Министерство образования и науки РФГОУ ВПО
Саратовский государственный техническийуниверситет
Кафедра: организация перевозок иуправления на транспорте
Реферат
по дисциплине на тему
«Прогнозирование путём прямой экстраполяции
ОШИБКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ»
Выполнил: студент АМФ гр.ОПТ41
Никитин Р.В.
Проверил: ТрегубовВ.Н.
Саратов 2006
Содержание
Введение 3
Прогнозирование путём прямой экстраполяции 4
Ошибки прогнозирования 16
Заключение 18
Список используемых источников 19
Введение
Процесс прогнозированиядостаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения.Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. Вменеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены. Онине идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются междусобой временными границами, степенью детализации содержащихся в нихпоказателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и,наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер,а планы обладают силой директивного характера. Не подмена и противопоставлениеплана и прогноза, а их правильное сочетание – таков путь планомерного регулированияэкономики в условиях рыночной экономики и перехода к ней.
Для того чтобы управлятьбудущим, человечество создало определенные механизмы, которые в экономическойнауке называются прогнозирование, макроэкономическое планирование иэкономическое программирование.[2]
Прогнозирование – этопредвидение, получение информации о будущем, которое базируется на специальномнаучном исследовании.
Прогнозирование имеет два конкретныхаспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результатнеобходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимуществопредоставляется то одному, то другому аспекту.
Прогнозированиенеобходимо, потому что будущее необычно и эффект многих решений, принимаемыхсегодня, на протяжении определённого времени не ощущаются. Поэтому точноепредвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.
Прогнозирование путём прямой экстраполяции.
Многие социальныепроцессы, теоретически поддающиеся управлению, на практике развиваютсястихийно, что дает основание применять к ним методы естествоведческихпрогнозов. При этом следует иметь в виду, что стихийность протекания анализируемогопроцесса может смениться строго контролируемым целенаправленным развитием(например, давно назрела необходимость таких перемен в сферах расселения,градостроительства, демографии и многих других). Такие изменения могутосуществляться как волевым порядком, так и с учетом научного анализа, диагнозаи прогноза исследуемого явления. Из этого следует, что в отличие отестественнонаучных социальный прогноз должен быть ориентирован не набезусловное предсказание, а на содействие оптимизации принимаемых решений.
Реализуется эта задачапутем использования исследовательской техники поискового и нормативногопрогнозирования, дающего достаточно обоснованные материалы при выработкерекомендаций для целеполагания, планирования, проектирования и управления вцелом.
Основная задачапоискового прогноза при этом — выявление перспективных проблем, подлежащихрешению средствами управления. Предсказание в данном случае носит сугубоусловный характер, базирующийся на абстрагировании от возможного и даже необходимоговмешательства со стороны сферы управления. Методологически недопустимо сводитьсоциальный прогноз к поиску, но столь же недопустимо переходить сразу кнормативной разработке данной модели, не имея представления о проблемнойситуации, в условиях которой и для преодоления которой будет функционироватьпредложенный оптимум.
В наиболее общем виде поисковый(изыскательский, исследовательский, трендовый, генетический, эксплоративный)прогноз выглядит как условное продолжение в будущее тенденций развитияизучаемых явлений, закономерности развития которых в прошлом и настоящемдостаточно хорошо известны. При этом заведомо абстрагируются от возможных идаже необходимых, неизбежных плановых, программных проектных и организационныхрешений, способных существенно изменить наметившиеся тенденции. Суть и цельпрогнозного поиска не в адекватном предвосхищении будущего реального состоянияпрогнозируемого объекта, а в выяснении того, что реально произойдет присохранении существующих тенденций развития, т.е. при условии, что сфера влиянияне выработает поисковых решений, способных изменить неблагоприятные тенденции.
Исследовательская техникаразработки поискового прогноза базируется на принципе экстраполяции в будущее(или интерполяции отсутствующих значений) динамических и на данных, закономерностиразвития которых в прошлом известны. Собственно экстраполяция (интерполяция)может быть довольно сложной, учитывающей разнообразные факторы и делающейпрогноз более информативным. При этом на практике поисковый прогноз дает неодно, а целый ряд возможных значений, позволяющих точнее ориентироваться вскладывающейся ситуации.
Наиболее простой являетсятак называемая прямая (механическая, наивная) экстраполяция, котораяпродолжает начатый динамический ряд со времени основания до времени упрежденияпрогноза, реализуясь по принципу: если имеется 1, 2, 3, 4 (период основания),то при условии невмешательства извне и сохранения наметившейся тенденциидинамический ряд будет выглядеть как 5, 6, 7, 8 и т.д. по периоду упреждения(или в случае интерполяции: если 1, 2, 3, 6, 7, 8, то в середине окажется 4, 5)Не следует недооценивать эффективность такой логики: во многих случаях жизниважные социальные процессы развиваются именно подобным образом и прогноз наэтой основе оказывается в высокой степени достоверным.
Правда, на практикесоциальные прогнозы часто развертываются гораздо более сложным образом — не обязательнолинейно, а, допустим, в геометрической прогрессии, экспоненциально, гиперболически,логистически и т.д. Однако на каждый такой случай существует или может бытьвведена соответствующая математическая формула, позволяющая усложнятьэкстраполяцию до любой требуемой степени. Поэтому 1, 2, 3, 4 не обязательнодолжны означать в экстраполяции 5, 6, 7, 8. Экстраполяция может выглядеть икак 6, 9, 15, 24, и как 16, 32, 64, 128, и даже как 5, 4, 3, 2, 1 (взависимости от используемой формулы). Она может быть не только количественной(статистической), но и качественной (логической), например при экстраполяциикакого-нибудь явления на более широкий круг других явлений во времени илипространстве (либо в том и другом сразу) с использованием метода аналогии.
Такая техника широкоиспользуется в естествоведческих прогнозах в тех случаях, когда исследуемыепроцессы развиваются сообразно выявленным закономерностям устойчиво, безотклонений и колебаний. В социальной сфере такие процессы встречаются редко.Как правило, в своем развитии они претерпевают изменения, математическаяформализация которых требует использования дополнительных приемов минимизациинедочетов прямой экстраполяции.
Один из них — вычленениекрайних возможных значений экстраполируемого динамического ряда по заранеезаданным критериям, т.е. определение верхней и нижней экстрем. Причем предполагается,что за верхней экстремой простирается область абсолютно нереального,фантастического, а за нижней — абсолютной невозможности функционирования прогнозируемогообъекта, область катастрофического. Сложность в использовании этого приема —определение и основание критериев построения экстрем.
Другой прием (дополняющийпервый) — определение наиболее вероятного значения с учетом данных прогнозногофона (научно-технического, демографического, экономического, социологического,социокультурного, политического и международного). Необходимо выявить покаждой группе наиболее информативные в каждом конкретном случае показатели исоотнести их со значениями прямой экстраполяции, а если понадобится, — и созначениями верхней и нижней экстрем. В результате операции будет определенозначение наиболее вероятного тренда — экстраполированной в будущее тенденции.
Таким образом, поисковыйпрогноз содержит четыре основные компоненты:
1) данные прямой экстраполяциидинамических рядов исходной модели, служащие первоначальным ориентиромдальнейших прогнозных построений;
2) верхняя экстрема прогнозногопоиска: результат сопоставления данных первой поисковой модели с даннымипрогнозного фона. Позволяет определить максимальное отклонение тренда в сторонуобласти нереального;
3) нижняя экстрема прогнозногопоиска: вычисляется теми же способами, что и верхняя. Определяют максимальновозможное отклонение тренда до предела, за которым начинается область катастрофического;
4) наиболее вероятный тренд(экстраполированная в будущее тенденция) между верхней и нижней экстремами сучетом данных прогнозного фона.[3]
В процессепрогностического исследования недопустимо принижение значения ни одного изперечисленных компонентов. Первые три (прямая экстраполяция, верхняя и нижняяэкстремы) служат как бы ограничителями наиболее вероятного тренда, очерчивающимиграницы реального в возможных его изменениях. Прямая экстраполяция здесь играетроль исходного момента, сдерживающего фактора при чрезмерном разбросе оценокпротиворечащих данных прогнозного фона.
Вместе же взятые, всечетыре компоненты расширяют познавательные возможности лиц, принимающихрешения, показывают недопустимость решений, выводящих объект на уровень утопииили катастрофы, стимулируют эвристичность мышления, дают возможность болееосновательно взвешивать возможные последствия принимаемых решений, а все этовместе обеспечивает высокую степень объективности и, следовательно,эффективность этих решений.[6]
Необходимо такжеотметить, что при разработке целевых, плановых, программных, проектных,организационных прогнозов специфические особенности поискового прогноза будутпроявляться сообразно особенностям процессов разработки целей, планов, программ,проектов, организационных решений. Результатом прогнозного поиска будет нереально ожидаемое состояние, к которому следует приспособиться, а комплекспроблем, которые необходимо решить. Сама по себе цель поискового прогноза —выявление ожидаемого проблемного состояния, перспективных проблем, каждая изкоторых является составляющим звеном своеобразной ситуации — проблемной.
Прогнозирование размеров перевозокосновывается на анализе развития экономики за прошедший период, причем этот анализ должен давать точнуюколичественную формулировкуисследуемому процессу перевозки грузов путем использования математико-статистическихметодов. Предвидение будущего состояния размеров перевозок базируется нарезультатах анализа прошлого и, следовательно, описывает перспективу в тоймере, в какой она определяется объективно сложившимися явлениями и процессами.При этом используются главным образом методы и модели экстраполяционногохарактера. Методы экстраполирования опираются на принцип детерминизма,согласно которому будущее вытекает из настоящего, т. е. на преемственностьсвязи между прошлым, настоящим и Экстраполяция является научным методом прогнозирования, так как ееприменение основано на учете объективно существующей инерционности большихсистем, что подтверждается всем опытом социалистического строительства. Дляэкономической системы этот закон выражается в невозможности ограниченнымисредствами в короткие сроки изменить поведение системы.
Существует много способов, приемов прогнозирования, основанныхна экстраполяции тенденций. Однако большинство из них не учитывает спецификуобъекта прогнозирования. Поэтому рассмотрим методы и способы, повышающиенадежность и точность экстраполяционныхпрогнозов размеров перевозок грузов на уровне АТП, объединений и управлении.
Под точностью прогнозированияразмеров перевозок грузов (ошибкой прогноза) будем понимать величину отклоненияфактического значения прогнозируемого показателя от ее истинного значения.Прогнозу присуща та или иная степень неопределенности, поэтому прогнозируемаявеличина определяется с допуски разной вероятностью. Поэтому оценка только точности показателя являетсянедостаточной. Эту оценку надо дополнить
показателем, определяющим надежность самой оценки точности. Поднадежностью прогнозирования размеров перевозок дует понимать вероятность наступления предсказываемого бытияпри заданном комплексе условий и в пределах установленных допусков. Оценки точностьи надежность взаимосвязаны.
Чем шире установлен предел точности,тем с. большей вероятностью он будет соблюдаться. Чем жестче допуск на величинупоказателя, тем меньше шансов на его такое соблюдение.
Поставленная задача решается в трехнаправлениях: исследование новых форм связи, разработка новых критериев оценкимоделей и разработка новых методов прогноза.[6]
Объектом прогнозирования служилипоказатели размеров перевозок Владимирскоготранспортного управления за 1967—1975 гг.
Развитие транспорта характеризуется ростом объемов перевозокгрузов, который зависит от уровня развития- экономики региона, сложившейсясистемы внутренних и внешних связей. Высокие темпы развития общественногопроизводства обусловливают быстрый рост перевозочной работы «транспорта.Пропорциональное развитие транспорта и всего народного хозяйства: в целомдостигается тогда, когда транспорт полностью удовлетворяет потребностиэкономики и населения в перевозках.
Анализируя содержание таблице можно видеть, что рост объемов перевозок грузов полностью определяетсяростом валовой продукции промышленности и сельского хозяйства Владимирскойобласти, т. е. объем перевозок грузов автомобильным транспортом общегопользования как бы ' синтезирует в себе размеры производства промышленной исельскохозяйственной продукции, развитие непроизводственной сферы и т. д. Такимобразом, объем перевозок грузов автомобильным транспортом
общегопользования, являясь важнейшим отраслевым показателем, в то же время отражает идинамику развития экономики региона.Следовательно, прогнозирование размераперевозок грузов на основании данных за прошлые периоды приобретает исключительноважное значение, так как от точности прогнозирования размеров перевозок зависятреальность планов и их согласованность с планами развития других отраслей.
Полная и систематизированная информация об объекте прогнозированиянеобходима для повышения достоверности и надежности прогноза. Ведьпрактическая деятельность по составлению прогноза в том и состоит, чтообработанная определенным образом информация о состоянии объекта на текущий момент,о его тенденциях превращается в информацию о будущем состоянии объекта.
Наиболее ответственная часть работы по составлению краткосрочногопрогноза заключается в выборе математической функции, которая отражает общуютенденцию. Здесь очень важным становится правильный выбор вида кривой, потомучто если уравнение хорошо подобрано к исходным данным, то оно точнее выражаетобщую тенденцию, что в конечном счете сказывается на результатах прогноза. Выборкривой, которая наилучшим образом описывает закономерности изменения данногоэмпирического ряда, одна из важнейших проблем экстраполяционного прогноза.
Вид моделей тенденций развития определяется внутренними свойствамиисследуемого процесса. Анализируя динамику размеров перевозок для обоснованияформы моделей, воспользуемся методами теории экономического роста.
Процесс роста размеров перевозок на автомобильном транспорте можноописать дифференциальным уравнением вида:
которое показывает, что изменение зависимой переменной (в нашемслучае размер перевозок) зависит как от времени, так и от величины самихразмеров перевозок.
Рассматривая частный случай уравнения
Эти уравнения показывают различныеварианты изменения размеров перевозок. Если ввести логарифмическуюпроизводную(относительную скорость роста, пропорциональное увеличение в единицувремени) то уравнение примет вид:
Эти уравнения содержат постоянную интегрирования, которуюможно определить по заданному значению I, у
Каждая из перечисленных функций естьпростая модель динамики размеров перевозок, описывающая траекторию экономическогороста. Эти функции могут применяться и применяются для прогнозирования размеровперевозок на макроуровне, где присутствует большая инерционность и темпыприроста примерно одинаковы. Это показано в работе, а также подтверждаетсянашими расчетами.
Инерционность развития в наибольшей мере присуща темпараметрам, которые характеризуют макроструктуру народного хозяйства и вменьшей мере проявляются на уровне отраслей, предприятий, отдельных участковпроизводства. В свою очередь, инерционность параметров, принадлежащих одномууровню, но различным отраслям, предприятиям тоже различна.
В соответствии с вышесказанныминерционность элементов транспортной системы — министерство, автоуправление,автотранспортное предприятие (объединение)- различна. Модели полиномиальноговида, полученные методом прямой экстраполяции, достаточно хорошо работающие навысшем уровне, могут быть не применимы для прогнозирования показателей низшегоуровня.
Анализ рис. 9 показывает, что на уровнеавтотранспортного предприятия инерционность намного меньше, а основнаятенденция часто искажена случайной составляющей, поэтому для прогнозирования на уровне АТП (объединения) необходимо применять функции специального ви-1а, учитывающие неравномерностьтемпа прироста в каждый момент времени, т. е.
Рассматриваемая обобщенно-экспоненциальная функция сохраняетэкспоненциальный закон как главную компоненту динамики размеров перевозок, акомпонента роста отражает переменность темпа прироста в каждый момент времени.Функцию (19) можно привести к виду:
Таким образом, рекомендуемый нами набор функций длякраткосрочного прогнозирования на уровне АТП и управлений включает не толькошироко распространенные в практике экономического прогнозирования полиномы дотретьей степени включительно и экспоненциальную функцию, но и две еще неприменявшиеся формы связи (обобщенно-экспоненциальные функции). Параметрыпрогнозирующих функций рассчитываются методом наименьших квадратов.
Согласно методу наименьших квадратов находится разность y-f, а сумма квадратов этих разностей S=
Определяют такую оценку параметров №, которая минимизирует5(1Г), для чего определяется й81с!№ и приравнивается нулю, что дает системут нормальных уравнений, которая должна быть решена относительно W
После нахождения неизвестных параметров прогнозных кривых необходимо оценить их близость к эмпирическим данным и выбрать наилучшую функцию. Критериями выбора являются: среднее абсолютное отклонение(|Л|); среднеквадратичное отклонение — о; коэффициент вариации — V; индекcкорреляции Я.2; коэффициент Фишера Р. Все эти критерии предназначены дляоценки качества аппроксимации, поэтому использование их выбора наилучшейпрогнозирующей функции может привести кбольшим погрешностям. В работе применяется новый критерий — критерий минимума отклонения в последней точке (МОПТ). Рассмотрим этот метод более подробно. Применение этогокритерия основывается на следующем: качество прогнозов путем прямой экстраполяциитенденций улучшается, если за прогнозирующую функцию выбирается та, которая дает наименьшее отклонение в последней точкеисследуемого временного ряда, т. е. задача определения неизвестных параметровпринимает вид
Для отыскания наилучшей функции применялась следующаяпроцедура. Исходный временной ряд уменьшался на единицу, т. е. отбрасывалось последнеезначение ряда, которое служило для проверки условия минимальности. Поукороченному временному ряду находились параметры прогнозирующих функций ивыбиралась та, которая обеспечивала минимальное отклонение в последней точке.Полученная форма связи применялась для экстраполяции уже по полному временномуряду.
С целью проверки изложенного метода прогнозирования наконкретном цифровом материале были проведены экспериментальные расчеты поопределению перспективных величин размеров перевозок для предприятий Владимирскоготранспортного управления.
Методику выбора лучшей функции проследим на примереопределения перспективной величинывыработки в тонно-километрах на одну списочную автомобиле-тонну по АТПг. Суздаля (предпрогнозный период 9 лет). Для определения неизвестныхпараметров и оценочных критериев функций использовалась специально разработанная авторами программа РРОС--1.
После расчета на ЭВМ были получены следующие зависимости:
Поочерёдновсе критерии, при этом получены следующие средние ошибки прогноза
Критерийвыбора /А/ F МОПТ
Ошибкапрогноза 7,9 7,8 5,3 4,8
Анализируя результаты, приходим к выводу о том, что критерий минимума отклонения в последней точкеявляется наиболее целесообразным при краткосрочном прогнозе на уровнеавтотранспортных предприятий (объединений).[1]
Ошибки прогнозирования
Основными источниками могут бытьназваны:
1. Простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущие (например, отсутствиеу фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста продаж).
2. Невозможность точно определить вероятность события и его воздействия на исследуемыйобъект.
3. Непредвиденные трудности (разрушительные события), влияющие на
осуществление плана, например внезапное увольнение начальника отдела сбыта, ошибкипервой категории могут быть сужены путем применения методов регрессионногоанализа, криволинейного сглаживания и других техник.
Ошибки второй категориичастично могут быть преодолены при помощи метода Дельфи, сценариев, моделей, анализамодели жизненного цикла.
В целом точностьпрогнозирования повышается по мере накопления опыта прогнозирования и отработкиего методов.[4]
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ ПРОГНОЗОВ
В наибольшей степени,эффективность прогноза зависит от того, на сколько они полезны для планирования и осуществленияделовых операций. Прогнозы полезны в тех случаях, когда его компоненты тщательно продуманы и ограничения,содержащиеся в прогнозе откровенноназваны. Существует несколько способов сделать это. Спросите себя, для чего нужен прогноз, какиерешения будут на нем основаны.
Этим определяется потребная точность прогноза. Некоторые решения приниматьопасно, даже если возможная погрешностьпрогноза—менее 10%. Другие решения можно принимать безбоязненно даже при значительно более высокой допустимойошибке. Определите изменения, которые должны произойти, чтобы прогнозоказался достоверным. Затем сосмотрительностью оцените вероятность соответствующих
событий. Определите компоненты прогноза. Подумайте об источниках данных, определите,насколько ценен опыт прошлого в составлении прогноза. Не настолько ли быстры изменения, что основанный на опытепрогноз будет бесполезным? Дают ли данныепо подобным продуктам (или вариантам развития) основания для составления прогноза о судьбе вашего продукта? Насколькопросто или недорого можно будет
получить надежную информацию об опыте прошлого? Определите, насколько структурированнымдолжен быть прогноз. При прогнозировании сбыта может быть целесообразно выделить отдельные части рынка(развивающиеся потребители, стабильныепотребители, крупные и мелкие потребители, вероятность появления новых потребителей и т.п.).
Также путем повышения эффективности прогнозов является применение анализа безубыточности. Этот анализ определяет точку,в которой общий доход уравнивается с суммарнымииздержками, то есть точку, в которой предприятие становится прибыльным. Точка безубыточности обозначает ситуацию, прикоторой общий доход становится
равным суммарным издержкам. Для определения точки безубыточности необходимо учестьтри основных фактора: продажную цену единицы продукции, переменные издержки на единицу продукции и общиепостоянные издержки на единицу продукции.[5]
Заключение
Из всего вышесказанногоможно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики,невозможно успешно управлять коммерческой фирмой, без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным исвоевременным, а также соответствовать поставленным
проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемыепредприятием. Для того, чтобы эффектпрогноза был максимально полезен, необходимо создание на средних и крупных предприятиях такназываемых прогнозных отделов (для малых предприятий создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже безтаких отделов обойтись безпрогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен
силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.
Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятностьдолжна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия. Дляулучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимойпри его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота,своевременность и точность. Так какпрогнозирование является отдельной наукой, то целесообразно (по мере возможности) использование нескольких методовпрогнозирования при решении какой-
либо проблемы. Это повысит качество прогноза и позволит определить «подводные камни»,которые могут быть незамечены при использовании только одного метода. Также необходимо соотносить полученныйпрогноз с прецедентами в решении данной проблемы,если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И приопределенной корректировке, в
соответствии с этим прецедентом, принимать решения.
Список используемых источников
1. Мандрица В.М., Краев В.Н. прогнозирование перевозок грузовна автомобильном транспорте, М. Транспорт., 1981, 152с.
2. www.referatov.net
3. www.5ballov.ru
4. Поисковое социальное прогнозирование. М.: Наука, 1994.
5. Нормативное социальное прогнозирование. М.: Наука, 1997
6. Основы экономического и социального прогнозирования / Подред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.