НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ — ВЫСШАЯ ШКОЛА
ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Специальность «Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «ИНВЕСТИЦИИ»
Работа выполнена студенткой
Кирилловой ЛюдмилойВениаминовной
Группа № С-З-Ф-06-6-12
Научный руководитель:
к. э. н., доцент Пименова Е.М.
Самара 2009
Содержание
1. Понятие финансового рынка. Виды финансовых рынков(денежный, кредитный, валютный, институтов собственности)
1.1 Факторы, влияющие на финансовый рынок
1.2 Понятие капитала, структура капитала
2. Закономерности функционирования денежного рынка и рынкакапиталов (закон стоимости, закон спроса и предложения)
2.1 Спрос на капитал
2.2 Предложение капитала
3. Свойства рынка ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг:сущность и виды (первичный, биржевой, внебиржевой)
4. Понятие собственного капитала. Структура рынкасобственного капитала
5. Рынок заёмного капитала
Список литературы
1. Понятие финансового рынка. Виды финансовыхрынков (денежный, кредитный, валютный, институтов собственности)
Финансовый рынок — этоорганизационная или неформальная система торговли финансовыми инструментами.Задача финансовых рынков состоит в организации торговли активами иобязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Покупателями и продавцами нафинансовых рынках выступают три группы экономических субъектов: домашниехозяйства, фирмы, государство[1].
Финансовый рынок включает в себяследующие виды рынков:
Рынок денежных средств — это рынок, на котором товаром являются финансовые инструменты со срокомобращения менее одного года.
На денежном рынке основнымиинструментами являются казначейские векселя, банковские акцепты и депозитныесертификаты банков.
Рынок капиталов — эторынок, на котором товаром являются долгосрочные финансовые инструменты сосроком обращения свыше пяти лет.
На рынке капитала основнымиинструментами являются долгосрочные облигации, акции и долгосрочные ссуды.Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценныхбумаг.
На рынке ссудного капитала обращаютсядолгосрочные финансовые инструменты, предоставляемые на условиях срочности,возвратности и платности. Он подразделяется на рынок долгосрочных банковскихссуд и рынок долговых ценных бумаг (также долгосрочных).
На рынке ценных бумагвыпускаются, обращаются и поглощаются как собственно ценные бумаги, так и ихзаменители.
Валютный рынок — эторынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность.
К валютным ценностям относятся:иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и природные драгоценныекамни.
В качестве субъектов(участников) валютного рынка выступают банки, биржи, экспортёры и импортёры,финансовые и инвестиционные учреждения, правительственные организации. Объектвалютного рынка (на кого направлены действия субъекта) — любое финансовоетребование, обозначенное в валютных ценностях.
Субъекты валютного рынка могутсовершать следующие виды операций:
кассовые (спот) — с немедленнойпоставкой валюты, чаще всего в течение двух рабочих дней после заключениясделки;
срочные (форвард) — с поставкойвалюты через чётко определённый промежуток времени;
свопы — одновременноеосуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения;
хеджирование (страхованиеоткрытых валютных позиций);
арбитраж процентных ставок(получение выгоды от принятия депозитов и их переразмещение на согласованныепериоды по более высокой ставке).
Рынок золота — это сфераэкономических отношений, связанных с куплей-продажей золота с целью накопленияи пополнения золотого запаса страны, организации бизнеса, промышленногопотребления и др.1.1 Факторы, влияющие на финансовый рынок
В целом выделяют четыре группы факторов, непосредственновлияющих на финансовый рынок:
экономические;
политические;
слухи и ожидания;
форс-мажор.
Экономическую группу факторов влияния на рынок можноразбить на следующие составляющие:
экономические показатели;
торговые переговоры;
заседания центральных банков;
изменения денежно-кредитной политики;
заседания большой семёрки, других экономических илиторговых союзов;
выступления глав центральных банков, глав правительств,видных экономистов по поводу ситуации на рынке валют, изменения экономическойполитики, экономической ситуации в стране или их прогнозы;
интервенции;
сопредельные рынки (товарные, фондовые);
спекуляции.
По степени важности экономические факторы можно разбить нанесколько групп. К первой группе относятся: учётная ставка; дефицит торгового баланса; дефицит платёжного баланса; индексы инфляции; динамика внутреннего валового продукта; данные по безработице; данные по денежной массе.
Ко второй группе относятся: индекс деловой активности; продажа автомобилей; продажа жилья; заказы товаров длительного пользования(спроса); заказы настроительство; промышленноепроизводство; розничнаяторговля; личныедоходы граждан; основныеэкономические показатели.
К третьей группе относятся: депозитные ставки; индексы акций; динамика цен государственных облигаций.
1.2 Понятие капитала, структура капитала
Капитал — это ресурс,создаваемый с целью производства экономических благ. Капитал можно, преждевсего, разделить на (физический) материально-вещественный, денежный иневещественный.
Невещественный (незримый) капитал- знания, умения и информация, которые могут быть использованы для производстваблаг и их продажи (патенты, лицензии, авторские права, человеческие навыки,торговая марка и пр.).
Невещественный капитал иначеназывается человеческим и, по сути своей, он является разновидностью трудовыхресурсов. Поэтому под капиталом как таковым обычно подразумевают материальный — физический капитал.
Денежный капитал — это временносвободные денежные средства, которые не могут быть сразу использованы дляполучения прибыли.
Физический(материально-вещественный) капитал — это совокупность материальных благ особогорода (здания, сооружения, машины, сырье и т.п.), которые используются впроизводстве товаров и услуг с целью получения дохода. Физический капиталразделяется на основной капитал и оборотный.
Основной капитал — часть активовпредприятия, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочныеинвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения. Основнойкапитал участвует в процессе производства в течение длительного времени (какправило, больше одного года) и постепенно, частями переносит свою стоимость настоимость готовой продукции.
Источники финансированияосновного капитала подразделяются на собственные средства хозяйствующегосубъекта и заёмные.
Оборотный капитал целикомрасходуется в течение одного производственного цикла (от начала производстваблаг до выпуска готовой продукции). Оборотный капитал тратится на приобретениесредств для каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных материалов труда ит.п.
Капиталом являются и денежныесредства, которыми обладает фирма или потребитель. Денежные средства, накоторые потребитель, например, может приобрести необходимые блага дляпоследующего потребления, а фирма — ресурсы для производства благ.
Деньги (или финансовый капитал)могут, как находиться в собственности потребителя или фирмы, так и берутсявзаймы, то есть представляют собой заемный капитал.
Заёмный капитал (кредит) — денежные средства, которые могут быть предоставлены фирме (потребителю) в пользованиена строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату.
Примером займа для потребителяможет быть потребительское кредитование, покупка в рассрочку. Принципиальноеотличие заёмного капитала состоит в том, что он непременно должен бытьвозвращён, причём с определённой платой за его предоставление и использование(процент).
Собственный капитал — денежныесредства, предоставляемые фирме в обмен на право совладения её имуществом идоходами, обычно не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итоговработы фирмы.
Владельцы капитала безвозвратноотдают свои средства для использования их в деятельности фирмы и при этомстановятся вкладчиками или, например, совладельцами фирмы. Собственный капиталпредоставляется фирме без ограничения сроков пользования и без фиксации платы,которую владелец капитала (вклада, инвестиций) хотел бы получить взамен.
Инвестиции — это увеличениезапаса капитала фирмы.
Заемные средства и инвестициииграют ключевую роль в современном бизнесе: одни контрагенты рынка берутденежные средства в займы и пускают их в оборот, чтобы получить прибыль, другие- дают в долг или инвестируют, чтобы в будущем получить больше (например,процент с этой прибыли). Благодаря вовремя вложенному финансовому капиталузапускается выгодное производство, строится бизнес. А на дальновидноминвестировании и кредитовании формируются новые финансовые капиталы.
2. Закономерности функционирования денежного рынкаи рынка капиталов (закон стоимости, закон спроса и предложения)
Денежный рынок — эторынок, где продаётся и покупается специфический товар — деньги. На рынкеформируется их спрос и предложение. От их соотношения зависит размер процентнойставки как цены денег. Это свидетельствует о том, что закономерностифункционирования денежного рынка такие же, как любого рынка. Субъекты денежногорынка — юридические и физические лица, которые являются кредиторами, заёмщикамии посредниками.
Денежный рынок разделяют на двасектора: сектор прямого финансирования и сектор опосредствованногофинансирования. В секторе прямого финансирования вопроса купли-продажи решаютнепосредственно кредитор и заёмщик. Этот сектор имеет два канала движенияденег: канал капитального финансирования и канал заимствований. В сектореопосредствованного финансирования деньги реализуются через посредников.
Большое значение для пониманияфункционирования денежного рынка имеет его структура. За сроками обращенияфинансовых инструментов финансовый рынок разделяют на рынок денег (до 1 года) ирынок капиталов (больше 1 года).
Инструменты денежного рынка посвоему характеру разделяют на долговые и недолговые.
Недолговые инструменты — этообязательство покупателя денег предоставить право участия в управлении егодеятельностью и в его доходах продавцу денег. К таким обязательствампринадлежат акции.
Долговые инструменты — этообязательство покупателя денег возвратить их в определённое время и уплатитьпроцент за пользование ими. К таким инструментам принадлежат депозитныесертификаты, кредиты, облигации и другие ссудные обязательства. Инструментыденежного рынка в процессе движения капитала сами могут стать объектомкупли-продажи.
Под стоимостью денег каксредства обращения понимают их покупательную способность, которая определяетсяиндексом цен. Под стоимостью денег как капитала понимают проценты, которыенеобходимо уплатить за пользование ими, и её показателем является ставкапроцента.
Стоимость денег как средствообращения и стоимость денег как средство накопления и капитал взаимозависимые,эта взаимосвязь выражается в существовании реальной и номинальной ставкипроцента.
Номинальная ставка процента — это фактически установленная ставка.
Реальная ставка процентаопределяется перечислением из номинальной на основе уровня инфляции. И. Фишерразработал модель “соотношение реальной и номинальной ставки процента"
R= i — ∆P/1 + ∆P,
где R — реальная ставкапроцента;
i — номинальная процентнаяставка;
∆P — темп инфляции(десятичная дробь).
Таким образом, на размерноминальной ставки процента влияет уровень инфляции. Кроме того, на размерставки процента по отдельным операциям влияет фактор риска. Чем выше риск, темвыше ставка процента.
Большое значение имеетсоотношение спроса и предложения на денежном рынке. Достижение равновесияспроса и предложения одна из задач денежно-кредитной политики. Уровеньпроцентной ставки, за который спрос на деньги равняется их предложению,называется равновесной ставкой процента, или ставкой равновесия. Существуютразные модели установления равновесия на финансовом рынке в зависимости от типаденежно-кредитной политики (гибкая, жёсткая).
Рынок капиталов — эторынок, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся вдолг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынкомкапитала.
Отдача денег в долг называетсяпредоставлением ссуды или кредита. Соответственно, тех, кто даёт деньги в долг,называют кредиторами, а тех, кто берёт деньги в долг, называют заёмщиками.
На рынке капитала существуетцена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку ицена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах — деньгах, для измерения цены используют относительные величины — проценты.
Ставкой процента называетсяцена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторогопромежутка времени, выраженная в процентах.
На рынке капитала существуютспрос и предложения, которые определяют равновесную ставку процента (цену) иколичество отданных напрокат денег.
Одной из главных особенностейрынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступитьна этом рынке, как в качестве кредитора, так и в качестве заёмщика. Во-первых,все фирмы и потребители используют этот «ресурс» в своей деятельности(и поэтому могут нуждаться в нём). Во-вторых, этот «ресурс» нетребует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладатьденьгами независимо от рода своей деятельности).
/>2.1 Спрос на капитал
Спрос на капитал предъявляютфирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но врезультате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы ипотребители увеличивают спрос на кредиты. Поэтому кривая рыночного спроса накапитал имеет отрицательный наклон, как и любая кривая спроса на благо илиресурс.
/>2.2 Предложение капитала
Кривая предложения капиталаимеет положительный наклон, который тоже определяется поведением потребителей ифирм.
Предложение заёмных средствотчасти образуется за счёт того, что у фирм и у потребителей образуютсявременно «лишние» денежные запасы.
Понятие ссудного капитала.Основные источники ссудного капитала. Функции ссудного капитала
Ссудный капитал — этоденежный капитал, представленный во временное пользование (ссуду) кому-либо наусловиях срочности, платности и возвратности. Ссудный капитал не вкладывается ворганизацию, а передаётся другому предпринимателю (инвестору) во временноепользование с целью получения прибыли.
Основными источниками ссудногокапитала служат денежные капиталы (денежные средства), высвобождаемые впроцессе воспроизводства. К ним относятся:
амортизационный фондпредприятий, предназначенный для обновления, расширения и восстановленияпроизводственных фондов;
часть оборотного капитала вденежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществленияматериальных затрат;
денежные средства, образующиесяв результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатойзаработной платы;
прибыль, идущая на обновление ирасширение производства;
денежные доходы и сбережениявсех слоёв населения;
денежные накопления государствав виде средств от владения государственной собственностью, доходы отпроизводственной, коммерческой и финансовой деятельности правительства, а такжеположительные сальдо центрального и местных банков.
Формой движения ссудногокапитала является кредит. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капиталав ссудный и выражает отношение между кредиторами и заёмщиками. В условияхрыночной экономики кредит выполняет следующие функции:
аккумуляция временно свободныхденежных средств;
перераспределение денежныхсредств на условиях их последующего возврата;
регулирование объёма совокупногоденежного оборота;
создание кредитных орудийобращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций;
3. Свойства рынка ссудных капиталов. Рынок ценныхбумаг: сущность и виды (первичный, биржевой, внебиржевой)
Рынок ссудных капиталов — это рынок, на котором объектом сделки выступает предоставляемый в ссудуденежный капитал и где формируется спрос и предложение на него.
Современная структура рынкассудных капиталов характеризуется двумя основными признаками: временным иинституциональным.
По временному признаку различаютденежный рынок, на котором предоставляются кредиты на период от несколькихнедель до одного года, и непосредственно рынок капиталов, где денежные средствавыдаются на более длительные сроки: от года до пяти лет (рынок среднесрочныхкредитов) и от пяти и более лет (рынок долгосрочных кредитов).
Пофункционально-институциональному признаку современный рынок ссудных капиталовподразумевает наличие двух основных звеньев: кредитной системы (совокупностиразличных кредитно-финансовых институтов) и рынка ценных бумаг. Последний всвою очередь разделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются новыеэмиссии ценных бумаг, биржевой (вторичный), где покупаются и продаются ранеевыпущенные ценные бумаги, и внебиржевой рынок, где совершается реализацияценных бумаг, которые не могут быть проданы на бирже.
Временной ифункционально-институциональный признаки рынка ссудных капиталов характерны длявсех стран. Вместе с тем о состоянии национального рынка судят поинституциональному признаку, т.е. по наличию двух основных ярусов: кредитнойсистемы и рынка ценных бумаг.
Функции рынка ссудных капиталовопределяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в системекапиталистического хозяйства, а также задачами по воспроизводствукапиталистических производственных отношений.
Следует выделить пять основныхфункций рынка ссудных капиталов:
обслуживание товарного обращениячерез кредит;
аккумуляция денежных сбережений(накоплений) предприятий, населения, государства, а также иностранных клиентов;
трансформация денежных фондовнепосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложенийдля обслуживания процесса производства. Эти три функции стали активноиспользоваться в промышленно развитых странах в послевоенный период;
обслуживание государства инаселения как источников капитала для покрытия государственных ипотребительских расходов;
ускорение концентрации ицентрализации капитала для образования мощных финансово-промышленных групп.
Отражая накопление и движениеденежного капитала, рынок ссудных капиталов органически связан с движением стоимостив её денежной форме, с образованием и использованием различных денежных фондовв виде кредитных ресурсов и ценных бумаг.
В общем виде рынок ценных бумагможно определить как совокупность экономических отношений его участников поповоду выпуска и обращения ценных бумаг. Его цель аккумулирование иперераспределение финансовых ресурсов путём совершения участниками рынкаразличных операций с ценными бумагами, т.е. задача рынка ценных бумаг, состоитв том, чтобы обеспечить движение денежных средств от инвесторов к эмитентамценных бумаг.
Рынок ценных бумаг — это сложнаяструктура, имеющая много характеристик. В зависимости от этого его можнорассматривать с разных сторон, и его разные характеристики попарно отражают туили иную сторону рынка ценных бумаг.
Составные части рынка ценныхбумаг в своей основе имеют не только тот или иной вид ценной бумаги, но испособ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций в рынкеценных бумаг необходимо выделять рынки:
в зависимости от стадииобращения ценной бумаги различают первичный и вторичный рынки;
в зависимости от уровнярегулируемости организованный и неорганизованный рынки;
в зависимости от места торговлибиржевой и внебиржевой рынки;
в зависимости от типа торговлитрадиционный и компьютеризированный рынки;
в зависимости от сроков, накоторые заключаются сделки с ценными бумагами кассовый и срочный рынки.
Первичный рынок — эторынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение. Результатом всехпроцессов, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать приобретение ихпервыми владельцами.
Вторичный рынок — эторынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупностьлюбых операций с данными бумагами, в результате которых осуществляетсяпостоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому.
Организованный рынок — это обращение ценных бумаг на основе законодательно установленных правил междупрофессиональными посредниками.
Неорганизованный рынок — это обращение ценных бумаг без единых правил в рамках действующегозаконодательства. На этом рынке участники сделки самостоятельно договариваютсяпо всем вопросам.
Биржевой рынок означает,что торговля ценными бумагами ведётся на фондовых биржах. Торговлю на биржеосуществляют только члены биржи, причем торговля может осуществляться толькотеми ценными бумагами, которые включены в котировочный список, т.е. прошлипроцедуру допуска ценных бумаг к продаже на бирже.
Внебиржевой рынок ценныхбумаг представляет собой систему крупных торговых площадок, осуществляющихторговлю многими видами ценных бумаг. Деятельность этих торговых площадокподчиняется строгим правилам, обязательным для исполнения всеми участникамисделок.
Традиционный рынок — этотрадиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупателиценных бумаг (обычно в лице фондовых посредников) непосредственно встречаются вопределённом месте, и происходит публичный гласный торг или ведутся закрытыеторги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке. [2]
Компьютеризированный рынок — это разнообразные формы торговли ценными бумагами на основе использованиякомпьютерных сетей и современных средств связи.
Кассовый рынок (рынок«спот», рынок «кэш») — это рынок немедленного исполнениязаключённых сделок, при этом чисто технически их исполнение может растянутьсяна срок до одного, трёх дней, если требуется поставка самой ценной бумаги вфизическом виде.
Срочный рынок ценных бумаг — это рынок с отсроченным, обычно на несколько месяцев, исполнением сделки.
4. Понятие собственного капитала. Структура рынкасобственного капитала
Основой финансовых ресурсовпредприятия является собственный капитал. В его состав включают:
уставный капитал;
резервный капитал;
добавочный капитал;
нераспредёленную прибыль.
Уставный капитал представляетсобой совокупность основных средств, другого имущества, нематериальных активов,а также имущественных прав, имеющих денежную оценку, которые вложены впредприятие его учредителями и участниками (юридическими и физическими лицами)пропорционально долям, определённым учредительными документами. Уставнымкапиталом определяется минимальный размер имущества предприятия, гарантирующийинтересы её кредиторов.
Необходимо подчеркнуть, чтоуставный капитал относится к наиболее стабильной части собственного капиталапредприятий. Увеличение или уменьшение уставного капитала в произвольной формене допускается. Все изменения фиксируются в уставе предприятия и производятся,как правило, с начала отчётного года.
Формирование уставного капиталарегламентируется положениями Гражданского кодекса РФ с учётом особенностей,присущих предприятиям различных организационно-правовых форм.
В состав добавочного капиталавключают следующие элементы:
суммы от дооценки внеоборотныхактивов;
эмиссионный доход акционерногообщества (суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещённых акций, завычетом расходов по их продаже);
курсовые разницы, образовавшиесяпри внесении учредителями вкладов в уставный капитал.
Резервный капитал в акционерномобществе образуется в размере, предусмотренном его уставом, и должен составлятьне менее 5% величины уставного капитала. Резервный капитал формируют путёмобязательных ежегодных отчислений от чистой прибыли до достижения размера,предусмотренного уставом. Размер ежегодных отчислений фиксируется в уставе, ноон не может быть ниже 5% от чистой прибыли до достижения его величины,определённой уставом общества. Резервный капитал предназначен для покрытияубытков, а также для погашений облигаций общества и выкупа его акций приотсутствии иных денежных средств.
Уменьшение резервного капитала врезультате его использования по целевому назначению требует доначисления вследующих отчётных периодах.
Для хозяйственных товариществ иобществ с ограниченной и дополнительной ответственностью не установленоминимально необходимых размеров резервного капитала. Его формируют в пределахобъёмов, определённых учредительными документами.
Нераспределенная прибыльявляется важным источником образования собственного капитала предприятия ивключает в себя нераспределённую прибыль (убыток) прошлых лет инераспределённую прибыль (убыток) отчётного года.
Следует отметить, что именнонераспределенная прибыль является основным внутренним источником формированиясобственных финансовых ресурсов и финансирования капитальных вложений.Источники формирования собственного капитала могут быть внутренние и внешние. Всостав внутренних источников включают:
нераспределённую прибыль;
средства, присоединяемые ксобственному капиталу в результате переоценки (дооценки) основных средств;
прочие внутренние источники(резервные фонды).
Амортизационные отчисления такжеявляются внутренним источником формирования собственных денежных ресурсов, новеличину собственного капитала они не увеличивают, а только служат способом егореинвестирования.
В состав внешних источниковвключают:
мобилизацию дополнительногопаевого капитала (путём взносов средств учредителей в уставный или складочныйкапитал);
привлечение дополнительногоакционерного капитала (посредством повторной эмиссии и реализации акций);
безвозмездную финансовую помощьот юридических лиц и государства (государственным унитарным предприятиям,финансово-промышленным группам и т.д.);
конверсию заёмных средств всобственные (обмен облигаций на привилегированные акции);
средства целевогофинансирования, поступившие на инвестиционные цели;
прочие внешние источники(эмиссионный доход, образуемый при продаже акций выше их номинальнойстоимости).
5. Рынок заёмного капитала
В состав заёмного капиталавключают:
кредиты и займы банковскихучреждений;
кредиты и займы другихпредприятий (в т. ч. кредиторская задолженность);
облигационные займы;
бюджетные ассигнования навозвратной основе.
Банковский кредит — этосредства, предоставляемые банком предприятию на установленный срок подопределённые проценты для целевого использования. Принципы кредитования:принцип возвратности, принцип срочности, принцип платности, принципматериальной обеспеченности кредита, принцип целевого характера кредита.
Кредиторская задолженность — этозадолженность предприятия перед поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатови изделий к продаже.
Заёмный капитал классифицируют спозиции срока использования:
краткосрочные кредиты и займы;
долгосрочные кредиты и займы;
срочная задолженность;
просроченная задолженность.
Краткосрочные кредиты и займыслужат источником покрытия оборотных активов. Предоплата рассматривается какбеспроцентный кредит поставщикам.
Краткосрочной считаютзадолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой согласноусловиям договора не превышает 12 месяцев.
К долгосрочной относятзадолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой поусловиям договора превышает 12 месяцев.
Срочной считают задолженность пополученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора ненаступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке.
Просроченной считаютзадолженность по полученным займам и кредитам, договорный срок погашения долгапо которым истёк.
Заёмный капитал, независимо отисточников формирования имеет определённые преимущества:
широкие возможности привлечения,особенно при высоком кредитном рейтинге заёмщика;
способность обеспечения ростафинансового потенциала предприятия путём увеличения активов при расширенииобъёма производства и продаж;
возможность повыситьрентабельность собственного капитала за счёт эффекта финансового рычага при условии,что доходность активов превышает среднюю процентную ставку за кредит;
более низкая стоимость кредитовпо сравнению с эмиссией акций, поскольку проценты за краткосрочный банковскийкредит относят к операционным расходам. В результате сумма этих процентовпонижает величину прибыли для целей налогообложения.
Вместе с тем, заёмный капиталхарактеризуется недостатками:
привлечение заёмных средств вбольших объёмах порождает наиболее опасные для предприятия финансовые риски:кредитный, процентный, риск потери ликвидности и др.;
высокая зависимость стоимостизаёмного капитала от колебаний на кредитном рынке (особенно при долгосрочномзаимствовании средств);
сложность процедуры привлечениязаёмных средств (особенно в крупных размерах и на срок более одного года), таккак предоставление кредитных ресурсов зависит от возможностей банков, требующихзалога имущества, или солидарных гарантий других хозяйствующих субъектов.
Список литературы
1. Баумгертнер В.Ф. Маркетинговыеинвестиции. — СПб.: Геликон Плюс, 1999.
2. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник.- М.: Дашков и Ко, 2002.
3. Деньги. Кредит. Банки: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. — М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2008.
4. Кикоть И.И. Финансирование икредитование инвестиций. — Минск: Высшая школа, 2003.
5. Ковалёв В.В. Методы оценкиинвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Рынок ценных бумаг: Учебник / Подред. В.А. Галанова, А.И. Басова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы истатистика, 2006.
7. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2005.