Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственные финансы. Фонды обязательного медицинского страхования

МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Департаментнаучно-технологической политики и образования
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Дисциплина:Финансы и кредит
 
Выполнил:
Студентка
экономическогофакультета
Специальность(код) Зачетная книжка № Ф.И.О.
Проживающийпо адресу:
Проверил:

2008г.

Вопросы:
 
1. Необходимость и правовые основы государственного кредита.
2. Организация государственных финансов на федеральном ирегиональном уровне.
3. Состав территориальныхфинансовых ресурсов.
4. Фонды обязательного медицинского страхования в РоссийскойФедерации, их формирование и использование.

1. Необходимость и правовые основы государственного кредита.
Для обеспечения бесперебойного финансирования много­образныхпотребностей государство формирует дополнитель­ные финансовые ресурсы путеммобилизации временно сво­бодных денежных средств населения и хозяйственныхструк­тур, главным способом получения которых является государ­ственный кредит.Мобилизуемые при этом средства поступа­ют в распоряжение органовгосударственной власти и, пре­вращаясь в дополнительные финансовые ресурсы,направ­ляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источникомпогашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают восновном средства бюджета.
Государственный кредит — совокупность экономичес­ких отношений междугосударством в лице его органов влас­ти и управления с одной стороны июридическими и физичес­кими лицами с другой, при которых государство выступаетпреимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причемпреобладающей является деятельность го­сударства как заемщика средств.Объемы операций в каче­стве кредитора, т. е. когда государствопредоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В техслучаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займовили выполнение других обязательств, взя­тых физическими и юридическими лицами,оно является га­рантом.
Кредитные отношения, при которых государство высту­пает в качествезаемщика и кредитора, сразу влияют на ве­личину централизованных денежныхфондов; гарантирова­ние погашения обязательств необязательно приводит к ихизменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своимобязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Напрактике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях,так как они в состоянии привлечь средства на кре­дитном рынке самостоятельно.Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заем­щикови соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежныхфондов.
Объективная необходимость использования государствен­ного кредитана удовлетворение потребностей общества обус­ловлена постоянным противоречиеммежду величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетво­рениюза счет доходов бюджета. Регулирование экономики социальная политикагосударства, выполнение им своих фун­кций по обороне страны и управлению, атакже междуна­родная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетныхрасходов. Между тем доходы государственного бюд­жета всегда ограничены уровнем налогообложения,установ­ленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободныхденежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы властиприбегают к помощи государ­ственного кредита.
Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностейформирования и времени использования доходов, получаемых физическими июридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободныеденежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов,особенно в сезонных отраслях производства с выплатой премий, отпускных и т. п.Люди могут и сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимостинакопить денежные средства для покупки товаров длитель­ного пользования.Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций ипредприятий в связи с длительностью производственного цикла, сезоннос­тьюпроизводства и т. п.
Как экономическая категория государственный кредитнаходится на стыке двух видов денежных отношений — фи­нансов и кредита и отражаетих особенности.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование ииспользование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета ивнебюджетных фондов.
Государственный кредит отличается от других видов кре­дита. Так,если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычновыступают конкретные ценно­сти — товары на складе, незавершенное производство,то при заимствовании средств государством обеспечением кре­дита служит всеимущество, находящееся в его собственно­сти, имущество данной территориальнойединицы или ка­кой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банков­скогокредита является производительное использование его как капитала, создающегоусловия для погашения и выпла­ты по нему процентов за счет увеличенияпроизводимой сто­имости прибавочного продукта. Источником же погашения го­сударственногокредита, как отмечалось, выступают в ос­новном средства бюджета.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства назаранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет, от 5 лет до 30 лет.Так, Бюджетный кодекс Россий­ской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ предусматрива­ет, что любые долговые обязательства Российской Федера­ции погашаютсяв сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать30 лет.
Как финансовая категория государственный кредит вы­полняеттри функции финансов: распределительную, регу­лирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредитаосуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и ихиспользование на прин­ципах срочности, платности и возвратности. Выступая в ка­чествезаемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансированиясвоих расходов — это одна сто­рона государственных кредитных отношений. Другаяих сто­рона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностьюдополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторамобеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков несовпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размервносимых в бюджет налогов каждым владельцем цен­ных бумаг — с величинойполучаемых им доходов от государ­ственно-кредитных операций. Это означает, чтои вторая сто­рона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.
В современных условиях поступления от государствен­ных займовстали вторым после налогов методом финансиро­вания расходов бюджета. Последнееобъясняется более быс­трым темпом роста расходов по сравнению с увеличениемналоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счетзаимствованных средств в определенных пределах имеет по­ложительное значение.Растяжение источников финансиро­вания во времени путем выпуска займов насоответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту ипроцентов по нему на все последующие поколения, которые будут пользоватьсяуслугами объектов, построенных нынеш­ним поколением.
Таким образом, положительное воздействие распреде­лительнойфункции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговоебремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются впериод финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются(что пришлось бы сделать в про­тивном случае). Зато потом, когда кредитыпогашаются, на­логи взимаются не только для их уплаты, но и для погаше­нияпроцентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источ­никомфинансирования расходов, связанных с обслуживани­ем и погашениемгосударственного долга. Источники финан­сирования этих расходов зависят отнаправления использова­ния средств. В случае производительного вложения мобили­зованныхкапиталов построенный объект после вступления в действие начинает приноситьприбыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговыхпоступле­ний в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результатегосударственных займов капиталов, например финансировании за их счет военныхили социальных расхо­дов, единственным источником их погашения становятся на­логилибо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашениязадолженности по уже выпущенным называется рефинансированиемгосударственного долга.
Увеличение налоговых поступлений, вызванное заимство­ваниямигосударства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику.Чем выше доходность го­сударственного займа для инвестора, тем большую частьналогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величинадолга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочихравных усло­виях.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольновоздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок нарынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используягосудар­ственный кредит как инструмент регулирования экономики,государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы средиразличных групп инвесторов. Мобилизуя сред­ства физических лиц, оно снижаетплатежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственныезатраты, например инвестиции, произойдет абсолютное со­кращение наличнойденежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда,например, препо­давателей и врачей количество наличной денежной массы вобращении останется без изменений, хотя возможно измене­ние структурыплатежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдачакредитов под их залог, проводимые Цент­ральным банком РФ, являются важныминструментом регу­лирования ликвидности коммерческих банков в стране. Кре­дитыпод залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться ЦБРФ с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государствоувеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту ценыкредита. Чем выше спрос го­сударства, тем выше при прочих равных условияхуровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит дляпредпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращатьинвестиции в сферу производства, в; то же время она стимулирует накопления ввиде приобретения государственных ценных бумаг. Если в стране достаточносвободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно.Беспредельная же активность государства (как это имело место в нашей стране доавгустовского 1998 г. кризиса) на финансовом рынке отвлекает значительную долюденежных накоплений от производительного! использования, существенно замедляеттемпы экономичес-1 кого развития, приводит к росту государственного долга.
Положительное воздействие на производство и занятость государствооказывает, предъявляя спрос на товары отече­ственного производства за счетзаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Вчастно­сти, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта илипроизводства в отдельных районах, испытыва­ющих спад, путем гарантированиягосударством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим програм­мам,путем погашения задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателямв случае их бан­кротства, при помощи страхования риска по низким ставкамнеплатежа экспортерам национальных товаров и др.
С середины 90-х годов усилилась активность Российской Федерациикак кредитора на внутреннем рынке. Ссуды пре­доставлялись юридическим лицам напроведение структур­ной перестройки производства, для расчетов по целевым кре­дитам,в частности на закупку оборудования, на разработку, внедрение и приобретениеновейших технологий и материа­лов, в том числе и за рубежом. ДеятельностьРоссийской Федерации как кредитора на международной арене в основ­номограничивается государствами СНГ (в пределах средств, поступающих в видепроцентных платежей и сумм в погаше­ние основной задолженности по ранеепредоставленным кре­дитам).
В свою очередь, деятельность Российской Федерации в качествегаранта в последние годы расширяется. Традицион­но государство гарантируетвклады населения в Сбербанке РФ, выступает гарантом по долговым обязательствамраз­личных обществ и групп (в частности, стимулирует создание и деятельностьфинансово-промышленных групп); осуществ­ляет финансовую поддержку экспортатоваров и услуг, про­изводимых отечественными товаропроизводителями.
Контрольная функция государственного кредита орга­нически связана сконтрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этойкатегории.
 
2. Организация государственных финансов на федеральном ирегиональном уровне.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе раз­граничения предметов веденияи полномочий между органами государственной власти РФ и органамигосударственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формойгосудар­ственного устройства. Исходя из этого в Российской Федерации в составегосударственных финансов можно выделить государ­ственные финансы нафедеральном уровне и государственные фи­нансы на уровне субъектов РФ(региональном уровне). Государствен­ные финансы на федеральном уровнепризваны обеспечить реа­лизацию функций, возложенных на органы государственнойвласти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия дляреализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектовРФ.
Государственные финансы на федеральном уровне состоят из фе­деральногобюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, Согласно ст. 144 Бюджетногокодекса РФ статус государ­ственных внебюджетных фондов РФ имеют толькоследующие социальные внебюджетные фонды; Пенсионный фонд Россий­ской Федерации;Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фондобязательного медицинского страхования[1].
Государственные финансы на региональном уровне включают бюджетысубъектов РФ (региональные бюджеты) и территори­альные государственныевнебюджетные фонды. Бюджеты субъ­ектов РФ представлены разными видами бюджетов:республика­нскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, об­ластнымибюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетомавтономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К тер­риториальнымгосударственным внебюджетным фондам соглас­но действующему законодательствуотносятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельностиорганов государственной власти РФ. В нем концент­рируется основной объемфинансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.
Федеральный бюджет — форма образования и расходования де­нежныхсредств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения Российской Федерации[2].
Формирование федерального бюджета осуществляется пос­редствоммобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездныхперечислений и других доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся: феде­ральныеналоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[3]; региональныеналоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответст­вии с федеральнымзаконодательством[4]; пени иштрафы, взыски­ваемые за нарушение налогового законодательства по отдельнымвидам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: до­ходы отиспользования имущества, находящегося в федеральной собственности, или отдеятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органовисполнительной власти; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые вфедеральный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санк­ции исредства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации;доходы от внешнеэкономической де­ятельности; прочие неналоговые доходы.
В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные пере­численияиз государственных внебюджетных фондов РФ, от раз­личных организаций(резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной, системы РФ,прочие безвозмездные перечисления.
К другим доходам федерального бюджета относятся: доходы отпредпринимательской и иной приносящей доход деятель­ности, осуществляемойбюджетными учреждениями федерально­го подчинения; иные доводы, предусмотренныезаконодатель­ством РФ.
Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет за­числяются поступленияиз источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94Бюджетного кодекса РФ под­разделяются на поступления из внутренних источников ипос­тупления из внешних источников финансирования дефицита фе­деральногобюджета.
К поступлениям из внутренних источников финансирования де­фицитафедерального бюджета относятся: денежные средства, привлеченные в формезаймов, осуществляемых в валюте РФ пу­тем размещения государственных ценныхбумаг РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажиимущества, находящегося в федеральной собственности; бюд­жетные ссуды ибюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;поступления от реализа­ции государственных запасов; поступления за счетизменения ос­татков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицитафедерального бюджета.
Поступлениями из внешних источников финансирования дефи­цита федеральногобюджета являются:денежные средства, прив­леченные в форме займов, осуществляемых в иностраннойвалю­те путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кре­дитовправительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международныхфинансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешнихисточни­ков финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступившие в федеральный бюджет средства направляются наосуществление расходов по реализации полномочий органов государственнойвласти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместноговедения Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации.
За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: фи­нансированиедеятельности Президента РФ, федеральных орга­нов законодательной,исполнительной и судебной власти; фи­нансирование национальной обороны игосударственной безо­пасности Российской Федерации; государственная поддержкасубъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в при­оритетных дляРоссийской Федерации отраслях экономики (ка­питалоемких, инновационных,стратегических); финансирова­ние деятельности государственных учреждении,производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного пот­ребления;финансирование международной деятельности в об­щефедеральных интересах;ликвидация последствий чрезвычай­ных ситуаций и стихийных бедствий федеральногомасштаба; финансовая поддержка субъектов Рф и муниципальных образо­ванийособого статуса; финансирование выборов и референду­мов Российской Федерации;обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иныхрасходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ.
Наряду с федеральным бюджетом значительный объем фи­нансовыхресурсов, формируемых в распоряжении органов госу­дарственной власти РФ,сосредоточен в государственных вне­бюджетных фондах РФ (Пенсионном фонде РФ,Фонде социаль­ного страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинскогострахования).
Государственный внебюджетный фонд РФ — фонд денежныхсредств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализацииконституционных прав граждан на пенсионное обес­печение, социальноестрахование; охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.13 БК РФ).
Доходы государственных социальных внебюджетных фондов РФ формируются засчет: обязательных платежей, установленных законодательством РоссийскойФедерации (отчислений от еди­ного социального налога, отчислений от налогов поспециальным налоговым режимам, различных страховых взносов и др.); средствфедерального бюджета; добровольных взносов физических и юридических лиц;доходов от размещения временно свободных средств фондов; других доходов,предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации.
Использование средств государственных внебюджетных фон­дов РФосуществляется исключительно на цели, определенные за­конодательствомРоссийской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ за счет средствгосударственных социальных внебюд­жетных фондов РФ финансируются расходы, связанныес реализа­цией конституционных прав граждан на: социальное обеспечение повозрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потерикормильца; рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Феде­рации о социальном обеспечении; охрануздоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 143 БК РФ).
Основной объем финансовых ресурсов органов государствен­ной властисубъектов РФ концентрируется в региональных бюд­жетах.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюд­жет) — форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,отнесенных к предме­там ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 БКРФ)[5].
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налого­вых доходов,неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и. других доходов.
Налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ являются: фе­деральныеналоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[6]; региональныеналоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в со­ответствии с федеральными региональным законодательством[7]; местныеналога и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[8]; пени и штра­фы,взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам,налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.
В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включа­ются:доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ,или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительнойвласти субъек­тов РФ; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляе­мые врегиональный бюджет; административные платежи и сбо­ры; штрафные санкции исредства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту РФ; прочиененалоговые доходы.
В бюджеты субъектов РФ могут зачисляться безвозмездные пе­речисленияиз территориальных государственных внебюджетных фондов, от различныхорганизаций (резидентов и нерезидентов), из федерального бюджета в порядкефинансовой помощи, про­чие безвозмездные перечисления.
К другим доходам бюджетов субъектов РФ относятся: доходы отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемойбюджетными учреждениями регионального под­чинения; иные доходы, предусмотренныезаконодательством РФ.
Помимо доходов в бюджеты субъектов РФ зачисляются сог­ласно ст. 95Бюджетного кодекса РФ поступления из внутренних источников финансированиядефицита бюджета субъекта РФ, к которым относятся: денежные средства,привлеченные в форме займов, осуществляемых путем размещения государственныхценных бумаг субъекта РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ;поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;бюджетные ссуды и бюджетные кре­диты, полученные из бюджетов других уровнейбюджетной сис­темы РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;поступления за счет изменения остатков средств на сче­тах по, учету средствбюджета субъекта РФ; поступления из про­чих внутренних источниковфинансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Средства, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, направля­ются наосуществление расходов по реализации полномочий ор­ганов государственнойвласти субъектов РФ по предметам веде­ния субъектов Российской Федерации ипредметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации.
За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются:финансирование деятельности органов законодательной, испол­нительной и судебнойвласти субъектов РФ; государственная поддержка приоритетных для регионаотраслей экономики (пре­имущественно сельское хозяйство, пищевая и легкаяпромыш­ленность); государственная поддержка пригородного (железно­дорожного,автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права гражданна обязательное общее образо­вание, социальную защиту, охрану здоровья иполучение бесплат­ной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в госу­дарственнойсобственности субъектов РФ или в ведении органов государственной властисубъектов РФ; содержание исторических памятников и объектов культурногонаследия, находящихся в го­сударственной собственности субъектов РФ; финансоваяпод­держка муниципальных образований на территории, данного субъекта РФ;финансирование выборов и референдумов субъек­тов РФ; обслуживаниегосударственного долга Субъектов РФ; фи­нансирование иных расходов пореализации полномочий орга­нов государственной власти субъектов РФ.
Помимо бюджетов субъектов РФ финансовые ресурсы, фор­мируемые враспоряжении органов государственной власти субъектов РФ, сосредоточены втерриториальных государственных внебюджетных фондах. Как уже отмечалось, к нимотносятся тер­риториальные фонды обязательного медицинского страхования.
Территориальный государственный внебюджетный фонд — фонд денежныхсредств, образуемый вне бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации ипредназначенный для реализации отдельных конституционных, прав граждан (вчастности, на охрану здоровья и медицинскую помощь) (ст. 13 БК РФ).
Доходы территориальных фондов обязательного медицинско­го страхованияформируются за счет: отчислений от единого социального налога, отчислений отналогов по специальным ре­жимам налогообложения, поступлений из территориальныхбюд­жетов в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхованиенеработающего населения, поступлений из государ­ственных внебюджетных фондовРФ, доходов от размещения временно свободных денежных средств фондов и др.
Основной объем расходов указанных фондов направляется нареализацию территориальных программ обязательного медицин­ского страхованиясубъектов РФ. Кроме того, за счет средств тер­риториальных фондов обязательногомедицинского страхования финансируются отдельные мероприятия в областиздравоохране­ния (например, в рамках различных целевых программ), а такжедеятельность фондов.
Следует отметить, что между бюджетами и внебюджетными фондами нафедеральном и региональном уровне существуют оп­ределенные взаимосвязи, средикоторых можно выделить следу­ющие:
· междуфедеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Например, из федеральногобюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства в порядке финансовойпомощи (дота­ции на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъ­ектов РФ;дотации на частичное возмещение расходов по пре­доставлению населению субсидийпо оплате жилья и комму­нальных услуг; субсидии на реформирование иоздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры,повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ идр.); из бюджетов субъектов РФ в фе­деральный бюджет перечисляются средства впогашение ранее предоставленных бюджетных ссуд на покрытие внутригодовыхкассовых разрывов;
· междуфедеральным бюджетом и государственными вне­бюджетными фондами РФ. Так, изфедерального бюджета в Пен­сионный фонд РФ перечисляются средства единогосоциального налога на выплату базовой части трудовой пенсии, в Фонд соци­альногострахования РФ направляются субвенции на выплату компенсаций и пособийгражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, ядерных испытанийна Семипала­тинском полигоне и др. При этом в федеральный бюджет могутпоступать безвозмездные перечисления из государственных вне­бюджетных фондовРФ. Кроме того, временно свободные денеж­ные средства Фонда социальногострахования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования могутинвести­роваться в ликвидные государственные ценные бумаги РФ, сред­ства отразмещения которых поступают в федеральный бюджет;
· междубюджетами субъектов РФ и территориальными госу­дарственными внебюджетнымифондами. Из бюджетов субъек­тов РФ в территориальные фонды обязательногомедицинского страхования перечисляются средства в виде страховых взносов наобязательное медицинское страхование неработающего насе­ления. Территориальныефонды обязательного медицинского страхования могут вкладывать временносвободные денежные средства в ликвидные государственные ценные бумаги субъек­товРФ, средства от размещения которых поступают в бюджеты субъектов РФ;
· междугосударственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственнымивнебюджетными фонда­ми. Например, из Федерального фонда обязательного медицин­скогострахования в территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхованияперечисляются средства на выравнива­ние финансовых условий их деятельности врамках базовой программы обязательного медицинского страхования; из Пенси­онногофонда РФ в территориальные фонды обязательного меди­цинского страхованияпоступают средства на обязательное меди­цинское страхование неработающихпенсионеров.
3. Состав территориальныхфинансовых ресурсов.
Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупностьденежных средств, используемых на экономическое и социальное развитиетерриторий. Главное направление использо­вания территориальных финансов —финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры.Ос­новным источником ее финансирования стали бюджетные ас­сигнования и средствасубъектов хозяйствования (предприятия, организации).
Региональные бюджеты — основная составная часть террито­риальныхфинансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органывласти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональноеразвитие производственной и непроизводственной сфер на подведомст­венныхтерриториях. Значительно возрастает их координацион­ная функция в экономическоми социальном развитии террито­рий. Указанные факторы вызывают необходимостьдальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органоввласти, решения ряда проблем, связанных с совершен­ствованием методовформирования и использования финансо­вых ресурсов территорий.
Средства субъектов хозяйствования – также составная частьтерриториальных финансов. К таким средствам относятся:
1. финансовыересурсы предприятий, находящиеся в муни­ципальной собственности (как правило,это коммуналь­ные предприятия);
2. финансовыересурсы предприятий, фирм, организаций, ис­пользуемые ими на финансированиесоциально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работниковстроят и приобретают жилые дома, квартиры, дет­ские дошкольные учреждения,медицинские учреждения и объ­екты для отдыха. В нашей стране, особенно в новыхгородах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальнаяинфраструктура находится в ведомственном подчи­нении. Поэтому нередко в общемобъеме территориальных фи­нансов превалируют средства предприятия, направляемыена социальное развитие.
Территориальные внебюджетные фонды — третий компоненттерриториальных финансов. Источниками формирования таких фондов служат добровольныевзносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чащевсего имеют целевое назначение.
4. Фонды обязательного медицинского страхования в РоссийскойФедерации, их формирование и использование.
 
Фонды обязательного медицинского страхования — денежные фонды,предназначенные для финансирования гарантированной госу­дарством медицинскойпомощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от28.06.1991 № 1499-1 «О меди­цинском страховании граждан в Российской Федерации»обяза­тельное медицинское страхование — это составная часть государ­ственногосоциального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РоссийскойФедерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи,предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемеи на ус­ловиях, соответствующих программам обязательного медицинскогострахования.
Основное назначение территориальных фондов обязательно­гомедицинского страхования — финансовое обеспечение прог­рамм обязательногомедицинского страхования в субъектах Рос­сийской Федерации. Федеральный фондобязательного медицин­ского страхования предназначен для обеспечения финансовойустойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансированиятерриториальных программ и для финансирова­ния отдельных мероприятий в областиобязательного медицин­ского страхования.
В бюджетном законодательстве фонды обязательного меди­цинскогострахования определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «Омедицинском страховании граждан РФ» Федеральный и территориальные фон­дыобязательного медицинского страхования определяются как самостоятельныенекоммерческие финансово-кредитные учреж­дения. Деятельность Федерального фондаобязательного меди­цинского страхования как учреждения осуществляется в соответ­ствиис его Уставом[9],территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденнымиисполнительными ор­ганами субъектов Российской Федерации[10].
К правовым актам, регулирующим формирование и исполь­зованиефондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетныхфондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство иподза­конные акты в области здравоохранения и медицинского страхо­вания, законыо бюджетах соответствующих фондов и их испол­нении.
Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицин­скогострахования.
Доходная часть Федерального фонда обязательного медицин­скогострахования с 2001 г. формируется за счет:
· отчисленийот единого социального налога;
· отчисленийот единого налога при упрощенной системе на­логообложения;
· отчисленийот сельхозналога;
· отчисленийот единого налога на вмененный доход;
· доходовот размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
· добровольныхвзносов юридических и физических лиц.
Поступление единого социального налога является основным видомдоходов Федерального фонда обязательного медицинско­го страхования (например, в 2004 г. — 96,8% общей суммы дохо­дов). Порядок расчета сумм единогосоциального налога, зачис­ляемого в Федеральный фонд обязательного медицинскогостра­хования, аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда РоссийскойФедерации. С 2005 г, основная ставка единого социального налога, зачисляемого вФедеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования, изменена с 0,2% до0,8%., Относительно небольшой удельный вес в доходах Федераль­ного фондаобязательного медицинского страхования (менее 1%) занимают доходы отразмещения временно свободных денежных средств и нормированного страховогозапаса[11]. Всоответствии с Ус­тавом этого Фонда временно свободные средства размещаются вбанковские депозиты и высоколиквидные государственные цен­ные бумаги.
В качестве возможного источника доходов предусмотрены также средствафедерального бюджета на выполнение федераль­ных целевых программ в рамкахобязательного медицинского страхования. Вместе с тем отчетные данные обисполнении бюд­жетов Фонда с 1994 по 2003 гг. показывают, что фактически такиесредства в бюджет Фонда не поступали.
Наибольший удельный вес в расходах Федерального фондаобязательного медицинского страхования занимают расходы на выравниваниефинансовых условий деятельности территориальных фондов обязательногомедицинского страхования в рамках базовой программы обязательногомедицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Решение опредоставлении средств в соответствии с данными расходами принимает Комис­сияФонда по выравниванию условий деятельности территори­альных фондовобязательного медицинского страхования на ос­нове полученных от территориальныхфондов заявок.
За счет средств Федерального фонда обязательного медицин­скогострахования финансируются также целевые программы ока­зания медицинскойпомощи по обязательному медицинскому страхо­ванию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства.
Расходы на управление Фондом включают расходы на компью­теризациюсистемы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовкекадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конфе­ренций,международное сотрудничество, информационно-пуб­лицистическую деятельность,содержание аппарата Фонда.
Доходы и расходы территориальных фондов обязательного ме­дицинскогострахования.
Доходы территориальных фондов формируются за счет:
· отчисленийот единого социального налога (основная став­ка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);
· отчисленияот единого налога по специальным режимам на­логообложения;
· поступленийиз территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающеенаселение;
· доходовот размещения временно свободных денежных средств и нормированного страховогозапаса;
· поступленийсредств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования навыравнивание финансовых усло­вий деятельности территориальных фондов;
· поступленийиз Пенсионного фонда Российской Федера­ции на обязательное медицинскоестрахование неработающих пенсионеров (с 2003 г.).
Структура доходов территориальных фондов дифференциру­ется поразличным субъектам Российской Федерации, в том чис­ле в зависимости от того,получает ли территориальный фонд средства из Федерального фонда или нет. Вгороде Москве стра­ховые взносы на неработающее население не отражаются в бюд­жетеМосковского городского фонда обязательного медицинско­го страхования, непоступают на счета этого фонда, а непосред­ственно перечисляются на счеталечебно-профилактических учреждений. Но в целом в доходах территориальныхфондов обя­зательного медицинского страхования преобладают поступленияединого социального налога, уплачиваемого работодателями за ра­ботающихграждан, над поступлением взносов на обязательное ме­дицинское страхованиенеработающего населения. Соотношение между поступлениями от единогосоциального налога и взносами за неработающее население в последние четыре годав среднем по Российской Федерации составляет примерно 2,3 к 1, не всегдасоответствуя числу работающих и неработающих в отдельных ре­гионах. По оценкамнекоторых экспертов, недофинансирование из территориальных бюджетов занеработающее население в фонды обязательного медицинского страхования доходит впроб­лемных регионах до 70%.
Территориальные фонды обязательного медицинского стра­хования также, как и Федеральный фонд, размещают временно свободные средства исредства нормированного страхового запаса в банковские депозиты игосударственные ценные бумаги.
Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхованиясвязаныс финансированием территориальной прог­раммы обязательного медицинскогострахования, включая рас­ходы на ведение дела страховых медицинскихорганизаций, вы­полнение управленческих функций территориальными фондами(филиалами), на формирование нормированного страхового за­паса; а также нафинансирование отдельных мероприятий в об­ласти здравоохранения.
Основным направлением расходов территориальных фондовобязательного медицинского страхования являются расходы на финансированиетерриториальной программы обязательного меди­цинского страхования (до 92%общей суммы расходов). Террито­риальная программа обязательного медицинскогострахования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденнойПравительством Российской Федерации в составе Прог­раммы государственныхгарантий обеспечения граждан бесплат­ной медицинской помощью. Предоставлениесредств из территориальных фондов обязательного медицинского страхованиястраховым медицинским организациям осуществляется на осно­ве дифференцированныхподушевых нормативов.
Управленческие расходы отдельных территориальных фондов обязательногомедицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектахРоссийской Федерации, если дирекции фондов непосредственно выполняют функциистра­ховщиков.
В состав расходов территориальных фондов обязательногомедицинского страхования входят расходы на финансирование от­дельныхмероприятий в области здравоохранения. Вместе с тем ряд экономистоввысказывает мнение, что финансирование отдель­ных мероприятий в областиздравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхованиянарушает ос­новной принцип медицинского страхования — «Деньги следуют запациентом»[12].
Суммы единого социального налога или заменяющих его налоговыхплатежей при специаль­ных режимах налогообложения зачисляются на счет, открытыйуправлению Федерального казначейства, для последующего распределения средствмежду федеральным бюджетом и государ­ственными внебюджетными фондами.Управление федерального казначейства платежными поручениями часть средств,поступив­ших от единого социального налога, перечисляет на счета Феде­ральногои территориальных фондов обязательного медицинско­го страхования. Средстватерриториальных фондов обязательно­го медицинского страхования формируютсятакже за счет поступлений из территориальных бюджетов и Пенсионного фон­даРоссийской Федерации, а также субвенций из Федерального фонда обязательногомедицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинскогострахования поступают из территориальных фондов в страховые медицинскиеорганизации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застра­хованным.

Библиографическийсписок
 
1 Вахрин, П.И.Финансы [Текст]: учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. — М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг”, 2000. – 502 с.
2 Володин, А.В.Управление финансами (Финансы предприятий) [Текст]: учебник / А.В. Володин –М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с. – (Высшее образование)
3 Галяпина, Л.В.Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие для студентов экономических колледжейи средних специальных учебных заведений / Л.В. Галяпина, Т.М. Трускова / подред. А.Б. Мельниченко – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002.– 352 с.
4 Грязнова, А.ГФинансы [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной – М.: Финансыи статистика, 2006. – 504 с.
5 Дробозина, Л.А.Финансы [Текст]: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.В. Дробозиной – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.
6 Ковалев, В.В.Финансы предприятий [Текст]: учебник / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев – М.: ТКВелби, 2003. – 352 с.
7 Ковалева, А.М.Финансы [Текст]: учебное пособие5-е изд., перераб.и доп. / под ред. А.М. Ковалевой.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.: ил.
8 Колпакова, Г.М.Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. пособие 2-е изд., перераб.идоп. / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 496 с.: ил.
9 Крутик, А.Б.Основы финансовой деятельности [Текст]: учебное пособие 2-е изд.,перераб.и.доп. / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин – СПб.: Бизнес-пресса, 1999.-448 с.
10 Круш, З.А.Практикум по финансам организаций (предприятий) [Текст]: учеб. пособие / подред. З.А. Круш – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.: ил.
11 Лишанский, М.Л.Финансы в сельском хозяйстве [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.Л. Лишанский,И.Б. Маслова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 430 с.
12 Моляков, Д.С.Финансы предприятий отраслей народного хозяйства [Текст]: учеб. пособие / Д.С.Моляков – М.: Финансы и статистика, 2002. – 200 с.: ил.
13 Самсонов, Н.Ф.Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 448 с. – (Серия “Высшее образование”).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Kant Essay Research Paper KantKant argues that
Реферат Интерактивный объектно-ориентированный подход к построению систем управления
Реферат Таможенные режимы 2
Реферат Логаэдизация
Реферат Виды ионизирующих элементов и их свойства
Реферат Статистические индексы и их применение в анализе динамики производственных показателей и их факторов
Реферат Воннегут, Курт
Реферат Тахиаритмии
Реферат Меркантилистская политическая теория Ю. Крижанича
Реферат Steroids Essay Research Paper SteroidsSteroids are groups
Реферат Определение оптимального плана замены оборудования
Реферат Социологический анализ социальных проблем современной семьи
Реферат Печать - альфа и омега вашего предприятия
Реферат Понятие и основные признаки судебной власти. Принципы организации судов и осуществления пра
Реферат Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")