Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ показателей прибыльности и безубыточности работы предприятия

Содержание
Введение
1. Теоретические основыанализа показателей прибыльности и безубыточности работы предприятия
1.1 Понятие прибыли и содержание процесса управления финансовымирезультатами
1.2 Метод маржинальногоанализа финансовых результатов
2. Анализ финансовых результатов ОАО ПО «АМЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО ПО «АМЗ»
2.2 Факторный анализ финансовых результатов
2.3 Анализ финансовых результатов на основе маржинального подхода
3. Мероприятия по повышению эффективностиполитики управления финансовыми результатами
Заключение
Список литературы

Введение
В условиях рыночнойэкономики эффективность производственной, инвестиционной и финансовойдеятельности выражается в финансовых результатах.
В настоящее время вусловиях российской экономики функционирует значительное количествопредприятий, финансовое положение которых близко к критическому. Такоеположение дел часто обусловлено проблемами денежного обращения, когда даже приположительном финансовом результате предприятие не располагает необходимымиоборотными средствами.
Возможным выходом изсложившейся обстановки является проведение эффективной политики в сфереуправления финансовыми результатами путем принятия рациональных управленческихрешений на основе точных (математических, статистических) методов сиспользованием принципов управленческого учета в качестве основы единойинформационной базы. Обеспечением таких управленческих решений являются такиеэлементы управления финансовыми результатами, как оперативный учет, внутренняяотчетность, система бюджетов, анализ безубыточности для обоснованияуправленческих решений.
Таким образом,рассмотрение вопроса о сущности и формировании финансовых результатовхозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночнойэкономики.
Все вышеуказанные факторыобуславливают важность и актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работыявляется разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы повышенияприбыльности и безубыточности работы организации.
Достижение поставленнойцели предполагает необходимость решения следующих задач:
– раскрыть содержаниеприбыльности и безубыточности;
– провести анализфинансовых результатов деятельности организации;
– исследоватьвозможности улучшения финансовых результатов при помощи метода анализабезубыточности;
– разработатьмероприятия по повышению эффективности деятельности организации.
Предметом исследованияявились организационно-методические проблемы и методы управления финансовымирезультатами организации.
Объектом исследованияявляются финансовые результаты деятельности ОАО ПО «АМЗ».
Теоретической иметодологической основами исследования послужили законодательные акты инормативные документы, труды отечественных и зарубежных ученых в областиуправления, экономического и финансового анализа. В курсовой работе былииспользованы подходы российских и зарубежных экономистов. В частности, впроцессе исследования были изучены труды отечественных ученых: И.А. Бланка,Л.Т. Гиляровской, Л.Л. Ермоловича, В.В. Ковалева, Д.В. Лысенко,Г.В. Савицкой, Н.Н. Селезневой, А.Д. Шеремета и др.
В процессе исследованияприменялись следующие методы: расчетно-вариантный, балансовый, статистический,группировки и сравнения, маржинальный анализ финансовых результатов.
Практическая значимость курсовойработы заключается в том, что практическая реализация результатов исследованияспособствуют возможности совершенствования системы управления финансовымирезультатами ОАО ПО «Алтайский моторный завод».

1. Теоретические основыанализа показателей прибыльности и безубыточности работы предприятия
1.1 Понятие прибыли и содержание процессауправления финансовыми результатами
 
В работах экономистовимеются широкие подходы к определению финансового результата.
Традиционно выделяетсядва таких подхода. В отечественной науке эти подходы именуются как статическийи динамический, в зарубежных исследованиях – как экономический и бухгалтерский,но сущность их одинакова.
Статическое(экономическое) понимание финансового результата обычно базируется на изменениистепени благосостояния хозяйствующего субъекта. Такая точка зрениявысказывалась М.И. Кутером [21, с. 152].
По мнению А.Н. Гавриловаи А.А. Попова, финансовый результат также является финансово-экономическойбазой приращения собственного капитала предприятия. Кроме того, положительныйфинансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразномиспользовании активов предприятия, его основного и оборотного капитала [14, с. 302].
Динамический(бухгалтерский) подход к пониманию финансового результата основан насоотнесении доходов и расходов хозяйствующего субъекта.
Ю.В. Богатин прихарактеристике динамической модели также отмечает, что разность между доходамии расходами может быть положительной, тогда речь идет о прибыли, илиотрицательной, тогда ее квалифицируют как убыток [9, с. 151]. Такимобразом, убыток можно рассматривать как прибыль с отрицательным знаком. Отсюдапоявляется весьма распространенная модель, согласно которой доходы – это потоксредств, втекающих в предприятие, а расходы – поток средств, вытекающих изпредприятия; прибыль (убыток) – разность, которая образуется между ними икоторая, оседая в балансе, изменяет (модифицирует) его.
Экономический подход неделает различия между реализованными и нереализованными доходами; напротив,бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности (консерватизма),согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или«лучше раньше признать расходы, чем позже, и лучше позже признать доходы, чемраньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будетпризнан как прибыль лишь после его реализации. [15, с. 365].
И.А. Бланком понятиеприбыли характеризуется следующим образом: «Прибыль представляет собойвыраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал,характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятиемдеятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупнымизатратами в процессе осуществления этой деятельности» [8, с. 10]. Понашему мнению, данная трактовка прибыли наиболее полно сближает экономическую ибухгалтерскую ее трактовку.
Итак, оба подхода кинтерпретации категории «прибыль» достаточно логичны и, в принципе, непротиворечат друг другу. Экономический подход полезен для понимания сущностиприбыли, бухгалтерский – для понимания логики и порядка ее практическогоисчисления.
Помнению Д.В. Лысенко, финансовый результат – обобщающий показатель анализаи оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъектана определенных стадиях (этапах) его формирования [23, с. 81].
Д.В. Лысенко[23, с. 81] считает, что в рыночной экономике самым главным показателемэффективности работы организации является результативность. Понятие«результативность» складывается из нескольких важных составляющихфинансово-хозяйственной деятельности организации. Наиболее общейхарактеристикой результативности финансово-хозяйственной деятельности принятосчитать оборот, т.е. объем продаж продукции (услуг) за определенный период. Дляорганизаций, работающих в условиях рыночных отношений, основным показателем,отражающим результативность их деятельности, становится прибыль.
Дляанализа результативности деятельности организации Д.В. Лысенко рекомендуетпроводить оценку следующих показателей (Таблица 1).
Таблица1 – Структура показателей результативности (прибыльности) деятельностиорганизации [23, с. 82]Показатель Характеристика Доходы организации Рассчитываются как сумма выручки (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (ф. №2, стр. 010), процентов к получению (ф. №2, стр. 060), доходов от участия в других организациях (ф. №2, стр. 080), прочих доходов (ф. №2 стр. 090) Расходы организации Рассчитываются как сумма себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (ф №2, стр. 020), управленческих и коммерческих расходов (ф. №2 стр. 030+040), процентов к уплате (ф. №2, стр. 070), прочих расходов (ф. №2, стр. 100) Валовая прибыль Рассчитывается как разность между выручкой от продаж (ф. №2, стр. 010) и себестоимостью реализованной продукции (ф. №2, стр. 020) Прибыль (убыток) от продаж Рассчитывается как разность между выручкой от продаж (ф. №2, стр. 010) и полной себестоимостью реализованной продукции (ф. №2, стр. 020+030+040), включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы Прибыль (убыток) до налогообложения Разность между доходами и расходами от основной, производственной, финансовой и инвестиционной деятельности Чистая прибыль (убыток) отчетного периода Формируется как прибыль (убыток) от продаж (плюс, минус) сальдо доходов и расходов от прочей деятельности (плюс, минус) отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства минус текущий налог на прибыль
Рассмотрениесущности результативности позволяет определить основные задачи ее анализа.
Онизаключаются в следующем:
а)определить достаточность достигнутых результатов для рыночной финансовойустойчивости организации, конкурентоспособности, обеспечения надлежащегокачества жизни трудового коллектива;
б)изучить источники возникновения и особенности воздействия на результативностьразличных факторов;
в)рассмотреть основные направления дальнейшего развития анализируемого объекта [23,с. 83].
Такимобразом, значение прибыли состоит в том, что она является целью и конечнымфинансовым результатом хозяйственной деятельности организации; важнейшимпоказателем эффективности; источником для осуществления расширенноговоспроизводства, а также для удовлетворения материальных потребностей исоциальных нужд трудового коллектива. Кроме того, за счет прибыли выполняютсяфинансовые обязательства перед бюджетом.
Но, для оценкиэффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли,поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо.Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или инойорганизации. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимоиспользовать относительный показатель – уровень рентабельности.
Прибыль и рентабельность– тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическимвозможностям [20, с. 67].
Рентабельность –синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности организаций заопределенный период. В экономической теории применяется несколько определенийкатегорий рентабельности:
1) прибыльность,
2) отношение полезногорезультата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затратна ее получение,
3) сопоставлениерезультатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами,
4) интегральныйпоказатель, обобщающий другие показатели эффективности.
Процесс управления финансовыми результатамивключает механизм их формирования, распределения и использования [8, с. 11].Основным показателем прибыли, используемой для оценкипроизводственно-хозяйственной деятельности, выступают виды прибыли,представленные в Приложении 1. В механизме формирования балансовой прибылиучитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия.
Во-первых, валоваяприбыль включает прибыль от реализации товарной продукции, которая являетсяосновной частью балансовой прибыли.
Во-вторых, в механизм формирования прибыливключается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварногохарактера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств,лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основногопредприятия. А также входит прибыль от реализации основных фондов и другогоимущества. Наконец, в механизме формирования прибыли отражаются прочие доходы ирасходы, т.е. результаты от прочих операций [8, с. 11].
Распределение прибыли является составной инеразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй,наравне с распределением дохода физических лиц, самой главной.
По сути распределение прибыли следуетрассматривать в трех направлениях:
1. Бюджет;
2. Предприятие;
3. Собственники предприятия.
Пропорции этого распределения в значительной меревоздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так инегативно.
Взаимоотношения предприятий и государства поповоду прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.
Налог на прибыль как прямой налог долженвыполнять свое основное функциональное назначение – обеспечивать стабильностьинвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), атакже законное наращивание капитала.
Порядок формирования состава затрат, относимых наиздержки производства и обращения, определяет также и объем налогооблагаемойприбыли. Изменения в порядке исчисления прибыли предприятия и уплате с нееналога на прибыль рассмотрим, анализируя нормативные законодательные актыРоссийской Федерации.
Для того чтобы получитьфинансовый результат (налогооблагаемую прибыль или убыток), налогоплательщикобязан (руководствуясь статьями гл. 25 НК РФ) осуществить сопоставлениедоходов и расходов, которые имели место в организации за рассматриваемый период[2].
Налоговый кодексРоссийской Федерации содержит специальные статьи, посвященные порядкуопределения указанных доходов (ст 244, 250, 251 НК).
Общие принципы признаниярасходов для целей налогообложения прибыли изложены в ст. 252 НК РФ. Приэтом под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденныезатраты, а в ряде случаев и убытки налогоплательщика. Таким образом, в гл. 25НК РФ понятие «расходы» определяется иначе, чем в ПБУ 10/99 «Расходыорганизации». В результате при сопоставлении бухгалтерского и налогового учетаречь идет не о том, что какие-то расходы, зарегистрированные в бухгалтерскихрегистрах, признаются для целей налогообложения, а остальные – нет, как этобыло до принятия гл. 25 НК РФ. В настоящее время в двух этих информационныхсистемах используются различные определения такого базового учетного объекта,как расходы [2]. Все расходы, связанные с производством и (или) реализацией,подразделяются на четыре элемента: материальные затраты; расходы на оплату труда;суммы начисленной амортизации; прочие расходы [2].
Распределение прибыли отражает процессформирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного исоциального развития.
На рис. 1 представлена схема распределенияприбыли предприятия.
/>
Рис. 1 – Схемараспределения прибыли предприятия [28, с. 412]
Фонд накопления (ФН)формируется для будущих инвестиционных программ. Фонд накопления – средства,направленные на производственное развитие предприятия, техническоеперевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новойпродукции, на строительство и обновление основных производственных фондов,освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иныеаналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (насоздание нового имущества предприятия).
Фонд потребления –средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию(кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия,приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременномпремировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих кобразованию нового имущества предприятия.
Фонд социальной сферы включает отчисления отприбыли на капитальные вложения в развитие учреждений социальной сферы.
Резервный фонд создается хозяйствующимисубъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторскойзадолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов,предприятий с иностраннымиинвестициями. Резервный фонд акционерного общества используется на выплатупроцентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случаенедостаточности чистой прибыли для этих целей.
Проблемараспределения чистой прибыли имеет большое значение в финансовом планировании.
Схемафинансового планирования прибыли организации представлена в Приложении 2.
Рыночнаяэкономика как более сложная и организованная социально-экономическая систематребует качественного финансового планирования прибыли, так как за всенегативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятиеухудшением своего финансового состояния [30, с. 262].
Таким образом, для эффективного управления прибыльюнеобходимо учитывать как особенности ее формирования, так и направлениярационального использования.

1.2Метод маржинального анализа финансовых результатов
Показателифинансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.
Теоретическойбазой управления финансовыми результатами служит классическая система учетапрямых затрат – директ-костинг.
Сущностьюсовременной системы директ-костинг является разделение производственных затратна переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства.
Кпеременным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объемапроизводства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основныхпроизводственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и другиерасходы.
Кпостоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется сизменением объема производства, например арендная плата, проценты запользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые видызаработной платы руководителей и другие расходы [13, c. 23].
Аналитическиевозможности системы директ-костинг раскрываются наиболее полно при исследованиисвязи себестоимости с объемом реализации продукции и прибылью.
Объемреализации продукции, или выручка (N), связан с себестоимостью (S) и прибылью отреализации (Р) следующим соотношением:
N= S + P                                                            (1)
Маржинальныйдоход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменнымизатратами или сумму постоянных расходов и прибыли от реализации.
Графическоеизображение взаимосвязей показателей объема производства, затрат и прибылиприведено на рис. 2.
/>
Рис. 2– Взаимосвязь объема производства, затрат и прибыли [13, с. 23]
Еслипредприятие работает прибыльно, то P>0, если убыточно – P
N= S или N = Sпост + Sпер                                            (2)
гдеN – объем производствапродукции в стоимостном выражении;
S– полная себестоимость продукции (затраты на производство);
Sпост – постоянные расходы;
Sпер – переменные расходы.
Есливыручку представить как произведение цены продаж единицы изделия (w) и количества проданныхединиц (q),а переменные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутоеуравнение
w x q= Sпост + Sперед x q                                               (3)
Sпост – постоянные расходы на весь объем производства;
Sперед – переменные затраты в расчете на единицу изделия.
Sперед = Sпер / q
Этоуравнение является основным для получения необходимых оценок.
1.Расчет критического объема производства:
qкр (w – Sперед ) = Sпост                                                   (4)
qкр = Sпост / (w – Sперед ) = Sпост / Мед                              (5)
гдеqкр – критический объемпроизводства продукции (количество единиц изделий);
Мед– маржинальный доход на единицу изделия, руб.
Маржинальныйдоход на весь выпуск определяется как разность между выручкой и суммойпеременных затрат:
М= N – Sпер                                                                 (6)
2.Расчет критического объема выручки (реализации). Для определения критическогообъема реализации в стоимостном выражении следует величину постоянных затрат (Sпост) разделить на величинумаржинального дохода в одном рубле продукции. То есть под единице продукцииможно понимать как натуральный, так и стоимостный показатель.
3.Расчет запаса финансовой прочности (показатели безопасности). Показательбезопасности (запас финансовой прочности) представляет собой разность междуфактическим уровнем продаж и критическим объемом продаж и выражает величину, подостижении которой может начаться снижение объема выручки от реализации ипредприятие несет убытки. Он определяется как доля в процентах от ожидаемогообъема продаж, либо в денежном исчислении как разность между ожидаемым иравновесным объемом продаж.
4.Расчет критического уровня постоянных затрат. Для расчета используется исходнаяформула выручки в критической точке:
Nкр = Sпост + Sпер, отсюда имеем Sпост = Nкр – Sпер,
т.е.Sпост = q x Мед                                                                 (7)
Этаформула удобна тем, что позволяет определить величину постоянных расходов, еслизадан уровень маржинальнеого дохода в процентах к цене изделия (w) или к объему реализации.Тогда формула для вычисления будет такова:
Sперед = q x w / 100%; Sперед = q x N x Мед в% / 100%  (8)
5.Расчет критической цены реализации. Цена реализации определяется исходя иззаданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат в расчетена единицу изделия.
N= Sпост + Sпер, или q x w = = Sпост + Sперед x q,
Откудаw = Sпост / q + Sперед                                                   (9)

6.Расчет уровня минимального маржинального дохода. Если известны величинапостоянных расходов и ожидаемая величина выручки, то уровень минимальногомаржинального дохода в процентах к выручке (x) определяется изформулы:
qпл = (Sпост + Рпл) / (w – Sперед )                                      (10)
гдеqпл – объем продаж,обеспечивающих получение плановой суммы прибыли;
Рпл– плановая сумма прибыли.
8.Расчет объема продаж, дающего одинаковую прибыль по различным вариантампроизводства.
Алгебраическоерешение задачи содержится в следующей формуле:
(w1 – Sперед 1) х q – Sпост1 = (w2 – Sперед 2) х q – Sпост2,
откудаи следует расчет величины объема продаж:
q= (Sпост2 – Sпост1) / (Мед2 – Мед1),                             (11)
гдеSпост2, Sпост1 – постоянные затраты поразличным вариантам;
Мед2,Мед1 – маржинальный доход на единицу изделия (продукт) по различнымвариантам.
Созданиеи последующую деятельность любой организации упрощенно можно представить какпроцесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с цельюизвлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастаниеприбыли, характеризуется понятием рычага (левериджа), представляющего собой фактор,небольшое изменение которого может привести к существенному изменениярезультативных показателей. В зависимости от компоновки и детализации статейотчета о финансовых результатах (таблица 2) можно выделить три вида рычага.
Таблица2 – Взаимосвязь доходов и эффекта рычага (левериджа) [20, с. 184]Эффект операционного рычага (производственный леверидж) Доход от реализации (за минусом НДС и акцизов) Полный эффект рычага (производственно-финансовый леверидж) – Затраты на производство реализованной продукции (+,–) Сальдо доходов и расходов от прочих операционных и внереализационных операций = Доход до выплаты процентов и налогов Эффект финансового рычага (финансовый леверидж) – Проценты по долгосрочным ссудам и займам = Налогооблагаемая прибыль – Налог на прибыль и прочие обязательные платежи из прибыли = Чистая прибыль
Операционныйрычаг – потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структурысебестоимости и объема выпуска продукции.
Применительнок оценке и прогнозированию эффекта рычага используется метод «критическойточки» (или критического объема продаж), который заключается в определении длякаждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточнуюдеятельность.
Оценкуэффекта операционного рычага (Oор) принято измерять следующим показателем:
Oор = P` / Nнат,                                                              (12)
гдеP` – темп изменениявалового дохода до выплаты процентов и налогов, %;
Nнат – темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.
Экономическийсмысл операционного рычага заключается в том, что он показывает степеньчувствительности дохода организации к изменения объема производства. Ворганизации с высоким уровнем эффекта операционного рычага незначительноеизменение объема производства может привести к существенному изменения доходадо выплаты процентов и налогов.
Таким образом, послеизучения данной главы мы можем дать определение понятию финансового результата,а именно:
Финансовый результат –обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельностихозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования.
Процесс управления прибыльюпредставляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всемосновным аспектам ее формирования, распределения, использования и планированияна предприятии. Эффективность управления будет наивысшим, если будут, выполненывсе требования, предъявляемые к этому процессу.
Это более подробнорассмотрено во второй главе курсовой работы.

2. Анализ финансовых результатов ОАО ПО «АМЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристикаОАО ПО «АМЗ»
ОАО «Производственноеобъединение «Алтайский моторный завод» входит в состав ОАО «Агромашхолдинг»– крупнейшую корпорацию в сельхозмашиностроении стран СНГ, имеющую сетьрегиональных филиалов.
ОАО «Производственное объединение «Алтайскиймоторный завод» имеет два дочерних общества и ряд филиалов в городах Алтайскогокрая.
Дочерние общества являются самостоятельнымиюридическими лицами согласно законодательству РФ. Филиалы находятся в Алейске,Михайловке, Родино, Славгороде, Камне – на – Оби, Бийске, Белокурихе. Они стоятна учете в налоговых органах и органах внебюджетных фондов по месту своегонахождения от имени ОАО ПО «АМЗ». Каждый из филиалов самостоятельно ведетбухгалтерский учет.
В 2006 г. основными видами деятельности ОАОПО «АМЗ» были:
– оптовая и розничная торговля запасными частями;
– оказание услуг по ремонту и техническомуобслуживанию сельхозтехники;
– розничная торговля запчастями ксельхоз-автомобилям, тракторам и сельхозтехнике.
Таким образом, можно отметить, что предприятиеуделяет особое внимание лишь трем видам деятельности.
ОАО «ПО «Алтайский моторный завод» производитдизельные двигатели мощностью от 94 до 275 л.с. для сельскохозяйственной идорожно-строительной техники, стационарных силовых установок. Сегодняпредприятие выпускает более 80 моделей и модификаций дизельных двигателей. Конструкция двигателейАМЗ постоянно совершенствуется, внедряются новые разработки. Предприятие входитв состав ОАО «Агромашхолдинг».
Краткая экономическаяхарактеристика деятельности ОАО ПО «АМЗ» представлена в таблице 3. В качествеисточника информации используем данные бухгалтерской (финансовой) отчетностиОАО ПО «АМЗ» за 2004–2006 гг., а именно формы №1 «Бухгалтерский баланс» иформы №2 «Отчет о прибылях и убытках.
Таблица 3 – Основныепоказатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО ПО «АМЗ» за 2004–2006 гг.№ п/п Показатели 2004 2005 2006
Изменение, тыс. руб.
2006 к 2004
Темп роста, %
2006 к 2004 /> /> А Б 1 2 3 4 5 /> 1 Выручка от реализации (без НДС) тыс. руб. 469768,0 455 876,0 475 668,0 5 900,0 101,3 /> 2 Среднесписочная численность работников, всего чел. 571,0 562,0 574,0 3,0 100,5 /> 3 Производительность труда одного работника тыс. руб. / чел. 822,7 811,2 828,7 6,0 100,7 /> 4 Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. 9 405,0 9 933,0 16 911,0 7 506,0 179,8 /> 5 Фондоотдача руб./1 руб. 49,949 45,895 28,128 -21,8 56,3 /> 6 Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 96 206,5 108 270,5 109 861,0 13 654,5 114,2 /> 7 Коэффициент участия оборотных средств в каждом рубле оборота руб. / 1 руб. ОРТ 0,205 0,237 0,231 0,0 112,8 /> 8 Себестоимость проданных товаров, работ, услуг тыс. руб. 451 467,0 426 399,0 441 452,0 -10 015,0 97,8 /> 9 Валовая прибыль тыс. руб. 18 301,0 29 477,0 34 216,0 15 915,0 187,0 /> 10 Коммерческие расходы тыс. руб. 0,0 1 704,0 2 382,0 2 382,0 0,0 /> 11 Управленческие расходы тыс. руб. 13 478,0 13 302,0 11 905,0 -1 573,0 88,3 /> 12 Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб. 4 823,0 14 471,0 19 929,0 15 106,0 413,2 /> 13 Чистая прибыль, тыс. руб. -5053,0 -854,0 1574,0 6627,0 Х />
Проведенный анализпозволяет сделать следующие выводы.
В 2006 г. объемвыручки от реализации вырос на 19792 тыс. руб. или на 4,3% и составил в 2006 г.475668 тыс. руб. В 2006 г. произошел рост себестоимости на 15053 тыс. руб.по сравнению с 2005 г. и величина затрат на приобретение моторов икомплектующих к ним составила 441452 тыс. руб. Данное изменение могловозникнуть за счет увеличения объемов закупа сельхозтехники в головномпредприятии и роста цен на покупаемые товары.
Себестоимость предприятияв 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 3,5%. При этомуменьшился уровень себестоимости в выручке на 0,7%. Снижение уровнясебестоимости обусловлено более быстрым темпом роста товарооборота предприятияпо сравнению с ростом затрат. Основным источником роста себестоимости послужиласумма затрат на оплату труда, которая увеличилась в 2006 г. по сравнению с2005 г. на 1154 тыс. руб. или 18,8% и составила 7306 тыс. руб. Вследствиеэтого возросла средняя заработная плата на одного работника, составившая в 2006 г.2,2 тыс. руб., что на 17,5% выше уровня 2005 г. В процентном отношении квыручке от реализации валовая прибыль в 2006 г. по сравнению с 2004 г.выросла на 15915 тыс. руб. (на 86,9%) и на 4739 тыс. руб. (на 16,1%) посравнению с 2005 г. и составила в 2006 г. 34216 тыс. руб. В 2006 г.также произошло увеличение коммерческих расходов на 678 тыс. руб. (39,8%) посравнению с 2005 г. Это связано в основном с расширением сферы влиянияпредприятия и развитием дочерних обществ. На фоне роста выручки и себестоимостипроизошло снижение управленческих затрат с 13478 тыс. руб. в 2004 г. до13302 тыс. руб. в 2006 г. В 2006 г. управленческие расходысократились на 1397 тыс. руб. (на 10,5%) по сравнению с 2005 г. В 2006 г.общий финансовый результат составил 1574 тыс. руб. прибыли.
Доля выручки от продаж,приходящейся на обычную систему налогообложения составляет 97% от общей суммывыручки от реализации, поэтому большая часть управленческих расходов относитсяк обычной системе налогообложения. Среднегодовая стоимость основных фондов в 2006 г.по сравнению с 2005 г. увеличилась на 6978 тыс. руб. и составила 17673,5тыс. руб. в 2006 г. В состав основных средств входят: здание,оборудование, оргтехника и транспортные средства предприятия.
Чистая прибыль напротяжении исследуемого периода также имела положительную тенденцию. В 2004–2005 гг.был получен убыток, а в 2006 г. была получена прибыль в размере 1574 тыс.руб.
Таким образом, в 2006 г.на предприятии ОАО ПО «АМЗ» увеличилась производительность труда, а такжеваловая прибыль предприятия. Наряду с этим рост себестоимости, среднейзаработной платы и прибыли оказался не в оптимальном соотношении, что сократилоприбыль от продаж предприятия. Уровень затрат на данном предприятии увеличился,что объясняется ростом объема деятельности данного предприятия и расширениемсферы деятельности.
2.2 Факторный анализ финансовых результатов
На величину прибылиорганизации оказывают влияние различные факторы. По сути, это все факторыфинансово-хозяйственной деятельности организации.
Проведем расчет влиянияфакторов на прибыль организации, используя методику, предложенную Савицкой Г.В. Дляпроведения факторного анализа финансовых результатов используем необходимуюинформацию формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2004–2006 гг.(Приложение 7,8,9). Рассчитаем и оценим влияние следующих факторов на изменениеприбыли от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом:
а) расчет влияния фактора«Выручка от продажи»;
б) расчет влияния фактора«Цена»;
в) расчет влияния фактора«Количество проданной продукции»;
с) расчет влияния фактора«Себестоимость проданной продукции».
Согласно анализупрайс-листов предприятия за 2004–2006 гг. предприятием повышаются цены напродукцию 1 раз в год, с 01 января. Индекс повышения цен по годам представлен втаблице 4.
Таблица 4 – Индекс ростацен на ОАО ПО «АМЗ» в 2004–2006 гг.Показатель Коэффициент 2004 г. 2005 г. 2006 г. Индекс повышения цен на предприятии 1,000 1,081 1,064
Состав, динамика иструктура финансовых результатов деятельности организации приведены в Приложении10.
По данным таблицы Приложения10 можно видеть, что величина себестоимости в выручке составляет в 2004 г.96,1%, затем постепенно сокращается до 93,5% в 2005 г. и до 92,8% в 2006 г.
Сокращение затрат напроизводство продукции вызвано, в основном, модернизацией парка оборудованияорганизации. Величина прибыли от продажи продукции в составе выручки отреализации составила в 2004 г. 1,024%, в 2005 г. – 3,174%, а 2006 г.– 4,19%.
Положительная динамикаудельного веса прибыли от продаж в выручке от реализации свидетельствует обулучшении хозяйственной деятельности организации.
В результате освоенияновых видов продукции (4х цилиндровых дизельных двигателей А‑41СИ/А41СИ,6‑ти цилиндровых дизельных двигателей А‑01МИ, А‑01МСИ идизельных электрогенераторов) была увеличена выручка от реализации продукции иобъем производства в натуральном выражении (в единицах продукции).
Отрицательным моментом,повлиявшим на чистую прибыль организации явился рост величины прочих расходов в2005 г. Их величина в данный период превысила величину выручки отреализации на 9,5%.
Рассчитаем влияниефакторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, опираясь на данные таблицы 4и Приложения 10. Для расчета влияния найдем выручку от продажи в 2005 и 2006 гг.в сопоставимых ценах по формуле:
/>,
В` – выручка от продажипродукции в сопоставимых ценах;
В1 – выручка от продажипродукции в отчетном периоде;
Iц – индекс повышения цен.
Результаты расчетовпредставим в таблице 5.
Таблица 5 – Расчетвыручки от продажи продукции в сопоставимых ценах в 2005–2006 гг. (за базусравнения взят 2004 г.)Наименование показателя Сумма, тыс. руб. В сопоставимых ценах (базой сравнения является 2004 г.) 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязат. платежей) 469768,0 455876,0 475668,0 421716,9 447056,4
По данным таблицы 5 можновидеть, что выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах в 2005 г.уменьшилась на 48051,1 тыс. руб. по сравнению с 2004 г., а в 2006 г.по сравнению с 2004 г. уменьшилась на 22711,6 тыс. руб. Это произошло врезультате сокращения количества реализуемой продукции.
/>
В 2005 г. = 455876,0– 421716,9 = 34159,1 (тыс. руб.)
В 2006 г. = 475668,0– 447056,4 = 28611,6 (тыс. руб.)
Таким образом, врезультате изменения цен произошло увеличение выручки в 2005 г. и в 2006 гг.,так как реакцией постоянных покупателей организации было увеличение объемазакупа продукции.
Для определения степенивлияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи произведем расчет:
/>
В 2005 г. /> тыс. руб.
В 2006 г. /> тыс. руб.
Таким образом, приростцен на продукцию в 2005 г. привел к увеличению прибыли от продаж на 350,7тыс. руб. и в 2006 г. привел к увеличению выручки на 293,7 тыс. руб.
Представим динамикувыручки от реализации в действующих и сопоставимых ценах на рис. 3.

/>
Рис. 3 – Динамикавыручки от реализации в действующих и сопоставимых ценах ОАО ПО «АМЗ» в 2004–2006 гг.
Влияние на сумму прибылиот продажи изменения количества проданной продукции рассчитаем следующимобразом:
/>
В 2005 г. />-84429,9 тыс. руб.
В 2006 г. />-52708,9 тыс. руб.
Таким образом, влияние насумму прибыли от продажи изменения количества проданной продукции в 2005 г.получилось отрицательным – 84429,9 тыс. руб., а в 2006 г. такжеотрицательным – 52708,9 тыс. руб. То есть в результате сокращения в 2005–2006 гг.объема продаж произведенной продукции сумма прибыли уменьшилась.
Рассчитаем влияниефактора «Себестоимость проданной продукции» на прибыль от продаж по формуле:

/>
В 2005 г. /> – 11717,2 тыс. руб.
В 2006 г. /> – 15685,2 тыс. руб.
Себестоимость – этофактор обратного влияния по отношению к прибыли.
Таким образом, экономиясебестоимости привела к увеличению прибыли в 2005 г. на 11717,2 тыс. руб.,а в 2006 г. на 15685,2 тыс. руб. по сравнению с 2004 г.
Таким образом, можнообобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль отчетного года в таблице 6.
Таблица 6 – Своднаятаблица влияния факторов на прибыль ОАО ПО «АМЗ» в 2005 и 2006 гг.№ п/п Показатели-факторы Сумма, тыс. руб. 2005 2006 1 Количество проданной продукции -84429,9 -52708,9 2 Изменение цен на реализованную продукцию 350,7 293,7 3 Себестоимость проданной продукции -11717,2 -15685,2 4 Совокупное влияние факторов -95796,4 -68100,4
Такимобразом, можно сказать, что на изменение прибыли ОАО ПО «АМЗ» существенноевлияние оказало увеличение себестоимости в 2005 г. на 11717,2 тыс. руб. ина 15685,2 тыс. руб. в 2006 г. Также отрицательное влияние на величинуприбыли оказало снижение объема реализации продукции в 2005 г. на 84429,9тыс. руб. и в 2006 г. на 52708,9 тыс. руб. Положительное влияние навеличину прибыли от продаж и оказало изменение цен на продукцию предприятия вразмере 350,7 тыс. руб. в 2005 г. и 293,7 тыс. руб., в 2006 г. Совокупноевлияние факторов было отрицательным. В результате чего прибыль от продаж в 2005 г.уменьшилась на 95796,4 тыс. руб., а в 2006 г. уменьшилась на 68100,4 тыс.руб.
Полученные результаты факторногоанализа прибыли ОАО ПО «АМЗ» показывают, что снижение величины чистой прибыли восновном произошло в результате сокращения величины выручки от реализациипродукции и роста прочих операционных расходов. Изменение величины коммерческихи управленческих расходов оказали незначительное влияние на прибыль продаж. Снижениевыручки и снижение себестоимости продукции являются следствием инфляционныхпроцессов и потерей части основных покупателей продукции организации.
2.3 Анализ финансовых результатов на основемаржинального подхода
Далеепроизведем группировку затрат организации за исследуемый период с разбивкой ихна постоянные и переменные.
Проведем CVP анализ финансовыхрезультатов деятельности ОАО ПО «АМЗ», опираясь на данные в таблице 7.
Таблица 7 – CVP анализ финансовыхрезультатов ОАО ПО «АМЗ» в 2004–2006 гг.№ п/п Показатель Сумма, тыс. руб. Изменение (+,–) 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2005 к 2004 2006 к 2005 1 Выручка от продаж, N 469 768 455 876 475 668 -13 892,0 19 792,0 2 Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (производственная) – переменные затраты, Sпер 451 467 426 399 441 452 -25 068,0 15 053,0 3 Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 – п. 2) 18 301 29 477 34 216 11 176,0 4 739,0 4 Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d (п. 3 : п. 1) 0,039 0,065 0,072 0,0 0,0 5 Постоянные и условно-постоянные затраты Sпост 13 478 15 006 14 287 1 528,0 -719,0 6 «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности), r (п. 5 : п. 4) 345 967 232 075 198 617 -113 891,5 -33 458,3 7 Запас финансовой прочности, (п. 1 – п. 6) 123 801 223 801 277 051 99 999,5 53 250,3 8 То же, % к объему продаж (п. 7 : п. 1) 26,4 49,1 58,2 22,7 9,2 9 Прибыль (убыток) от продаж 4 823 14 471 19 929 9 648,0 5 458,0 10 Прибыль от продаж, в% к ЗФП (п. 9 : п. 7) 3,9 6,5 7,2 2,6 0,7
Как видим из данныхтаблицы 7, организация имеет запас финансовой прочности в 2004 г. 123801тыс. руб., в 2005 г. этот показатель увеличился до 223801 тыс. руб., а в 2006 г.вырос до 277051 тыс. руб. Положительная динамика роста запаса финансовойпрочности свидетельствует об улучшении финансового состояния организации в 2005и 2006 гг. Это позволяет организации свободно оперировать факторами,влияющими на величину прибыли от продаж. В данном случае руководствопредприятия должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижениипеременных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массуприбыли. Об этом свидетельствует уменьшение величины себестоимостиреализованной продукции на 25068 тыс. руб. в 2005 г. по сравнению с 2004 г.и на 10015 тыс. руб. в 2006 г. по сравнению с 2004 г.
Расчет критическогообъема продаж показал, что объем продаж исследуемой организации, превышаеткритически установленный, что является положительным моментом в деятельностиорганизации.
Расчет критическогообъема выручки также установил, что реальный объем выручки выше установленного на345967 тыс. руб. в 2004 г., на 232075 тыс. руб. в 2005 г. и на 198617тыс. руб. в 2006 г. При этом запас финансовой прочности составлял в 2004 г.26,4% и обеспечивался в основном выручкой от реализации продукции. В 2005 г.данный показатель увеличился до 49,1%, что соответствует нормальному уровнюзапаса финансовой прочности. В 2006 г. показатель составил 58,2%существенно выше нормы. Такое изменение запаса финансовой прочностисвидетельствует о стабилизации финансового состояния организации в 2005 и 2006 гг.
Величина прибыли отпродаж в процентах к запасу финансовой прочности составила 3,9% в 2004 г.и увеличилась до 6,5% в 2005 г., а в 2006 г. еще возросла до 7,2%.
Для расчета показателейрентабельности используем методику Гиляровской Л.Т., представленную в 1главе выпускной квалификационной работы.
Рассчитаем рентабельностьпродаж в таблице 8.
Таблица8 – Показатели, характеризующие рентабельность№ п/п Наименование 2004 2005 2006 1 Рентабельность продаж 1,03 3,17 4,19 2 Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности Х 0,01 0,48 3 Чистая рентабельность Х Х 0,33 4 Экономическая рентабельность Х Х 1,13 5 Рентабельность собственного капитала Х Х 10,89
Частные показатели 6 Валовая рентабельность 3,90 6,47 7,19 7 Затратоотдача 1,07 3,39 4,51 8 Рентабельность перманентного капитала Х Х 10,89
Таким образом, если в 2004 г.показатель рентабельности продаж составил 1,03%, т.е. с каждого рубляреализованной продукции предприятие получало прибыли 1,03 коп.
В 2005 году этотпоказатель увеличился и составил 3,17%, т.е. с каждого рубля реализованнойпродукции предприятие получало прибыли 3,17 коп.
В 2006 г.рентабельность продаж продолжала увеличиваться и составила 4,19%, т.е. скаждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли 4,19 коп.
Это положительнохарактеризует деятельность предприятия по организации продаж. Рострентабельности обусловлен ростом цен на продукцию предприятия и ростом выручкиот продаж.
Приведенныепоказатели рентабельности зависят от множества факторов. Здесь мы приведемфакторный анализ уровня рентабельности торговой деятельности предприятия.
Уровеньрентабельности деятельности (окупаемость затрат) зависит от трех основныхфакторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, еесебестоимости и средних цен реализации.
Таким образом, подводяитог второй главы курсовой работы можно сделать вывод, что на финансовыерезультаты ОАО ПО «АМЗ» в анализируемом периоде оказало увеличение себестоимости в 2005 г. на 11717,2 тыс. руб. и на 15685,2тыс. руб. в 2006 г. Также отрицательное значение на величину прибылиоказало в 2005 г. снижение объема реализации продукции на 14262,6 тыс.руб. и изменение цен на продукцию предприятия в размере 350,7 тыс. руб. Врезультате повышения цен на предприятии в 2006 г. потери прибыли от продажсоставили 293,7 тыс. руб., но за счет роста спроса на продукцию организациивеличина прибыли возросла на 6059,3 тыс. руб.
Расчет критическогообъема выручки также установил, что реальный объем выручки выше установленногона 345967 тыс. руб. в 2004 г., на 232075 тыс. руб. в 2005 г. и на198618 тыс. руб. в 2006 г. При этом запас финансовой прочности составлял в2004 г. 26,4%, и обеспечивался в основном прибылью от продажи продукции.
Проведенный анализрентабельности показал, что увеличение рентабельности продаж в основномпроизошло в результате роста величины выручки от реализации продукции исоставило 4,03%. Рост себестоимости продукции оказал отрицательное влияние науровень рентабельности от продаж, и вызвал ее снижение на 3,16%.
Организация не планирует финансово-хозяйственнуюдеятельность на долгосрочный период, что влечет за собой снижение прибыли.Поэтому в качестве рекомендаций предлагается рассмотреть вариант управления затратамии ресурсами организации. Что и будет сделано в третьей главе данной курсовойработы.

3. Мероприятия поповышению эффективности политики управления финансовыми результатами
Исходя из результатов,полученных в результате финансового анализа, можно сказать, что при наличииопределенного запаса финансовой прочности, сохраняется удовлетворительнаяструктура баланса, наблюдается стабильное финансовое состояние на предприятии,оно обладает высокой платежеспособностью.
Увеличение прибыли напредприятии ОАО «АМЗ» возможно двумя способами:
– увеличить выручкуот реализации продукции предприятия;
– уменьшить расходына производство продукции предприятия.
Увеличить выручку можнопутем расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Основную долю всебестоимости предприятия ОАО «АМЗ» занимают содержание зданий ипроизводственных помещений; транспортные расходы.
Возможно уменьшениерасходов по этим статьям следующими методами. При оптимизации торговых площадейпредприятию необходимо сдавать часть площадей в аренду.
На предприятии должныпредусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане этимероприятия могут быть следующего характера:
– продажа излишнегооборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
– снижениесебестоимости продукции за счет более рационального использования материальныхресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочеговремени;
– диверсификацияпроизводства;
– расширение рынкапродаж – выход в новые регионы.
Оптимизацию транспортных(логистических) издержек следует вести в двух направлениях:
– оптимизацияграфиков поставок товаров-то есть завоз сырья на производство ведется 3 раза внеделю. Следует завозы сократить до двух раз в неделю. При этом сократятся нетолько транспортные расходы, но и меньше людей будет задействовано в завозесырья.
– оптимизацияотгрузок товаров покупателям – сделать поставки регулярными. Тогда будет сокращениене только времени между поставками, но и предприятие получит гарантированныеотгрузки плановыми партиями.
В 2008 г.планируется освоение новых видов продукции, которые принесут предприятиюдополнительную выручку от реализации. Расчет выручки от реализации представленв таблице 9.
Таблица 9 – Планпроизводства новых видов продукции ОАО «ПО «АМЗ» на 2008 г.п/п Модель, модификация Ne, л.с. n н, мин‑1 Применяемость
Цена за единицу, склад Барнаул,
тыс. руб. с НДС Количество, планируемое к производству в 2008 г. шт. Дополнительная выручка от реализации продукции, тыс. руб. Семейство 4‑цилиндровых дизельных двигателей 1 Д‑442–51И /Д442–50И 145/1900 Зерноуборочный комбайн «Енисей‑1200» 186,46 80,00 14916,8 Семейство 6‑цилиндровых дизельных двигателей 2 А‑01МРИ 135/1700 Трактор трелевочный ТТ‑4М и машины на его базе 230,99 50,00 11549,5 3 А‑01МРСИ 135/1700 Трактор трелевочный ТТ‑4М и машины на его базе 228,99 4,00 915,96 4 ЗИП с инструментом и принадлежностями к двигателю А01М/МИ 3,02 500,00 1510 5 ЗИП с инструментом и принадлежностями к двигателю А01МР/МИ 3,02 500,00 1510 6 ЗИП с инструментом и принадлежностями к двигателю А41/А41СИ 2,415 500,00 1207,5 Итого: х х х 31609,76
Таким образом, выпускновых видов продукции увеличит выручку на 31609,76 тыс. руб. При этом величиназатрат на изготовление составит 64,0% от выручки, т.е. 20230,2 тыс. руб. таккак это позволит увеличить загрузку производственных мощностей и сократитьрасходы на производство единицы продукции. Затраты на производство новых видовпродукции будут включать в основном сырьевую часть.
Рассчитаем планируемуювеличину прибыли от продаж в 2008 г. и размер эффекта от внедренияпредложенных мероприятий (таблица 10).
Таблица 10 – Расчетэкономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий и влияние их наприбыль№ п/п Показатели 2006 2008, прогноз Изменение (+,–) 1 Выручка, тыс. руб. 475 668,0 510 255,5 34 587,5 2 Себестоимость товаров, тыс. руб. 441 452,0 461 682,2 20 230,2 3 Валовая прибыль, тыс. руб. 34 216,0 48 573,2 14 357,2 4 Коммерческие расходы, тыс. руб. 2 382,0 2 226,2 -155,8 5 Управленческие расходы, тыс. руб. 11 905,0 11 338,1 -566,9 6 Прибыль от продаж, тыс. руб. 19 929,0 35 009,0 15 080,0 7 Рентабельность продаж, % 4,2 6,9 2,7
Таким образом, в результатепредложенных мероприятий планируется, что рост выручки от реализации продукцииувеличится за счет продажи продукции нового ассортимента на 34587,5 тыс. руб.При этом себестоимость увеличится на 20230,2 тыс. руб. Величина валовой прибыливозрастет на 14357,2 тыс. руб. В результате сокращения логистических операцийпланируется сократить коммерческие расходы на 7%, тогда величина управленческихрасходов уменьшится на 155,8 тыс. руб. Также в результате введения в штатномрасписании совмещения должностных обязанностей можно будет достичь уменьшениявеличины управленческих расходов на 5% (566,9 тыс. руб.)
Все внедренныемероприятия позволят увеличить прибыль от продаж на 15080,0 тыс. руб. Апоказатель рентабельности увеличится на 2,7% и составит в 2008 г. 6,9%.
Проведем анализбезубыточности на 2008 г. результаты приведем в таблице 11.
Таблица 11 – Прогнозбезубыточности деятельности ОАО ПО «АМЗ» на 2008 г.№ п/п Показатель Код строки ф. №2 Сумма, тыс. руб. абсолютное изменение (+,–) темп роста, % 2006 г. 2008 г. Прогноз 1 Выручка от продаж, N 010. 475 668 510 256 34 588 107,3 2 Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (производственная) – переменные затраты, Sпер 020. 441 452 461 682 20 230 104,6 3 Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 – п. 2) 029. 34 216 48 573 14 357 142,0 4 Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d (п. 3 : п. 1) 0,072 0,095 0,023 132,3 5 Постоянные и условно-постоянные затраты Sпост 030+040 14 287 13 564 -723 94,9 6 «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности), r (п. 5 : п. 4) 198 617 142 491 -56 126 71,7 7 Запас финансовой прочности, (п. 1 – п. 6) 277 051 367 765 90 714 132,7 8 То же, % к объему продаж (п. 7 : п. 1) 58,2 72,1 13,8 123,7 9 Прибыль (убыток) от продаж 050. 19 929 35 009 15 080 175,7 10 Прибыль от продаж, в% к ЗФП (п. 9 : п. 7) 7,2 9,5 2,3 132,3
Таким образом,рентабельность продаж увеличится на 2,3% и составит 9,5% в прогнозном 2008 г.При этом увеличится запас финансовой прочности организации на 90714 тыс. руб.
По итогам проведенногоисследования было выявлено, что основные резервы увеличения прибыли ОАО «АМЗ»следующие:
– увеличение выручкиот реализации продукции предприятия;
– уменьшениерасходов на производство продукции предприятия.
Выручка предприятия складываетсяиз себестоимости производства продукции и торговой наценки. С помощьювоздействия на эти факторы можно увеличить прибыль предприятия.
Увеличить выручку можнопутем расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Основную долю всебестоимости предприятия ОАО «АМЗ» занимают содержание зданий ипроизводственных помещений; транспортные расходы.
Возможно уменьшениерасходов по этим статьям следующими методами. При оптимизации торговых площадейпредприятию необходимо сдавать часть площадей в аренду.
Оптимизацию транспортных(логистических) издержек следует вести в двух направлениях:
– оптимизацияграфиков поставок товаров-то есть завоз сырья на производство ведется 3 раза внеделю. Следует завозы сократить до двух раз в неделю. При этом сократятся нетолько транспортные расходы, но и меньше людей будет задействовано в завозесырья.
– оптимизацияотгрузок товаров покупателям – сделать поставки регулярными. Тогда будетсокращение не только времени между поставками, но и предприятие получитгарантированные отгрузки плановыми партиями.
Реализация этих мерпозволит увеличить объем получаемой прибыли, повысить уровень рентабельности и,в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия вцелом.

Заключение
В результате изменениятеоретического материала в первой главе было дано определение понятиюфинансового результата, а именно, прибыли предприятия. Прибыль вычисляетсячерез издержки, которые определяются путем разложения их на внешние ивнутренние. С помощью приведенной в этой главе классификации выделяютсянеобходимые виды прибыли для конкретного ее анализа, что дает наиболеедостоверную базу для принятия решений по управлению прибыли.
Процесс управленияприбылью основывается на проведенном анализе прибыли. Но перед началом анализанеобходимо определить: какая именно форма анализа принесет наибольший эффект.Безусловно, лучше всего провести все формы анализа, и на этой основе выбратьоптимальные мероприятия по управлению прибыли.
Анализ финансовыхрезультатов, проведенный во второй главе курсовой работы, позволил сделатьвывод, что на финансовые результаты ОАО ПО «АМЗ» в анализируемом периодеоказало существенное влияние изменениепрочих операционных доходов и расходов. Совокупное влияние факторов, оказавшихвлияние на прибыль в 2005 г. оказало отрицательное влияние в сумме 10271,7тыс. руб., а в 2006 г. отрицательное влияние уменьшилось до 6559,8 тыс.руб.
Полученные результатыфакторного анализа прибыли ОАО ПО «АМЗ» показывают, что снижение величинычистой прибыли в основном произошло в результате сокращения величины выручки отреализации продукции и роста прочих операционных расходов. Снижение удельноговеса себестоимости продукции в выручке оказало положительное влияние навеличину прибыли от продаж, и вызвало ее рост на 11717 тыс. руб. в 2005 г.и на 15685,2 тыс. руб. в 2006 г. Изменение величины коммерческих иуправленческих расходов оказали незначительное влияние на прибыль продаж.Снижение выручки и снижение себестоимости продукции являются следствиеминфляционных процессов и потерей части основных покупателей продукцииорганизации.
По итогам проведенногоисследования было выявлено, что основные резервы увеличения прибыли ОАО «АМЗ»следующие:
– увеличение выручкиот реализации продукции предприятия;
– уменьшениерасходов на производство продукции предприятия.
Выручка предприятияскладывается из себестоимости производства продукции и торговой наценки. Спомощью воздействия на эти факторы можно увеличить прибыль предприятия. Увеличитьвыручку можно путем расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Основную долю всебестоимости предприятия ОАО «АМЗ» занимают содержание зданий ипроизводственных помещений; транспортные расходы.
Возможно уменьшениерасходов по этим статьям следующими методами. При оптимизации торговых площадейпредприятию необходимо сдавать часть площадей в аренду.
Оптимизацию транспортных(логистических) издержек следует вести в двух направлениях:
– оптимизацияграфиков поставок товаров-то есть завоз сырья на производство ведется 3 раза внеделю. Следует завозы сократить до двух раз в неделю. При этом сократятся нетолько транспортные расходы, но и меньше людей будет задействовано в завозесырья.
– оптимизацияотгрузок товаров покупателям – сделать поставки регулярными. Тогда будетсокращение не только времени между поставками, но и предприятие получитгарантированные отгрузки плановыми партиями.
В результате внедренияпредложенных мероприятий и экономии ресурсов организация сможет увеличитьвыручку от реализации продукции за счет продажи продукции нового ассортиментана 34587,5 тыс. руб.
При этом себестоимостьувеличится на 20230,2 тыс. руб. Величина валовой прибыли возрастет на 14357,2тыс. руб. В результате сокращения логистических операций планируется сократитькоммерческие расходы на 7%, тогда величина управленческих расходов уменьшитсяна 155,8 тыс. руб. Также в результате введения в штатном расписании совмещениядолжностных обязанностей можно будет достичь уменьшения величины управленческихрасходов на 5% (566,9 тыс. руб.)
Все внедренныемероприятия позволят увеличить прибыль от продаж на 15080,0 тыс. руб. Апоказатель рентабельности увеличится на 2,7% и составит в 2008 г. 6,9%.
Также следует отметить,что рентабельность продаж увеличится на 2,3% и составит 9,5% в прогнозном 2008 г.При этом увеличится запас финансовой прочности организации на 90714 тыс. руб.
В целом реализация предложенныхмероприятий позволит увеличить финансовые результаты и, в конечном счете,приведет к повышению эффектности деятельности организации.

Список литературы
1.                      Гражданскийкодекс Российской Федерации. Части I и II. От 26.01.1996 №14‑Ф3.1996 №14‑Ф3(ред. От 23.12.2003) // СЗ РФ, 1996, 29 января, №5.
2.                      Налоговыйкодекс Российской Федерации – часть первая от 31 июля 1998 г. №146‑ФЗи часть вторая от 5 августа 2000 г. №117‑ФЗ (с изм. и доп. от 31декабря 2005 г.)
3.                      Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (в ред.приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31 н).
4.                      Положениепо бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФот 6 мая 1999 г. №32н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта2001 г.)
5.                      Положениепо бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом МинфинаРФ от 6 мая 1999 г. №33н) (с изменениями от 30 марта 2001 г.)
6.                      Положениепо бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утв.приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. №114н)
7.                      Алексеева А.И.,Ушвицкий Л.И. Комплексный экономический анализ хозяйственнойдеятельности: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2007. – 672 с.
8.                      Бланк И.А. Управлениеприбылью. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2006. – 457 с.
9.                      Богатин Ю.В.,Швандар В.А. Производство прибыли. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 256 с.
10.                 Бочаров В.В. Управлениеденежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2007. –144 с.
11.                 Валевич Р.П.,Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: 2006.– 208 с.
12.                 Вахрушина М.А.,Нормативный учет затрат как способ управления предприятием. //Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». – 2005. – №17. – с. 51
13.                 Вахрушина М.А.,Управленческий анализ поведения затрат // Бухгалтерское приложение кгазете «Экономика и жизнь», №21. – 2005. с. 23
14.                 Гаврилов А.Н.,Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). Учебное пособие / под. ред.А.Н. Гаврилова – 2‑е изд., стер. – М.: Кнорус, 2006. – 576 с.
15.                 Гиляровская Л.Т. Экономическийанализ: Учебник для вузов / – 2‑е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –615 с.
16.                 Грачев А.В. Анализи управление финансовой устойчивостью предприятия: – М.: Изд. «Финпресс», 2006.– 208 с.
17.                 Донцова Л.В.,Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие – 2‑еизд. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 336 с.
18.                 Дробозина Л.А.,Поляк Г.Б., Константинова Ю.Н. и др. Финансы. – М.: ЮНИТИ. 2006. – 527 с.
19.                 Ермолович Л.Л.,Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия: – Минск: Интерсервисс;Экоперспектива, 2007. – 576 с.
20.                 Ковалев В.В. Финансовыйанализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансыи статистика. – 2006. – 512 с.
21.                 Кутер М.И. Теориябухгалтерского учета: учебник. – 2‑е изд., перераб. и доп. – М.: Финансыи статистика, 2006. С. 152–153.
22.                 Лихачева О.Н. Финансовоепланирование на предприятии: Учеб пособие – М.: ЗАО «ТК Велби», 2007. – 264 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.