихарактеристиками, хотя процесс переоформления государственных долговыхобязательств в рыночные ценные бумаги продолжается. В 2007 году Минфин РФпровел переоформление задолженности Банку России на сумму 300 млрд. руб., изних только ценные бумаги на сумму 30 млрд.руб. имеют рыночный характер. В 2008году объем переоформленной задолженности в рыночные ценные бумаги составлялобщей номинальной стоимостью 52 млрд. руб.
На нашвзгляд, необходимо кардинально реструктурировать задолженность в рыночныеценные бумаги с целью проведения более активных прямых операций на открытомрынке Банком России. Это позволит более оперативно влиять на состояниеликвидности банковской системы, корректировать в ту или иную сторону, принятыеориентиры единой государственной денежно-кредитной политики.
Данныеинструменты призваны регулировать денежное обращение внутри страны. При оценкетемпов изменения денежной массы используется денежный агрегат М2 ирассчитывая скорость обращения денег. Данный выбор объясняется несовершенствомбанковской статистики при подсчете других денежных агрегатов, агрегат М2наиболее тесно связан с инфляцией (по методологии МВФ), его можно построить полюбой стране без учета национальных особенностей. Он может быть использован длястрановых сравнений. Темпы прироста М2 и скорость обращения денегпоказаны на рисунках 1и 2 в приложении 4.
Несмотря нанеустойчивую динамику, скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегатуМ2 в среднегодовом выражении, снизилась за январь-сентябрь 2009 г., как и за аналогичный период 2008 г., на 2,2%. Уровень монетизации экономики (поденежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 32,7 до 33,5% [16].
Используявышеуказанные инструменты ЦБ влияет на денежное обращение, путем изменениявеличины предложения денег на рынке. Тем самым он активизирует или понижаетактивность деятельности коммерческих банков. В свою очередь коммерческие банкиуже непосредственно работаю с гражданами, предприятиями и фирмами. Состояниефинансовой сферы во многом определяет состояние всей макроэкономическойситуации в стране, поэтому государство в лице ЦБ и ряда других организацийдолжно регулировать денежный рынок, и денежное обращение в стране. Качественнаяи правильная политика в данном направлении позволит в сегодняшнее время с темиявлениями, который породил финансовый мировой кризис.
3.Перспективы развития денежного рынка
В 2010году ожидается некоторое улучшение внешних условий развития российскойэкономики после их резкого ухудшения в 2009 году. Международные организациипрогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. По прогнозу МВФ(октябрь 2009 года) производство товаров и услуг в мире в 2010 году возрастетна 3,1% (в 2009 году – сократится на 1,1%). Однако не исключается возможностьболее медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышениетемпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики будетспособствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта.Инфляция в странах – торговых партнерах России в 2010 году прогнозируетсяотносительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускоренияроста цен в стране [5, с.33].
Намировых финансовых рынках сохранятся низкие процентные ставки. Тем не менее МВФи Всемирный банк прогнозируют некоторое повышение в 2010 году уровнякраткосрочных процентных ставок в США и зоне евро. Предполагаемые соотношениямежду процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможностьпритока капитала в российскую экономику. В то же время риск оттока капиталаостается высоким.
Цена нанефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающимвлияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк Россиирассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в2010-2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам ПравительстваРоссийской Федерации [15].
В рамкахпервого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозамПравительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2010 годусреднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США забаррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могутснизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%. Объем ВВПувеличится на 0,2%.
Вкачестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проектафедерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскую нефтьможет составить 58 долларов США за баррель.
Согласноэтому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализацииинвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержкиприоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальныхрасполагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал можетсоставить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условияхожидается на уровне 1,6%.
В рамкахтретьего варианта в 2010 году предусматривается повышение цены на российскуюнефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемыеденежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основнойкапитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае можетвозрасти на 3,0%.
БанкРоссии не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировомрынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена нароссийскую нефть в 2010 году возрастет до 80 долларов США за баррель. На фонезначительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономическихпоказателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальныхрасполагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основнойкапитал – 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.
Всоответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики иосновными параметрами прогноза социально-экономического развития РоссийскойФедерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов ПравительствоРоссийской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрьк декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынкесоответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011году и 4,5-6,5% в 2012 году [15].
Согласнопрогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному воснову проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановлениеположительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а такжевозобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционнойсоставляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданийтакже будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средствосбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегатаМ2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить8-18%.
Предполагаемоепостепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствоватьстабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. Взависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегатаМ2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.
Денежнаяпрограмма на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующихвариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на2010-2012 годы.
Расчетыпо программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса наденьги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпамроста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного впрогнозы изменения платежного баланса. Данные прогнозных показателей представленыв приложении 5. В зависимости от сценарных вариантов развития темп приростаденежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011году – 11-19%, в 2012 году – 13-19% [15].
Всреднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики БанкаРоссии будет ориентирована на создание необходимых условий для реализацииэффективной процентной политики.
По мереснижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжитьлинию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок пооперациям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги БанкаРоссии по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитиеминфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитнойактивности, состоянием финансовых рынков [5, с.35].
В случаеобразования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк Россиипродолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, чтопредполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности подобеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и пофиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов безобеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисныхмер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставлениярефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибкоуправлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие накредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентныхставок денежного рынка [14, с.115].
При этомв среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена надальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментоврефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансированиякредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк Россиипродолжит работу, направленную на повышение доступности инструментоврефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счетрасширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциямрефинансирования [14, с.116].
Приформировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать вкачестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продажегосударственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжитпроведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного«связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будутприменяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности – депозитныеаукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции пофиксированным процентным ставкам.
В2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с ПравительствомРоссийской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в областиреализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году МинфиномРоссии совместно с Банком России механизм размещения временно свободныхбюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован вкачестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же времяпотенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрамифедерального бюджета.
Крометого, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработкамер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должноспособствовать повышению эффективности использования операций Банка России сгосударственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
БанкРоссии в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использованиеобязательных резервных требований в качестве инструмента регулированияликвидности банковского сектора.
Взависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российскихкредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимостиможет принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов иих дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышениякоэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсироватьликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервныхтребований.

Заключение
В данной работерассмотрены основные понятия, касаемые денежного рынка. В заключении хотелосьбы подвести следующие итоги:
1. Денежным рынком обычноназывают особый сектор рынка, на котором осуществляется купля и продажаденежных средств как специфического товара, формируется спрос, предложение иценность на данный товар.
2. Денежный рынокформируется и функционирует в связи с денежно-кредитной политикой. Воздействиена денежный рынок представляет иерархию целей, применимых в каждодневныхоперациях на открытом рынке или более долгосрочные воздействия на такиепараметры, как количество денег, находящихся в обращении.
3. Денежный рынокуправляется центральным финансовым институтом. В РФ таким институтом являетсяЦентральный Банк России. Он осуществляет регулирование денежного рынкапосредством операций на открытом рынке, изменение учетных ставок, уровняобязательных резервов и рядом других инструментов.
4. Взаимоотношениягосударства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступатькредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка иосуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальнуюденежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка,посредством создания в первую очередь «правил игры» на денежных, фондовых ивалютных рынках. В первую очередь такая политика проводится через приданиерынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операцийи жесткого контроля.
5. Перспективы развитияденежного рынка в России во многом определяются спросом на деньги, мировымиценами на нефть. В связи с этим, Центральный Банк России разработал 4 вариантаразвития денежного рынка на 2010-2012 годы. По мере снижения темпов инфляции иинфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровняставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления иабсорбирования ликвидности. Банк России также развить условия кредитованиябанков с целью стимулирования их к выдаче кредитов в промышленность.
БанкомРоссии совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер посовершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствоватьповышению эффективности использования операций Банка России с государственнымиценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
БанкРоссии в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использованиеобязательных резервных требований в качестве инструмента регулированияликвидности банковского сектора.
В итоге можно сказать,что необходимость государственного контроля и регулирования на денежном рынке вполнее очевидна. Особенно актуально это в нынешнее время финансового кризиса.Многие предприятия, банки не могут самостоятельно справиться со сложившейсяситуацией, снижением спроса и цен. В такой ситуации государство простовынужденно принимать регулятивные меры с целью недопущения краха всей экономикии созданий условия для ликвидации последствий кризиса и обеспеченияпоследующего экономического роста.

Списокиспользованных источников
1. О ЦентральномБанке Российской Федерации (Банке России): закон РФ от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ.– Информ.-правов.система «Консультант Плюс». – Версия от 29.06.2007
2. Абросимов П.Н.Финансовый рынок Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2007. – 356 с.
3. Белкин В.Г.Особенности движения денег в современной экономике // Финансы и кредит. – 2008.– №13. – С.18-25.
4. Воробьев М.С.Денежный рынок РФ. М.: Инфра-М, 2007. – 280 с.
5. Грушевцев П.Р.Финансовая политика государства в условиях мирового финансового кризиса.//Деньгии кредит, 2008. – №8. – С.32-39.
6. Даутов В.Н.Денежный рынок: сущность особенности функционирования. М.: Инфра-М, 2007. – 216с.
7. Евтух А.Т. Сутьденег через призму современных финансов // Финансы и кредит. – 2009. – №6. –С.14-21.
8. Егоров Н.Г.Денежный рынок и государственное регулирование. М.: Инфра-М, 2007. – 283 с.
9. Игнатьев П.Н.Деньги и финансы. М.: Инфра-М, 2006. – 382 с.
10. Камалеева К.Ю.Денежное обращение в России. М.: Инфра-М, 2007. – 204 с.
11. Лебедева Ш.К.Денежная политика в России. М.: Инфра-М, 2007. – 192 с.
12. Махмутова А.Н.Денежный рынок в РФ. М.: Инфра-М, 2007. – 216 с.
13. Очаповская М.В.Финансовый рынок: сущность и классификация. М.: Инфра-М, 2008. – 104 с.
14. Панов С.С.Денежная политика ЦБРФ. М.: Инфра-М, 2008. – 225 с.
15. Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год ипериод 2011-2012 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
16. Центральный БанкРоссии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru

Приложение 1
Динамика ставкирефинансирования ЦБ [16]Период действия % 1 декабря 2008 г. – 13 12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г. 12 14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г. 11 10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75 29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. 10,5 4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25 19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г. 10 29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. 10,5 23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г. 11 26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. 11,5 26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. 12 15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. 13 15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. 14 21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. 16 17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. 18 7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. 21 9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г. 23 4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г. 25 10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г. 28 21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г. 33 7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г. 38 24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г. 45 10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г. 55 24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г. 60 29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г. 80 5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г. 60 27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г. 150

Приложение 2
/>
Структура ценных бумаг,переданных кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России с1.01.2008 по 1.10.2008 [16]

Приложение 3
Нормыобязательных резервов [16]Период перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте перед физическими лицами в валюте Российской Федерации по иным обязательствам кредитных 8 июля 2004 г. – 31 июля 2004 г. — 3,5 3,5 1 августа 2004 г. – 30 сентября 2006 г. 2 3,5 3,5 1 октября 2006 г. – 30 июня 2007 г. 3,5 3,5 3,5 1 июля 2007 г. – 10 октября 2007 г. 4,5 4 4,5 11 октября 2007 г. – 14 января 2008 г. 3,5 3 3,5 15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г. 4,5 4 4,5 1 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г. 5,5 4,5 5 1 июля 2008 г. – 31 августа 2008 г. 7 5 5,5 1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г. 8,5 5,5 6 18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г. 4,5 1,5 2 15 октября 2008 г. – 30 апреля 2009 г. 0,5 0,5 0,5 1 мая 2009 г. – 31 мая 2009 г. 1,0 1,0 1,0 1 июня 2009 г. – 30 июня 2009 г. 1,5 1,5 1,5 1 июля 2009 г. – 31 июля 2009 г. 2,0 2,0 2,0 1 августа 2009 г. – 31 октября 2009 г. 2,5 2,5 2,5

Приложение 4
/>
Рис.1. Темпыприроста основных денежных агрегатов (месяц к предыдущему месяцу, %) [16]
/>
Рис.2. Скорость обращенияденег по агрегату М2 [16]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.