СодержаниеВведение1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ1.1 Содержание и необходимость социальных расходов государствана социальные нужды1.2 Классификация расходов бюджета на социальные цели1.3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов2. МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ2.1 Особенности финансирования социальных расходов избюджетов разных уровней2.2 Особенности финансирования социальных расходов изгосударственных внебюджетных фондов2.3 Особенности финансирования социальных нужд в развитыхстранах3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРВОАНИЯ РАСХОДОВ НАСОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды3.2 Направления совершенствования системы финансированиясоциальных расходов из федерального бюджета3.3 Направления совершенствования системы финансированиясоциальных расходов из внебюджетных фондовЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Необходимостьбюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальныхуслуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитиистраны.
Расходына социальную сферу являются основным приоритетом бюджетных расходов, как вкраткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В последние годы бюджет Россииносит социально ориентированный характер. В его структуре прослеживаетсяприоритетность темпов роста расходов на социальные цели. Социальнаянаправленность проявляется и в обеспечении финансирования соответствующихнациональных проектов, многочисленных целевых программ. Социальные параметрыориентированы на реализацию задач, поставленных в Посланиях Президента РФФедеральному собранию РФ и в Бюджетных посланиях Президента РФ. Так приформировании бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов обеспечена реализацияустановленных стратегических приоритетов РФ, ключевой из которых являетсяобеспечение достойной жизни граждан. В этом и проявляется актуальность даннойпроблемы.
Объектом исследованияданной работы являются государственные расходы бюджетной системы на социальныецели, предмет исследования – рационализация данных расходов. Цель исследования- анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработкафактических мероприятий по их рационализации.
Реализация поставленнойцели возможна через решение следующих конкретных задач:
— раскрытьэкономическое содержание и сущность расходов на социальные цели, произвести ихклассификацию, раскрыть понятие государственных внебюджетных фондов, объяснитьих необходимость;
— проанализироватьсостав, структуру и динамику расходов бюджетов разных уровней на социальныецели в РФ;
— определитьособенности финансирования государственных внебюджетных государственных фондов,проанализировать их состав и динамику;
— выявить особенностифинансирования социальной сферы за рубежом;
— выявить основныепроблемы финансирования расходов на социальные нужды;
— привести направлениясовершенствования финансирования расходов на социальные цели из бюджета ивнебюджетных фондов.
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 1.1 Содержание и необходимость социальныхрасходов государства на социальные нужды
Одной из основных целейэкономической политики современного государства является полноценноеобеспечение жизнеспособной системы социальной поддержки населения,ориентированной на всестороннее развитие граждан и социальное выравнивание.
В начале 2000-х гг. всфере государственных доходов и расходов были проведены крупные структурныереформы: предприняты попытки решения задачи обеспечения финансовой имакроэкономической стабильности, изменен действующий Бюджетный кодекс, внедреныэлементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов«сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений, завершен переход кказначейскому обслуживанию исполнения бюджета и бюджетов большинства регионовстраны, упорядочены отношения по формированию и использованию внебюджетныхфондов государства. Сегодня государство выступает инициатором социальныхобщероссийских программ («национальных проектов»), направленных на улучшениежизни широких слоев населения путем укрепления системы здравоохранения,организации рынка доступного жилья, развития агропромышленного комплекса,повышения качества образования. В бюджетах всех уровней предусматриваютсязначительные финансовые ресурсы на реализацию этих приоритетов.
Одним из главныхпонятий курсовой работы является понятие социальной инфраструктуры. Социальнаяинфраструктура – это комплекс отраслей производственной и непроизводственнойсфер народного хозяйства, обслуживающих население [16, с. 286]. Социальнаяинфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическая культура,социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, искусство, средствамассовой информации.
Развитие инфраструктурынаходится в зависимости от уровня развития материального производства. Однако,инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производственные силы.Социальная инфраструктура является социальным ускорителем экономическогоразвития. [15, с. 176]
Социальнаяинфраструктура способствует снижению потерь рабочего времени. Это достигаетсямаксимальным использованием календарного рабочего времени за счет уменьшениязаболеваемости работников. Своевременное проведение профилактических и другихмероприятий уменьшает заболеваемость трудящихся, что обеспечиваетдополнительный прирост национального дохода.
Инфраструктура – важныйфактор повышения производительности труда. Влияние непроизводственной сферы напроизводительность труда связано и с уровнем знаний работника. Степеньпрофессионального мастерства рабочего в значительной степени зависит отобщеобразовательного уровня. У рабочих со средним образованиемпроизводительность труда на 25-35% выше, чем у рабочих с образованием 5-9классов. С ростом образовательного ценза возрастает способность к повышениюпроизводительности труда, увеличению объема национального дохода.
Особенно велика рольсоциальной инфраструктуры в повышении эффективности использования внерабочеговремени населения, которое необходимо для отдыха, социального развитиячеловека, формирования его семьи и т.д.
Одна из главных целейразвития инфраструктуры – предоставление населению услуг для высвобождения ихсвободного времени, которое может быть им использовано более рационально, спользой для индивидуума и всего общества в целом.
И наконец, ни с чем несравнима роль инфраструктуры в духовном развитии человека, в совершенствованиисоциальных отношений. Этим целям подчинена деятельность социально-культурныхучреждений. [12, с. 287] В современных условиях на содержание инфраструктурыфинансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетныхфондов, средств предприятии и населения.
Итак, социальнаяинфраструктура является главным звеном в жизни общества, а также являетсяускорителем экономического развития. Социальная инфраструктура включаетследующие отрасли: просвещение здравоохранение и физическая культура,социальное обеспечение, ЖКХ, искусство и СМИ. 1.2 Классификация расходов бюджета на социальные цели
Рассмотримклассификацию расходов бюджета на социальные цели. Для этого используемфункциональную классификацию расходов бюджета. К расходам на социальные целиотносятся следующие разделы:
· Образование(код 0700);
· Культура,кинематография и СМИ (код 0800);
· Здравоохранениеи спорт (код 0900);
· Социальнаяполитика (код 1000).
Каждый из разделовфункциональной классификации делится на соответствующие подразделы. Так,например, раздел «Образование» имеет 9 подразделов:
· Дошкольноеобразование (код – 0701);
· Общееобразование (код – 0702);
· Начальноепрофессиональное образование (код – 0703);
· Среднеепрофессиональное образование (код 0704);
· Переподготовкаи повышение квалификации (код – 0705);
· Профессиональноевысшее образование (код – 0706);
· Молодежнаяполитика и оздоровление детей (код – 0707);
· Прикладныенаучные исследования в области образования (код– 0708);
· Другиевопросы в области образования (код – 0709). [17, с.281]
Кромефункциональной классификации расходов бюджета, существует экономическаяклассификация и ведомственная. Экономическая классификация расходов бюджетов —это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.Классификация расходов бюджетных средств строится по разделам, подразделам,видам расходов или статьям и включает три раздела: текущие расходы, капитальныерасходы и предоставление кредитов. Но в пределах этой курсовой нам интереснытолько текущие расходы и капитальные расходы. Текущие расходы объединены в двегруппы: закупки товаров и оплата услуг, субсидии и текущие трансферты. Перваягруппа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее; приобретениепредметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды;оплату транспортных услуг; оплату коммунальных услуг с выделением расходов наэлектрическую, тепловую энергию, газ, водоснабжение, прочие услуги.
Извторой группы расходов наиболее значимы такие трансферты населению, какстипендии обучаемым, выдача наличных денег взамен питания, компенсационныевыплаты учителям на приобретение книгоиздательской продукции, пособия наопекаемых детей и т.п. К капитальным расходам относятся капитальные вложения восновные фонды: приобретение оборудования и предметов длительного пользования,новое строительство, капитальный ремонт.
Чтоже касается ведомственной классификации, то ведомственная классификациярасходов по иерархии уровня власти имеет три уровня: федерального бюджета;бюджетов субъектов РФ; местных бюджетов. В каждом из уровней ведомственнойклассификации бюджетных расходов, представляющих собой группировкусоответствующих расходов (федеральных, региональных или местных), выделяютсяуровни главных распорядителей средств соответствующего бюджета по разделам,подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификациирасходов бюджетов РФ (федерального, регионального или местного), а также погруппам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходовэкономической классификации расходов бюджетов РФ, которые утверждаютсяфедеральным законом «О федеральном бюджете», законом субъекта РФ «О бюджетесубъекта РФ» или постановлением о бюджете местного органа власти на очереднойфинансовый год.
Итак,существует следующие классификации расходов: функциональная, экономическая,ведомственная классификации. Функциональная классификация. Функциональнаяклассификация заключается в группировке расходов по их функциональномуназначению, а экономическая соответственно по экономическому содержанию. Что жекасается ведомственной, то классифицируют по иерархии уровня власти.
1.3 Сущность и необходимость создания внебюджетныхфондов
Одним из источниковфинансирования социальных нужд являются внебюджетные фонды социальногоназначения. Внебюджетный фонд – представляет собой фонд денежных средств,образуемых вне бюджета за счет специальных источников, находящейся враспоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления иимеющий целевое назначение. Порядок их образования и использованиярегламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды – один из методовперераспределения национального дохода органами власти в пользу определенныхсоциальных групп населения.
Государственныевнебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органоввласти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источникиформирования, определяются порядок и направленность использования денежныхсредств. К этим актам относят следующие: Конституция РФ, ФЗ «О некоммерческихорганизациях», ФЗ «О местном самоуправлении», ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ», Бюджетный кодекс РФ, Положенияправительства, указы Президента и др.[14, с. 124] Решение об образованиивнебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительныеорганы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фондынаходятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, какправило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечениедополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальныхуслуг населения.
КГосударственным внебюджетным фондам социального назначения относят:
¾ Пенсионныйфонд РФ;
¾ Федеральныйфонд социального страхования РФ;
¾ Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования;
¾ Территориальныефонды обязательного медицинского страхования;
¾ Государственныйфонд занятости населения РФ. [13, с. 263]
Пенсионныйфонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансамипенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитнымиучреждением.
Фондсоциального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственныхгарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным иэффективным расходованием средств социального страхования и являетсясамостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социальногострахования РФ осуществляется Правительством РФ.
Фондобязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулированияфинансовых средств и обеспечения стабильности государственной системыобязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политикив области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный итерриториальный фонды обязательного медицинского страхования каксамостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Пенсионныйфонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхованиянаселения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными избюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой —приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — ипо форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.
2. МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 2.1 Особенностифинансирования социальных расходов из бюджетов разных уровней
Вусловиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значениеприобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. [15, с.307]Образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных правграждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политикив области образования сформулированы в Федеральных законах от 13.01.96 г. №12-ФЗ «Об образовании» и от 22.08.96 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании». В них под образованием понимаетсяцеленаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества,государства, сопровождающейся констатацией гражданином установленныхгосударством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующимдокументом.
ГражданамРоссийской Федерации гарантируется получение образования без каких-либоограничений и условий независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, местожительства, состояния здоровья и т.п. Государствогарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования,основного общего, среднего общего, образования и начального профессиональногообразования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего ипослевузовского профессионального образования в государственных и муниципальныхобразовательных заведениях в пределах государственных и муниципальныхобразовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получаетвпервые. [17, с.361]
ВРоссийской Федерации в настоящее время действуют государственные имуниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется изфедерального, региональных, местных бюджетов. За счет федерального бюджетафинансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднеепрофессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных иместных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образованияфинансируется из местных бюджетов. Государство гарантирует ежегодные выделениябюджетных средств на нужды образования в размере не менее 10% национальногодохода. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образованияне может составлять менее 3% доходной части федерального бюджета.
Кромебюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источникомфинансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан,платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными,муниципальными и частными учебными заведениями. [15, с. 308]
Важнейшийпоказатель развития человеческой цивилизации – уровень культуры. В нашей странесоздан довольно крупный потенциал учреждений культуры. В целях поддержания ироста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовыересурсы. В России в соответствие с законом РФ «Основы законодательства РФ окультуре» от 9 октября 1992 г. объем средств направляемых на культуру, долженбыть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных бюджетов. Главнымисточником финансирования учреждений культуры и искусства являютсятерриториальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России превышает77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных 32%. [15, с.315] Из федерального бюджета финансируются учреждения культуры по перечнюПравительства РФ: библиотеки, музей, театр, заведение (Государственный Эрмитаж,Всероссийская государственная библиотека, Государственная академия, Большойтеатр и т.д.) За счет региональных бюджетов финансируется вся сеть остальныхгосударственных учреждений культуры.[13, с. 210]
Особенностьфинансирования объектов культуры состоит в том, что часть из них имеет возможностьполучать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческойдеятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетногофинансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее вбольшинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают. [15, с. 315]
Чтоже касается СМИ. Бюджетное финансирование СМИ осуществляется в виде грантов исубсидий, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделениегрантов производится на: оплату социально значимых информационно-публистическихматериалов о социальных проблемах; производство печатной продукции,предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д.
Первымзначимым документов в области здравоохранения является закон «Основызаконодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1, в немотмечено, что государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. Приэтом основные принципы охраны здоровья: доступность медико-социальной помощи исоциальная защищенность граждан в случае утраты здоровья – свидетельствуют отом, что изначально не гарантирована полная бесплатность здравоохранения, агарантирован лишь определенный минимум. Основными доступными и оплачиваемыми избюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются:лечение наиболее распространенных болезней; проведение санитарно-гигиеническихи противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейшихзаболеваний; санитарно-гигиеническое образование; меры по охране семьи,материнства, отцовства, детства; другие мероприятия. Вторым значимым документовв области здравоохранения является закон РФ от 28.06.91 г. №1499-1 «Омедицинском страхование граждан в РФ». Источниками обязательного медицинскогострахования являются: для работающего населения – средства работодателей; длянеработающего населения и работников бюджетной сферы – соответствующий бюджет.В России существует три системы организации финансирования здравоохранения двеиз которых государственные (муниципальные): государственная бюджетная системаздравоохранения; государственная система обязательного медицинскогострахования; негосударственная медицина. [17,с. 363]
Засчет средств федерального бюджета предоставляется специализированная медицинскаяпомощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамкахнационального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право наполучение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающихграждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннемувыявлению социально значимых заболеваний опорно-двигательного аппарата;организация и обеспечение госсанэпидемнадзора.
Избюджетов субъектов РФ значительные средства направляются на страхованиенеработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачиваетсяспециализированная скорая медицинская помощь, высокотехнологичные видымедицинской помощи и др.[24]
Расходыбюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечение медицинских организацийсубъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями медицинскогоназначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, атакже донорской кровью и ее компонентами. За счет средств бюджетовмуниципальных образований оплачивается скорая медицинская помощь, первичнаямедико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических,стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам впериод беременности, во время и после родов. Расходы местных бюджетов включаютв себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранениялекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения,иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорскойкровью и т.д.
Основныепонятия и принципы государственной политики в области физической культуры испорта приводятся в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» от29.04.1999 г. №80 – ФЗ. Вопросы физической культуры и спорта, их финансированиенаходятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. С участием бюджетных средствучреждениями и организациями предоставляются услуги государственной значимости,такие как: обеспечение деятельности спорта высших достижений; подготовка спортсменовдля сборных команд страны; развитие массовой физической культуры и спорта срединаселения. [16, с. 455]
Конституциястраны определяет Российскую Федерацию как социально государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровьелюдей, устанавливается, гарантированный минимальный размер оплаты труда,обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальнойзащиты. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту,в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иныхслучаях, установленных законом. Существует три источника финансированиясоциальной защиты населения: средства налогоплательщиков, за счет которыхформируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; страховыесредства работодателей и работников; общественные и частные пожертвования наблаготворительность. Основными видами расходов по социальному обеспечениюявляются пенсии и пособия.
Пенсия– это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсациизаработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста,наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям,право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленнымзаконодательством РФ.
Пособие– это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях,предусмотренных законодательством, и является одной из форм материальногообеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также внекоторых случаях. [17,с.331]
Проанализируемструктуру общего объема расходов федерального бюджета на социальные нужды за2007-2009 год и на начало 2010 года. (таблица 1).
государственный финансирование бюджет социальный