Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты проблемыгосударственного долга
1.1. Понятие и сущностьгосударственного долга, государственные займы и их классификация
1.2 Особенности субфедерального,внутреннего государственного долга
2. Государственное регулированиевнешнего и внутреннего долга России
2.1 Принципы управлениягосударственным долгом
2.2 Анализ управления государственнымдолгом в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Дляфинансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутреннимзаимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранееполученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств,принятых государством к исполнению, но по различным причинам непрофинансированных в срок.
Внастоящих условиях государственный долг находится в центре экономическихпроблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономическойкатегории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблемегосударственного долга ложно выделить следующие основные аспекты: структура идинамика государственного долга; механизм управления, обслуживания иреструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономикистраны.
Очевидно,что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных иразумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельствомдоверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридическихлиц.
Практическив эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственныйдолг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Какправило, государственный долг возрастает на этапах активного экономическогороста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуютопределенных вложений, в том числе государственных.
Однакогосдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства втечение длительного времени предопределяет все динамические процессы развитиямакроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государстваявляются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность даннойпроблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россияи ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решениятекущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансовогокризиса.
Проблеме государственногодолга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д.Рикардо,Ж.-Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Средиотечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как ВавиловЮ.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.
Поэтому, целью нашейработы является изучение процесса формирования и регулирования государственногодолга в России.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определениепонятиям «государственный долг», «государственный займ»;
- определитьособенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способазаимствований;
- определитьклассификационные признаки государственных займов и тем самым рассмотретьклассификацию;
- определитьпринципы управления государственным долгом;
- проанализироватьсовременную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.
1.Теоретические аспекты проблемы государственного долга
1.1 Понятиеи сущность государственного долга, государственные займы и их классификация
Государственныйдолг образуется в результате осуществления государственными органами различныхвидов заимствований. Долг органов государственного управления являетсяорганичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов ипассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97)«государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательстваРоссийской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностраннымигосударствами, международными организациями и иными субъектами международногоправа, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленнымРоссийской Федерацией».
Долговыеобязательства — это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по формеобразования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений;в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательствРоссийской Федерации (ст. 98 БК РФ) следующие: кредитные соглашения и договора;государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий I Российской Федерацией, договорапоручителей Российской Федерации; переоформленные долговые обязательстватретьих лиц в госдолг Российской Федерации; соглашения и договора РоссийскойФедерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временномразрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (свыше 1 года до 5лет); долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет) обязательства.
Государственный долгпредставляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов сначисленными по ним процентами на определенную дату за определенный срок.
Долговыми обязательствамиявляются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы,осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговыеобязательства, гарантированные Правительством РФ.
Такимобразом, классификация государственных займов представляет собой классификациювсех элементов государственного долга. Однако широкое распространение вроссийской экономике практики неисполнения государством своих финансовыхобязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенноепонятие государственного долгакак суммы всех неоплаченных финансовыхобязательств государства с процентами, начисленными на них к определенномумоменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственныхзаймов будет более полной.
Внешний долг состоит иззадолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговыеобязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживаниегосударственного долга выражается в осуществлении операций по размещениюдолговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функцииосуществляет Центральный Банк РФ. Затраты по обслуживанию государственногодолга производятся за счет бюджета РФ.
Огромный государственныйдолг Российской Федерации, как внутренний, так и внешний, отражаетэкономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ можетиспользовать рефинансирование государственного долга, то есть погашение старойгосударственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль состояниягосударственного внутреннего и внешнего долга и использования кредитныхресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Государственныезаймы, которые составляют государственный долг, могут быть классифицированы поряду следующих признаков.
1) По месту размещения займы могут быть подразделены навнешние и внутренние[1]. Внешние займы — этообязательства государств перед нерезидентами, а внутренние — это обязательствагосударств перед резидентами. В течение длительного времени в СССР разделениегосударственных займов на внешние и внутренние проводилось не на основерезидентства кредитора, а на основе того, в какой валюте номинированообязательство: внешним займом считался заем, произведенный и номинированный виностранной валюте, а внутренним – нормированный в национальной валюте.Растущий уровень глобализации современной экономики и допуск нерезидентов нарынок рублевых обязательств обусловили переход от критерия валютирования ккритерию резидентства кредитора;
2) По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные[2].Рыночные займы — это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободнообращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. Впромышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговыхобязательств государства. Нерыночные государственные займы — это займы,оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е.они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы.Такие бумаги не котируются на фондовой бирже, Основная цель, которую преследуетэмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — привлечение в качествекредитных ресурсом мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги,правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политикукоммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценныебумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частныхкредитных учреждений;
3) По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные(со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (сосроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращениябумаг свыше 5 лет);
4) По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсовзаймы делятся на закладные и беззакладные[3]. Закладные займы отражаютодин из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности — этозаймы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либоимуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик,надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому онвынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладныезаймы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющиеконкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредитреализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априорисчитается надежным заемщиком.
5) По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственныезаймы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
Государственные займывыпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются вГосударственный бюджет. Государственные займы являются добровольными.
Местные займывыпускаются местными органами управления и направляются в соответствующиеместные бюджеты;
6) По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующиевиды[4]:
— процентные займы, доходпо которым устанавливается в форме фиксированного процента от номинала. Приэтом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займаставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости отразличных факторов, прежде всего от спроса и предложения на кредитном рынке.Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она можетпроводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. Такой тип займа являетсяосновным, так как именно в процентных бумагах размещена основная частьгосударственного долга в промышленно развитых странах;
— дисконтные займы, они характерны тем, чтогосударственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, апогашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доходкредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называютоблигациями с нулевым купоном.
— выигрышные займы, доход по которомуосуществляется на основе тиражей выигрыша. Доход таким образом, получают не всекредиторы, а только, те чьи облигации выиграли. Такие займы наименеепривлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированногодохода к определенному моменту времени;
— индексационные займы,доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимостипервоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
Крометого, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценныебумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы поналогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг;
7) Попринципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства,эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочногопогашения и обязательства с правом досрочного погашения[5].Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщикаправ на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодноэмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынкессудного капитала. В таком случае эмитент имеет возможность разместить новыйзаем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средстввыкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономиясредств, направляемых на обслуживание долга. А в случае если обязательства быливыпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной ценызаимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговыx обязательств и несет в связи с этимобстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получаетдополнительную выгоду;
8) Поспособу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащиеоплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями[6].При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашениеможет предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равнымидолями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями напротяжении оговоренного срока (такая форма наиболее удобна, в случае еслипривлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционногопроекта. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и ростпоступлений oт объекта и инвестиций, что упрощаетпогашение обязательств); погашение уменьшающимися долями на протяженииоговоренного срока;
9) Поспособу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займыс постоянным фиксированным уровнем дохода, а также займы с переменным уровнемдохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходомпредоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известнуюстоимость обслуживания долга. Однако при необходимости размещения долгосрочныхзаймов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудногокапитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицитабюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает,когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» дляинвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода,который зависит от какого-либо экономического индикатора, например, ставки помежбанковским кредитам в стране;
10) Понаправлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевыеи нецелевые[7]. Средства, привлеченныепо целевым займам, должны быть использованы только для финансированияконкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могутбыть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансированиетекущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченныхорганов власти и управления.
Государственный долгтребует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечениезаемных средств, так и на их погашение.
Выпуск государственныхзаймов основывается на следующих условиях:
– наличие кредиторов, укоторых есть временно свободные средства;
– доверие кредиторовгосударству;
– заинтересованностькредиторов в предоставлении займов государству;
– возможность государствасвоевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашениягосударственных займов могут выступать:
– доходы отинвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
– дополнительныепоступления от налогов;
– экономия средств отсокращения расходов;
– эмиссия денег;
– привлечение средств отновых займов (рефинансирование долга).
Привлечение займов должноосновываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установлениестабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Делая выводы, можносказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточноразнообразных форм и методов финансовых отношений.
1.2Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга
Рыноксубфедеральных займов на сегодняшний день является одним из наиболее бурноразвивающихся сегментов рынка российского государственного долга. По уровнюнадежности он занимает второе место после рынка федеральных облигаций, поуровню доходности — первое. В то же время он отличается относительно низкимуровнем ликвидности для большинства регионов. Это связано как с внешними поотношению к займам факторами, такими как неопределенность политической исоциально-экономической ситуации в стране и регионе, несовершенство налоговогозаконодательства и т.д., так и с недостатками в конструкции самих займов(отсутствие учета всех групп потенциальных инвесторов, просчеты в определенииоптимального срока обращения эмитируемых ценных бумаг и т.д.). Политикауправления государственным долгом на субфедеральном уровне имеет существенные отличияот политики управления федеральным долгом. Они обусловлены отсутствием факторавнешнего давления со стороны международных кредитных организаций, а такжезависимостью регионов от позиции федеральных органов власти по вопросамсубнациональных заимствований.
Ещеодной причиной, обусловливающей особенности управления субфедеральным долгом,является наличие определенной конкуренции между регионами. Она возникает в силутого, что для потенциальных инвесторов важную роль играет не только наличие икачество гарантий по субфедеральному займу, но и экономическаяпривлекательность осуществляющего его региона. Таким образом меры, направленныена поддержание высокого инвестиционного рейтинга последнего, фактическиявляются одной из составных частей управления субфедеральным долгом.Организация управления государственным долгом на субфедеральном уровне малоотличается от организации управления федеральными займами. Субъекты РФ так жеоформляют свои обязательства в виде облигационных и вексельных займов.Инструментами их осуществления на субфедеральном уровне являются облигациисубъектов РФ, евробонды и векселя[8].
Контрольза выпуском субфедеральных займов осуществляет Министерство финансов РФ, атакже законодательные и исполнительные органы власти региона-эмитента.
Субфедеральныезаймы могут быть классифицированы: по направлениям использования заемныхсредств — на целевые и нецелевые; по валюте займа — на внутренние и внешние.Привлеченные в результате осуществления целевых займов средства используютсядля финансирования отдельных инвестиционных проектов. Средства, полученные отразмещения нецелевых займов, идут на покрытие текущих бюджетных расходов илидефицита бюджета, а также для рефинансирования текущей задолженности. В нашейстране преимущество имеет нецелевое заимствование средств, например, в 1998 г.только Москва и Санкт-Петербург привлекали средства под конкретныеинвестиционные проекты.
Разделениесубфедеральных займов на внутренние и внешние до недавнего времени былоосновано на закрепленном в ст. 103 Бюджетного кодекса РФ праве субъектов РФ, неполучавших финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности,осуществлять внешние заимствования. Однако в августе 2000 г. был принятФедеральный закон, отменивший это право.
Несмотряна принятие данного закона, право выхода субъектов РФ на внешний кредитныйрынок является сегодня одним из наиболее спорных вопросов. В частности,высказывается мнение, что в условиях дефицитности большинства региональныхбюджетов было бы нецелесообразным лишать их одного из существенных источниковдоходных поступлений. Более разумным представляется изменение системы контроляза объемом заимствований.
Вмировой практике существует несколько схем контроля за субнациональнымизаимствованиями[9]:
- рыночныйконтроль, при котором регионы не имеют легальных ограничений по своимзаимствованиям и не подконтрольны по данному вопросу федеральномуправительству. Все решения, принимаемые региональными органами власти,основываются только на целесообразности и эффективности каждого конкретногопроекта;
- совместныйконтроль, при котором все параметры субнациональной задолженностиустанавливаются в результате проведения переговоров между федеральным ирегиональным уровнями власти;
- контроль наоснове жестких правил, которые прописаны в конституции или в законах;
- прямойадминистративный контроль, характерный в большей степени для унитарныхгосударств.
Вроссийской финансовой практике применяется контроль за субфедеральнымизаимствованиями на основе правил, установленных Бюджетным кодексом РФ. Кважнейшим из них относятся определение прав внешних заимствований субъектов РФ,а также условия разрешения эмиссии субфедеральных ценных бумаг.
2.Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России
2.1Принципы управления государственным долгом
Существованиегосударственного долга автоматически подразумевает наличие обязанностигосударства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимаетсясовокупность действий государства в лице его уполномоченных органов порегулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственногодолга.
Цельуправления государственным долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностямигосударства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению,обслуживанию и погашению.
В основууправления государственным долгом положены следующие принципы[10]:
- безусловность — обеспечение точного и своевременноговыполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами безвыставления дополнительных условий;
- единство учета — учет в процессе управлениягосударственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральнымиорганами власти, органами власти субъектов федерации и органами местногосамоуправления;
- единство долговойполитики — обеспечениеединого подхода в политике управления государственным долгом со стороныфедерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальнымобразованиям;
- согласованность — обеспечение максимально возможнойгармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
- снижение рисков —выполнение всехнеобходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и рискиинвестора;
- оптимальность — создание такой структурыгосударственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено сминимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшееотрицательное влияние на экономику страны;
- гласность — предоставление достоверной,своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным вней пользователям.
Управлениегосударственным долгом в широком смысле предполагает:
- формированиеполитики в отношении государственного долга;
- определениеосновных показателей и предельных значений государственной задолженности;
- определениеосновных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
- определениеприоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.
Политикав отношении государственного долга и его верхний предел определяютсязаконодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляетисполнительная власть.
Управлениегосударственным долгом в узком смыслепредполагает определение условий выпуска, обращения ипогашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовкауправления государственным долгом предполагает регулирование состава иструктуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. Взарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management[11]:
- структура сроковобращения различных долговых обязательств;
- структуракредиторов (путем выпуска нерыночных, предназначенных для определенных группкредиторов займов).
Управлениегосударственным долгом осуществляется посредством следующих методов[12]:
- рефинансирование — погашение части государственногодолга за счет вновь привлеченных средств;
- конверсия — изменение доходности займа;
- консолидация — превращение части имеющейсязадолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всегоиспользование этого приема связано с желанием государства устранить опасность,которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований попогашению задолженности;
- новация — соглашение междугосударством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного итого же кредитного договора;
- унификация — решение государства об объединениинескольких ранее выпущенных займов;
- отсрочка — консолидация при одновременном отказегосударства от выплаты дохода по займам;
- дефолт — отказ государства от уплатыгосударственного долга.
2.2 Анализуправления государственным долгом в России
С 1992г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешнийдолг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки отРоссии требовалось держать курс на проведение реформ, направленных наминимизацию государственного вмешательства в экономику.
Внастоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, какдаже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга вобщем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась.Это происходило вследствие осуществления в 2003 — 2005 гг. мер по замещениювнешних заимствований внутренними, и его досрочного погашения в 2005 — 2007 гг.за счет средств Стабилизационного фонда РФ (см.таблица 1).
Таблица1
Государственныйвнешний долг РФ[13]Долг 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Государственный внешний долг Российской Федерации, млрд.долл. 123,5 149,3 148,4 139,3 129,3 122,1 119,8 114,1 76,5 52,0 46,7
К началу2008 г. внешний государственный долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня этавеличина и того меньше. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются подневысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, исовокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутреннийгосударственный долг еще на 1 января 2005 г. составлял 757 млрд. руб., наначало 2006 г. — 851 млрд. руб., на начало 2007 г. — 1028 млрд. руб. В 2007 г.он превысил 1 трлн. руб. и к 2010 г. будет не менее 1,5 трлн. руб. Совокупныйвнешний российский долг на 1 января 2008 г. составлял 459,6 млрд. долл. инеконтролируемо растет. Более подробно информация по государственному долгупредставлена в приложении 1. Ситуация становится тревожной. Следовательно,необходима более взвешенная долговая политика.
Внастоящее время действует немало факторов, определяющих содержание этойполитики, а следовательно, и соотношение как государственных внутренних и внешнихзаимствований, так и накопленных объемов внутреннего и внешнего долга. Реальнопроявляются следующие, на наш взгляд, наиболее значимые факторы.
Благоприятнаяконъюнктура на мировом рынке энергоносителей (цены на нефть еженедельноперекрывают исторический максимум и с начала 2008 г. по июль выросли от 100 до130 долл. за баррель) стала фактором роста с начала текущего десятилетиянефтегазовых доходов намного более быстрыми темпами по сравнению с темпамироста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В этих условияхфедеральный бюджет перестал быть дефицитным, в связи с чем отпала необходимостьв крупномасштабных государственных внешних заимствованиях — в отличие от всегопериода 1990-х гг. Бюджет с 2000 г. профицитный.
Накоплениепрофицита стало фактором формирования стабилизационного фонда, преобразованногов феврале 2008 г. в два самостоятельных – резервный и фонд национальногоблагосостояния (в Бюджетном кодексе РФ он значится как фонд будущих поколений).Реальная возможность поддерживать за счет растущих доходов определенный рострасходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы быласопряжена с использованием финансового резерва для досрочного погашениявнешнего государственного долга перед кредиторами Парижского клуба. По итогам2007 г. при объеме ВВП России свыше 31 трлн. руб. (это эквивалентно примерно1,3 трлн. долл.) внешний государственный долг составляет около 4% ВВП.Государственная часть его приблизилась к историческому минимуму за последние 18лет. Это можно считать достижением, если абстрагироваться от того, чторассчитываться приходилось благодаря обеспечению непрерывного потока за рубежневоспроизводимого природного ресурса – российской нефти, что закрепилоположение страны как сырьевого придатка развитых стран[14].
Резкоесокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутреннихзаимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годыгосударственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительнойнагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения долинепроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используютсявнутренние источники покрытия дефицита, которые приравниваются к обычнымдоходам.
Ростобъема заимствований на внутреннем рынке приводит к абсолютному увеличениюпроцентных расходов бюджета – со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб.в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федеральногобюджета увеличится по сравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. — 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд.руб[15].
В 2008г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынкепривлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд.руб. В 2009-2010 гг. привлечение составит 496,7-673,3 млрд. руб.соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте РоссийскойФедерации увеличится по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г.составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. — 100,44 млрд. руб. в 2010 г. — 148,4млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценныхбумаг в 2008-2010 гт. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. — превысит полутриллионный рубеж.
Инвестиционнаяполитика государства, в рамках которой оно не оказывает серьезной финансовойподдержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике исоциальной сфере, связанная с этим низкая доходность предприятий обрабатывающейпромышленности, выведение временно свободных средств за границу, ослабляющеересурсную базу банковского сектора России, делают невозможным интенсивныйприток средств в банковский сектор и крупномасштабное банковское инвестиционноекредитование и государственных, и частных корпораций, а также крупномасштабноемежбанковское кредитование. В этих условиях частным и государственнымкорпорациям приходится обращаться за внешними кредитами. В результате к началу2008 г. совокупный внешний корпоративный долг превысил 413,3 млрд. долл., чтопочти в 15 раз больше объема корпоративного внешнего долга, который Россияимела в конце 1990-х гг. Такого тоже никогда не бывало. Внешний корпоративныйдолг достиг исторического максимума. Даже при значительном увеличении объемаВВП корпоративный долг составляет около 32% этого объема. Правда, растущий ВВПостается колониальным по структуре. Большая часть корпоративного долгасформирована государственными корпорациями в три-четыре последних года (табл.2).
Таблица2
Динамикавнешнего российского долга перед нерезидентами
(млрд.долл)[16] 1 января 2005 г. 1 января 2006 г. 1 января 2007 г. 1 января 2008 Внешний долг- всего 214,5 258,5 310,6 459,6 Органы государственного управления 97,4 71,4 44,7 37,4 Банки (без участия в капитале) 32,5 50,2 101,2 163,7 Нефинансовые предприятия 76,4 126,0 110,7 249,6 Всего долг корпораций 108,9 176,2 261,9 413,3 Рост, % 100,0 161,8 240,5 379,5
Казалосьбы, нет ничего плохого в том, что основная задолженность приходится не нагосударство, а на корпорации. Но крупнейшие из них государственные. Так что вкризисной ситуации государство будет вынуждено помогать им погашать свои долги.Такое уже бывало.
Всложившейся ситуации характерной является «замена» досрочно погашенноговнешнего государственного долга перед кредиторами Парижского клуба внутреннимизаймами. Ежегодно возрастают объемы эмиссии среднесрочных и долгосрочных (до 30лет) облигаций федерального займа. В 2008-2010 гг. заимствования на рынкегосударственного внутреннего долга в основном будут носить средне- идолгосрочный характер, доля которых будет составлять около 98% запланированногообъема заимствований.
Попыткирешения социальных проблем за счет фонда будущих поколений имеют имитационныйхарактер и сопровождаются «навешиванием» растущего долгосрочного внутреннегодолга на будущие поколения (он превысил триллион рублей и к 2010 г. будет неменее 1,5 трлн. руб.). Эта величина относительно ВВП в 2007 г. составляла поканемногим более 4%. Но в дальнейшем она существенно возрастет.
Всложившихся условиях, однако, действуют и факторы, сдерживающие рост внутреннихгосударственных заимствований. Первый связан с попытками правительствазапустить схемы «зарабатывания» на бюджетных средствах. Это выгоднее, чемпродавать облигации с уплатой по ним процента. Министерство финансов в мае — июне 2008 г. в рамках пяти аукционов опробовало схему помещения бюджетныхсредств в коммерческие банки в форме депозитов в надежде «заработать» на этомпод 7,3-7,5% годовых. Однако отнюдь не случайно спрос на «короткие» бюджетныеинъекции был в десятки раз меньше предложения. Эксперимент оказался неудачным,но его можно совершенствовать[17].
Второйфактор – реальная возможность выпуска и размещения Центральным банком своихоблигаций, вследствие чего соответственно сокращается масштаб привлечениясредств при размещении облигаций федерального займа Третий – ставка корпорацийна привлечение средств из-за рубежа, обусловленная неспособностью отечественныхбанков кредитовать бизнес под невысокий процент, в иностранной валюте, вкрупных размерах и на длительный срок. Она предполагает сокращение предложениякорпорациями денежных средств государству взаймы – путем приобретения облигацийфедерального займа. Корпорациям нужны средства для обслуживания внешнихдолговых обязательств. Корпорации, привлекающие дорогие кредиты из-за границы,могли бы быть дешевле прокредитованы за счет валютной выручки от экспорта нефти[18].
ПрисоединениеРоссии к Парижскому клубу кредиторов обусловило также списание большей частизадолженности с беднейших стран, с государств – дебиторов Российской Федерации,завершивших до 31 декабря 2006 г. свое участие в расширенной Инициативе пооблегчению задолженности беднейших стран. Инициатива включает условиесвоевременного погашения части долга перед Россией. Выполнение его поощряетсясписанием оставшейся задолженности, что рассматривается в качестве предпосылкиоблегчения трудного экономического положения государств-должников. В 2007 г.Россия планировала списать 558,5 млн. долл. долга африканских стран, что и былосделано.
Явнонедооценивается возможность погашения российских внешних требованийимущественными сделками и поставками товаров. Однако в последние годыактивизирована деятельность правительства России, связанная с обменом долгаперед Россией на долю участия в инвестиционных проектах, а также с определениемнеобходимых России товаров, поставка которых может быть обеспечена в счет долгагосударствами-должниками. Примером является обмен индийского долга передРоссией в рупиях, эквивалентного почти 2 млрд. долл., на долю участия впроекте. На средства индийского долга перед Россией будет построен с ееучастием химико-металлургический комбинат по производству необходимой ейпродукции, в том числе диоксида титана, причем с долей России в проекте 55%. Всентябре 2007 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключил соглашение с британскойкомпанией Aricom о строительстве в России предприятияпо производству диоксида титана.
Вуправлении государственными заимствованиями и общей массой государственногодолга и внешних активов актуально ужесточение их нормативного регулирования. Впроцессе формирования действующего бюджетного законодательства на эмпирическойоснове были выработаны определенные лимиты и ограничения, так или иначесвязанные с государственными заимствованиями и с объемом долговых обязательств.Бюджетный кодекс в новой редакции содержит следующие ограничения.
Поразмеру дефицита: размер дефицита федерального бюджета не может превышатьразмер ненефтегазового дефицита федерального бюджета, который может составлять4,7% ВВП (ст. 92, п. 1 Бюджетного кодекса РФ); размер дефицита федеральногобюджета может быть: не более 15% собственных доходов – без учета утвержденногообъема безвозмездной помощи; не более 10% собственных доходов для субъектовФедерации, доля межбюджетных трансфертов, в составе доходов которых в течениедвух из трех последних лет не превышала 60% объема собственных доходов (ст.92-1, п. 2); размер дефицита бюджетов муниципальных образований может быть: неболее 10% собственных доходов — без учета утвержденного объема безвозмездныхпоступлений; для муниципальных образований с долей межбюджетных трансфертов (заисключением субвенций и налоговых доходов, поступающих по дополнительнымнормативам) в течение двух из трех последних лет выше 70% — не более 5%годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездныхпоступлений (ст. 92-1, п. 3).
Посрокам выпуска облигаций займа: максимальный срок выпуска долговых обязательствот имени Российской Федерации установлен не свыше 30 лет (ст. 98, п. 3); отимени субъекта РФ – не свыше 30 лет (ст. 99, п. 6); от имени муниципальногообразования — не свыше 10 лет (ст. 100, п. 4).
Попредельным объемам заимствований (ст. 106): предельный объем государственныхвнешних и внутренних заимствований Российской Федерации устанавливается закономо бюджете на очередной год и на плановый период и не должен превышать объемплатежей по обслуживанию и погашению госдолга. Сверх указанного ограничениямогут быть заимствования, направленные на реструктуризацию внешнего долга исокращение расходов на его обслуживание; предельный объем заимствованийсубъектов Федерации, муниципальных образований – не выше суммы, направляемой втекущем году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и погашениедолговых обязательств соответствующего бюджета.
Припринятии федерального закона о бюджете в соответствии с Бюджетным кодексомутверждаются также: верхний предел внешних заимствований и верхний пределгосударственного внешнего долга. На конец соответствующих лет они былиустановлены в следующих объемах (в млрд. долл.): 1995 г. — 12,3 (129,9); 2000г. — 9,0 (158); 2005 г. — 1,127 (106,9); 2007 г. — 0,719 (46,7)[19].
Подобнов законе о бюджете на каждый год устанавливался верхний предел государственноговнутреннего долга.
На конецкаждого года он был определен в следующих объемах (в млрд. руб.): 1994 г. — 88,4; 1995 г. — 159,3; 1997 г. — 530,0; 1999 г. — 648,3; 2001 г. -575,7; 2003г. — 842,1; 2005 г. — 998,5; 2007 г. — 1363,2.
При всейзначимости устанавливаемых ограничений в ежегодно принимаемых законах обисполнении бюджета и в прилагаемых к ним материалах сопоставление фактическидостигнутых объемов и их нормативных значений не осуществляется. В таком случаеуказанные ограничения имеют имитационный характер, что не способствуетсовершенствованию управления государственным долгом.
Длярегулирования совокупного внешнего российского долга имело бы смысл наличиесоответствующих жестко контролируемых двух-трех структурных ограничений (предельныхзначений). Такие ограничения официально не установлены. Если же учестьнебывалый рост корпоративного внешнего долга, встает вопрос о его срочномнормативном ограничении. Актуально официальное закрепление системы «работающих»нормативных ограничений, поскольку в управлении внешним и внутренним долгомгосударства велико значение поддержания на «некритическом» уровне основныхпоказателей долговой нагрузки на экономику.
Международныефинансовые организации (МБРР и МВФ) и страны — члены Парижского клубакредиторов и международные рейтинговые агентства применяют перечень индикаторов– при оценке качества (надежности) долговых обязательств и присвоениисуверенных кредитных рейтингов.
Индикаторамидолговой устойчивости могут быть также: непогашенный государственный долг(включая задолженность по процентам) как доля валового внутреннего продукта;долг на душу населения, характеризующий бремя, приходящееся на каждогогражданина; отношение дефицита к валовому внутреннему продукту, суммы расходовна обслуживание к ВВП, т. е. доля процентных платежей в валовом национальномпродукте.
Существенное контрольное значение имеет применение и такихпоказателей, как коэффициент заимствований, т. е. доля новых заимствований вобщественно-государственных расходах; отношение платежей по обслуживанию (проценты)к расходам, т. е. доля платежей по процентам в государственных расходах;отношение между расходами на платежи по процентам и общим объемом налоговыхпоступлений.
В динамике изменение указанных показателей достаточно полнохарактеризует сложившуюся ситуацию. Если она оказывается опасной, применяютсяадекватные меры, направленные на снижение зависимости экономики от импорта,стимулирование экспорта и т. п.
Постоянный Комитет (ИНТОСАИ по государственному долгу,созданный в 1991 г. для содействия высшим контрольным органам — членам ИНТОСАИв вопросах осуществления контроля за государственным долгом, рекомендуетиспользовать две группы показателей[20].
Первая включает показатели, в статике отражающие долговуюситуацию в условиях текущего момента, в частности отношение: долга к объемуВВП; объема дефицита бюджета к объему ВВП; расходов на обслуживание долга кобъему ВВП; налоговых доходов к объему ВВП и к объему государственного долга,их использование ограничено тем, что они обеспечивают информацией по состояниюна определенную дату.
Во вторую группу входят показатели, в динамикехарактеризующие изменение долговой ситуации, а именно отношение: внешнего долгак ВВП — индикатор способности погасить долг; расходов на обслуживаниегосударственного внешнего долга к доходам от экспорта — характеризует ресурснуюспособность погашать долг, ибо экспорт является одним их основных источников притокаиностранной валюты для обеспечения ликвидности всей платежной системы; объемавнешнего долга к объему всего долга, выражающее потребность в иностраннойвалюте для обслуживания долга; объема валютных резервов к объемамкраткосрочного долга — показатель способности экономики осуществлять платежи подолгу в течение года. Наличие достаточных валютных резервов способствуетповышению рейтинга страны в качестве заемщика, позволяет осуществлятьзаимствования по более низким ставкам.
К этой группе относятся также средневзвешенная процентнаяставка, свидетельствующая о «цене» долга; состав и структура долга, отражающаяобъемы рыночной и нерыночной долей, структуру долга по времени возникновенияобязательств, по инструментам и по срокам их погашения.
Из всей совокупности указанных показателей в материалахПравительства и Министерства финансов Российской Федерации находят отражениелишь два показателя: государственный долг по номинальной стоимости, в том числевнешний государственный долг в процентах к объему ВВП; соотношение процентных инепроцентных расходов федерального бюджета, отражающее нагрузку по обслуживаниюдолга на бюджет.
Министерствофинансов РФ не рассчитывает и не публикует индикаторы, которые применяются вмировой практике
Важно не столько то, каков долг относительно ВВП, сколько то,какова доля долга, использованная на инвестиции производительного характера и всоциальную сферу, где возможно быстрое получение отдачи. С этих позиций было быцелесообразно ввести в число индикаторов долговой нагрузки на экономикуотношение расходов на инвестиции за счет средств бюджета к общему объемусовокупного, внешнего и внутреннего долга. К сожалению, подобный индикаторотсутствует в рекомендациях МВФ и не применяется Министерством финансов России.
На протяжении последних лет происходит постепенное снижениекак относительных, так и абсолютных показателей государственного долга.Снижается значение процентного соотношения величины государственного долгаПравительства РФ по номинальной стоимости к ВВП (таблица. 3).
Таблица 3
Относительные индикаторы изменения государственного долгаРоссии[21] 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Государственный долг всего (млрд.руб.)
В том числе:
Внутренний
Внешний
Весь долг, % к ВВП
Внутренний
внешний
4430,2
533,5
3896,7
49,5
6,0
43,5
4562,2
679,9
3882,3
42,1
6,3
35,8
4190,20
682,0
3508,2
31,6
5,1
26,5
3944,8
778,5
3166,3
23,3
4,6
18,7
3076,8
875,4
2201,4
14,2
1,1
10,1
2435,3
1064,8
1370,5
9,1
4,0
5,1
Но имеют место весьма тревожные тенденции. Их две:стремительный рост внешнего корпоративного долга; слабое использованиегосударственного долга для инвестиций в реальный сектор экономики.
Поэтомунельзя ориентироваться лишь на показатели долговой устойчивости, рекомендуемыеМВФ. Динамика рекомендуемых им индикаторов в России по имеющимся расчетам небыла тревожной еще до погашения задолженности перед кредиторами Парижскогоклуба. Поэтому международные рейтинговые агентства характеризовали долговуюситуацию в России как приемлемую и улучшающуюся. Их не волновало сохранениеколониальной структуры ВВП при его быстром росте.
Однако умеждународных финансовых организаций свои цели — отслеживать динамикуиндикаторов с позиции перспективы погашения долга заемщиками, если их придетсякредитовать. В национальной экономике использование показателей МВФ желательно,поскольку тем самым учитываются различные аспекты долговой ситуации, ноосновной акцент следует делать на применение индикаторов, по которым долговыепроблемы увязываются с инвестиционными задачами структурной модернизацииэкономики.
Именнопоэтому, а также с учетом совокупности представленных выше аргументов необходимпереход к разработке и реализации качественно новой долговой стратегии,ориентированной на приведение в действие инвестиционно-инновационных факторовэкономического роста
Заключение
Как мыуже говорили, в настоящих условиях государственный долг находится в центреэкономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этойэкономической категории и проблемам, с ней связанным.
Изпроведенного анализа мы видим, что проблема государственного долга очень близкадля России в том числе. На протяжении всех лет, связанных с реформами проблемавыплаты задолженности по государственному долгу остается одним из важнейшихстратегических задач государства.
В целомпо итогам работы можно сделать следующие выводы.
В первойглаве мы рассмотрели понятие «государственного долга», под которым понимаютсядолговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическимилицами, иностранными государствами, международными организациями и инымисубъектами международного права, включая обязательства по государственнымгарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Существуют различныеклассификации государственных займов однако основная из них – это деление долгана внутренний и внешний.
Также мырассмотрели рынок субфедеральных займов, который на сегодняшний день являетсяодним из наиболее бурно развивающихся сегментов рынка российскогогосударственного долга. Он отличается относительно низким уровнем ликвидностидля большинства регионов, наличием конкуренции между регионами.
Вовторой главе мы рассмотрели принципы и методы управления государственнымдолгом. К принципам можно отнести: безусловность; единство учета; единстводолговой политики; согласованность; снижение рисков; оптимальность; гласность.К методам можно отнести: рефинансирование; конверсия; консолидация; новация; унификация;отсрочка.
Вовторой главе мы рассмотрели также текущую ситуацию, связанную с государственным долгом в России. Нужно отметить, что России удалось в 2005-2007гг.выплатить большую часть своего долга. Это в основном происходило за счетсверхдоходов от вывоза природных ресурсов. Сейчас также наблюдается тенденцияперехода от внешних заимствований к внутренним. Это обусловлено тем, чторуководство страны хочет развития реального сектора экономики накоплениякапитала внутри страны, а не его вывоза.
Такимобразом, проблема государственного долга на сегодняшний день по-прежнемуостается и является одной из главнейших стратегических задач.
Списокиспользованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред.от 6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от29.03.08 г.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.01.1996г., № 14-ФЗ. — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 29.03.08 г.
Статьи в периодических изданиях
3. Борисов С.М. Внешние долги России// Деньги и кредит. — 2007. — №2.-С. 21-25.
4. Вавилов Ю.Я. Вопросыгосударственного долга в бюджетном кодексе РФ // Финансы. – 2008. — №7.
5. Горьковский С.В. Государственныйдолг – ориентация на национальные приоритеты // Финансы. – 2009. – №1. –С.75-77.
6. Деменцев В.В. Внешний долг Россиив системе международной задолженности // Финансы. – 2007.- №12. – С. 37-40.
7. Кузнецов А.М. Анализ привлечения ииспользования РФ средств займов международных финансовых организаций иперспективы дальнейшего сотрудничества // Финансы и кредит. – 2008. – № 16. –С.13-15.
8. Селезнев А. Совокупныйгосударственный долг, его регулирование // Экономист. – 2008. – № 8. – С.13-26.
9. Семенкова Е.В., Алексанян В.М.Реструктуризация государственной задолженности // Финансы. — 2008. — №5.
Учебники и учебные пособия
10. Абрамова М. А.,Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. — М.:Институт международного права и экономики, 2006.
11. Белоглазова Г.Н.Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 575с.
12. Вавилов А. Г.Государственный долг: уроки кризиса ипринципы управления. М.: Городец-издат, 2001
13. Вавилов Ю.Я. Государственныйдолг: Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
14. Сенчагов В.К., Архипов А.И.Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект.– 2007. – 720 с.
15. Финансы, денежное обращение,кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.:Юрайт-Издат. – 2006. – 543 с.