Реферат по предмету "Философия"


Этика Канта. Критика практического ума

Реферат
Тема: ЭтикаКанта. Критика практического ума
Студентка
Аразтаганова А.М.
Проверил
доцент Бойко В. К.

Содержание
Введение
Глава I. Этика и «Критикапрактического разума»
Глава II. Краткая биография И.Канта
Заключение
Список литературы
Введение
«Критика практическогоразума» — вторая после «Критики чистого разума» работа Канта, вкоторой излагается его учение о нравственности — критическая этика илиметафизика нравов.
Своеобразие второй«Критики» Канта с самого начала определялось тем, что«практическое действие» категорически и бескомпромисснопротивопоставлялось в ней благоразумно-практичному действию (ради успеха,счастья, выживания, эмпирической целесообразности) и иллюстрировалось именнопримерами уклонения от недостойного дела. Соответственно интеллектуальнаяспособность, на которую опирается «чистое практическое действие», оказалосьглубоко отличной от того интеллектуального орудия, которым пользуется«практик». Если последний полагается на «теоретическийразум» как на средство исчисления целесообразности или успеха, то субъект«практического действия» исходит из показания разума, непосредственноусматривающего безусловную невозможность  определенных решений и вытекающих изних событий.
Отсюда следовал важныйвывод о независимоти структуры подлинного человеческого поступка от состояния способностичеловека познавать. Человек остался бы верен своему долгу (своему сознаниюбезусловной невозможности совершать — или не совершать — определенныепоступки), даже если бы он вообще ничего не мог знать об объективныхперспективах развертывания своей жизненной ситуации.
За царствомнееопределенностей и альтернатив, в которое вводила «Критика чистогоразума», открывалось царство ясности и простоты — самодовлеющий мирличного убеждения. «Критическая философия» требовала осознанияограниченности человеческого знания (а оно ограничено научнодостоверным знанием),чтобы освободить место для чисто моральной ориентации, для доверия кбезусловным нравственным очевидностям.
Сам Кант, однако,формулировал основное содержание своей философии несколько иначе. «Ядолжен был устранить знания, — писал он,- что бы получить место для веры».
ГлаваI. Этика и «Критика практическогоразума»
Впонимании этики как своеобразной и даже — в известном смысле — высшей«гносеологии» был зародыш действительно новой, и притом значительной, мысли.Кант вводит мысль о первенстве «практического» разума над «теоретическим».
«Всякийинтерес,— утверждает Кант,— в конце концов есть практический, и даже интересспекулятивного разума обусловлен и приобретает полный смысл только впрактическом применении»[1]. Этоположение вслед за Кантом развил Фихте. Тем самым немецкий классическийидеализм перешел от рассмотрения действительности только в качестве предметасозерцательного познания к рассмотрению того, что вносится в нее и в еепознание самим познающим субъектом.
Первое систематическоеизложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики нравов»,которая увидела свет в 1785 году. Почему Кант не назвал свой труд «критикой»по аналогии с «Критикой чистого разума»? Он объяснял это тем, что вэтике дело обстоит проще, чем в гносеологии, здесь для разума не уготованотакое количество диалектических ловушек, как в области теории, здесь и самыйобыденный рассудок легко может достигнуть высокой степени правильности безкакой-либо особой критики. С другой стороны, подобная критика, по мнению Канта,будет завершенной только тогда, когда окажется возможным показать единствопрактического и теоретического разума (то есть нравственности и науки), а в1785 году Кант считал, что он еще не в состоянии решить подобную задачу. Кактолько она оказалась ему по плечу, он сел за «Критику практическогоразума». Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание этих двух этическихработ частично повторяет, частично дополняет друг друга.[2]
Вэтих работах изложены лишь начала кантовского учения о нравственности; взавершенном виде оно предстанет в поздних произведениях. Построениеэтого сочинения обнаруживает черты, параллельные построению «Критики чистогоразума», не говоря уже об общей для обеих «Критик» гносеологической основе.Наконец, опираясь на развитое в обоих этих трактатах обоснованиеэтики,Кант излагает — в «Метафизике нравственности» — уже систему своих этическихвоззрений.
Теорию познания Кантвынашивал долгие годы, в  результате она возникла как целое, была изложенастрого, стройно, систематически. С теорией морали дело казалось проще, но оказалосьсложнее: только в преклонном возрасте Кант создал труд, где все было додуманодо конца, — «Метафизика нравов».
Продолжая традицию европейскогосвободомыслия, Кант порвал с религиозным обоснованием морали: не заповеди бога,а долг перед человечеством заставляет нас вести себя нравственно. Однако всето, что Кант ниспроверг в «Критике чистого разума» как абсолютнонедоказуемое — бессмертие души, свобода воли, бытие бога, — восстанавливается в«Критике практического разума» как постулаты, которые хотя и нерасширяют нашего знания, но в общем «дают разуму право на такие понятия,обосновать даже возможность которых он иначе не мог бы себе позволить». [3]
В своей теории этикиКант утверждает примат практического разума над собственно теоретическим,главенство деятельности над познанием. В широком смысле слова в практическуюсферу своего учения он относит этику, учение о государстве и праве, философиюистории и религии. Но в узком смысле термина практическийразуму Канта означает разум законодательствующий, а значит, создающий принципы иправила морального поведения.
Для философской системыКанта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистическиетенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существованиеобъективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют «вещи всебе», не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательнопроводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречии с этойматериалистической тенденцией он утверждал, что «вещи в себе»непознаваемы. Иными словами, он выступил как сторонник агностицизма.Агностицизм приводит его к идеализму.
Идеализм Кантавыступает в форме априоризма, учения о том, что основные положения всякогознания являются доопытными, априорными формами рассудка.
Пространство и время,по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишьформами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания.Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которыхлюди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма. Так,причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, ааприорной формой человеческого рассудка.
Все категории рассудка,как уже отмечено выше, Кант объявил априорными формами сознания.
Идеалистически Кантпредставил и предмет познания. Согласно учению Канта, предмет познанияконструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощиаприорных форм рассудка.
Этот конструируемыйсознанием предмет Кант называет природой. Формально Кант признает, что познаниеимеет своим предметом природу, но по существу он противопоставляет природу объективномумиру.
В идеалистическойфилософии Канта имеются и ценные образцы диалектики. Заслуга Канта в теориипознания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического методадля науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научномисследовании.
Кант отверграспространенный среди метафизиков взгляд, будто научный метод сводитсяисключительно только к анализу. Выдающийся немецкий философ защищалплодотворную мысль о фундаментальном значении синтеза как метода научногопознания.
Диалектическийхарактер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок иразум; он считал, что разумное познание выше и по природе своей диалектично. Вэтот отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях(«антиномиях») разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос оконечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает впротиворечия. Таким образом, источником противоречий во всехантиномиях является, по Канту, не противоречивая природа самого предмета,подлежащего обсуждению, но исключительно субъективные ошибки нашего разума.[4]
Диалектика, по мнениюКанта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можнодоказывать, что мир конечен во времени и пространстве (тезис) и что онбесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочнополагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее его учение об антиномияхразума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса опротиворечиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.
В «Критикепрактического разума» Кант изложил самостоятельную этику долга, котораялежит в основе такого размышления: разум познает природу, ее явления с помощьюопыта, он не может быть ограничен рамками чисто априорного знания. Но разумможет определять волю человека и его практическое поведение. Человек несвободен от законов природы, но благодаря своему «познающему»характеру (человек как индивидуальность) он свободен и следует в пределахтеоретического разума. Закон морали, которому он должен подчиняться, и естькатегорический императив. Он не дает человеку права на вознаграждение за своюморальность, зато дает уверенность в Боге как гаранте моральности.
В книге «Критикачистого разума» Кант стремится опровергнуть все чисто рациональныедоказательства существования Бога. Он ясно показывает, что у него другиеоснования для веры в Бога. Позднее они излагаются им в «Критике практическогоразума» (1786). Но сейчас его цель полностью негативная.
Имеется, говорит он,только три доказательства существования Бога посредством чистого разума. Этоонтологическое доказательство, космологическое доказательство и физико-теологическоедоказательство.
Онтологическоедоказательство, как он его излагает, определяет Бога как ens realissimum,наиболее реальное бытие, то есть субъект всех предикатов, которые принадлежатбытию абсолютно. Теми, кто верит в правильность доказательства, утверждается,что, поскольку «существование» является таким предикатом, этот субъект должениметь предикат «существования», то есть должен существовать. Кант возражает наэто, что существование не есть предикат. Сотня талеров, которые я лишьвоображаю, может иметь все те же предикаты, как сотня реальных талеров.
Космологическоедоказательство гласит: если что-либо существует, то абсолютно необходимоеСущество должно существовать; теперь я знаю, что я существую, следовательно,абсолютно необходимое Существо существует, и оно должно быть ens realissimum.Кант утверждает что последним шагом в этом доказательстве снова являетсяонтологическое доказательство, и оно, следовательно, опровергается тем, что ужебыло сказано.
Физико-теологическоедоказательство есть обычное доказательство от противного, но в метафизическомодеянии. Оно утверждает, что Вселенная обнаруживает порядок, которыйпредставляет собой доказательство существования цели. Это рассуждениеисследуется Кантом с большим вниманием, но он указывает, что в лучшем случаеоно доказывает только Зодчего, а не Творца и, следовательно, не может датьправильного понятия Бога. Он заключает, что «единственной теологией разума,которая возможна, является та, которая основана на законах морали или ищет вних гарантии».
Бог, свобода ибессмертие, говорит он, являются тремя «идеями разума». Но, хотя чистый разумприводит нас к тому, чтобы сформировать эти идеи, он не может сам доказать ихреальность. Значение этих идей практическое, то есть связанное с моралью. Чистоинтеллектуальное применение разума ведет к трудностям. Единственное правильноеиспользование направлено на моральные цели.
Практическое применениеразума коротко рассматривается в конце «Критики чистого разума» и более полно в«Критике практического разума». Аргумент состоит в том, что моральный законтребует справедливости, то есть счастья, пропорционального добродетели. ТолькоПровидение может обеспечить его, и очевидно, что оно не обеспечивает его в этойжизни. Следовательно, существуют Бог и будущая жизнь и должна существоватьсвобода, поскольку иначе не может быть такой вещи, как добродетель.
В «Критикепрактического разума» Кант показал различие представлений о должном, оценностях и нормах, с одной стороны, и представпений о сущем, мире вещей, того,что есть, с другой стороны. Мир должного как бы достраивает мир сущего, азначит, и достоверного до целостности и системы, поэтому действие, по Канту,невозможно без включения его в структуру должного.
Религия у Канта непричина морали, а ее следствие. Мораль отличает человека от животного, но откудаона взялась, остается для Канта величайшей загадкой мироздания. Как и самомироздание. «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением иблагоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездноенебо надо мной и моральный закон во мне».
Так звучит один из заключительныхабзацев «Критики практического разума». (Знаменитый еще и тем, чтобронзовая доска с этим текстом неподалеку от могилы принадлежала к мемориалуфилософа.) Но, продолжает Кант, удивление и благоговение хотя и могут побуждатьк изысканиям, все же не могут их заменить. Что же требуется  для изыскания?Прежде всего научный метод. Он столь же необходим для изучения внешнегомироздания, как и для исследования  мироздания внутреннего. Хранительницей инаставницей науки всегда должна оставаться философия. Глубокое убеждение впользе той области знания, которой он себя посвятил, никогда не покидало Канта.
ГлаваII. Краткая биография И. Канта
Иммануил Кант родился22 апреля 1724 в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван вчесть святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог».Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануилеодарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затемпоступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему неудаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем.Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал своюкосмогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальнойтуманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 Кант защищаетдиссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему правопреподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются«политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописалкультурные и философские основы будущего объединения Европы в семьюпросвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоватьсясобственным разумом».
С 1770 принято вестиотсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 летон назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, гдедо 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических,физических.
К этому времени вызрелопринципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманныйплан относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял врешении трёх задач:
* 1) что я могу знать?(метафизика);
* 2) что я долженделать? (мораль);
* 3) на что я смеюнадеяться? (религия);
* наконец, за этимдолжна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология,лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».
В этот период Кантомбыли написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутациюодного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние надальнейшее развитие мировой философской мысли:
* «Критика чистогоразума» (1781) — гносеология (эпистемология)
* «Критикапрактического разума» (1788) — этика
* «Критика способностисуждения» (1790) — эстетика
Будучи слаб здоровьем,Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своихдрузей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже средипунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он небыл. Говорят, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда ужемог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником не был, охотно с ними беседовал,был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, вчастности, юдофобию.
Умер 12 февраля 1804.Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собораКёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в видеоткрытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора. [5]

 Заключение
" Критикапрактического разума" — главный труд Канта, посвященный не вопросампознавательных способностей разума, а его практическому применению, то естьвыявлению оснований определения воли.
Главный вопрос, которымзадается автор, звучит так — достаточно ли одного чистого разума самого по себедля определения воли, или же эмпирические обстоятельства пересиливают его?
Главной целью, которуюпреследует Кант, является критика притязаний эмпирически обусловленного разумана исключительное определение воли, то есть целевой необходимости человеческогоповедения, и доказательство наличия у практического разума способностиформулировать моральный закон исходя из автономии человеческой воли.
Все произведениеразделяется Кантом на учение о началах (включающее аналитику и диалектику, тоесть анализ и воспроизведение целостного представления о функционированиипрактического разума) и учение о методе (трактующем вопросы моральноговоспитания и упражнения).
Кант показывает, чтонравственное поведение может базироваться только на автономии воли, то есть наеё качестве быть доброй волей, действующей безо всякого давления и принужденияиз собственных оснований. В связи с этим его обоснование посредством ссылок нарелигию, волю Бога, естественные склонности человека к удовольствию истремления к счастью оказывается неприемлемым, подрывающим способность разума ксвободному самоопределению, чистоту и бескорыстие нравственного поведения.
Он провозглашаеткатегорический императив практического разума — «поступай всегда так,чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщегозаконодательства», подчеркнув автономный, свободный, и в то же времяобъективный универсальный и необходимый характер нравственного требования.
Центральным понятиемего учения является долг, который он противопоставляет действию по склонности,интересу, стремлению к счастью, свойственные человеку. Нравственное поведениеимеет целью не сделать человека счастливым, а лишь стать ему достойным счастья.Реализацию же этой возможности, на которую человек не может не надеяться, Кантпереносит в отдаленное будущее, делая тем самым веру в бессмертие души и бытиеБога следствием его способности быть нравственным существом.
Тем не менее, Кант,выявив с разных сторон специфику морального самозаконодательства практическогоразума, оказывается не в состоянии ничего сказать о самой его способности и еёистоках — как практический разум может формулировать цели, достойные разумногосущества, и на чем основана обязательность морального закона.
В заключение своейработы Кант признает, что переживает чувство благоговения перед величием«звездного неба над ним и моральным законом в нём», которыйутверждает в человеке ценность человеческой личности, но постижение иобъяснение которого пока невозможно.
Списоклитературы
1. Асмус,В.Ф., Философия И.Канта: научная литература / В.Ф. Асмус, М., «Наука», 1973 г.– 531 с.
2. Гулыга,А.В., Кант: научная литература / А.В. Гулыга, М., «Молодая гвардия», 1977 г. –301 с.
3. Кант,И., Сочинения в шести томах / научная литература / И. Кант, М.,1963 — 1966 гг.
4. Нарнский,И.С., Кант: научная литература / И.С. Нарнский, М., «Мысль», 1976 г. – 207 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.