Реферат по предмету "Финансовые науки"


Влияние финансов на процесс инфляции в России

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Уфимская государственная академияэкономики и сервиса
Специальность: «Финансы» Кафедра:«Финансы и банковское дело»
Курсоваяработа
по дисциплине: «Финансы»
на тему: «Влияние финансов на процессинфляции в России»
Выполнила: студентка гр. ФД-31
Ганиева Р.Р.
Проверила: Иванова С.Н.
Уфа-2010

Содержание
Введение
Глава 1. Инфляция какэкономическая категория
1.1 Сущность, виды и причины возникновения инфляции
1.2 Антиинфляционная политика
Глава 2. Анализ процесса инфляции в РФ за 2008 – 2009 гг.
Глава 3. Прогноз инфляции в РФ
Глава 4. Пути снижения инфляции в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальнойпроблемой, которая затрагивает интересы всех слоев населения, является нынешнийвсплеск инфляции и ее взаимосвязь с мировым финансовым кризисом. По данномувопросу высказываются различные точки зрения, прогнозируется, что прямымрезультатом всего этого будет длительная экономическая депрессия
Инфляция- одна из самых острых проблем современной экономики. В экономической теории вобщем случае инфляция определяется как снижение покупательной способностиденег, их обесценение. Представляется, что такое «нейтральное»определение категории инфляции не в полной мере отражает социальную суть этогонегативного явления. Более содержательным выглядит следующее определение:инфляция — кризисное состояние денежной системы, обусловленноедиспропорциональностью развития общественного производства, проявляющеесяпрежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет кперераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп.
Вэкономической теории инфляция является предметом рассмотрения различных теченийэкономической мысли. Представители монетаристской школы связывают инфляционныйрост цен главным образом с негативными процессами в сфере кредитно-денежногообращения. Сторонники монетаризма утверждают, что причина инфляционного разрывамежду деньгами и товарами лежит на поверхности, она сводится к чрезмерномуросту денежной массы, вслед за которым, с некоторым разрывом во времени,повышаются цены. Представители других школ указывают на то, что на инфляциювлияют также неденежные факторы.
Разразившийсяфинансовый кризис начинает оказывать реальное воздействие на жизнь организаций,когда из-за роста цены капитала, использующейся в качестве ставкидисконтирования при оценке инвестиционных проектов, становятся неприемлемымидолгосрочные инвестиционные решения, и, как следствие, — рост инфляции.Большинство экономистов определяют инфляцию как процесс повышения общего уровняцен в стране, сопровождающийся обесценением денежной единицы, при этом деньгиуже не являются стабильной единицей измерения, что наблюдается в последнеевремя в глобальном масштабе.
Этоне может не сказаться на показателях форм финансовой отчетности, составляемойхозяйственными субъектами, данные которой необходимы пользователям для принятиякак краткосрочных, так и долгосрочных управленческих решений. В период инфляциитакая финансовая отчетность уже не дает достоверное и полное представление обимущественном и финансовом положении организации, его изменениях, а такжефинансовых результатах деятельности ввиду того, что содержащаяся в нейинформация не отличается надежностью и сопоставимостью (табл. 1).
Главнойцелью государственного регулирования экономики является экономическая исоциальная стабильность страны. При этом, как указывает Е. Примаков,«государство наряду с рынком выступает как регулятор процесса. В отдельныепериоды роль государственного регулирования экономики возрастает, подчасснижается, но никогда полностью не исчезает»
Цельюработы является исследование влияния финансов на процесс инфляции в России.
Вышеуказаннымобусловлена актуальность темы работы.
Задачи работы соответствуют названию параграфов.
Принаписании настоящей работы использованы многочисленные источники: действующеезаконодательство, научная и специальная литература, монографии, материалыюридической практики.

Глава 1. Инфляция как экономическая категория
 
1.1 Сущность, виды ипричины возникновения инфляции
Экономистывыделяют следующие конкретные факторы инфляции:
— проведение необоснованной денежной эмиссии;
— дефицит государственного бюджета;
— сокращение производства и сжатие массы потребительских инвестиционных товаров;
— система налогообложения, подрывающая стимулы к росту производства;
— монопольное положение на рынке крупных производителей, искусственно завышающихцены;
— упреждающее повышение цен в целях компенсации ожидаемых убытков;
— повышение цен на импортируемые товары, торговая дискриминация, отрицательноесальдо торгового и платежного балансов;
— рост внутреннего и внешнего долга, подрывающий покупательную способностьнациональной валюты, обостряющий дефицит государственного бюджета;
— инфляционные ожидания.[1]
Немалуюроль играет психология участников хозяйственной деятельности — потеря доверия кнациональной валюте, стремление упредить очередной всплеск цен.
Нарядус отмеченными выше причинами инфляционный рост обусловливается более глубиннымифакторами, имеющими досрочный, основополагающий характер. Конкретные причиныкак бы накладываются на более глубокие, устойчивые диспропорции, лежащие воснове инфляционного роста цен.
Всеэкономисты говорят о необходимости проведения последовательной политики исоздании условий с целью предотвращения ее развития[2].
Несмотряна очевидность связи инфляции с обесценением денежных средств, сущность этогоявления не нашла однозначного объяснения в научной литературе. И конечно же,инфляцию неправомерно отождествлять с простым повышением цен. Ведь инфляциявозможна и без повышения цен, если обесценение денежных средств принимает формухронического товарного дефицита за фиксированными государством ценами.
Чтобыглубже понять, насколько нынешний всплеск инфляции связан с международнымфинансовым кризисом, следует исходить из того, что экономические кризисы нельзярассматривать как случайные явления. На протяжении нескольких сотен лет онипроисходят периодически и с определенной цикличностью. При этом ведут кбанкротствам, к увеличению безработицы, к поглощению менее сильных болеесильными. Не является исключением и нынешний финансовый кризис. Однако он неесть простое повторение прежних кризисов. Нынешний кризис показал, чтороссийская экономика не является самодостаточной. Для удовлетворения своихнасущных потребностей, а тем более развития ей требуются солидные оборотныесредства. Их объемы должны быть значительно больше, чем те, которымирасполагают хозяйствующие субъекты, чья деятельность составляет основупромышленного потенциала российской экономики. При их нехватке они изыскиваютсяв самых разнообразных источниках и у различных инвесторов. Одним из таковыхвыступают фондовые биржи. В прямом смысле они не являются инвесторами. Онивсего лишь организуют торговлю на рынке ценных бумаг, где профессиональныеучастники покупают и продают свои акции; иногда с выгодой для себя, иногда неочень.
В2008 г. цены на акции российских коммерческих банков на зарубежных фондовыхрынках резко снизились. Соответственно эти банки недополучили ожидаемую прибыльи оказались не в состоянии полноценно кредитовать отечественныхтоваропроизводителей. Далее произошло снижение индекса РТС (основногоиндикатора российского фондового рынка, транслируемого ведущими информационнымиагентствами), начался отток из страны иностранных капиталов и сокращениерублевой ликвидности.
Дажеповерхностный анализ показывает, что все это можно было легко предвидеть.Причины, в силу которых это не было сделано, заключаются в неконструктивнойполитике в банковской сфере, которая оказалось лишена элементарного чутья.Нелучшим образом проявил себя и Центральный банк РФ, являющийся вышестоящимзвеном по отношению к коммерческим банкам и располагающий службой финансовойразведки. Между тем, согласно Конституции РФ[3] (п. 2 ст. 75), защита иобеспечение устойчивости рубля являются основной функцией Центрального банкаРФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственнойвласти. В результате банковский кризис превратился в кризис реального сектораэкономики. Многие оказались к нему совершенно не готовы. Более того, не имеютникакой программы по выходу из ситуации, в которой оказались. Некоторыехозяйственные руководители начали предпринимать отчаянные, чрезвычайные, ноабсолютно бесперспективные попытки выживания, вплоть до сворачиваниядеятельности, массового сокращение персонала и т.п.
Поитогам 2008 г. уровень инфляции вернулся к уровню 2002 г. В цифровом выраженииэто вроде бы немного (14%), однако он заметно превышает допустимое«пороговое» значение, коим признается 5% в год. При его превышенииэкономический рост замедляется, любые случайные факторы могут вывести экономикуиз шаткого равновесия. Это означает, что скромные успехи последних 8 лет (коимиявляется снижение инфляции с 14 до 10%, т.е. на 0,5% в год) сведены на нет.Иначе говоря, мы движемся по принципу «шаг вперед, два шага назад».Образно выражаясь, теперь предстоит «переэкзаменовка», причем болеестрогая. Предстоит заново пройти эту дистанцию, причем не до отметки 10%, а доотметки 5%. Более того, сделать это предстоит при существующих производственныхмощностях хозяйствующих субъектов, которые все эти годы фактически непереоснащались, и при увеличенных процентных ставках по банковским кредитам, недоступнымбольшинству хозяйствующих субъектов. Совершенно очевидно, что на этопотребуются не месяцы, а годы.
Неменее важна убедительная мотивация, чтобы люди терпели и не унывали, чтобызнали, что придут лучшие времена и они добьются решающих успехов. В сложившейсяситуации это весьма проблематично. Именно на этом основании некоторымисредствами массовой информации в общественное сознание вбрасывается мысль, чтопредстоящие несколько лет российскую экономику ожидает депрессия, а прошедшие 8лет называют «временем упущенных возможностей».[4]
Рыночныемеханизмы исключают безинфляционное развитие экономики. Строго говоря, в этомнет ничего плохого. Однако реальность такова, что многие хозяйствующие субъектылибо вообще простаивают, либо работают с неполной загрузкой. Количествостабильно работающих предприятий невелико. Это означает, во-первых, чтоинновационный путь является магистральным направлением дальнейшего развитияэкономики. Это не единовременный акт, а кропотливый труд, требующийцеленаправленных усилий макроэкономического и организационно-техническогохарактера. Это означает, во-вторых, что хозяйствующим субъектам придется либоперепрофилировать свою деятельность, либо же мобилизовать свои возможности ирешать широкий спектр вопросов (технического, экономического, организационногои правового характера), связанных с созданием высокотехнологичной,конкурентоспособной на отечественном и мировом рынках продукции. Говоряконкретнее, необходимо повышать квалификацию исполнителей, проверять качествопродукции, анализировать вопросы ее окупаемости, оперативно реагировать наизменения внешней среды и т.п.
Несмотряни на что, хозяйствующие субъекты накапливают опыт, исправляют допущенныеошибки и просчеты. Поэтому ответы на вопросы, насколько закономерен и стабиленнынешний всплеск инфляции, что впереди, когда ожидается перелом, напрямуюзависят от того, насколько быстро исполнители сумеют приспособиться к нынешнейситуации, рассчитывая в основном на собственные силы.
«Индексацияможет быть ретроспективной и ожидаемой. В первом случае компенсацияосуществляется в соответствии с ростом цен, имевшим место за определенный период,во втором — покрывает ожидаемый рост цен. С точки зрения социальной защитынаселения от падения реальных доходов в связи с ростом цен второй подход болеепредпочтителен»[5]. В то же времяэффективность ожидаемой индексации может снижаться, если реальный уровень ростацен будет значительно выше прогнозируемого.
1.2 Антиинфляционная политика
Однимиз важнейших антиинфляционных факторов является определенная структураэкономики, формирование которой, в свою очередь, без реализации эффективнойантиинфляционной политики невозможно.
Следуетсказать, что хотя истинность той или другой точки зрения эмпирически неподтверждена, все же, обобщая позицию экономистов, представляющих различныенаучные направления, можно сделать вывод, что при уровне инфляции до 5% в годпроисходит экономический рост, а инфляция выше этого уровня влияет на экономикунегативно.
Сопоставляяизложенную точку зрения экономистов с фактическим положением вещей всовременной России, приходится сделать неутешительный вывод, что ни развития,ни изменения экономики в ближайшее время в России не будет, и немалую роль вэтом будет играть инфляция.
А сдругой стороны, не сегодня, так завтра вопрос об инфляции решать придется, ипоэтому всестороннее изучение инфляции остается актуальным, по крайней мере дляРоссии.
Пониманиетого, что успешная антиинфляционная политика возможна только на основеразработки нормативного правового регулирования, находит отражение в работахэкономистов.[6]
Категорияинфляции имеет финансово-правовую составляющую. В связи с этим важноопределить, в какой степени и какими правовыми средствами можно сформироватьнеобходимую законодательную базу как основание проведения антиинфляционнойполитики в рамках предмета финансового права.[7]
Сегодняправовые нормы, непосредственно касающиеся инфляции, закреплены в финансовомзаконодательстве в следующем виде.
В ст.199 Бюджетного кодекса РФ[8] закреплено, что приутверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовыйгод и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовомгоду объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительскихцен) (декабрь к декабрю предыдущего года).
Помимообъективных факторов, работающих на ускоренный рост цен, будут оказыватьвлияние и факторы субъективного свойства. Обычно о них говорят как бы взавершение, но так как предлагаемое перечисление факторов инфляции претендуетна некоторую ранжированность, то это заставляет сказать о неэффективностипринимаемых государством антиинфляционных мер уже сейчас.
В первуюочередь необходимо оценить действенность так называемого соглашения озамораживании цен. Такое соглашение, как убеждали чиновники, было инициированосамими владельцами крупных торговых сетей. В соответствии с соглашением,подписанным во второй половине октября 2007 г., цены на некоторые виды хлеба,молока, кефира низкой жирности, подсолнечного масла, куриных яиц должны былибыть снижены до уровня 15 октября 2007 г. Такой уровень должен был бытьсохранен до конца января 2008 г.[9]
Простоеи, казалось бы, весьма эффективное решение. Между тем эффект от него оказалсяпротивоположным. В ноябре инфляция по группе продовольственных товаровсоставила почти 2%.
По-другому,заметим, и быть не могло. Не было учтено то, как подобного рода решениеподействует на поведение продавцов, поставщиков продукции. Рассуждать можнотак: если сегодня в добровольно-принудительном порядке попросили заморозитьцены на некоторые продукты питания, то где гарантия, что в дальнейшем этотперечень не будет расширен или не будет продлен срок ранее подписанногосоглашения. Гарантий, разумеется, никаких нет и быть не может. Следовательно,естественное поведение и продавцов, и поставщиков продукции состоит в том,чтобы упреждающе поднять цены на виды продовольствия, которые не вошли взлополучный перечень. Результат всего этого — дополнительный импульс дляраскручивания спирали инфляции.
Ксожалению, на этом ошибочные действия со стороны экономических властей неограничились. В конце декабря 2007 г. правительство утвердило перечень товаров,экспорт которых может быть ограничен или вообще запрещен. Заметим, что пока ещерешения о запрете экспорта молока, в том числе сгущенного, сливок, пшеницы,семян подсолнечника и т.д. принято не было. Но ведь важна демонстрация самойготовности правительства пойти на такой крайний шаг. А это было сделано вполной мере. И вновь новый толчок для роста инфляции.
Почемутак происходит? Потому что уже одна только вероятность запрета экспортанекоторых видов продовольствия и сельхозпродукции — это дополнительный риск дляпоставщиков. Риск имеет свою цену. Ее-то и начинают закладывать в стоимостьреализуемой продукции. Цены растут.
Вродебы простой и понятный механизм действия подобного рода решений. Но получается,что он не совсем очевиден.
Законодательствомустановлено, что подобного рода запрет экспорта товаров возможен, еслинаблюдается критический недостаток этих товаров на внутреннем рынке. Есть у нассейчас критический недостаток, к примеру, молока? Ничего подобного.Следовательно, принятое решение не просто ошибочно, оно еще и не соответствуетзаконодательству.
Вызываеттревогу и уже существующий законопроект, согласно которому вводится системарегулирования торговой деятельности. Нужен ли подобного рода закон? Наверное,нужен. Однако необходимость его принятия в данный конкретный момент должнатакже оцениваться с точки зрения того, как это повлияет на инфляцию. Если бы навсе посмотрели через такую призму, то самым разумным было бы решениеподкорректировать законопроект и не спешить с его прохождением.
Аисправлять там действительно есть что. К примеру, норму о том, что еслиорганизация не имеет собственной материальной базы, то для нее требуется неведомственный, а разрешительный порядок начала деятельности. В связи с тем, чтобольшинство отечественных организаций оптовой торговли не имеют соответствующейматериальной базы (а среди организаций торговли, заметим, большинствосоставляют организации оптовой, а не розничной торговли), становится понятным,сколь значительно возрастают взяткоемкость в отрасли и соответственно издержкиорганизаций торговли. А это очередной вклад в ускоренный рост цен.
Такимобразом, пока предпринимаемые государством меры антиинфляционной политики даютобратный результат. Следовательно, вполне справедливо отнести данный фактор кчислу тех, что формируют высокий уровень инфляции в 2008 г.
Инфляцияиздержек — это рост цениз-за издержек производства и обращения, особенно по предприятиям-монополистамв сфере производства энергии и другого стратегического сырья. При этом ростиздержек, который закладывается в цены реализации, происходит из-затехнологической отсталости производств и отсутствия обновления с переходом нановые ресурсосберегающие технологии (немонетарная инфляция, т.е. не вызываетсяколичеством денег в обращении и избыточным платежеспособным спросом).
Инфляцияприбыли — этообесценение прибыли долговыми ставками, когда норма прибыли меньше в процентномвыражении ставки долга. Тогда предприятие, чтобы погасить кредит по такойставке, вынуждено повышать цены на свою продукцию или услуги, разрабатывая иприменяя специальную ценовую надбавку для погашения кредита и сохраненияминимально допустимой прибыли для самофинансирования и самострахования. Приэтом часто применяется особый метод ценообразования «по целевой нормеприбыли», чтобы норма прибыли через ценовую надбавку в итоге была большедолговой ставки, когда проценты по долгу будут погашаемыми, а остаток прибыли обеспечитсамофинансирование и самострахование. Поэтому инфляция прибыли можеттрактоваться как кредитная инфляция, когда проценты по кредитам вызывают ростцен на продукцию или услуги у предприятий-заемщиков. Эти два вида инфляциидоминируют в России.

Глава 2. Анализ процесса инфляции в РФ за 2008 – 2009 гг.
Пришловремя не только строить новые стратегии, но и признавать ошибки. Владимир Путинсделал это за Правительство и за ЦБ РФ.
БанкРоссии не сумел в предкризисные годы справиться с задачей стерилизацииизбыточной денежной массы, а Правительство РФ не сдержало рост государственныхрасходов, что способствовало росту инфляции в стране уже в условиях кризиса,считает В. Путин.
ПокаПравительству не удалось справиться с инфляцией, признает премьер. «У всехстран есть свои проблемы. У России, например, это высокая инфляция, с которойнам до сих пор справиться на должном уровне не удалось. Кстати говоря, это иахиллесова пята с точки зрения нашего подхода к кризису», — сказал он на проходившемв Сочи международном инвестиционном форуме.
«Унас был огромный приток капитала в прошлые годы. В 2007 г., по-моему, у нас был81 млрд. долл. чистый приток частного капитала плюс еще нефтедоллары. Конечно,Центральный банк при всем к нему уважении все-таки не до конца справился сзадачей изъятия излишней денежной массы с рынка. Это первое. Второе — Правительство все-таки не удержалось перед соблазном больших государственныхрасходов… Давали, давали, давали (деньги)… И инфляция высокая», — сказал В. Путин.
Премьеротметил также, что Правительство РФ не удержалось перед соблазном большихгосударственных расходов. «Это достаточно трудно было сделать пополитическим соображениям, под давлением, когда денег много, и нужно решатьмассу задач — развивать инфраструктуру, социальную сферу», — сказалпремьер-министр.
Помнению Купцикевича, инфляция в России представляет некоторую угрозу в связи сфактическим и ожидаемым падением курса рубля. «Подобные ожиданиязаставляют иностранных партнеров ориентироваться на более слабый рубль, повышаяцены, что уже наметилось на автомобильном рынке», — поясняет он. Поэтому,даже несмотря на значительное снижение темпов роста цен в развитом мире, вРоссии инфляция в 2009 г. может оказаться вблизи 12 — 13%.
Похожиецифры называют и другие аналитики. При этом минимальным уровнем ростапотребительских цен они называют 10%.
Безработица.
Из-заснижения объемов производства следует ожидать и роста безработицы. По разнымоценкам данный показатель может составить 7 — 9%. Россию часто бросает то вжар, то в холод, вот и весенняя «перегретость» 2008 г. может вылитьсяв «заморозки» 2009-го, с сожалением замечает Александр Купцикевич.«Цифры назвать сложно, так как официальные и реальные показателиотличаются значительно», — добавляет он.[10]
Вэкономике России становится все больше поводов для оптимизма, объявилпремьер-министр Владимир Путин, выступая в Сочи.
«Сегодняу политиков и бизнесменов появляется ощущение, что экономический горизонт вновьначинает проясняться. Несмотря на еще сохраняющуюся неопределенность, поводовдля сдержанного оптимизма становится все больше», — сказал В. Путин.
Послевосьми месяцев рецессии возобновился рост промышленного производства и ВВП. «Начинаяс июня 2009 г. отечественная экономика набирает в среднем по полпроцента вмесяц», — отметил глава Правительства. Но рано расслабляться. В. Путинзаявил, что необходимо продолжить работу над решением системных проблем,которые привели к экономическому кризису.
«Нашиосторожные и даже, может быть, излишне консервативные прогнозы все жепоказывают, что и в дальнейшем экономические тенденции будут развиваться впозитивном направлении. Но было бы серьезной ошибкой считать, что все обошлось,что все уже в прошлом», — заявил В. Путин, отметив, что тем болеенедопустимо двигаться дальше, «полагаясь лишь на попутный ветер мировойэкономики».
«Сейчаскрайне важно продолжить работу над решением системных проблем, породившихкризис. Мы обязаны извлечь для себя самые серьезные уроки», — подчеркнулпремьер.
Азначит, прошло время новых стратегий. После антикризисной стратегии в Россиибудет разработана стратегия выхода из кризиса и посткризисного развития.«Уже в ближайшее время Правительство начнет формирование так называемойстратегии выхода из кризиса, набора действий по модернизационной проверке иобеспечению посткризисного развития», — сообщил В. Путин.[11]

Глава 3. Прогноз инфляции в РФ
Значительнаяинфляция, характерная для современной России, которая даже сегодня, в условияхсокращения спроса, сохраняется на уровне 10%, позволяет ставить вопрос о том,что является причиной сложившейся ситуации. Чтобы определить эти причины,необходимо получить ответы на ряд вопросов: 1) достаточно ли существующихзаконодательных положений, чтобы проводить эффективную антиинфляционнуюполитику; 2) выполняют ли уполномоченные органы государства, прежде всего БанкРоссии, возложенную на них задачу защиты и устойчивости рубля; 3) какиедействия, в том числе в части принятия новых законоположений, должны бытьпредприняты для изменения ситуации?
Поискрешения можно начать с того, что обратиться к отечественному историческомуопыту и к современному зарубежному опыту.
Поискрешения можно начать с того, что обратиться к отечественному историческомуопыту и к современному зарубежному опыту.
Так,например, большой интерес представляет следующая выдержка из книги И.Х. Озерова«Основы финансовой науки» : «28 апреля 1900 г.последовал Высочайший указ на имя министра финансов, которым приказывается»для окончательного погашения долга государственного казначействаГосударственному банку по выпущенным кредитным билетам (временного выпуска, окоторых было говорено ранее) уплатить Государственному банку из свободнойналичности государственного казначейства весь остаток своего долга — пятьдесятмиллионов рублей". В то же время Высочайший указ апреля создает твердуюуверенность в населении, что впредь не будет выпусков кредитных билетов длянужд государственной казны: «Мы находим необходимым выразить непременнуюволю Нашу, дабы выпуск кредитных билетов производился на точном основанииИменного указа Нашего августа 1897 г. и не служил впредь источникомвоспособления государственной казны».[12]
ЭтимВысочайшим указом наконец окончательно уничтожен плод интимной незаконной связиГосударственного банка с государственным казначейством (хотя самая связьосталась): Государственное казначейство привыкло смотреть на Государственныйбанк, как на свой собственный карман, по своему произволу распоряжаясь печатнымстанком для изготовления кредитных билетов. Как мы видим, Высочайший указподтверждает, чтобы на будущее время выпуски кредитных билетов производились неиначе, как на точном основании Указа от 29 августа 1897 г., и в то же времявыразительно запрещает выпускать кредитные билеты для воспособлениягосударственной казны. Эта чрезвычайно важная мера не может не остаться безвлияния на доверие к устойчивости нашей денежной реформы и к желанию держатьсяраз избранного пути.
Изсовременного зарубежного опыта представляет интерес опыт Швейцарии[13],где рассматривался вопрос о закреплении норм об обеспечении стабильностипокупательной способности национальной валюты на конституционном уровне, и хотяот этой идеи отказались, но в новом Законе о Швейцарском национальном банкебыли все же закреплены конкретные нормы.
Обаприведенных примера актуальны для современной России и могли бы служитьориентирами для законодателя.
Россияможет стать одной из ведущих мировых держав по привлечению инвестиций, считаетВ. Путин. «Уверен, что у России есть шанс стать одним из мировых центровпритяжения инвестиций. Кризис должен не отдалять нас от достижения этой цели,а, наоборот, приближать», — заявил премьер. При этом он подчеркнул, чтоименно бизнес должен решать, куда выгоднее вкладывать деньги.
Покаситуацию с инвестициями В. Путин охарактеризовал как «тотальнуюнедоинвестированность». По его словам, в существенном обновлении нуждаютсяинфраструктура и технологическая база целых отраслей промышленности.
«Чтобысохранить конкурентоспособность, мы должны обеспечить резкое повышениеэнергоэффективности и производительности труда на наших предприятиях, снизитьиздержки, активизировать внедрение инноваций», — считает он.
Сдругой стороны, подчеркнул глава Правительства РФ, «эпоха легких, дешевыхденег, конечно, закончилась, и в будущем конкуренция за ресурсы для развитиябудет предельно жесткой».
Пословам В. Путина, «в выигрыше окажется та страна, которая предложитинвестору наиболее благоприятные условия и перспективы». «Мы в Россиибудем стремиться к созданию именно такой обстановки», — заявил главаПравительства РФ.
Всвязи с этим перед Правительством премьер-министром была поставлена задачаактивизировать работу по устранению препятствий в инвестиционной деятельности.
«СегодняРоссия имеет не только самую низкую ставку подоходного налога, но и самуюнизкую среди стран „Восьмерки“ и БРИК ставку корпоративного налога — 20%», — сказал В. Путин.
Онотметил, что проблему нехватки инвестиций невозможно решить без формированиясобственного зрелого финансового рынка. «Поэтому будут приняты меры,направленные на совершенствование работы банковского сектора и фондовогорынка», — пообещал премьер. В частности, по его словам, будут внедрятьсягибкие и одновременно более защищенные инструменты инвестирования сбережений,что особенно важно для появления в стране «длинных денег».
Какподчеркнул В. Путин, Россия открыта для иностранных инвестиций, ПравительствоРФ формирует равные условия для российских и иностранных инвесторов. Оннапомнил, что в прошлом году был принят Закон, «четко регламентирующийпроцедуру получения контроля со стороны иностранного капитала в стратегическихотраслях». Этот Закон, по словам В. Путина, был принят в том числе врезультате консультаций с иностранными партнерами, которые просили четкообозначить, «где можно работать и по каким правилам, а где есть какие-тоограничения». «Мы так и сделали», — отметил премьер.
Онподчеркнул, что особую ценность для страны имеют инвестиционные проекты, которыепредусматривают передачу в Россию современных технологий, и обозначил теотрасли, инвестирование в которые имеет приоритетное значение. «Это все,что связано с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры,телекоммуникаций, цифрового телевидения», — сказал премьер.
Однойиз недоинвестированных отраслей является автопром. Сегодня в РФ открытонесколько крупных автосборочных предприятий ведущих мировых концернов.«Пора сделать следующий шаг — построить в России новые заводы попроизводству автокомпонентов», — заявил В. Путин. По его словам,«экономическая целесообразность для этого уже возникла».
Былосказано и про рынок энергоресурсов. В частности, премьер-министр заявил, чтороссийское Правительство придерживается консервативного прогноза развития ценна энергоресурсы, включая нефть.
«Нашипрогнозы носят консервативный характер, но мы уверены, что реалии будут лучше.И гораздо лучше того, что мы планируем», — сказал В. Путин.
Говоряо ценах на сырье: углеводороды — нефть, газ, а также продукты нефтехимии,которые являются основными статьями экспорта РФ, В. Путин сказал:«Конечно, трудно прогнозировать, какие цены в какие сроки будут. Некоторымкажется, что это невозможно. Но это не так. Это возможно. Достаточно взятьнаблюдения за колебанием этих цен на мировых рынках за длительный период. Этинаблюдения в течение десятилетий проводятся. И там все ясно и понятно».
«Конечно,очень трудным является наложение сегодняшних факторов на те тенденции, которыепроисходят на сырьевых рынках и в мировой экономике. Здесь очень многонеопределенностей. Но Правительство РФ и другие правительства обязаны такиепрогнозы делать, и мы тоже делаем такие прогнозы», — сказал премьер.

Глава 4. Пути снижения инфляции в РФ
Инфляциянапрямую связана с нарушением денежного обращения. Существует ряд школ инаправлений экономико-правовой мысли, причем каждая по-своему объясняетсущность и происхождение инфляции, ее негативную и позитивную роль вэкономическом развитии. При этом все сходятся в одном: главный смыслрегулирующих мер воздействия заключается в ее профилактике и минимизации.[14]
Поэтомупервый шаг, который необходимо сделать в сфере законодательства в целях разработкиэффективной правовой базы для борьбы с инфляцией, мог бы заключаться визменении ст. 22 Закона о Банке России[15] с целью полного запретаденежной эмиссии, направленной на покрытие дефицита федерального бюджета.
Дальнейшиешаги, направленные на реализацию эффективной антиинфляционной политики, защитуи обеспечение устойчивости рубля, в том числе возможные законодательныеинициативы, направленные на формирование эффективного правового механизма,гарантирующего стабильность покупательной способности рубля как валютыРоссийской Федерации, сейчас определить не представляется возможным последующей причине.
Уполномоченныеорганы государства не ведут в рамках установленных законом полномочий активнойдеятельности, направленной на снижение инфляции и защиту покупательнойспособности рубля.
Такойвывод можно сделать из следующих фактов. В статье С.Р. Моисеева обосновываетсявывод, что «ставка рефинансирования с запаздыванием реагирует на инфляцию,скорее следуя за изменениями цен, нежели определяя ее. Все это говорит о том,что процентная политика Банка России носит адаптивный характер, иными словами,она не столько формирует ценовую динамику, сколько приспосабливается кизменяющимся внешним условиям».[16]
Такжетезис о том, что Банк России не проводит политику на стабилизацию рубля, подтверждается,например, словами министра финансов России А.Л. Кудрина, который, выступая07.11.2009, сообщил в беседе с журналистами после заседания министров финансови глав центробанков G20 в шотландском городе Сент-Эндрюсе, что Банк России неведет никакой целенаправленной политики по укреплению курса рубля, а курс рубляопределяется не действиями ЦБ, а внешними обстоятельствами.[17]
Втаких условиях, когда органы государства не ведут борьбу с инфляцией в пределахсвоих полномочий и не поднимают вопрос о недостаточности этих полномочий дляпроведения эффективной антиинфляционной политики, говорить о разработке новыхзаконоположений преждевременно.
Сцелью определения публично-правового аспекта инфляции необходимо также обратитьвнимание еще на одно обстоятельство.
Вприведенном выше определении инфляции в качестве негативного ее проявленияотмечается, что она приводит к перераспределению национального дохода в пользуопределенных социальных групп. При определенных обстоятельствах конкретнымтаким выгодоприобретателем становится эмитент денежных знаков — государство влице Российской Федерации. В связи с этим публично-правовое содержание инфляциикак эмиссии не обеспеченной товарами денежной массы, направленной на покрытиедефицита бюджета, заключается в том, что такую эмиссию следует рассматриватькак форму обложения частной собственности (имущества), а также собственностисубъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований,находящейся (хранящейся) в текущий момент в форме денежных средств. При этомтакое обложение не основано на полноценном правовом регулировании, и егонеобходимо рассматривать как дополнительное обложение к взиманию налогов.
ВладимирПутин считает, что преодолеть проблему, связанную с существованием единственнойглобальной валюты (доллара), можно, либо договорившись об общих правилахповедения, либо создав несколько мировых резервных валют.
«Можетбыть, мне кажется, только один выход — если будет какая-то общая договоренностьоб общих правилах поведения. Или будет несколько мировых резервных валют. Намой взгляд, ничего страшного для экономики США не произойдет, потому что вконечном итоге и сама она от этого только выиграет», — сказал В. Путин намеждународном инвестиционном форуме в Сочи.
ПредседательПравительства России высказал свое видение причин возникновения мировогофинансово-экономического кризиса. «Мне кажется, что глобальные проблемывозникли по нескольким причинам. Здесь и традиционные классические признакиперепроизводства в некоторых отраслях, скажем, в автомобилестроении — полноезатоваривание во всех странах мира. Но есть и другие причины, которые не былиизвестны ранее в качестве спусковых крючков кризиса», — отметил он.
«Естьфундаментальное противоречие между тем, что делает ФРС, потребностямиамериканской экономики и потребностями мировой экономики. Несоответствие междуденежной массой в самих США и в мировой экономике — это фактор, который непонятно, как устранять», — сказал В. Путин.
Поего словам, существует проблема в том, что никто не контролирует деятельностьединственного эмиссионного центра в Вашингтоне, который печатает деньги длявсего мира.
Послеэтого премьер-министр РФ призвал мировое сообщество выработать общие правилауправления экономикой. Они заключаются в том, что, по словам В. Путина, рольгосударства «должна заключаться не в том, чтобы накачивать деньги вэкономику, хотя подчас от этого никуда не уйти, а главным образом в наведениипорядка в сфере финансовых инструментов». По его мнению, если«мировому сообществу удастся договориться об общих правилах, тогда можнорассчитывать на возврат элементов стабильности экономики».
Приэтом В. Путин считает открытым вопрос о сроках возобновления роста мировой экономики,но уверен, что он возобновится. Это «медицинский факт», заявил главаПравительства РФ. Вопрос только «в сроках и в темпах».
Поего словам, одна из проблем мировой экономики — «затоваривание».«Произведено товаров, которые скопились на складах, огромное количество.На сегодня эти товары не находят потребителя. Это требует времени. Постепенно,сейчас трудно сказать, в какой временной период, но тем не менее это,безусловно, произойдет, все эти запасы будут распроданы. Появится еще одинпрямой повод для дальнейших шагов в развитии», — сказал В. Путин.[18]

Заключение
Вэкономике России становится все больше поводов для оптимизма — она растет на0,5% в месяц. Но успокаиваться рано, считает премьер-министр Владимир Путин.Впереди борьба с инфляцией, масштабная работа по превращению России в мировойинвестиционный центр, а также глобальные дискуссии об общих правилах управленияэкономикой.
IFX.RU- Россия постепенно выходит из жесточайшего экономического кризиса, вперединовый, более приятный период — посткризисный. Пришла пора ставить задачи набудущее и еще раз напомнить об ошибках прошлого.
Всвоем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации[19]Президент РФ указал, что «сегодня наша банковская система находится вудовлетворительном состоянии — для кризисного, конечно, года. Рост кредитованиявозобновился, объем просроченных долгов стабилизировался. Вслед за снижениеминфляции и стабилизацией на валютном рынке постепенно уменьшаются процентныеставки. Центральный банк начал полноценно исполнять функции кредитора последнейинстанции. Однако с точки зрения инновационного развития финансовый сектор всееще слаб, недостаточно капитализирован и не способен оказывать все необходимыенашим гражданам и компаниям услуги. Правительство должно представить планконкретных мер по совершенствованию финансовой системы. Она должна статьадекватной требованиям модернизации нашей экономики».[20]
Вместес тем специалисты отмечают, что, «несмотря на позитивный эффектбольшинства антикризисных мероприятий, сохраняются потенциальные угрозыфинансовой стабильности как отдельных институтов, так и банковской системы вцелом… реализация неблагоприятного сценария банковского кризиса сейчас»отодвинута" мерами господдержки...".
Далеконе полный анализ действующего законодательства и все вышеуказанное позволяютсделать вывод о том, что одной из составляющих финансовой устойчивостигосударства является эффективная и стабильная банковская система. Современнаяполитика государства в области государственного регулирования банковскойдеятельности должна быть направлена на повышение эффективности еефункционирования, что может быть достигнуто только путем совершенствованияправовой базы.

Список использованной литературы
Нормативно – правовыеакты
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009.
2. Бюджетный кодексРоссийской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета, N153-154, 12.08.1998.
3. Федеральный законот 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» // Российская газета, N 127, 13.07.2002.
4. ПосланиеПрезидента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 «Послание Президента РФДмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» //Парламентская газета, N 60, 13-19.11.2009.
Специальная литература
1. Актуальныеновости (Редакционный материал) // Налоги (газета), 2009, N 7.
2. Антипьева Н.В.Правовые механизмы антиинфляционной защиты денежных доходов граждан в сферетруда и социального обеспечения // Российский юридический журнал. 2010. N 1. С.90 — 102.
3. Деньги, банки,кредит: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2009. С. 209.
4. Иванов А.В.Инфляция и мировой финансовый кризис: экономико-правовые причины и последствия //Гражданин и право, N 4, апрель 2009 г. С.23.
5. Моисеев С.Р.Правила денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2008. N 8. С. 16.
6. Назаров В.Н. Инфляция:публично-правовой аспект // Финансовое право, 2009, N 12. С.10.
7. Назаров В.Н.Деньги как категория финансового права // Финансовое право. 2009. N 7. С. 18.
8. Николаев И.А. Инфляция-2008:факторы роста // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2008, N 2. С.12.
9. Нобель П.Швейцарское финансовое право и международные стандарты. М.: Волтерс Клувер,2007. С. 424 — 436.
10. Обзор актуальныхновостей (Редакционный материал) // Налоги (газета), 2009. N 39.
11. Озеров И.Х.Основы финансовой науки. М.: ЮрИнфорР-Пресс, 2008. С. 493.
12. Российскаягазета. N 214. 2009. 13 ноября
13. Финансы, деньги,кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2007. С. 87.
14. Финансы: Учебникдля вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2008. С. 518.
15. Экономика:Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.:Проспект, 2008. С. 347.
16. Экономика:Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.:Проспект, 2009. С. 335.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формы реализации исполнительной власти. Правовые акты управления
Реферат Мембранное равновесие
Реферат Государственнический национализм
Реферат Лекции - Гинекология (общая симптоматика гинекологических заболеваний)
Реферат Пластиковые карточки - современный платёжный инструмент 2
Реферат Теорема Остроградського-Гаусса, потенціальний характер електростатичного поля та діелектрики в електричному полі
Реферат "Правило 72-х". Критерий PVP. Виды инфляции
Реферат Фондова біржа в україні проблеми та перспективи розвитку
Реферат Оптовая продажа товаров
Реферат Организация селекционного процесса в учхозе Роща мичуринского района
Реферат «Россия и наркотики»
Реферат Учет заработной платы 2
Реферат Анализ финансово-экономической деятельности санатория 'Дон' (Пятигорск) + отчёт о преддипломной практике в нём же
Реферат Слиток с жидкой сердцевиной
Реферат Найдавніше поселення на території України