Реферат по предмету "Финансовые науки"


Бюджетные расходы на образование и культуру

Федеральное агентство по образованию
Вологодский государственныйтехнический университет
Кафедра Финансы и кредит

Курсовая работа №
по дисциплине«Бюджетная система РФ»
 
Вологда 2007.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Бюджетнаясистема РФ
1.1 Понятие бюджетной системы РФ
1.2 Принципы организации бюджетнойсистемы РФ
2. Расходыбюджета на образование, подготовку кадров и культуру
2.1 Социальное значение бюджетныхрасходов на образование
2.2 Финансирование расходов наобщеобразовательные школы
2.3 Финансирование расходов нашколы-интернаты и дошкольные учреждения-интернаты
2.4 Финансирование расходов наподготовку кадров
2.5 Финансирование расходов накультуру
Списокиспользованной литературы

1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
 
1.1 Понятие бюджетнойсистемы РФ
 
Все действующие натерритории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупностиопределенную систему, которая называется бюджетной системой. В законодательствебыло дано ее определение как основанной на экономических отношениях,государственном устройстве и юридических нормах совокупности федеральногобюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальныхобразований.[3]
Существуют идругие определения бюджетной системы:
Бюджетнаясистема — это совокупность бюджетов государства,административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетномотношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономическиеотношениях, государственном устройстве и правовых нормах.[1]
Бюджетнаясистема Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях игосударственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупностьфедерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов ибюджетов государственных внебюджетных фондов. [2]
В своюочередь бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессекоторых образуется и используется бюджетный фонд. Последний являетсяцентрализованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкогокруга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд,управления, обороны и т.д.).[2]
Бюджетнеобходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей вденежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политическойфункций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги,займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от однойобщественно-экономической формации к другой.[2]
Бюджетнаясистема Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (ст. 10.Бюджетного кодекса РФ):
· первый уровень —федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· второй уровень —бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 89, в том числе:республиканские бюджеты — 21; краевые — 8; областные — 50; бюджет автономнойобласти — 1; окружные бюджеты — 10; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга— 2 и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· третий уровень —местные бюджеты.Их около 13 тыс. Из них: 1570 — районные бюджеты, 581 —городские, 762 — поселковые и 10 213 — сельские)[4]
Основнымифункциями бюджета являются следующие:
1)перераспределение национального дохода и ВВП;
2)государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовоеобеспечение социальной политики;
4) контроль заобразованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
При рыночнойэкономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этомизменяются методы его воздействия на общественное производство и сферусоциальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого итерриториального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требованийнаиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики икультуры на всей территории Российской Федерации.[5]
Бюджеты,входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и невключаются друг в друга, т. е. бюджета субъектов Российской Федерации невключаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональныебюджета.[1]
 
1.2 Принципы организациибюджетной системы РФ
 
Каждое государство имеетсвою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетноеустройство.[3]
Основыбюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны,действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета вобщественном воспроизводстве и социальных процессах.[1]
От формыгосударственного и административного устройства страны зависит также построениебюджетной системы. По степени распределения власти между центром иадминистративно-территориальными образованиями все государства подразделяютсяна унитарные, федеративные и конфедеративные.[1]
Бюджетный кодекс РФ регламентируетследующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:
· единства;
· разграничениядоходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
· самостоятельностибюджетов;
· полноты отражениядоходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· сбалансированностибюджета;
· эффективности иэкономности использования бюджетных средств;
· общего(совокупного) покрытия расходов бюджета;
· гласности;
· достоверностибюджета;
· адресности ицелевого характера бюджетных средств.[2]
Единствобюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) означает единствоправовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принциповбюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ,а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетовсубъектов РФ и местных бюджетов.[5]
Принцип единствабюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации посредством использования отчислений отрегулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов ииспользования их средств путем частичного перераспределения. Единство бюджетнойсистемы реализуется через единую финансовую, налоговую, бюджетную политику,проводимую на всей территории России. Помимо этого единство бюджетной системывытекает из единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней,ведения бухгалтерского учета.[4]
Принципразграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РоссийскойФедерации (ст. 30 БК РФ) означает закрепление соответствующих видов доходов(полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органамигосударственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органамиместного самоуправления.[5]
Принципсамостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) означает:
1) правозаконодательных (представительных) органов государственной власти и органовместного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельноосуществлять бюджетный процесс;
2) наличиесобственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ,определяемых в соответствии с законодательством РФ;
3)законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий поформированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящимКодексом и налоговым законодательством РФ;
4) право органовгосударственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно всоответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средствсоответствующих бюджетов;
5) право органовгосударственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно всоответствии с Бюджетном кодексом определять источники финансирования дефицитовсоответствующих бюджетов;
6) недопустимостьизъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) обюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии порасходам бюджета;
7)недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФпотерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов(решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменениемзаконодательства.[5]
Принцип полнотыотражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетныхфондов (ст. 32 БК РФ) означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетовгосударственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления,определенные налоговым и бюджетным законодательствомРФ, законамио государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетахгосударственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счетбюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов,аккумулированных в бюджетной системе РФ.[5]
Принципполноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точногообоснования дополнительного привлечения средств.[2]
Налоговыекредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежейполностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственныхвнебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственныхвнебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов ииных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансовогогода.[5]
Принципсбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ) означает, что объем предусмотренныхбюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета ипоступлений из источников финансирования его дефицита.[5]
При составлении,утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить изнеобходимости минимизации размера дефицита бюджета.[5]
Принципэффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) означает,что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получателибюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданныхрезультатов с использованием наименьшего объема средств или достижениянаилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.[5]
Принцип общего(совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ) означает, что всерасходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступленийиз источников финансирования его дефицита.[5]
Доходы бюджета ипоступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны сопределенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетныхфондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетнойсистемы РФ.[5]
Принципгласности (ст. 36 БК РФ) предполагает:
— обязательноеопубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об ихисполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, атакже доступность иных сведений по решению законодательных (представительных)органов государственной власти, органов местного самоуправления;
— обязательнуюоткрытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения ипринятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающимразногласия либо внутри законодательного (представительного) органагосударственной власти, либо между законодательным (представительным) иисполнительным органами государственной власти. [5]
Секретные статьимогут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принципдостоверности бюджета (ст. 37 БК РФ) означает надежность показателей прогнозасоциально-экономического развития соответствующей территории и реалистичностьрасчета доходов и расходов бюджета. [5]
Принцип адресностии целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетныесредства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств собозначением направления их на финансирование конкретных целей. [5]
Любые действия,приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо кнаправлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных суммсредств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. [5]
Обобщаясодержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение вБюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определятьсянеобходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальныхпрограмм, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развитиярегионов.[2]
 

2. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НАОБРАЗОВАНИЕ, ПОДГОТОВКУ КАДРОВ И КУЛЬТУРУ
 
2.1 Социальное значение бюджетныхрасходов на образование
Образованиепредставляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право наполучение образования согласно Закону «Об образовании» является одним изосновных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое значениепридается повышению качества подготовки кадров, подготовке специалистов поновым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебногопроцесса.
Расходы наобразование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общееобразование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу,подготовку кадров.
В компетенциисубъектов Федерации в этой области — формирование их бюджетов в части расходовна образование, установление региональных нормативов финансированияобразования.
В компетенцииорганов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов ифондов развития образования, разработка и принятие местных нормативовфинансирования образования.
На содержаниеучреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходовконсолидированного бюджета, из федерального бюджета — около 4% его расходов иоколо 20% расходов бюджетов субъектов Федерации, т. е. основная доля расходовприходится на территориальные бюджета. В общей сумме расходов на образованиезатраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общеесреднее образование — 41%, школы-интернаты — 8%, среднее специальноеобразование — 10,5%, на высшее образование — 11,5%. Необходимо отметить, чтобюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансированииразличных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финансируются избюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета, в то жевремя высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета итолько на 4% из территориальных бюджетов. [1]
Финансированиеучреждений образования осуществляется на основе государственных и местныхнормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника покаждому типу и виду образовательного учреждения.
Федеральныенормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думойодновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и бытьминимально допустимыми.
Региональные иместные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательногоучреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территориитекущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий,сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
Схемафинансирования государственного и муниципального образовательных учрежденийопределяется типовым положением о соответствующем виде образовательногоучреждения.
Бюджетноефинансирование получают и негосударственные образовательные учреждения понормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальныхобразовательных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают правона государственное и муниципальное финансирование с момента их государственнойрегистрации.
Переход крыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений попривлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности.Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовыересурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительныхобразовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольныхпожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательнымучреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов иабсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
К дополнительнымплатным услугам населению относятся:
• обучение подополнительным образовательным программам;
• преподаваниеспециальных курсов и циклов дисциплин;
• репетиторство;
• углубленноеизучение отдельных предметов и др.
Предоставлениедополнительных платных услуг должно выходить за рамки соответствующихобразовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доходыот указанной деятельности образовательного учреждения должны направляться наразвитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов позаработной плате. В этом случае данная деятельность не будет относиться кпредпринимательской. Также необходимо иметь в виду, что платные услуги не могутоказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемойиз бюджета. В противном случае средства, полученные путем такой деятельности,изымаются в соответствующий бюджет.
Негосударственныеобразовательные учреждения взимают плату с обучающегося за образовательныеуслуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательныхстандартов. Платная образовательная деятельность такого учреждения нерассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностьюидет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, в том числена заработную плату, на его развитие и совершенствование в данномобразовательном учреждении.
В настоящеевремя образовательным учреждениям разрешено заниматься и предпринимательскойдеятельностью, предусмотренной уставом. К такой предпринимательскойдеятельности могут относиться реализация и сдача в аренду основных фондов ипринадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказаниепосреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий иорганизаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получениедоходов по ним, ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.
Образовательноеучреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущемгоду финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения илизачтены в объем финансирования следующего года.
бюджетныйфинансирование образование культура
2.2 Финансирование расходов наобщеобразовательные школы
Как ужеотмечалось, расходы на общеобразовательные школы являются основными в общихрасходах на образование.
Расходы наобщеобразовательные школы включают затраты:
· натекущее содержание;
· приобретениеоборудования и инвентаря;
· капитальныйремонт;
· строительствоновых зданий.
Расходына текущее содержание — это заработная плата педагогического,учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, учебные,канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебныеразъезды и др.
Расходы натекущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:
1) числаучащихся;
2) количестваклассов.
1. Припланировании затрат на школы прежде всего определяютсяконтингент учащихся,затем количество классов, педагогических ставок, объем ремонтных работ и другиепоказатели.
Основныепоказатели исчисляются в среднем за год, так как бюджетный год не совпадает сучебным. Среднегодовые показатели позволяют учесть контингент учащихся и егоизменение с начала учебного года. Для расчета среднегодовых показателей числоучащихся берется на две даты — на начало и конец бюджетного года.
Прием в первыеклассы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябретекущего года исполнится 7 лет, в пятые — по числу детей, окончивших третьиклассы. Прием в девятые классы планируется по числу учащихся, окончившихвосьмые классы, с учетом намечаемого приема в средниепрофессионально-технические училища и другие учебные заведения, созданные набазе неполного среднего образования. По остальным классам контингент учащихсяопределяется по числу переведенных в следующий класс учащихся с учетомпоступления их и отсева.[1]
Количествоклассов устанавливается по группам классов I—IV,V—IX,X—XIизависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т. е. числа учеников,обучающихся в одном классе. Предельная наполняемость в I—IXклассах — 30 учащихся, в Х — XI классах — 25 учащихся. Следует отметить, чтофактическая наполняемость классов не всегда соответствует предельной и зависитот плотности населения и контингента учащихся, расположения школ на территории,типа школьных зданий. Если в районах с незначительной плотностью населениянельзя укомплектовать классы по установленным нормам, они могут быть объединеныв классы-комплекты. В бюджетных расчетах класс-комплект приравнивается кклассу. Чаще всего в начальных школах в класс-комплект объединяются учащиеся I—IVклассов. При бюджетном планировании следует стремиться к повышениюнаполняемости классов до предельной с целью рационального использованиявыделяемых на общеобразовательные школы средств.[1]
Количество школ,классов и учащихся определяется на 1 января и на 1 сентября. Число учащихся иклассов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетнуюдату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. В связи с этимвозникает необходимость рассчитывать среднегодовые показатели, которыеучитывают как переходящий, так и дополнительный контингент.[1]
Среднегодовое количествоучащихся и классов определяется по одной из следующих формул:
/>
/>
 
где К — среднегодовоеколичество классов;
КН иКК — количество классов на начало и на конец года.
Например, наначало бюджетного года в городе было 200 классов, а на 1 сентября планируется218. Среднегодовое количество классов, исчисленное по этим формулам, составит206:
/>(200х8) +(218х4)
       12
/>(200х2)+218
      3
200+/>.
Исходя изсреднегодового количества классов определяются все расходы на текущеесодержание школ.[1]
2. Основнойстатьей расходов являетсязаработная плата, которая вместе сначислениями составляет около 45% всех расходов на текущее содержание школ.
В планированиифонда заработной платы существуют определенные особенности для городских школ,связанные с тем, что заработная плата учителям этих школ за вторую половинудекабря планируемого года будет выплачиваться в январе бюджетного года,следующего за планируемым. Поэтому в новом учебном году работники школыполучают заработную плату за 3,5 месяца, а за период с начала года до 1сентября — за 8,5 месяца. Поэтому среднее количество классов для расчета фондазаработной платы городских школ исчисляется по формулам:[1]
/>;
/>
где 29,2% —отношение 3,5 месяца к 12 месяцам.
Исходя из нашегопримера среднегодовое количество классов составит 205:
(200х8,5)+(218х3,5)
200 + 29,2% (218- 200).
Фонд заработнойплаты по школе включает:
• заработнуюплату учителей за уроки;
• оплату запроверку тетрадей;
•заработнуюплату административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала;
•дополнительныевиды оплаты учителей.
Фонд заработнойплаты учителей определяется на основе среднегодового количества педагогическихставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. Ставки и окладыустанавливаются в соответствии с разрядами единой тарифной сетки (от 7-го до14-го) и аттестацией педагогического персонала.
Окладырассчитываются по нормам педагогической нагрузки:
учителям I—IVклассов за 20 часов в неделю, остальным — по 18 часов в неделю. Общий объемнагрузки учителя определяется по данным учебных планов Министерстваобразования, в которых приведены учебные предметы и число часов в неделю вкаждом классе. Сумму часов в каждом классе в неделю и факультативных занятийделят на сумму часов по учебному плану и получают количество ставок на одинкласс.
При расчетахнеобходимо учесть дополнительные часы, которые увеличивают число педагогическихставок:
• в I— IV классах учителя могут освобождаться от ведения уроков физкультуры и музыкии вести учебно-воспитательную работу;
• в V — IXклассах на уроках по иностранному языку, труду и физкультуре классы могутделиться на подгруппы.
Приведемпримерную форму расчета количества педагогических ставок по I—XIклассам городских школ России. С учетом факультативных часов определеноследующее максимальное количество обязательных учебных часов в неделю: в I—IVклассах -24 часа, в V—VI— 30 часов, в VII — 32 часа, в VIII — 34 часа и в IX—XI классах — 36 часов. [1]Показатель Классы I-IV V-VI VII VIII IX-XI 1. Число часов в неделю по учебному плану 24 30 32 34 36 2. Фактически оплачивается часов в неделю 27 26 37 38 42 3. Норма нагрузки учителя в неделю, час 20 18 18 18 18 4. Количество ставок на один класс (стр. 2: стр. 3) 1,35 1,44 2,05 2,11 2,33
В фондзаработной платы педагогического персонала включается дополнительная оплата запроверку письменных работ:
• в первыхклассах — 10% от величины заработной платы;
• в другихклассах в зависимости от предмета и с учетом количества ставок: по русскомуязыку — 15%, по математике —10%, по иностранному языку — 10%, по биологии ихимии — 5%.
Ставкизаработной платы каждому учителю и общий фонд заработной платы педагогов пошколе устанавливаются путем тарификации учителей, которая производится ежегоднона 1 сентября. По результатам тарификации директор школы составляеттарификационные списки учителей, в котором в разрезе групп классов определяютсяколичество педагогических ставок на один класс и средняя ставка учителя вмесяц. Фонд заработной платы учителя в месяц за период с января по августисчисляется путем умножения количества ставок на среднюю ставку учителя в месяци на число классов на 1 января планируемого года (на 1 сентября текущего года).Фонд заработной платы с сентября по декабрь определяется по этой же формуле, ноколичество классов берется на 1 сентября планируемого года.
Фонд заработнойплаты административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персоналаобщеобразовательных школ определяется по утвержденным типовым штатам идолжностным окладам (директор школы, заместитель директора, библиотекарь,уборщица и т. д.).
В фондзаработной платы включаются также следующие доплаты:
• за классноеруководство — до 20% оклада;
• за заведованиекабинетом — 20% оклада;
• за руководствошкольным кружком — 80%;
• за ведениевнеклассной работы — до одной ставки;
• учителю химииза вредные условия до 12% оклада;
• выплатыежемесячной денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией ипериодическими печатными изданиями — 10% от оклада. [1]
Начисленный фондзаработной платы уменьшается на 3% этого фонда в связи с тем, что работники вовремя болезни получают пособие по временной нетрудоспособности за счет средствбюджета социального страхования.
3. Следующейзначительной статьей являютсяучебные расходы, которые включаютприобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных,канцелярских принадлежностей, мелкого физкультурного инвентаря, проведениеэкскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обновлениеи использование библиотечных фондов учебников.
Планированиеучебных расходов производится по установленным нормам на один класс по группамклассов.
4. Важнойстатьей расходов являются затраты набесплатное питание детей.Предусматривается, что в группах продленного дня 10% детей освобождаются отоплаты полностью, а 15% — наполовину. Сумма расходов определяется исходя изнорм расходов, количества детей и количества дней, в течение которых детипользуются бесплатным питанием.
5. В сметах школпредусматриваются такжерасходы на приобретение оборудования, инвентаря и накапитальный ремонт зданий. Потребность школы в инвентаре и оборудовании наплановый год определяется исходя из обеспеченности школы на начало года инеобходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм наодну школу или на одно ученическое место.
Затраты накапитальный ремонт школ при сводном планировании определяются исходя из общейвнешней кубатуры школьных зданий и расчетных норм расходов на 1 м2. За счет средств, выделяемых на эти цели, могут проводиться реконструкция ирасширение школ, пристройка классных комнат.
Строительствоновых школ осуществляется за счет средств, выделяемых в бюджетахсоответствующих административно-территориальных единиц.
6. В расходы наобщеобразовательные школы включаются расходы на содержание групп продленногодня, которые создаются с целью улучшения воспитания детей и оказания помощисемьям в городах, поселках при обычных школах для учащихся I— VIII классов.Число учащихся в группах продленного дня установлено 30 — 40 человек. Дляведения воспитательной работы с детьми определен дополнительный штат воспитателейиз расчета 1,5 единицы на группу учащихся I—IVклассов и 1 единицы на группу учащихся V—VIIIклассов. Питание в группах продленного дня осуществляется за счет средствродителей, кроме льготного контингента. [1]
7. К расходам натекущее содержание общеобразовательных школ относятсярасходы нахозяйственное обслуживание и затраты на оплату командировок и служебныхразъездов.
Расходы нахозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируются подействующим материальным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление,освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нужды, а по школам,расположенным в сельской местности, — также ассигнования на бесплатноепредоставление квартир работникам с отоплением и освещением. При сводномпланировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодовогоколичества классов.
При планированиирасходов на общеобразовательные школы предусматривается созданиефондавсеобуча для оказания материальной помощи учащимся в приобретении одежды, учебников,оплаты питания. Фонд всеобуча создается за счет следующих источников:
1) средствбюджета в пределах 1% суммы ассигнований на текущее содержание учащихся I—IXклассов;
2) поступленийот предприятий и организаций;
3) средствшколы.
Средства этого фондараспределяются по школам в зависимости от числа учащихся, которым нужна помощь,и расходуются по специальным сметам.
На основерасчетов по статьям расходов составляется смета расходов общеобразовательнойшколы, а на основе этих смет составляется сводная смета расходов на содержаниеобщеобразовательных школ к проекту местного бюджета, бюджета субъектафедерации.
2.3 Финансирование расходов нашколы-интернаты и дошкольные учреждения-интернаты
Вшколы-интернаты принимаются дети, не имеющиенеобходимых условий для воспитания в семье или оставшиеся без родителей.
Финансированиерасходов на школы-интернаты имеет следующие особенности.
1. Основнымипоказателями для расчетов расходов на школы-интернаты служат числовоспитанников, количество классов и педагогических ставок.
2. Фондзаработной платы учителей школ-интернатов планируется так же, как и вобщеобразовательных школах, но дополнительно предусматривается штатвоспитателей на каждую группу классов.
3. Фондзаработной платы административно-хозяйственного персонала школ-интернатовисчисляется по типовым штатам. Но по сравнению с общеобразовательными школамиздесь предусмотрены дополнительно должности медицинских работников, поваров,ночных нянь и т. д.
4. Расходы насодержание школ-интернатов обычно исчисляются на одного учащегося.
5. Среднегодовоеколичество учащихся определяется по тем же формулам, которые применяются прирасчете числа учащихся общеобразовательных школ.
6. Канцелярскиеи хозяйственные расходы, расходы на приобретение оборудования и инвентаря, накапитальный ремонт исчисляются так же, как по общеобразовательным школам.
7. Учащиесяшкол-интернатов обеспечиваются мягким инвентарем и обмундированием.
8. Расходы наэти цели исчисляются по нормам затрат на одного учащегося, дифференцируемым взависимости от длительности пребывания в этих учебных заведениях. Расходы напитание рассчитываются исходя из норм на одного воспитанника в день, числавоспитанников в интернате и времени их пребывания в школе-интернате.
9. Учебные ипрочие расходы определяются по нормам затрат на одного воспитанника в год.
10. Все затратына содержание детей в школах-интернатах финансируются из бюджета. Родители взависимости от их заработков вносят плату, поступающую в бюджет, из которогошкола-интернат финансируется. Многие родители полностью или частичноосвобождаются от платы за содержание их детей в школе-интернате.
11. Припланировании прочих затрат на школы-интернаты в их состав включаются оплатапроезда и расходы на первоначальные нужны воспитанников, а также накультурно-просветительную работу среди них.
12. При сводномпланировании в отличие от общеобразовательных школ (где расходы исчисляются наодин класс) затраты на школы-интернаты определяются по среднему расходу наодного воспитанника.
Детскиедошкольные учреждения организуются органами образования,предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того,в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органыобразования. Наиболее распространены детские сады с 9- и 11-часовым пребываниемдетей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей.Наполняемость групп в детских садах — 25 человек, в детских садах санаторноготипа — 20 человек. [1]
Финансированиедетских дошкольных учреждений имеет свои особенности.
1. Расходы насодержание детских садов зависят от среднегодового числа детей, количествагрупп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении, основнойпоказатель при планировании — число детей в детских садах.
2. Для расчетарасходов на детские сады надо определить численность детей на начало года и ихсреднегодовой контингент. Этот контингент по отдельным учреждениямрассчитывается исходя из числа детей (групп) на начало года и его изменения вплановом периоде.
3. Расходы назаработную плату по отдельным учреждениям в смете планируются исходя изутвержденных штатов и ставок заработной платы. Число штатных единицопределяется исходя из количества групп и длительности пребывания детей вдетском саду.
4. Ставкизаработной платы педагогам и воспитателям устанавливаются в соответствии сразрядом по единой тарифной сетке.
5. Расходы напитание планируются исходя из установленных денежных норм на одного ребенка вдень с учетом различного режима пребывания в них детей.
6. Канцелярскиеи хозяйственные расходы по отдельным учреждениям определяются в том же порядке,как и по общеобразовательным школам: в зависимости от кубатуры зданий и условийфункционирования.
7. В детскихсадах предусматриваются также учебные и прочие расходы: на приобретениеигрушек, пособий и материалов для занятий с детьми, на проведение детскихпраздников и т. д. Эти расходы планируются по нормам на ребенка в год.
8. Затраты наприобретение оборудования, мягкого инвентаря и обмундирования определяются по установленнымнормам с учетом обеспеченности им на начало года.
9. Платародителей составляет небольшую долю (порядка 20%) общих расходов на дошкольныеучреждения.
10. При сводномпланировании бюджетные ассигнования определяются по средней сумме расходов наодного ребенка с выделением затрат на заработную плату, питание, оборудованиеновых мест и дооборудование ранее действующих мест мягким инвентарем и прочихзатрат на текущее содержание. Нормы расходов на дооборудование мягкиминвентарем являются едиными, а на хозяйственные и прочие расходы планируются науровне предшествующего года. Плата родителей планируется также в среднем наодного ребенка исходя из уровня, сложившегося в текущем периоде.
Порядокпланирования затрат на детские ясли аналогичен порядку расчета затрат надетские сады.
2.4 Финансирование расходов наподготовку кадров
Научно-техническийпрогресс, задачи по повышению эффективности производства и вхождению страны врыночные отношения требуют постоянного роста знаний и общей культуры кадров.
Подготовкукадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальныеучебные заведения и высшие учебные заведения.
Все более важноеместо в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя изтребований рыночной экономики.
Планированиеи финансирование расходов на высшие учебные заведения.В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшегообразования. Бюджетные ассигнования направляются в основном государственнымучебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым дляразвития экономики и непроизводственной сферы страны.
Обучениеосуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.
Расходы на вузыопределяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий ихфункционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм ихматериального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и другихпоказателей.
Основнымфинансовым документом вуза служит смета, определяющая общий объем, целевоенаправление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований.
Министерства иведомства утверждают подведомственным высшим учебным заведениям сметы свыделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями,стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные вложения,приобретение оборудования и инвентаря.
Расходы поостальным затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а постатьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.
В сметеприводятся общие сведения об учебном вузе, учебно-материальной базе. Присводном планировании расходы исчисляются на основе расчетных норм на одногостудента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетомих выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему изаочному обучению.
Среднегодовоечисло студентов определяется по формуле:
/>
где Кср—среднегодовой контингент студентов;
КН —контингент на начало года;
В— выпускстудентов (например, с 1 июля);
П — приемстудентов (например, с 1 сентября).
При планированииучитывается возможный отсев студентов. В расходах на вузы значительный удельныйвес имеет заработная плата. Вфонд заработной платы вузов включаетсязаработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала (включаяпреподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных учебных заведений,лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, атакже административно-технического, учебно-вспомогательного и прочегоперсонала. Штаты профессорско-преподавательского состава по должностямопределяет и утверждает ректор вуза в пределах численности учащихся и фондазаработной платы, установленных для этой категории работников.
1. Фондзаработной платы профессорско-преподавательского состава рассчитывается исходяиз двух показателей: количества должностей и средней ставки заработной платы.
Количестводолжностей определяется по расчетным коэффициентам с учетом числа студентов иаспирантов на одного преподавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных,вечерних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии спрофилем подготовки студентов и аспирантов.
Ставкизаработной платы профессорско-преподавательского состава дифференцированы взависимости от разряда единой тарифной сетки, ученого звания и ученой степени.
В вузахпрофессора, доценты и преподаватели в течение шестичасового рабочего дня должнывести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы всоответствии с учебным планом и планом научно-исследовательских работ.Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского состава устанавливаютректоры вузов.
2. Заработнаяплата привлекаемым к учебной работе специалистам, не состоящим в штате,выплачивается из почасового фонда, который планируется в процентах к годовомуфонду заработной платы штатного персонала.
3. Фондзаработной платы руководящих, административно-хозяйственных работников иобслуживающего персонала вузов определяется в индивидуальном порядке взависимости от объема и специфики работы учебного заведения, утвержденныхдолжностных окладов или на основе типовых штатов.
4. Второе местопо величине в расходах вузов занимают затраты на выплату стипендий, которыеопределяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, иустановленных размеров стипендий. По высшим учебным заведениям, имеющим очнуюаспирантуру, планируются также стипендии аспирантам.
5. Учебныерасходы и расходы на приобретение книг для библиотек планируются по нормам,размер которых зависит от форм обучения (дневное, вечернее, заочное) и профиляподготовки специалистов.
Расходы напроизводственную практику студентов определяются исходя из численностистудентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В эти расходы входяттакже оплата преподавателей за руководство практикой, выплата имкомандировочных, суточные пособия студентам, оплата проезда к месту практики иобратно.
В расходах вузовпланируются затраты на научно исследовательскую работу кафедр, связанную сразработкой научных проблем, проведением опытов, на научные командировкипреподавателей, подготовку и защиту диссертаций.
6. Расходы на инвентарьи оборудование для высших учебных заведений планируются с учетом необходимостиобеспечения их специальным оборудованием, компьютерами и хозяйственныминвентарем. Расходы на приобретение инвентаря и оборудования при сводномпланировании определяются по нормам на одного студента (в зависимости от типаучебного заведения), а расходы на капитальный ремонт — исходя из внешнейкубатуры зданий и норм расходов на 1 м3.
Планированиеи финансирование расходов на средние специальные учебные заведения.Главная задача средних специальных учебных заведений — подготовкаквалифицированных специалистов со средним специальным и общим среднимобразованием, имеющих необходимые теоретические знания и практические навыки поспециальности, для различных отраслей экономики и непроизводственной сферыстраны.
Основныепоказатели при расчете затрат на средние специальные заведения:
• среднегодовоечисло учащихся;
• количествогрупп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.
Среднегодовоечисло учащихся исчисляется так же, как и по высшим учебным заведениям.
Расходы натекущее содержание средних учебных заведений включают затраты на заработнуюплату с начислениями, выплату стипендий, учебные, хозяйственные и прочиерасходы.
Основная статьярасходов средних специальных учебных заведений — заработная плата.
Фонд заработнойплаты планируется с учетом среднегодового числа групп учащихся, котороеопределяется по переходящим группам — исходя из фактической наполняемости (25—30 учащихся), по новому приему — по плановой наполняемости. Среднегодовое числогрупп рассчитывается в зависимости от сроков выпуска и приема.
В фондзаработной платы средних учебных заведений входят:
1) заработнаяплата педагогического персонала;
2) доплата за проверкуписьменных работ;
3) руководствопредметными комиссиями;
4) заведованиелабораториями и кабинетами;
5) классноеруководство;
6) заработнаяплата учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала.
Фонд заработнойплаты педагогического персонала определяется исходя из средней ставки педагогаи общего количества педагогических ставок. Ставки заработной платы педагогамустанавливаются на основе единой тарифной сетки по результатам аттестации.
Фонд заработнойплаты административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персоналапланируется по среднегодовому количеству штатных единиц и средней ставкезаработной платы. Численность персонала определяется штатным расписанием.
Расходы навыплату стипендий и производственную практику учащихся планируются так же, каки по высшим учебным заведениям. Учебные расходы планируются по нормам, которыедифференцируются по формам обучения и профилю подготовки специалистов.Хозяйственные и канцелярские расходы исчисляются методом прямого счета, а при сводномпланировании — по нормам затрат на одного учащегося.
2.5 Финансирование расходов накультуру
В статье 7Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательногои культурного уровня.
Ежегодно нафинансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30%доходов консолидированного бюджета России (7—8% ресурсов федерального бюджета и45— 47% бюджетов территорий), в том числе финансирование расходов на культуру.В соответствии с действующими законодательными актами в культурной сфере ипрежде всего Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1) ежегодно предусматривается направление не менее 2% из федерального бюджета и 6% изтерриториального бюджетов. [1]
Помимоуказанного Закона нормативная база в сфере финансового обеспечения культурныхмероприятий представлена совокупностью положений и норм, изложенных в ГК РФ,федеральными законами «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях» (от 11 февраля 1995 г. № 135-ФЗ), «О некоммерческих организациях»(от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениямиГосударственной Думы и Правительства РФ.
Этимидокументами определены принципы финансирования расходов на культуру присочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, чтовполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например,музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие началадля пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах.Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используяполученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностейнаселения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурнымценностям и благам.
С этой цельюгосударство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особыйпорядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам,финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности ит.д.).
В зависимости отвидов учреждения культуры организуются на государственной, региональной ичастной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений неограничивает получение ими внебюджетных средств.
Однако бюджетныересурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтомусуществует несколько способов определения необходимости в средствах:
• в зависимостиот норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;
• на основеопределенного процента от суммы национального дохода региона;
• на основепроцента от общей суммы бюджетных расходов.
Проблемысовременного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетови инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учрежденийкультуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам ивидам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, неориентированными на активную коммерческую деятельность.
Согласнобюджетной классификациирасходы на культуру отражаются в разделах«Культура и искусство», включая кинематографию (раздел 1500), «Средствамассовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать ииздательства (раздел 1600). Распределение расходов осуществляется по целевым иэкономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетныхсредств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельнаяметодика. Особенности финансирования музеев зависят от численности хранителеймузейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния,степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охраннойсигнализации.
При утверждениисметы расходов на очередной год учитываются фактическое ее исполнение за рядлет и объем бюджета.
При определениифонда оплаты труда не предусматривается создание фондов материального поощренияработников. Доходы, поступающие от входной платы в музеи, называютсяспециальными средствами. По ним формируются отдельная смета доходов и расходов,их распределение осуществляется по предметным статьям по согласованию сучредителями.
Методика расчетапо основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфическихособенностей. Заработная плата артистических и художественных работниковподразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другиерасходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетныесредства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница междурасходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план,состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. Впервом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочиедоходы, бюджетные субсидии, во втором — все расходы независимо от источниковпокрытия.
Из федеральногобюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню,определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры,учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например,Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека,Государственный академический Большой театр и др.
В каждомсубъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение.Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.
Из муниципальныхбюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры.Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. Взависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджеткрупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначенадля финансирования государственных учреждений, вторая — для финансированияпрограмм и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственныхорганизаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При егоформировании применяется методология «от достигнутого уровня».
В отдельныхрегионах устанавливается определенный процент на содержание культурной сферы.Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с цельюповышения эффективности их использования применяется конкурсное рассмотрениепредложений потенциальных исполнителей заказа местных администраций. При этомвозможен вариант финансирования программ из разных источников, в том числе придолевом участии. В этом случае бюджетные средства перечисляются исполнителюодной суммой.
При исполнениисоциально-творческого заказа его финансирование разбивается на две части —основную и конъюнктурную. Основная часть финансируется и не может бытьизменена, конъюнктурная представляет собой широкий выбор услуг при возможностиих замены. Таким образом, при финансировании культурной сферы применяетсянормативно-сметный метод расчета с различными модификациями.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Бюджетная системаРоссии: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.- 550 с.
2. Бюджетнаясистема Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт, 2000.— 615 с.
3. Финансовоеправо: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2000.
4. Финансовоеправо: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.;ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. — 444 с.
5. ЭриашвилиН.Д. Финансовое право: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 606 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комплексное немедикаментозное лечение больных ревматоидным артритом
Реферат Развитие познавательного интереса у детей в процессе ознакомления с окружающим
Реферат Крепостное и гражданское зодчество русского севера
Реферат Психолого-педагогические особенности подросткового периода
Реферат Дистанционное управление проходческим комбайном 4П-2. Требования к релейной защите
Реферат Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте
Реферат Республика Татарстан. Факты тысячелетия города Казани
Реферат психология семейных отношений
Реферат Інноваційні технології на уроках фізичної культури
Реферат Речевая карта
Реферат Психологія ігрової діяльності
Реферат Развитие творческих способностей учащихся
Реферат Рефернтные группы современной молодежи
Реферат Развитие у детей познавательной активности (на материале обучения детей составлению загадок)
Реферат Развитие самостоятельности школьников при обучении математике