Внутренний государственныйдолг РФ,
проблемы эффективногоуправления.
Дата регистрациипредставительством: «___» марта 2008г.
Дата регистрацииинститутом: «___» марта 2008г.
Дата регистрациикафедрой: «___» марта 2008г.
Проверил:
Содержание
Введение……………………………………………........…………............……..3
1. Государственный долг
1.1 Понятие и значениегосударственного долга.................................................5
2. Внутренний государственный долг
2.1 Состояние внутреннегогосударственного долга……………...….….……10
2.2 Реструктуризация государственногодолга..................................................10
2.3 Государственные и муниципальныегарантии……………………….....…13
2.4 Государственная долговая книга…………………………………………..15
2.3 Обслуживание государственногодолга........................................................16
3. Управление внутреннимгосударственным долгом
3.1 Принципы управлениягосударственным долгом…....................................18
3.2 Государственные ценные бумаги какинструмент управления государственнымдолгом………………..............................................................19
3.3 Стабилизационные фонд и его рольв управлении государственнымдолгом………………………………....................................................................21
Заключение………………..…………………………............……………….….23
Списоклитературы……………………………………...........………………...25Введение
Я выбрала эту тему, таккак в данный момент, на мой взгляд, она является одной из самых актуальных дляРоссии. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когданеобходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходиморассчитаться с прошлыми долгами.
Во-первых, что же такоеуправление государственным долгом?
Управлениегосударственным долгом — это совокупность мероприятий государства, направленныхна погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направленийфинансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних ивнутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Кмероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся:выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставлениегарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска иразмещения новых государственных долговых обязательств и др… Выполнениемероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управлениягосударственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга,объективной оценке его текущего состояния. Для оценки государственного внешнегодолга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга и объема экспортав денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживаниегосударственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровеньдолгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгомпредставляет собой непрерывный процесс, включающий несколько этапов:привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение иобслуживание долговых обязательств. Государственные долговые обязательствапогашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежныхсредств, полученных от продажи государственной собственности, а также новыхзаимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить наадминистративные и финансовые. Административные методы основаны на быстром ичетком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти иуправления; они не предусматривают оценку экономической эффективности ирезультатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методысостоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга спомощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта отпривлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением иобслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовыхметодов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическимифакторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудностис выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживаниюгосударственной задолженности, используются: рефинансирование,реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование исписание государственных долгов. Управление государственным долгомнепосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудногопроцента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальныйсектор экономики.
В курсовой работе яхотела рассмотреть внутренний государственный долг, а также структуру исостояние государственного долга на данный момент.
Проблема государственныхзаимствований - одна из острейших в российской экономике. Размергосударственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним изприоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказываетна состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционированиеэкономики в целом.
Система государственныхзаимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитииэкономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственнымдолгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состоянияфинансовой системы.
1.Государственный долг
1.1Понятие и значение государственного долга
Основную массу денежныхресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд,государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условияхдестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижениягосударственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своихрасходов средства из других источников. Основной формой государственныхзаимствований является государственный кредит.
Государственный кредитпредставляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщикомвыступает государство в лице его органов, а кредиторами — физические июридические лица. В сфере международных отношений государство выступаетодновременно и кредитором, и заемщиком[1].
Как один из видов кредитагосударственный кредит предоставляется на началах вероятности и платности;однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческогокредитов.
Во — первых,аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовыересурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производствематериальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.
Банковский кредит — этодвижение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям иорганизациям для обеспечения непрерывности процесса расширенноговоспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такогокредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредиторзаинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того,производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованныхресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором всилу его экономических интересов носит производительный характер.
Во — вторых, при предоставлениибанковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретныематериальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государствомобеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.
Функционированиегосударственного кредита ведет к образованию государственного долга.Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашеннымдолговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты[2].Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срокапогашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженностигосударства, по которой не наступил срок платежа и которая не может бытьпредъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгомназывается задолженность государства по обязательствам, по которым наступилсрок платежа.
В современных условияхисполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватаетналоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительстваот использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, чтоих место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкогоувеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возросгосударственный долг России, как внутренний, так и внешний.
Значительные размерыгосударственного долга отражают кризисное состояние экономики России.Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводитк росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга иуменьшению государственных расходов по другим направлениям.
Такие масштабыгосударственного долга требуют и соответствующего управления им. Одним изметодов регулирования является утверждение законодательной властью его верхнихпределов. Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2000 год» установленверхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1января 2001г.: по долговым обязательствам — в сумме 593,2 млрд. руб., поцелевым долговым обязательствам — в сумме 30 млрд. руб. Этим же закономустановлен и предельный размер государственных внешних заимствований РФ(несвязанных финансовых кредитов) на 2000г. в сумме до 9,0 млрд. долл. США.
Обслуживаниегосударственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ.
В федеральный долг невключаются долговые обязательства национально- государственных иадминистративно- территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов,если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальнымзаймам несут органы, их выпустившие.
Государственныйвнутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряженииПравительства РФ.
Выплата доходов по займами их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях.когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не всостоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительствовынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, иликонверсии — уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России — это покрытие дефицита бюджета и рефинансированиепредыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должнабыть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Ростгосударственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтомугосударственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом какфактом своего происхождения.
Ведущими методамифинансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия ивыпуск государственных займов.
Наиболее целесообразнымявляется выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае передгосударством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимальногосочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровнямдоходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикойиспользуются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалосьдолгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии –среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.
Различают внешний ивнутренний государственный долг.
Отметим, что в Россиисложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ «Огосударственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил делениегосударственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию.Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешниев соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся квнутреннему долгу, а валютные — к внешнему.
В мировой же практикесуществуют следующие определения:
Внешний государственныйдолг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этотдолг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценныетовары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и самдолг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия,после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний долг – этодолг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму:кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленныхпосредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговыхобязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года),среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаютсядолги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Внутренние долговыеобязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в формеэмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполненияфедерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейсязадолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы ивключаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, товторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующихзаконодательных актов.
Нарастание внутреннегодолга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнегодолга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит,однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствиякоторых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашениегосударственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутристраны.
Рост государственногодолга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых, выплатапроцентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах,поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована унаиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннегодолга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоевнаселения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями,становится еще богаче.
Во-вторых, повышениеставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или егоуменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развитияпроизводства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованныепредприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существованиевнешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта зарубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
В-четвертых, роствнешнего долга снижает международный авторитет страны.
В-пятых, когдаправительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга илиуплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит кувеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собойснижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, врезультате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшеннымпроизводственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательнымипоследствиями.
За последние годыпроизошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национальногодолга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный икорпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение долигосударственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративногодолга обусловливают необходимость анализа его тенденции и динамики.
Трансформация внешнегогосударственного долга во внутренний государственный долг. Внешнийгосударственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. Врезультате с 2002 г. началось быстрое увеличение внутреннего государственногодолга. В 2006-2008 гг. в соответствии с прогнозом социально-экономическогоразвития России политика замещения внешнего долга внутренним продолжится. Еслина начало 2004 г. внутренний долг — составлял 19,4% внешнего, то на конец 2008г. эта величина возрастет до 92,3%.
Таким образом, подуправлением государственным долгом понимается совокупность финансовыхмероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельныхзначений государственного долга, выпуском и погашением займов, организациейвыплат доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.
2.Государственный долг
2.2Состояние государственного долга.
Доходы Федерального бюджетазапланированы в объеме:
— на 2007 год 5.828,5млрд. рублей, расходы 4.892,4 млрд. рублей;
— на 2008 год 6.587,4млрд. рублей, расходы 5.621,6 млрд. рублей;
— на 2009 год 7.034,0млрд. рублей, расходы 6.083,0 млрд. рублей.
В целом за 2007-2009 годыобъем государственного долга увеличится на 145,1 млрд. рублей. До сих порРоссия сокращала внешний долг, замещая его внутренним, а с 2008 года будутбраться займы не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.
Федеральным Законом офедеральном бюджете был установлен верхний предел государственного внутреннегодолга Российской Федерации на 1 января 2008 года по долговым обязательствамРоссийской Федерации в сумме 1 363 256 345,5 тыс. рублей. ПравительствоРоссийской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценныхбумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящемк превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долгаРоссийской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.[3]
Министерство ФинансовРоссийской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннегодолга в виде бюллетеней. На 24 марта 2008 года государственный внутренний долгРоссийской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352,404 млн.рублей. И только за январь – март 2008 года было уже привлечено 44.542,246 млн.рублей.[4]
Приложение 1,2,3
2.2Реструктуризация государственного долга
Под реструктуризациейдолга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств,составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанныхдолговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающимидругие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долгаможет быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основногодолга.
Сумма расходов наобслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов наобслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная суммавключается в общий объем реструктурируемых обязательств.
Предельные объемыгосударственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределывнешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый годутверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Предельный объемгосударственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышатьгодовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнегодолга Российской Федерации.
Правительство РоссийскойФедерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свышеустановленного федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, еслипри этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнегодолга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамкахустановленного предельного объема государственного внешнего долга.
Правительство РоссийскойФедерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования спревышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долгавместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживаниегосударственного долга в рамках установленного федеральным законом офедеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга(суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации непредусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод.
Законом субъектаРоссийской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления оместном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхнийпредел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга с указанием, втом числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальнымгарантиям.
Предельный объемгосударственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга недолжен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовойпомощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Программа государственныхвнутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований представляет собой перечень внутренних заимствованийРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образованийна очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований,направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных,муниципальных долговых обязательств.
В случае выпуска долговыхобязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в видеобособленного имущества программа государственных внутренних заимствованийРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образованийдолжна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств,выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, котороеможет служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.
Программа государственныхвнутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований представляется федеральным органом исполнительнойвласти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерациисоответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложенияк проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.
В программугосударственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований в обязательном порядкевключаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такиесоглашения не утратили силу в установленном порядке.
Поступления в бюджетсредств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджетекак источники финансирования дефицита бюджета.
Все расходы наобслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценойразмещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальнымценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживаниегосударственного или муниципального долга.
Доходы, полученные отразмещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающейноминальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонногодохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене нижецены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживаниегосударственного или муниципального долга в текущем году.
Погашение основной суммыдолга Российской Федерации, долга субъекта Российской Федерации, муниципальногодолга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований,учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путемуменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
В случае выпускагосударственных или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполненияобязательств по которым является обособленное имущество, находящееся вгосударственной или муниципальной собственности, в соответствии с условиямиэмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществлятьсяпутем передачи в собственность владельцев этих государственных илимуниципальных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанныхгосударственных или муниципальных ценных бумаг.
При исполненииобязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам, гарантиейисполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путемпередачи кредиторам указанного имущества размер государственного илимуниципального долга уменьшается на величину основного долга по погашаемымтаким образом обязательствам.
2.3Государственные и муниципальные гарантии
Государственной илимуниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств,в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РоссийскойФедерации или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательствоотвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальнаягарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Письменная формагосударственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдениеписьменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет еенедействительность (ничтожность).
В государственной илимуниципальной гарантии должны быть указаны:
сведения о гаранте,включающие его наименование (Российская Федерация, субъект РоссийскойФедерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантиюот имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.
Срок гарантииопределяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант погосударственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственностьдополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательствогаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующейобъему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателягарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченныхтретьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме впорядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долгРоссийской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению всоставе расходов бюджетов как предоставление кредитов. Если платежи в качествегаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта кдолжнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных имуниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицитасоответствующего бюджета.
Общая суммапредоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспеченияобязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственноговнутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый годутверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемыеотдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию илиюридическому лицу на сумму, превышающую 1 000 000 минимальных размеров оплатытруда.
Общая суммапредоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспеченияобязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнегодолга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Кроме того, должныотдельно утверждаться государственные гарантии Российской Федерации на сумму,превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставлениегосударственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств виностранной валюте утверждается в порядке, предусмотренном для государственныхвнешних заимствований в составе Программы государственных внешних заимствованийРоссийской Федерации.
При исполненииполучателем государственной гарантии Российской Федерации своих обязательствперед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается внешний либовнутренний государственный долг Российской Федерации, что отражается в отчетеоб исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другойорган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РоссийскойФедерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанныхгарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиямиРоссийской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей повыданным гарантиям.
На основании данных этогоучета Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантияхпо всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателямиобязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государствомплатежей по выданным гарантиям.
Государственные гарантииРоссийской Федерации предоставляются Правительством Российской Федерации.Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный органпредставляет Правительство Российской Федерации на всех переговорах опредоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключаетсоответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.
В случае предоставлениягосударственной гарантии Российской Федерации Министерство финансов РоссийскойФедерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации органисполнительной власти обязаны провести проверку финансового состоянияполучателя государственной гарантии Российской Федерации.
Предоставлениегосударственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий
Государственные гарантиисубъектов Российской Федерации и муниципальные гарантии предоставляютсясубъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицамдля обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре опредоставлении государственной или муниципальной гарантии должно быть указанообязательство, которое ею обеспечивается.
Законом (решением) обюджете на очередной финансовый год должен быть установлен переченьпредоставляемых отдельным субъектам Российской Федерации, муниципальнымобразованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процентарасходов соответствующего бюджета.[5]
Общая суммапредоставленных гарантий включается в состав долга субъекта РоссийскойФедерации, муниципального долга как вид долгового обязательства.
При исполненииполучателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующуюсумму сокращается долг субъекта Российской Федерации, муниципальный долг, чтоотражается в отчете об исполнении бюджета.
Соответствующийфинансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателямиуказанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, атакже учет осуществления платежей по выданным гарантиям.
На основании данных этогоучета представительному органу власти представляется подробный отчет о выданныхгарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этимиполучателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществленииплатежей по выданным гарантиям.
Государственные гарантиипредоставляются соответствующим органом исполнительной власти. Муниципальныегарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления. Вслучае предоставления государственной или муниципальной гарантиисоответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состоянияполучателя указанной гарантии. Представительный орган может поручитьконтрольному органу субъекта Российской Федерации, муниципального образованияпровести проверку финансового состояния получателя государственной илимуниципальной гарантии.
2.3Государственная долговая книга.
В Российской Федерациидействует единая система учета и регистрации государственных заимствованийРоссийской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образованиярегистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации.
Министерство финансовРоссийской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долгаРоссийской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации).
Информация о долговыхобязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами вГосударственную долговую книгу Российской Федерации, государственную долговуюкнигу субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, непревышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.
Информация, внесенная вмуниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущемугосударственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации,затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговуюкнигу Российской Федерации, в порядке и сроки, которые установлены этиморганом.
В Государственнуюдолговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговыхобязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновенияобязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанныхобязательств полностью или частично, а также другая информация. Состав, порядоки сроки представления информации устанавливаются Правительством РоссийскойФедерации.
В государственнуюдолговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объемедолговых обязательств субъекта Российской Федерации (в том числе гарантий) повсем государственным заимствованиям субъекта Российской Федерации, о датеосуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполненииуказанных обязательств полностью или частично, а также другая информация,состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации.
В муниципальную долговуюкнигу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальныхобразований (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствований, формахобеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью иличастично, а также другая информация, состав которой устанавливаетсяпредставительным органом местного самоуправления.
2.4Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Затраты по размещению,выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерацииосуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживаниегосударственного внутреннего долга Российской Федерации производится БанкомРоссии и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РоссийскойФедерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательствРоссийской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по нимили в иной форме. Выполнение Банком России, другим специализированнымфинансовым институтом функций генерального агента Правительства РоссийскойФедерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, ихпогашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основеспециальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функцииэмитента государственных ценных бумаг. Банк России осуществляет функциигенерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долгабезвозмездно.
Оплата услуг агентов поразмещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределахнорм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средствфедерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации,муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами,законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местногосамоуправления.
3.Управлениегосударственным долгом.
3.1.Принципыуправления государственным долгом.
В основу управлениягосударственным долгом положены следующие принципы:
— безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перединвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
— единство учета — учет впроцессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг,эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерациии органами местного самоуправления;
— единство долговойполитики — обеспечение единого подхода в политике управления государственнымдолгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации имуниципальным образованиям;
— согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов игосударства-заемщика;
— снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора,так и риски инвестора;
— оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательствпо ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшееотрицательное влияние на экономику страны;
— гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрахзаймов всем заинтересованным в ней пользователям.
Управлениегосударственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие:прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управлениямогут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятиеуправления государственным долгом может рассматриваться в широком и узкомсмысле.
Управлениегосударственным в широком смысле предполагает:
— формирование политики вотношении государственного долга;
— определение основныхпоказателей и предельных значений государственной задолженности;
— определение основныхнаправлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
— определениеприоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.
Политика в отношениигосударственного долга и его верхний предел определяются законодательнымиорганами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительнаявласть.
Управлениегосударственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
— рефинансирование — погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
— конверсия — изменениедоходности займа;
— консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным срокомпогашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государстваустранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случаемассовых требований по погашению задолженности;
-новация — соглашениямежду государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамкаходного и того же кредитного договора;
— унификация — решениегосударства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
— отсрочка — консолидацияпри одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
— дефолт — отказгосударства от уплаты государственного долга.
3.2 Государственныеценные бумаги как инструмент управления государственным долгом.
Основной формойгосударственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем,что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организацийпривлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпускаи реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценнымибумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которыхдолжником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В зависимости отспособности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумагиподразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типомгосударственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могутсвободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.
Не рыночныегосударственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Онипредставляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг немогут быть проданы их владельцем третьему лицу.
В зависимости от срокаобращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
Кроме того, ценные бумагиразделяются на наличные документированные) и безналичные, в том числесуществующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
Мировой практике известнынесколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в ихчисле:
— установлениефиксированного процентного платежа;
— применение ступенчатойпроцентной ставки;
— использование плавающейставки процентного дохода;
— индексированиеноминальной стоимости ценных бумаг;
— реализация долговыхобязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены;
— проведение выигрышныхзаймов.
В мировой практике чащевсего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полнаядоходность.
Показатель полнойдоходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвесторапростая и эффективная доходность к погашению. Эффективная доходность кпогашению учитывает сложные проценты. Расчет осуществляется методомитерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:
— первоначальная цена,уплаченная за облигацию;
— частота выплат доходапо купону;
— дата погашенияоблигации;
— основная сумма, котораядолжна быть выплачена на дату погашения;
— реализуемость нарынке(спрос и предложение);
— кредитный риск.
Данная доходность легкорассчитывается на специальных калькуляторах или компьютерах.
Перед государством жестоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальныхинвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; сдругой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственногодолга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов ипогашению долговых обязательств осуществляются за счет государственногобюджета.
Краткая характеристикаотдельных видов государственных ценных бумаг[6]:
ГКО — Государственные краткосрочныеоблигации — именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается вбездокументальной форме. выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимсяв Банке России.
ОФЗ — облигации федерального займа — первыесреднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.
ОГСЗ — облигации государственногосберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель —привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.
КО — казначейские обязательства. Цельих выпуска — безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета,погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам погосударственным заказам, сокращение не платежей в бюджет и т.д.
ОВВЗ — облигации внутреннего валютногозайма, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга передюридическими и физическими лицами.
Приложение № 3,4
Эмиссиягосударственных и муниципальных ценных бумаг
Решение об эмиссиигосударственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации или муниципальных ценных бумаг принимается соответственноПравительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии спредельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципальногодолга, установленными в соответствии с настоящим Кодексом, законом (решением) обюджете, а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссиигосударственных ценных бумаг Российской Федерации принимается также всоответствии с Программой государственных внешних заимствований РоссийскойФедерации.
В решении об эмиссиигосударственных или муниципальных ценных бумаг отражаются сведения,предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращениягосударственных и муниципальных ценных бумаг.
Условия эмиссии ценныхбумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежатрегистрации в Министерстве финансов Российской Федерации.
3.3 Стабилизационныйфонд и его роль в управлении государственным долгом.
Стабилизационный фондРоссийской Федерации — часть средств федерального бюджета, образующаяся за счетпревышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленномуучету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированностифедерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой нанефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», определяемая впорядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины нанефть сырую. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки«Юралс», эквивалентная 197,1 доллара США за одну тонну, которая былаустановлена 1 января 2006 года. (27 долларов США за один баррель)[7].
Источниками формированияСтабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета,образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансовогогода в порядке, включая доходы, полученные от размещения средствСтабилизационного фонда.
Стабилизационный фондспособствует стабильности экономического развития страны, является одним изосновных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционноедавление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятныхколебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Согласно предназначениюФонда — служить стратегическим финансовым резервом государства, его средствамогут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, переченькоторых утверждается Правительством Российской Федерации.
Средства фонда могут бытьиспользованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены нанефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объемиспользования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральномбюджете на соответствующий финансовый год. На 30 января 2008г. совокупный объемсредств Стабилизационного фонда составляет 3 851,80 млрд. рублей.
В 2005 году средстваСтабилизационного фонда превысили 500 млрд. рублей, и их часть была направленана выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита ПенсионногоФонда Российской Федерации (30 млрд. рублей было направлено на покрытиедефицита Пенсионного фонда Российской Федерации)[8].
Заключение.
Как известно, посредствомгосударственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовыересурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, необеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынкакапиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств(доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных отпродажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Бюджетная, долговая ивалютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственныйдолг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставкирефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом иреальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике,нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Раноили поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, чтовызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные идругие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованнаябюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызываетнеуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата,побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Этоособенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, гдезаемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств,что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическомросте.
К важнейшимзаконодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгомотносятся установление предельных объемов государственного внутреннего ивнешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспеченияобязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включаяпоступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешнихзаимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнегодолга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономическойбезопасности страны и стабильности бюджетной системы.
В связи с этим такжеследует учитывать, что система управления государственным долгом по своейполитико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованностьгосударственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика,эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемыхресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременноговозврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системыуправления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации,внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введениемв действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописанопонятие единой системы учета и регистрации государственных долговыхобязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации,выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится вГосударственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу еесубъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с моментавозникновения обязательства.
Для того чтобы болеечетко обозначить направления совершенствования процесса управлениягосударственным долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственноговнутреннего долга за последние годы произошли позитивные перемены: проведенановация по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура инормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Все это вопределенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутреннихзаимствований, привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых нанем финансовых.
На основе приведеннойвыше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика какцеленаправленная деятельность государства по определению основных задач иколичественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управлениягосударственным долгом является одним из основных инструментов экономическойполитики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигаетсяпроблема государственного долга.
Происходит сокращениевнешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объемароста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов исокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовыхорганизаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигацийфедерального займа).
В общем можно сказать,что положение нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономикивселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет,снизилась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности повыплате пенсий. Но все равно вопрос государственного долга остается открытым,он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, акуда более длительный.
Список литературы
1. Воронин, Ю.,Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006 — №1. С.58-67.
2. Матвеева, Т.Ю.Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н.Никулина. – М.: Дрофа, 2003. – 448 с.
3. Сайт МинистерстваФинансов www1.minfin.ru.
4. Сайт «РесурсыУниверситетской информационной системы РОССИЯ» www.cir.ru.
5. Федеральный законРФ от 07.12.2005 «О федеральном бюджете на 2006 год».
6. Шабалин, А.Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. – 2006 — №3. С.50-57.
7. Экономика:Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005.– 896 с.
8. Экономическийжурнал ВШЭ. – 2006 — №3
9. Экономическаятеория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000. – 714 с.
10. Экономическаятеория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред.А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС,2006. – 464 с.
11. Бюджетный кодексРоссийской Федерации
12. Бутакова О.В.,Швецов Ю.Т., «Функциональная направленность системы бюджетного регулирования»,Финансы, № 10, 2007., с. 9.
13. Чичелёв М.Э.«Эффективность в бюджетном процессе», Финансы, №1, 2007.
14. Под редакциейМацкуляка И.Д. «Государственные и муниципальные финансы», Москва, РАГС, 2004.
15. Воронин Ю. С.Управление государственным долгом Экономист.-2006-№1-С.58-67.
16. Под редакциейдоктора экономических наук, проффесора А.М. Ковалевой, «Финансы», Москва,«Финансы и статистика», 2003
Еще брала приложения насайте минфина
Защитила на 4,дополнительный вопрос был по пункту 3.3 (стаб.фонд)
Желаю удачной сдачи!
Приложение № 1
Объем и структура государственного внутреннего долга в 2000 –2006.
(в млн. руб.)[9] 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. ВСЕГО 576232,7 557417,1 533514,0 679914,4 681555,8 778303,1 995840,0 Целевой заем 1990 года 3206,8 2618,6 3776,3 3009,2 2984,9 3208,6 3053,9 Целевые вклады и чеки на автомобили 2376,3 2110,6 2938,7 2447,3 20055,8 1962,5 639,3
Государственный внутренний заем
РСФСР 1991 г. 79,2 10,0 0,4 0,4 0,4 0,3 0,2 Государственный внутренний заем 1992г. 139,0 176,5 210,7 77,2 40,3 32,9 - Казначейские обязательства 9,8 9,8 9,8 9,8 9,8 - -
Задолженность по АПК,
переоформленная в вексель Минфина РФ 3360,0 12240,0 1680,0 1120,0 560,0 - -
Государственные краткосрочные
облигации (ГКО) 7433,2 3051,1 19,541,5 18815,2 2722,5 244,0 -
Задолженность по централизованным
кредитам и начисленным процентам
организаций АПК и организаций,
осуществляющих завоз продукции в
районы Крайнего Севера,
переоформленная в
казначейский
вексель МФ РФ 20878,1 15556,8 12559,4 8990,6 5997,9 3007,4 - Государственные гарантии 819,5 1023,0 16,8 8616,4 5575,6 12926,8 -
Задолженность предприятий текстильной
промышленности Ивановской области по
неуплаченным процентам за пользование
централизованными кредитами,
оформленная а вексель Минфина РФ - 350,0 280,0 210,0 140,0 70,0 -
Задолженность по финансированию
затрат на формирование
мобилизационного резерва
переоформленного в вексель ЦБ РФ 1750,2 1263,7 1020,4 777,1 533,8 290,6 47,3
Облигации федеральных займов с
переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 42,6 24106,0 24100,8 24100,8 24100,8 1295,0 48848,0
Государственный сберегательный заем I
(ОГСЗ) 4878,5 3000,0 124,7 106,6 100,0 203,5 -
Государственный внутренний целевой заем
РФ для погашения товарных обязательств - - - - - - -
Облигации федеральных займов с
постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 402213,2 359211,3 307820,6 350741,5 50476,3 43307 -
Облигации государственных нерыночных
займов (ОГНЗ) 2690,0 19498 20727,2 11500,0 11500,0 - -
Задолженность по централизованным
кредитам и процентам по ним
организаций АПК Челябинской области
и АО «Черкейгэсстрой» 82,1 70,4 58,6 35,2 23,5 11,7 - Авалированные векселя «Агропромбанку» 354,4 354,4 114,6 - - - - Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) 112429,6 122766,8 138533,6 207069,9 199310,7 171224 235664,5 Государственные сберегательные облигации (ГСО) - - - - - - 85000,0 Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - - - 42286,9 375423,4 542235,1 546419,5
Приложение № 3
http//www1.minfin.ru