РЕФЕРАТ
«Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации»
1. Цели и задачи валютного регулирования
Валютное регулирование в широком смысле — это регламентациягосударством основных принципов организации национальной валютной системы имеханизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования заключается всоздании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты,валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, котораяотвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе стем отражала бы потребности текущего момента.
Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это посуществу совокупность таких процессов, как:
деятельность государственных органов по управлению обращениемвалюты;
контроль государства за валютными операциями;
воздействие на курс национальной валюты;
ограничение использования иностранной валюты;
совокупность законодательных, административных, экономических иорганизационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций свалютными ценностями.
Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило,включают в себя:
накапливание статистических данных об экспорте из страны и импортев страну;
регулирование вывоза из страны стратегического сырья;
регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны,куплю-продажу ценных бумаг;
покупку резидентами и нерезидентами недвижимости на территориистраны или за ее пределами;
определение курса валюты данной страны по отношению к прочимвалютам;
регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами инерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);
регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной отпроведения экспортных операций.
Валютное регулирование формируется и во многом определяетсяпроводимой государством валютной политикой. Валютная политика — совокупностьгосударственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных надостижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннегои внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяетсявалютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мировогохозяйства.
Валютное регулирование в узком смысле — это элемент валютнойполитики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведениеопераций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютнымиценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.
Валютное регулирование может быть:
прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование — совокупностьзаконодательных и административных действий власти, определяющих порядокпроведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование — совокупность экономических методов воздействия на участниковвнешнеэкономических связей путем создания у них экономическойзаинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладаниетого или иного метода валютного регулирования, определяет его характер;
либеральным или ограничительным. Либеральное валютноерегулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно незатрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса.Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует наформирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формойвыступают валютные ограничения, т.е. законодательное или административноезапрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов инерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет наэкспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютныхкурсов и т.д.
Валютное регулирование осуществляется государством посредствомиспользования определенных инструментов, которые представляют собой конкретныеорганизационные и экономические меры, с помощью которых государствовоздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутристраны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизмих использования формируются под определенным воздействием реальноймакроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего встране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятсяприменяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафныесанкции, валютные интервенции и т.д.
Валютное регулирование осуществляется посредством механизмавалютного контроля. Валютный контроль — это система мер по обеспечениюисполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленныхгосударством. По существу, валютный контроль обеспечивает эффективностьвалютного регулирования и поэтому является его составной частью.
Для осуществления валютного контроля внешнеэкономическойдеятельности создается специальный механизм, который включает специальныеинструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.
Валютное регулирование существует во всех странах. В России оноосуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г № 3615-1 «Овалютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», который определяет:
принципы проведения валютных операций в Российской Федерации;
полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования ивалютного контроля;
права и обязанности юридических и физических лиц в отношениивладения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
меру ответственности за нарушение валютного законодательства.
Действие Закона — юридическая основа создания национальной валютнойсистемы РФ.
Основной элемент национальной валютной системы — национальнаявалюта. Закон дает четкое определение самого понятия «национальная российскаявалюта». Так, к «валюте Российской Федерации»- относятся:
находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые изобращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот)Центрального банка РФ и монеты;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежденияхв РФ;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежденияхза пределами РФ (на основании межправительственных соглашений об использованиивалюты РФ на территории данного государства);
платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовыеценности (акции, облигации), другие долговые обязательства, выраженные врублях.
Поскольку внешнеэкономические связи предполагают обменнациональной валюты на иностранную, то в Законе дано определение и иностраннойвалюте. «Иностранная валюта» — это денежные знаки в виде банкнот, казначейскихбилетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежнымсредством в соответствующем государстве, а также изъятые или изымаемые изобращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах вденежных единицах иностранных государств.
«Валютные операции» определены как операции, которые связаны спереходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числеиспользование в качестве средства платежа ценных бумаг в иностранной валюте;ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютныхценностей, международные денежные переводы, а также операции, в которыхучаствуют нерезиденты РФ, т.е. открытие и ведение рублевых счетов нерезидентовРФ в уполномоченных банках.
Поскольку в современных условиях международные ликвидные активы неограничиваются накоплением резервных валют, а включают: золото, серебро идругие ценности, легко превращающиеся в резервные валюты, Закон вводит понятие«валютные ценности». К ним относятся: наличные банкноты, казначейские билеты,разменная монета иностранных государств, в том числе изъятая из обращения, ноподлежащая обмену; платежные документы в иностранной валюте: чеки, векселя,аккредитивы; фондовые ценные бумаги в инвалюте и другие долговые обязательства;драгоценные металлы (золото, серебро, платина в слитках), драгоценные камни, заисключением ювелирных изделий и ювелирного лома.
Все участники внешнеэкономических связей подразделены законом надве категории: резиденты и нерезиденты РФ. В зависимости от статуса у нихвозникают определенные права и обязанности.
К резидентам РФ относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в томчисле временно находящиеся за пределами РФ (Необходимо подчеркнуть, что понятие«гражданства» к определению статуса физического лица как резидента илинерезидента отношения не имеет.);
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,с местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
дипломатические и иные официальные представительства РФ,находящиеся за пределами РФ;
находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентовРФ.
К нерезидентам РФ относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределамиРФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательствоминостранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, сместонахождением за пределами РФ;
находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальныепредставительства, а также международные организации и их филиалы ипредставительства;
находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.
Законом определены возможность и режим конвертируемости российскихрублей в иностранную валюту: основа купли-продажи валюты на рынке, т.е. ееконвертируемость, собственность.
Все проводимые в РФ внешнеторговые операции подразделены натекущие операции и операции, связанные с движением капитала.
Текущие операции включают в себя:
переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в оплатутоваров, работ, услуг без отсрочки платежа и с отсрочкой до 90 дней;
получение и выдача финансовых кредитов на срок до 180 дней;
переводы процентов, девидентов и иных доходов, связанных синвестициями;
переводы неторгового характера (зарплата, пенсии, пособия,наследство и т.д.).
К капитальным операциям относятся:
прямые инвестиции (взносы в уставные фонды предприятий иорганизаций);
портфельные инвестиции;
получение и выдача отсрочки платежа по экспортно-импортнымоперациям на срок более 90 дней;
получение и выдача финансовых кредитов на срок более 180 дней;
иные операции, не являющиеся текущими.
Текущие валютные операции осуществляются без ограничений, напроведение капитальных операций требуется получение лицензии Центрального банкаРФ.
В Законе определена институциональная основа национальной валютнойсистемы России, а также органы валютного регулирования и их полномочия.Непосредственное исполнение полномочий возложено на уполномоченные банки,которые согласно Закону, получив лицензию Центрального банка РФ на проведениевалютных операций, являются агентами валютного контроля. Агенты валютногоконтроля осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентамивалютными операциями, соответствием этих операций валютному законодательству,условиям лицензий и разрешений, полученных от Центрального банка, а также засоблюдением актов органов валютного контроля. Агенты валютного контроля такжепроводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РоссийскойФедерации.
2. Организация валютного контроля в Российской Федерации
Либерализация внешнеэкономической деятельности в России, введениеконвертируемости рубля в условиях экономической и политической нестабильности привелик массовому оттоку капитала. Этот процесс подрывает экономику страны, и решениеэтой проблемы — одна из важных задач финансовой политики государства. Возвраткапиталов в Россию помог бы решить проблему выплаты внешних долгов и при этомотказаться от внешних заимствований. Уполномоченные банки, являясь агентамивалютного контроля, призваны решить эту задачу.
Именно на уполномоченные банки возложен контроль законностипроведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктовинтеллектуальной деятельности. Порядок проведения этих операцийрегламентируется следующими документами:
О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФвыручки от экспорта товаров: Инструкция Центрального банка РФ иГосударственного таможенного комитета РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И;
О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностьюоплаты резидентами импортируемых товаров: Инструкция Центрального банка РФ иГосударственного таможенного комитета РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И;
О покупке юридическими лицами — резидентами иностранной валюты дляосуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачурезультатов интеллектуальной деятельности: Указание Центрального банка РФ от 30декабря 1999 г. № 721-У;
О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями,организациями части валютной выручки через Уполномоченные банки и проведениеопераций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: ИнструкцияЦентрального банка РФ от 29 июня 1992 г. №7;
О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетовнерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этимсчетам: Инструкция Центрального банка РФ от 12 октября 2000 г. № 93-И;
О порядке совершения юридическими лицами — резидентами операцийпокупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынкеРоссийской Федерации: Указание Центрального банка РФ от 20 октября 1998 г. №383:
Базовый документ валютного контроля — паспорт сделки, оформляемыйэкспортером в уполномоченном банке и содержащий сведения о внешнеэкономическомконтракте, в соответствии с которым будет производиться экспорт товара иосуществляться валютный контроль. Только при наличии ксерокопии паспорта сделки(соответствие оригиналу паспорта сделки подтверждается подписью лица, имеющегоправо первой подписи по счету экспортера и оттиском круглой печати экспортера)таможенные органы могут принимать груз для оформления. По одному экспортномуконтракту оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке.
Экспортер приносит в уполномоченный банк два экземпляраподписанного им паспорта сделки, оригинал контракта и одну копию контракта.Уполномоченный банк проверяет соответствие контракта валютному законодательствуи при подписании паспорта сделки делает на обороте оригинала контракта запись:«Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) (число,месяц, год)».
Уполномоченный банк в течение 5 календарных дней, следующих задатой подписания паспорта сделки, формирует электронную копию паспорта сделки иведомость валютного контроля. В течение 10 календарных дней после подписанияпаспорта сделки уполномоченный банк обязан передать в Государственныйтаможенный комитет РФ (ГТК РФ) электронную копию паспорта сделки (передача всехдокументов в электронном виде в ГТК уполномоченными банками осуществляется припомощи специальной программы).
Один экземпляр паспорта сделки и оригинал контракта возвращаютсяэкспортеру, второй экземпляр паспорта сделки остается в уполномоченном банке ислужит основанием для формирования досье, в которое помещаются все документы,поступающие в уполномоченный банк в рамках данного паспорта сделки. На каждыйпаспорт сделки открывается отдельное досье. В досье помещаются следующиедокументы:
оригинал паспорта сделки;
копии контракта и изменений или дополнений к нему;
копии разрешений представленных экспортером в банк на проведениекапитальных операций;
копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользуэкспортера денежных средств по контракту;
иные документы, заполняемые уполномоченным банком или поступающиев уполномоченный банк и относящиеся к данному паспорту сделки, а именно: письмауполномоченного банка клиенту; обращение клиента в уполномоченный банк илиответы на запросы уполномоченного банка; переписка с Центральным банком РФ повопросам, относящимся к паспорту сделки; запросы и ответы на них иностранныхпартнеров клиента уполномоченного банка и т.п.;
текущий банковский учет поступившей выручки в соотнесении к суммамотгруженного товара;
ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписаннаяответственным лицом банка и заверенная печатью уполномоченного банка, поокончанию всех операций по контракту (при закрытии досье).
Досье после закрытия храниться в банке не менее 5 лет.
Основание для отказа в подписании паспорта сделки дляуполномоченного банка — наличие хотя бы одного из следующих условий:
несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям,указанным в паспорте сделки;
несоответствие предусмотренных контрактом валютных операцийтребованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;
оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;
отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступлениевыручки на счет экспортера в банке;
представление в банк контракта, составленного на иностранномязыке, при отсутствии его перевода на русский язык;
непредставление экспортером в банк копии разрешения, полученного вустановленном порядке, в случаях наличия операций свяг занных с движениемкапитала.
Контроль за сделками осуществляется путем сопоставления данныхтаможенных органов о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещениячерез таможенную границу и информации уполномоченного банка о сумме и срокахпоступления экспортной выручки. ГТК РФ формирует реестры учетных карточек инаправляет их в уполномоченные банки. На основании грузовой таможеннойдекларации — таможенного документа, подтверждающего вывоз товара по конкретномупаспорту сделки, формируется учетная карточка таможенно-банковского контроля,которая в составе реестра учетных карточек передается (при помощи единойобщероссийской специальной программы) в уполномоченные банки. Учетная карточкаоформляется по каждой грузовой таможенной декларации и содержит данные остоимости товара, валюте платежа, дате вывоза товара за пределы РФ, а такжеданные о том, кто экспортировал товар, о сроке возврата учетной карточки в ГТКРФ после ее заполнения клиентом банка и проверки правильности сведенийуказанных в ней, проводимой уполномоченным банком.
Порядок взаимодействия между уполномоченным банком,Государственным таможенным комитетом РФ, таможенным пунктом и экспортером можнопредставить следующим образом:
экспортер представляет одну заверенную ксерокопию паспорта сделкив таможенный пункт;
таможенный пункт выдает грузовую таможенную декларацию (ГТД),заверенную личной подписью и оригинальной печатью таможенного инспектора;
таможенный пункт отправляет информацию об отгруженных товарах вГТК РФ;
экспортер сдает ГТД в уполномоченный банк (после таможенногооформления товара экспортер должен в течение 15 календарных дней представить вуполномоченный банк копию грузовых таможенных деклараций или получитьразрешение Главного управления Центрального банка РФ на продление этого срока);
уполномоченный банк передает электронную копию паспорта сделки вГТК РФ;
из ГТК РФ в уполномоченный банк поступает реестр учетных карточек.Реестры учетных карточек разделяются по соответствующим паспортам сделки;
экспортеру поступает выручка. Уполномоченный банк информируетэкспортера о поступлении экспортной выручки;
экспортер в течение 7 календарных дней представляет информацию вуполномоченный банк о происхождении полученной выручки (реквизиты паспортасделки, вид платежа, распоряжение по отгрузке);
после идентификации сумм выручки, полученных за указанную вучетной карточке партию товаров, уполномоченный банк заполняет ведомость иучетные карточки и передает их в электронном виде в ГТК РФ. Отправление должнопроизводиться не позднее контрольного срока возврата реестра учетных карточек.
По истечении 90 календарных дней с даты, указанной в строкепаспорта сделки «Последняя дата», но не ранее даты отправки в ГТК РФ всехучетных карточек по данному паспорту сделки, досье по данному паспорту сделкизакрывается и сдается в архив.
С 1 января 2001 г. вступила в действие совместная ИнструкцияЦентрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября2000 г. № 91-И «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностьюоплаты резидентами импортируемых товаров». Действие Инструкции распространяетсяна заключенные между резидентами и нерезидентами контракты, предусматривающиеоплату в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации, векселями виностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров. Товары ввозятсяна таможенную территорию РФ в следующих таможенных режимах: выпуск длясвободного обращения; реимпорт; таможенный склад; магазин беспошлиннойторговли; переработка товара на таможенной территории; переработка товара подтаможенным контролем; временный ввоз; свободная таможенная зона; свободныйсклад; отказ в пользу государства; уничтожение; реэкспорт товара. Оплатаимпортируемых по контракту товаров может осуществляться импортером только с егобанковских счетов, открытых в банке импортера и указанных в паспорте импортнойсделки.
Действие Инструкции не распространяется:
на сделки физических лиц — резидентов, зарегистрированных вкачестве индивидуальных предпринимателей, по которым стоимость ввозимых натаможенную территорию РФ товаров, оплаченных наличными денежными средствами, непревышает в эквиваленте 10 тыс. долл. США по курсу Центрального банка РФ надату принятия товаров к таможенному оформлению;
договоры лизинга, по которым лизингодателем является нерезидент;
договоры строительного подряда, в соответствии с условиями которыхстоимость товаров, ввозимых по договору, включена в стоимость строительныхработ и не предусматривается возможность отдельной оплаты указанных товаров;
операции с векселями в иностранной валюте, кроме простого векселяв иностранной валюте, выданного в счет обязательств импортера по контракту ипереводного векселя в иностранной валюте, выданного нерезидентом, в счетобязательств импортера по контракту и акцептованного импортером.
По каждому контракту импортер оформляет один паспорт сделки водном банке. Для оформления паспорта сделки импортер представляет в свой банкследующие документы:
два экземпляра паспорта сделки (оба экземпляра паспорта сделкиподписаны от имени импортера лицом, имеющим право первой подписи, всоответствии с карточками образцов подписей и заверены оригинальной печатьюимпортера);
копию контракта, на основании которого был составлен паспортсделки;
заверенные в установленном порядке копии полученных импортеромразрешений на осуществление валютных операций в случаях, когда операции,проводимые по контракту, относятся к разряду «капитальных операций» и требуютполучения лицензии Центрального банка РФ.
Банк импортера отказывает в подписании паспорта сделки последующим основаниям:
несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указаннымв паспорте сделки;
несоответствие предусмотренных контрактом валютных операцийзаконодательству РФ;
оформление паспорта сделки с нарушением требований, установленныхнастоящей Инструкцией;
непредставление импортером в банк документов необходимых, согласнотребованиям инструкции, для оформления паспорта сделки;
отсутствие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров натаможенную территорию РФ.
Если все требования соблюдены, то ответственное лицо банкаимпортера подписывает паспорт сделки и заверяет его печатью банка. Одинэкземпляр паспорта сделки передается импортеру, а второй экземпляр вместе скопией контракта направляется в досье паспорта сделки. По одному паспортусделки формируется одно досье, в которое помещаются все документы, относящиесяк этому паспорту сделки. Все платежи по контракту осуществляются банком толькопосле подписания паспорта сделки по этому контракту.
Банк в праве взимать комиссию за выполнение функций агентавалютного контроля.
В течение 5 календарных дней, следующих за датой подписанияпаспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки сиспользованием программного комплекса, разработанного ГТК РФ. В течение 10календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, егоэлектронная копия направляется в ГТК РФ.
Импортер, получив в банке паспорт сделки и копию паспорта сделки,заверенную ответственным лицом банка, обращается в таможенный орган длятаможенного оформления товара. Таможенный инспектор проверяет соответствиесведений,- заявленных в грузовой таможенной декларации (оформленнойдекларантом), сведениям, содержащимся в заверенной банком копии паспортасделки. Кроме того, он проверяет соответствие печати банка на копии паспортасделки образцу печати банка, имеющейся в таможенном органе. Если всесоответствует требованиям инструкции, то таможенный инспектор принимает решениео выпуске товаров и отдает импортеру ксерокопию ГТД, которую заверяет оттискомличной номерной печати и подписью.
Импортер в течение 15 календарных дней после даты принятия решенияо выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД. В случае, когда импортерне может представить в банк ксерокопию ГТД, заверенную таможенным органом, онпредставляет в банк оригинал ГТД и ее ксерокопию, заверенную импортером. Приналичии согласия банка и в установленном банком порядке импортер направляет вбанк копию ГТД либо сведения из нее телефонной, электронной или иной формойсвязи.
ГТК РФ на основании данных ГТД формирует учетные карточки, которыенаправляет в банки в течение 20 календарных дней, следующих за датой принятиярешения о выпуске товаров. В случае непоступления учетных карточек из ГТК РФбанк обязан самостоятельно сформировать их на основании ксерокопии ГТД,представленной импортером в банк.
При представлении в банк поручения на оплату обязательств поконтракту импортер представляет в банк следующую информацию: номер и датапаспорта сделки, по которому осуществляется оплата; код вида оплаты (всоответствии с требованиями данной инструкции). Банком формируется карточкаплатежа в течение 7 календарных дней, следующих за датой оплаты. В течение 10календарных дней, следующих за датой ее формирования, карточка платежанаправляется в ГТК РФ.
Банк, в целях соотнесения сумм произведенной оплаты и поставленныхтоваров, информирует импортера о поступивших из ГТК РФ и самостоятельносформированных банком учетных карточках, а так же о карточках платежа,сформированных банком. Учетная карточка после заполнения подлежит возврату вГТК РФ в контрольный срок, указанный в ней.
Импортер на основании имеющихся у него документов не позднее чемза 10 календарных дней до контрольного срока возврата учетной карточки в ГТК РФсообщает банку об оплате указанных в учетной карточке товаров и об относящихсяк ним карточках платежа. Банк передает эту информацию в ГТК РФ не позднееконтрольного срока возврата учетной карточки.
Кроме перечисленных выше документов по каждому паспорту сделкиведется ведомость банковского контроля. В данном документе сводятся воедино всесведения об операциях, проводимых по конкретному паспорту сделки. Ведомостьбанковского контроля формируется в электронном виде, после завершения всехопераций по паспорту сделки, она распечатывается, подписывается ответственнымлицом банка, заверяется печатью банка и помещается в досье.
По истечении 90 дней с даты, указанной в графе «последняя дата»паспорта сделки, но не ранее отправки в ГТК РФ всех учетных карточек, досье поданному паспорту сделки закрывается и сдается в архив сроком на 5 лет.
Для осуществления внешнеэкономической деятельности юридическимлицам — резидентам открываются в уполномоченных банках следующие счета: текущийвалютный счет; транзитный валютный счет; специальный транзитный валютный счет.Согласно законодательству РФ экспортеры обязаны осуществлять обязательнуюпродажу валютной выручки (75%). Порядок обязательной продажи представлен ниже.
На транзитный валютный счет зачисляются все валютные средства,поступившие из-за рубежа. Не позднее следующего рабочего дня после поступлениясредств уполномоченный банк обязан сообщить клиенту о поступлении валютнойвыручки. Клиент в течение 7 календарных дней обязан дать поручение банку наобязательную продажу. Если клиент не дает поручения, банк обязан самостоятельнопроизвести обязательную продажу не позднее 7-го календарного дня.
Специальный транзитный валютный счет открывается клиентам длясовершения резидентами операций по покупке иностранной валюты за рубли навнутреннем валютном рынке и ее обратной продаже. С этого счета не допускаетсяснятие наличной валюты, кроме выплат на командировочные расходы. Разрешаетсяпокупать валюту для оплаты импортных контрактов, выплаты комиссионныхвознаграждений в пользу уполномоченных банков, которые выполняют поручениеклиента по покупке или продаже иностранной валюты.
Клиент, представляет в уполномоченный банк заявление на покупкувалюты, банк списывает рублевые средства с его расчетного счета и отправляет ихна биржу. Через 3 рабочих дня на специальный транзитный счет клиентазачисляются валютные средства, где они могут находиться 7 календарных дней, втечение которых эти валютные средства могут быть переведены партнеру в оплатуимпортного контракта или проданы через биржу. Возможен вариант покупки ипродажи валюты не только через биржу, но и через уполномоченный банк, этоускоряет покупку и «обратную» продажу валюты.
Валютный контроль в РФ осуществляется и за операцияминерезидентов. Законодательно установлены виды и режимы рублевых счетовнерезидентов: счет типа «Т» — текущие (в том числе корреспондентские счетабанков-нерезидентов) и счета типа «И» — инвестиционные для юридических лиц ирублевые счета физических лиц — нерезидентов. Уполномоченным банкам как агентамвалютного контроля предписывается осуществлять контроль за обоснованностьюзачисления и целевого использования средств по данным счетам. Уполномоченные банкимогут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте РФ:
счет типа «К» («конвертируемый счет») открывается физическим лицам— нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числебанкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте РФ;
счет типа «Н» («неконвертируемый счет») открывается физическимлицам-нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числебанкам-нерезидентам, и официальным представительствам;
счет типа «Ф» («счет физических лиц») — открывается физическимлицам — нерезидентам для расчетов в валюте РФ.
Количество банковских счетов типа «К», «Н», «Ф», открытых на имяодного нерезидента в одном или в нескольких уполномоченных банках, неограничивается. Эти счета открываются уполномоченными банками на основаниизаключенных с нерезидентами договоров банковского счета. Для открытия счетаюридические лица — нерезиденты должны представить в уполномоченный банклегализованные в посольстве (консульстве) РФ за границей документы,подтверждающие правовой статус этого юридического лица по законодательствустраны создания этого юридического лица, так, в частности, учредительныедокументы, документы, подтверждающие государственную регистрацию, заверенную вустановленном порядке копию положения о филиале (представительстве), карточки собразцами подписей лиц, уполномоченных на совершение сделок от имениюридического лица. Открытие счетов физическому лицу — нерезиденту происходиттолько при его личном присутствии и предъявлении паспорта или другого документа,удостоверяющего его личность и признаваемого в РФ.
Расчеты по операциям нерезидентов в валюте РФ осуществляются как вналичном, так и в безналичном порядке.
Литература
1. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РФ от 9октября 1992 г. № 3615-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Белоглазова Г.Н., Савинская НА. Организация деятельностиЦентрального Банка: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2006.
3. Белоглазова Г.Н., Толоконцева Г.В. Денежное обращение и банки:Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2007.
4. Власова ММ. Валютное регулирование и валютный контроль(зарубежный и российский опыт). М., 2008.
5. Лебедева М.Е., Шульгина Т.С. Валютный рынок и валютныеоперации. Учебно-практич. пособие. М., 2007.
6. Мельников В.Н. Валютное регулирование и валютныйконтроль. Новый взгляд на перспективы развития // Деньги и кредит. 2000. № 12.