Реферат по предмету "Финансовые науки"


Бюджетный кодекс Российской Федерации и его значение

Содержание
 Введение………………………………………………………………………..1Глава 1. Бюджетное устройство РФ. ………………………...41.1 Принципы функционирования  бюджетной системы………………...41.2 Бюджетные права в Российской Федерации………………………….15
           Глава 2. Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных правоотношений…………………………………17 2.1 Регулирование бюджетного права органов       государственной власти……………………………………………………17 2.2 Регулирование бюджетного права          муниципальных образований……………………………………………..24 Заключение….……………………………………………………………..….30Список использованнойлитературы………………………………..........32

Введение
 
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенныхправовых норм, совокупность которых образует бюджетный кодекс.        Бюджетныйкодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования,   устанавливает    общие    принципы    бюджетного законодательства   Российской    Федерации,    правовые    основы функционирования бюджетнойсистемы Российской Федерации,  правовое положение     субъектов    бюджетных   правоотношений,    порядок регулирования межбюджетных отношений, определяетосновы бюджетного процесса в Российской Федерации,  основания и видыответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения,возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованиембюджетных средств.
Бюджетная система России – важнейший элемент финансовой системы страны,поэтому проблемы правового регулирования бюджетной системы занимают огромноеместо в финансовом праве и даже выделяются в особую подотрасль – бюджетноеправо.
Построение бюджетной системы России во многом определяет эффективностьфункционирования финансовой системы государства. Россия — федеративноегосударство, отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета ибюджетов каждого из ее субъектов. Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечиваетфинансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное,республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение. Вообщебюджет — это центральный институт финансового права, так как именно в формебюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение ииспользование основной массы государственных и муниципальных денежных средств.В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемыйРоссийской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями дляосуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такоепонимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорято средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.
Правовое регулирование бюджетной системы призвано разрешить многиевопросы: разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, принципыформирования доходной и расходной части бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов имуниципальных образований при формировании бюджетов, полномочия, методы ипринципы деятельности и взаимодействия различных государственных органов вбюджетной сфере и многое другое.
Целью данной курсовой работы является анализ основ бюджетного кодекса,правового режима государственного и местных муниципальных бюджетов. В связи споставленной целью в работе были выделены следующие задачи:
o  Охарактеризоватьбюджетное устройство РФ;
o  Определитьпонятие и правовую форму государственного и местного бюджетов;
o  Проанализироватьбюджетные права различных субъектов финансового права: Российской Федерации,муниципальных образований.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретическиематериалы — исследования различных авторов, учебники и учебные пособия,статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (нафедеральном уровне, региональном и местном). Теоретическую и методологическуюбазу работы составили труды таких авторов, как А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, А.М.Годин, И.В. Подпорина, М.В. Романовский, О.В. Врублевская, В.Б. Христенко, М.И.Ткачук, А.Я. Лившиц и других внесших огромный вклад в изучение и формированиеоснов бюджетного кодекса Р.Ф.

Глава 1. Бюджетное устройствоРФ.
1.1 Принципы функционирования бюджетной системы
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях игосударственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федеральногобюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетныхфондов[1].
Основнымдокументом, регламентирующим бюджетное устройство Российской  Федерации,является  Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный вдействие  федеральным  законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
Следует заметить, чтоБюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 6 и 10) расширил рамки бюджетной системы,включив в нее помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетныегосударственные социальные фонды. При этомкакие-либо муниципальные (местные) внебюджетные фонды не упоминаются. Такоеобъединение является условным и требует уточнения. С бюджетом названные фондысближает утверждение их представительными (законодательными) органами власти,которые утверждают и отчеты об исполнении бюджетов этих фондов. Однако внебюджетныефонды существенно отличаются от государственных и местных бюджетов своимпредназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетнойсистемы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетное устройство страныопределяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетнаясистема состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов,находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Для бюджетной системы федеративного государствахарактерны три уровня — государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектовфедерации и местные бюджеты. Бюджетная система РФ, в соответствии сБюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
1.      федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2.      бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетныхфондов;
3.      местные бюджеты.
Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с БюджетнымКодексом, толкуются расширительно, т.е. включают  в себя помимо непосредственногосударственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Вюридическом смысле бюджет — это финансовый план образования и расходованияденежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемыйсоответствующими представительными государственными и муниципальными органамидля обеспечения функций государственных и муниципальных образований[2].Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виденикогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются напокрытие расходов. Он является лишь планом образования и использованияобщегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов ирасходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и посрокам поступления и использования.
Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределениисредств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенномотрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служитреализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периодеего развития.       
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с такимгосударственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной инациональной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональнойполитики определены следующие: создание единого экономического пространства,выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цельнациональной политики состоит в создании всем народам России условий для ихполноправного социального и национально-культурного развития, укреплениеобщероссийской общности на основе соблюдения прав человека.
Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национальногодохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические исоциальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.
Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явленияв экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют государственным иместным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджетатакими негативными факторами являются бюджетный дефицит (превышение расходовнад доходами), обострение противоречий при распределении средств междубюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемостьдоходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.
Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местныебюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. Врезультате бюджет приобретает определенную правовую форму.Федеральныйбюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в формесоответствующих законов, а местные бюджеты — в форме правовых актовпредставительных органов местного самоуправления, как правило — решений,  такимобразом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: вупомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права иобязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований наполучение, распределение и использование средств.
  Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовыйплан государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимыедля последующего их перераспределения и использования для реализации целейгосударственной политики[3].
Бюджетом субъекта РФ(или региональным бюджетом) в Бюджетномкодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств,предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведениясубъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ исубъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальныхгосударственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, средикоторых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городовфедерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономныхокругов.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собойформу образования и расходования денежных средств, предназначенных дляобеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местногосамоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местногозначения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральномзаконе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.
На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которыхрайонные, городские, поселковые и сельские.
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированныйбюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, восновном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетовсубъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет неявляется законом.
Консолидированный бюджет РФвключает в себя федеральный бюджет РФи консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированныебюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетовмуниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта исвод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующейсхемы:    
             />Рис. 1Схема консолидированного бюджета области            
/>Консолидированный бюджет области
/>1.Областной             бюджет
3.Бюджеты районов
области
2.Бюджеты городов
областного подчинения,
в т.ч. областного центра /> /> /> /> /> /> /> /> />

3.2.Бюджеты городов
районного
подчинения
3.1.Районные
бюджеты
2.3.Бюджеты
городских
районов
3.3.Сельские
поселковые и пр. бюджеты
2.1.Городские
бюджеты
Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующиепринципы бюджетной системы Российской Федерации[4]:
·  единства бюджетной системы Российской Федерации;
·  разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетнойсистемы;
·  самостоятельности бюджетов;
·  полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетовгосударственных внебюджетных фондов;
·  сбалансированности бюджета;
·  эффективности и экономности использования бюджетных средств;
·  общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
·  гласности;
·  достоверности бюджета;
·  адресности и целевого характера бюджетных средств.
Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. А. Доходыбюджета — это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся вплатежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.
Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.
По социально-экономическомупризнаку все доходы можно разделить надоходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, отвнешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности,приватизации и т.д[5].
По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можноразделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеютналоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всехдоходов.
Кроме того, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние ивнешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностраннымигосударствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данныесредства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сутиявляются процентными ссудами.
Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждаютперечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этихисточников происходит в форме утверждения нормативов отчисления от этихдоходов.
Кроме того, бюджетное регулирование возможно в форме закрепления забюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременнойоснове (не менее чем на пять лет).
Если распределение регулирующих источников доходов не привело ксбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетногорегулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.
Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня,если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формированияминимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется набезвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевогоназначения[6].
Субвенция — это денежная сумма, выделяемая на определенный срок избюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравниваниясоциально-экономического развития соответствующего субъекта РФ илимуниципального образования.
Бюджетные ссуды — это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях,что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмезднойоснове. Ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любогоуровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.
Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджетразвития и бюджет текущих расходов. Бюджетные расходы можно определить как“процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетахвсех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах насоответствующий финансовый год”[7].Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. Всоответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые нафинансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансированиеинвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные срасширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий,финансирование экологических программ и т.п.
В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: на содержание иремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образованияи т.п.
Практическое значение этой классификации заключается в следующем: приналичии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы,включаемые в бюджет текущих расходов.
При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяетсятребованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе,сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условиембюджетно-финансовой политики.
Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета.Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к ростугосударственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренныхразмерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многиевысокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты. В целяхсбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могутустанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это являетсясредством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всегоеще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицитапрепятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.
Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска  государственныхзаймов или использования кредитных ресурсов. Государственные казначейскиеобязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобнымобразом, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего навозмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в годпредставляется достаточно бессмысленным.
В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита илизначительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводитсямеханизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижениигосударственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьямбюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансовогогода. Состав защищенных статей определяется соответствующим представительныморганом при принятии бюджета.
Денежные средства, поступающие в государственный бюджет, не имеютцелевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтомунекоторые программы (чаще входящие в бюджет развития) не получают достаточногофинансового обеспечения. Для финансирования отдельных расходов создаютсяцелевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондовявляется то, что денежные средства, поступающие на отдельные индивидуальныесчета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме определенных вположении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат. Существованиецелевых фондов позволяет более успешно осуществлять фискальную функциюгосударства. Дело в том, что лицо с гораздо меньшим нежеланием отдает своиденьги, если знает, что они будут использованы на вполне конкретные,определенные, социально полезные цели. Источники средств целевых фондовопределяются в том же положении о конкретном фонде. Основная масса денежныхсредств фонда образуется с помощью обязательных платежей физических июридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.[5.стр24]
Распределение доходов и расходов в бюджетной системе должно бытьподчинено решению:
Во-первых, наделить РФ, каждого ее субъекта и орган местногосамоуправления таким объемом бюджетных средств, который обеспечивает выполнениесоответствующими органами власти возложенных на них функций.
Во-вторых, определить такие бюджетные расходы РФ, ее субъектов и органовместного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения.
Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разногоуровня основывается на принципах:
централизованного регулирования — установление федеральнымзаконодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разногоуровня, порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источниковдоходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределениеразличных видов доходов между бюджетами разного уровня;
максимально возможного сбалансирования бюджетов — осуществляется наусловиях хронического бюджетного дефицита через специально разработаннуюсистему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;
подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий) — избюджета финансируются; объекты и мероприятия, относящиеся к предмету веденияорганов власти соответствующего уровня, т.е. из федерального бюджетафинансируются объекты, находящиеся в федеральной собственности, изреспубликанского бюджета в составе РФ — объекты республиканской собственности ит.д.
1.2 Бюджетные права в РоссийскойФедерации
Бюджетное право — это совокупность юридических норм, регулирующихбюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования иисполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а такжекомпетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.
Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных правфедеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы сучетом федеративного устройства государства.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство РоссийскойФедерации основано на государственной целостности и разграничении предметовведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметы ведения в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ, гдезафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет,федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принциповналогообложения в Российской Федерации находится в совместном веденииРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола кдоговору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев,областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общихпринципов бюджетной системы Российской Федерации.
В ст. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых вфедеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерацииустанавливаются федеральными законами.[1.стр.42]
В развитие основных положений в области бюджетного права, зафиксированныхв Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты. В их числе следуетотметить:
• Закон РСФСР «ОБ основах бюджетного устройства и бюджетного процесса вРСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;
• Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию ииспользованию внебюджетных фондов представительны и исполнительных органовгосударственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономныхокругов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местногосамоуправления» от 15 апреля 1993 г.
• Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25сентября 1997 г.
• Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ.
В этих актах определены бюджетные права представительных и исполнительныхорганов власти всех уровней, обеспечивающие им создание финансовой базы длявыполнения возложенных на них функций по управлению страной и соответствующимитерриториями, проведению внутренней и внешней политики, управлениюэкономическими и социальными процессами.
Глава 2. Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетныхправоотношений. 2.1 Регулирование бюджетногоправа органов государственной власти
 
В российском законодательстве, а также вюридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» дляхарактеристики компетенции государства, его территориальных подразделений исоответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однакоэтот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правахособого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав,которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского,трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенностизаключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многихслучаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно иобязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетныесредства по основным направлениям расходов и т.д.)[8].
Таким образом, вбольшинстве случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в единомполномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектовбюджетного права. Однако существуют и «раздельные» их права и обязанности (например,право предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, праводополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсироватьнижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Длясовременных условий, когда повышается уровень самостоятельности субъектовФедерации и муниципальных образований, это стало более распространеннымявлением.
Следовательно, термин«бюджетные права» можно толковать как полномочия или компетенциюсоответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловленотрадицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права —государственных и муниципальных образований, их органов власти или местногосамоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящихсубъектов вторгаться в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует наактивную деятельность.
Следует заметить, что бюджетный кодекс РФ 1998 г.применительно к данной области использует термин «компетенция» в отношенииорганов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местногосамоуправления.
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы РоссийскойФедерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства,утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национальногодохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые длярегулирования экономического развития стран и реализации социальной политики навсей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимостиосуществления избранной  социально-экономической стратегии.
Основное содержаниебюджетных правРоссийской Федерации, ее субъектов, муниципальныхобразований составляет следующие права на:
— собственный бюджет;
— получение закрепленных ирегулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;
— использование средствсобственного бюджета для финансирования потребностей государства или еготерриториальных подразделений соответственно их задачам и функциям;
— самостоятельноеопределение направлений расходов собственных бюджетов;
— распределение собственныхбюджетных доходов между бюджетами данной территории;
— формирование ииспользование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;
— объединение средствсвоего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;
— привлечение в бюджетызаемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектовФедерации и муниципальных займов, использование банковского кредита и др.);
— оказание финансовойподдержки нижестоящим бюджетам;
— компенсацию за счетсредств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличениярасходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящихорганов государственной власти;
— самостоятельноераспоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами(свободными остатками средств);
— правовое регулированиеотношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и др.нормативных актов);
— судебную защиту бюджетныхправ.
Как видим, эти праваотражают взаимодействие выше- и нижестоящих субъектов в области бюджетныхотношений, что обусловлено их экономическими и политическими взаимосвязями.
Естественно, что на каждомуровне бюджетные права имеют свои особенностии различия по содержанию,порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые изназванных прав отсутствуют, например, у муниципальных образований, в составекоторых не имеется муниципальных образований нижестоящего уровня. Поэтомунеобходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение ивыявление их особенностей применительно к конкретным видам субъектов.
Анализ бюджетных правгосударства и его территориальных подразделений как в общем аспекте, так и внаправлении конкретных субъектов имеет важное значение для решения задачсовершенствования межбюджетных отношений, нацеленного на обеспечениесбалансированности интересов всех участников этих отношений, на объективнообусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами,способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ имуниципальных образований.
Посредством бюджетных правРФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и вконечном итоге единая социально-экономическая политика.
Кроме того, эти правасоздают финансовые возможности для координации и объединенных действий России врамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.
Бюджетные права РФзакреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве, вчастности Бюджетном кодексе РФ 1998г.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА РФ — совокупность прав и обязанностей (полномочий) РФ в области бюджетнойдеятельности, осуществляемых Федеральным Собранием, Президентом иПравительством РФ. Бюджетные права РФ, исходя из особенностей еебюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы[9]:1) Бюджетные права РФ как суверенного единого и неделимого федеративногогосударства; 2) Бюджетные права РФ в отношении собственного и нижестоящихбюджетов. Первая группа Бюджетные права основана на конституционных нормах,устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и чтов ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое,валютное, кредитное и таможенное регулирование. Следовательно, РФ имеет такие бюджетныеправа, которые распространяются на все ее субъекты и органыместного самоуправления. К бюджетным правам РФ как единого инеделимого суверенного федеративного государства (первая группа) можно отнести:1) установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединенияв бюджетной системе РФ; 2) определение видов расходов, включаемыхв бюджет текущих расходов и в бюджет развития; 3) определение состава доходныхисточников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 4)установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетнойсистеме РФ; 5) установление общего порядка формирования расходной частибюджетов разного уровня; 6) утверждение единых бюджетных классификаций,действующих на всей территории РФ, и их виды; 7) установление принципов и основорганизации бюджетного процесса в РФ независимо от уровня его осуществления; 8)установление основ бюджетных прав субъектов РФ и органов местногосамоуправления; принципов бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами;9) осуществление методического руководства в бюджетнойдеятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетногозаконодательства на всей территории РФ; 10) установление общейсистемы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней; 11) составлениеконсолидированного бюджета РФ. Осуществление перечисленных бюджетных прав РФнаправлено на проведение единой финансово-бюджетной политики на всей еетерритории.
     Вторая группа бюджетных прав включает в себяправа по формированию, распределению и использованию федерального бюджета иправа по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. К нимотносятся: 1) право на свой бюджет (федеральный); 2) право на получениезакрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет; 3) право на определениенаправлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств поэтим направлениям; 4) право на организацию и осуществлениебюджетного процесса (планирование, рассмотрение, утверждение и исполнениефедерального бюджета); 5) право на установление предельного размера дефицитафедерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения;6) право утверждать перечень защищенных статей текущих расходов федеральногобюджета; 7) право на утверждение оборотной кассовой наличности в составефедерального бюджета. Оборотная кассовая наличность образуется за счет остатковсредств по федеральному бюджету на начало нового финансового года. Она можетбыть использована в течение года на покрытие временных кассовых разрывов(несовпадение по времени должного поступления денежных средств в бюджет с ихплановым использованием). В конце финансового года оборотная кассоваяналичность должна быть восстановлена до утвержденного при ее образованииуровня; 8) право на образование резервных и иных целевых фондов в составефедерального бюджета; 9) право на законодательное регулирование всех вопросовпо формированию, распределению и использованию федерального бюджета; 10) правона утверждение порядка реализации стадий бюджетного процесса на федеральномуровне; 11) право на определение перечня регулирующих источников доходов всоставе доходов федерального бюджета; 12) право на уточнение статей доходов ирасходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения; 13) право навведение механизма секвестра по федеральному бюджету; 14) право на утверждениеотчета об исполнении федерального бюджета.
   Бюджетные права РФ по отношению к бюджетам еесубъектов включает в себя: 1) утверждение дифференцированных или единыхнормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их вгосударственные бюджеты субъектов РФ; 2) определение размеров дотаций,передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ; 3) определениеразмеров субвенций для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевыхнаправлений использования и иных условий их предоставления; 4) принятиеспециального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций исубвенций из федерального бюджета и их использования; 5) закрепление забюджетами субъектов РФ на срок не менее чем пять лет любых регулирующих доходови передача в эти же бюджеты своих закрепленных доходов в целях обеспечениягарантированного уровня доходной части минимальных бюджетов нижестоящеготерриториального уровня; 6) определение расходной части минимального бюджетасубъектов РФ, гарантируемой своими финансовыми возможностями; 7) осуществлениеконтроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства;8) возмещение выпавших доходов и ущерба, причиненного бюджетам субъектов РФ врезультате своих правомерных и неправомерных действий.
2.2  Регулированиебюджетного права   муниципальных образований.
Все муниципальныеобразования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы,города и др.) в лице их органов местного самоуправления обладают бюджетнымиправами. Важное значение этих прав состоит в том, что с их помощью создаетсяфинансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления навсех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местногозначения.Указанные права обеспечивают также органам местногосамоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своейтерритории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.
Основы бюджетных правмуниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены вКонституции РФ (гл. 8), «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления вРоссийской Федерации». Бюджетный кодекс РФ 1998 г. обобщенно определяет кругполномочий органов местного самоуправления, отнесенных к компетенции этихорганов в области регулирования бюджетных отношений.
Положения федеральногозаконодательства конкретизируются в законодательстве субъектов РФ и нормативныхактах самих органов местного самоуправления.
Вместе с тем определениеоснов бюджетно-правового статуса муниципальных образований в федеральномзаконодательстве усиливает гарантированность этих прав.
Важное значение в этомаспекте имеет Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления вРоссийской Федерации», специально нацеленный на закрепление гарантийфинансовых, в том числе бюджетных, прав органов местного самоуправления. Законпредписывает органам государственной власти России и органам государственнойвласти субъектов Федерации содействовать развитию местных финансов, участвоватьв решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных ирегиональных программ. Вместе с тем названный Закон закрепляет право контролясо стороны этих органов государственной власти за соблюдением органами местногосамоуправления бюджетного и налогового законодательства РФ и субъектов РФ.
Бюджетно-правовой статусмуниципальных образовании определяет совокупность следующих прав.
1. Право каждого муниципального образования насамостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местногосамоуправления[10].Вмешательство вышестоящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнениеместного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов местногосамоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ(ст. 132) и названных федеральных законах.
В законодательстве особоуказывается на принадлежность бюджета именно муниципальному образованию,местные органы самоуправления при этом выполняют процессуальные функцииформирования и исполнения бюджета. Такая правовая взаимосвязь подчеркиваетнаправленность местного бюджета на интересы населения соответствующегомуниципального образования, ее общее экономическое и социальное развитие.Поэтому встречающийся в юридической литературе и иногда в нормативных актахтермин типа «бюджет органов местного самоуправления» можно воспринимать лишькак условный, не обладающий необходимой четкостью.
Местный бюджет — это бюджетмуниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляюторганы местного самоуправления. Он является важнейшей частью финансовыхресурсов, находящихся в распоряжении этих органов. Из местных бюджетов средстванаправляются на социально-экономические программы, содержание органов местногосамоуправления.
Средства местных бюджетовиспользуются для расходов, связанных:
а) с решением вопросовместного значения, установленных законодательством;
б) с осуществлениемотдельных государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления;
в) с обслуживанием ипогашением долга по муниципальным займам, по ссудам и иные расходы.
2. Право выделять вкачестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельныхнаселенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальнымиобразованиями.
3. Право на получение извышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органовместного самоуправления государственными полномочиями.
4. Право на получениесобственных закрепленных федеральным и региональным законодательством заместными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источниковдоходов.
Так, за местными бюджетамизакреплены местные налоги и сборы, установленные в соответствии сзаконодательством РФ.
К другим собственнымдоходам местных бюджетов отнесены:
— доходы от приватизации иреализации муниципального имущества;
— не менее 10% доходов отприватизации государственного имущества, находящегося на территориимуниципального образования;
— доходы от сдачи в арендумуниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальныхземель;
— платежи за пользованиенедрами и природными ресурсами, установленными в соответствии сзаконодательством РФ;
— не менее 50% налога наимущество предприятий;
— подоходный налог сфизических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица;
— доходы от проведениямуниципальных денежно-вещевых лотерей;
— штрафы, подлежащиеперечислению в местные бюджеты;
— государственная пошлина.
Кроме того, в местныебюджеты зачисляются доли (в процентах) федеральных налогов, распределяемыемежду бюджетами разных уровней (часть подоходного налога с физических лиц,налога на добавленную стоимость и др.).
При недостаточности средствдля сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФдотации, субвенции, ссуды по решению представительных органов власти субъектовФедерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальныхобразований.
5. Право самостоятельнорасходовать средства местных бюджетов: определять объем финансирования изместных бюджетов по социально-экономическому развитию муниципальногообразования и направления использования бюджетных средств на эти цели, а такжена содержание органов местного самоуправления, другие цели.
Органы местногосамоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходовна содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений,правоохранительных органов и др., определять дополнительные льготы и пособия ит.п.
6. Право образовывать вместных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды, атакже оборотную кассовую наличность.
7. Право самостоятельноиспользовать свободные бюджетные средства. К ним законодательство относитдополнительно полученные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышенияДоходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышениядоходов над расходами или экономии в расходах. По решению представительногооргана местного самоуправления они могут быть вложены в хозяйственныемероприятия, в ценные бумаги, за их счет предоставляются процентные ибеспроцентные займы.
8. Право объединять надоговорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов, атакже предприятий, учреждений, организаций для финансирования строительства,ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственногоназначения. При этом бюджеты могут быть любого уровня, так как взаконодательстве на этот счет не содержится каких-либо ограничений.
9. Право представительногооргана местного самоуправления устанавливать на своей территории в соответствиис законодательством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащиезачислению в местный бюджет, а также право определять размеры этих платежей,льготы. Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги исборы закреплено в Конституции РФ.
10. Право на компенсациюувеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результатерешений, принятых вышестоящими органами государственной власти. Это право какважная гарантия стабильности местных бюджетов закреплено в Конституции РФ.
Здесь имеются в видуслучаи, когда принятое вышестоящим органом власти решение приводит к уменьшениюдоходов и увеличению расходов местных бюджетов. Компенсация производится засчет средств вышестоящих бюджетов.
11. Право представительныхорганов местного самоуправления самостоятельно определять организационные формыконтроля за исполнением утвержденного им бюджета. Так, по их решению может бытьсоздана муниципальная налоговая служба для сбора местных налогов и сборов,муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны иобслуживания исполнения местного бюджета.
12. Право органов местногосамоуправления регулировать бюджетные отношения на территории соответствующегомуниципального образования в соответствии с компетенцией, определяемойзаконодательством РФ и субъектов Федерации. Они принимают решения по вопросамраспределения и использования бюджетных
доходов муниципальныхобразований, конкретизируют правила бюджетного процесса применительно к местнымусловиям в принимаемых ими нормативных актах (например, положении о бюджетномпроцессе) и т.д.
13. ГарантированноеКонституцией РФ право местного самоуправления на судебную защиту,распространяющееся и на область бюджетных отношений.
В случае нарушениявышестоящими органами власти бюджетных прав административно-территориальныхединиц соответствующие представительные органы местного самоуправления вправеобратиться за их защитой в арбитражный суд. Конституционная гарантия усиливаетзначимость этого права.
При таком подходе  бюджетный кодексРФ— это совокупность финансово  правовых норм, регулирующих бюджетноеустройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетнойсистемы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета,а также бюджетный процесс. Следует также отметить, что принятие новогоБюджетного кодекса, несомненно, имело огромное значение для     преодоленияфинансового кризиса,  нормализации бюджетных отношений в Российской Федерации.

                       Заключение
 
Одним из важнейших институтов государства являетсябюджетная система. Построение бюджетной системыподчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.
На протяжении тысячелетий существования государствфинансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечиваютгосударственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на нихфункций. Бюджетный кодекс позволят регулировать экономические и социальныепроцессы в интересах членов общества.  Таким образом,бюджетное устройство РФ обусловлено характером ее государственности ипредставляет собой единство трех уровней бюджетной системы – федерального,субъектов РФ и местного (муниципального).
Рассмотрев бюджетную систему и бюджетное устройство, можно сделатьнекоторые выводы.
Основные функции управления государством возложены на центральные органывласти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспеченияобщегосударственных мероприятий формируется централизованный  финансовый фонд –Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источникомфинансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятийвоенно–промышленного комплекса, развития перспективных направлений  в сферепроизводства.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельныи не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации невключаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональныебюджеты. Для успешного и эффективного регулирования процесса формирования ираспределения бюджета, законодательными органами власти и Президентом РФразработаны законодательные акты, положения, приказы.
Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы вобласти бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установленыобщие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционированиябюджетной системы Российской федерации, правовые положения субъектов бюджетныхправоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а такжеопределены основы бюджетного процесса в Российской федерации. Бюджетный кодексзаконодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всехуровней в бюджетной сфере.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государстваоказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастаетроль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственногорегулирования экономики.
В заключении можно сделать вывод, что   концептуальныеположения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночныхотношений, установлены Бюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации изаконами субъектов РФ  регламентируют права и обязательства федеральных ирегиональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетногопроцесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходесоставления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Список использованнойлитературы.
1.  Конституция РФ
2.  Бюджетньй кодекс  РФот 31.07.98 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
3.  Бюджетное  посланиеПрезидента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2006году»  //Финансы, 2005 №8, С.3
4.  Бюджетная системаРоссийской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- 2-е изд., исправл. и перераб. – М.: Юрайт,2000. – 615 с.
5.  Бюджетный кодексРоссийской Федерации. Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: ИздательствоНОРМА, 2000.
6.  Годин А.М.,Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом“Дашков и Ко”, 2001. — с. 171.
7.  Комментарий кБюджетному кодексу Российской Федерации (вводный)/ М.В. Романовский и др.; Подред. М.В. Романовского и О.В.Врублевской-М.: Юрайт,2000.-235 с.
8.  Кудрин А.Л. федеральный бюджет – важнейший инструмент реализациигосударственной политики // Финансы № 1, 2005 с. 3.
9.  Лескин В., ШвецовА. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 2006. — №3. – с.18-38.
10.           Лившиц А. Я.Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, № 1, 2000.
11.           Регионы России.Социально-экономические показатели: Стат.сб./ Госкомстат России. — М., 2002. - 673 с
12.           Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственногорегулирования. — М.: ТЕИС, 2002.
13.           Региональная экономика. — Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В.Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002.-463с.
14.           Финансы: Учебникдля вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской,   — М.:Перспектива; Юрайт, 2000.- 520 с.
15.           Христенко В.Б. Межбюджетныеотношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. –М.: Дело, 2002. – 359 с.
16.           Яндиев М.И. Теория финансов. Трансформация финансовых органов власти. — Учеб. пособие. — М.: ТЕИС, 2001. — 240С.
Информация в сетиInternet.
1.  http://www.cbr.ru – официальный сайтЦентрального банка РФ.
2.  http://www.gov.ru – сервер органовгосударственной власти РФ.3.   www.kremlin.ru4.   www.minfin.ru.5.   www.rbp.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Иносказание в творчестве Харуки Мураками
Реферат Эрнест Хемингуэй : жизнь, герои, творчество
Реферат "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя как историческая повесть: особенности поэтики
Реферат Быт и нравы "Темного царства" Островского А . Н .
Реферат Биография и обзор творчества писателя Бунина И. А.
Реферат Лингвостилистические средства создания текста пародии У Пленцдорфа “Die neuen Leiden des jungen W.”
Реферат Системный интерфейс Compact PCI и его архитектура Compact PCI модулей центральных процессоров фирмы INOVA
Реферат Бабель И. А. "Линия и цвет"
Реферат Роль психомоторики в жизни человека
Реферат Special events и почтовые рассылки
Реферат Белинский В. Г. - выдающаяся личность 20 века
Реферат Понятие и сущность инноваций на предприятии
Реферат II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов
Реферат Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество
Реферат М. Булгаков. Жизнь и творчество