Министерство образования и науки Российской федерации
Кировский государственный колледж Строительства,Экономики и Права
Курсовая работа
по дисциплине: «Финансовое право»
Тема: «Правовоерегулирование валютного контроля»
Выполнил:
Студент гр. Ю-41
Степанов С.В.
Проверил:
преподаватель Старыгина Г.Е.
Оценка:
Киров 2005
Содержание
Введение
Глава 1. Валютныйконтроль: понятие, цели, нормативное закрепление.
1.1 Проблемывалютного регулирования
1.2 Виды валютногоконтроля
1.3 Система органоввалютного контроля
Глава 2. Основные нормывалютного законодательства и валютные ограничения.
2.1 Валютный контрольнад экспортными поставками
2.2 Валютный контрольнад импортными поставками
2.3 Санкции занарушение правил валютного контроля
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложение
Введение.
Государственное регулированиевалютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечитьэкономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ееэкономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия длявсесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственноерегулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административнымиметодами.
С переходом России к рыночнымотношениям в экономики весьма важными и трудно контролируемыми вопросамиявлялись не возврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуготечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод имивалюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах виностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащиеотечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущербэкономической безопасности государства.
В этой связи потребовалось создание вРоссии всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественнымипредприятиями и организациями экспортными, импортными и другимивнешнеэкономическими операциями.
В целях обеспечения возврата валютнойвыручки по экспортными операциям 12 октября 1993 года утверждена совместнаяИнструкция ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) «О порядкеосуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерациювалютной выручки от экспорта товаров», которая введена в действие в 1994году.
Введение такого механизматаможенно-банковского контроля за каждой экспортной операцией привело к весьмаощутимым результатам: если невозврат валютной выручки (по экспертным оценкам) в1992 году составлял от 50 до 70% всей стоимости российского экспорта, то в 1999году составил около 4%.Глава 1. Валютныйконтроль: понятие, цели, нормативное закрепление.
Валютный контроль, являясь частьюгосударственной валютной политики, является инструментом реализацииохранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечиватьэкономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроляявляется обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютныхопераций.
Основными направлениями валютногоконтроля являются:
- определениесоответствия проводимых валютных операций действующему законодательству иналичия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверкавыполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, атакже обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынкеРоссийской Федерации;
- проверкаобоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверкаполноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также пооперациям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Таким образом,валютный контроль является одним из взаимосвязанных звеньев всей системывалютного контроля.
В настоящее время валютный контроль экспортныхопераций в Российской Федерации регулируется целым рядом нормативныхдокументов:
- Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютномрегулировании и валютном контроле» (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5июля 1999 г.);
- Распоряжением Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 55-р Оконтроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
- Инструкцией ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И,01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением вРоссийскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (с изм. и доп. от 22декабря 1999 г.);
- Распоряжением ГТК РФ от 20 декабря 1999 г. N 01-14/1418 «Опорядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерациювыручки от экспорта товаров»;
- Приказом МВЭС РФ от 16 февраля 1994 г. N 78 «О порядкепроведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки получениявалютной выручки от экспорта стратегически важных сырьевых товаров» (сизм. и доп. от 28 декабря 1994 г., 12 марта 1996 г.),
а также многочисленнымираспоряжениями, приказами и указаниями ГТК РФ и ЦБ РФ.
Объектом рассматриваемыхотношений, как следует из определения целей валютного контроля, являютсявалютные операции при экспорте. Таким образом, постановка вопроса «валютныйконтроль экспортных операций» не совсем корректна. Следовательно, длялогической увязки между самими отношениями валютного контроля с объектомотношений не хватает предлога «при»: …при экспортных операциях. Отношениявалютного контроля при экспортных операциях корреспондируют с другой важной частьюгосударственного контроля – экспортным контролем, цели и задачи которогоопределены Федеральным законом РФ «Об экспортном контроле».
Определение понятия«валютные операции» содержится в упомянутом федеральном законе. В соответствиисо ст. 1 Закона к валютным операциямотносятся:
- операции,связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, втом числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежаиностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- ввози пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РоссийскойФедерации валютных ценностей;
- осуществлениемеждународных денежных переводов;
- расчетымежду резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
При этом законодатель разграничиваеттекущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.В связи с таким разделением строятся различия в регулировании.
Под экспортом товаров понимаетсярежим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РоссийскойФедерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ). Ст. 2Федерального закона «О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности» определяет экспорт как вывоз товара,работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числеисключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации заграницу без обязательства об обратном ввозе.
Субъектамирассматриваемых отношений являются:
- органы и агенты валютного контроля;
- участники экспортных операций.
В соответствиисо ст. 11 Законаорганами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банкРоссийской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствиис законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являютсяорганизации, которые в соответствии с законодательными актами РоссийскойФедерации могут осуществлять функции валютного контроля. В частности,уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетнымиЦентральному банку Российской Федерации.
Физические и юридические лица, какотечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях вРоссийской Федерации (в том числе и при экспорте), делятся на резидентов инерезидентов.
Резидентами являются:
- физическиелица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся заграницей;
- юридическиелица, созданные в соответствии с Российскими законами, с местонахождением натерритории Росси;
- дипломатическиеи иные официальные представительства России за ее пределами и другие.
Нерезидентами считаются:
- физическиелица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся вРоссии;
- юридическиелица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств сместонахождением за пределами России;
находящиеся в России иностранныедипломатические и иные официальные представительства, а также международныеорганизации и другие.1.1 Проблемы валютного регулирования.
Нет смысла оспаривать мнение о том,что внешняя торговля играет позитивную роль в экономике. Считается, чтозаниженный курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам объективно играетна руку российским экспортерам, увеличивая их доходы от внешнеэкономическойдеятельности. И действительно, до кризиса 1998 года объем экспорта постояннорос, не смотря на меры государственного валютного контроля, явно ущемляющиеправа экспортеров.
Однако если рассмотретьструктуру российского экспорта, то легкозаметить, что львиная доля экспорта приходится на топливно-энергетическийкомплекс: нефть и газ. Кроме того, практически вся остальная доля такжеприходится на сырье.
Нельзя не отметить, и этопродемонстрировал 2000 – ый год, рынок сырья очень чувствителен к конъюнктуремирового рынка и зависим от него. Глубокая сырьевая зависимость от конъюнктурымирового рынка исключает возможность быстрого и безболезненного приспособленияроссийской экономики к его резкоменяющимся условиям, что создает угрозуэкономической безопасности страны.
Проследив историю развития валютногоконтроля и контроля при экспортных операциях, можно отметить следующие моменты:
До 1998 года государственнаяполитика в этой области была направлена,в первую очередь, на ограничение утечки капитала заграницу. Была поставленазадача по обязательному возвращению валютной выручки и по недопущениюиспользования фиктивных контрактов в экспорте и импорте. Действительно, принятые правительством мерыдали некоторые результаты. Однако наверное никто не сможет подсчитать ущерб,причиненный экспортно-импортному бизнесу ввиду применения хотя бы одной 19-ойИнструкции – признанной незаконной лишь спустя пять лет после ее выпуска.
С 1998 года приоритеты в областивалютного контроля поменялись. Главной задачей в самом начале кризиса сталоподдержание курса рубля. И все последующие документы, принимаемыеПравительством, Президентом, ЦБ РФ былинаправлены на достижение этой цели. Здесь можно упомянуть Инструкцию №80-И,которая устанавливает обязательную продажу валютной выручки в размере 50% резидентами,осуществляющими возврат кредитов; Указание ЦБР №500-У, по которому ужесточилсяконтроль уполномоченных банков за правомерностью осуществления клиентамивалютных операций и усиливается контроль над самими уполномоченными банками;Положение №57-П, в котором говорится, что экспортная выручка продается толькона специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж. Эти и другиедокументы были призваны получить максимально возможный объем валюты, причембыстро. Так же в целях увеличения сбора таможенных платежей Правительство РФприняло меры по временному введению вывозных пошлин на основные товарыроссийского экспорта, что в определенной степени должно было восполнитьнехватку средств в результате изъятия части сверхприбыли экспортеров,образовавшейся в результате резкого подорожания доллара относительно рубля в1998 году.
В настоящий момент за счет высокихцен на нефть на мировом рынке и заниженного курса рубля по отношению к долларуСША экспорт является не просто привлекательной сферой деятельности, но, болеетого, источником к существованию страны в целом. Получив валютную выручку,экспортеры продают ее через уполномоченные банки на специальной сессии, накоторой, кроме ограниченного числа импортеров валюту покупает ЦБ РФ. За счетданных операций на протяжении всего 2000-го года Центробанк успешно пополнялвалютный и золотой запас, и одновременно за счет этого ЦБ погашал внешний долг.Однако данные шаги призваны решить лишь конкретные сиюминутные задачи, стоящиеперед правительством и ЦБ РФ.
Главной же проблемой, на мой взгляд,следует считать создание баланса между интересами государства, защищаемыми спомощью валютного контроля, и интересами участников экспортно-импортныхопераций, поскольку состояние дел и в экспортном и в импортной бизнесесказывается и на благосостоянии населения, и на состоянии экономики в целом.
Издание Инструкции от 13 октября 1999г., безусловно, создает благоприятныеусловия для изменения практики применения ответственности за непоступлениевалютной выручки с целью приведения этой практики в соответствие с принципамисправедливой и обоснованной административной ответственности. Однаконеобходимость в совершенствовании Закона РФ «О валютном регулировании ивалютном контроле» и иных актов валютного законодательства в частиответственности по-прежнему остается. Такая ответственность должна, с однойстороны, соответствовать Конституции РФ, с другой — надежно обеспечиватьприменение государственных мер по борьбе с незаконной утечкой капитала.
1.2 ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Перечислим основныенаправления валютного регулирования и валютного контроля:
1. Таможенно-банковский контроль за поступлениемвалютной выручки от экспортных операций:
Первой задачей,поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТКРоссии в 1993 году, было обеспечение возврата валютной выручки по экспортнымоперациям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993 г.совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядкеосуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерациювалютной выручки от экспорта товаров» ( далее Инструкция). В инструкцииустановлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля запоступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов,осуществляющих экспорт товаров, на основе организации обмена информацией междутаможенными органами и уполномоченными банками.
В совместном письме ЦБ РФ№ 73 и ГТК РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых вопросах организациивалютного контроля и примененияинструкции» уточнена сфера применения инструкции. Действие последнейраспространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможеннойтерритории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:
- расчетымежду резидентами РФ и нерезидентами осуществляются в валютах иных чем валютаРоссийкой Федерации;
- хотябы часть требований российского экспортера к иностранному покупателю будетудовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е контроль предусматриваеткомпенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте ичастично встречными поставками товаров либо платежами в рублях;
В инструкции определенперечень учетной документации, с помощью которой обеспечивается контроль как запрохождением товаров через таможенную границу, так и за поступлением валютнойвыручки на счета экспортера.
В перечень обязательныхдокументов входит:
- паспортсделки (ПС) – базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером вуполномоченном банке, по стандартизованной форме;
- учетнаякарточка (УК) – возвратный документ, составляемый таможенными органами наосновании ГТД и направляемый ими для контроля в уполномоченные банки;
- реестр– документ, объединяющий УК и включающий информацию об отгрузках товаров наэкспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;
- досье– специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручкиот экспорта товаров.
2. Валютныйконтроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.
Необходимость введениятаможенно-банковского контроля за импортными операциями была вызвана широкимприменением отечественными импортерами при расчетах – предоплаты, завышениемимпортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительнымпереводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров.
Методическое итехническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаровбазировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченнымибанками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.
Правовой основой длясоздания эффективной системы валютного контроля по импортным операциям явилосьсоздание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26.07.95«О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей виностранной валюте за импортируемые товары», далее инструкция. Действиеинструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров натаможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения»и «реимпорт» по которым:
- расчетыосуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;
- контрактпредусматривает передачу российским резидентом компенсации за поставленныхтовар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте;
Инструкция жесткопредписывает в обязанности отечественным предприятиям и организациям-импортерамв обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченными занего средствами в иностранной валюте, а в случаях непоставки товара должныдобиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.
УказомПрезидента Российской Федерации от 21.11.93 № 1163 «О первоочередных мерах поусилению системы валютного контроля в РФ» предписано: в случаях, когдаимпортеры-резиденты не обеспечили или не полностью обеспечили ввоз уже оплаченноготовара или не добились возврата средств в иностранной валюте в установленныеконтрактом сроки, то они должны нести ответственность в виде штрафа в размересуммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее произведенной в оплатутоваров.
ВПостановлении Правительства России от 26 февраля 1996 года №206 «О мерах поусилению и развитию валютного контроля вРоссийской Федерации» указано импортерам-резидентам, что в случаях, когда онипо объективным причинам не могут обеспечить возврат денежных средств виностранной валюте, переведенных из России за границу в целях приобретениятоваров, что подтверждается соответствующими документами, представляемымиуказанными импортерами-резидентами, рассмотрение этих документов осуществляетМВЭС РФ.
3.Осуществление валютного контроля при бартерных оперециях
Следующимшагом в деле создания эффективной системы валютного регулирования и контроляВЭД в России стало принятие в 1996 г. ряда законодательных и нормативныхдокументов, устанавливающих действенный контроль за бартерными сделками.Необходимость в принятие мер по упорядочению бартерный операций диктоваласьстремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговомобороте страны, приносящий большие косвенные валютные потери, особенно из-за неэквивалентногообмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.
Правовойосновой создания эффективной системы валютного контроля за бартернымиоперациями явились Указ Президента России от 18.07.96 № 1209 «О государственномрегулировании внешнеторговых бартерных сделок» и постановление ПравительстваРоссии от 31.10.96 № 1300 «О мерах по государственному регулированиювнешнеторговых бартерных сделок»
Воисполнение Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ порегулированию внешнеторговых бартерных сделок 03.12.96 Минфином РФ(№01-14/197)МВЭС РФ (№10-83/3225) и ГТК РФ (№01-23/2197) введен в действие«Порядок оформления, учета паспортов бартерных сделок».
Подвнешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлениивнешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными постоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальнойдеятельности.
Российскиелица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные законодательствомдля исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в РоссийскуюФедерацию эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатовинтеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами.
Экспорттоваров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности производитсятолько после оформления паспорта бартерной сделки (ПСб), который являетсяосновным документом контроля и учета бартерных операций. Оформление ипереоформление ПСб осуществляет МВЭС РФ или его региональныеотделения(представительства).
4. Осуществление валютного контроля в неторговомобороте.
Таможенные органыосущствляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечениясоблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу РоссийскойФедерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг ввалюте РФ, драгоценных металлов и камней.
При перемещениииностранной валюты физические лица могут ввозить иностранную валюту безограничений, при условии заполнения таможенной декларации.
Вывоз из РФ наличнойиностранной валюты физическими лицами в размере до 500 долларов СШАосуществляется без ограничений при условии письменного или устногодекларирования ее наличия таможенным органам.
При вывозе из РФ наличнойиностранной валюты физическими лицами в сумме свыше эквивалента 500 долларовСША в таможенный орган представляется справка по форме № 0406007, в противномслучае валюта может быть сдана на хранение в таможенный орган и получена привъезде в РФ.
Перемещение валюты РФ черезтаможенную границу РФ осуществляется в соответствии с «Положением о порядкевывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ, принятым всовместной редакции ЦБ РФ, Минфина и ГТК РФ от 06.09.96 и письмом ЦБ РФ от19.09.96 «О нормах вывоза и ввоза наличной валюты РФ физическими лицами.
Вывоз из РФ валюты Россиифизическими лицами разрешен в пределах суммы, не превышающей 500 МРОТ.
Ввоз российской валюты натерриторию РФ разрешен свыше 500 МРОТ при подтверждении документами источниковобразования этих сумм, заверенной консульской службой МИД РФ.
Вывоз из РФ памятныхмонет из драгоценных металлов, находящихся в обращении и являющихся законнымплатежным средством в РФ, физическими лицами разрешается в количестве не более10 штук на одно лицо и на одну поездку без обязательства об обратном ввозе. Виных случаях вывоз и пересылка из РФ таких монет запрещается за исключениемвывоза на основании спец.разрешения ЦБ РФ. (Письмо ГТК РФ от 08.04.94№01-13/3784 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ памятных монет изнедрагоценных и драгоценных металлов.
1.3. СИСТЕМА ОРГАНОВВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
В соответствии сзаконодательством Российской Федерации валютный контроль осуществляетсяорганами валютного контроля.
К органам валютногоконтроля относятся Правительство Российской Федерации, Центральный банк России,ГТК России и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.Правительство России руководит подотчетными ему органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной службой повалютному и экспортному контролю.
Агентами валютногоконтроля в России являются подотчетные соответствующим органам валютногоконтроля организации осуществляющие свои функции в соответствии сзаконодательством.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетнымиЦентральному Банку России.
Таким образом,организационная структура системы валютного контроля может быть представлена ввиде следующей схемы:
Правительство России Центральный Банк России
Правительство России Центральныйбанк России
Фед. служба валютно-эксп
контроля ГТК России
Агентывалютного контроля
Территориальные
Органы ВЭК
Таможенные
Органы
Уполномоченные
Банки
Рис.1Организационная структура схемы валютного контроля
Исключительно важноеместо среди субъектов валютного контроля занимают таможенные органы.
Функции и полномочиятаможенных органов в области валютного контроля определены Таможенным КодексомРФ (ст.199).
В компетенцию таможенныхорганов входит:
- контрольза перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и ценных бумаг ввалюте РФ;
- контрольза перемещением лицами через таможенную границу валютных ценностей;
- контрольза валютными операциями, связанными с перемещениями через таможенную границутоваров и транспортных средств.
Глава 2 Основные нормы валютногозаконодательства и валютные ограничения.
Ниже рассмотрим основные валютныеограничения, установленные законодательными актами и нормативными документами.Для наглядности в некоторых случаях будем рассматривать реальные ситуации.
Итак, основой валютногозаконодательства России является Закон РФ от 9.10.92 г. № 3615-1 «О валютномрегулировании и валютном контроле» (Закон). Кроме того, подтверждено действиена территории Российской Федерации Основных положений о регулировании валютныхопераций на территории СССР (далее — Основные положение), утвержденных письмомГосбанка СССР от 24.05.91 г. № 352, в части, не противоречащей Закону, которыедолжны применяться с учетом последующих изменений и дополнений. В рамкахдействующего валютного законодательства принят ряд нормативных документов поконкретным вопросам валютного регулирования. Законодательные и нормативныедокументы в области валютного регулирования устанавливают правила совершенияопераций в иностранной валюте как между российскими юридическими лицами(резидентами) и иностранными фирмами (нерезидентами), так и между российскимипредприятиями на территории Российской Федерации, определяют формы и методыконтроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности занарушение валютного законодательства.
Необходимо иметь в виду, что всоответствии с Законом (статья 1, пункт 7) валютными являются любые операции свалютными ценностями, а именно:
- операции, связанные с переходом правасобственности и иных прав на валютные ценности;
- ввоз и пересылка валютных ценностей вРоссийскую Федерацию, а также их вывоз и пересылка из Российской Федерации;
- осуществление международных денежныхпереводов.
Пунктом 4 статьи 1 Закона определенсостав валютных ценностей: иностранная валюта, ценные бумаги в иностраннойвалюте (платежные документы — чеки, векселя, аккредитивы и др., фондовыеценности — акции, облигации, другие долговые обязательства), а такжедрагоценные металлы и природные драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовыхизделий и лома.
Операции, связанные сиспользованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежныхдокументов в иностранной валюте, в соответствии со статьей 1 Закона такжеотносятся к валютным операциям. Рассмотрим, какие нормы и правила должнысоблюдаться при совершении валютных операций российскими предприятиями.Поскольку основную часть таких операций составляют операции по экспорту иимпорту продукции (работ, услуг), остановимся прежде всего на тех нормахвалютного законодательства, которые необходимо соблюдать при совершениирасчетных операций между резидентами и нерезидентами.
1. В соответствии с Основными положениями(раздел II, пункт 1) расчеты между юридическими лицами-резидентами июридическими лицами-нерезидентами могут осуществляться как в свободноконвертируемой валюте, так и в рублях. Порядок расчетов устанавливаетсяЦентральным банком РФ, если иное не предусмотрено международными договорами сучастием России. В тех случаях, когда нерезиденты приобретают товары и услуги урезидентов на территории Российской Федерации без вывоза за пределы еетаможенной территории, расчеты между ними также производятся или в свободноконвертируемой валюте, или в рублях. Это вытекает из Основных положений орегулировании валютных операций на территории СССР. Такой порядок расчетовопределен и письмом Главного управления валютного регулирования и валютногоконтроля ЦБ РФ от 19.01.95 г. № 12-1с-1/7278.
2.