Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
Кафедраденежного обращения и кредита
Контрольнаяработа
по дисциплине«Финансы и кредит»
Вариант № 3
Внебюджетныефонды и Центральный Банк Российской Федерации
Краснодар,2009
Содержание
1. Государственныевнебюджетные фонды и их характеристика
2. Центральный БанкРФ, его функции, задачи
Список используемой литературы
Государственныевнебюджетные фонды и их характеристика
Вне федерального бюджетаобразуются государственные фонды денежных средств, управляемые органамигосударственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализацииконституционных прав граждан на:
· социальноеобеспечение по возрасту;
· социальноеобеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения ивоспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации о социальном обеспечении;
· социальноеобеспечение в случае безработицы;
· охрану здоровья иполучение бесплатной медицинской помощи.
Внебюджетные фондыгосударства – это совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся враспоряжении федеральных, региональных, местных органов управления исамоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок ихобразования и использования регулируется финансовым правом РоссийскойФедерации.
Внебюджетныефонды – один из методов перераспределения национального дохода государства впользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фондычасть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства,обобществленные внебюджетными фондами, используются для процессавоспроизводства. Внебюджетные фонды решают три важные задачи:
1. Обеспечениедополнительными средствами приоритетных сфер экономики
2. Расширениесоциальных услуг населению.
3. Возможность«резервирования» денежных средств помимо государственного бюджета
Внебюджетныефонды РФ находятся в собственности государства, однако при этом являютсяавтономными и имеют строго целевое назначение.
Доходывнебюджетных фондов складываются из таких показателей, как:
1. специальныеналоги и сборы с физических и юридических лиц
2. отчисленияот прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности
3. дотациииз бюджета
4. займы,полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ
5. прибыльот коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом
В общем виде структурувнебюджетных фондов можно представит следующим образом (рис. 1).[1]
/>
Рис. 1 Классификациявнебюджетных фондов
Состав государственныхвнебюджетных фондов Российской Федерации определяется ст. 144 Бюджетногокодекса РФ. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерацииявляются:
· Пенсионный фондРоссийской Федерации;
· Фонд социальногострахования Российской Федерации;
· Федеральный фондобязательного медицинского страхования;
Из Положения о Пенсионномфонде Российской Федерации следует: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее- ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 годав целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения вРоссийской Федерации.
ПФР является самостоятельнымфинансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность всоответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
ПФР обеспечивает:
- целевой сбор иаккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренныхцелями ПФР;
- организациюработы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вредаздоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий поинвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или послучаю потери кормильца;
- капитализациюсредств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числевалютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль сучастием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФРстраховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованиемего средств.
Средства ПФР формируютсяза счет:
- страховых взносовработодателей;
- страховых взносовграждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числефермеров и адвокатов;
- страховых взносовиных категорий работающих граждан;
- ассигнований изреспубликанского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсийи пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам,их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет,на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот вчасти пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльскойкатастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
- средств,взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивныхтребований;
- добровольныхвзносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а такжедоходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Средства ПФР направляютсяна:
- выплату всоответствии с действующим на территории Российской Федерациизаконодательством, межгосударственными и международными договорамигосударственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РоссийскойФедерации;
- оказание органамисоциальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособнымгражданам;
- финансовое иматериально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
- другиемероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Фонд социальногострахования (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системесоциального страхования и повышения контроля за правильным и эффективнымрасходованием средств социального страхования и является самостоятельнымгосударственным финансово-кредитным учреждением. Согласно Положению «О Фондесоциального страхования Российской Федерации» основными задачами Фондаявляются:
- обеспечениегарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности,беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности,при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полуторалет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированногоперечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и ихдетей;
- участие вразработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников,мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществлениемер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработкасовместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации иМинистерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифастраховых взносов на государственное социальное страхование;
- организацияработы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системыгосударственного социального страхования, разъяснительной работы средистрахователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество саналогичными фондами (службами) других государств и международнымиорганизациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуютсяза счет:
- страховых взносовработодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иныххозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносовграждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанныхуплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносовграждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих правона обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному дляработников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов отинвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидныегосударственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фондав банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджетеФонда на соответствующий период;
- добровольныхвзносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, незапрещенных законодательством;
- ассигнований изфедерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот(пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофыили радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военногоназначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочихпоступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счетстраховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временнойнетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессиональногозаболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций,предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм запутевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств,возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований кстрахователям, и других).
Средства Фонданаправляются на:
- выплату пособийпо временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим научет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновленииребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а такжесоциального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированногоперечня ритуальных услуг;
- оплатудополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом сдетства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и ихдетей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РоссийскойФедерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ,аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное(диетическое) питание;
- частичноесодержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев,имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов напитание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовоеобслуживание);
- частичную оплатупутевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территорииРоссийской Федерации, для детей работающих граждан;
- частичноесодержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату трудатренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых дляучебно-тренировочного процесса);
- оплату проезда кместу лечения и обратно;
- создание резервадля обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядокформирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе илибезвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты,расходования и учета средств государственного социального страхования (далееименуется — инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда исоциального развития Российской Федерации, Министерством финансов РоссийскойФедерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участиемЦентрального банка Российской Федерации;
- обеспечениетекущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельностиподразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственнуюзащиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора иконтроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательскойработы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществлениеиных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительнуюработу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активноучаствующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участие вфинансировании программ международного сотрудничества по вопросам социальногострахования.
Средства Фондаиспользуются только на целевое финансирование. Не допускается зачислениесредств социального страхования на личные счета застрахованных.
Дляреализации государственной политики в области обязательного медицинскогострахования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательногомедицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитныеучреждения.
Федеральный фондобязательного медицинского страхования (далее именуется — Федеральный фонд)реализует государственную политику в области обязательного медицинскогострахования граждан как составной части государственного социальногострахования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс,обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка РоссийскойФедерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием,штампы и бланки установленного образца.
Основными задачамиФедерального фонда являются:
- финансовоеобеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав гражданна медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования вцелях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страхованииграждан в Российской Федерации»;
- обеспечениефинансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования исоздание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемойгражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программыобязательного медицинского страхования;
- аккумулированиефинансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильностисистемы обязательного медицинского страхования.
В целях выполненияосновных задач Федеральный фонд:
1) осуществляетвыравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондовобязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательногомедицинского страхования;
2) разрабатывает и вустановленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательноемедицинское страхование;
3) осуществляет всоответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средствФедерального фонда;
4) выделяет в установленномпорядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования,в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнениятерриториальных программ обязательного медицинского страхования;
5) осуществляет совместнос территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органамиГосударственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременными полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательногомедицинского страхования;
6) осуществляет совместнос территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль зарациональным использованием финансовых средств в системе обязательногомедицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизийи целевых проверок;
7) осуществляет впределах своей компетенции организационно-методическую деятельность пообеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
8) вносит в установленномпорядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативныхправовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
9) участвует в разработкебазовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
10) осуществляет сбор ианализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательногомедицинского страхования, и представляет соответствующие материалы вПравительство Российской Федерации;
11) организует в порядке,установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов длясистемы обязательного медицинского страхования;
12) изучает и обобщаетпрактику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательногомедицинского страхования;
13) участвует в порядке,установленном Правительством Российской Федерации, в международномсотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
14) ежегодно вустановленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проектыфедеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда насоответствующий год и о его исполнении.
Создание институтавнебюджетных социальных фондов вывело финансирование социальной сферы за рамкибюджетной системы. Вместе с тем налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты состороны социальных фондов весьма значительна. В связи с этим собираемостьсредств, по крайней мере в социальные внебюджетные фонды (за исключением ФСС),находится на уровне собираемости налогов, зачисляемых в состав бюджетов, таккак для плательщиков взносов платежи во внебюджетные социальные фондыпрактически ничем не отличаются от налоговых сборов в бюджеты.
Так,Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансамипенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – дляобеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социальногострахования – для обеспечения государственных гарантий в системе социальногострахования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределенияНационального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств избюджета и займов.
С целью объединения иупрощения отчислений во внебюджетные фонды с 01.01.2001г. был введен единыйсоциальный налог главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, в котором быликонсолидированы взносы в ПФ РФ, ФОМС и ФСС.
Центральный Банк РФ, егофункции, задачи
Центральный банкРоссийской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базеРоссийского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному СоветуРСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г.Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (БанкеРоссии), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главнымбанком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определеныфункции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитногорегулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельностиакционерных и кооперативных банков.
В июне 1991 г. былутвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетногоВерховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связис образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзныхструктур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территорииРСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономикиреспублики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определениюкурса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полноехозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсыГосбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г.Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а такжеимущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (БанкуРоссии). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банкомРоссийской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг.под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиаловспецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения ГосбанкаСССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ)Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлятькуплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке,устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют поотношению к рублю.
С декабря 1992 г. началсяпроцесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственногобюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
Свои функции,определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банкосуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядкеподдержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзораи инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулированияи валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк Россииорганизовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие вфункционировании.
С 1995 г. Банк Россиипрекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицитафедерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредитыотраслям экономики.
С целью преодоленияпоследствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политикуреструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работыкоммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленныхзаконодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельныебанки. Большое значение для восстановления банковской деятельности впослекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризациикредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитетасодействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективныхдействий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001г. в основном преодолел последствия кризиса.
Денежно-кредитнаяполитика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильностии формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического ростастраны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги,способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентныхставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторомуукреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
В результате взвешеннойденежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой БанкомРоссии, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резкихколебаний обменного курса.
Деятельность Банка Россиив области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежностии эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономикистраны. С целью повышения информационной прозрачности в функционированииплатежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций итерриториальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международныйопыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.
В 2003 г. Банк Россииприступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора ипруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов(МСФО).
Предусматриваетсяреализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетностикредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему ипериодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов,признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрытаинформации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за ихфинансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицамкредитной организации и их деловой репутации.
Повышенное внимание БанкРоссии уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее времявсе более важную роль начинают играть специфические риски, связанные сдинамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости.К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитованиясвязанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методовбанковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного(риск-ориентированного) банковского надзора.
Еще одна проблема,которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализациябанков.
С целью противодействияиспользованию банками разного рода схем для искусственного завышения илизанижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряддокументов в том числе Положение «О порядке формирования кредитнымиорганизациями резервов на возможные потери» и Инструкцию «Об обязательныхнормативах банков».
В связи с расширениемкруга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, БанкРоссии в 2003 г. издал Указание «О проведении единовременного обследования поипотечному кредитованию», в котором был определен порядок составления ипредоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечныхжилищных кредитах.
С принятием Федеральногозакона «Об ипотечных ценных бумагах» кредитные организации, обеспечивающиесоблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательнозакрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитамза счет выпуска указанных ценных бумаг.
В 2004 г. на основанииФедерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» иФедерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» Банк России издал Инструкцию «Обобязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигацийс ипотечным покрытием», в которой установил особенности расчета и значенийобязательных нормативов, величину и методику определения дополнительныхобязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигацийс ипотечным покрытием.
В декабре 2003 г. былпринят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банкахРоссийской Федерации». В нем были определены правовые, финансовые иорганизационные основы функционирования системы обязательного страхованиявкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция,порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции пообязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
В настоящее время всистеме страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В нихсосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных вбанковских учреждениях Российской Федерации.
В апреле 2005 г.Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерациибыла принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации напериод до 2008 года».
В соответствии с этимдокументом основной целью развития банковского сектора на среднесрочнуюперспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективностифункционирования.
Основными задачамиразвития банковского сектора являются:
— усиление защитыинтересов вкладчиков и других кредиторов банков;
— повышение эффективностиосуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежныхсредств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
— повышениеконкурентоспособности российских кредитных организаций;
— предотвращениеиспользования кредитных организаций для осуществления недобросовестнойкоммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, какфинансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
— развитие конкурентнойсреды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
— укрепление доверия кроссийскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Реформированиебанковского сектора будет способствовать реализации программысоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленностироссийской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализацииконкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) ПравительствоРоссийской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачуэффективного позиционирования российского банковского сектора на международныхфинансовых рынках.
Исходя из всеговышесказанного следует сделать следующий вывод:
Центральный Банк РФ (ЦБРФ, Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы вРоссийской Федерации, которая состоит из ЦБ РФ и коммерческих банков (и другихкредитных организаций).
Центральный банк РФконтролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у нихлицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организацииработают с прочими юридическими и физическими лицами.
Основные функции ЦБ РФ:
· эмиссия банкнот;
· проведениеденежно-кредитной политики;
· рефинансированиекредитно-банковских институтов;
· проведениевалютной политики;
· регулированиедеятельности кредитных институтов;
· функциифинансового агента правительства.
ЦБ РФ является кредитором последней инстанции, т.е. выдает кредитыкоммерческим банкам. В законе говорится, что Банк России регулирует общий объемвыдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единойгосударственной денежно-кредитной политики.
Что касается процентных ставок (ставок рефинансирования), то по законуБанк России может устанавливать одну или несколько ставок по разным видамопераций и проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение ценыдополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых Центральным Банком остальнымбанкам.
Для повышения гибкости управления банковской ликвидностью ЦБ воздействуетна процентные ставки денежного рынка, применяя рыночные инструменты денежно-кредитнойполитики. ЦБ устанавливает параметры процентных ставок по своим операциям:нижней границей являются ставки по депозитным операциям, верхней – ставки покредиту «овернайт», позволяющему ему оперативно обеспечивать кредитныеорганизации необходимыми средствами в случае возникновения дефициталиквидности. Действенность данного метода подтверждается тем, что ставки,установленные кредитными организациями по своим операциям, и ставки денежногорынка находились в пределах сформированного Банком России.
Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующиморганизацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.ЦБ устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичныхрасчетов. Банк России осуществляет межбанковские безналичные расчеты через своиучреждения.
Такова общая характеристика Центрального Банка РФ, его функций и задач.
Список используемойлитературы
1. Бюджетный кодексРФ – М., 2008.
2. Деньги, кредит,банки: Учебник // под ред. Жукова Е.Ф. — М., ЮНИТИ, 2007.
3. Севостьянова Н.Добровольные взносы в ПФР являются частью обязательных страховых платежей/Учет, налоги, право, от 17.10.2006.
4. Средствасоциального страхования на охрану труда/ Смена от 27.07.2005 г.
5. Федеральный законот 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)»/ Сборник законодательства РФ. – М, 2008.
6. Фетисов В.Д.Финансы: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
7. Фонд ОМСвырастет/ Деловой Петербург от 19.09.2006 г.
8. Центральный БанкРоссийской Федерации — www.cbr.ru/today/history