Реферат по предмету "Финансовые науки"


Бюджетный дефицит и методы его покрытия

Министерствообразования Российской Федерации
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Курсовая работа
По дисциплине «Финансы»
на тему:
«Бюджетный дефицит и методы егопокрытия»
Г. Москва 2007

Содержание
Введение
1.   Теоретические основы бюджетногодефицита
1.1.    Сущностьбюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2.    Виды бюджетногодефицита
1.3.    Способы покрытиябюджетного дефицита
2. Анализ бюджетного дефицита г. Рузы
2.1. Структура бюджета г. Рузы за2005 год и анализ: формирование доходов
2.2. Структура бюджета г. Рузы за2005 год и анализ: формирование расходов
3.Современное состояние бюджетного дефицита г. Рузы
3.1.Структура бюджета г. Рузы на 2006 год и анализ
3.2.Методы покрытия бюджетного дефицита
Заключение
Списоклитературы

Введение
На нынешнем этапеэкономических реформ в России все более актуальными становятся проблемырегионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциацияусловий хозяйствования, уровня жизни населения и его политических устремлений.Ключевым вопросом экономической и бюджетной реформы является укреплениебюджетов всех уровней власти, во многом определяющим судьбу российскогогосударства.
Переход к рыночнойэкономике требует создания принципиально новой системы управления, усиления еетерриториальной направленности. Это обусловлено, прежде всего, необходимостьюпреодоления одного из основных противоречий современного этапа развитиятерриториальной экономики – увеличение разрыва между возрастающими задачами местныхорганов власти в социально-экономической сфере и финансовыми возможностями ихреализации. Местные бюджеты, средства которых являются основной финансовойбазой деятельности территориальных органов управления, часто не могутобеспечить эффективное воздействие государственных органов власти насоциально-экономические процессы, так как, во-первых, местные бюджеты дефицитныи это ограничивает возможности их влияния на территориальные процессы;во-вторых, конкретные формы бюджетных отношений слабо взаимосвязаны сматериальными интересами участников воспроизводственного процесса.
Через территориальныефинансы государство активно проводит социальную политику. На основепредоставления территориальным органам власти средств для их бюджетовосуществляется финансирование муниципального народного образования,здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства исодержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счетсредств территориальных бюджетов стали финансироваться не толькообщеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения,крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности,правопорядку, охране окружающей среды.
Использование местныхбюджетов в процессе территориального управления основывается на соответствующихметодах стимулирования и регулирования интересов различного уровня. В процессеприменения этих методов реализуются распределительные и перераспределительныеотношения, связанные с созданием и расходованием денежных доходов и накоплений,регулируются денежные потоки, проходящие через бюджетную систему. Характер иэффективность воздействия местных бюджетов зависят от того, насколько существующаясистема распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективнымпотребностям территорий, экономическим интересам государства, регионов,субъектов хозяйствования, отдельных граждан.
В работе будет рассматриватьсятеоретическая основа причин возникновения бюджетного дефицита, его сущность,основные виды и методы покрытия. Для исследования я выбрала пример бюджетагорода Рузы: возникновение в нем дефицита и методы его покрытия, т.к. внастоящее время непосредственно в Российской Федерации преобладает профицит.
Основными источникамиданных стал план бюджета на 2005 год, итоги его исполнения, проект бюджета на2006 год.
На основе указанныхисточников будет проведен анализ городского бюджета конкретно по статьямдоходов и расходов, выявлены источники возникновения дефицита в бюджете города,показаны использующиеся методы его покрытия – это и является целью настоящейработы.
Используя предоставленныеданные и теоретическую базу, данная работа позволит сделать рекомендации подополнительным методам и средствам, которые могли бы использоваться дляпокрытия дефицита бюджета в нашем городе.
1.        Теоретическиеосновы бюджетного дефицита
 
1.1.    Сущностьбюджетного дефицита и причины его возникновения
Центральное место в финансовой системе любого государства занимаетгосударственный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства(роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современныхусловиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран сталбюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило,дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение вхозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изысканиявнутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счетэмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило,бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансированиябюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций,главным образом МВФ.
Следует отметить, что государственные бюджеты западных странс развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицитот 10 до 30%.
Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственногобюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственногобюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП. Асамый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерахимеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП,что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развитиястраны {17}.
Каждое правительство всвоей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равняласьрасходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышаетдоходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами,среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства,завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшиезатраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержекобщественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение изних имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этихпричин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходитсокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно,уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет невыполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь«теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы ипредприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно,никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в«тени». На 2003 год в «тени» производилось до 40% ВВП.
Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны,крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становитсянедостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит можетотражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективностьфинансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролемфинансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное,требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (постабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но исоответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамичноразвивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международнымисвязями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) нестрашен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжаютжить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должнопереходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долгфинансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, наплечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающемполовины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше2 – 3 %.
Таким образом, сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-точрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровнянаселения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходовгосударственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющиепревышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используютсядля развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущемрост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты иобщество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство неимеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов наддоходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидированиянерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к ростуотрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых являетсяусиление инфляционных процессов.
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательнымэкономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства,которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Болеетого, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению ипоступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить кразряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным можетбыть качество, природа дефицита. Дефицит может быть связан с необходимостьюосуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этомслучае он отражает не кризисное течение общественных процессов, агосударственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечитьпрогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья»экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовойсистемы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
1.2.    Видыбюджетного дефицита
Существуют следующие видыбюджетного дефицита:
1.        Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенныхстабилизаторов.
2.        Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходамибюджета в условиях полной занятости.
3.        Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетоминфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
4.        Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицитаи всей суммой выплат по долгу.
5.        Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.
Циклический дефицит(излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенныхстабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор- экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебанийуровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономическойполитики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычновыступают прогрессивная система налогообложения, система государственныхтрансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.«Встроенные» стабилизаторы экономики относительно смягчают проблемупродолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как этимеханизмы «включаются» без непосредственного вмешательстваправительства.
Создание эффективныхсистем прогрессивного налогообложения и страхования занятости являетсяпервоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложностистабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых,кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Колебания бюджетногодефицита
Пояснения: В фазециклического подъема совокупный доход увеличивается (Y2 > Y0), и поэтомуналоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежиавтоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный излишеки инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического спадасовокупный доход снижается (Y1
Угол наклона налоговойфункции T определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклонафункции государственных расходов G — величиной, которая характеризуетсоотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величиныдохода. Чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт,получаемый от государства.
Даже в том случае, когда всегосударственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильностиэкономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем,соответственно, круче линия T. В положении T1 величины циклических бюджетныхдефицитов и излишков больше, чем в положении T2, и поэтому встроенныестабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижениесовокупного спроса.
На основании данных оциклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мерфискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета неприближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь местопри любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило,сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.
Структурный дефицит(излишек) государственного бюджета — разность между расходами и доходамибюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оцениваетсякак разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурнымдефицитом.
Оценки структурногодефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размерыбюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, ане дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полнойзанятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объемавыпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственногобюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторовоценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.
В переходных экономикахпроблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с тем,что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами — искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита втекущем году.
Операционный дефицитгосударственного бюджета — общий дефицит государственного бюджета за вычетоминфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е.выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга — егоамортизация) является важной статьей государственных расходов.
Нередко объявленный вотчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объемагосударственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Привысоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальныхпроцентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходовможет оказаться достаточно существенным.
Возможны ситуации, когданоминальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долграстут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценкуэффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерениибюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицитпредставляет собой разность между номинальным дефицитом и величинойгосударственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
Первичный дефицит(излишек) государственного бюджета — разность между величиной общего дефицита ивсей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является факторомувеличения долгового бремени.
Действительное бремягосударственного долга для той или иной страны предопределяется, прежде всего,способностью (или неспособностью) государства его обслуживать. А этаспособность правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в большойстепени зависит от величины денежной массы, чем от размеров ВВП.
Квазифискальный(квазибюджетный) дефицит государственного бюджета — существующий наряду сизмеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета,обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операциивключают, например, следующие:
1.        финансированиегосударственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе ивыплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссудили путем накопления взаимной задолженности;
2.        накопление вкоммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ отЦентрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд — т.н. «плохихдолгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготныхкредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов,выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
3.        отдельныеоперации, связанные с государственным долгом, а также финансированиеЦентральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курсавалюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупкипшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам наобслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование ЦентральнымБанком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства польготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственныхпредприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходныхэкономиках.
1.3.    Способыпокрытия бюджетного дефицита
Существуют следующиеспособы покрытия бюджетного дефицита:
1.   Монетизация бюджетного дефицита.
2.   Внешнее долговое финансирование.
3.   Внутреннее долговое финансирование.
4.   Увеличение налогообложения.
Монетизация бюджетного дефицита. В случае монетизации дефицита(то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышениятемпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит кповышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платятсвоеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользугосударства через возросшие цены.
В условиях повышенияуровня инфляции возникает так называемый «эффект Танзи» — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговыхотчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходныхэкономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для«откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки»происходит обесценение денег, в результате которого выигрываетналогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общаянеустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицитагосударственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссиейналичности, а осуществляется в других формах — например, в виде расширениякредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкамили в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи — способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупаеттовары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частномсекторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможныхнеплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежинакапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефицитынередко непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются,в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способомфинансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказываетсявесьма условным.
Внешнее долговоефинансирование. Альтернативные возможности внешнего льготного финансированиябюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежаили льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являютсянаиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказываетнегативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным,если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
Нередко, однако,возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограниченыиз-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствамипреимущественно в непроизводительных целях — на потребительские дотации,выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такиедополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случаепрекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированныхвнутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение вбюджетно-налоговой сфере.
Использование внешнегодолгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительноэффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировойи имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.
Внутренние ставкипроцента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующаяфискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денегЦентральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежныйспрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает притоккапитала.
Возросший зарубежныйспрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемировогоспроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результатеобменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, чтоспособствует снижению экспорта и увеличению импорта.
Привлечение средств изиностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказатьсяотносительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях,когда:
1.   удается организовать концессионноефинансирование;
2.   на внутреннем рынке ощущается дефициткапитала при высокой внутренней норме прибыли;
3.   торговый баланс относительноблагополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
4.   первоначальные размеры внешнего долганезначительны;
5.   первоочередной задачеймакроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.
Внутренне долговоефинансирование. Если правительство выпускает в целях финансирования облигациигосударственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, пристабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставокпроцента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их ростможет быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты изчастного сектора.
В результате частныевнутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы — снижаются, вызывая «эффект вытеснения», который значительно ослабляетстимулирующий потенциал фискальной политики.
Более того, еслиправительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетногодефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводитьжесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровняинфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточнопривлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (илиотрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетногодефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развитиявнутреннего рынка капитала.
В этом случаеэкономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить своифинансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительствафинансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшаясостояние платежного баланса.
Эта диспропорция можетусилиться на фоне ожиданий девальвации национальной валюты (особенно вобстановке недоверия к политике правительства и ЦБ), что способствует нарушениюравновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса.С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджетаоказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс приотносительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотяв последнем случае «эффект вытеснения» оказывается болеезначительным.
В случае обязательного(принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах(пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентныеставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, посуществу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высокомуровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственногобюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение долигосударственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпахэкономического роста.
Рост бремени внутреннегодолга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, чтоприводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственнойзадолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности вбюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходныхэкономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано сотносительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:
1.   сложно контролировать предоставлениекредитов частному сектору;
2.   внутреннее предложение относительноэластично;
3.   внешнее долговое финансированиеотносительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешнейзадолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
4.   сопровождающая переходный периодинфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.
Увеличение налогообложения.Я не случайно обозначила этот способ финансирования дефицита последним: дело втом, что современная экономическая наука сильно сомневается в егоэффективности. Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, чтоувеличение налогов – наиболее простой способ сокращения или ликвидациидефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которыезаставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличениедефицитов.
Экономистынеоклассического направления рассмотрели данные за двадцатилетний периодфункционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом делесуществует положительная корреляция средних ставок федерального налога(измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета(измеренного как процент от ВВП). Другими словами, более высокие ставки налогаассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами.
 Этот парадоксобъясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов,законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговыхпоступлений, но и потратят «чуть-чуть больше». Авторы считают, что ихрезультаты ставят под серьезное сомнение тезис о том, что рост налогов будетэффективным средством сокращения дефицитов. Они утверждают, что рост налоговможет ухудшить, а не облегчить проблему.

2.        Анализбюджетного дефицита г. Рузы
 
2.1.    Структурабюджета г. Рузы за 2005 год и анализ: формирование доходов
Согласно уведомлений Управления финансов и налоговой политикиадминистрации Рузского района скорректирован план по доходам и расходам на 2005год на 27 107 тыс.рублей.
В бюджет г. Рузы за 2005 год поступило 1 155 780 тыс.рублейпри плане 1 138 945 тыс.рублей, в том числе собственных доходов 1 117 672тыс.рублей при плане 1 101 710 тыс.рублей или план выполнен на 101,4%. Сверхплана поступило 15 962 тыс.рублей собственных доходов. По сравнению с 2004годом собственные доходы возросли на 184 540 тыс.рублей или на 19,8%.
План перевыполнен по следующим источникам доходов:
·      по налогу на прибыль организаций на 14 354 тыс.рублей;
·      по налогу на доходы физических лиц на 3 701 тыс.рублей, чтообъясняется досрочной выплатой заработной платы за декабрь работникамучреждений и организаций города;
·      по акцизам на 2 548 тыс.рублей за счет поступления акцизов от приступившихк деятельности в 2005 году акцизных складов;
·      по прочим налоговым платежам и сборам на 1 362 тыс.рублей за счетпоступления недоимки прошлых лет по налогу на содержание ЖКХ;
·      по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальнойсобственности, на 2 589 тыс.рублей за счет проведения претензионно-исковыхмероприятий.
Кроме того, поступило незапланированных доходов от продажиземли в сумме 3 635 тыс.рублей.
Однако по отдельным источникам доходов план не выполнен:
·          по единому налогу на вмененный доход на 1 834 тыс.рублей. Наосновании изменений в налогом законодательстве сумма единого налога,исчисленная в 2005 году, уменьшилась налогоплательщиками на сумму страховыхвзносов на обязательное пенсионное страхование;
·          по налогу на имущество предприятий на 8 175 тыс.рублей иземельному налогу на 2 497 тыс.рублей в связи с ростом недоимки.
По остальным источникам доходов поступления сложились впределах плана.
/>

«Рис. 1»
Исполнение бюджета г. Рузы по доходам за 2005 год

2.2.    Структурабюджета г. Рузы за 2005 год и анализ: формирование расходов
/>

«Рис. 3»
Исполнение бюджета г. Рузы по расходам за 2005 год.Основная цель бюджетной политики в области расходов заключаласьв обеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами бюджетагорода.Расходование средств производилось исходя изобеспеченности приоритетов в области социальной сферы, экономически значимыхмероприятий.Бюджет г. Рузы по расходам за 2005 год исполнен на96,4%. При плане 1 193 845 тыс.рублей расходы составили 1 150 753 тыс.рублей. Всравнении с 2001 годом рост расходов произошел на 14,5% или на 145 892тыс.рублей.
Расходы на управление сложились в размере 91 500 тыс.рублейили 92,7% к плану. Расходы производились в соответствии с утвержденнымисметами. Экономия по оплате труда образовалась в связи с тем, что заработнаяплата за 2 половину декабря выплачена в январе 2006 года.
 Правоохранительная деятельность профинансирована на 96,5%(план 3 156 тыс.рублей, факт 3 044 тыс.рублей). В 2005 году выплачиваласьдоплата участковым инспекторам милиции на общую сумму 1 246 тыс.рублей,приобретались радиостанции для районных отделов внутренних дел, оказываласьпомощь на приобретение ГСМ.
На финансирование социально-культурной сферы (образование,здравоохранение, культура, физкультура, социальная политика) направлено 701 586тыс.рублей или 61,0% от общей суммы расходов. В 2005 году расходы возросли посравнению с 2004 годом на 15%.
В целях эффективного использования бюджетных средств департаментомпо финансам, бюджету и контролю администрации города, финансовыми органамигорода совместно с отраслевыми ведомствами проводятся проверки функционированиядействующей сети бюджетных учреждений и организаций, их структурныхподразделений. Проверяются режим работы, выполняемая нагрузка, осуществляетсяконтроль за формированием фонда оплаты труда. На основании анализа материаловпроверок в бюджетных учреждениях пересматриваются комплектование, штатныерасписания, тарификации. Все это позволяет более рационально использоватьматериальные ресурсы бюджетных учреждений, сэкономить выделяемые средства избюджета города на содержание этих учреждений, в свою очередь, сократитьзадолженность по заработной плате работникам, занятым в бюджетной сфере.
В настоящее время актуальным вопросом является обеспечениесвоевременности выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений. Вэтих целях на протяжении нескольких лет в городе проводится постоянная работапо ее погашению и недопущению задолженности. Разработан специальный механизм,который утверждается в Законе о городском бюджете на соответствующий год. Этотпорядок обеспечения своевременности выплаты рассмотрен на заседанииПравительства Российской Федерации и рекомендован для использования субъектамФедерации.
По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности позаработной плате по состоянию на 1.01.2006 года, просроченная задолженностьсоставила 24,3 млн.рублей и уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем на 5,7млн.рублей    (на 19%). С начала года долг по оплате труда увеличился на 3,6млн.рублей (на 17%). В отраслях производственной сферы сумма задолженностиуменьшилась на 5,7 млн.рублей или на 20%.
В обследуемых отраслях на 34 предприятиях 9,3 тыс.человек неполучили вовремя з/плату. В среднем долг на одного работника составил 2 611рублей.

3.        Современное состояние бюджетного дефицита
 
3.1. Структура бюджета г. Рузыза 2006 год и анализ
План доходов города утвержден в сумме 1 293 254 тыс.рублей иосновными статьями доходов являются:
1)        Налоговые доходы – 1 188 626 тыс.рублей, из них:
·          Налог на прибыль – 834 537 тыс.рублей;
·          Налог на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы — 124860 тыс.рублей;
·          налог на совокупный доход – 64 108 тыс.рублей;
·          налог на имущество – 112 261 тыс.рублей;
·          платежи за пользование природными ресурсами – 40 188 тыс.рублей;
·          прочие налоги, платежи и сборы – 12 672 тыс.рублей;
2) Неналоговые доходы – 81 579 тыс.рублей, из них:
·          доходы от сдачи в арендуимущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 72809 тыс.рублей;
·          перечисление части прибылигосударственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплатыналогов и сборов – 140 тыс.рублей;
·          доходы от продажиоборудования, транспортных средств и других материальных ценностей – 7 000тыс.рублей;
·          административные платежи и сборы – 30 тыс.рублей;
·          штрафные санкции, возмещение ущерба – 1 600 тыс.рублей;
3) Субвенции из областного бюджета – 5 256 тыс.рублей;
4) Прочие безвозмездные перечисления – 4 500 тыс.рублей;
5)Доходы от предпринимательской и иной деятельности – 13 293тыс.рублей
Дефицит бюджета составит 7 000 тыс.рублей.
/>
«Рис. 7»
Бюджет г. Рузы по доходам на 2006 год
План расходов города утвержден в сумме 1 300 254 тыс.рублей иосновными статьями расходов являются:
·          Гос.управление и местное самоуправление – 107 401 тыс.рублей;
·          Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасностигосударства – 1 300 тыс.рублей;
·          Промышленность, энергетика и строительство – 28 148 тыс.рублей;
·          Сельское хозяйство и рыболовство – 352 тыс.рублей;
·          Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика – 3 000тыс.рублей;
·          Жилищно-коммунальное хозяйство – 273 611 тыс.рублей;
·          Образование – 510 593 тыс.рублей;
·          Культура, искусство и кинематография – 21 011 тыс.рублей;
·          Средства массовой информации – 2 296 тыс.рублей;
·          Здравоохранение и физическая культура – 279 861 тыс.рублей;
·          Социальная политика – 32 196 тыс.рублей;
·          Прочие расходы – 40 355 тыс.рублей.
/>
«Рис. 8»
Бюджет г. Рузы по расходам на 2006 год
3.2. Методы покрытия бюджетногодефицита
Источником покрытиябюджетного дефицита г. Рузы, согласно Постановления Рузского городского Советанародных депутатов, являются поступления от продажи земельных участковпредприятиям, хозяйственным организациям и физическим лицам.
Также, судя по практикеза 2005 год, источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть:
·          измененияостатков бюджетных средств в структуре бюджета города;
·          бюджетные ссуды;
·          бюджетныекредиты.
На мой взгляд, существуютеще и следующие методы и источники, которые приведут к покрытию бюджетногодефицита, помимо запланированных в бюджете городской администрацией:
·          муниципальныйоблигационный заем – эмиссия муниципальных ценных бумаг;
·          рациональноеиспользование средств бюджета:
— сокращение потерь вобласти жилищно-коммунального хозяйства;
— профилактическиемероприятия в области здравоохранения;
·          созданиеблагоприятных условий для предпринимательства;
·          оказание платныхуслуг муниципальными предприятиями.
Для привлечениядополнительных средств в бюджет города есть возможность использовать менеезатратный, по сравнению с банковскими кредитами, рыночный инструмент — муниципальный облигационный заем. В данном случае, муниципальный облигационныйзаем выступает как форма привлечения средств для покрытия дефицита городскогобюджета через эмиссию муниципальных ценных бумаг — от имени администрациигорода. Существующая практика показывает, что этот рыночный инструмент являетсяменее затратным и более долгосрочным, а также дает возможность привлечьзначительно большой объем средств, по сравнению с такой традиционной формойзаемных средств, как банковский кредит. Поскольку средства предоставляютсяшироким кругом инвесторов, которые, в отличие от банков, обычно не ограниченывнутренними нормами распределения капиталов по различным видам вложений инормативами максимального размера риска на одного заемщика банка.
Для обеспечениядополнительных гарантий инвесторам — покупателям облигаций городскихоблигационных займов, а также создания дополнительной надежности системы городскихоблигационных займов рекомендовать три степени гарантии.
Первая — гарантиябюджета. В кассовом плане каждого месяца в составе защищенных статейпредусмотреть расходы на погашение. Одна из статей доходов — налоги наимущество — выделить на обеспечение займа.
Вторая гарантия — кредитная линия, открытая в банке. Если бюджет не в силах отдать долг, егопогашает банк, а у города остается задолженность перед банком.
Третья гарантия — образовать специальный залоговый фонд обеспечения городских облигационныхзаймов из состава имущества, находящегося в собственности города, а такжеимущества, оформляемого в залог при реализации инвестиционных проектов.
Источниками покрытиядефицита городского бюджета должны стать такие известные методы как снижениерасходных частей бюджета на коммунальные услуги, но не за счет увеличениябремени плательщиков по их оплате, а за счет сокращении потерь.
Как источник снижениярасходов на коммунальные услуги можно рассматривать энергосберегающиетехнологии при отоплении, освещении; предварительной подготовке муниципальныхпомещений к зимнему периоду; снижения потерь на передачу теплоэнергии за счетулучшения качества теплосетей; приближения источника тепла к потребителю;улучшения теплоотдачи конечных источников за счет применения новыхтехнологичных материалов и конструкций.
Как один из источниковпредотвращения всплесков расходов на здравоохранение необходимо предусмотретьпрофилактические мероприятия, к примеру, вакцинация против гриппа, что должнопривести к уменьшению числа больных, следовательно, снижению расходов на оплатумедикаментов, увеличению числа работающих в зимний период.
Исходя из структурыпоступлений в доходную часть бюджета, принимая во внимание значительную частьпри его формировании налоговых поступлений, администрации города необходимоэффективнее заниматься обеспечением благоприятного климата дляпредпринимательства, созданием экономических и правовых условий для развитиямалого бизнеса, предоставлением малым предприятиям финансово-имущественной иорганизационно-методической поддержки. Приведенные примеры мероприятий позволятрассчитывать на увеличение статей налоговых поступлений городского бюджета.
Одним из резервовформирования доходной части бюджета являются доходы от оказания платных услугмуниципальными предприятиями. Здесь не будет секретом, что повыситьколичественно поступающие доходы можно при улучшении качества обслуживания,количества предлагаемых услуг населению, совершенствования управлениямуниципальными предприятиями и их развития.
Также можно рассматриватьдля покрытия бюджетного дефицита и следующие методы:
·    мобилизациядоходов за счет улучшения работы производственной сферы и собираемости налогов;
·    сокращениерасходов за счет совершенствования расходов ведомственной структуры сети,штатов и контингентов бюджетных учреждений и усиления режима экономии;
·    созданиярезервного фонда на покрытие непредвиденных, чрезвычайных ситуаций, катастроф,стихийных бедствий.

Заключение
Государственный бюджет,являясь основным финансовым планом государства, главным средствомаккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальнуювозможность осуществления властных полномочий, дает государству реальнуюэкономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всеголишь комплектом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемыхдругой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранныйгосударством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению косуществляемой властью экономической политике является производным продуктом,он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельнойроли не играет.
Однако, именно бюджет,показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реальноимеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируяконкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов поотраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политикигосударства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулированияэкономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства,именно через бюджет осуществляется социальная политика.Как показал анализ исполнения бюджета города Рузы подоходам и расходам, основная цель политики в области расходов заключалась вобеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами бюджета.Расходование средств производилось исходя из обеспеченности приоритетов вобласти социальной сферы, экономически значимых мероприятий.
Однако следует отметить, что при формировании бюджета расходыбюджетных учреждений полном объеме профинансированы на:
·          оплату труда с начислениями,
·          пособия на приобретение методической литературы,
·          пособия на детей, находящихся под опекой и попечительством,
·          приобретение учебников детям-сиротам,
·          проведение спортивных мероприятий и соревнований.
В истекшем году сохранен порядок финансирования защищенныхстатей бюджета. Задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы,компенсационным выплатам педагогам на приобретение методической литературы икнигопечатной продукции, пособиям на детей и подростков, находящихся под опекойи попечительством, бесплатным медикаментам в течение 2005 года не допускалось.
Дефицит может возникнутьв результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесьдефицит представляет собой неспособность правительства профинансироватьсобственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономическойполитики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Какпоказывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточнобольшой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периодавремени при условии, что экономика страны развивается еще более бурнымитемпами.
Формирование расходнойчасти бюджета адекватной доходной, грамотное проведение инвестирования наразвитие экономики города, использование современных экономических инструментовдля покрытия бюджетного дефицита, вот основные направления для егоустойчивости.
В бюджет г. Рузы за 2005 год поступило 1 155 780 тыс.рублейпри плане 1 138 945 тыс.рублей или план выполнен на 101,4%. Сверх планапоступило 15 962 тыс.рублей. За январь-декабрь прошедшего года собрано всегоналогов и других обязательных платежей на 27% больше, чем в 2004 году, в томчисле в местный бюджет — на 17% больше. Наибольшую долю в поступивших налогахзанимают: налог на добавленную стоимость – 34 %, подоходный налог с физическихлиц – 21%, налог на прибыль – 19%. Приведенные цифры показывают источник,имеющий громадный потенциал. Поступления по этим статьям дохода (налог надобавленную стоимость, налог на прибыль) можно увеличить, усиливая работу счастными предприятиями, акционерными обществами, направленную не напредоставления льгот, ухудшающих состояние бюджета, а на режим максимальнойподдержки, снижения бюрократических барьеров при осуществлениипредпринимательской деятельности. Как следствие экономического ростапредприятий будет увеличение рабочих мест, увеличение заработной платыработников, что естественно приведет к увеличению поступлений по этой статьедохода бюджета.Бюджет г. Рузы по расходам за 2005 год исполнен на96,4%. При плане 1 193 845 тыс.рублей расходы составили 1 150 753 тыс.рублей. Всравнении с 2001 годом рост расходов произошел на 14,5% или на 145 892тыс.рублей.
В связи с недостаточностью средств городского бюджета вограниченном объеме выделялись ассигнования на приобретение оборудования икапитальный ремонт.
Как указано в работе естественным и давно знакомым источникомснижения статьи расходов является экономия бюджетных средств, основнымисточником, в которой может стать жилищно-коммуналный сектор, реформированиекоторого должно быть предусмотрено обязательным пунктом, практика показала, что«старый ЖКХ» не справляется в должном объеме с задачами, возложенными на него.
Исполнение плана бюджета на 2006 год, сравнение с выполнениемпредыдущих бюджетов, анализ проведенных для покрытия бюджетного дефицитамероприятий даст новый импульс для более плодотворного и качественного формированиябюджета города на 2007 год.

Список литературы
1.        Бюджетный кодексРоссийской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998г., № 145-ФЗ.
2.        Налоговый кодексРоссийской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998г., №146-ФЗ.
3.        Федеральный закон«О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» № 126-ФЗот 25 сентября 1997 г.
4.        Бюджетная системаРФ/Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 1999, 298 с.
5.        Бюджетныеотношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию/Под ред. В.И.Ленина, А.Н. Швецова. – М.: Формула права, 2001. – 254 с.
6.        Грачева Е.Ю.,Соколова Э.Д. Финансовое право России. – М.: ЭКМОС, 1998, — 268 с.
7.        Финансы/Под ред.М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2001. – 354с.
8.        Финансы/Под ред.П.И. Вахрина, А.С. Нешитого. – М.: Москва, 2000. – 239 с.
9.        Белова В.Л.Ведениев макроэкономику: бюджетный дефицит/социально-политический журнал/ 1998,№ 6, с.15.
10.      Дьяконова Л.А.Организация управления финансовыми ресурсами в регионе /Финансы/ 1999, № 8, с.9-12.
11.      Мирзалиев М.Н.Составление местных бюджетов/Финансы/ 1999, № 12, с. 12-14.
12.      Павлова А.А.Источники финансирования бюджетного дефицита/Экономист/ 1998, № 1, с. 76-80.
13.      Телепнев С.А.Финансы местного самоуправления/Финансы/ 2000, № 2, с. 8-9.
14.      Шафигуллин А.Анализ муниципального бюджета/Городское управление/ 2000, № 3, с.11-13.
15.      Хадонов Е.Е. Опутях устранения дефицита бюджета Российского государства /Финансы/ 2001, № 4,с.51-54.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.