МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра:ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1
по дисциплине:ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
тема: ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕФИНАНСОВОГО ПРАВА
.
— 3 -
ТЕМА: ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕФИНАНСОВОГО ПРАВА.
ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИИМУЩЕСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВУКРАИНЕ
П Л А Н
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯФИНАНСОВОГО ПРАВА
2.1 Содержание науки
2.2 Методология науки
2.3 Основные категории
3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВАГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ
3.1 Понятие приватизации
3.2 Принципы приватизации
3.3 Законодательство Украины о приватизации
3.4 Субъекты приватизации
3.5 Споры, возникающие в процессе приватизации
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА
.
— 4 -
1. В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей иполитических ориентаций де-
мократическоеправовое государство при верховенстве правового закона и
приоритете правчеловека и гражданина практически воспринято обществом
как будущеегосударственного строя Украины. Решение этой задачи связа-
но не только с созданием современногозаконодательства, обеспечением
законностидеятельности государства и его органов, муниципальной сис-
темы иобщественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юс-
тиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных
пределовправового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во
всех сферахгосударственной и общественной жизни, и, главное, формиро-
вание высокогоуровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этихпроцессов является их правовое
сопровождениеи обеспечение государством — единственной на территории
страныполитической организации, осуществляющей суверенитет, источник
которого — народУкраины. Но государство и право имеют нетолько инс-
трументальноезначение и " самостоятельную ценность. Одновременно это
право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечитьчеловеку соот-
ветствующиесвободы". К этой цели общество придет только через повыше-
ниеответственности, возложенной " наинституты государственной влас-
ти",решительные действия по экономическому, политическому и социаль-
номуреформированию, созданию качественной " правовой базы для таких
действий".
Это потребует высокопрофессиональногосостава юристов и достаточ-
ной правовойграмотности государственных служащих и других лиц, заня-
тых юридическойдеятельностью. Общественная полезность ипрестижность
этой деятельностизначительно возрастает в период революционных преоб-
разований,социальной конструкции общества, егоновых экономических и
политическихориентаций.
Профессионализм юриста заключается в егознании и умении ориенти-
роваться вразличных отраслях права. Финансовое право занимает веду-
щее место среди остальных отраслей права, так как вповседневной жизни
между физическимии юридическими лицами возникают постоянно товар-
но-денежные отношения и любой юрист обязан знать как позакону разре-
шать спорывозникающие при этих отношениях.
Предложенная ниже тема — ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГОПРАВА
более интересна всвязи с переходам нашего общества от социалистичес-
ких к капиталистическим отношениям и как следствие этого интересна
глубокая правоваяреформа вокруг финансово-правовых отношениях.
— 5 -
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
В настоящее время при переходе крыночным отношениям происходит
формированиеновой финансовой системы, следовательно новой науки финан-
совогоправа. Финансовое право выступает каккатегория в двух ипоста-
сиях. Как отрасль права и как отрасль правовойнауки. Под финансовым
правом понимаетсясовокупность правовых норм, которые определяют пове-
дение субъектов в области управления государственнымифинансами. Так
нормы финансовогоправа указывают какие в государстве взымаются нало-
ги, кто ихплатит, какие органы взымают и осуществляют контроль за сво-
евременнымпредставлением налоговых отчетов и деклараций. Под финансо-
вым правом следуетпонимать тот правовой порядок создающийся в резуль-
тате реализациифинансово-правовых норм. Так сотрудникналоговой инс-
пекциипроверяющий достоверность данных об источниках денежных средств
в декларациипредпринимателя осуществляет свою деятельность не произ-
вольно, а наосновании действующего законодательства.Нормы обязывают и
дают правоосуществлять в необходимых случаях проверки налогоплатель-
щиков. Вместе стем нормы финансового права обязывают налогоплательщи-
ков честно исвоевременно уплачивать налоги государству. Таким образом
нормы финансовогоправа определяют поведение субъектов. Ноесли право
определяет иприказывает, то наука доказывает. Наука финансового права
анализируетфинансово-правовые нормы, классифицирует и систематизирует
их. Наукафинансового права не регулирует общественные отношения в об-
ласти управления государственными финансами и неопределяет поведение
субъектов. Она изучает основные финансово-правовыекатегории и нормы,
способствует их разработке совершенствует финансовоезаконодательство
путем разработкирекомендаций. Наука материализуется в статьях, моног-
рафическихучебниках по финансовому праву. Такимобразом, финансовое
право — этосистема юридических норм устанавливающая определенный по-
рядок вгосударстве, а наука финансового права — это система знаний в
областифинансового права. Нормы финансовогоправа появились давно.
Они встречаются взаконах Хамураппи, " Русской правде", Великой Хартии
вольностей ( В1215 г. следующим образом сформулировали одну из фундо-
ментальныхнорм: ни деньги, ни пособия не должны взыматься иначе как
по общему советукоролевства). А наука финансового права возникла
сравнительно не давно, в середине 19 в. К этому временизавершается
становлениебуржуазного общества и происходит огромное поступление
числа финансово- правовых норм. Наука финансового права складывается
из числапостоянных элементов.
Предмет науки: Наука финансового права часть юридической науки.
- 6 -
Предметом ееявляется система знаний о финансовом праве и управлении
государственнымифинансами. Предмет науки воплощается в форме финансо-
во-правовыхкатегорий. Наука финансового права характеризуется тем,
что ее содержаниеобразует система таких категорий как: государствен-
ные финансы,финансовая деятельность государства, финансовые акты, фи-
нансово- правовыенормы и др. В этих понятиях выражено главное, что ха-
рактеризуетфинансово- правовую деятельность.
Этизнания воплощаются в форме исследований о финансово- правовых
нормах и ихинститутах: бюджетном, налоговом праве.
Эти знания классифицируются систематически иобобщаются.На базе
такихисследований разрабатываются теоретические проблемы необходимые
для правильногоприменения норм финансового права для практической де-
ятельности. Наука финансового права изучает финансовоеправо, обосно-
вывает его как самостоятельную отрасль права вюриспруденции причем в
тесной связи сжизнью.Обобщает опыт развития финансовое право в циви-
лизованных странах, анализируя финансово- правовыемодели, которые
можнозаимствовать и использовать с нашей стране. Таким образом наука
финансовое право изучает практику применения финансовыхзаконов путем
анализа мсинтеза.Выделят 3 функции выполненные наукой финансового
права поотношению к действующему законодательству.
1. Аналитическая (коментирование,классификация финансово-правовых
норм, приведениеих в стройную и понятную систему).
2.Критическая ( выявление дефектов и недочетов в действующем фи-
нансовомзаконодательстве, фиксация несоответствий правовой нормы тре-
бованиям жизни).
3. Конструктивная (способствует образованию новых финансовых
норм.Используютсяв процессе нормотворческой деятельности государства).
Таким образом наука финансового права представляет собойсистему
специфическихзнаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, го-
сударственныефинансы, налоговая система, банковская система и некото-
рые другие.
Наука финансового права имеет свои особенности состоящие в сле-
дующем: онаявляется общей наукой, предмет которой составляет социаль-
ныекатегории. Этой особенностью, наука финансового права отличается
как отестественных , так и от юридическихнаук. Во-вторых наука фи-
нансового праваявляется юридической наукой, изучающейтакие финансо-
во-правовыекатегории и явления, которые представляют собой соединение
правовой и экономической материи. Так денежные средства являются и
продуктомэкономического закона стоимости и творением государственной
власти, т.е. наука финансового права не может обходитьсябез экономи-
ческих понятийсоставляющих обязательный фундамент финансово - право-
вых явлений. В- третьих, наука финансового правапризвана не только
— 7 -
объяснятьфинансово-правовые нормы, но ислужить базой для решения
практическихвопросов финансовых органов.
Наука финансового права возникла всередине 19 века отпочковав-
шись от наукигосударственного и административного права. Вместе с тем
она находится втесной связи с политэкономией и финансовой наукой.
Впервыеразработку науки финансового права началанглийский политэко-
ном АдамСмит, обосновавший пропорциюналога. Это является главным
толчком развитияданной науки.
Содержание науки финансового правасоставляет 4 комплексные проб-
лемы:
1. Общетеоретические проблемы, на базекоторых возможно понимание
ифункционирование всех других( государственные финансы; финансовая
деятельностьгосударства);
2. Специальные проблемы относят к бюджетному праву (бюджетное
устройство,бюджетный процесс, налоговое право;)причем проблемы бюд-
жетного прававыводят в науке финансового права на первый план в связи
с политическойролью бюджета в жизни государства и общества, его место
финансовойсистеме государства;
3. Те проблемы, которые относятся кбанковскому праву в этой час-
ти изучают вопросы эмиссионного права, валютного законодательства,
вопросы связанныес освещением роли Национального банка, как централь-
ного банкаСтраны, т.е. кассового кредитного и расчетного органа стра-
ны;
4. Проблемы сберегательного дела.
Предмет и содержание науки финансовогоправа тесно связаны с ее
методом познания.Если предмет науки говорит о том какой объект следу-
ет изучать, а содержание означает систему проблемсостоящую из объек-
тивного познания,то метод свидетельствует о том с помощью каких прие-
мов и способовнеобходимо изучать данный объект. Метод
Марксистская методология способствовалаизгнанию науки финансово-
го права какбуржуазной дисциплины. В настоящее время эта наука изуча-
ется на всехфакультетах высшых учебных заведений страны. Наука фи-
нансового праванаходится на стыке административной, государственной,
финансовой наукии политэкономии. Это предопределяет использование оп-
ределенногонабора методов. Наиболее важный — формально догматический
(dogma-греч., мнение, умение).Этот метод включает такие приемы как опи-
сание,анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование,
классификацию. Вданном методе осуществляется юридическая обработка
правовогоматериала. С помощью данного методанормы финансового права
изучаются в трехаспектах:
1. Какой она является в законе.
— 8 -
2. Применима ли она в таком виде вжизненной ситуации.
3. Какой должна быть в идеале.
Данный метод необходим для того, чтоб наука финансового права
могла снабдитьфинансовую практику точными рекомендациями.
Второй метод заключается в том, что наука финансового права при
анализе финансово- правовых явлений широко использует явления и выво-
ды используемыедругими науками.
Третий метод сравнительно простогоисследования. Это способ исс-
ледования двухили более финансовых институтов. Такое сопоставление
очень важно как спрактической, так и с теоретическойточки зрения,
т.к. помогаетсовершенствованию правовых норм.
Четвертый метод конкретно социологическогоисследования. Включает
наблюдениедеятельности финансовых органов, налоговых инспекций, бан-
ковских органов,анкетирование.
Пятый метод — статистическая обработка фактического материала.
Позволяет изучитьразличные явления, найти определенные закономерности
и сделатьсоответствующие выводы. Данный метод складывается:
1. Наблюдения и сбор фактов, сводной обработки статистических
данных и иханализ.
2. Рекомендации для законодателей.
Шестой метод - сравнительно-исторический метод исследования.
Предполагаетисторический подход к анализу и оценке.
Каждая наука имеет свою системукатегорий в которых отображены
наиболее общие исущественные знания науки. Финансово — правовая наука
имеет такиеособенности по сравнению с другими науками, что ее катего-
рии находят своеотражение в законе, т.е. закрепляются законодательно.
К основным категориям относится такие какгосударственно-денежные
средства, бюджет,государственные доходы и расходы.
.
— 9 -
3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВАГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
4 марта 1992 года Верховным Советом Украины был принят Закон Ук-
раины «Оприватизации имущества государственных предприятий», который
был введен вдействие 15 марта 1992 года.(1)
Настоящий закон регулируетправовые, экономические и организацион-
ные основы приватизации предприятийобщегосударственной, республиканс-
кой (РеспубликиКрым) и коммунальной собственности в целях создания
многоукладнойсоциально ориентированной рыночной экономики Украины.
3.1 Приватизация имущества государственныхпредприятий Украины (
в дальнейшем — приватизация) — это отчуждение имущества, находящегося
вобщегосударственной, республиканской (Республики Крым) и коммунальной
собственности, впользу физических и негосударственных юридических лиц.
3.2 Приватизация осуществляется на основеследующих принципов:
— законности;
— предоставления льгот на приобретениегосударственного имущества
членами трудовыхколлективов приватизируемых предприятий;
— обеспечения социальной защищенностии равенства прав граждан
Украины впроцессе приватизации;
— приоритетного предоставления гражданамУкраины прав на приобре-
тениегосударственного имущества;
— безвозмездной передачи долигосударственного имущества каждому
гражданинуукраины;
— приватизация государственногоимущества на платной основе с
применениемприватизационных бумаг;
— соблюдением антимонопольногозаконодательства;
— полного, своевременного и достоверного информирования граждан о
всех действиях поприватизации;
— приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы собс-
твенности иприобретения имущества своих предприятий.
3.3 Законодательство Украины оприватизации состоит из настоящего
Закона, указовпрезидента Украины, другого законодательства, регулирующе-
_________________________
1.О приватизации имущества государственныхпредприятий: Закон Ук-
раины от 4 марта1992 г.//Ведомости Верховной Рады Украины.- 1992.
N24.- Ст.348.
— 10 -
го осуществлениеприватизации.
Действие настоящего закона нераспространяется на : — приватиза-
цию объектов государственного земельного ижилого фон-
дов, а также объектов социально-культурного назначения, за исключением
принадлежащихприватизируемым предприятиям;
— изменение организационно-правовых форм собственности колхо-
зов, предприятийпотребительской кооперации.
Приватизация долей (акций, паев), находящихся вгосударственной
собственности, вимуществе совместных предприятий с иностранными инвес-
тициямипроизводится в соответствии сгражданским законодательством и
уставнымидокументами совместных предприятий.
3.4 Субъектами приватизации являются:
— государственные органы приватизации;
— покупатели;
— продавцы;
— представители и посредники.
3.5Споры возникающие в процессе приватизации, разрешаются судом
или арбитражнымсудом в установленном порядке в соответствии с их ком-
петенцией.
4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Конечно, в объеме 1-й контрольной работы труднополностью осветить
такую глубокую иобширную тему как ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРА-
ВА, однакофундаментальные понятия и базовые положения в указанной ра-
боте приведены.Несмотря на то, что правотворческий подход к финансовым
отношениям по-российскому и по-украинскому законодательству несколько
отличаются другот друга, но эти отличия не столь существенные и к тому
же по ряду объективных и субъективных причинроссийская правотворчес-
кая мысль немногоопережает украинскую, что дает нашим законодателям
использоватьположительный опыт накопленный российскими юристами после
принятия тех илииных нормативных актов, и избегать ошибок, обязательно
встречающихся натаком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не толькоРоссии, но и других разви-
тыхгосударств, учитывая национальные и исторические особенности нашего
народа Украинастанет демократическим и правовым государством.
— 11 -
5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА
1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого, А.П.
Сергеева.-М.: Издательство ТЕИС,1996. — 292-300с.
2.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с
укр./И.Г.Агапов, М.И.Бару, И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украи-
ны,1981.- 639 с.
3.Конституция (Основной Закон) Украины — Принятая Верховным Сове-
том Украины28.06.1996г.
4.О приватизации имущества государственныхпредприятий: Закон Ук-
раины от 4 марта1992 г.//Ведомости Верховной Рады Украины.- 1992.
N24.- Ст.348.
5.Политологический словарь. — К.:ИнноЦентр. — 1991.
6.Советское финансовое право: Учебник.-М.:Юрид.лит.,1987.-464 с.
7.Юридический энциклопедический словарь. — М.: СЭ. — 1984.