Содержание
Введение
Глава 1. Бюджетная классификация
1.1. Понятиеи состав бюджетной классификации
1.2. Классификация доходов и расходов бюджета
1.3. Классификацияисточников финансирования дефицитов бюджетов и классификация операцийпублично-правовых образований
Глава 2. Реформирование бюджетной классификацииРоссийской Федерации и бюджетного учета с 2004 г. — 2006 г.
2.1. Бюджетная классификация 2004г. — 2006г.
2.2. Реформирование Бюджетной классификации в2004 – 2006 гг.
Глава 3. Переход к бюджетной классификации 2008г.
3.1. Плавный переход к бюджетной классификации2008 г. и ее новые принципы
3.2. Сравнительный анализ изменений бюджетнойклассификации, отраженных в Бюджетном кодексе
3.3. Основные новшества бюджетнойклассификации 2008 г.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальностьтемы исследования. Реформирование бюджетной классификации является неотъемлемойчастью в реформировании всего бюджетного процесса.
Необходимымусловием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатовявляется приведение структуры и содержания бюджетной классификации РоссийскойФедерации и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемыхреформ.
Изменениебюджетной классификации направлено на внедрение основанной, на международныхстандартах системы бюджетной классификации и бюджетного учета, существенноповысившей прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности.
Предметомисследования является применение кодов бюджетной классификации РоссийскойФедерации для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности.
Цель и задачикурсовой работы. Целью написания данной курсовой работы является исследованиетенденций реформирования бюджетной классификации, характеристики ее изменений впериод с 2004 г. -2008 г.
В связи с намеченной целью, поставленыследующие основные задачи исследования:
-определение понятия и состава бюджетной классификации;
-рассмотрение групп, подгрупп и разделов бюджетной классификации;
-реформирование бюджетной классификации;
-сравнительный анализ бюджетной классификации разных периодов
Используемые в работеметоды не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов вкачестве необходимой аргументации, обладающей достаточной доказательственнойсилой и выявляющей особенности исследуемого вопроса.
Глава1. Бюджетная классификация
1.1. Понятие и состав бюджетнойклассификации
Бюджетная классификация — является группировкойдоходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации, используемой для составления и исполнениябюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимостьпоказателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.[1]
Министерствомфинансов Российской Федерации осуществляется определение принципов назначения,структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодовсоставным частям бюджетной классификации, которые в соответствии с бюджетнымкодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетнаяклассификация России включает в свой состав:
1.классификацию доходов бюджетов;
/>2. классификацию расходов бюджетов;
/>3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
/>4. классификацию операций публично-правовых образований (операцийсектора государственного управления).
1.2. Классификациядоходов и расходов бюджета
Классификациядоходов бюджета является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы и основывается на законодательных актах Российской Федерации,определяющих источники формирования их доходов.
В составеклассификации доходов выделяют следующие группы и подгруппы:
1) налоговыеи неналоговые доходы
В составе налоговыхи неналоговых доходов учитываются: налоги на прибыль, доходы;/>налоги и взносы на социальные нужды;/> налоги на товары (работы,услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;/>налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;/>налоги на совокупный доход;/> налоги на имущество;/>налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;/> государственная пошлина;/> задолженность иперерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;/> доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы отиспользования имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности;/> платежи при пользовании природными ресурсами;/> доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;/> доходы от продажи материальных и нематериальных активов;/> административные платежи и сборы;/> штрафы,санкции, возмещение ущерба;/> доходы бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;/> возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;/>прочие неналоговые доходы.
/>/>/>2) безвозмездныепоступления: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездныепоступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;/> безвозмездные поступления от государственных (муниципальных)организаций;/> безвозмездные поступления от негосударственныхорганизаций;/> безвозмездные поступления от наднациональныхорганизаций;/> прочие безвозмездные поступления.[2]
Классификациярасходов бюджета является перечнем главных распорядителей средств федеральногобюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственныхвнебюджетных фондов, местного бюджета./>
Разделыклассификации расходов:
1)общегосударственные вопросы:/> функционирование ПрезидентаРоссийской Федерации;/> функционирование высшего должностноголица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;/>функционирование законодательных (представительных) органов государственнойвласти и представительных органов муниципальных образований;/>функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации, местныхадминистраций;/> судебная система;/> обеспечениедеятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового(финансово-бюджетного) надзора;/> обеспечение проведения выборови референдумов;/> международные отношения и международноесотрудничество;/> государственный материальный резерв;/> фундаментальные исследования;/> обслуживаниегосударственного и муниципального долга;/> резервные фонды;/> прикладные научные исследования в области общегосударственныхвопросов;/> другие общегосударственные вопросы;/>
2)национальная оборона:/> Вооруженные Силы Российской Федерации;/> модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинскихформирований;/> мобилизационная и вневойсковая подготовка;/> мобилизационная подготовка экономики;/>подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческойдеятельности;/> ядерно-оружейный комплекс;/>реализация международных обязательств в сфере военно-техническогосотрудничества;/> прикладные научные исследования в областинациональной обороны;/> другие вопросы в области национальнойобороны;
/>3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:/> органы прокуратуры;/> органы внутренних дел;/> внутренние войска;/> органы юстиции;/>система исполнения наказаний;/> органы безопасности;/> органы пограничной службы;/> органы по контролюза оборотом наркотических средств и психотропных веществ;/>защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера, гражданская оборона;/> обеспечениепожарной безопасности;/> миграционная политика;/>модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительныхи иных органов;/> прикладные научные исследования в областинациональной безопасности и правоохранительной деятельности;/>другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительнойдеятельности;[3]
/>4) национальная экономика:/> общеэкономическиевопросы;/> топливно-энергетический комплекс;/>исследование и использование космического пространства;/>воспроизводство минерально-сырьевой базы;/> сельское хозяйство ирыболовство;/> водные ресурсы; />лесноехозяйство;/> транспорт;/> дорожное хозяйство;/> связь и информатика;/> прикладные научныеисследования в области национальной экономики;/> другие вопросыв области национальной экономики;
/>5) жилищно-коммунальное хозяйство:/> жилищноехозяйство;/> коммунальное хозяйство;/>благоустройство;/> прикладные научные исследования в областижилищно-коммунального хозяйства;/> другие вопросы в областижилищно-коммунального хозяйства;/>
6) охранаокружающей среды:/> экологический контроль;/>сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;/> охрана объектоврастительного и животного мира и среды их обитания;/> прикладныенаучные исследования в области охраны окружающей среды;/> другиевопросы в области охраны окружающей среды;
/>7) образование:/> дошкольное образование;/> общее образование;/> начальное профессиональноеобразование;/> среднее профессиональное образование;/> профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;/> высшее и послевузовское профессиональное образование;/> молодежная политика и оздоровление детей;/>прикладные научные исследования в области образования;/> другиевопросы в области образования;
/>8) культура, кинематография, средства массовой информации:/> культура;/> кинематография;/>телевидение и радиовещание;/> периодическая печать ииздательства;/> прикладные научные исследования в областикультуры, кинематографии, средств массовой информации;/> другиевопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;
/>9) здравоохранение, физическая культура и спорт:/>стационарная медицинская помощь;/> амбулаторная помощь;/> медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;/> скорая медицинская помощь;/>санаторно-оздоровительная помощь;/> заготовка, переработка,хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;/> санитарно-эпидемиологическое благополучие;/>физическая культура и спорт;/> прикладные научные исследования вобласти здравоохранения, физической культуры и спорта;/> другиевопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
/>10) социальная политика:/> пенсионное обеспечение;/> социальное обслуживание населения;/> социальноеобеспечение населения;/> охрана семьи и детства;/>прикладные научные исследования в области социальной политики;/>другие вопросы в области социальной политики;
/>11) межбюджетные трансферты:/> дотации бюджетамсубъектов Российской Федерации и муниципальных образований;/> субсидиибюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований(межбюджетные субсидии);/> субвенции бюджетам субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований;/> иныемежбюджетные трансферты;/> межбюджетные трансферты бюджетамгосударственных внебюджетных фондов.[4]
1.3.Классификация источников финансирования дефицитов
бюджетов иклассификация операций публично-правовых
образований
Классификацияисточников финансирования дефицитов бюджетов[5] – это свод главныхадминистраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, утверждающихсязаконом (решением) о соответствующем бюджете.
Едиными длябюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппамиисточников финансирования дефицитов бюджетов являются:
/>1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:/> государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальнаястоимость которых указана в валюте Российской Федерации;/>кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;/>бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;/> кредиты международных финансовых организаций в валюте РоссийскойФедерации;/> изменение остатков средств на счетах по учетусредств бюджета;/> иные источники внутреннего финансированиядефицитов бюджетов;
/>2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:/> государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которыхуказана в иностранной валюте;/> кредиты иностранных государств,включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовыхорганизаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц виностранной валюте;/> кредиты кредитных организаций виностранной валюте;/> иные источники внешнего финансированиядефицитов бюджетов.
Классификацияопераций сектора государственного управления.
/>К группам и статьям операций сектора государственного управления относятся:
/>1) доходы: />налоговые доходы;/> доходыот собственности;/> доходы от оказания платных услуг;/> суммы принудительного изъятия;/> безвозмездныепоступления от бюджетов;/> взносы на социальные нужды;/> доходы от операций с активами;/> прочие доходы;
/>2) расходы:/> оплата труда и начисления на выплатыпо оплате труда;
/>оплата работ, услуг;/> обслуживаниегосударственного (муниципального) долга;/> безвозмездныеперечисления организациям;/> безвозмездные перечислениябюджетам;/> социальное обеспечение;/> расходы пооперациям с активами;/> прочие расходы;
3)поступление нефинансовых активов:/> увеличение стоимостиосновных средств;/> увеличение стоимости нематериальных активов;/> увеличение стоимости непроизведенных активов;/> увеличениестоимости материальных запасов;
/>4) выбытие нефинансовых активов:/> уменьшениестоимости основных средств;/> уменьшение стоимостинематериальных активов;/> уменьшение стоимости непроизведенныхактивов;/> уменьшение стоимости материальных запасов;
/>5) поступление финансовых активов:/> поступление насчета бюджетов;/> увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акцийи иных форм участия в капитале;/> увеличение стоимости акций ииных форм участия в капитале;/> увеличение задолженности побюджетным кредитам;/> увеличение стоимости иных финансовыхактивов;/> увеличение прочей дебиторской задолженности;
/>6) выбытие финансовых активов:/> выбытие со счетовбюджетов;/> уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций ииных форм участия в капитале;/> уменьшение стоимости акций ииных форм участия в капитале;/> уменьшение задолженности побюджетным ссудам и кредитам;/> уменьшение стоимости иныхфинансовых активов;/> уменьшение прочей дебиторской задолженности;
/>7) увеличение обязательств:/> увеличениезадолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;/> увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;/> увеличение прочей кредиторской задолженности;
/>8) уменьшение обязательств:/> уменьшениезадолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;/> уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу;/> уменьшение прочей кредиторской задолженности.
Глава2. Реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетногоучета с 2004 г. — 2006 г.
2.1. Бюджетнаяклассификация 2004г. — 2006г.
Бюджетнаяклассификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов иисточников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системыРоссийской Федерации, видов государственного (муниципального) долга игосударственных (муниципальных) активов, используемой для составления иисполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации иобеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации.
Бюджетнаяклассификация Российской Федерации включает:[6]
/>классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
/>функциональную классификацию расходов бюджетов РоссийскойФедерации;
/>экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
/>классификацию источников внутреннего финансирования дефицитовбюджетов Российской Федерации;
/>классификацию источников внешнего финансирования дефицитафедерального бюджета;
/>классификацию видов государственных внутренних долгов РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
/>классификацию видов государственного внешнего долга РоссийскойФедерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
/>ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
2.2.Реформирование Бюджетной классификации в 2004 – 2006 гг.
Реформированиеи изменение бюджетной классификации в этот период было направлено на внедрениеоснованной, на международных стандартах системы бюджетной классификации ибюджетного учета, существенно повысившей прозрачность и управленческуюзначимость бюджетной отчетности.
В этот периодосуществлялось реформирование бюджетного процесса по следующим направлениям:
реформированиебюджетной классификации и бюджетного учета;
выделениебюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств;
совершенствованиесреднесрочного финансового планирования;
развитие ирасширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
упорядочениепроцедур составления и рассмотрения бюджета.
В рамкахпервого направления предусматривалось приближение бюджетной классификацииРоссийской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом измененийв структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти в рамкахадминистративной реформы, а также введение интегрированного с бюджетнойклассификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начисленийи обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
Необходимымусловием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов этогопериода является приведение структуры и содержания бюджетной классификацииРоссийской Федерации и бюджетного учета в соответствие с целями и задачамиосуществляемых реформ.[7]
Бюджетнаяклассификация и бюджетный учет должны были стать надежным и качественныминструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторовбюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации навсех этапах бюджетного процесса — от анализа финансовых результатовдеятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета иего исполнения в течение финансового года до составления соответствующейфинансовой отчетности.
Новыебюджетные классификации должны были быть направлены на:
а)переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путемповышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса иадминистраторов бюджетных средств;
б) приведениеструктуры функциональной классификации расходов в соответствие с основнымифункциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местногосамоуправления);
в)согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовойотчетности и статистики государственных финансов.
Представлялосьцелесообразным отказаться от практики утверждения бюджетной классификацииотдельным федеральным законом. Временные издержки, неизбежно сопутствующиезаконодательной процедуре, существенно ограничивают возможности оперативногоуточнения в случае необходимости отдельных позиций бюджетной классификации изатягивают процесс осуществления реформ. Более предпочтительным являетсяподход, применяемый большинством стран международного сообщества, при которомзаконом закрепляются лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетнойсистемы, коды экономической классификации и функциональной (раздел, подраздел)бюджетной классификации. Дальнейшая структура классификации определяетсяорганами власти соответствующего уровня при принятии закона (решения) обюджете. Такой подход обеспечивает большую самостоятельность и ответственностьорганов исполнительной власти при составлении проекта бюджета в рамкахзаконодательно установленных единых принципов бюджетной классификации.
До внесениясоответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации ряд задач посовершенствованию бюджетной классификации решался путем внесения изменений вФедеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации».[8]
а)определение целевых статей и видов расходов в процессе формирования иутверждения бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации;
б) исключениерасходов на капитальные вложения (государственные инвестиции) из функциональнойклассификации расходов и включение их в состав экономической классификациирасходов;
в)распределение расходов на руководство и управление в установленной сфередеятельности (административных расходов) по соответствующим разделам иподразделам функциональной классификации расходов;
г) разделениерасходов в сфере науки на расходы на фундаментальные исследования (разделобщегосударственных вопросов) и расходы на прикладные научные исследования свключением расходов на прикладные научные исследования в соответствующиеразделы функциональной классификации расходов;
д)упорядочение отражения расходов на реализацию федеральных целевых программ вфункциональной классификации расходов;
е) приведениеструктуры экономической классификации расходов в соответствие с экономическимсодержанием операций в секторе государственного управления;
ж) применениекода администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамкахисполнения бюджета (доходам, расходам, источникам финансирования дефицита).
Глава3. Переход к бюджетной классификации 2008 г.
3.1. Плавный переход кбюджетной классификации 2008 г. и ее
новые принципы
С 1 января2008 г. вступила в силу новая редакция Бюджетного кодекса, предусматривающаярасширение полномочий органов государственной власти (местного самоуправления)по детализации бюджетной классификации.
13 апреля2007 г. Госдума приняла в третьем чтении Федеральный закон № 63-ФЗ «О внесенииизменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса иприведения в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельныхзаконодательных актов». Поправки нацелены на изменение самостоятельностибюджетов с точки зрения формулировок целей и задач, которые ставит перед собойкаждое конкретное публично-правовое образование. В бюджетной практике этотпроцесс реализуется посредством бюджетной классификации. До конца 2007 г.главными частями бюджетной классификации РФ оставались:
функциональныенаправления (образование, здравоохранение и т.п.);
целевыестатьи и виды расходов, отражающие те цели, на достижение которых выделеныбюджетные ассигнования.
Дляустранения неудобной детализации бюджетной классификации РФ в Бюджетном кодексезафиксированы лишь два уровня ее детализации по расходам (раздел и подраздел).Остальные уровни (целевые статьи и виды расходов) отдаются на усмотрениесубъектов Федерации и муниципальных образований.[9]
/>Был осуществлен плавный переход с применением бюджетнойклассификации 2007 г. к 2008 г. Пунктом 17 статьи 5 Закона № 63-ФЗ установлено,что положения старой редакции Бюджетного кодекса (от 30 декабря 2006 г.)по-прежнему применимы для регулирования бюджетных отношений, связанных:
с исполнениембюджетов бюджетной системы РФ в 2007 г;
с внесениемизменений в законы (решения) о бюджетах бюджетной системы РФ на 2007 г.;
ссоставлением, рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджетовбюджетной системы РФ за 2006 г. и предыдущие годы.
Кроме того, в2007 году Минфин России по-прежнему продолжал:
определятьпринципы назначения, структуры кодов бюджетной классификации;
присваиватькоды составным частям бюджетной классификации, которые в соответствии средакцией Бюджетным кодексом от 26 апреля 2007 г. являются едиными для бюджетовбюджетной системы РФ;
устанавливатьпорядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов вчасти, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также кобеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти(государственных органов) и органов местного самоуправления.
Наряду сМинфином России финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований)сохранили на 2007 г. свои полномочия в отношении перечней кодов подвидов повидам доходов, главными администраторами которых являются:
органыгосударственной власти Российской Федерации;
ЦентральныйБанк РФ;
органыуправления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в ихведении бюджетные учреждения;
органыгосударственной власти субъектов РФ;
органыуправления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или)находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
органыместного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
Если с 1января 2008 г. за счет субвенций или межбюджетных субсидий осуществляетсяфинансовое обеспечение по перечням и кодам целевых статей и (или) видоврасходов бюджетов, то они определяются в порядке, установленном финансовыморганом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, изкоторого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.[10]
С 28 апреля2007 г. вступили в силу положения обновленного Бюджетного кодекса,определяющие, что Минфин России :
устанавливаетпорядок применения КОСГУ (п. 4 ст. 23.1 БК РФ);
устанавливаетединую методологию бюджетной классификации РФ (ст.165 БК РФ);
утверждаеткоды составных частей бюджетной классификации РФ, являющиеся в соответствии сБюджетным кодексом (ред. 26 апреля 2007г.) едиными для бюджетов бюджетнойсистемы РФ (ст.165 БК РФ).
Основная идеявсех последних бюджетных нововведений — переход к бюджетированию,ориентированному на результат (БОР), т.е. переход от управления бюджетнымизатратами к управлению бюджетными результатами. В сложившейся ситуации Минфиномбыла разработана новаторская Концепция реформирования бюджетного процесса вРоссийской Федерации в 2004-2006 годах, одно из направлений которой — реформабюджетной классификации и учета (см. таблицу 1).
Включениевсех общих вопросов бюджетной классификации в состав Бюджетного кодекса содновременным признанием федерального закона «О бюджетной классификацииРоссийской Федерации» утратившим силу с 2008 г. — качественный прорыв вформировании бюджетов всех уровней. Возможные изменения структуры и функцийорганов власти, особенно исполнительной, в ходе административной реформы могутпотребовать регулярного утончения в этой части отдельных статей Бюджетногокодекса. Но это скорее не отрицательный, а технический момент.
Утверждениедетальных позиций бюджетной классификации
Таблица№1Объект классификации Кто утверждает Примечание Доходы, операции сектора государственного управления Минфин РФ Классификация едина для всех уровней бюджетной системы
Расходы,
источники финансирования дефицита Каждый уровень власти утверждает эти позиции самостоятельно при утверждении бюджета Полное единообразие классификации является препятствием для реализации самостоятельной политики каждого уровня власти
/>C1 января 2008 г. утратила силу ст. 25 «Ведомственная классификация расходовбюджетов субъектов Российской Федерации и ведомственная классификация расходовместных бюджетов» Бюджетного кодекса. Теперь вместо одобрения ведомственнойструктуры расходов федерального бюджета на уровне целевых статей и видоврасходов федеральный законодатель утверждает набор и состав этих позицийклассификации. То же самое устанавливают региональные законодатели в отношениисвоих бюджетов, а местные законодательные (представительные) органы — вотношении местных бюджетов.
Детализация — в законе о бюджете.
Правосубъектов Федерации (муниципальных образований) на детализацию бюджетнойклассификации было провозглашено задолго до принятия новой редакции Бюджетногокодекса — в ст. 2, 3 и 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 15 августа 1998 г. «Обюджетной классификации Российской Федерации». Однако на практике оноприменялось слабо: процесс детализации требовал принятия отдельного закона илирешения.
Согласностатьям 8 и 9 Бюджетного кодекса теперь субъекты Федерации и муниципальныеобразования не просто имеют право, а должны самостоятельно устанавливать наборпозиций по целевым статьям и видам расходов. Для утверждения детализацииотдельные законодательные акты больше не нужны, достаточно указать необходимуюинформацию в законе о бюджете субъекта (муниципального образования) на очереднойфинансовый год.
Такимобразом, в процессе составления бюджета всегда будет возможность сгруппироватьте или иные позиции под какую-либо программу или, наоборот, раздробить их.Такая технология означает возможность реального бюджетирования по конкретнымрезультатам. При этом со стороны Российской Федерации не будет навязыватьсякаких-либо жестких требований к тому, как должна выглядеть бюджетнаяклассификация субъекта Федерации, за исключением выделения из федеральногобюджета субсидий или субвенций нижестоящим бюджетам (в этом случае аналогичныестатьи и виды расходов должны быть предусмотрены на региональном или местномуровне).
3.2. Сравнительныйанализ изменений бюджетной классификации,
отраженныхв Бюджетном кодексе
Болеедетально изменения бюджетной классификации, изложены в Таблице 2.
Бюджетная классификация в редакциях Бюджетного кодекса от 30 декабря 2006 г. и26 апреля 2007 г.
Таблица№2
Старая редакция
Новая редакция
Примечание
Ведомственная структура расходов бюджета устанавливает расходы соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается законами (решениями) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (п.3 ст.25 БК РФ, статья 25 полностью отменена).
распределяет бюджетные ассигнования, предусмотренные законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ (ст.6 БК РФ)
Из Бюджетного кодекса исключено понятие функциональной классификации (см. также ст.19 БК РФ)
Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации [11]
установление бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;
утверждение бюджетной классификации РФ и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету.
установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;
установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам РФ…
Статья 8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ
установление, детализация и определение порядка применениябюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальныхгосударственных внебюджетных фондов
Статья 9. Бюджетные полномочия муниципальных образований детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету
установление, детализация и определение порядка применениябюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету
Бюджет субъекта Российской Федерациии бюджет территориального государственноговнебюджетного фонда