ТЕМА 1: Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации.
План:
1. Финансы, финансоваясистема Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.
2. Предмет, система, принципы и источникифинансового права.
3. Перечень использованной литературы.
1. Финансы,финансовая система Российской Федерации. Финансовая
Финансовое право– одна из отраслей права, входящих в систему российскогоправа. Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином«финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются ввиду не любые, а особые отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права моглабы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность.И на других языках мира этот термин выделяется особо.
Между тем оншироко используется в человеческом общении, но всегда ли при этом употребляетсясоответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами,как нередко о них говорят, денежные средства, которые мы используем из своегокошелька для покупки продуктов, одежды и т. д.?
Не разобравшисьв этом вопросе нельзя составить чёткое представление о финансовом праве, егопредмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от другихотраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективногозаконодательства и правильного его применения.
Финансы – одна из экономических категорий, развитие которой связано стоварно-денежными отношениями и существованием государства, использующего этукатегории для выполнения своих задач.
Государство не может реализовыватьсвою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своихсоциально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагаяфинансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все этиявления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванногорешать задачи местного значения, также требует соответствующего финансовогообеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.
В современныхгосударствах с различным общественно-политическим строем используется и другиеэкономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и др. каждая из них выполняетсвои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения,определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценкарезультатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность изначение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех нихсвоими специфическими функциями.
Переход крыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе ифинансовых, рычагов в регулировании общественного производства взаменадминистративно-командных методов управления. Развитие этих отношенийобусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственностии основанных на них организационно- правовых форм хозяйственной деятельности,экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическимисвязями. В результате распределение общественного продукта и национальногодохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательноезакрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма [1]определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений вРоссийской Федерации.
Однако финансыне охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются те из них,посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальныхподразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансовсвязана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.
По своемуматериальному выражению финансыпредставляют собой денежные фонды государства, его территориальныхподразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий,учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развитияпроизводства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.
Но такой характеристикинедостаточно, так как сущность финансов как экономической категориираскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а всодержании тех общественных отношений, которые возникают при функционированииэтой категории, выполнении свойственных именно ей функции. При таком подходе финансы – это экономическиеденежные отношения по формированию, распределению и использованию фондовденежных средств государства, его территориальных подразделений, а такжепредприятий, организаций учреждений, необходимых для обеспечения расширенноговоспроизводства и социальных нужд, в прочесе осуществления которых происходитраспределение и перераспределение общественного продукта и контроль заудовлетворением потребностей общества.
Финансам свойственныраспределительная и контрольная функции, в реализации которых ивыражается из социально-экономическая роль в жизни общества и государства. Припосредстве финансов происходит распределениесовокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль запроизводством и распределением материальных и социальных благ в стране.
В результатефункционирования финансов создаются, распределяются и используются денежныефонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенноевоспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворениесоциально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура,содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.
Распределительнаяфункция финансов призвана способствовать организации сбалансированного иэффективного производства, развитие всех его отраслей соответственнопотребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Такимобразом, финансы – важный рычаг регулирования экономики с широкимивозможностями воздействия на неё.
Активноеиспользование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическимиметодами воздействия, а также их контрольной функции – необходимое условиефункционирования рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой ролипрепятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежногообращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета надего доходами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженностипо внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательнойспособности рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений вразвитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаимозачётах вхозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий,неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторовпроизводственной деятельности и др.[9]. К этому ряду следует добавить иполитическую нестабильность – в разных её проявлениях.
Финансы и деньги – различныеэкономические категории. Несмотря на их близость и определенное сходствовнешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли вобщественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения,мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольнуюфункции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежныхотношений, возникающих в связи с куплей – продажей, оплатой труда и др.,носящих эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являютсятолько те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства,его территориальных подразделений, предприятий организаций, учреждений. В то жевремя эти категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества вдругое.
Финансовая система
Финансы какцелостная экономическая категории с присущими ей общими свойствами вместе с темимеют и свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев(институтов), отличающихся своими особенностями. Необходимость их выделенияобусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы.Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию наэкономику страны и социальную сферу.
Совокупностьвходящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. В финансовойсистеме Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения.Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) иполитическими условиями распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ,становление местного самоуправления и др.). в результате появились новыеинституты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в неё звеньев,их взаимодействие между собой.
В современномэтапе в состав финансовой системы Российской федерации входят следующие звенья(институты):
1. Бюджетнаясистема, состоящая из государственных (федерального и бюджетов субъектовФедерации) и местных бюджетов. Это центральное звено финансовой системы.Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задачсоответствующей территории. Средства бюджетной системы в основном образуются засчёт налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц.Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутреннийи внешний кредит.
2. Внебюджетные целевые государственные имуниципальные (местные) денежные фонды, создаваемые соответствующимипредставительными или исполнительными органами власти и местного самоуправления.Они используются на определённые цели соответственно своему предназначению. Этоновое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при созданиикоторого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды,как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости,Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнениетребования законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числена основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счёт обязательныхплатежей юридических и физических лиц, та и за счёт поступлений добровольногохарактера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе(бюджетным дефицитом), распылённостью государственных средств по многочисленнымфондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами началапроводится политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральномбюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбыс преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.
3. Финансы предприятий, организаций,учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиесяв распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.) ииспользуемые ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условийхарактерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируютфинансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено подразделяется нафинансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы предприятий –исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственносвязаны с материальным производством, в процессе которого создаётся доход,затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.
4. Имущественное и личное страхование обеспечиваетформирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещениематериального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийнымибедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятнымисобытиями. Средства таких фондов образуются за счёт взносов юридических ифизических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательствопредусматривает случаи страхования за счёт государственного бюджета(военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговойслужбы и т.д.). в связи с переходом к рыночной экономике страхование пересталобыть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфередействуют в качестве предпринимательских негосударственные страховыеорганизации, находясь под надзором государства.
5. Кредит означает привлечениесвободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их денежные фонды,именуемые кредитными ресурсами, а также предоставление их во временноиспользование на началах за счёт привлечённых, но и собственных средствкредитора.
Различаютдве формы кредита:
1.Государственный кредит выражается во временном использовании денежныхсредств юридических и физических лиц государством при недостаточностигосударственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.Государство в этих отношениях выступает в качестве заёмщика. В результатеиспользования такой формы кредита образуется государственный долг,который может быть внутренним(порядок его образования и погашения урегулирован законом) и внешним, регулируемым международнымидоговорами. В настоящее время Россия активно использует государственный кредитдля покрытия бюджетного дефицита.
Вместе с тем игосударство может предоставлять из бюджета средства для временногоиспользования (кредит) субъектам Федерации, организациям для оказанияфинансовой поддержки. Такую форму кредита также следует отнести кгосударственному кредиту. Однако государство в этих случаях выступает уже вкачестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется также муниципальный кредит.
2.Банковский кредит – это образование кредитных ресурсов в распоряжениибанков (кредитных организаций) в результате использования хранящихся на их счетахвременно свободных средств юридических и физических лиц и предоставлениересурсов юридическим и физическим лицам для производственных, социальных и иныхнужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности(платности), срочности, материальной обеспеченности долга. В настоящее времясистема кредитных организаций существенно изменилась, они основаны теперь наразных формах собственности и получили большую самостоятельность восуществлении кредитных операций.
В процессефункционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчёты, тоесть используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как вбезналичной форме, так и с использованием наличных денег. При формировании ииспользовании валютных фондов производится соответствующие валютные операции.
Понятие финансовой деятельностигосударства.
Необходимостьиспользования финансов (финансовой системы) обусловила осуществлениегосударством в этой специальной деятельности, а именно – финансовой деятельности.
Финансовая деятельность государства –это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению ииспользованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задачсоциально-экономического развития, обеспечения обороноспособности ибезопасности страны [8,10].
Разумеетсяфинансовые ресурсы требуются также (и в значительном количестве) для содержаниягосударственных органов, которые призваны выполнять названные задачи всоответствии сл свое компетенцией, а также осуществлять финансовую деятельностьот имени государства. Финансовую деятельность, помимо государственных органов,осуществляют и органы местного самоуправления. Деятельность тех и другихсвязана между собой общей целенаправленностью на потребление общества, носит публичныйхарактер, однако различается конкретными задачами. Финансовая деятельность органов местного самоуправления направленана решение задач местного значения. Она представляет собой осуществлениеорганами местного самоуправления функций по планомерному формированию,распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целяхреализации социально-экономических задач местного значения и обеспеченияфинансовой базы деятельности органов местного самоуправления.
Составнойчастью каждой из функций финансовойдеятельности государства и местного самоуправления является финансовыйконтроль, что вытекает из сущности финансов.
Многозвенностьфинансовой системы обусловила разнообразие её функций соответственноособенностям каждого из её звеньев (институтов).
Финансоваядеятельность государства выступает как важная и необходимая сторона социального управления.Аккумулированные государством (иорганами местного самоуправления) денежные средства направляются вэкономическую и социальную сферы с учётом приоритетности финансируемыхмероприятий. Воздействие на социально-экономические процессы производится ипутём стимулирования деятельности, признанной приоритетной, посредствомпредоставления налоговых льгот, низких процентных ставок при кредитовании,предоставления беспроцентных ссуд и т.д.
Финансоваядеятельность влияет на развитие федеративных отношений и местногосамоуправления.
Как управляющаясистема финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Для аккумуляции денежных средств в государственные и муниципальныефонды применяются методы различных обязательныхплатежей и разнообразные формы привлечения средств на добровольных началах.
Прираспределении государственных и муниципальных денежных средств применяютсяметоды финансирования (выделениесредств на началах безвозмездности и безвозвратности) и кредитования (предоставление средств на условиях возмездности ивозвратности).
Поступлениеденежных средств в процессе финансовой деятельности в распоряжение государства,органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, а такжеиспользование их производится посредством расчётов (безналичных или с помощьюденежных знаков).
Дляосуществления внешних экономических, научных, культурных, других связейиспользуются различные формы международных расчётов, валютные операции.
Особенностьюфинансовой деятельности в современных условиях является активное развитие финансового рынка в России как сферыреализации ценных бумаг, функционирования кредита, используемых для пополненияфинансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, дляформирования денежных фондов предприятий, организаций.
Финансоваядеятельность в РФ осуществляется в условиях экономического сотрудничества состранами СНГ и взаимодействия со странами дальнего зарубежья.
2. Предмет,система, принципы и источники финансового права.
Осуществлениефинансовой деятельности государства и органов местного самоуправления требуетправовой урегулированности возникающих в процессе этой деятельности отношений:чёткого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в нейсубъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредствомего норм финансовая система приводится в действие и используется государствомсоответственно стоящим перед ним задачам.
Для выявленияпредмета финансового права необходимо учитывать, что в определённой мере областьфинансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права.Однако именно в сферу финансового права эта область попадает в целом, хотя наразные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковоймере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятсягосударственные финансы и финансы муниципальных образований. С другими звеньямифинансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулируетотношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства имуниципальных образований, а также использованием этих средств (например,налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных нанегосударственных формах собственности), т.е. с формированием и использованиемгосударственных и муниципальных финансов.
Следуетзаметить, что в ходе финансовой деятельности государства, возникают, помимофинансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предметуфинансового права: например, трудовые, гражданские и т.д., регулируемыесоответствующими отраслями права. Финансовое же право, распространяется толькона финансовые отношения.
Предмет финансового права – этообщественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства иорганов местного самоуправления по планомерному образованию, распределению ииспользованию денежных фондов в целях реализации своих задач.
Итак, финансовое право – это совокупностьюридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают впроцессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовыхресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализациисвоих задач.
Нормыфинансового права закрепляют структуру финансовой системы, распределениекомпетенции в данной области между Федерацией и её субъектами, муниципальнымиобразованиями, регулирование на основе этих исходных норм отношений,возникающих в процессе финансовой деятельности.
Входящие впредмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большимразнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, её связью совсеми структурами общественного производства и распределения. Разнообразентакже и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает вовзаимоотношения со своими субъектами, государственные органы – с юридическими ифизическими лицами, взаимодействуют между собой государственные и местныеорганы всех видов и уровней.
Формирующеесяныне финансовое право Российской Федерации отражает экономические иполитические преобразования в стране. В его развитии можно видеть следующиенаиболее существенные направления.
Во-первых, это измененияфинансово-правовых норм, учитывающие особенности экономики переходного крыночным отношениям периода. Они исходят из принципа равенства субъектов прававсех форм собственности и соответственно этому – их финансовых обязанностейперед государством, их прав на защиту своих законных интересов, изсамостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Можно заметить и нацеленностьфинансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование ихдля регулирования народного хозяйства и другие подобные явления.
Во-вторых, усиливается материальная(финансовая) ответственность (увеличение финансовых и других санкций, денежныхштрафов) за правонарушения в области финансов. Это относится к ответственностигосударственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.
В-третьих, имеется направленностьфинансово-правового регулирования на установление большего разнообразия вметодах финансовой деятельности государства. Однако заметно усилилась ихфискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну)при недостаточном ещё развитии социальной направленности.
В-четвертых, финансовое право отражаетразвитие России как федеративного государства. Изменения в его нормахориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение ихсамостоятельности с сферы правового регулирования. Одновременно такую женаправленность финансового права можно отметить в отношении органов местногосамоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут приниматьнормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующихтерриториальных пределах (например, положение о местных налогах и сборах).
И наконец, отражение вфинансово-правовых нормах, закрепляющих полномочия государственных органов вобласти финансов, принципа разделения властей.
Вместе с тем,отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации вомногих случаях пока представляют лишь наметившиеся тенденции, требующие своегоуглубления и упрочнения. Важно при этом, чтобы финансовое право в целомсоответствовало Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека игражданина, нормам международного права.
Основной метод финансово-правовогорегулирования – государственно-властные предписания ожним участникамфинансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства инаделённых в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой методсвойственен и другим отраслям права, например, административному. Но вфинансовом праве он имеет специфику в своём конкретном содержании, а также вкруге органов, уполномоченных государством на властные действия.
По своемусодержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственнуюили муниципальную казну, целей использования государственных денежных средств ит.п. Такой метод способствует своевременному и в полном объёме поступлениюсредств в распоряжение государства, их использованию по целевому назначению всоответствии с государственными планами и программами, соблюдению режимаэкономии.
Прииспользовании государством для формирования своих ресурсов платежейдобровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства,лотереи и т.д.) в определённой части также действует метод властныхпредписаний.
Например, такимметодом государство устанавливает условие проведения государственных внутреннихзаймов. Выпуска государственных казначейских обязательств, что не может бытьизменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами,вступившими в данные отношения.
Особенностиосновного метода финансового права заметно проявляются в круге государственныхорганов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовыхотношений.
Однакофинансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.д. Внастоящее время такие методы получают всё более широкое применение. Этообусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местногосамоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Так, в законодательствеРоссии содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органыместного самоуправления определяют платежи для установления на своейтерритории.
Системаи источники финансового права.
Финансовоеправо состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность ихвыражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системыфинансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупныеподразделения (подотрасли, разделы), располагаемые в определённойпоследовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых нормзависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений,т.е. имеет объективную основу.
Следовательно, система финансового права – объективнообусловленное системой общественных финансовых отношений внетреннее егостроение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённойпоследовательности.
Наиболеекрупные подразделения финансово права – части. Оно состоит из дух частей –Общей и Особенной.
К Общей части относятся нормы финансовогоправа, которые закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методыфинансовой деятельности государства, систему государственных органов и органовместного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, иразграничение их полномочий в данной области, основные чертыфинансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают вовзаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные имфинансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельностигосударства и имеют для неё общее значение.
Нормы Общейчасти финансового права конкретизируются в его Особенно части. Особенная часть состоит из несколькихразделов включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждыйиз них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующихгруппу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяетправовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группуфинансовых отношений, чем раздел.
В Особеннуючасть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы,соответственно звеньям финансовой системы.
Таким образом,в системе финансового права находит отражение финансовая система РФ какобъективно существующая экономическая категория. Единство финансов получилоправовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает составфинансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.
Научнаяобоснованность системы права построением на основе объективно существующихотношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовыхнорм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнениюфинансовым правом своей активной роли.
Нормыфинансового права содержатся в большем числе различных правовых нормативныхактов, или источников. К нимотносятся акты органов представительной и исполнительной власти разныхмасштабов и уровней, акты Президента РФ.
Итак, источники финансового права, как иотрасли – это правовые акты органов государственной власти и местногосамоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главныйисточник финансового права – КонституцияРФ. В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельностигосударства в целом и по отдельным её направлениям соответственно используемымзвеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционноезаконодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется рольюгосударственного бюджета как центрального звена финансовой системы.
Какого-либоисточника по данной отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако внастоящее время разработаны проекты кодифицированного законодательства поотдельным, главным направлениям финансовой деятельности – проекты Налоговогокодекса РФ И бюджетного кодекса РФ.
Характерно, чтона современном этапе развития российского государства усилилась рользаконодательных актов, то есть актов, принятых представительными органамивласти.
Согласно разделениюкомпетенции по правовому регулированию области финансов, состав источниковфинансового права имеет трёхуровневую структуру:
а) нормативныеакты федерального уровня;
б) нормативныеакты субъектов Федераций;
в) нормативныеакты органов местного самоуправления.
Конституционные принципы финансовойдеятельности.
1. Принцип федерализма. Финансоваядеятельность направлена на сочетание общефедеральных интересов с интересамисубъектов РФ.
2. Единство финансовой политики и денежнойсистемы. Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамкиоснов федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общихпринципов налогообложения и сборов.
3. Равноправие субъектов Федерации. Накаждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовоезаконодательство.
4. Самостоятельность финансовой деятельностиорганов местного самоуправления. Органы местного самоуправленияруководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующегосубъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет,образуют и используют внебюджетные целевые фонды. Устанавливают местные налогии сборы в соответствии с упомянутым законодательством.
5. Социальная направленность финансовойдеятельности. РФ – социальное государство, политика которого направленана создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека.
6. Участие граждан РФ в финансовой деятельности.Каждый гражданин РФ имеет право участвовать в управлении делами государства какнепосредственно, так и через своих представителей.
7. Принцип гласности. Обязательность опубликования финансовыхзаконов. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанностичеловека и гражданина. Не могут применяться, если они не опубликованы официальнодля всеобщего сведения.
8. Принцип плановости. Выражается втом, что деятельность государства по образованию, распределению и использованиюфинансовых ресурсов осуществляется на основании финансовых планов,разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами ипрограм