Государственныйбюджет: сущность, роль в социально-экономическом развитии страны
Основные функции государства неизменны иприсущи всем странам. К ним относятся: государственное управление, обеспечениевнутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие НТП,социально-культурному развитию, повышению экономической мощи страны.
Для выполнения этих функций государстводолжно иметь соответствующие денежные ресурсы. Формирование этих ресурсовосуществляется через финансовые отношения государства с предприятиями,учреждениями, населением. Формы бюджетных отношений определяются в каждомконкретном государстве самостоятельно, исходя из существующих на данном этапеметодов ведения хозяйства и задач, стоящих перед государством.
Бюджетные отношения получают материальнуюоснову в бюджетном фонде страны, который имеет сложную организационнуюструктуру. Размер бюджетного фонда определяется степенью централизациифинансовых ресурсов в руках государства и зависит от следующих факторов:
- уровня развития экономики;
- методов хозяйствования напредприятиях, в организациях, учреждениях;
- решаемых обществом экономических исоциальных задач и т.п.
Совокупность бюджетных отношений поформированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятиегосударственного бюджета.
Государственный бюджет является основнымзвеном финансовой системы любого государства. Государственный бюджет — основнойфинансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.
Как инструмент, государственный бюджетможно представить в форме баланса доходов и расходов государства (табл. 1). Какспецифический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленныйдокумент, в котором в количественном выражении отражается процесс получения ираспределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основныхфункций.
По экономической сущности государственныйбюджет — денежные отношения, возникающие у государства с физическими июридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода, в связи собразованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного нафинансирование народного хозяйства, социально культурных мероприятий, нуждобороны и государственного управления.
Таблица 1 Структура доходов и расходовфедерального бюджета (на примере Закона о федеральном бюджете на 2008 и 2009годы)
№
п/п Доходы
Удельный
вес, %
№
п/п Расходы
Удельный
вес, % 2008 г. 2009г 2008 г. 2009г 1 2 3 4 5 6 7 8 1.
Налоговые доходы
в т.ч.: 84,6 93,5 1. Управление 3 3,4 1.1. Налог на прибыль 7,9 14,5 2. Федеральная судебная система 0,9 0,9 1.2. Налог на доходы физических лиц ( в 2000 г. — подоход-ный налог) 3 0,2 3. Международная деятельность 6,6 1,9 1.3. НДС 34,8 43,3 4. Национальная оборона 16,5 18 1.4. Акцизы 15 15,8 5. Правоохранитель-ная деятельность 9,3 11 1.5. Федеральные лицензионные сборы 0,1 0,1 6. Содействие НТП 1,8 1,9 1.6 Налог на пользователей природными ресурсами 1,4 1 7. Промышленность, энергетика, строительство 2,3 3,7 1.7. Таможенные пошлины 21,5 16 8. Сельское хозяйство 1,3 1,7 1.8. Прочие налоги 1,9 9. Охрана окружающей среды 0,4 0,3 2.
Неналоговые доходы
в т.ч.: 7,8 5,4 10. Транспорт и связь 0,1 2,5 2.1. От государственного имущества 3,2 2,2 11. Предупреждение чрезвычайных ситуаций 1 0,5 2.2. От внешнеэкономической деятельности 4,3 2,6 12. Образование 3,7 4 2.3. Прочие неналоговые доходы 0,3 2,6 13. Культура, искусство, кинематография 0,5 0,5 3. Доходы целевых бюджетных фондов 7,6 1,1 14. Средства массовой информации 0,6 0,5 15. Здравоохранение и физическая культура 1,8 1,9 16. Социальная политика 7,4 9,0 17. Обслуживание государственного долга 25,7 20 18. Пополнение государственных запасов 0,01 0,01 19. Финансовая помощь нижестоящим бюджетам 8,0 15,6 20. Исследование космического пространства 0,4 0,3 21. Мобилизационная подготовка экономики 0,04 0,04 22. Утилизация вооружения 0,2 0,5 23. Доходы целевых бюджетных фондов 7,0 0,1 24. Прочие расходы 0,5 1,75 Итого доходов 100 100 Итого расходов 100 100 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Сущность бюджета как экономическойкатегории проявляется в его функциях:
1. формирование денежных фондов(доходов). В ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основнойчасти централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства;
2. использование денежных фондов(расходов). Данная функция реализуется в процессе целевого расходованиябюджетных средств;
3. контроль за формированием ииспользованием денежных фондов.
Для использования бюджета в качествеинструмента распределения и контроля финансовых ресурсов создается бюджетныймеханизм, посредством которого государство маневрирует поступающими в егораспоряжение денежными средствами.
Выделяют следующие виды бюджетов:
а) по уровням бюджетной системы:федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты;
б) по характеру решаемых задач:
Минимальный бюджет – расчетный бюджет,задачей которого является покрытие минимально необходимых расходов. Этот бюджетслужит базой для формирования межбюджетных отношений: определения суммбюджетных субсидий, кредитных ресурсов и т.д.
Чрезвычайный бюджет – бюджет с особымправовым режимом, используемый при введении чрезвычайного положения в стране.Введение такого бюджета регламентируется законодательством.
Консолидированный бюджет – свод бюджетовнижестоящих уровней и рассматриваемого бюджета. Особенность этого бюджетазаключается в том, что он рассчитывается по факту исполнения, т.е.законодательно не утверждается, не является правовым актом, а используется лишьдля анализа.
В системе государственных финансов учет исистематизацию информации о состоянии бюджета обеспечивает бюджетнаяклассификация. Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов,источников финансирования дефицита бюджета для обеспечения сопоставимости показателейбюджетов всех уровней.
Состав доходовгосударственного бюджета
Доходы бюджета отражают экономическиеотношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями игражданами в процессе формирования бюджетного фонда.
В условиях существовавшей до 1991 г. административно — командной системы управления экономикой порядок формирования доходовгосударственного бюджета характеризовался:
· ярко выраженным фискальнымхарактером;
· жесткой централизацией ирегламентацией;
· использованием индивидуальныхставок (особенно платежи из прибыли), которые рассчитывались по отдельнымпредприятиям, исходя из условий их деятельности.
В результате в руках государствааккумулировалась значительная доля финансовых ресурсов, использование которыхтакже распределялось единым центром. В настоящее время (с 2006 г.) система государственных доходов претерпела значительные изменения.
В составе бюджетной классификации доходоввыделяют следующие группы доходов:
1. налоговые доходы;
2. неналоговые доходы.
Налоговые поступления являются основнымисточником доходов государственного бюджета. Налоги возникли вместе с товарнымпроизводством, разделением общества на классы и появлением государства,которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и др. «Вналогах воплощено экономически выраженное существование государства».
Налоговая система РФпредставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемыхв установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц натерритории страны. Основным элементом, характеризующим налоговую системугосударства, является налог.
Экономическое содержание налоговвыражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны,и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственныхфинансов.
Налог – обязательный, индивидуально –безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или) муниципальных образований. (НК ст. 8).
Сбор – обязательный взнос, взимаемый сорганизаций и физических лиц, уплата которого является одним из условийсовершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органамиместного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицамиюридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачуразрешений (лицензий) (НК ст. 8).
Функции налогов:
1. Распределительная– выражает сущность налогов, как особого централизованного (фискального)инструмента распределительных отношений. Посредством налогов, например,осуществляется финансирование предприятий бюджетной сферы. Распределительнаяфункция налогов обладает рядом свойств: изначально, распределительная функцияносила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчиталонеобходимым активно участвовать организации хозяйственной жизни в стране, уфункции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговыймеханизм. В налоговом регулировании возникли подфункции: стимулирующая (черезпредоставление льгот) и воспроизводственная (платежи за пользование природнымиресурсами, налоги в дорожный фонд, на производство минерально-сырьевой базы).
2. Посредствомфискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов –формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетнойсистеме и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственныхфункций (оборонных, социальных, природоохранных и др.)
3. Контрольная функцияналогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможностьколичественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления спотребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функцииоценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль задвижением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений вналоговую систему и бюджетную политику.
Налоги и сборы классифицируются поряду признаков.
1. В зависимости отобъекта обложения:
Прямые налоги – взимаемыенепосредственно с дохода и имущества и перечисляемые в бюджет субъектом налогообложения.
Косвенные налоги- включенные в ценутовара, услуги или тариф. Субъектом налогообложения в данном случае выступаетнепосредственно покупатель товара.
2. По целииспользования:
Специальные налоги – используются наконкретные цели, чаще всего обозначенные названием налога. Например, названиеналога «целевой сбор на нужды муниципальной милиции», отражает направление егоиспользования.
Общие налоги – обезличенные налоги,поступающие в бюджет на финансирование разных мероприятий.
3. В зависимости от уровнягосударственного управления, устанавливающего данный налог различаютфедеральные, региональные и местные налоги. Классификация налогов по данномупризнаку в соответствии с Налоговым Кодексом представлена на рис. 1.
Налог как экономическая категорияхарактеризуется следующими элементами.
1. Субъект налога(плательщик). Субъектами налогообложения в РФ являются физические и юридическиелица, выполняющие обязательства по уплате налога. От понятия субъект налогаследует отличать понятие носитель налога – конечный налогоплательщик, несущийна себе фактическое бремя по уплате налога. Носитель и субъект налога несовпадают в случае косвенного налогообложения.
/>
Рис. 1 Система налогов и сборов в РФ
2. Объект налога. Законодательствомустановлено, что объектами налогообложения являются:
- прибыль (доход);
- стоимость определенных товаров;
- добавленная стоимость продукции,работ, услуг;
- имущество юридических и физическихлиц;
- передача имущества (дарение,наследование);
- операции с ценными бумагами;
- отдельные виды деятельности;
- другие объекты.
3. Источник уплаты налога — средства, засчет и из которых производится удержание налоговых платежей. Всеобщим исходнымисточником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо отобъекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежныедоходы основных участников общественного производства и государства, какорганизатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата трудаработников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доходгосударства. Источник и объект налога могут совпадать (например, при уплатеналога на прибыль предприятий), но могут и быть различными (налог на имуществопредприятий: объект – среднегодовая стоимость имущества, а его отнесениепроизводится на финансовые результаты).
4. Единица обложения – часть объекта,принимаемая за основу при исчислении налога (1 руб. дохода, 1 га земли и т.п.).
5. Налоговый оклад – общая сумма налоговыхизъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный периодвремени.
6. Налоговые ставки — величина налога врасчете на единицу обложения. Устанавливается либо в процентном отношении к налоговойбазе, либо в абсолютном измерении в зависимости от величины отналогооблагаемого объекта. Различают налоговые ставки:
— прогрессивные – чем большеналогооблагаемая база, тем больше ставка налога. Примером может служить ставкаподоходного налога в РФ, действовавшая до 2008 г.
— регрессивные – ставка налога, уменьшаемаяс увеличением налогооблагаемой базы. Например, ставка единого социальногоналога в РФ.
— пропорциональные – ставканалогообложения не зависит от величины налогооблагаемой базы. Этот видналоговых ставок используется для большинства налогов в РФ.
7. Налоговые льготы — установленныезаконом вычеты из налоговой базы, наступающие при тех или иных условиях, исокращающие как размер налоговой базы, так и размер уплачиваемого налога.Наиболее распространенными налоговыми льготами являются: необлагаемый минимум,изъятие определенных элементов из налогообложения, понижение налоговых ставок.
8. Способ уплаты налога – способ расчета ивзимания налогового платежа, зависящий от распределения функций по исчислению ивнесению в бюджет налога между налогоплательщиками и налоговыми органами.Различают кадастровый способ уплаты (земельный налог, поимущественноеналогообложение физических лиц), способ уплаты у источника (налог на доходыфизических лиц), декларационный способ (большинство налогов с предприятий).
Неналоговые доходы характеризуютсяотсутствием фискально – постоянного характера, твердо установленной (как дляналогов) ставки, а также целевой направленностью использования поступлений.Неналоговые доходы не должны жестко планироваться, как правило, ониустанавливаются на уровне, сложившемся в прошлом году.
Выделяют следующие неналоговые доходы:
1. доходы от имущества, находящегосяв государственной и муниципальной собственности или от хозяйственнойдеятельности:
1.1 доходы от использования имущества;
1.2 дивиденды по акциям государства;
1.3 аренда;
1.4 проценты по банковским вкладам;
1.5 прибыль ЦБ РФ и др.;
2. доходы от продажи имущества,находящегося в государственной и муниципальной собственности (приватизация,продажа государственных акций, конфискация и др.);
3. доходы от реализациигосударственных запасов;
4. доходы от продажи земли инематериальных активов;
5. поступление капитальныхтрансфертов из негосударственных источников;
6. административные платежи и сборы;
7. штрафные санкции, возмещениеущерба;
8. доходы от внешнеэкономическойдеятельности (проценты по государственным кредитам, экспорт);
9. прочие.
Значительный удельный вес в доходахФедерального бюджета занимают целевые бюджетные фонды – денежные фонды,образуемые в составе консолидированного бюджета страны за счет целевыхисточников средств и используемые на финансирование определенныхгосударственных или местных расходов под контролем фискальных органов государства.Целевые бюджетные фонды формируются в бюджете с 1995 г. ежегодно их состав может изменяться. Так, например, в бюджете 2000 года были предусмотреныновые фонды:
— фонд контрольно – ревизионных органовМинистерства финансов;
— фонд по охране озера Байкал.
Кроме того, в бюджете сформированыследующие целевые бюджетные фонды:
— федеральный дорожный фонд;
— федеральный экологический фонд;
— фонд министерства по налогам и сборам;
— государственный фонд борьбы с преступностью;
— фонд воспроизводства минерально-сырьевойбазы и др.
Подавляющая часть средств целевыхбюджетных фондов консолидируется в Федеральном бюджете. Самый крупный из них до2001 года был Федеральный дорожный фонд РФ (его удельный вес составлял порядка70 % доходов целевых бюджетных фондов). В бюджете 2010 года всевышеперечисленные фонды упразднены и создан Фонд министерства РФ по атомнойэнергетике.
Расходы государственногобюджета: экономическое значение, классификация, структура
Расходы бюджета представляют экономическиеотношения, которые возникают между государством, с одной стороны, ипредприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения ииспользования по различным направлениям средств бюджетного фонда. Совокупностьконкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой,представляет систему государственных расходов.
Принципы построения системыгосударственных расходов:
а) целевая направленность средств;
б) безвозвратность расходованиягосударственных ресурсов;
г) соблюдение режима экономии — последовательная минимизация затрат относительно получаемого результата.
Схематично структуру государственныхрасходов можно представить в следующем виде (рис. 2):
/>
Рис. 2. Структура расходов государственного бюджета
Расходы классифицируют по функциональной,ведомственной, экономической, территориальной классификации расходов.Экономическая классификация выделяют текущие расходы – обеспечивающие текущеефинансирование органов государственного управления, бюджетных учреждений, икапитальные – денежные затраты государства, связанные с финансированиеминновационной и инвестиционной деятельности государства.
Виды расходов по разделам функциональнойклассификации были представлены в таблице 2. Данные расходы отражаютнаправление средств бюджета на выполнение конкретных функций государства.
Основные задачи в области государственныхрасходов в настоящее время:
- снижение расходов на управление;
- сокращение числа федеральныхцелевых программ (за счет местных бюджетов);
- сокращение расходов на оборону;
- снижение уровня дотаций поотдельным отраслям;
- предоставление приоритета вфинансировании расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание,образование.
Бюджетный дефицит: понятие,причины, источники финансирования
Различные соотношения бюджетныхпоказателей позволяют характеризовать бюджет с трех возможных состояний:
- когда расходы бюджета превышаютего доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета;
- превышение доходной части бюджетанад его расходами называется профицитом бюджета;
- сбалансированным называетсябюджет, доходная и расходная части которого равны./> />
Итак, дефицит бюджета — превышение расходовбюджета над его доходами. Для целей сравнения и анализа бюджетный дефицитрассчитывается в относительном виде: в процентах к ВВП или к расходам (если покаким – либо причинам ВВП рассчитать затруднительно)./>
(1)
где Деф – размер дефицита бюджета, %;
Д – доходы бюджета, руб.;
Р — расходы бюджета, руб.
Бюджетный дефицит чаще всего бываетвынужденным. Неэффективная бюджетная политика приводит к росту бюджетногодефицита и увеличению суммы государственного долга. Однако, в некоторых случаяхдефицит может быть инициирован органами власти ввиду принятия программ,требующих крупных бюджетных расходов. Как правило, от таких вложений в будущеможидаются доходы, оправдывающие затраты по погашению дефицита текущего периода.Таким образом, можно выделить следующие причины дефицитов бюджетов:
1. кризисные явления в экономике;
2. чрезвычайные ситуации и стихийныебедствия;
3. милитаризация экономики в мирноевремя;
4. крупные вложения в развитиеэкономики и изменение его структуры;
5. чрезмерное увеличение темпов ростасоциальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.
За 2009 год в России впервые за последниенесколько лет сложился профицит Федерального бюджета. По предварительной оценке(на 1.03.2009 г.) профицит составил 177,2 млрд. руб., или 2,6% ВВП противдефицита федерального бюджета в размере 1,1% ВВП за 2008 год.
Наличие бюджетного дефицита требует оторганов власти поиск источников его покрытия. Различают налоговый и кредитныйметоды финансирования дефицита. Налоговый метод предполагает увеличение доходовбюджета за счет поступления налоговых платежей: поднимаются налоговые ставки,расширяются объекты налогообложения, отменяются льготы, увеличивается числоналогов. Кредитный способ позволяет приобрести недостающие средства за счетзаймов на внутреннем и внешнем рынке. Разновидностью кредитного метода являетсяэмиссионный, который представляет собой осуществление эмиссии ЦентральнымБанком РФ.
Источники финансирования дефицита бюджета:
1. Внешние источники:
а) кредиты иностранных государств,банков и международных финансово – кредитных организаций в иностранной валюте;
б) облигационные валютные внешние займы.
2. Внутренние источники:
а) выпуск государственных ценных бумагвнутренних займов;
б) бюджетные ссуды, полученные от бюджетовдругих уровней;
в) кредиты ЦБ РФ.
Последний источник финансирования дефицитабюджета по своей сути представляет собой денежную эмиссию, следовательно,является инфляционным.
Если в процессе исполнения бюджетапроисходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижениепоступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр – это пропорциональное снижениегосударственных расходов по всем статьям, кроме защищенных, в течениеоставшегося времени финансового года. Состав защищенных статей определяетсяорганами власти, составляющими бюджет. Как правило, к ним относятся расходы повыплате заработной платы, социальных пособий, стипендии, медикаменты иперевязочные средства и т.п.
Литература
1. Абрамова М.А., Александровна Л.С.Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т.Финансы. — СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
3. Большаков C. В. Финансоваяполитика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы.2008. № 11.
4. Булатова А. С. Экономика: учебник.М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277.
5. Буретин Л.Н.Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.