Федеральное агентство пообразованию Российской Федерации
Филиал ГОУ ВПО«Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета» вг. Вологде
Кафедра экономики иуправления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:«Инвестиции»
на тему:
«Анализ инвестиционнойпривлекательности предприятия»
Содержание
Введение
1. Теоретическиеаспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности ифакторы, ее определяющие
1.2 Методические подходы к анализу инвестиционнойпривлекательности предприятия
1.3 Алгоритм осуществления мониторингаинвестиционной привлекательности предприятия
2. Экономическая характеристика предприятия (напримере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.3 Анализ финансовой устойчивости
2.4 Анализ деловой активности
3. Анализ инвестиционной привлекательности напредприятии (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
4. Пути повышения инвестиционнойпривлекательности предприятия
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Оценкаинвестиционной привлекательности предприятия играет для хозяйствующего субъектабольшую роль, так как потенциальные инвесторы уделяют внимание даннойхарактеристике предприятия немалую роль, изучая при этом показателифинансово-хозяйственной деятельности как минимум за 3-5 лет. Также дляправильной оценки инвестиционной привлекательности инвесторы оцениваютпредприятие как часть отрасли, а не как отдельный хозяйствующий субъект вокружающей среде, сравнивая исследуемое предприятие с другими предприятиями вэтой же отрасли.
Активностьдеятельности инвесторов во многом зависит от степени устойчивости финансовогосостояния и экономической состоятельности предприятий, в которые они готовынаправить инвестиции. Именно эти параметры главным образом и характеризуютинвестиционную привлекательность предприятия. Между тем в настоящее времяметодологические вопросы оценки и анализа инвестиционной привлекательности недостаточно разработаны и требуют дальнейшего развития.
Практическилюбое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнемконкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компаниивынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферыдеятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когдаруководство организации понимает, что дальнейшее развитие невозможно безпритока инвестиций. Привлечение инвестиций дает компании конкурентныепреимущества и зачастую является мощнейшим средством роста. Основной и наиболееобщей целью привлечения инвестиций является повышение эффективностидеятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способавложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться ростстоимости компании и других показателей ее деятельности.
Инвестиционнаяпривлекательность важна для инвесторов, так как анализ предприятия и егоинвестиционной привлекательности позволяет свести риск неправильного вложениясредств к минимуму.
Целью даннойработы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятияна основе определенных показателей.
Цельисследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
2. определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;
3. привести алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия;
4. проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
5. провести анализ инвестиционной привлекательности предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
6. разработать пути повышения инвестиционной привлекательности на предприятии.
Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение соответствующей литературы, статей; аналитический метод.
Информационной базой послужили учебная литература по данной теме, периодические издания экономических журналов, информационные сайты. Для выполнения аналитической части работы были взяты сведения и финансовая отчетность ОАО «ЛУКОЙЛ».
1. Теоретическиеаспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия
1.1 Понятиеинвестиционной привлекательности и факторы, ее определяющие
В экономическойлитературе существует достаточное количество трудов различных ученых,посвященных проблемам определения и понимания «инвестиционнойпривлекательности» предприятия.
В этихработах нет единого мнения относительно определения и оценки инвестиционнойпривлекательности предприятия. Мнения отечественных авторов по этой теменесколько отличаются, но в то же существенно дополняют друг друга.
Изучивсуществующие подходы к сущности инвестиционной привлекательности предприятия,можно систематизировать и объединить существующие трактовки в четыре группы последующим признакам:
1) инвестиционнаяпривлекательность как условие развития предприятия;
Инвестиционнаяпривлекательность предприятия – состояние его хозяйственного развития, прикотором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестициимогут дать удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнутдругой положительный эффект.
2) инвестиционнаяпривлекательность как условие инвестирования;
Инвестиционнаяпривлекательность – это совокупность различных объективных признаков, свойств,средств, возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос наинвестиции в основной капитал.
3) инвестиционнаяпривлекательность как совокупность показателей;
инвестиционнаяпривлекательность предприятия – совокупность экономических и финансовыхпоказателей предприятия, определяющих возможность получения максимальнойприбыли в результате вложения капитала при минимальном риске вложения средств.
4) инвестиционнаяпривлекательность как показатель эффективности инвестиций [11, с. 35].
Эффективностьинвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционнаяпривлекательность – инвестиционную деятельность. Чем выше эффективностьинвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее –инвестиционная деятельность, и наоборот.
Такимобразом, обобщив предложенную выше классификацию, можно сформулировать наиболееобщее определение инвестиционной привлекательности предприятия — это системаэкономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективногоразвития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности [10, с. 3].
С позицийинвесторов, инвестиционная привлекательность предприятия – это системаколичественных и качественных факторов, характеризующих платежеспособный спроспредприятия на инвестиции.
Спрос наинвестиции (в совокупности с предложением, уровнем цен и степенью конкуренции)определяет конъюнктуру инвестиционного рынка.
Для тогочтобы получить надежную информацию для разработки стратегии инвестирования,необходим системный подход к изучению конъюнктуры рынка, начиная с макроуровня(от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкойинвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта). Даннаяпоследовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно такихпредприятий, которые имеют лучшие перспективы развития в случае реализациипредлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору планируемуюприбыль на вложенный капитал с имеющихся рисков. Одновременно инвесторомрассматривается принадлежность предприятия к отрасли (развивающиеся илидепрессивные отрасли) и его территориальное расположение (регион, федеральныйокруг). Отрасли и территории, в свою очередь, имеют собственные уровниинвестиционной привлекательности, которые включают в себя инвестиционнуюпривлекательность предприятий.
Такимобразом, каждый объект инвестиционного рынка обладает собственнойинвестиционной привлекательностью и одновременно находится в «инвестиционномполе» всех объектов инвестиционного рынка. Инвестиционная привлекательностьпредприятия кроме своего «инвестиционного поля» испытывает инвестиционноговоздействие отрасли, региона и государства. В свою очередь, совокупностьпредприятий образует отрасль, которая влияет на инвестиционнуюпривлекательность целого региона, а из привлекательности регионов складываетсяпривлекательность государства. Все изменения, происходящие в системах болеевысокого уровня (политическая нестабильность, перемены в налоговомзаконодательстве и другие) непосредственно отражаются на инвестиционнойпривлекательности предприятия [2, с. 78].
Инвестиционнаяпривлекательность зависит как от внешних факторов, характеризующих уровеньразвития отрасли и региона расположения рассматриваемого предприятия, так и отвнутренних факторов – деятельности внутри предприятия.
Принимаярешение о размещении средств, инвестору предстоит оценить множество факторов,определяющих эффективность будущих инвестиций. Учитывая диапазон вариантов сочетанияразличных значений этих факторов, инвестору приходится оценивать совокупноевлияние и результаты взаимодействия этих факторов, то есть оцениватьинвестиционную привлекательность социально-экономической системы и на ее основепринимать решение о вложении средств.
Поэтомувозникает необходимость количественной идентификации состояния инвестиционнойпривлекательности, при чем следует учесть, что для принятия инвестиционныхрешений показатель, характеризующий состояние инвестиционной привлекательностипредприятия, должен иметь экономический смысл и быть сопоставимым с ценойкапитала инвестора. Следовательно, можно сформулировать требования,предъявляемые к методике определения показателя инвестиционнойпривлекательности:
-показательинвестиционной привлекательности должен учитывать все значимые для инвесторафакторы внешней среды;
-показательдолжен отражать ожидаемую доходность вложенных средств;
-показательдолжен быть сопоставим с ценой капитала инвестора.
Построенная сучетом этих требований методика оценки инвестиционной привлекательностипредприятий позволит обеспечить инвесторам качественный и обоснованный выборобъекта вложения капитала, контролировать эффективность инвестиций икорректировать процесс реализации инвестиционных проектов и программ в случаенеблагоприятной ситуации [6, с. 101].
Инвестиционныйпотенциал предприятий России характеризуется удовлетворительным уровнемразвития производственного потенциала, в частности, ростомматериально-технической базы предприятий; ростом объема промышленной продукциии ростом спроса на продукцию российских предприятий; ростом активностипредприятий на рынке ценных бумаг и непосредственно повышением стоимостироссийских акций; снижением эффективности управления деятельностью предприятия,что отражается в значениях показателей, характеризующих финансовое состояниепредприятий; достаточным объемом и квалификацией рабочей силы; неравномерностьюразвития предприятий различных отраслей промышленности. Активность российскихинвесторов снижается, в то время как интерес иностранных инвесторов кпромышленным предприятиям экономики России увеличивается [8, с. 174].
Одним изглавных факторов инвестиционной привлекательности предприятия являютсяинвестиционные риски.
Инвестиционныериски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, рискснижения доходности, риск прямых финансовых потерь.
Рискупущенной выгоды – это риск наступления косвенного (побочного) финансовогоущерба (недополученная прибыль) в результате неосуществления какого-либомероприятия.
Риск снижениядоходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов идивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.
Риск снижениядоходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитныериски.
Существуетмножество классификаций факторов, определяющих инвестиционнуюпривлекательность. Их можно разделить на:
· производственно-технологические;
· ресурсные;
· институциональные;
· нормативно-правовые;
· инфраструктурные;
· экспортныйпотенциал;
· деловаярепутация и другие.
Каждый ихвышеперечисленных факторов может быть охарактеризован различными показателями,которые зачастую имеют одну и ту же экономическую природу [9, с. 153].
Другиефакторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия классифицируютсяна:
· формальные(рассчитываются на основании данных финансовой отчетности);
· неформальные(компетентность руководства, коммерческая репутация) [10, с. 4].
Инвестиционнаяпривлекательность с точки зрения отдельного инвестора, может определяться различнымнабором факторов, имеющих наибольшее значение в выборе того или иного объектаинвестирования.
1.2 Методическиеподходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия
В текущихусловиях хозяйствования сложились несколько подходов к оценке инвестиционнойпривлекательности предприятий. Первый базируется на показателях оценкифинансово-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятия.Второй подход использует понятие инвестиционного потенциала, инвестиционногориска и методы оценки инвестиционных проектов. Третий основывается на оценкестоимости предприятия. Каждый подход и каждый метод имеют свои достоинства,недостатки и границы применения. Чем больше подходов и методов будетиспользовано в процессе оценки, тем больше вероятность того, что итоговаявеличина будет объективным отражением инвестиционной привлекательностипредприятия [10, с. 4].
Инвестиционнаяпривлекательность предприятия включается в себя:
— общуюхарактеристику технической базы предприятия;
— номенклатуру продукции;
— производственную мощность;
— местопредприятия в отрасли, на рынке, уровень его монопольности;
— характеристику системы управления;
— уставныйфонд, собственники предприятия;
— структурузатрат на производство;
— объемприбыли и направления ее использования;
— оценкуфинансового состояния предприятия [3, с. 96].
Управлениелюбым процессом должно основываться на объективных оценках состояния егопротекания. Основная характеристика инвестиционного процесса — состояниеинвестиционной привлекательности системы. В связи с этим необходима оценкаинвестиционной привлекательности экономических систем. Основные задачи оценкиинвестиционной привлекательности экономических систем:
— определениесоциально-экономического развития системы с позиций инвестиционной проблематики;
— определениевлияния инвестиционной привлекательности на приток капиталообразующихинвестиций и социально-экономическое развитие экономической системы;
— разработкамероприятий по регулированию инвестиционной привлекательности экономическихсистем.
Дополнительныезадачи:
— выяснениепричин, влияющих на инвестиционную привлекательность экономических систем;
— мониторингинвестиционной привлекательности [11, с. 87].
Одним изосновных факторов инвестиционной привлекательности предприятий является наличиенеобходимого капитала или инвестиционного ресурса. Структура капиталаопределяет его цену, однако, она не является необходимым и достаточным условиемэффективного функционирования предприятия. Вместе с тем, чем меньше ценакапитала, тем привлекательнее предприятие. Цена (стоимость) капиталахарактеризует ту норму рентабельности (порог рентабельности) или норму прибыли,которую должно обеспечить предприятие, чтобы не снизить свою рыночнуюстоимость.
Доходностьвложенных средств определяется как отношение прибыли или дохода к вложеннымсредствам. На микроуровне в качестве показателя дохода может быть использованпоказатель чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (формула 1).
Такимобразом:
К1 = П / И, (1)
где К1– экономическая составляющая инвестиционной привлекательности предприятия, вдолях единицы;
И – объеминвестиций в основной капитал предприятия;
П – объемприбыли за анализируемый период.
В техслучаях, когда информация об инвестициях в основной капитал отсутствует, вкачестве экономической составляющей рекомендуются использовать рентабельностьосновного капитала, поскольку этот показатель отражает эффективностьиспользования средств, вложенных ранее в основной капитал.
Показательинвестиционной привлекательности объекта инвестиций рассчитывается по формуле2:
Si = Н / Фi, (2)
где Si – показательинвестиционной привлекательности (стоимости) i-го объекта;
Фi – ресурсы i-го объекта, участвующегов конкурсе;
Н – значениепотребительского заказа.
В данномслучае роль ключевого параметра всей системы оценок выполняет потребительскийзаказ. От того, в какой мере правильно он будет сформирован, зависит степеньдостоверности рассчитываемых показателей [6, с. 177].
В пределахпредприятия привлечение дополнительных технологических, материальных ифинансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи – внедрения новойзарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения новогоимпортного оборудования, привлечения зарубежного опята управления с цельюповышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок,расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числеи мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и длявнедрения собственных технических разработок, использование которыхсдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.
Осуществлениеинвестирования в российские предприятия характеризуется следующимивзаимосвязанными условиями: низкой конкурентностью со стороны предприятий –получателей инвестиций; высоким уровнем информационной ассиметрии и частымислучаями использования инсайдерской информации; низкой информационнойпрозрачностью компаний; высоким уровнем конфликтности между инвесторами именеджментом предприятия; отсутствием механизмов защиты интересов инвесторов отнедобросовестных действий менеджеров предприятия.
В таблице1.1. проведено сравнение некоторых методик, используемых в отечественной имировой практике [9, с. 234]. Как видно из проведенного сравнения, во многихметодиках одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущегосостояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления. Этатенденции идет в одном русле с теоретическими исследованиями, которые напрямуюувязывают состояние организации с эффективностью ее менеджмента и контроля состороны акционеров за принятием управленческих решений.
Таблица1.1.
Сравнительный анализметодик оценки инвестиционной привлекательности предприятияНазвание методики Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи количественных показателей Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи качественных показателей Цель проведения анализа Система комплексного экономического анализа МГУ им. М.В. Ломоносова (КЭА)
Анализ использования производственных средств;
Анализ использования материальных ресурсов;
Анализ использования труда и заработной платы;
Анализ величины и структуры авансированного капитала;
Анализ себестоимости продукции;
Анализ оборачиваемости производственных средств;
Анализ объема, структуры и качества продукции;
Анализ прибыли и рентабельности продукции;
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности;
анализ финансового состояния и платежеспособности Анализ организационно-технического уровня, социальных, природных, внешнеэкономических условий производства Оценка эффективности деятельности предприятия Методика Банка Франции
Оценка деятельности;
Оценка кредитного дела;
Оценка платежеспособности Оценка руководителей Оценка надежности предприятия как кредитополучателя Методика Бундесбанка
Оценка рентабельности окупаемости;
Оценка ликвидности нет Оценка надежности предприятия как кредитополучателя Методика Банка Англии
Рыночный риск;
Прибыль;
Пассивы
Рыночный риск;
Бизнес;
Контроль;
Организация;
Управление Оценка надежности коммерческого банка Методика Федеральной резервной системы США Капитал, активы, доходность, ликвидность Менеджмент Оценка надежности коммерческого банка
Однако, каквидно из приведенного анализа методик, ни одна из них в полной мере непокрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционнуюпривлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы,выбранной для целей настоящего исследования.
Рассматриваяметодику КЭА, следует отметить, что ее сильной стороной является то, что онапредставляет наиболее полные и детальные рекомендации по анализу финансовогосостояния на основании финансовой отчетности компании, а также наиболее полныйнабор финансовых показателей, ориентированных на оценку финансового состояния иэффективности бизнеса анализируемой компании.
В ходе оценкиинвестиционной привлекательности оценивается эффективность инвестиций.
Эффективностьинвестиций определяется с помощью системы методов, которые отражают соотношениесвязанных с инвестициями затрат и результатов. Методы позволяют судить обэкономической привлекательности инвестиционных проектов и экономическихпреимуществах одного проекта перед другим.
По видухозяйствующих субъектов методы могут отражать:
— экономическую (народнохозяйственную) эффективность с точки зрения интересовнародного хозяйства в целом, а также участвующих в реализации проектоврегионов, отраслей и организаций;
— коммерческую эффективность (финансовое обоснование) проектов, определяемуюсоотношением финансовых затрат и результатов для проектов в целом или дляотдельных участников с учетом их вкладов;
— бюджетнуюэффективность, отражающую влияние проекта на доходы и расходы соответствующегофедерального, регионального и местного бюджетов [7, с. 219].
Предприятиясо средней степенью инвестиционной привлекательности отличаются активноймаркетинговой политикой, направленной на эффективное использование имеющегосяпотенциала. При чем, те предприятия, система управления на которых,ориентирована на рост стоимости, успешно позиционируют себя на рынке, те, накоторых не уделяется должного внимания факторам формирования стоимости, теряютсвои конкурентные преимущества. Предприятия с инвестиционной привлекательностьюниже среднего характеризуются низкими возможностями приращения капитала, чтосвязано, прежде всего, с неэффективным использованием имеющегосяпроизводственного потенциала и рыночных возможностей.
Предприятия снизкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными,поскольку вложенный капитал не прирастает, а лишь выступает в качествевременного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономическогороста предприятия. Для таких предприятий повышение инвестиционнойпривлекательности возможно лишь за счет качественных изменений в системеуправления и производства, в частности в переориентации производственногопроцесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имиджпредприятий на рынке и сформировать новые, либо развить имеющиеся конкурентныепреимущества.
Потенциальногоинвестора, партнер и непосредственно руководство предприятия интересует нетолько динамики изменения инвестиционной привлекательности предприятия запрошедший период времени, но и тенденции изменения ее в будущем. Знатьтенденцию изменения данного показателя – значит, с одной стороны, быть готовымк затруднениям и принять меры для стабилизации производства, или, с другойстороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательностидля привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новейших иусовершенствования устаревших технологий, расширения производства и рынкасбыта, улучшения эффектности работы предприятии в слабых метах и так далее.
Такимобразом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательностипредприятия одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущегосостояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления, нони одна из низ них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющихна инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретическоймодели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.
1.3 Алгоритмосуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия
Построениесистемы мониторинга контролируемых показателей охватывает следующие основныеэтапы [8, с. 298]:
1. Построениесистемы информативных отчетных показателей основывается на данных финансового иуправленческого учета.
2. Разработкасистемы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактическиерезультаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля,осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей.
3. Определениеструктуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителейпризвано сформировать систему носителей контрольной информации.
4. Определениеконтрольных периодов по каждому виду, каждой группе контролируемых показателей.Конкретизация контрольного периода группам показателей определяется «срочностьюреагирования», необходимой для эффективного управления инвестиционнойпривлекательностью предприятия.
5. Установлениеразмеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей отустановленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительныхпоказателях. При этом по относительным показателям все отклоненияподразделяются на три группы:
— положительное отклонение;
— отрицательное «допустимое» отклонение;
— отрицательное «недопустимое» отклонение.
6. Выявлениеосновных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателейот установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным«центрам ответственности».
Внедрение напредприятии системы мониторинга позволяет существенно повысить эффективностьвсего процесса управления инвестиционными процессами, а не только в частиформирования инвестиционной привлекательности.
Основой формированиясистемы мониторинга является разработка системы индикативных показателей,позволяющих выявить появление и сложность проблемы. В содержательном планесистема показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующихзависимость управления инвестиционной привлекательностью предприятия от внешнейи внутренней среды, оценку их качества и прогнозирование.
Всю системупоказателей мониторинга инвестиционной привлекательности целесообразно разбитьна следующие группы [8, с. 314]:
1. Показатели внешней среды.Для внешней среды предприятий, функционирующих в условиях рынка характерен рядотличительных признаков: во-первых, все факторы учитываются одновременно;во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характеруправления; в-третьих, агрессивная политика цен; в-четвертых, динамизм развитиярынка, когда позиции конкурентов и расстановка сил изменяются с нарастающейскоростью.
2. Показатели,характеризующие проявление социальной эффективности предприятия на общественномуровне. Социальная эффективность выделяется из всей группысоциально-экономических показателей как та ее сторона, которая отражаетвоздействие мер экономического характера на наиболее полное удовлетворениепотребностей общества.
3. Показатели,характеризующие уровень профессиональной подготовки персонала; показатели,характеризующие уровень организации труда; социально-психологическиехарактеристики.
4. Показатели,характеризующие эффективность развития инвестиционных процессов на предприятии.В рамках оценки инвестиционной привлекательности предприятий наибольший интереспредставляет группа показателей, непосредственно отражающих эффективностьуправления инвестиционными процессами.
Учитываявышеизложенное, при формировании системы мониторинга инвестиционной привлекательностиследует, во-первых, учитывать факторы формирования инвестиционной стоимости,во-вторых, потенциальные возможности предприятия в формировании егоинвестиционных ресурсов, кадровый, производственный, технический потенциалпредприятия, возможности привлечения внешних ресурсов, в-третьих, эффективностьразвития инвестиционных процессов, определяющая экономический рост предприятия.
Предлагаемыйалгоритм построен на отслеживании изменений рыночной стоимости. В условияхинформатизации и автоматизации процессов функционирования предприятияреализация данного алгоритма не требует организационно-экономическихпреобразований на предприятии.
Осуществляемыйтаким образом мониторинг инвестиционной привлекательности позволит не толькоопределить проблемные участки в формировании условий активизации инвестиционныхпроцессов на предприятии, но и выявить вероятные изменения в экономическомпотенциале предприятия и минимизировать вероятность разрушения стоимостикомпании.
2.Организационно-экономическая характеристика предприятия (на примере ОАО«ЛУКОЙЛ»)
2.1. Общая характеристикапредприятия
ОАО «ЛУКОЙЛ»- это одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовыхкомпаний, созданная в 1991 году. Основными видами деятельности Компанииявляются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов инефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная частьдеятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территорииРоссийской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛвладеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими инефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и ЗападнойЕвропе, а также странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компанииреализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов вРоссии, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
ЛУКОЙЛявляется второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размерудоказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефтисоставляет около 1,1%, в общемировой добыче нефти – около 2,3%. Компания играетключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18%общероссийской добычи и 19% общероссийской переработке нефти.
Основныепоказатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» за последние 3 года приведены в таблице2.1.
Таблица2.1
Основные показателидеятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»Показатели 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение 2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г. 1) Объем продукции, работ, услуг (выручка), млн. долл. 68 109 81 891 107 680 +25 789 +39 571 2) Себестоимость продукции, работ, услуг, млн. долл. 57 632 68 820 93 971 +25 151 +36 339 3) Средняя годовая стоимость основных средств, млн. долл. 28 390 34 686 44 072 +9 386 +15 682 4) Средняя годовая стоимость оборотных средств, млн. долл. 13 034,5 16 670,5 16 701 +30,5 +3 666,5 5) Валовая прибыль, млн. долл. 10 052 13 071 13 709 +638 +3 657 6) Балансовая прибыль, млн. долл. 10 257 13 018 12 366 -652 +2 109 7) Чистая прибыль, млн. долл. 7 484 9 511 9 144 -367 +1 660 8) Базовая прибыль на одну акцию, долл. 9,06 11,48 10,88 -0,6 +1,82 9) Фондоотдача 2,39 2,36 2,44 +0,08 +0,05 10) Фондоемкость 0,42 0,42 0,41 -0,01 -0,01 11) Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 5,22 4,91 6,45 +4,54 +1,23 12) Рентабельность продукции, % 17,44 19,00 14,59 -4,41 -2,85 13) Рентабельность продаж, % 15,06 15,90 11,48 -4,42 -3,58
Как видно изтаблицы, в основном все показатели имели тенденцию роста за последние годы.Выручка увеличилась на 58,1% и составила в 2008 г. 107680 млн. долл. США, валовая прибыль возросла на 3 657 млн. долл. (на 36,4%) посравнению с 2006 г. Чистая прибыль увеличилась в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 22,2% и составила 9 144 млн. долл. Базовая прибыль на однуакцию незначительно снизилась по сравнению с 2007 г., но по сравнению с 2006 г. возросла на 1,82 долл. и составила 10,88 долл. Показательфондоотдачи незначительно увеличился за данный период времени, следовательно,можно говорить об увеличении эффективности использования основных средств напредприятии. Коэффициент оборачиваемости растет с каждым годом, хотя инеравномерно. Показатели рентабельность продукции и продаж в 2008 г. снизились в среднем на 3%, что вероятно было вызвано кризисной ситуацией в стране и падениемцен на нефть.
Структуразатрат ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2008 г. представлена на диаграмме 2.1.
/>
Диаграмма 2.1. Структуразатрат ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2008 г.
Из даннойдиаграммы видно, что большая доля затрат приходится на стоимость приобретенныхнефти, газа и продуктов их переработки (40,3%), а также акцизы и транспортныепошлины (22,7%).
Далеерассмотрим структуру активов предприятия (приложение 1).
Данныетаблицы позволяют сделать вывод, что общая величина активов за рассматриваемыйпериод увеличилась на 48,1 % (по сравнению с 2006 г.). Увеличилась доля внеоборотного капитала на 6,2% и в 2008 г. составила 78,1% от общей величины активов, а доля оборотного соответственно снизилась.
Вовнеоборотных активах значительная доля принадлежит основным средствам (70,1 %).В оборотных активах преимущественную долю занимают дебиторская задолженность ивекселя к получению (7,1%), а также запасы (5,2%).
Далеепроанализируем структуру пассивов предприятия (приложение 2).
Посколькувеличина пассивов равна величине активов, то следует отметить, что общий объемпассивов за 2006-2008 гг. также возрос на 23 224 млн. долл. США (48,1%). Вструктуре пассивов большую долю занимают капитал и резервы. За данный периодвремени можно проследить тенденцию незначительного увеличения размера капиталаи резервов (на 1,3% по сравнению с 2006 г.), которые в 2008 г. составляют 70,1% от общей величины пассивов. Величина долгосрочных и краткосрочныхобязательств находится примерно на одном уровне, и в 2008 г. занимают 14,8% соответственно. За период с 2007-2008 гг. краткосрочные обязательстваснизились на 1,5%, а долгосрочные лишь на 0,2%. В общем можно говорить отенденции постепенного уменьшения величины заемного капитала и увеличениявеличины собственного.
В структурекапитала и резервов большая доля принадлежит нераспределенной прибыли (64,3% отобщей величины пассивов). В структуре долгосрочной задолженности наибольшийудельных вес приходится на долгосрочную задолженность по кредитам и займам(9,2% в 208 г. или 6 577 млн. долл.). Большую долю в краткосрочныхобязательствах занимает кредиторская задолженность (в 2008 г. ее размер составил 5 029 млн. долл.).
Чтобы болеенаглядно можно было проследить динамику изменения величины валюты баланса,построим следующую диаграмму (диаграмма 2.2.).
Из даннойдиаграммы видно, что величина активов и пассивов в 2008 г. возросла на 48,1% по сравнению с 2006 г. и на 19,8% по сравнению с 2007 г. Наблюдается равномерное увеличение валюты баланса с каждым годом.
/>
Диаграмма 2.2. Динамикаизменения величины
валюты баланса за2006-2008 гг.
2.2. Анализликвидности и платежеспособности
Ликвидностьорганизации – это ее способность превратить свои активы в денежные средства дляпокрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока.
Ликвидностьбаланса – это степень покрытия обязательств активами, срок превращения которыхв денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.
Существуетнесколько способов анализа ликвидности баланса.
1. Построениеуплотненного (агрегированного) баланса.
Для этого всеактивы группируются по степени их ликвидности (таблица 2.2).
Большую долюв структуре активов занимают труднореализуемые активы (93,1%), и их величинаувеличилась в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 55%. Величина наиболее ликвидных активов возросла примерно в 3,5 раза.
Таблица2.2.
Группировка активов постепени ликвидностиПоказатели 2006 год 2007 год 2008 год млн. долл. США % млн. долл. США % млн. долл. США % А1 – наиболее ликвидные активы 796 1,7 889 1,5 2 744 3,8 А2 – быстрореализуемые активы 5 233 10,8 7 537 12,6 5 069 7,1 А3 – медленно реализуемые активы 3 850 8,0 5 234 8,8 4 254 6,0 А4 – трудно реализуемые активы 38 358 79,5 45 972 77,1 59 394 83,1 Итого: 48 237 100,0 59 632 100,0 71 461 100,0
Показательнаиболее реализуемых активов незначительно сократился, а величина медленнореализуемых активов изменяется неравномерно, и их доля в общем объеме активовнаименьшая (5% за 2008 г.).
Пассивыбаланса группируются по степени срочности их оплаты (таблица 2.3.).
Таблица2.3.
Группировка пассивов постепени срочности их оплатыПоказатели 2006 год 2007 год 2008 год млн. долл. США % млн. долл. США % млн. долл. США % П1 – наиболее срочные обязательства 2 759 5,8 4 554 7,6 5 029 7,0 П2 – краткосрочные обязательства 4 172 8,6 5 174 8,7 5 546 7,8 П3 – долгосрочные обязательства 8 406 17,4 8 691 14,6 10 546 14,8 П4 – постоянные (устойчивые) пассивы 32 900 68,2 41 213 69,1 50 340 70,4 Итого: 48 237 100,0 59 632 100,0 71 461 100,0
В структурепассивов значительный удельный вес приходится на постоянные пассивы (70,4%),величина которых за данный период времени увеличивается. Равномерноувеличиваются и все остальные группы пассивов.
Далеенеобходимо провести соотношение между активами и пассивами баланса предприятия.Баланс является абсолютно ликвидным, если выполняется следующее условие:А1>П1, A2>П2,A3>П3, A4
Таблица2.4
Соотношение междуактивами и пассивами баланса2006 год 2007 год 2008 год А1 П2 А2 > П2 А2 > П2 A3 П4 А4 > П4 А4 > П4
Исходя из полученныхрезультатов, можно сказать, что баланс предприятия не является абсолютноликвидным.
2. Расчетабсолютных показателей ликвидности предприятия.
Данныерасчета приведены в таблице 2.5.
Таблица2.5.
Абсолютные показателиликвидностиПоказатели Расчет 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение 2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г. Текущая ликвидность -902 -1 302 -2 762 -1 460 -1 860 Перспективная ликвидность -4 556 -3 457 -6 292 -2 835 -1 736
Показательтекущей ликвидности должен быть положительным, но в нашем случае он являетсяотрицательным, следовательно, это свидетельствует о том, что предприятие втекущем периоде не может оплатить в срок свои обязательства. Показательперспективной ликвидности также отрицателен, и произошло его снижение в 2008 г. на 2 835 млн. долл. по сравнению с 2007 г.
3. Расчетотносительных показателей ликвидности (таблица 2.6).
Таблица2.6
Относительные показателиликвидностиПоказатели Расчет 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение 2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г. 1) Коэффициент абсолютной ликвидности 0,11 0,09 0,26 +0,17 +0,15 2) Коэффициент критической ликвидности 0,89 0,87 0,74 -0,13 -0,15 3) Коэффициент текущей ликвидности 1,43 1,40 1,14 -0,26 -0,29 4) Коэффициент обеспеченности собственными средствами -0,55 -0,35 -0,75 -0,4 -0,2 5) Коэффициент восстановления платежеспособности 0,63 0,69 0,64 -0,05 +0,01 6) Коэффициент утраты платежеспособности 0,67 0,69 0,54 -0,15 -0,13
Коэффициентабсолютной ликвидности показывает, что в 2008 г. может быть погашено 26% краткосрочной задолженности в ближайшее время за счет денежных средств и краткосрочных финансовыхвложений. Этот показатель менялся незначительно за рассматриваемый период.
Коэффициенткритической ликвидности показывает, что в ближайшее время предприятие можетпогасить только 74 % краткосрочной задолженности в целом за 2008 г., что на 15% меньше, чем в 2006 г.
Коэффициенттекущей ликвидности за 2006-2008 гг. меньше нормального значения, который равен2, в 2008 г. он равен 1,14, и наблюдалась тенденция спада, что свидетельствуето незначительном ухудшении ситуации на предприятии, что спровоцироваланепростая ситуация на международном рынке. Это означает, что 114% текущихобязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотныесредства.
Коэффициентобеспеченности собственными средствами отрицательный за данный период времени,что свидетельствует о недостатке собственных средств на предприятии.
Коэффициентвосстановления платежеспособности за рассматриваемый период меньше нормальногозначения, и в 208 г. стал равен 0,64, поэтому можно говорить о том, чтопредприятию в течение 6 месяцев не удастся восстановить платежеспособность.
В течение2006-2008 гг. у предприятия возникает возможность потери платежеспособности,чтобы избежать этого, необходимо предпринять различные мероприятия по еевосстановлению.
2.3 Анализфинансовой устойчивости
Данный анализосновывается на анализе соотношения собственного и заемного капиталапредприятия.
Существует 3способа анализа финансовой устойчивости.
1. Использованиепростых соотношений.
Его сутьсостоит в том, что если собственный капитал больше половины размера валютыбаланса, то предприятие является финансово устойчивым.
Произведемданное соотношение (таблица 2.7).
Таблица2.7.
Соотношение между валютойбаланса и собственным капиталом 2006 год 2007 год 2008 год ½ валюты баланса, тыс. руб. 24 118,5 29 816 35 730,5 Величина собственного капитал, тыс. руб. 32 900 41 213 50 340
Данноесоотношение помогает определить, что предприятие является финансово устойчивымза весь рассматриваемый период времени.
2. Использованиеабсолютных показателей финансовой устойчивости.
Расчеты этихпоказателей оформлены в таблице 2.8.
Таблица2.8
Абсолютные показателифинансовой устойчивостиПоказатели Расчет 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение 2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г. 1) СОС -1 765 -650 -5 488 -4 838 -3 723 2) ФК 6 641 8 041 5 058 -2 983 -1 583 3) ВИ 8 018 10 255 8 290 -1 965 +272 4) ЗЗ 3 444 4 609 3 735 -874 +291
5) Фс -5 209 -5 259 -9 223 -3 964 +4 014
6) Фк 3 197 3 432 1 323 -2 109 -1 874
7) Фо 4 574 5 646 4 555 -1 091 -19
Как видно изтаблицы, величина собственных оборотных средств значительно сократилась (на4 838 млн. долл. по сравнению с 2007 г.). Функциональный капитал сократился за данный период и в 2008 г. составил лишь 5 058 млн. долл. посравнению с 2006 г. незначительно возросла величина запасов и затрат, носократилась по сравнению с 2007 г. (на 1 965 млн. долл.). Величина самихзапасов и затрат сократилась в 2008 г. на 874 млн. долл. по сравнению с 2007 г.
В ходерасчетов выявился недостаток собственных оборотных средств для формированиязапасов и затрат; излишек функционального капитала для формирования запасов изатрат (снижение в 2008 г.); излишек общей величины источников для формированиязапасов и затрат (незначительное снижение).
В итогесформировалась трехмерная модель (0;1;1), которая свидетельствует о нормальнойфинансовой устойчивости предприятия в данных экономических условиях.
3.Относительные показатели финансовой устойчивости, расчет которых приведен втаблице 2.9.
Таблица2.9
Относительные показателифинансовой устойчивостиПоказатели Расчет 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение 2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г. 1) Коэффициент финансовой независимости 0,68 0,69 0,70 +0,01 +0,02 2) Коэффициент самофинансирования 2,15 2,24 2,38 +0,14 +0,23 3) Коэффициент финансовой напряженности 0,32 0,31 0,30 -0,01 -0,02
Расчет данныхпоказателей подтверждает еще раз то, что ситуация в 2008 г. стала лучше. Коэффициенты за 2008 г. превышают нормативные значения, что свидетельствуют офинансовой устойчивости предприятия, возможности самофинансования, низкой финансовойнапряженности.
Следовательно,предприятие можно назвать финансово устойчивым.
2.4. Анализделовой активности
Анализделовой активности основывается на анализе показателей оборачиваемости ирентабельности.
1. Показателиоборачиваемости (приложение 3).
Чем большекоэффициент оборачиваемости, тем меньше длительность оборота, следовательно,тем эффективнее используются средства на предприятии.
Из даннойтаблицы видно, что оборотные средства, дебиторская задолженность на предприятиистали использоваться более эффективно; коэффициент оборачиваемости денежныхсредств значительно уменьшился (на 32,9) в 2008 г. по сравнению с 2007 г., но стал больше на 13,5 по сравнению с 2006 г.; уменьшилась длительность оборота запасов; собственный капитал, также как и заемный сталиспользоваться более эффективно, чем раньше; оборачиваемость кредиторскойзадолженности уменьшилась по сравнению с 2006 г.
В целом можноотметить положительный рост данных показателей, а это означает, что большинствосредств на предприятии стали использоваться более эффективно, повысиласьделовая активность предприятия.
2. Показателирентабельности.
Рентабельностьявляется важнейшим относительным показателем финансовой деятельности любогопредприятия, поэтому так необходимо проводить анализ различных показателейрентабельности (таблица 2.10.).
Рентабельностьпродукции определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости продукции.
Рентабельностьпроизводства определяется как отношение валовой прибыли к сумме среднейвеличины основных и оборотных средств.
Рентабельностьпродаж можно представить как отношение прибыли от продаж к выручке.
Рентабельностьсобственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к среднейвеличине собственного капитала.
Рентабельностьзаемного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величинезаемного капитала.
Рентабельностьактивов можно представить как отношение чистой прибыли к средней величиневнеоборотных и оборотных активов.
В 2008 г. наблюдается снижение всех показателей рентабельности по сравнению с предыдущими годами, чтовероятно связано с действием мирового финансового кризиса.
Показательрентабельности продукции снизился на 4,4% по сравнению с 2007 г. Показывает, что на 1 долл. себестоимости продукции приходится 14,6 центов прибыли.
Таблица2.10
Показатели рентабельностиПоказатели 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение 2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г. 1) Рентабельность продукции, % 17,4 19,0 14,6 -4,4 -2,8 2) Рентабельность производства, % 24,3 26,0 22,6 -3,4 -1,7 3) Рентабельность продаж, % 15,2 15,9 11,5 -4,4 -3,7 4) Рентабельность собственного капитала, % 25,1 25,7 20,0 -5,7 -5,1 5) Рентабельность заемного капитала, % 51,8 56,4 46,3 -10,1 -5,5 6) Рентабельность активов, % 16,9 17,6 14,0 -3,6 -2,9
Показательрентабельности производства снизился на 3,4% по сравнению с 2007 г. Он показывает, что на каждый вложенный доллар в основные и оборотные средства предприятиеполучает 22,6 центов прибыли (за 2008 г.).
Продажи сталименее эффективнее на 4,4% по сравнению с 2007 г. Это означает, что на 1 долл. выручки предприятия приходится 11,5 центов прибыли.
Рентабельностьсобственного капитала сократилась в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 5,1% и стала равной 20,0%. Это означает, что на каждый доллар собственных средствприходится 20 центов прибыли.
Значительноуменьшилась рентабельность заемного капитала, то есть заемные средства сталииспользоваться менее эффективно. В 2008 г. данный показатель равен 46,3%, что на 10,1% меньше, чем в 2007 г… Это означает, что на 1 долл. заемногокапитала приходится 46,3 центов прибыли.
Рентабельностьактивов также сократилась на 3,6% по сравнению с 2007 г. и равна 14,0%, что означает, что на каждый доллар вложенных активов приходится 14 центовприбыли.
Отрицательныеизменения показателей рентабельности свидетельствуют о том, что предприятиестало в последние годы менее эффективно использовать свои средства. Возможно вбудущем ситуация изменится к лучшему, так как в настоящее время на деятельностьпредприятий, а особенно предприятий в данной отрасли, оказывает негативноевоздействие финансовый кризис.
3. Анализ инвестиционнойпривлекательности предприятия
(на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
Инвестиционнаяпривлекательность предприятия определяется каждым конкретным инвесторомпо-разному, так как каждый из них учитывает различные факторы, влияющие наинвестиционную привлекательность.
ОАО «ЛУКОЙЛ»- это одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний, имеющая огромнуюсбытовую сеть (25 стран мира). В последние годы ЛУКОЙЛ являлся лидером врейтинге долгосрочной инвестиционной привлекательности нефтегазовых компаний[15].
Инвестиционныйпотенциал предприятий России достаточно высокий. Но в последнее времяактивность российских инвесторов снижается, в то время как интерес иностранныхинвесторов увеличивается, особенно к промышленным предприятиям.
Существуетнесколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятия.Первый из них, формальный, это анализ показателей финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия.
Согласнопроведенному во второй главе анализу финансовой деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»,можно выделить следующие моменты.
Выручка отреализации с каждым годом увеличивается (в 2008 г. она составила 107 680 млн. долл.). Чистая прибыль также возрастает; лишь в 2008 г. по сравнению с 2007 г. она незначительно сократилась и составила 9 144 млн. долл.Базовая прибыль на одну акцию имеет такую же тенденцию изменения, как и чистаяприбыль, то есть наблюдался рост в 2007 г., а в 2008 г. произошло незначительное падение (10,88 долл. в 2008 г.).
Исходя изсоотношения собственных средств предприятия и величины валюты баланса, можносделать вывод о финансовой устойчивости предприятия. Это также подтверждаютрасчеты абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости.
Средства напредприятии используются эффективно, о чем свидетельствуют показателиоборачиваемости.
Рентабельностьпродукции, производства, продаж, собственного и заемного капитала, активовдостаточно высокая. Только в 2008 г. наблюдается незначительное снижение данныхпоказателей, что вызвано кризисной ситуацией на международном финансовом рынке.
Далее можнопроанализировать движение денежных средств от инвестиционной деятельностипредприятия (таблица 3.1.).
Таблица3.1
Движение денежных средствот инвестиционной деятельности
(млн. долл. США) 2006 год 2007 год 2008 год Приобретение лицензий (7) (255) (12) Капитальные затраты (6 419) (9 071) (10 525) Поступления от реализации основных средств 310 72 166 Приобретение финансовых вложений (312) (206) (398) Продажа долей в дочерних и зависимых компаниях 216 175 636 Приобретение компаний и долей миноритарных акционеров (включая авансы по приобретениям), без учета приобретенных денежных средств 71 1 136 3 Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности (7 515) (9 715) (13 559)
Из таблицывидно, что чистые денежные средства, использованные в инвестиционнойдеятельности, увеличиваются с каждым годом и в 2008 г. составили 13 559 млн. долл. Большая доля денежных средств приходится на капитальныезатраты.
Для анализаинвестиционной привлекательности необходимо определить доходность вложенныхсредств по следующей формуле:
К1 = П / И,
где К1– экономическая составляющая инвестиционной привлекательности предприятия, вдолях единицы;
И – объеминвестиций в основной капитал предприятия;
П – объемприбыли за анализируемый период.
В качествепоказателя дохода в нашем случае возьмем чистую прибыль предприятия. Рассчитаемданный показатель за 2008 г.
К1= 9 144 / 48 966 = 0,187,
Показывает,насколько эффективно используются инвестируемые в предприятие средства.
Также можноиспользовать вместо экономической составляющей инвестиционной привлекательностипредприятия показатель рентабельности основного капитала, так как этотпоказатель отражает эффективность использования вложенных ранее средств восновной капитал.
Rк = ЧП / ср.вел. кап.,
Rк = 9 144 / 45 776,5 = 0,20.
Следовательно,показатель рентабельности основного капитала за 2008 г. равен 20%.
Во многихметодиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия одним из основныхфакторов оценки выступает система управления.
Дляобеспечения деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» созданы следующие органы управления иконтроля:
· Органыуправления:
-Собраниеакционеров – высший орган управления Компании;
-Советдиректоров;
-Единоличныйисполнительный орган – Президент (Генеральный директор);
-Коллегиальныйисполнительный орган – Правление.
· Органконтроля:
-Ревизионнаякомиссия.
Также высокуюинвестиционную привлекательность ОАО «ЛУКОЙЛ» определяют следующие факторы:
-производственно-технологические(при добыче нефти и газа, а также при производстве продукции используетсясовременное оборудование, постоянно внедряются научные разработки, позволяющиеповышать эффективность проводимых работ);
-ресурсные;
-инфраструктурные;
-экспортныйпотенциал (в настоящее время налажена широкая сбытовая сеть – поставки в 25стран мира, которая в дальнейшем будет расширяться);
-деловаярепутация и некоторые другие.
4. Пути повышенияинвестиционной привлекательности предприятия
Предприятиеможет провести ряд мероприятий для повышения своей инвестиционнойпривлекательности (большего соответствия требованиям инвестора). Основнымимероприятиями в этой связи могут быть:
· разработкадолгосрочной стратегии развития;
· бизнес-планирование;
· юридическаяэкспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствии сзаконодательством;
· созданиекредитной истории;
· проведениемероприятий по реформированию (реструктуризации).
Дляопределения того, какие мероприятия необходимы конкретному предприятию дляповышения инвестиционной привлекательности, целесообразно проведение анализасуществующей ситуации (диагностика состояния предприятия). Этот анализпозволяет:
· определитьсильные стороны деятельности компании;
· определитьриски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зренияинвестора;
· разработатьрекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективностидеятельности и повышения инвестиционной привлекательности.
В процесседиагностики рассматриваются различные направления деятельности предприятия:сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельностипредприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее числослабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделеннымнаправлениям.
Отдельностоит отметить проведение юридической экспертизы предприятия – объектаинвестирования. Направлениями экспертизы при оценке инвестиционнойпривлекательности предприятия являются:
· правасобственности на земельные участки и другое имущество;
· праваакционеров и полномочия органов управления предприятием, описанные вучредительных документах;
· юридическаячистота и корректность учета прав на ценные бумаги компании.
По итогамэкспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современнымнормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важнымшагом, так как при анализе предприятия любой инвестор придает юридическомуаудиту большое значение.
Проведениедиагностики состояния предприятия является основой для разработки стратегииразвития. Стратегия – это генеральный план развития, который, как правило,разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия вцелом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство,сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественныепоказатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование не болеекороткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциальногоинвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочныхперспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия(как внутренним, так и внешним).
Имеядолгосрочную стратегию развития, предприятие переходит к разработкебизнес-плана. В бизнес-плане подробно и детально рассматриваются все аспектыдеятельности, обосновывается объем необходимых инвестиций и схемафинансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков,рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет оценить способность предприятиявернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить проценты.Для инвесторов-собственников бизнес-план является основанием для проведенияоценки стоимости предприятия и, соответственно, оценки стоимости капитала,вложенного в предприятие, и обоснованием потенциала его развития.
Для всехгрупп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия,поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешнихинвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами иинвесторами-собственниками. В этой связи возможно проведение мероприятий посозданию такой истории. Например, предприятие может провести выпуск и погашениеоблигационного займа на относительно небольшую сумму с коротким срокомпогашения. После погашения займа предприятие в глазах инвесторов перейдет накачественно иной уровень, как кредитор, способный своевременно выполнить своиобязательства. В дальнейшем предприятие сможет на более выгодных условияхпривлекать как заемные средства в форме следующих выпусков облигационныхзаймов, так и прямые инвестиции.
Одним изсамых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательностипредприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полнаяпрограмма реформирования включает совокупность мероприятий по комплексномуприведению деятельности компании в соответствие с имеющимися условиями рынка ивыработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может проводиться понескольким направлениям:
1. Реформированиеакционерного капитала.
Данноенаправление включает в себя мероприятия по оптимизации структуры капитала –дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществахформах реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действийявляется повышение управляемости компании или группы компаний.
2. Изменениеорганизационной структуры и методов управления.
Данноенаправление реформирования нацелено на совершенствование процессов управления,обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия, иорганизационных структур предприятия, которые должны соответствовать новымпроцессам управления.
3. Реформированиеактивов.
В рамкахреструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественногокомплекса, реструктуризацию оборотных активов. Данное направлениереструктуризации предполагает любое изменение структуры его активов в связи спродажей излишних, непрофильных и приобретением необходимых активов,оптимизацию состава финансовых вложений, запасов, дебиторской задолженности.
4.Реформирование производства.
Данноенаправление реструктуризации нацелено на совершенствование производственныхсистем предприятий. Целью в данном случае может быть повышение эффективностипроизводства товаров, услуг; повышение их конкурентоспособности, расширениеассортимента или перепрофилирование.
Комплекснаяреструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихсяк нескольким из перечисленных выше направлений.
Предприятиеможет сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционнойпривлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейсяконъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускоритьпривлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Следует отметить и то,что описанные выше мероприятия не требуют существенных материальных затрат, норезультатом их реализации, помимо собственного роста интереса инвесторов ккомпании, является также повышение эффективности ее работы.
Заключение
Мною в даннойработе была рассмотрена сущность категории «инвестиционная привлекательность».Существует несколько трактовок данного определения, но, обобщив их, можносформулировать следующее определение инвестиционной привлекательностипредприятия – это система экономических отношений между субъектамихозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания егоконкурентоспособности. Опираясь на накопленный отечественный и зарубежный опыт,доказано, что инвестиционная привлекательность предприятий выступает основныммеханизмом привлечения инвестиций в экономику.
Инвестиционнаяпривлекательность зависит от внешних (уровень развития региона и отрасли,расположение данного предприятия) и внутренних (деятельность внутрипредприятия) факторов.
Одним изглавных факторов инвестиционной привлекательности предприятия являютсяинвестиционные риски (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, рискпрямых финансовых потерь).
Такжефакторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность,подразделяются на: производственно-технологические; ресурсные;институциональные; нормативно-правовые; инфраструктурные; деловая репутация идругие.
Инвестиционнаяпривлекательность с точки зрения отдельного инвестора может определятьсяразличным набором факторов, имеющих наибольше значение в выборе того или иногообъекта инвестирования.
В текущихусловиях хозяйствования сложились несколько подходов к оценке инвестиционнойпривлекательности предприятий. Первый базируется на показателяхфинансово-хозяйственной деятельности предприятия. Второй подход используетпонятие инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценкиинвестиционных проектов. Третий подход основывается на оценке стоимостипредприятия. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, и чембольше подходов и методов будет использовано в процессе оценки, тем будетбольше вероятность того, что итоговая величина будет объективным отражениеминвестиционной привлекательности предприятия.
В работеприведен алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательностипредприятия.
Анализфинансово-хозяйственной деятельности предприятия был проведен на примере ОАО«ЛУКОЙЛ» — одной из крупнейших нефтегазовых компаний. Основные показателидеятельности предприятия за рассматриваемый период (2006-2008 гг.)увеличивались. Так чистая прибыль за данный период возросла на 22,2 %. Величинаактивов и пассивов баланса (валюта баланса) также возросла на 48,1 % и составилав 2008 г. 71 461 млн. долл. США. Баланс предприятия не является абсолютноликвидным. Предприятие признается финансово устойчивым, коэффициент финансовойнапряженности незначительный. Положительный рост показателей оборачиваемостисредств говорит об их эффективном использовании на предприятии. Показателирентабельности за последний год незначительно снизились, что вероятно быловызвано негативным действием настоящей экономической ситуации
ОАО №ЛУКОЙЛ»имеет достаточную инвестиционную привлекательность, что подтверждается рядомфакторов.
Выявлены путиповышения инвестиционной привлекательности предприятия. Среди них можновыделить такие, как: разработка долгосрочной стратегии развития, а такжебизнес-плана; проведение юридической экспертизы; создание положительнойкредитной истории; проведение мероприятий по реформированию илиреструктуризации предприятия. Предприятие формирует программу мероприятийповышения инвестиционной привлекательности, исходя из индивидуальных особенностейи сложившейся конъюнктуры рынков капитала.
Список литературы
1. АдриановД.В. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М.: «Экономика», 1995.– 189 с.
2. БогатинЮ.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000. – 286 с.
3. БочаровВ.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
4. ВалинуроваЛ.С. Управление инвестиционной деятельностью. – М.: КНОРУС, 2005. – 384 с.
5. ВахринП.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2002. – 384 с.
6. ГуськоваТ.Н. Оценка инвестиционной привлекательности объектов статистическими методами.– М.: ГАСБУ, 1999. – 278 с.
7. ИгонинаЛ.Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. К.В. Балдина. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 288 с.
8. КатасоновВ.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования ииспользования. – М.: «Анкил», 2005. – 328 с.
9. КиселеваН.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 432 с.
10. Комплексная оценкаинвестиционной привлекательности предприятий / Трясицина Н.Ю. // Экономическийанализ. – 2006. — №18 – 5 с.
11. Крылов Э.Н., ВласоваВ.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционнойпривлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 192 с.
12. Марголин А.М. Инвестиции6Учебник. – М.: Издательство РАГС, 2006. – 464 с.
13. Савицкая Г.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО«Новое знание», 1999. – 688 с.
14. Сергеев Н.В., ВеретенниковаИ.Н., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы истатистика, 2003. – 400 с.
15. Информационные сайты:
www.finam.ru,
www.lukoil.ru.