Реферат по предмету "Финансовые науки"


Денежно-кредитная система Японии

Министерствообразования и науки Украины
дОНЕЦКИЙ НАЦиОНАЛЬНыЙ ТЕХНический УНиВЕРСИТЕТ

Контрольная работа
по курсу«Денежно-кредитные ифинансовые системы зарубежных стран»
на тему
Денежно-кредитная система Японии
 

Содержание
 
1. Эволюцияденежно-кредитной системы Японии
1.1 Эволюция денежной и валютной системы
1.2 Эволюция кредитнойсистемы Японии
2. Национальнаясистема регулирования денежно-кредитных отношений
3. Инфраструктура денежно-кредитнойсистемы Японии
Литература

1. Эволюцияденежно-кредитной системы Японии
 
1.1 Эволюцияденежной и валютной системы
 
1 этап: 1868 г. – доВторой мировой войны
Начало развитиюденежной системы Японии положила буржуазная революция 1868 года. В 1870 г. былавведена в оборот национальная денежная единица Японии – иена.
Золотойстандарт был введен в Японии в 1897 г. и просуществовал до Первой мировой войныв форме золотомонетного стандарта. Золотое содержание 1 иены = 0,75 граммзолота. За годы Первой мировой войны денежная масса в обороте резко увеличилась(за 1914 – 1920 гг. в 3 раза), что обусловило обесценивание иены на 64%, хотя ВВПза это время вырос в 15 раз. В 1919 – 1920 гг. наступает кризис.
С середины20-х годов наступает временная стабилизация в денежной сфере и в 1930 г.вводится золотослитковый стандарт, просуществовавший до декабря 1931 года. С1932 года в Японии вводится валютный контроль, а с 1933 года Япония становитсяучастницей стерлинговой валютной зоны (1933 – 1939 гг.) и официальноотказывается от золотого стандарта.
Мировойэкономический кризис, а также агрессия в Манчжурии (с 1937 г.), стимулируетновый виток инфляции, и к 1937 году денежная масса выросла по сравнению с 1931г. в 1,7 раза. В результате в 1937 и 1939 годах была проведена девальвацияиены. В результате 1$ = 4,2 иены.
В годы Второймировой войны цены на товары на «черном рынке» выросли в 30-40 раз, что былообусловлено:
- растущимивоенными ассигнованиями за счет необеспеченной эмиссии банкнот;
- упадкомгражданского производства, что повлекло за собой дефицит предложения товаровпервой необходимости;
- повышениемкосвенных налогов.
Это повлеклоза собой и изменение структуры денежного обращения, так как доля наличных денегв нем выросла с 30% до 56%. В результате чего иена обесценилась в три раза.
2 этап:после Второй мировой войны
В 1946 годупроводится денежная реформа, при которой обмен денег осуществляется в пропорции1:1. Суммы свыше 100 иен были заблокированы на счетах. Количество денег вобращении резко уменьшилось. Но так как реформа не имела соответствующейэкономической базы, то к концу 1946 года денежная масса выросла в 6 раз.
Впослевоенный период, чтобы уменьшить темпы инфляции принимается эмиссионноезаконодательство, предусматривающее формальное ограничение выпуска банкнот.Хотя при необходимости лимиты эмиссии пересматривались, а эмиссия подобеспечение коммерческими векселями и ценными бумагами, а также покупкуинвалюты практически не подвергалась лимитированию.
Это, а такжеогромные средства на восстановление разрушенной экономики, вызвали невиданныйразмах инфляции. В 1945 – 1951 гг. денежная масса выросла в 15 раз, оптовыецены – в 343 раза. Все это вызвало падение курса иены. Если в сентябре 1945года 1$ = 15 иен, то в апреле 1949 года – 1$ = 360 иен. Этот курс сохранялся до1971 года.
Инфляционноеобесценивание иены в послевоенный период явилось одним из главных факторовпадения ее валютного курса.
Валютноеположение Японии в 50-х годах, первой половине 60-х годов можноохарактеризовать как неустойчивое. Начиная со второй половины 60-хх гг. имелиместо важные изменения:
— резковозрастает японский экспорт, обусловленный модернизацией производства иповышением конкурентоспособности товаров
— возрастетприток иностранного капитала, вызванный кризисом Бреттон-Вудской валютнойсистемы и падением курса доллара, а также проведенной в 1960 годулиберализацией валютного регулирования: отменены валютные ограничения потекущим операциям, а в 1970 г. — отменены все валютные ограничения.
Платежныйбаланс Японии начинает сводиться с активным сальдо. В связи с кризисом доллараправительство Японии ввело в 1971г. «плавающий» курс иены. И к концу года,впервые за послевоенный период она была ревальвирована, а через 2 года –проведена еще одна ревальвация, т.е. за 1971-1973 гг. Япония проводит две ревальвациииены. Таким образом, начиная с 70-х гг., курс иены непрерывно повышался. В1979-1984 гг. и в январе 1988 года стал равняться 1$ = 100,2 иены, в ноябре1996 года: 1$ = 111,55 иены.
Повышениюкурса способствовали:
- Продолжавшаясяструктурная перестройка экономики Японии на современной технологической основе.
- Ростконкурентоспособности японских экспортных товаров.
- Заметноеувеличение покупательной способности иены в условиях относительной стабилизацииденежного обращения и цен.
Кроме того,рост кура иены был связан с политикой США направленной на поддержаниеискусственно заниженного курса доллара, так как администрация США стремиласьтаким образом расширить американский экспорт и на этой основе попытатьсясократить дефицит во внешней торговле с Японией и в целом в платежном.
Финансово-валютныйи биржевой кризис, охвативший страны Юго-Восточной Азии и Японию (1997 г.), привел к оттоку капиталов за границу, обесцениванию национальных валют, падению курсакорпоративных и государственных бумаг. Существенно воспрепятствовать падениюяпонской денежной единицы не смогло даже массированное вмешательство Банка Японии,который потратил на поддержание курса иены 10% своих валютных резервов.
В декабре1999 года валютный курс иены по отношению к американскому доллару составил: 1$= 101,5982 иены. Таким образом, в 1998-1999 гг. японский денежный рынок испыталспад. Однако дальнейшая либерализация финансовых рынков содействовала повышениюмобильности японского капитала. После реформирования кредитно-финансовойсистемы Японии выросла роль страны как мирового инвестора.
ПосколькуЯпония вышла на второе место в мире после США по уровню экономическогоразвития, иена стала одной из международных резервных валют и платежныхсредств. На современном этапе иена используется преимущественно в азиатском тихоокеанскомрегионе.
1.2 Эволюция кредитной системы Японии
 
Япония имеетодно из самых молодых банковских законодательств, которое построено поамериканскому принципу. Оно получило значительное развитие только после второймировой войны.
Хотявозникновение первых банков в Японии относится еще к XVII в., что былообусловлено необходимостью обслуживания банковским капиталом развивающейсяторговли, промышленности и сельского хозяйства. В 1617 г. в Осака впервые были выпущены бумажные деньги, обеспеченные серебром, и образована Ассоциациябанкиров, гарантировавшая обеспеченность банкнот. К середине XIX века,возросшая открытость Японии к иностранному влиянию и структурная перестройкаэкономики страны в эпоху Мэйдзи (1868-1912) подготовили бурное развитиебанковской системы, которое шло при активном участии государства. В этот периодбыли образованы крупнейшие банковские институты, специализирующиеся наопределенных видах займов.
 Однакопреимущественная часть японских банков (государственных и частных) была созданапосле принятия в 1872 г. закона о национальных банках. Национальные банкиинтенсивно выпускали неконвертируемые банкноты и тем самым способствовалиинфляции, которая являлась тормозом для развития производительных сил. В этихусловиях все острее становилась необходимость создания Центрального банкаЯпонии, который и был впоследствии создан в 1882 году сроком на 30 лет, а затемэто срок был продлен еще на 30 лет.
В этот периодбыли образованы также крупнейшие банковские институты, специализирующиеся наопределенных видах займов. В 1880 году был создан Йокогамский банк золота исеребра. Для финансирования новых промышленных предприятий в 1890 году былорганизован Промышленный банк, а для финансирования сельского хозяйства – Банкдолгосрочного кредита и Сельскохозяйственный кооперативный банк. Одновременношло формирование сети коммерческих банков.
Значительногоразвития банковская система Японии получила после второй мировой войны.
Послеокончания Второй мировой войны в условиях крайне низкой конъюнктуры и крупногобюджетного дефицита в Японии началась гиперинфляция. В области кредитованияначал осуществляться «курс на развитие производства», а ссуды в другие отраслицеленаправленно ограничивались.
Впослевоенный период был взят курс на создание немногочисленных банков,действующий по принципу «одна префектура – один банк». Эти два вида банковдолжны были осуществлять финансирование на уровне всей страны и регионов.
Для предотвращениябезработицы и поддержания деятельности средних и малых предприятий были созданыкредитная кооперация и доверительные фонды. По мере оживления национальнойэкономики, а также для стимулирования экспорта стали создаваться частныефинансовые учреждения по предоставлению кредитов на длительный срок и специализированныекредитные банки. В отличие от некоторых развитых стран, например Франции, вЯпонии в послевоенных период основные финансовые рычаги остались в рукахчастных банков. Однако степень государственного контроля за их деятельностьюоставалась очень высокой.
Параллельно счастными банками была создана разветвленная сеть правительственных институтов.Для кредитования внешней торговли в 1950 г. был основан Экспортный банк,главной функцией которого на этом этапе являлось кредитование экспортапродукции японского судостроения и машиностроения. Капитал банка принадлежитгосударству, а контроль за его деятельностью осуществляет Министерствофинансов.
В 1951 г. былучрежден Японский банк развития, капитал которого полностью принадлежитгосударству. Деятельность банка сосредоточена на льготном (на срок менее 1года) кредитовании тех отраслей экономики, в выдаче кредитов которым не заинтересованычастные банки.
Особенностьразвития банковской системы Японии в послевоенный период – образованиефинансово-промышленных групп. Во главе каждой из них стоит крупный частныйкоммерческий банк. А вокруг него группируются промышленные компании. Именнобанки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриальногоразвития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные наотношении партнеров.
Японскаямодель отношений между промышленными корпорациями и банками — явление чистопослевоенное, так как современный тип корпораций и структура финансовых рынковв этой стране возникли после реформ оккупационного периода и до сих пор несутна себе следы той беспримерной ломки, заложившей новые институциональныеусловия предпринимательства в Японии.
Основныеэтапы этой ломки:
· демонополизация(роспуск довоенных концернов «дзайбацу» (1947-1949 гг.);
В довоеннойЯпонии еще не успел сложиться институт акционерной компании открытого типа какнезависимой хозяйственной единицы с разделением функций собственности иуправления. Довоенные концерны – шесть самых крупных (Мицуи, Мицубиси,Сумитомо, Ясудо, Фурукава, Накадзима) и несколько десятков более мелких –представляли собой промышленно-торгово-банковские конгломераты закрытого типа.
Всего былораспущено 42 холдинга. Весной 1949 г. были вновь открыты фондовые биржи,которые были закрыты в 1938 году. Итак было перераспределено 1/3 всего имевшегосяакционерного капитала. В результате к 1949 году 69% акций оказались в рукахграждан. В этот период было ликвидировано 325 ведущих промышленных и торговыхкомпаний.
· принятие новыхзаконов. Регулирующих хозяйственную деятельность (1947-1948 гг.);
Законодательныеакты 1947-1948 гг. закрепили принцип максимального хозяйственного обособленияакционерных компаний и обеспечили жесткую блокировку слияний и поглощений. (антимонопольныйзакон 1947 г., согласно которому жестко контролировалось слияние и поглощениепутем покупки акций). Изменения, внесенные в 1948 г. в Коммерческий кодекс, усилили эту тенденцию: акционерной компании запрещалось держать насвоем балансе свои собственные акции (мера против спекулятивной скупкикомпаний); дочерним фирмам (участие в которых головной компании превышало 50%)запрещалось приобретать акции своей головной компании.
· шоковая терапия –бюджетная реформа 1949 года;
Банковскиекредиты стали главным источником внешнего финансирования корпораций, так какбыли ликвидированы системы ценовых субсидий и бюджетное финансированиепромышленности, которое осуществлялось государственной корпорациейфинансирования восстановления. Причем коммерческие банки (по чистойслучайности) не были подвергнуты разукрупнению в ходе радикальной демонополизацииэкономики.
· налоговая реформа1950 года.
В ходеналоговой реформы 1950 г. были понижены ставки налогов на прибыль корпораций(максимальная составляла 35%), упорядочены амортизационные отчисления и введенасистема необлагаемых резервных фондов корпораций (для смягчения последствийколебаний цен и валютных курсов, компенсации безнадежных долгов и пр.).
В это времявводится принудительная специализация финансовых учреждений: сфера деятельностикоммерческих банков ограничилась депозитами, ссудами, учетом векселей,операциями с государственными и муниципальными ценными бумагами и валютнымиоперациями. Коммерческим банкам запретили выпуск и размещение ценных бумагнефинансовых корпораций и траст — операции. Эти функции стали прерогативойдругих финансовых институтов (брокерских компаний, траст – банков).
Размежеваниефункций банков было характерно для банковской системы Японии до 1998 г.Банковская реформа 1998 г.предусматривала определенную либерализацию банковскойдеятельности. Местные банки получили право открывать специальные трастовые иинвестиционные филиалы, банки долгосрочного кредита преобразуются в коммерческиебанки или сливаются с ними, трастбанки получили право открывать филиалы дляпроведения операций с ценными бумагами, брокерско-дилерские фирмы по операциямс ценными бумагами преобразуются в филиалы коммерческих банков.
 

2. Национальная система регулирования денежно-кредитных отношений
 
Центральныйбанк Японии создан в 1882 году сроком на 30 лет для обуздания инфляции, которуювызвало большое количество частных банков, эмитировавших свои банкноты. Современем это срок был продлен на 30 лет, а в 1942 году банк получил бессрочныйстатус. Ему принадлежит исключительное право эмиссии банкнот.
Функции истатус Банка Японии определены специальным законом от 1942 года, который в 1979и в 1998 году был модернизирован.
По своемустатусу Банк Японии является не административным органом, а акционернойкомпанией. Его основной капитал, определенный законом, составлял и составляетпоныне 100 млн. иен. 55% капитала принадлежит государству, 45% — частнымакционерам (частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и т.д.).Акционерам были гарантированы дивиденды в размере 4%, которые при условиивысокой прибыли банка вырастали до 5%. Остальная часть прибыли поступала вгосударственный бюджет.
Что касаетсяструктуры управления Банком Японии, то она изменялась с принятием закона обанках в 1979 г. и в 1998 г. (см. рис.1).
Так, всоответствии с законом 1979 г. во главе банка стоял Политический совет (отбанковского совета). В его состав входило 7 членов: управляющий Банка Японии,уполномоченный правительством министр финансов, уполномоченный правительствомпредставитель планово-экономического управления и представители наибольшихбанковских, промышленных и торговых монополий. Последние назначалисьправительством Японии на срок до 4 лет. Глава политического совета являлсяуправляющим банком. Решения принимались простым большинством голосов. Следуетотметить, что оба уполномоченных правительства не имели права голоса. Такимобразом, основную роль в принятии решений играли представители крупногокапитала. Закон обязывал политический совет взаимодействовать с министерством финансовв определенных направлениях, например, при установлении процентных и резервныхставок.
/>

Рисунок 1 – Организационнаяструктура управления Банком Японии
В новойредакции закона о Банке Японии, действующего с апреля 1998 г., определено, что общее и оперативное управление возлагается на Правление банка.
Правлениебанка – главное звено организационной структуры. На него возложено общее иоперативное руководство банком. В состав правления входит 9 человек. Глава идва его заместителя назначаются Кабинетом Министров по согласию с обеимипалатами парламента. 6 членов правления назначает Кабинет Министров из числапретендентов, которые имеют определенный опыт и знания в сфере экономики ифинансов. Срок их полномочий – 5 лет. Посты представителей правительства упраздняются.
Кандидатурына иные руководящие посты утверждает министр финансов после соответствующегопредставления кандидатов правлением банка: исполнительных директоров – срокомна 4 года, советников – на 2. Ревизоры назначаются Кабинетом Министров срокомна 4 года.
На заседанияхправления банка в случае необходимости могут присутствовать представителиправительства. Они имеют право вносить на рассмотрение правления своипредложения и давать оценку денежно-кредитной политике Банка Японии, однакоокончательное решение принимает правление.
Главный офис(штаб-квартира) Банка Японии находится в Токио. В стране также функционируют 33его филиала и 13 отделений, и еще 6 представительств, которые находятся вНью-Йорке, Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне и Гонконге.
Функции БанкаЯпонии в основном соответствуют функциям подобных банков других странах, но ониимеют некоторые особенности.
Выпускбанкнот. Банк Японии имеет не ограниченную монополию на выпуск банкнот. Объемэмиссии устанавливается министерством финансов с согласия правительства.
СогласноЗакону 1979 г. Банк Японии имел право, если считал необходимым, выпускатьбанкнот больше, чем предусмотрено лимитом, за что платил эмиссионный процент вразмере 3% годовых от полученной прибыли. Эмиссия банкнот вынуждала банкдержать резервы, которые состояли из основной части (коммерческие векселя игосударственные ценные бумаги всех видов) и необязательной части (иностраннаявалюта, золотой и серебряный запас).
Какотмечается в новой редакции закона 1998 г., главным заданием Банка Японииявляется содействие сбалансированному развитию национальной экономики путемподдержания ценовой стабильности. Это претворяется в жизнь, благодаряразработке и проведению соответствующей денежно-кредитной политики, выпусканаличности. Новое законодательство отменило максимальную квоту выпуска банкнот итребования к образованию резервов.
Количестводенег в стране растет быстрее, чем ВВП. Но деньги оседают в сбережениях.
Реализацияденежно-кредитной политики. Через каждые шесть месяцев банк при посредничествеминистра финансов отчитывается перед парламентом о денежно-кредитной политике,однако, разрабатывает и проводит её как независимый институт, что предусмотренозаконодательством.
В новойредакции закона определены следующие основные направления деятельности БанкаЯпонии по разработке кредитно-денежной политики:
- определениеучетной ставки процента, других процентных ставок, а также типов и условийдисконтирования векселей;
Дляобеспечения высоких темпов экономического роста через удешевление финансовыхресурсов Банк Японии проводит политику низких учетных процентных ставок. Хотябанк манипулировал ставкой рефинансирования в зависимости от конъюнктуры, онпостоянно поддерживал ее на низком уровне, проводя неофициальные консультации сМинистерством финансов. В то же время Банк Японии установил потолок процентовпо вкладам.
- определениепроцентных ставок по ссудам;
Так, вфеврале 1999 г. Банк Японии снизил ставки по ссудам овернайт на межбанковскомрынке с 0,25 до 0,15%, т.е. практически объявил политику «нулевого процента».
- определение илианнулирование нормы обязательных банковских резервов;
Системаобязательного резервирования действует в Японии с 1957 г. Кредитные учрежденияобязаны размещать в Банке Японии определенную сумму резервных депозитов. Приэтом проводится политика минимальных резервов. Так, минимальная норма резервовпо срочным вкладам составляет: 0,125% при сумме 50-500 млрд. иен, 1,75% — присумме 500-2500 иен.
- определение стратегическойлинии контроля над денежным рынком. Применяемые меры контроля – в основномоперации на открытом рынке: покупка и продажа облигаций и векселей.
Обеспечениеэффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов междукредитными организациями. Трансакции (в т.ч. переводы денег), проводимыебанками, выполняются с помощью системы корреспондентских счетов, которые банки,зарегистрированные и допущенные к деятельности в Японии, имеют в центральномбанке. Каждый день через корреспондентские счета коммерческих банков проходитболее 300 трлн. иен. Чтобы выполнять такой объем операций, центральный банк работаетс электронной системой взаиморасчетов.
Мониторинг ипроверки финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений.Банк Японии отслеживает движение средств на счетах и депозитах своих клиентов ипри необходимости высылает своих инспекторов для детальной проверки на месте.Такие проверки позволяют ЦБ реагировать на негативные экономические изменения вфинансовой системе на ранней стадии и помогать клиентам решать текущие проблемы.
Контроль закредитной сферой и обеспечение бесперебойного функционирования системы платежейи расчетов путем предоставления кредитов на ограниченный срок кредитныморганизациям. Являясь кредитором последней инстанции, Банк Японии предотвращаеткрах банков и помогает выходу из кризиса тем из них, кто становится угрозойстабильности кредитной системы. В то же время Банк Японии в соответствии собщеэкономической ситуацией в стране вносит свои предложения в планы банков илинакладывает ограничения на объемы их кредитной деятельности.
Банк Япониикак финансовый агент правительства управляет от его имени государственнымифондами, занимается валютно-финансовой деятельностью, направленной настабилизацию валютного курса иены. Кредиты правительству предоставляются путемподписки и андеррайтинга выпусков государственных займов и краткосрочныхгосударственных ценных бумаг. Кроме того, Банк Японии хранит и выплачиваетказначейские фонды (налоги, пенсии, средста на общественные работы и т.п.).
Банк Япониитакже осуществляет международную деятельность. В сфере международных финансовБанк Японии по согласию министра финансов может:
- предоставлятьсчета в иене центральным банкам и государственным институтам зарубежных стран;
- открывать ипродлевать международным организациям;
- в качестве агентаМинистерства финансов осуществлять валютные интервенции на валютных рынках принежелательном изменении курса иены;
- осуществлятькуплю-продажу валюты, предоставлять кредиты или проводить операции от именизарубежных банков и иных организаций с целью развития сотрудничества с ними.
Что касаетсябаланса Банка Японии, то в его пассиве: эмиссия банкнот составляет 89,1%,вклады финансовых учреждений — 7,3%, правительственных учреждений — 2,6%.
Активныеоперации направлены на выдачу ссуд финансовым учреждениям (12,5%), покупкузолота (0,2%), хранение средств на счетах в иностранных банках (6,1%), аглавным обеспечением эмиссии банкнот являются ценные бумаги (64,3%).

3. Инфраструктура денежно-кредитной системы Японии
Денежно-кредитнаясистема Японии двухуровневая и состоит из Центрального банка, коммерческихбанков и небанковских кредитно-финансовых институтов.
На первомуровне денежно-кредитной системы находится Центральный банк Японии. Ему принадлежитисключительное право эмиссии банкнот, он осуществляет денежно-кредитнуюполитику, регулирование экономики и кассовое обслуживание государственнойказны.
На второмуровне денежно-кредитной системы находятся банковские и небанковскиекредитно-финансовые институты.
Коммерческиебанки в Японии делятся на городские и региональные банки. Их операции законодательнорегламентируются. Коммерческий банк должен быть организован в формеакционерного общества и иметь уставной капитал не менее 1 млрд. иен.Коммерческий банк не имеет права на деятельность без специальной лицензииМинистерства финансов. Для получения такой лицензии учредители обеспечитьсоответствие капитала, активов и пассивов банка установленным нормативам, иметьнеобходимый опыт и знания.
Всоответствии с законодательством 90-х гг. в Японии различают следующиекатегории коммерческих банков:
Городскиебанки – это десять банков из числа самых крупных банков Японии, которые такжевходят в группу самых мощных банков мира. Они занимают ведущую роль средипрочих кредитных институтов Японии, сосредоточили более 25% общего объемадепозитов, предоставляют около 30% ссуд.
Городскиебанки имеют развитую сеть филиалов, как на территории Японии, так и за рубежом(175 учреждений). Они тесно связаны с промышленными и торговыми компаниями. Имиконтролируется деятельность многих других кредитно-финансовых учреждений.Городские банки – основные поставщики средств в те отрасли японской экономики,которые развиваются высокими темпами, особенно в экспортные. Для них характеренвысокий уровень перекредитования, а также большая зависимость от Центральногобанка Японии, проводящего правительственную денежно-кредитную политику.
Самымикрупными городскими японскими банками, входящими в первую двадцатку самыхкрупных банков мира, являются:
Ø Bank of TokyoMitsubishi – 4-е место в мире по итогам рейтинга 2000 г. Капитал — 26019 млн.долл., активы – 678244 млн. долл.
Ø Dai-Ichi KahguoBank – 6-е место в мире по итогам рейтинга 2000 г. Капитал – 23525 млн. долл.,активы – 471977 млн. долл. (по активам занимает 11-е место в мире)
Ø SakuraBank – 8-еместо в мире по итогам рейтинга 2000 г. Капитал –23057 млн. долл., активы –443367 млн. долл.(15-е место)
Ø Fuji Bank – 9-еместо в мире по итогам рейтинга 2000 г. Капитал – 22654 млн. долл., активы –531184 млн. долл.(8-е место)
Ø Sumitomo Bank — 12-еместо в мире по итогам рейтинга 2000 г. Капитал –20821 млн. долл., активы –507959 млн. долл.(9-е место)
Региональныебанки – это преимущественно малые и средние по масштабу осуществляемых операцийбанки. Ограничены рамками префектур. Занимаются кредитованием, прежде всего,малых и средних предприятий и частично принимают сберегательные вкладынаселения. Кроме того, региональные банки играют важную роль в финансированииорганов местного самоуправления. Также занимаются заграничными операциями.
Таких банковнасчитывается 64. Самый крупный из них — Bank of Yokohama, который имеет активыприблизительно на 28 млрд. долл.
Банкидолгосрочного кредитования – их всего 3. Это «Индастриэл бэнк оф Джэпэн»(Indastrial Bank of Japan), «Лонг-терм кредит бэнк оф Джэпэн» (Long Term CreditBank) и Ниппон Кредит Бэнк (Nippon Credit Bank).
Этополугосударственные специализированные кредитные учреждения, поскольку онисубсидируют своих заемщиков, имеют очень низкие значения прибыльности капитала(0,3%). Первые два специализируются на крупных предприятиях, а третийпредоставляет ипотечные кредиты мелким и средним предприятиям. Им разрешаетсяпринимать вклады только от заемщиков. Предполагается превращение в городскиебанки или слияние с ними.
Траст-банки –их всего 30, 4 из них входят в число 25 наиболее крупных банков мира по суммеактивов. Наибольший среди них «Mitsubishi trust & Banking» почти 9 млрд.капитала, активы почти 200 млрд. долл. Некоторые из них являются дочернимипредприятиями городских банков. Траст- банки создавались для управленияимуществом, но позднее (особенно после Второй Мировой войны) получили право набанковские операции.
В настоящеевремя траст-банки проводят трастовые операции, осуществляют долгосрочноефинансирование, управляют пенсионными и инвестиционными фондами и осуществляютиное финансовое управление.
Иностранныебанки — представляют в Японии около 90 государств. Доминируют банки США иВеликобритании, существенный вес имеют также банки Германии и Франции.Традиционная функция зарубежных банков – торговля иностранной валютой.Благодаря им, в Японии появились новые финансовые инструменты, страхующие рискиво внешней торговле. иностранные банки также нашли себе применение напроцентном рынке. В настоящее время Япония является одним из крупнейших международныхрынков свопов.
Важное место вденежно-кредитной системе Японии занимают государственные специализированные банки.К ним относятся:
Экспортно-импортныйбанк Японии – основан в 1950 г. Уставной капитал полностью принадлежитгосударству, собственные средства банка состоят из его капитала и бюджетныхассигнований, привлеченные средства – из займов, которые правительственныеучреждения предоставляют банку, и иностранных кредитов. Объем, структуру исодержание активных операций ежегодно утверждает парламент, а в общемдеятельностью банка управляет министерство финансов. Экспортно-импортный банк предоставляеткредиты предприятиям Японии для внешнеэкономической деятельности на срок от 6месяцев до 5 лет, в отдельных случаях срок кредита может достигать 15-20 лет.Совместно с коммерческими банками экспортно-импортный банк предоставляет такжезаймы и импортерам японских товаров.
Японский банкразвития – основан в апреле 1951 года. Осуществляет долгосрочное кредитованиепромышленности, в основном тех отраслей, которые являются рискованными с точкизрения частных банков — промышленности, транспорта, энергетики. Кредитныересурсы этого банка состоят из капитала, предоставленного при создании банка,бюджетных ассигнований, средств других государственных учреждений.
Большуюгруппу различных по характеру функций выполняют небанковскиефинансово-кредитные учреждения.
Государственныефинансово-кредитные корпорации – специализируются на предоставлении льготныхкредитов предприятиям отдельных отраслей народного хозяйства (сельскогохозяйства, лесной промышленности, рыболовства, жилищного строительства и такдалее), экономически отсталым регионам, предприятиям местных органов власти. Ихбюджеты и ежегодные планы утверждаются парламентом, а деятельностьконтролируется соответствующими министерствами и ведомствами.
Кгосударственным институтам относится также Бюро доверительного фондаМинистерства финансов, являющееся по существу одним из крупнейших банков Япониии оперирующее капиталами государственных пенсионных, страховых и сберегательныхучреждений. Основная часть его кредитов предоставляется государственным банкам,корпорациям, центральным и местным органам власти.
Страховыекомпании по сумме активов занимают значительное место среди частныхфинансово-кредитных учреждений (3-е – среди частных (15% совокупного баланса) и1-е среди специализированных). Насчитывается 24 компании по страхованию жизни и23 – по страхованию имущества. Огромные финансовые средства, которыеаккумулируют страховые компании, используются в основном для инвестиций вценные бумаги.
Фондовыекомпании – в Японии их насчитывается 220. Специализируются исключительно наоперациях с ценными бумагами.
Почтово-сберегательныекассы – аккумулируют сбережения населения. В отличие от банков, оказывающиханалогичные услуги, японские сберкассы при почтовых отделениях, предоставляютфизическим лицам гораздо больший набор услуг, позволяют людям среднего достаткана более выгодных условиях получать кредиты и хранить сбережения. Благодаряэтому государственные почтово-сберегательные кассы, подчиняющиеся почтовомуведомству, смогли аккумулировать большие объемы финансовых средств.
Нижняя палата парламентаЯпонии одобрила законопроект, согласно которому в стране будет создан самыйкрупный в мире банк, который по величине превзойдет даже Citigroup, сообщаетAssociated Press. Источником капитала для нового банка станут почтовыеотделения. Крупнейший банк мира появится после приватизации почтовой службы,которая предлагает чрезвычайно популярную среди населения Японии услугу заведениясберегательного счета.
«Почта Японии»располагает 25 тысячами отделений, в то время как семь национальных банковЯпонии вместе владеют сетью лишь из 2606 отделений. После приватизации размер«почтового» банка превысит по активам и Citigroup, и будущий союзяпонских банков. На сберегательных и страховых счетах принадлежащей государству«Почты Японии» находится около 3 триллионов долларов. Если исключитьстраховые счета, «Почта Японии» располагает депозитами на сумму в 1,9триллиона долларов.
Согласно законопроекту,почта будет приватизирована к 2017 году, после проведения нескольких реформ.Защитники реформы утверждают, что приватизация позволит гораздо эффективнееиспользовать накопившиеся фонды — в частности, для инвестиций.
В заключениеотметим главные особенности денежно-кредитной системы Японии:
- Высокая степеньконцентрации и централизации капитала.
В сентябре 2000 г. триведущих банка –«Индастриэл Бэнк оф Джэпэн», «Даиити-Канге» и «Фудзи» началиреализовывать свой план объединения в холдинговую группу «Мидзухо» (Midzuho). В2001 г. начался процесс объединения в холдинг банков «Токай» (Tokai), «Асахи»(Asahi) и «Санва» (Sanva), а также банков «Сумитомо» (Sumitomo) и «Сакура»(Sakura) в единый банк «Сумитомо Мицуи» (Sumitomo Mizui).
А также совсем недавноакционеры японских банков Mitsubishi Tokyo Financial Group и UFJ Holdingsодобрили слияние своих организаций, что вскоре приведет к образованию банка сактивами на 1,7 миллиарда долларов. Это будет самый крупный банк в мире.
- Жесткаярегламентация банковской деятельности.
- Специализациябанковских институтов на определенных видах деятельности.

Литература
1. Іванов В.М.,Софіщенко І.Я. Грошово-кредитні системи зарубіжних країн: Курс лекцій – К.:МАУП,2001 – с. 88-105.
2. Лысенков Ю.М.,Коротка Т.А. Грошово-кредитні системи зарубіжних країн. – К.: Зовнішняторгівля, 2005 – с.40-48.
3. Рудый К.В.Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие.-М.: Новое издание,2004 – с.274-296.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Реферат Українська музика невід ємна частина валеологічної культури підлітків
Реферат Конвенции о труде в морском судоходстве
Реферат Правовые основы территориальной организации местного самоуправления и их реализация на примере
Реферат Gun Laws Essay Research Paper States from
Реферат Культура Кловис
Реферат Химизация строительного производства
Реферат Фіскальна політика в Україні проблеми та перспективи
Реферат Геометрические характеристики поперечных сечений
Реферат Конституционное право США
Реферат Педагогічна експертиза учбової книги
Реферат Конституционный статус союзной республики (на примере РСФСР)
Реферат Роман Виктора Астафьева Печальный детектив
Реферат Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь
Реферат Конституционный статус Президента Республики Беларусь