Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственная пошлина: особенности исчисления и уплаты организациями РФ

План
Введение
1. Понятие и значение государственной пошлины
2. Место государственной пошлины в налоговой системе РФ
3. Виды государственной пошлины
4. Плательщики государственной пошлины, объекты обложения, системаставок, порядок и сроки уплаты
5. Льготы по государственной пошлине
6. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Введение
 
Тема курсовой работы — «Государственная пошлина: особенности исчисления и уплаты организациями РФ».Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что рыночные реформы,проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системеРоссийской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства,привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе.Необходимо заметить, что и ранее регулированию взимания государственной пошлиныпридавалось немаловажное значение.
Изначальнопорядок взимания государственной пошлины был определен Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 29 июня 1979 г., затем Постановлением Совета Министров СССР ставкигосударственной пошлины были изменены, причем эти изменения носилидифференцированный характер (как в сторону увеличения или уменьшения, так и всторону отмены по некоторым основаниям).
Такимобразом, исследование института государственной пошлины представляется весьмаинтересным с научной точки зрения, а именно проследить эволюцию объектаисследования, заметить процесс совершенствования механизма уплатыгосударственной пошлины и ее роли в налоговой системе страны.

1. Понятие и значениегосударственной пошлины
Фактически ни одногосударство, при формировании своего бюджета, не может обойтись безиспользования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размерсобираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительноеместо, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.
Пошлины, в отличие отналогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а неизвлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущегоналогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (зачто конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в тойили иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могутиметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально(непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являютсяиндивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлятьосновной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их,покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальныхплатежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государстваотвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы,связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»
Цель взыскания пошлиныили сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и безчистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимаетсяпошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольночасто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в рядеслучаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действиепризнается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо,например, в отношении введения различных регистраций и т.п.
Данное обстоятельствосвидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи соказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи пообязательствам, договорные платежи. Это — денежные повинности, взимаемые виндивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
Следует особоподчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи суслугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя вобщих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплатапошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лицана судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда —поддержанием режима законности.
Пошлина не обеспечиваетсуществование государственного органа, так как он может финансироваться и издругих источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализациейкаким-либо государственным органом своих функций.
Характер пошлин и сборовпредполагает использование иных принципов при определении размера платежа,нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособностилица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлениюравенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту жеуслугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбораопределяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) иустанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентнарасходу, понесенному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютнойсвободы при определении размера платежа.
Размер пошлины или сбора,во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишьиз финансовых соображений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, радикоторых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точкизрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом,понесенным государственным органом, пошлинный принцип следует считать нарушенным.Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность гражданиспользовать основные конституционные права, возможность получать от государственныхорганов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вневсякой зависимости от внесения каких-либо платежей.
Виды пошлин различны.Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг(например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращениигражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например,за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация заопределенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины свладельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенноеразрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые вопределенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальныеи др.
В российскомзаконодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная,таможенная.
Государственная пошлинавзимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений идругих документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актовгражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставлениеособого права (например, право на охоту.
Регистрационные пошлинывзимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение,промышленный образец, полезную модель и др.
Таможенные пошлинывзимаются при совершении экспортно-импортных операций.
В СССР разграничениепонятий пошлины и сбора проводилось в зависимости от того, куда поступалиуплачиваемые средства. Если они поступали в бюджет независимо от того, кому онинепосредственно уплачивались (так называемые фискальные таксы), то такиеплатежи называли пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой иуплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором. Вроссийском законодательстве 1991-1998 годов сбором в основном, называют платежиза обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использованиеместной символики и т.п.). К пошлинам относятся средства, уплачиваемые засовершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказаниеадминистративных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданскогосостояния, принятие дела к судебному рассмотрению и т.п.). Кроме того, пошлинывзимаются за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицукаких-либо услуг, не относящихся к административным (например, за пользованиеулицей для проведения киносъемок, если это требует специальных мероприятийгосударственных органов — ограничение движения и т.п.).
Особое внимание к институтугосударственной пошлины проявилось в конце 70-х годов, когда ПрезидиумВерховного Совета СССР издал Указ от 29 июня 1979г, регулирующий порядоквзимания госпошлины. С этого времени институт госпошлины совершенствовался имодернизировался. Серьезные изменения по ставкам государственной пошлины быливнесены 25 октября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР. «Наосновании этого документа уменьшилась государственная пошлина за выдачу свидетельствао праве на наследство по закону или завещанию в отношении пережившего супруга,родителей или совершеннолетних детей, … увеличен размер госпошлины заудостоверение договоров отчуждения (дарения, купли-продажи, мены) жилых домов,… увеличены размеры госпошлин за удостоверение доверенностей, … отменена госпошлиназа выдачу свидетельства о праве на наследство (как по закону, так и позавещанию) на жилой дом, пай в ЖСК, если наследники проживали совместно снаследодателем, на денежные вклады в отделениях Сбербанка СССР, страховые суммыи т.д.».
В 1991 году на территорииРоссийской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 „Огосударственной пошлине“. В данном Законебыло дано определение государственной пошлины и закреплены ее основныеэлементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.
В соответствии с этим Закономпод государственной пошлиной понимается установленный обязательный идействующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридическизначимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами илидолжностными лицами.
Таким образом, сущностьгосударственных пошлин заключается в том, что органы государственной властиРоссийской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своейдеятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам заплату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.
Нормы,регулирующие порядок взимания государственной пошлины, также содержались исодержатся и в других законодательных актах: в Гражданском процессуальномкодексе РСФСР, РФ; Основах законодательства РФ о нотариате, Федеральномконституционном законе „О Конституционном суде РФ“; Арбитражномпроцессуальном кодексе, и других законодательных актах. Государственнаяналоговая служба РФ по согласованию с Министерством финансов РФ издалаинструкцию по применению Закона РФ „О государственной пошлине“. Всоответствии со ст. 25 Закона РФ „Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации“ этот документ носил методический характер и несодержит новой правовой нормы (т. е. не является источником права). Разъясненияположений законодательства о государственной пошлине содержались в письмахГосналогслужбы РФ от 30.08.96 № 08-3-10, Министерства финансов РФ от 27.11.96 №04-04-10, Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.96 № 2 и др.
НоЗакон РФ „О государственной пошлине“ долгое время являлся основнымнормативным актом, регулирующим этот вопрос, поскольку в нем были закрепленыэлементы государственной пошлины: плательщики, объекты взимания, ставки,порядок и сроки уплаты.
2ноября 2004 г. был принят Федеральный закон N 127-ФЗ „О внесении измененийв части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторыедругие законодательные акты Российской Федерации, а также о признанииутратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)Российской Федерации“. Согласно ст. 2 этого Закона раздел VIII НК РФдополнен главой 25.3 „Государственная пошлина“. С 1 января 2005 года данная глава вступилав силу.
Понятие государственнойпошлины дается в и. 1 ст. 333 НК РФ: сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333Кодекса (организации, физические лица), при их обращении в государственныеорганы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностнымлицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РоссийскойФедерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовымиактами органов местного самоуправления за совершением в отношении этих лицюридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключениемдействий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этомвыдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимымдействиям.
В соответствии с п. 2 ст.333 указанные в п. 1 этой статьи органы и должностные лица, за исключениемконсульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершениеюридически значимых действий, предусмотренных главой 25, иные платежи, заисключением государственной пошлины. Для полного анализа понятиягосударственной пошлины необходимо обратиться к положениям ст. 8 НК РФ.
Согласно п. 2 этой статьипод сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физическихлиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношенииплательщиков сборов государственными органами, органами местногосамоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическизначимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачуразрешений (лицензий). Следовательно, признаками государственной пошлиныявляются обязательность, возмездность (уплата государственной пошлины являетсяодним из условий совершения юридически значимых действий) и поступление вфедеральный бюджет (эта пошлина является государственной).
Видыгосударственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложенаобязанность удерживать государственную пошлину, различают государственнуюпошлину, взимаемую при обращении:
1)в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, вКонституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектовРоссийской Федерации;
2)в нотариальные органы;
3)в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченныеорганы;
4)в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий,связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом изгражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом изРоссийской Федерации;
5)в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрациипрограммы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологийинтегральных микросхем;
6)в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;
7)в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иныеуполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.
2. Местогосударственной пошлины в налоговой системе РФ
 
Государственная пошлиназачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами,Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаяхгосударственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов. Денежныесредства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступаютв бюджет и направляются на нужды государства.
 /> />
Диаграмма 1. Место государственной пошлины в п. 1.6. доходной части бюджета

Государственная пошлинаотносится к налогам со стоимости исковых заявлений и сделок имущественногохарактера.
Центральноеместо в финансовой системе занимает государственный бюджет — самый крупныйденежный фонд, за счет которого содержится оборонная система страны, силыправопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государствооказывает воздействие на экономические процессы.Для тогочтобы лучше представить место государственной пошлины в формированиигосударственного бюджета местного уровня необходимо составить таблицу.
Таблица 1.Доходная часть бюджета Доходы Поступления в местный бюджет млн. руб. 1. Налог на прибыль 34974451 2. Налог на имущество 6345593 3. Налог от реализации товаров, услуг на территории РФ 3618393 4. Неналоговые доходы 82014 5. Доходы целевых бюджетных фондов 8277486 7. Штрафы санкции, возмещение ущерба 45145 8. Государственная пошлина, сборы 79193
Удельный весгосударственной пошлины в доходной части федерального бюджета вообще выглядиткак 0%, что не дает возможности представить ее более наглядно.
Такимобразом, сумма налогового дохода, получаемого государством от государственныхпошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышенииэффективности системы государственных пошлин. По мнению автора курсовой работы,существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:
1) Пересмотрразмеров ставок государственных пошлин – наиболее сложный и трудоемкий путь,требующий материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новыхставок;
2) Сокращениечисла льгот по уплате государственных пошлин – наиболее оптимальное решение, поэтому пути уже пошел законодатель, отменив большую часть льгот по уплатегосударственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и былозакреплено во второй части Налогового Кодекса.
В том случае,если оставить все без изменений систему государственных пошлин можно вообщеотменить, так как в скором времени сумма от их поступлений не будет покрыватьни одну из расходных статей бюджета.
 
3. Видыгосударственной пошлины
В зависимости от органа,на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различаютгосударственную пошлину, взимаемую при обращении:
1) в суды общейюрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный СудРоссийской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов РоссийскойФедерации;
2) в нотариальные органы;
3) в органы записи актовгражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;
4) в органы внутреннихдел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных сприобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданстваРоссийской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из РоссийскойФедерации;
5) в федеральные органыисполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы дляэлектронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральныхмикросхем;
6) в государственныеучреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;
7) в иные государственныеорганы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) ксоответствующим должностным лицам.
На юридически значимыедействия государство назначает выплату, которая и называется госпошлиной. Также госпошлина выплачивается при выдаче документов государственными органами илилицами, имеющими на то от государства должностные полномочия. Госпошлина вРоссийской Федерации относится к обязательному и действующему на всейтерритории страны платежу. Собственно в статье 13 Налогового Кодексаразъясняется, что госпошлина относится к федеральным налогам и сборам. И каждыйуплачивающий госпошлину, кроме как обычным плательщиком, в этом случае становитсятакже и налогоплательщиком. И это его обязывает в соответствии с пунктом 1статьи 45 Налогового кодекса лично платить госпошлину. Уплата госпошлины вместокого-то другого в Налоговом кодексе не предусмотрена. По виду и названиююридически значимых действий различают многие виды пошлин. В большинстве своемгоспошлины это регистрационные и гербовые сборы, а также различающиеся по видуи названию юридических действий пошлины. Как то, таможенные, судебные,биржевые, наследственные, почтовые, патентные и прочие виды пошлин. Расшифруемна примерах таможенных видов пошлин. Итак, таможенная пошлина – государственныйналог в соответствии с таможенным тарифом с провозимых через границу странытоваров. По тому, что за вид объекта подлежит обложению, подразделяют наввозимые или импортные, вывозимые или экспортные и таможенные транзитного видапошлины. По тому, какой метод применяется для исчисления пошлин, естьклассификация, подразделяющая таможенные пошлины на адвалорные, специфическогои комбинированного вида таможенные пошлины. Оплачиваемая по адвалорному видутаможенная пошлина начисляется в процентах на таможенную стоимость товаровподлежащих обложению. Оплачиваемая по специфическому виду таможенная пошлинаберется с учетом физических характеристик товара: его веса или объема и т.п.Оплачиваемая по комбинированному виду таможенная пошлина соединяет в себе двапредыдущих вида таможенного обложения. Различают еще много подвидов пошлиныотносящихся к таможенному виду. Тут и антидемпинговый подвид импортнойтаможенной пошлины, и возвратный подвид импортной таможенной пошлины, идифференциальный вид таможенной пошлины и защитная пошлина. Каждый из этихвидов сборов или налогов носит для государства смысловую нагрузку, регулирующуюту или иную экономическую ситуацию. Так антидемпинговый подвид импортнойтаможенной пошлины облагает товары, цена на которые ниже средних цен мировогорынка. Защитная пошлина необходима для защиты производителей товара внутристраны от конкурирующего давления иностранных производителей. А специальный видтаможенной пошлины государство применяет сверх ставки обычной таможеннойпошлины при необходимости в специальных мерах защиты государственных интересовв сфере таможни. Не только в таможенном направлении присутствует госпошлина. Вомногих видах юридических отношений мы сталкиваемся с вопросом уплатыгоспошлины. Так, например, в ст. 90 и 91 арбитражно-процессуального кодексаописаны случаи, в которых, физические и юридические лица, обратившиеся варбитражный суд, уплачивают разного вида госпошлину. С уплатой госпошлины такжесвязаны юридические ситуации, которые относятся к сфере регистрации прав нанедвижимость. Так при обращении гражданина по вопросу государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и каких-либо сделок с ним, и, кроме того, даже заинформацией о наличии зарегистрированных прав, за какими то иными документамивместе с заявлением о государственной регистрации своих прав заявитель обязанпредъявить документ с отметкой банка об уплате госпошлины. Такие ситуациинаблюдаются во многих сферах, где явно или неявно присутствует государство.Оно, таким образом, пополняет казну и регулирует некоторые проблемные вопросы втой или иной сфере экономической деятельности.

4. Плательщики государственной пошлины, объектыобложения, система ставок, порядок и сроки уплаты
Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственнойпошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).
Под объектом взимания государственной пошлины необходимо пониматьюридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение узаинтересованного лица обязанности уплаты пошлины. С принятием Налоговогокодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматриваетсяуплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный переченьвключены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы или иныеплатежи, например: за право использования наименований «Россия», «РоссийскаяФедерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованияхюридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершениедействий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймениеизделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные сэтим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиватьсягосударственной пошлиной.
В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридическизначимых действий:
— действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции,мировыми судьями;
— действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
— действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ,конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
— нотариальные действия;
— действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданскогосостояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записиактов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
— действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом изгражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
— действия по официальной регистрации программы для электронныхвычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
— действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;
— государственная регистрация, а также прочие юридически значимыедействия.
Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачиваетсяили до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) илидо подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимыхдействий.
В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так,государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления взаконную силу решения суда:
— лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принятоне в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п.1 ст. 333.18 НК РФ)
— при затруднительности определения цены иска в момент его предъявленияв суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительноустанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственнойпошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9п. 1 ст. 333.20 НК РФ)
— при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцомразмера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22НК РФ)
— при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет запределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22НК РФ)
Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексомРФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, походатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплатыгосударственной пошлины в порядке, установленным ст. 333.41 Налогового кодексаРФ.
Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершенияюридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи натерритории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичныхрасчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Данное правило закреплено и в общейчасти Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано встатье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.
Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежнымисредствами является:
— квитанция, выдаваемой плательщику банком;
— квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассойоргана, в который произведена оплата.
Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплатугосударственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган(должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношенииплательщика.
До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранныморганизациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, нифилиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговымирезидентами РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину черезуполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютныеи рублевые счета.
Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:
— в случае обращения за совершением юридически значимых действий,предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
— если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции,арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если приэтом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплатыгосударственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
5. Льготыпо государственной пошлине
Глава25.3 НК РФ предусматривает широкий круг услуг и плательщиков, освобождаемых отуплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида:освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка)платежа (см. Приложение 1).
Различаютдве разновидности освобождения от уплаты государственной пошлины: в зависимостиот категорий плательщиков, а также в зависимости от вида юридически значимыхдействий, за которые взимается государственная пошлина.
Взависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот:
1)льготы для федеральных органов государственной и исполнительной власти иорганов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов РоссийскойФедерации, бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых изфедерального бюджета, налоговых органов, государственных и муниципальныхмузеев, архивов, библиотек в случаях, особо оговоренных в налоговомзаконодательстве, для Центрального банка РФ (при государственной регистрациивыпусков ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализациикредитно-денежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации)и т.д.;
2)льготы для социально защищенных граждан: Героев Советского Союза, ГероевРоссийской Федерации и полных кавалеров ордены Славы, участников и инвалидовВеликой Отечественной войны, инвалидов I и II групп;
3)льготы для других категорий граждан (например, физическое лицо, являющеесяединственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральныхсхем и правообладателем на нее, является инвалидом, учащимся (воспитанником)образовательных учреждений).
Согласнопункту 5 статьи 333.38 главы 25.3 НК РФ, от уплаты государственной пошлиныосвобождаются физические лица – за выдачу свидетельств о праве на наследствопри наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположенжилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно снаследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме(этой квартире, комнате) после его смерти. Однако на движимое имущество даннаяльгота не распространяется.
Пример.ГражданкаСидорова А.И. наследует жилой дом и автомобиль умершего супруга, который оцененсудебно-экспертными учреждениями органов юстиции в 150 тыс. руб. Супругипроживали совместно на день смерти наследодателя и Сидорова А.И. продолжаетпроживать в этом доме после его смерти. Следовательно, она освобождена отуплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство нажилой дом, однако за получение свидетельства о праве на наследство автомашиныона должна заплатить 450 руб. (0,3 % от стоимости наследуемого автомобиля).
Взависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимаетсягосударственная пошлина, различают следующие пять видов льгот:
1)при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
2)при обращении в арбитражные суды;
3)при обращении за совершением нотариальных действий;
4)при государственной регистрации актов гражданского состояния;
5)при совершении прочих юридически значимых действий.
Пример.Международныйобщественный благотворительный фонд, являющийся международной организациейинвалидов и созданный в г. Москве в 1996 г. по инициативе ряда посольств стран СНГ, занимается защитой прав и законных интересов инвалидов. Инвалиды и ихзаконные представители составляют 90 процентов членов общественной организации,а их доля в фонде оплаты труда – 95 процентов. Уставный капитал полностьюсостоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Согласнозаконодательству, данный благотворительный фонд может быть освобожден от уплатыгосударственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции,арбитражных судах, а также в органах, совершающих нотариальные действия.
Налоговоезаконодательство предусматривает возможность отсрочки или рассрочки уплатыгосударственной пошлины. Она предоставляется по ходатайству заинтересованноголица на срок не более шести месяцев. При этом на сумму государственной пошлины,в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты неначисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка илирассрочка.
6.Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Уплаченнаягосударственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1)уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотренозаконодательством;
2)возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятиисудами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на тоорганами и должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, еесумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторномпредъявлении иска, если не истек трехгодичный срок после вынесения предыдущегорешения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплатегосударственной пошлины;
3)прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения судомобщей юрисдикции или арбитражным судом.
Призаключении мирового соглашения до вынесения судебного решения арбитражным судомвозврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственнойпошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашениезаключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.
Неподлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольномудовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего варбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, атакже при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
4)отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридическизначимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу),совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
5)отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда изРоссийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего вслучаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина РоссийскойФедерации за пределами территории Российской Федерации и на территорииРоссийской Федерации, проездного документа беженца.
Неподлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственнуюрегистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и измененийв записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не былапроизведена государственная регистрация соответствующего акта гражданскогосостояния или не были внесены исправления и изменения в записи актовгражданского состояния.
Возвратизлишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится позаявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган поместу совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственнаяпошлина.
Заявлениеможет быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной(взысканной) суммы государственной пошлины. К данному заявлению прилагаются:решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, закоторые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах,являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной(взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случая – актыналоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные порученияили квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственнойпошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полномразмере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанныхплатежных документов.
Возвратсуммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится засчет средств бюджета, в который произошла переплата.
Припрекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) правана недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявленийсторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Возвратуплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов принятыполностью или частично не в пользу государственных органов, органов местногосамоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, вкоторый производилась уплата.
Плательщикгосударственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной)суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащейуплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится позаявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который(к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.
Заявлениео зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины можетбыть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда овозврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственнойпошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций,осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах,являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а такжеплатежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающиеуплату государственной пошлины.
Функциипо обеспечению соблюдения положений налогового законодательства возложены наналоговые органы. Они осуществляют проверку правильности исчисления и уплатыгосударственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записиактов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих вотношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии сдействующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

Заключение
Подводя итоги курсовойработы о Государственной пошлине, следует обратить особое снимание на наделениеотдельных государственных органов и должностных лиц дискреционными (т.е.реализуемыми по своему усмотрению) полномочиями по установлению размерагосударственной пошлины. Так, за составление нотариусом проекта сделки, предметкоторой не подлежит оценке, взимается государственная пошлина в сумме от одногодо трех минимальных размеров оплаты труда. За государственную регистрацию расторжениябрака по решению суда величина пошлины может составить от двух до трехминимальных размеров оплаты труда (с одного или обоих супругов). В ФедеральномКонституционном законе „О Конституционном Суде РФ“ предусмотрено(ч.2, ст.39), что этот государственный орган своим решением может освободитьгражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственнойпошлины либо уменьшить ее размер.
Порядок уплатыгосударственной пошлины характеризуется способом и временем уплаты, а такжепроцедурой возврата государственной пошлины.
В недавнем прошлом вбольшинстве случаев государственная пошлина уплачивалась путем покупки специальныхпошлинных марок с их последующим погашением. Сейчас же, прежде всего, в связисо значительным увеличением размеров государственной пошлины она уплачиваетсяпутем внесения соответствующей суммы в, банковское учреждение, которое выдаетквитанцию об уплате установленного образца.
Плательщикгосударственной пошлины может внести причитающуюся сумму наличными либоперечислить ее со своего счета. Уплачивать государственную пошлину можно тольков рублях в отличие от некоторых других обязательных платежей в доходгосударства, оплата которых может совершаться как в российских рублях, так и виностранной валюте, котируемой Банком России (таможенные пошлины и др.).
Определение времениуплаты государственной пошлины зависит, во-первых, от того, какойгосударственный орган (должностное лицо) совершает требуемое юридическизначимое действие либо выдает необходимый документ, а, во-вторых, от вида самой»услуги", за которую уплачивается государственная пошлина. Так, приобращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФгосударственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления(жалобы), апелляционной или кассационной жалобы и т.д. Во взаимоотношениях снотариусом государственная пошлина уплачивается при совершении нотариальныхдействий. За государственную регистрацию актов гражданского состояния пошлинауплачивается при подаче соответствующего заявления.
Законом устанавливаютсяслучаи, когда государственная пошлина уплачивается до выдачи необходимогодокумента: в случае выдачи лицензии на пользование животным миром; по делам,связанным с приобретением российского гражданства и выходом из него; по делам овыезде из России и въезде в Россию; при регистрации российских граждан по местуих жительства и т.д.
Момент уплатыгосударственной пошлины может повлиять и на ее размер. В целом ряде случаеввеличина государственной пошлины устанавливается в кратном размере отминимальной оплаты труда, которая, в свою очередь, периодически изменяется. Приизменении минимального размера оплаты труда при определении государственнойпошлины используется тот, который действовал на день уплаты пошлины.
В связи с тем, что в рядеслучаев государственная пошлина уплачивается до момента совершения юридическизначимого действия или выдачи документа, предусматривается возможность полногоили частичного ее возврата. Так, государственная пошлина возвращается в случаеотказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами; при прекращениипроизводства по делу или оставлении иска без рассмотрения; когда спор не подлежитрассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде; когда иск предъявленнедееспособным лицом; при отказе в выдаче заграничного или общегражданского паспорта. На возврат уплаченной пошлины могут рассчитывать лица, по своейинициативе отказавшиеся от совершения юридически значимого действия и заявившиеоб этом до начала совершения данного действия. В случае внесениягосударственной пошлины в размерах, больших, чем предусмотренные законом,допускается частичный возврат переплаченных сумм.
Срок давности по делам овозврате государственной пошлины составляет один год со дня принятия решения овозврате. Подлежащие возврату суммы должны быть выплачены заявителю в течениеодного месяца со дня принятия решения о возврате.
Льготы по уплатегосударственной пошлины установлены в Законе РФ «О государственнойпошлине». Кроме того, для отдельных категорий плательщиков льготы могутустанавливаться органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.Региональные льготы не могут касаться пошлин по делам, рассматриваемым органамиправосудия.
Принятые в конце 1995 г. изменения в Закон РФ «О государственной пошлине» (Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ) привели к значительному снижению размеров оплаты нотариальной деятельности.Например, ставка государственной пошлины, уплачиваемой за удостоверениедоговоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества,снизилась вдвое — с трех до полутора процентов суммы договора. Кроме того, предусматриваетсядифференциация размера ставки в зависимости от того, в чью пользу совершаетсяотчуждение недвижимости. Если ее новыми собственниками становятся дети, супругии родители прежнего собственника, то в этом случае государственная пошлинарассчитывается по ставке 0,5% суммы договора. Совершение нотариального действиявне помещения государственной нотариальной конторы предполагает взиманиегосударственной пошлины в полуторакратном размере (ранее в таких случаяхвеличина пошлины увеличивалась в два раза).
 

Список используемой литературы
 
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство«Экзамен», 2008. – 575 с.
2. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. — М.:Юрист, 2004. – 332 c.
3. Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ(поглавный) / под общ. ред. А.А. Ялбулганова — Система ГАРАНТ, 2006 г.
4. Развитие налогового законодательства в России: вопросытеории и практики / под ред. А.А. Ялбулганова – М.: «Готика», 2007 г.
5. Борисов А.Н. Государственная пошлина: новая глава частивторой Налогового кодекса РФ // «Право и экономика» — 2005 г. — № 2, с. 35-42.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство«ЭЛИТ», 2005. –725 с.
7. БаталоваЛ.А. Арбитражная практика по делам об уплате госпошлины // «Налоговые споры:теория и практика» — 2005 г. — № 06(18), с. 11-18.
8. В.А. Митюшев Госпошлина «по частям» // «эж-ЮРИСТ» — 2005г.- № 48.
9. Скуратовский М.Л. Новации законодательства огосударственной пошлине // «Арбитражная практика» — 2005 г. — № 03(48), с. 23-31
10.Петров А. В., Толкушин А. В. Налоги иналогообложение: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Юрайт-Издат, 2004. – 670 с.
11.Пинская М.Р. Особенности исчисления и уплатыгосударственной пошлины// Бухгалтерский учет и налоги — 2005.- №2 — СПС –КонсультанПлюс
12. www. akdi.ru
13. www. nalog.ru
 

Приложение[1]1
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.