Рыбинскийполитехнический колледж
Методическоепособие
по дисциплине
«Анализфинансовой хозяйственной деятельности предприятия»
по специальности
«Экономикаи бухгалтерский учёт»
Практическаяработа №1
г. Рыбинск2010
Тема: Анализфинансовых результатов деятельности организации (предприятия)
Цель: усвоить порядокрасчета влияния факторов на прибыль от продаж, прибыль до н/о, рентабельностьпродукции.
Задание:
На основании приведенныхниже данных проанализируйте:
а) факторы измененияприбыли и рентабельности отдельных видов продукции и в целом по предприятию;
б) безубыточный объемпродаж и зону безопасности предприятия, и факторы изменения их уровня.
Исходные данные:Показатель Изделие А Изделие Б
Прошлый
период
Отчетный
период
Прошлый
период
Отчетный
период Объем продаж, шт. 5600 6000 4400 6000 Цена изделия, тыс, руб. 100 120 25 30 Полная себестоимость единицы продукции тыс. руб. 70,0 80,0 20 24 В том числе переменные затраты на единицу продукции, тыс, руб. 50,0 56,0 12,5 15,0
Методические указания:
Методологической основойанализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятаядля всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формысобственности, модель их формирования и использования.
В процессе планированияприбыли необходимо в качестве базы иметь расчеты выручки от реализации, прибылии направлений ее использования. План по прибыли формируется на основеаналитического обобщения результатов, полученных, а процессе исследованияданных предыдущих периодов. В процессе анализа плана по прибыли, следуетсопоставить фактические данные с плановым в целом и по отдельным статьям,проанализировать структуру прибыли.
Данные для оценкидинамики прибыли до налогообложения и ее слагаемых приводится в таблице1
Приведенные в таблице 1данные о динамике и структуре прибыли до налогообложения и ее слагаемыхпоказывают, что за отчетный период сумма прибыли увеличилась на 575 тыс руб.или на 19,8%. Рост суммы прибыли до налогообложения был обусловлен опережающимростом общей суммы доходов по сравнению с ростом общей суммы расходов.
За отчетный период общаясумма доходов увеличилась на 967 тыс. руб. или на 27%. Увеличение главнымобразом было обусловлено ростом прибыли от продаж на 807 тыс руб. или на 24,2%.Внереализационные операционные доходы увеличились соответственно на 5 тыс, руб.и на185 тыс., руб.
В структуре общей суммыдоходов существенных изменений не произошло. В отчетном и прошлом периоденаибольшая доля приходилась на прибыль от основной деятельности — 90,1%,которая имела к дальнейшему росту. Высокая доля прибыли от продаж являетсяблаго тенденцией, так как главным источником формирования прибыли доналогообложения является основная деятельность. Поэтому снижается зависимостьпредприятия от внешнеэкономических факторов, и растет роль трудового коллективав формировании основных финансовых результатов его деятельности (прибыли ирентабельности). На долю операционных и внереализационных доходов приходитсясоответственно 4,8% и 4,1% общей суммы доходов отчетного периода.
Общая сумма расходов вотчетном периоде возросла на 392 тыс. руб. или на 58,2% по сравнению с аналогичнымпериодом прошлого года. Это явилось следствием роста, как операционных, так ивнереализационных расходов. Наиболее существенный рост наблюдался повнереализационным расходам — на 78,9%. В структуре расходов так же не произошлосущественных изменений. Наибольшая доля приходится на операционные расходы—52,2%.
Чистая прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия в отчетном году, составила 2305 руб., то есть увеличилась по сравнению с прошлым годом на 31 %.
Анализ прибыли отпродаж
Основным источником еёформирования на рассматриваемом предприятии является прибыль от продаж товаров,продукции работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности
Табл.1: Анализ прибыли доналогообложения Изменение (+, -) В % 6 +24,2 +2,3 +469,7 +27,0 +42,9 +78,9 +58,2 +19,8 +31,0 тыс.руб. 5 +807 +5 +155 +967 +167 +225 +392 +575 +545 За отчетный период уд. вес 4 91,0 4,8 4,1 100 52,2 47,8 100 - - тыс руб. 3 4140 220 188 4548 556 510 1066 3482 2305 За прошлый период уд. вес 2 93,1 6,0 0,9 100 57,7 42,3 100 - - тыс.руб. 1 3333 215 33 3581 389 285 674 2907 1760 Наименование показателя Б Прибыль от продаж Прочие операционные доходы Внереализационные доходы Итого доходов Прочие операционные расходы Внереализационные расходы Итого расходов
Всего прибыль до налогообло-
жения Чистая прибыль
№
стр А 1 2 3 4 5 6 7 8 9
предприятия не только всфере производства, но и в сфере обращения. Расчет прибыли от продаж (Пп) можнопредставить в виде:
Пп = В – Сс – К — Ур,
где В — выручка (нетто)от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов ианалогичных обязательных платежей); Сс — себестоимость реализации товаров,продукции, работ, услуг; К -коммерческие расходы; Ур — управленческие расходы.
Фактически полученная вотчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли запрошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутреннихфакторов. Поэтому при анализе важно дать не только общую оценку, динамики ивыполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукция, работ, услуг, нои всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияниякаждого из них.
Прибыль от продажипродукций в целом по предприятию зависят от таких факторов как: объемреализации продукции; ее структура; себестоимость и уровеньсреднереализационных цен.
Объем реализациипродукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на суммуприбыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводят к увеличениюприбыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объемареализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарнойпродукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние насумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общемобъеме ее реализация, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличенииудельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибылиуменьшится.
Себестоимость продукцииобратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит ксоответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровнясреднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровняцен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этихфакторов на сумму прибыли, но выполнить способом цепной подстановки.
Для факторного анализаприбыли от продаж составляется таблица 2.
Таблица 2: Исходныеданные для анализа, тыс.руб.
Показатели За предыдущий год За отчетный год Изменение А Б 1 2 3 1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов) 48920 55400 +6480 2 Полная с/с продажи товаров, продукции, работ, услуг 45587 51260 +5673 3 Прибыль (убыток) от продаж (стр.1- стр. 2) 3333 4140 +807
Влияние факторов объемапродаж, структуры и ассортимента продаж и уровня затрат на 1 рубль продаж можнорассчитать следующим образом:
1. Влияние на прибыльизменения объема продаж.
Прибыль предыдущегогода * Темп прироста (снижения) полной себестоимости.
Темп прироста(снижения) = Сп1 / Сп0 — 1,
полной себестоимости ,
где Сп1 и Сп0 — полная себестоимость соответственно отчетного года ипредыдущего года.
2. Влияние на прибыльизменения структуры и ассортимента проданной продукции.
Прибыль предыдущего года* (Темп роста (снижения) выручки — — Темп роста (снижения) полной себестоимостипроданной продукции).
Темп роста (снижения)выручки = В1 / В0,
где В1 и В0 — выручка соответственно отчетного года и предыдущего года.Аналогично рассчитывается темп роста полной себестоимости.
3. Влияние на прибыльизменения уровня затрат на 1 рубль проданной продукции.
Выручка от продажипродукции в отчетном году * (затраты на 1 рубль продаж отчетного года — затратына 1 рубль продаж предыдущего года).
Затраты на 1 рубльпродаж = Полная себестоимость проданной продукции / Выручка от продажипродукции
Проведем расчеты поданным таблицы 2.
1. Влияние на прибыльизменения объема продаж:
3333 * (51260 / 45587— 1)= + 414,77. тыс, руб.
2. Влияние на прибыльизменения структуры и ассортимента проданной продукции:
3333 * (55400 / 48920 —51260 / 45587) = + 26,72 тыс. руб.
3. Влияние на прибыльизменения уровня затрат на 1 рубль преданной продукции:
55400 * (0,925 — 0,932) =—365,5 тыс. руб.
Затраты на 1 рубль продажпред. год = 45587/ 48920 = 0,932 коп.
Затраты на 1 рубль продажотч. год = 51260/55400 = 0,925 коп. 414,77 + 26,66 + 365,5 = 806,93 тыс, руб.
Таким образом, наибольшееположительное влияние на сумму прибыли оказало увеличение объема продажпродукции. За счет этого фактора прибыль от основной деятельности возросла на414,77 тыс. руб. Снижение уровня затрат на 1 рубль продукции позволилоувеличить прибыль на 365,5 тыс. руб., а увеличение доли более рентабельнойпродукции увеличило прибыль от продаж на 26,66 тыс. руб.
Анализ рентабельностипродукции
Показатели рентабельностипредставляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли идохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительногоанализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Дляанализа используют данные ф. № 2 – отчет о прибылях и убытках и № 1 – баланс.
Существует множествокоэффициентов рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какиепоказатели использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризуютприбыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственногокапитала и т. д.
Рентабельность продукциирассчитывается как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимостиэтой продукция. Этот показатель используют при контроле за прибыльностью (убыточностью)продукции.
Так как прибыль связана ссебестоимостью и ценой продукции, то рентабельность продукции часторассчитывают как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж.Рентабельность продукции, рассчитанную таким образом, также называют рентабельностьюпродаж (оборота).
На уровень рентабельностипродукции, как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации влияютизменение цены на продукцию и изменение себестоимости продукция. Методомфакторного анализа определяется влияние этих факторов на изменение рентабельностипродукции. Для расчета используют модель
ОР — С
Рпр = ----------,
ОР
где ОР — выручка отреализации продукции, товаров (работ, услуг); С — себестоимость продукции.
Расчет влияния факторовопределяется методом цепных подстановок.
1) Влияние изменения ценына продукцию составит:
ОР1 – С0 ОР0– С0
Рц =----------- - ------------,
ОР1 ОР0
где Рц — изменение рентабельностипод влиянием изменения цен на продукцию; ОР1; ОР0 — выручка от реализациипродукции соответственно отчетного и предшествующего года; С0; С1 — себестоимость продукции соответственно отчетного и предшествующего года.
2) Влияние изменениясебестоимости составит:
ОР1 –С1 ОР1 – С0
Рс /с = ----------- - ------------,
ОР1 ОР1
где Рс / с — изменениерентабельности под влиянием изменения себестоимости продукции.
Таблица3: Исходные данныедля анализа показателей рентабельностиПоказатели Предыдущий год Отчетный год Изменение 1. Выручка от реализации, тыс. руб. 48920 55400 +6480 2. Себестоимость продукции, тыс 45587 51260 +5673 3… продаж, тыс, руб. 3333 4140 +807 4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 2907 3482 +575 5. Чистая прибыль, тыс. руб. 1760 2305 +545 6. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. 11600,5 13160,5 +1560 7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс, руб. 8810 8798 -12 8. Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс, руб. 3625,5 4639,5 +1014 9. Среднегодовая стоимость активов, тыс, руб. 17370,5 20625,5 +3255 10.Коэффициент рентабельности продукции (п. 3/п.1) 0,0681 0,0747 +0066 11. Коэффициент рентабельности собственного капитала (п.5/п.6) 0,1517 0,1751 +0,0234 12. Коэффициент рентабельности реализации (оборота) (п.5/п.1) 0,0360 0,0416 +0,0056 13. Коэффициент рентабельности активов (вложений) (п.4/п.9) 0,1673 0,1688 +0,0015 14. Коэффициент оборачиваемости (п.1/п.9) 2,8163 2,6860 -0,1303 15. Коэффициент финансовой зависимости (п.9/п.6) 1,4974 1,5672 +0,0698 16. Коэффициент рентабельности продаж (п.4/п.1) 0,0594 0,06285 0,00345 17. Коэффициент фондоемкости (п.7/п.1) 0,1801 0,1588 -0,0213 18. Коэффициент закрепления (п.8/п.1) 0,0741 0,0837 +0,0096 19. Коэффициент общей рентабельности (п.4/(п.7+п.8)) 0,2337 0,2592 +0,0255
По данным таблицы 3рассчитаем влияние факторов на уровень рентабельности продукции.
1. Влияние изменениявыручки от продаж:
(55400 — 45587)/55400 —(48920 — 45587) / 48920 = 0,109.
2. Влияние изменениясебестоимости:
(55400 — 51260) /55400 –(55400 – 45587)/55400 = 0,1024.
Баланс влияния факторов:
0,109 + (—0,1024)=0,0066.
Расчеты показали, чторост рентабельности продукции был полностью обусловлен ростом суммы выручки.Рост себестоимости снизил уровень рентабельности продукции на 0,1024.
Отчет оформить в тетрадидля практических работ.