Реферат по предмету "Финансовые науки"


Внебюджетные фонды в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯННОЙ ИНСТИТУТ
Кафедра:«Экономики предприятия»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине«Финансы и кредит»
на тему:Внебюджетные фонды в Российской Федерации
Альметьевск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Внебюджетные фонды как звенофинансовой системы РФ
1.1 Социально-экономическая сущностьвнебюджетных фондов
1.2 Источники формирования внебюджетныхфондов
1.3 Связи между внебюджетными фондами
2. Внебюджетные фонды РФ социальногоназначения
2.1 Пенсионный фонд (ПФР)
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)
2.3 Фонд обязательного медицинскогострахования (ФОМС)
3. Внебюджетные фонды производственного(экономического) назначения
3.1 Российский фонд технологическогоразвития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР
3.2 Государственный внебюджетный фондвоспроизводства минерально-сырьевой базы
3.3 Фонд инвестирования жилищногостроительства
3.4 Дорожный фонд
4. Деятельность фонда обязательногомедицинского страхования в городе Бугульма
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Вопросы, связанные с социальнымобеспечением всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест вжизни государства и общества.
В Российской Федерацииодним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенныхсоциальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации.Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своихмероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечениедополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальныхуслуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачиобеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации инеустойчивости кризисных явлений.
Таким образом, актуальностьвыбранной темы заключается в том, что в современных условияхперехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономикимеханизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным ипотребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспеченияи экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые дляподдержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствованиясистемы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучениесовременного состояния внебюджетных фондов.
Первоначальновнебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетовзадолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своейдеятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своегопокрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных дляспециальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. Свыполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали своесуществование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
С укреплениемцентрализованного государства начинался период унификации специальных фондов.На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. Всовременных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетныхфондов.
Согласноопределению, данному в учебнике под редакцией академика Г. Б. Поляка:«внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых вбюджет и имеющих, как правило, целевое назначение». В учебниках под редакцией Ковалева«Финансы и кредит», Журавлевой «Финансы и кредит. Краткий курс» и Левин«Финансы и кредит» дается определение, что «внебюджетные фонды—этоформа перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемыхгосударством для финансирования некоторых общественных потребностей икомплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности».
Какмы видим, мнение авторов относительно определения внебюджетных фондов едины:внебюджетные фонды – это финансовые ресурсы, которые не включаются вгосударственный бюджет, имеющие целевое назначение и финансируемые дляудовлетворения некоторых общественных потребностей.
Кроме того, авторы всехучебников едины во мнении, что важным звеном финансовой системы являютсявнебюджетные фонды государства и именно создание таких фондов позволитпреодолеть остаточный принцип финансирования многих важных отраслей, таких какздравоохранение или пенсионная система.
Цель курсовой работы — рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики,классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
В соответствии споставленной целью при написании курсовой работы автором решены следующиезадачи:
 - рассмотрение понятиевнебюджетных фондов;
 - ознакомлениес деятельностью государственных внебюджетных фондов;
 - ознакомление систочниками формирования внебюджетных фондов и направлениями использованиясредств фондов;
— рассмотрениедеятельности фонда обязательного медицинского страхования на примере городаБугульма.
Курсовая работа состоитиз введения, где определены цели и задачи исследования; четырех глав, в которыхрассмотрены основные вопросы; заключения, где сделаны выводы и обобщения потеме; списка использованных источников.

1. Внебюджетные фондыкак звено финансовой системы РФ
1.1Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Впервую очередь рассмотрим понятие внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды—этоформа перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемыхгосударством для финансирования некоторых общественных потребностей икомплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Выделениенаряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькимипричинами:
1)необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их болееэффективного и строго целевого использования;
2)необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовыхисточников для удовлетворения специальных потребностей государства;
3)необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественныхпотребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы избюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельностиправительства в области военных расходов, научных исследований, социальныхвыплат населению и т.п.[1]
Внебюджетныефонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фондагосударства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширениемдеятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытияконцентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей.Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченныхмероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количествоспециальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Вцелом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественностьспециальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондахнаблюдалась нехватка средств, в других — избыток) и требовала дополнительныхрасходов на управление ими. С укреплением централизованного государстваначинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов былсоздан государственный бюджет, который после рассмотрения и утвержденияпарламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
Наоснове Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планированияв РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСРмогут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правомсамостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующихорганов власти. Государственные внебюджетные фонда создаются на базесоответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируютсяпринципы функционирования. В современных условиях повышается значениевнебюджетных фондов.
Увеличениеколичества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органовгосударственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства вхозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно вусловиях нестабильной экономики. Во — вторых, эти фонды, будучи автономными отбюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуютособого внимания со стороны государства. В – третьих, внебюджетные фонды могутпри определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита черезмеханизм кредита.
Внебюджетныефонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядомособенностей[2]:
1)запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевуюнаправленность;
2)денежные средства фондов используются для финансирования государственныхрасходов, не включенных в бюджет;
3)формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических ифизических лиц;
страховыевзносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговуюприроду, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
4)на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды,распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговойсистемы РФ;
5)денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входятв состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либоцели, прямо не предусмотренные законом;
6)расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФили специально уполномоченного на то органа (правление фонда.
Государственнымивнебюджетными фондами Российской Федерации являются:
1)Пенсионный фонд Российской Федерации;
2)Фонд социального страхования Российской Федерации;
3)Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Такимобразом, можно сделать вывод, что внебюджетные фонды позволяют преодолетьостаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяюттакже разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самымпроблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использованиясредств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемыегосударством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, какправило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот еслипроисходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается болееспокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.
1.2Источники формирования внебюджетных фондов
Государственныевнебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органоввласти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования,определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решениеоб образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а такжегосударственные представительные органы субъектов Федерации и местногосамоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, ноявляются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение ирешают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетныхсфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
 - выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особоважное значение;
 - формирование внебюджетногофонда собственными источниками доходов для определенных целей.
 Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевогоиспользования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ,решениями местных органов власти;
2) добровольные взносы физических и юридических лиц;
3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемойфондами — юридическими лицами;
4) другие доходы, предусмотренные соответствующимзаконодательными актами.[3]
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, каки других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающаячасть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
Главными методами мобилизации национального дохода в процессеперераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы,средства из бюджета и займы. Основной метод — это специальные налоги и сборы,установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируетсяза счет средств центрального и местных бюджетов.
Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидийили определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондовмогут выступать и заемные средства.
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительноесальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и полученияприбыли в форме дивидендов или процентов.
Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количествовнебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетныхфондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социальногострахования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).
По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года всевнебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались засчет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются среспубликанским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленностьконсолидируемых фондов.
1.3Связи между внебюджетными фондами
Государственнымивнебюджетными фондами РФ являются (статья 144 Бюджетного кодекса):
1) Пенсионный фондРоссийской Федерации;
2) Фонд социальногострахования Российской Федерации;
3) Фонд обязательногомедицинского страхования.
Разнообразиевнебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этимифондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние,двусторонние и многосторонние финансовые связи.
Приодносторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовыхзвеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондовили использования ими средств.
Придвусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами идругими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социальногострахования образуются не только за счет страховых взносов, но и средствцентрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретаютгосударственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.
Примногосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит всоприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами,т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
Такимобразом, подводя итог данной главе, можно сделать следующие выводы:
1)Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых средств, находящиеся враспоряжении центральных или местных органов власти, имеющие целевое назначениеи позволяющиепреодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов.
2)Основными источниками формирования являются:
 -обязательные платежи;
 -добровольные взносы физических и юридических лиц;
 -субсидии из бюджета;
 -дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;
 -прибыльот коммерческой деятельности, осуществляемой фондами — юридическими лицами.
3) Разнообразиевнебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этимифондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние,двусторонние и многосторонние финансовые связи.

2. Внебюджетные фондыРФ социального назначения
2.1Пенсионный фонд (ПФР)
Пенсионныйфонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением ВерховногоСовета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Это постановление было принято послепринятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г.Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992 г. Закон «Огосударственных пенсиях в РСФСР» заложилосновыстраховой системы пенсионного обеспечения.[4]
Пенсионныйфонд обеспечивает:
 -целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансированиесоответствующих расходов;
 -организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных впричинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственныхпенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессиональногозаболевания или по случаю потери кормильца;
 -капитализацию средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в негодобровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридическихлиц;
 -контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением вПенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным ирациональным расходованием его средств;
 -организацию и ведение индивидуального учета застрахованных лиц в соответствии сФедеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системегосударственного пенсионного страхования», а также организацию и ведениегосударственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносовв Пенсионные фонд РФ;
 -межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся ккомпетенции Фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядкемежгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсии ипособий;
 -изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты вПенсионный фонд страховых взносов и внесение в Верховный Совет РФ предложенийпо ее совершенствованию;
 -проведение научно-исследовательской работы в области государственногопенсионного страхования;
 -разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимсяк компетенции Фонда. Пенсионный фонд может принимать участие в финансированиипрограмм социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
СредстваПФ формируются за счет следующих источников:
1)страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовойдеятельностью, в том числе фермеров, адвокатов (85—90% всех доходов ПФ);
2)ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий,пособий и компенсаций (5—6%);
3)добровольных взносов физических и юридических лиц (1 — 2%);
4)доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений(2-3%);
5)средств, возмещаемых ПФ Государственным фондом занятости населения РоссийскойФедерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным (1%);
6)пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткамсредств на счетах региональных ПФ(1%).
БюджетПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектовпенсионногострахования, к которым относятся:
•работодатели — предприятия, учреждения, организации;
•крестьянские хозяйства;
•родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихсятрадиционными отраслями хозяйствования;
•индивидуальные предприниматели;
•нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.
С1 января 2005 г. отчисления в ПФ для работодателей составили 20%; дляфермерских хозяйств и организаций, занятых в производстве сельскохозяйственнойпродукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихсятрадиционными отраслями хозяйствования — 15,8%; для индивидуальныхпредпринимателей — 7,3%, для адвокатов — 5,3%.
Уплатаначисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетныхили текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиковвзносов.[5]
Засчет средств ПФ осуществляются:
1)выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
2)выплата социальных пенсий и пособий (1,5% расходов ПФ).
Социальныепенсии — это пенсии людям, не имеющим заработка(например, инвалиды с детства),трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащихсрочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детейодиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационныевыплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;
3)выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ),которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);
4)содержание аппарата ПФ (0,7%);
5)расходы по доставке пенсий (3,6%);
6)выплата пособий на погребение (0,5%).
ПФфинансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионерови детей.
РуководствоПФ РФ осуществляет Правление, и его постоянно действующий орган —Исполнительная дирекция. Правление осуществляет оперативно-методическоеруководство деятельностью фонда, представляет его во взаимоотношениях сгосударственными, общественными и международными организациями. Отделения ПФесть во всех регионах и крупных городах.
Основуновой пенсионной системы составили три федеральных закона, принятых в конце2001 г., — «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательномпенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». 24 июня 2002 г. былпринят еще один Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансированиянакопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Всоответствии с этими законами трудовая пенсия делится на три части: базовую,страховую и накопительную часть. Базовая часть одинакова для большинствапенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Онаиндексируется с учетом инфляции. Страховая часть привязана к сумме полученныхза данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом«условно-накопительном счете». Она также подлежит индексации с учетом инфляции,зарплаты и «индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одногопенсионера». Как базовая, так и страховая части являются элементамираспределительной системы. Они не предполагают инвестирования собранныхпенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.
Третьячасть трудовой пенсии — накопительная. Она представляет собой определенныйпроцент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника иего заработка. Эта часть накапливается в Пенсионном фонде и учитывается в такназываемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованноголица». Накопительная часть формирует будущую пенсию. При этом аккумулированныесредства инвестируются либо государственной управляющей компанией(Внешэкономбанк), либо частными структурами — уполномоченной управляющейкомпанией или негосударственным пенсионным фондом.
Взносыв пенсионный фонд – 20% от ЕСН для физических и юридических лиц.
2.2Фонд социального страхования (ФСС)
Образовансогласно указу президента РФ в 1992 году. Фонд социального страхования(ФСС) –централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения,распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается онстраховым методом с обязательным участием средств предприятий и организацийразных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью.
ФССсоздан в целях обеспечения государственными гарантиями в системе социальногострахования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованиемсредств социального страхования и является самостоятельным государственнымфинансово-кредитным учреждением.[6]
Основными задачамиФонда социального страхования являются:
— выплату пособий повременной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет вранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достиженияим возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;
— оплату дополнительныхвыходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства додостижения им возраста 18 лет;
— санаторно-курортноелечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебноепитание;
— частичное содержаниенаходящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющихлицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание,лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовоеобслуживание);
— частичную оплатупутевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территорииРФ, для детей работающих граждан;
— частичное содержаниедетско-юношеских спортивных школ;
— оплату проезда кместу лечения и обратно;
— создание резерва дляобеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
— обеспечение текущейдеятельности, содержание аппарата управления фонда;
— проведениенаучно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охранытруда;
— осуществление иныхмероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фондаиспользуются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Недопускается зачисление средств социального страхования на личные счетазастрахованных.
В настоящий момент вРоссии введено (с 01.01.2002г.) обязательное страхование граждан от несчастныхслучаев на производстве. Страховые взносы в этом случае начисляются назаработную плату по соответствующим тарифам. Тарифные ставки у каждогопредприятия разные. Соответственно, они тем выше, чем выше степень риска работына данном предприятии.
Источники формированияФонда социального страхования:
1) страховых взносовработодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовойдеятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях иимеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию(примерно 92% от общей суммы доходов);
2) доходов отинвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидныегосударственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств,предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
3) добровольных взносовфизических и юридических лиц;
4) ассигнований избюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсацийлицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационныхаварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и ихпоследствий;
5) прочих доходов(возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховыхвзносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временнойнетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессиональногозаболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций,предусмотренные законодательством; уплаченные в установленном порядке суммы запутевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемые Фонду врезультате исполнения регрессных требований к страхователям и др.)[7].
СредстваФонда направляются на:
- выплатупособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам,вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновленииребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а такжесоциального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированногоперечня ритуальных услуг;
- оплатудополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом сдетства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и ихдетей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РоссийскойФедерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ,аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное(диетическое) питание;
- частичноесодержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев,имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов напитание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовоеобслуживание);
- частичнуюоплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся натерритории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- частичноесодержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату трудатренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых дляучебно-тренировочного процесса);
- оплатупроезда к месту лечения и обратно;
- созданиерезерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядокформирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе илибезвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты,расходования и учета средств государственного социального страхования (далееименуется — инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда исоциального развития Российской Федерации, Министерством финансов РоссийскойФедерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участиемЦентрального банка Российской Федерации;
- обеспечениетекущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансированиедеятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающихгосударственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включаяподразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленныхзаконодательством;
- проведениенаучно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охранытруда;
- осуществлениеиных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительнуюработу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активноучаствующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участиев финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социальногострахования.
СредстваФонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачислениесредств социального страхования на личные счета застрахованных.
Страховыевзносы юридических лиц – 2,9% от ЕСН.
2.3 Фонд обязательногомедицинского страхования (ФОМС)
28июня 1991 г. был принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан вРСФСР». Именно с этого момента в России начался переход к системе обязательногомедицинского страхования (ОМС), призванной укрепить финансы здравоохранения,повысить роль экономических регуляторов деятельности медицинских учреждений.
Основнымизадачами Федерального фонда являются:
- финансовоеобеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав гражданна медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования вцелях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации»;
- обеспечениефинансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданиеусловий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемойгражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программыобязательного медицинского страхования;
- аккумулированиефинансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильностисистемы обязательного медицинского страхования.[8]
Вцелях выполнения основных задач Федеральный фонд:
1)осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальныхфондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программыобязательного медицинского страхования;
2)осуществляет финансирование целевых программ в рамках обязательногомедицинского страхования;
3)осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средствобязательного медицинского страхования;
4)вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательныхи иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинскогострахования;
5)участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхованияграждан;
6)организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
7)ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство РоссийскойФедерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фондана соответствующий год и о его исполнении.
Территориальныефонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитнойдеятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств всистеме обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основныефункции:
- аккумулируютфинансовые средства территориальных фондов;
- осуществляютфинансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховымимедицинскими учреждениями;
- проводятфинансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательногомедицинского страхования;
- выравниваютфинансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательногомедицинского страхования;
- совместнос органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль засвоевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, атакже за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
- согласовываютсовместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскимиассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программуобязательного медицинского страхования населения, вносят предложения офинансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинскиеи иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Финансовыесредства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят всостав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средстваФедерального фонда образуются за счет:
1)части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организацийна обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральнымзаконом;
2)ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программв рамках обязательного медицинского страхования;
3)добровольных взносов юридических и физических лиц;
4)доходов от использования временно свободных финансовых средств;
5)нормированного страхового запаса Федерального фонда;
6)поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РоссийскойФедерации.
Страховыевзносы только юридических лиц – 3,1% от ЕСН. При этом, в федеральный фонд –1,1%, а в территориальных фондах остаются 2%.
Подведемитог данной главе:
1.В Российской Федерации можно выделить 3 больших фонда, направленных насоциальное обеспечение: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинскогострахования и фонд социального страхования. Все эти фонды стремятся обеспечитьлучшую жизнь для каждого россиянина.
2.Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением,осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и настоящим Положением. Он выполняет отдельные банковские операции впорядке, установленном действующим на территории Российской Федерациизаконодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежныесредства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР невходят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
3.Для реализации государственной политики в области обязательного медицинскогострахования созданы Федеральный и Территориальный фонды обязательногомедицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитныеучреждения. Они играют важную роль в реализациигосударственной политики в области обязательного медицинского страхованияграждан как составной части государственного социального страхования.
4.Взносы в пенсионный фонд – 20% от ЕСН для физических и юридических лиц.
Страховыевзносы только юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования –3,1% от ЕСН. При этом, в федеральный фонд – 1,1%, а в территориальных фондахостаются 2%. Страховые взносы в фонд социального страхования юридических лиц –2,9% от ЕСН.

3.Внебюджетные фонды производственного (экономического)
назначения
3.1Российский фонд технологического развития и отраслевые
внебюджетныефонды НИОКР
РоссийскийФонд технологического развития и отраслевые внебюджетные Фонды НИОКР созданы всоответствии с Указом президента Российской Федерации «О неотложных мерах посохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля1992 года № 1426. [9]Российский Фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные Фонды НИОКРсоздаются в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительнойвласти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющихкоординацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексныхи целевых научно-технических программ, научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ (услуг) (далее НИОКР).
Внебюджетныефонды образуются:
1)Министерством промышленности, науки и технологий РФ
—Российский фонд технологического развития;
2)федеральными министерствами — внебюджетные фонды
министерства;
3)иными федеральными органами исполнительной власти -
внебюджетныефонды ведомств;
4)корпорациями, концернами и ассоциациями (далее объединениями) — внебюджетныефонды объединений.[10]
Внебюджетныефонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий иорганизаций независимо от форм собственности (далее — предприятия иобъединения) в размере 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг),а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и организациями всебестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с УказомПрезидента Российской Федерации от 22декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и вовзаимоотношениях бюджетов различных уровней». Указанныеотчисления предприятиями и организациями не производятся, если реализуемаяпродукция (работы, услуги) изготовлялась для государственных нужд и еепроизводство финансировалось за счет бюджетных ассигнований. Для осуществленияопераций по поступлению и расходованию средств внебюджетных фондов в банкахоткрываются счета федеральным министерствам, иным федеральным органамисполнительной власти, а также объединениям.
Федеральныеминистерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а такжеобъединения в соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранениюнаучно-технического потенциала Российской Федерации» ежеквартальноперечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств,поступающих в их внебюджетные фонды; для финансирования НИОКР,покоторым они являются государственными заказчиками, могутнадоговорной основе консолидировать в своих внебюджетныхфондахчасть средств внебюджетных фондов объединений, находящихся в составе иливедении указанных федеральных органов исполнительной власти. Размер средств,перечисляемых объединениями во внебюджетные фонды министерств и ведомств,устанавливается в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительнойвласти с объединениями.
Министерствопромышленности, науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетныхфондов в порядке, определяемом совместно с Министерством финансов РФ, ведетреестр внебюджетных фондов.
Средствавнебюджетных фондов направляются на финансирование:
 -НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов;
 -по разработке новых и совершенствованию применяемых технологий; мероприятий поповышению технического уровня продукции;
 -работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также вобласти охраны труда и техники безопасности;
 -по разработке нормативных и конструктивных материалов и др.
Этисредства могут размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случаеполученные доходы в виде процентов облагаются налогом на прибыль по установленнойставке, а оставшаяся часть направляется на увеличение средств соответствующихвнебюджетных фондов.
Контрольза целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерствопромышленности, науки и технологий РФ и Министерство финансов РФ. В случаенецелевого расходования средств они имеют право отменить регистрациювнебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленныхнарушений и их последствий регистрация может быть возобновлена.
3.2Государственный внебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевойбазы
Действует всоответствии с Положением о фонде, утвержденным постановлением ВерховногоСовета РФ от 25.04.93 г. № 4546-1.
Средства фондаформируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы,которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от формсобственности, в том числе юридические лица и граждане других государств,осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ееконтинентального шельфа и морской исключительной экономической зоны.
Объектомналогообложения при определении отчислений на воспроизводствоминерально-сырьевой базы является стоимость реализованного сырья илиреализованной продукции, полученных из полезных ископаемых, добытых предприятиями,за вычетом налога на добавленную стоимость, акциза.
До утверждения вустановленном порядке налоговых ставок применяются ставки отчислений навосстановление минерально-сырьевой базы согласно Положению о фонде.
Ежегодно до началаследующего календарного года Роскомнедра представляет Минфину России иГосналогслужбе РФ уточненные сведения о размерах отчислений на воспроизводствоминерально-сырьевой базы для конкретных мероприятий.
По истечениикалендарного года производится уточнение суммы отчислений на финансированиегеологоразведочных работ с зачислением неиспользованных или использованных непо назначению средств в федеральный бюджет.
В соответствии состатьей 40 Закона РФ “О недрах” освобождаются от уплаты в бюджет отчислений навоспроизводство минерально-сырьевой базы следующие категории пользователей:
·  собственники,владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычуобщераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем или арендуемом имиземельном участке непосредственно для своих нужд;
·  пользователинедр, ведущие региональные геолого-физические работы, геологическую съемку,другие геологические работы, направленные на общее изучение недр;
·  пользователинедр, получившие участки для образования особо охраняемых геологическихобъектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительноеи иное значение (заказники, заповедники).
Сумма отчислений навоспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщикомсамостоятельно, исходя из облагаемого оборота по реализации продукции,полученной из полезных ископаемых и предусмотренных ставок[11].
Датой совершенияоборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых, считаетсядень поступления средств за реализованную продукцию на счета предприятий вучреждения банков.
В тех случаях, когда уплательщика метод определения выручки от реализации установлен по мереотгрузки, датой совершения оборота считается день отгрузки и предъявленияпокупателю расчетных документов.
Суммы отчислений, атакже суммы фактического финансирования за счет собственных средствнедропользователей включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых.
3.3 Фонд инвестированияжилищного строительства
На основе УказаПрезидента РФ “О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестированияжилищного строительства” от 24.12.94 г. формируются внебюджетные фонды развитияжилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок создания и использованиярегиональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства.
Фонды инвестированияжилищного строительства создают субъекты Федерации и местные органысамоуправления как региональные внебюджетные (экономические) фонды.Правительство РФ утвердило примерный порядок создания и использованиярегиональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства.
Основнымизадачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищногостроительства являются:
 -создание условий для привлечения внебюджетных источников финансированияжилищной сферы;
 -эффективное использование средств на формирование рынка жилья;
 -содействие развитию производственной базы домостроения.
Средствафондов формируются за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан,целевых кредитов под гарантии органов местного самоуправления, дивидендов отопераций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средствафонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службойфонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальнойинфраструктуры, строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства(ЖКХ), социальная поддержка малоимущим группам населения для оплатыстроительства и содержания жилья.[12]
3.4Дорожный фонд
Дорожныефонды создаются в качестве целевых во многих государствах. На территории Россииони образованы с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РФ «О дорожныхфондах в РСФСР». Данный закон предусматривает образование финансовых ресурсовдля содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общегопользования (внегородских автомобильных дорог) и определяет общие правовыеосновы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти,назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.Их средства формируются, главным образом, за счет специальных налогов и сборовсогласно указанному Закону.
Целевыевнебюджетные дорожные фонды образуются за счет:
•налога на реализацию горюче-смазочных материалов;
•налога на пользователей автомобильных дорог;
•налога с владельцев транспортных средств;
•налога на приобретение автомобильных средств (кроме приобретаемых в личное пользованиегражданами легковых автомобилей);
•акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Налогиустанавливаются в процентах от сумм реализации горюче-смазочных материалов(ГСМ). Взимается также налог с владельцев автотранспорта по определеннымтарифам, рассчитанным на рабочий объем двигателя транспортного средства.
Финансированиезатрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительствомавтомобильных дорог общего пользования осуществляется за счет целевыхвнебюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде РФ и вДорожных фондах субъектов РФ.
СредстваФедерального дорожного фонда направляются на финансирование содержания,ремонта, реконструкции строительства автомобильных дорог общего пользования,относящихся к Федеральной собственности, а также затрат на управление дорожнымхозяйством. Средства территориальных дорожных фондов направляются нафинансирование содержания, ремонта, реконструкции строительства автомобильныхдорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Федерации, атакже затрат на управление дорожным хозяйством.
Такимобразом, можно сделать следующие выводы:
1.Наряду с фондами социального назначения существуют и фонды экономическогоназначения. К ним относятся сейчас территориальные дорожные, экологические идругие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов,доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическуюнаправленность. Экономические фонды предназначены длярегулирования экономических процессов.
2.Экономическиефонды создавались, главным образом, для финансирования научных исследований,для стабилизации и развития отраслей, материально-технического обеспеченияотдельных ведомств (правоохранительных, фискальных и др.). Наиболее крупные изних — Российский фонд технологического развития и почти 20 отраслевыхвнебюджетных фондов НИОКР.

4. Деятельность фондаобязательного медицинского страхования в
городе Бугульма
Государственноеучреждение «Фонд обязательного медицинского страхования РеспубликиТатарстан» создано для реализации государственной политики в областиобязательного медицинского страхования граждан как составной частигосударственного социального страхования в Республике Татарстан. Фонд являетсянекоммерческой организацией в форме государственного учреждения(самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитнымучреждением).
Для выполнения своихуставных задач Фонд создает в городах и районах Республики Татарстан филиалы.
Филиалы действуют отимени Фонда в соответствии с положениями, утвержденными исполнительнымдиректором Фонда. Руководители филиалов назначаются исполнительным директоромФонда и действуют на основании выданной им доверенности.
Фонд имеет филиалы: N 1в г. Казани, N 2 в г. Бугульме, N 3 в г. Буинске, N 4 в г. Елабуге, N 5 в г.Альметьевске, N 6 в г. Набережные Челны, N 7 в г. Чистополе. (в ред.Постановления КМ РТ от 22.11.2004 N 504)
Рассмотрим подробнеедеятельность филиала фонда обязательного медицинского страхования РеспубликиТатарстан в городе Бугульма.
Филиал Фонда:
 - проводит регистрациюплательщиков страховых взносов на территории Бугульмы и Бугульминского района;
 - создает банк данныхпо всем субъектам медицинского страхова закрепленным за ними городам (районам),включая филиалы страховщике осуществляют анализ собираемой информации;
 - осуществляет сбор ианализ информации о стоимости медицинской помощи, иной статистическойинформации;
 - осуществляетвзаимодействие с органами исполнительной власти Республики Татарстан, медицинскимиучреждениями, страховщиками и другими организациями по вопросам обязательногомедицинского страхования;
 - осуществляетконтроль за качеством и доступностью оказания медицинской помощи застрахованнымгражданам.
Принципы обязательногомедицинского страхования, а также их сущность представлены в приложении 3.
В качестве субъектовмедицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховаямедицинская организация, медицинское учреждение.
Таблица 4.1. Отчет одоходах и использовании средств обязательного медицинского страхования Бугульмы(тыс. руб.)Наименование Утверждено Фактически исполнено I. Доходы     Остаток денежных средств на 01.01.2008 3162,1 5426,1 Страховые взносы предприятий, учреждений, организаций 9594,0 12933,3 Платежи из бюджета на неработающее население 4306,0 4396,5 Доходы, полученные от размещения нормированного запаса 100,0 99,1 Пени, штрафы   1326,5 Средства на выравнивание условий деятельности ФОМС   3197,0 Прочие поступления 1500,0 2813,7 Итого доходов 18662,1 26944,6
Остаток денежныхсредств на 01.01.2008 г. является переходящим и соответствует остатку денежныхсредств территориального фонда обязательного медицинского страхования на конецпредыдущего года. Остаток денежных средств на 01.01.2009 равен 5426,1 тыс.руб.
Страховые взносыпредприятий, учреждений, организаций — финансовые средства, перечисленныеплательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование(предприятиями, организациями и лицами, занимающимися индивидуальной трудовойдеятельностью, свободных профессий и иных хозяйствующих субъектов независимо отформ собственности) в фонды обязательного медицинского страхования.
Утвержденная суммастраховых взносов предприятий, учреждений, организаций составила 9594,0тыс.руб. Фактически собрано 12933,3 тыс.руб., в том числе взаимозачеты — 1008,9тыс.руб.
Плательщики — юридические лица уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок,установленный для получения заработной платы за истекший месяц.
Граждане, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица, уплачиваютстраховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этойкатегории граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге сфизических лиц.
Физические лица,нанимающие граждан по договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам.
Платежи из бюджета нанеработающее население — финансовые средства, перечисляемые органамиисполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающегонаселения в территориальный фонд обязательного медицинского страхованиясогласно утвержденному бюджету субъекта Российской Федерации.
В бюджете Бугульмывеличина платежей на обязательное медицинское страхование была предусмотрена всумме 43069,0 тыс.руб.
Фактически из бюджетаполучено 43961,5 тыс.руб., в том числе взаимозачеты — 7450,3 тыс.руб.
Доходы, полученные отразмещения нормированного запаса — доходы, полученные от размещениянормированного страхового запаса в банковских учреждениях, на депозитах и вгосударственных ценных бумагах.
Пени, штрафы-финансовые санкции, взысканные со страхователей, страховых медицинскихорганизаций и прочих организаций при допущенных ими нарушениях.
В 2008 году пеней иштрафов было взыскано на общую сумму 1326,5 тыс.руб.,
в том числе:
со страхователей — 1322,5 тыс.руб.,
в том числевзаимозачеты — 208,9 тыс.руб.,
со страховыхмедицинских организаций — 10,4 тыс.руб.,
прочие штрафы — 1,4тыс.руб.
Прочие поступления — возврат средств за лечение граждан других субъектов Российской Федерации,возврат ранее размещенных временно свободных финансовых средств и другиепоступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Утверждено 1500,0тыс.руб.
Фактически былополучено 2813,6 тыс.руб.,
в том числе:
— возврат средств залечение граждан др. субъектов РФ — 8611,8 тыс.руб.,
— возврат средствфинансирования из СМО (резервы) — 7922,9 тыс.руб.,
— возврат денежныхсредств по отдельным мероприятиям — 4462,1 тыс.руб.,
— погашение дебиторскойзадолженности — 2261,0 тыс.руб.,
в том числевзаимозачеты — 410,0 тыс.руб.,
— другие прочиепоступления — 809,5 тыс.руб.
Расходы
Финансирование отдельных мероприятий поздравоохранению" — финансовые средства, направляемые на профилактическиемероприятия, приобретение медикаментов, приобретение медицинского оборудования,санитарного транспорта и другие мероприятия за счет средств территориальногофонда обязательного медицинского страхования.
В 2008 году на финансирование отдельных мероприятий поздравоохранению было утверждено 12000,0 тыс.руб.
Всего на финансирование мероприятий, утвержденных Комитетомпо здравоохранению администрации Бугульмы, было направлено 3957,7 тыс.руб.,
из них взаимозачеты — 2011,0 тыс.руб.,
в том числе:
на приобретение медикаментов — 480,6 тыс.руб.,
на приобретение медицинского оборудования — 3181,0тыс.руб.,
на прочие мероприятия (текущий ремонт и др.) — 294,1тыс.руб.
Прочие расходы — финансовые средства, предоставленныетерриториальным фондом обязательного медицинского страхования прочиморганизациям, возврат излишне перечисленных взносов, возврат кредитов ипроцентов банку по кредитам и другие.
Средства, утвержденные на 2008 год на финансирование прочихрасходов, составили 5500,0 тыс.руб.
Фактически ФОМС израсходовал 2767,2 тыс.руб.,
в том числе:
— возврат плательщикам излишне перечисленных страховыхвзносов из ФОМС — 149,8 тыс.руб.,
— возврат излишне перечисленных страховых взносов ифинансовых санкций из ТФ ОМС — 973,1 тыс.руб.
— телеграфные расходы — 1,6 тыс.руб.,
— оплата юридических консультаций и госпошлина — 6тыс.руб.,
— перечислены средства ФОМС для Государственнойпедиатрической медицинской академии — 3900,0 тыс.руб.
— корректировка дебиторской задолженности — 2264,0 тыс.руб.
Итого расходов — сумма всех расходов ФОМС за 2008 год.
За 2008 год сумма всех расходов ФОМС составила:
утверждено — 1409,3тыс.руб.
фактически — 1776,6тыс.руб.
Остаток денежныхсредств на 01.01.2009 — остаток денежных средств территориального фонда наконец 2008 года.
Фактический остатокденежных средств на 01.01.2000 — 8477,5 тыс.руб.
Страховые взносы предприятий, учреждений и организаций наобязательное медицинское страхование
Сумма собранных страховых взносов от предприятий,учреждений и организаций возросла в 2008 году на 4991,6 тыс.руб. по сравнению с2007 годом.
Применяемые меры позволили в 2008 году добитьсязначительного замедления роста задолженности плательщиков страховых взносов.Так, если в 2007 году отношение задолженности, образовавшейся за год, к сумместраховых взносов, собранных за тот же год, составляло 11,6%, в 2007 году — 4,5%, то в 2009 году этот показатель удалось удержать на уровне 1%. Вабсолютных показателях средний прирост просроченной задолженности в 2007-2008годах составлял 212 тыс.руб. в квартал, в то же время за весь 2008 годзадолженность увеличилась на 1029,8 тыс.руб., т.е. составила 253 тыс.руб. вквартал.
На 1 января 2009 года сумма просроченной задолженности постраховым взносам составила 2146,4 тыс. руб.
В 2008 году, так же как и в предыдущие годы, погашениепросроченной задолженности плательщиков страховых взносов осуществлялосьследующими способами в соответствии с законодательством:
— бесспорное взыскание задолженности плательщиков страховыхвзносов;
— реструктуризация задолженности путем предоставленияотсрочек и рассрочек;
— погашение задолженности посредством проведениявзаимозачета.
Погашение задолженностипутем проведения взаимозачетов ФОМС в 2008 году было проведено по страховымвзносам на общую сумму 1029,76 тыс.руб., в том числе в счет погашения недоимкипо страховым взносам — 1008,91 тыс.руб., в счет погашения финансовых санкций — 208 тыс.руб. Проведение взаимозачетов позволило осуществить в значительномобъеме погашение кредиторской задолженности медицинских учреждений передпоставщиками работ и услуг. С поставщиками тепло-энергоуслуг и услугводоснабжения было проведено взаимозачетов на общую сумму 962,7 тыс.руб.; былипроведены взаимозачеты с поставщиками медицинского оборудования, медикаментов ипродуктов питания, а также на техобслуживание инженерных сетей, текущий ремонтзданий, помещений.
/>
Рис. 4.1.Доходы системы ОМС на территории Бугульмы и Бугульминского района за1994–2007гг. (руб.)[13]
С каждым годом доходы системы ОМС на территории Бугульмы и Бугульминского районарастут. Данную тенденцию мы можем проследить на рис.4.1.
По состоянию на 1 июня2009 года по решениям исполнительных комитетов лимиты направления средств вдоход Фонда ОМС на 2009 год из местных бюджетов уменьшены на 58,1 млн. рублей.Из них Бугульминский муниципальный район – 0,1 млн.руб. Кроме того, внесеныизменения в графики направления средств за 5 месяцев 2009 года в частиуменьшения плана за январь-май и увеличения плана на ноябрь-декабрь 2009 годана сумму – 53,4 млн. рублей.
Уточненный лимитпоступлений за 5 месяцев 2009 года из местных бюджетов в доход Фонда ОМС РТ наодноканальное финансирование медицинских учреждений согласно утвержденныхграфиков составляет – 1 млрд. 328 млн. рублей.
Одновременно в счетперечислений за июнь 2009 года из местных бюджетов за 5 месяцев 2009 годапоступило 1,9 млн. рублей (Альметьевский, Бугульминский, Спасский районы).

Заключение
В данной работе сделанапопытка раскрыть теоретическую основу вопроса. Очевидно, что из-за чрезмернойобширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе всестороны этой проблемы. В ходе работы над курсовым проектом были рассмотренысущность внебюджетных фондов РФ, их роль в финансовой системе, виды фондов,источники формирования и направления использования средств фондов. Былиподведены итоги о проблемах функционирования внебюджетных фондов и перспективыих развития. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторыевыводы, обобщая анализ рассмотренного вопроса.
Внебюджетные фонды —это обособленная часть финансовых ресурсов органов государства и местногосамоуправления, формируемая за счет специальных источников, используемых поцелевому назначению. Для организации финансирования целевых общегосударственныхзадач используются соответствующие внебюджетные фонды.
В настоящее время вРоссийской Федерации предприятия осуществляют платежи в следующие внебюджетныефонды:
1. Социальныевнебюджетные фонды:
· Пенсионныйфонд Российской Федерации;
· фондыобязательного государственного медицинского страхования;
· Фондсоциального страхования.
2. Специальные фонды:
· дорожныефонды;
· природоохранныефонды;
· фондыразвития территорий;
· отраслевыеи межотраслевые фонды НИОКР.
3. Негосударственныефонды (негосударственные пенсионные фонды, общественные фонды и т.п.).
Социальные внебюджетныефонды формируются, как правило, за счет отчислений предприятий-работодателей.
Значение внебюджетныхсоциальных фондов состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц,нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровеньдоходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее.
Основными задачамидеятельности Внебюджетных фондов в Российской Федерации являются:
— обеспечениеустойчивости финансовой системы обязательного страхования на основеэквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социальногострахования;
— введение всеобщегообязательного характера социального страхования;
— гарантированиесоблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков иисполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо отфинансового положения страховщика;
осуществлениегосударственного регулирования системы обязательного социального страхования;
— введениеобязательности уплаты страхователем страховых взносов или налогов;
— нести ответственностьза целевое использование средств обязательного социального страхования;
— обеспечение надзора иобщественного контроля др.
Мы думаем, чтодальнейшее развитие внебюджетных фондов позволит улучшить жизнь россиян. Приэтом все изменения, связанные с изменением процентов взносов должны вовремя доводитсядо граждан и рассчитываться из ходя из суммы их доходов. Кроме того, совершенствованиесистемы сбора и распределения страховых взносов приведёт к благополучнойситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене. Помимо точнопросчитанных и экономически обоснованных методов решения проблем, необходимовнедрять и рационализаторские идеи, которые будут также не менее грамотнопросчитаны, желательно на несколько лет вперед.
Процесс создания,распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан совсеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями вобществе. Поэтому при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимоучитывать внешние факторы, так как все «жизнедеятельные» отрасли тесно связаны другс другом и изменения в качественно лучшую сторону одних, ведёт к негативнымпоследствиям других.

Список использованнойлитературы
1. Государственные и муниципальныефинансы / Под ред. Г.Б.Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2006.
2. Губанов С. Политика нового этапа:цель и средство.//Экономист, 2006, №11, с. 8.
3. Журавлева Н.В. Финансы и кредит.Краткий курс лекций. – М.: Экзамен, 2005.
4. Ковалев. Финансы и кредит. –М.: Финансы и статистика,2005.
5. Левин. Финансы и кредит: Учебноепособие. – М. -2005.
6. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. —М.: ИНФРА-М, 2007
7. Мысляева И.М.Государственные имуниципальные финансы. – М.: Инфра-М,2007
8. Садыкова Р.Ш. Учебное пособие:Финансы и кредит. Альметьевский государственный нефтяной институт, 2007
9. Роик, В.Д. Природа страховых взносов и налогов//Экономист, 2007, №1, с. 15.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит:Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007.
11. Финансы в системе государственного имуниципального управления / Под ред. Л.А. Бабурина. — М., Ростов-на Дону:Издательский центр «МарТ», 2005.
12. Федотов Д.Ю. О формировании доходоввнебюджетных фондов России // Финансы. — 2006. — N 7. — С.61-63.
13. Шпаргалкапо финансам и кредиту: Ответы на экзаменационные билеты. Ермасова Н.Б., ЗамедлинаС.Г., Новикова Н.А. — М.: Аллель-2000, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.