Министерство образования РФ
Московский ОткрытыйУниверситет
РЕФЕРАТпо философиина тему: «Ясперс и философская вера»/>Выполнил: студент группы
Проверила:
Москва
Содержание:
Введение… 3
1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере… 4
2. Философствование по Ясперсу… 5
3. Философствование о вере не тождественно знанию… 6
4. Философская вера и человеческая коммуникация… 9
Вывод… 11
Литература… 13
Введение
Экзистенциализм(от лат. exsistentia —существование), или философия существования, играла и продолжает игратьзначительную роль в развитии философии XX в.Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована напроблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако философиясуществования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения.Каждый из её главных представителей создает как бы свое особое учение. Вомногом это объясняется тем, что среди ее представителей известнейшие писатели имыслители XX в.Носистематическое упорядочение идей философии существования мы находим у немецкихфилософов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера (1927), и втрехтомной «Философии» К. Ясперса (1932), а также у французского философаЖ.-П. Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943).
Нередкоэкзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный. Но это делениедостаточно условное, так как все представители этого направлениясосредоточивают внимание на общих для них экзистенциальных проблемах, преждевсего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека вообще, а каждойличности.
В данной работе яизложу понимание философской веры у Ясперса.
1. Сходство и отличие идей Ясперса и другихфилософов о вере
КарлЯсперс (1883—1969) — выдающийся немецкий философ, психолог ипсихиатр, один из основателей экзистенциализма. Для него идею «философскойсовестливости» символизировал И. Кант, а идею удивительной широты кругозора —И.В. Гете, хотя в самом начале своего философского пути он испытывалинтеллектуальное переживание, выброшенное из кантовско-гетевского «культурногорая».
Ясперс решительноотмежевался от рационалистической традиции в философии, связанной с Р.Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии какнауки. Настоящая философия, по Ясперсу, — это прежде всего сам процесс философствования.Таким образом, он делает акцент на принципиальной незавершенности и тем самымна открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладаютнад ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках. В этомотношении Ясперс близок таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они незанимались систематической философией, т.е. не стремились привести своифилософские воззрения в систему. Для Ясперса идея философствования означает именьше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения. Меньше втом смысле, что она связана с определенным «творческим ослаблением»: в нашебурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону,Аристотелю, Спинозе, Гегелю и др. возводить стройные мировоззренческие системыиз абсолютизированной «изначальности» (эйдосы, абсолютный дух), поэтому намдолжно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. А больше потому, чтофилософствованию свойственна жизненность «экзистенциального высветления» проблембегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то осмыслитьнаполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой» наше существование. Дело втом, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытиеличности, ее сознание. «Существование есть сознание, — писал Ясперс, — и ясуществую как сознание… Анализировать существование значит анализироватьсознание»[1]. Ясперс полагал, чтофилософию нельзя ограничить, как науку, строгими рамками определенногопредмета и метода. История философии в отличие от истории науки — это непроцесс приращения знаний, поскольку каждое крупное философское учение,подобно произведению искусства, уникально. (Правда, в истории философиипроисходит приращение категорий и методов, а сходство с историей религиизаключается в последовательном выражении разных позиций веры.) Философияпризвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, «осветить»экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, помочь совершить скачок к«безусловному бытию», которое непостижимо для научного познания, но имманентноприсуще сознанию.2. Философствование по Ясперсу
Философствование, поЯсперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому жечленению бытия. Первый уровень членения бытия — предметное бытие(«бытие-в-мире»), или «существование». Это внешний уровень бытия. Перед еголицом философствование достигает лишь «ориентации-в-мире», по существу это иесть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особойсилой открывается человеку в пограничных ситуациях: в состоянии тяжкогострадания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моментычеловек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конечностисвоего существования. Именно тогда человек может открыть для себятрансцендентный мир; его существование, таинственным образом связанное со своимсобственным, освещает новым смыслом и человеческую экзистенцию.
Второй уровеньчленения бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души, инаконец, третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубиннуюзадачу философствования, связанную с осознанием Бога. По Ясперсу, дляфилософствования основную ценность представляют понятия метафизики, именно онивыражают поиски смысла бытия философской мыслью. Итогом философствованиявыступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, тофилософская является результатом размышления.
Ясперс стремилсядоказать, что духовный прогресс человечества, в том числе и связанный сдемифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условиисуществования особого бытия, трансцендентного мысли. При этом даже скептицизм,высвечивая границы знания, указывает вместе с тем не на ничто, а на нечтосущее, но непостижимое; оно выступает как предмет незнания и, стало быть,веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, чтодолжна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, ана опыте, доступном любому человеку. По Ясперсу, вера не противостоит разуму,а существует в единстве с ним, и ее нельзя рассматривать как нечтоиррациональное. Допущение полярности рационального и иррационального лишьзапутывает проблему экзистенции. 3. Философствование о вере не тождественно знанию
Основой веры неможет быть то, что в своей сущности только иррационально. Для веры мыслящегочеловека, человека философствующего, характерно то, что она существует тольков союзе со знанием: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя.Таким образом, незнание выступает не просто как своего рода субъективныйсвидетель наличия таинственного вида бытия, именуемого трансценденцией. Философскаявера потому и вера, что трансцендентное не может быть доказано рациональнымидоводами, но она потому и философия, что все же предполагает именно какое-тознание о трансцендентном, которое косвенно подтверждается хотя быотрицательными аргументами. Следовательно, скептическое незнание вместе с теместь своего рода знание о существовании особого рода бытия. Трансценденция —это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываютсяслиянными. Философская вера находится как бы на границе между религиозной веройи научным знанием. Она может рассматриваться как своего рода «прафеномен ирелигии, и науки».
Однакофилософствование о вере не может быть знанием, ибо она необъективируема, апредставляет собой только выявление экзистенции, а это есть именно мышление, ане просто эмоционально-психологический феномен. Но такое мышление по самойсвоей сути неадекватно: оно принуждено осуществлять себя в словах, направляясвою интуицию на то, что «за ними». Ясперс различает два вида мышления: философское,которое устремлено «за явления» и может рассчитывать лишь на«удовлетворенность», и рациональное (научное) мышление, устремленное на самиявления и вырабатывающее знания. Настаивая на принципиальном различии междуними, Ясперс никоим образом не отрицает ценности знания: оно необходимо и дляпомощи «высветляющему мышлению».
Экзистенциярелятивирует и в смысловом отношении ограничивает вещное «бытие-в-мире». Но исама экзистенция существенным образом ограничена, причем эта ее ограниченность(в отличие от эмпирической ограниченности человеческих знаний, сил ивозможностей) не только не негативна, но и содержательно-позитивна и потому неможет быть от нее, так сказать, «отмыслена» в акте интеллектуальногоабстрагирования, а принадлежит самому ее бытию: она есть лишь постольку,поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией.Соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в актекоммуникации, а соотнесенность ее с трансценденцией — в акте веры. Коммуникация,по Ясперсу, — это универсальное условие человеческого бытия. Она буквальносоставляет его всеохватывающую сущность. Все, что есть человек и что есть длячеловека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима ичеловеческая свобода со всеми ее степенями. Недаром в лексиконе Ясперса термин«коммуникация» означает глубоко истинное, личностное общение «в истине».Коммуникация есть центральное понятие не только этики и аксиологии, но игносеологии и вообще всего миропонимания Ясперса, она возводится им в рангкритерия философской истины и отождествляется с разумом. Согласно Ясперсу,мысль философски истинна в той мере, в какой «промысли-вание этой мысли»помогает коммуникации. Разум тождествен неограниченной воле к коммуникации.Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, онпротиводействует прерыванию коммуникации, но именно она «дарит» человеку еГОподлинную сущность. Ясперс афористично и очень тонко замечает: «Я один не естьсамость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью».Этим подчеркивается социальная сущность человека. Социальное, интеллектуальноеи моральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к «окликанию» состороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии, принимающая обликпротиворазумного фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массовогообщения, безнадежно отравленного ядом демагогии.
Второй предел, накоторый наталкивается и благодаря которому приходит к себе экзистенция, — это,как уже говорилось, трансценденция. Она выступает как абсолютный предел («абсолютно-объемлющее»)всякого бытия и мышления: трансценденция «столь же неумолимо существует, скольи не может быть увидена, пребывая непознанной». Если «бытие-в-мире» есть «Все»,а экзистенция противостоит «Всему» на правах «Единственного», тотрансценденция бытийствует во «Всем» и в «Единственном» как их объемлющее«Единое». Перед лицом трансценденции мышление принимает свой третий облик —облик метафизики. Но мыслить трансценденцию можно лишь весьма неадекватнымобразом, «вмысливая» ее в предметное.
Вера не есть знание,которым я обладаю, но «уверенность, которая меня ведет». Идеал философскойверы у Ясперса подчас представляется модернизированным вариантом кантовскогоидеала религии в пределах одного только разума. Однако Ясперс острее, чемКант, ощущает границу, грозящую философской вере опасностью переродиться извысокой надпред-метности в пустую беспредметность и тем самым утратить характерсубстанции. Это вынуждает философскую веру «просить помощи» У своей, казалосьбы, преодоленной сестры — у религиозной веры. По Ясперсу, религия, чтобыостаться правдивой, нуждается в «совестливости философии», а философия, чтобыостаться наполненной, нуждается в субстанции религии.4. Философская вера и человеческая коммуникация
Еще одной важнойтемой в философии существования является тема человеческой коммуникации,взаимообщения или интерсубъективности. Человек в экзистенциализмеизначально выступает как социальное существо. В отчужденном бытии, например втолпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде,установившимся схемам общения, обычаям, привычкам. Экзистенциалисты не простоописывают факты, но явно выражают протест против массовой, бульварнойкультуры, ханжеской буржуазной морали. Правда, это часто делается с позицийнигилизма и анархизма.
Характерно, чтовыступая против массовой культуры 60-х гг., сам экзистенциализм сталвпоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры.
Социальность личности, глубоко выраженная Марксом,когда он говорил, что человек становится человеком, только смотря на другогокак в свое зеркало, подробно и убедительно анализируется во многих работахэкзистенциалистов. Экзистенциальная коммуникация предполагает связь людей вовнутренней любви. Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия:
• одиночество. «Неудовлетворенностьв коммуникации является поэтому началом прорыва к подлинному существованию»;
• риск. Тот, кто свое интимноепереживание доверяет другому, рискует быть отвергнутым и осмеянным. Нокоммуникация противоречива: «Я не могу стать собой, не вступая в коммуникацию,и не могу вступить в коммуникацию, не будучи в одиночестве»;
• борьба. Ноэто «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а завоевать. В ней нетобмана и хитрости, нет превосходства над другим, но есть искренность и беспощадноераскрытие своих слабостей.
Ясперспридерживается принципа историзма, который приобрел у него аксиологическийхарактер: для всемирной истории лорнируются универсальный смысл и смысловаясвязь времен. Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации впространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с егоисключительно интимным и прочувствованным ощущением философской традиции какбратства мыслителей всех времен. По Ясперсу, пока человек философствует, онощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей. Наличиеэтой связи времен гарантируется особым «осевым временем», вы явившимуниверсальный смысл истории. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с«осевым временем» и возвращаться к его изначальности, подыскивая новые средствадля неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины. Трудам Ясперсасвойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечествоот тоталитаризма — этой главной опасности XXв., ввергающее людей в кровавые революции и истребительные войны.Вывод
Философия жизни к30-м годам нашего столетия постепенно стала сходить на нет, уступая свое местоэкзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, описываютсямногообразные стороны бытия человека в мире. Философия жизни, считаютэкзистенциалисты, перегружена психологизмами.
Экзистенцияв позднелатинском языке буквально означаетсуществование. Само это существование понимается в экзистенциализме какнепосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне,открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном вариантеэкзистенциализма у Ясперсаэтим иным является Бог, к нему движется личностьв своей свободе.
Перед человеком —бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человектворит свободу. Он ответствен за свой выбор прежде всего перед самим собой, исовсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что,«самосозидая» себя, ты тем же самым актом творишь других, мир вцелом. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, онпостоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуацииответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх,экзистенциональная тревога, ожидание.
Экзистенциализм — это онтология, учение о бытии, о существовании.Для экзистенциалиста человек существует в мире, вопрос о самостоятельномсуществовании природы для него малоинтересен. Природа дана человекуизначально. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект. Ипоскольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна выразитьсуществование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция — этоне просто переживание, а переживание бытия-в-мире.
Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен.Быть свободным — это значит быть самим собой, не ориенироваться на«посторонних».
Один из главныхпредставителей экзистенциализма Ясперс видел инстанцию бытия человека преждевсего в его сознании. Он превыше всего ставил субъективность человека.
Экзистенциализмсумел обратиться к таким интимным сторонам человеческого бытия, которыеотчасти невыразимы на языке науки. Важное значение имели предупрежденияэкзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, противнедобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. противконформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил иразрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. Экзистенциалистыразработали новый способ философствования, который усвоен новейшей философией.
Литература
1. АверинцевС.С. Ясперс. // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1990.
2. ГайденкоП.П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М., 1963.
3. МироноваЯ. Ясперс. // Современная западная философия. М., 1991.
4. Ясперс К. Сочинения. М., 1971.
5. Ясперс К. Смысл истории. М., 1963.