Реферат по предмету "Философия"


Этические ценности в философии Украины (Сковорода, Юрквич, Шевченко)

Этические ценности в философии Украины (Г.Сковорода, П.Юркевич,Т.Шевченко)
 

СКОВОРОДАГригорий Саввич (1722-94), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-хгг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковородыраспространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинскойкультуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематикапереплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческогосуществования — подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен,кантов, псалмов.
ЮРКЕВИЧПамфил Данилович (1826-74), российский религиозный философ. Разрабатывалпроблемы христианской антропологии (учение о «сердце» как духовномсредоточии человека).
ШЕВЧЕНКОТарас Григорьевич (1814-61), украинский поэт, художник. Поэзию Шевченко,проникнутую любовью к Украине, состраданием к тяжелой доле народа, протестомпротив всех форм его социального и национального угнетения, отличают близость кнародному творчеству, глубокий лиризм, «простота и поэтическая грациявыражения»
С моментазарождения украинской философии в центре ее исследований стоит человек, тоесть она имеет, антропологическую направленность. Содержаниефилософских размышлений украинских мыслителей связано с духовным миромчеловека. Национальное своеобразие украинской философии обусловило зарождение вее лоне «философии сердца», с которой связаны имена Г. Сковороды, П. Юркевича.
Антропологическаямысль Г.Сковороды, опираясь на православные традиции, создает онтологическуюукорененность природы человека в макрокосмическом мире. Человек тождественен,органически связан с жизнесозидающими силами космоса. Библия же являетсясимволическим воплощением этого единства между космосом природы и космосомчеловека, в ней символически опредмечен смысл духовного опыта человечества,поэтому она также образует собой особый символический космос смысла жизни на Земле.Познание себя как цели жизни человека невозможно без познания всеобщихуниверсальных связей с окружающим миром природы и миром духа. Создавая самобытнуюконцепцию человека, Сковорода делает акцент на том, что человек не простотелесность среди других телесностей, а это особый сущностный мир — “микрокосм”,в котором центральное положение принадлежит его сердцу, потому что именносердцем связан человек с божественной сущностью. По словам Г.Сковороды: “Человекбожий, источающий животворящие струи и лучи божества испущающий, есть солнце непо солнечному лицу, но по сердцу” [1]. Не разум, а сердце, поднимая разум,позволяет человеку узреть в мире свет божественной истины, установить четкиенравственные ориентиры в духовном мире, познать человеческое счастье в жизни,избежать соблазнительных обманов и гибельных искушений. Г.Сковорода писал: «Где ты, свет наш, Иисус Христос? Тыодин говоришь истину в сердце твоем. Слово твое истина есть. Евангелие твоеесть зажженный фонарь, а ты в нем сам свет. Вот единственное средство кизбежанию обмана и тьмы незнания» [2]. Духовная программа для интеллектуальнойработы русской мысли должна быть сосредоточена на такое бытие, “где разум иволя, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, ижеланное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одноживое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человекав ее первозданной неделимости” [3].
УчениеСковороды о сердце органически связано с его философскими взглядами ипониманием им сущности человека. Предметом учения Сковороды является понятиесердца, и здесь философ якобы более, чем где бы то ни было, остается на почвебиблейского учения о сердце как действительном центре духовной жизничеловека. Не придавая слову «сердце» эмоционального оттенка, Сковорода все жепреодолевает односторонний рационализм современной ему психологии. Сердцеявляется для Сковороды чем-то бессознательным. Продолжая христианскую традицию иследуя Платону, «Сковорода рисует это бессознательное не как низшее посравнению с сознательным, психической жизнью, а как высшее и более глубокое,как средоточие всего доброго и светлого»[11].
Сковородаутверждал, что сердце является «действительным человеком», что головой всего вчеловеке является сердце человеческое. Оно и представляет действительногочеловека в человеке. Эта гуманистическая тенденция, по его мнению,проходит через всю украинскую философскую мысль, через творчество Гоголя,Кулиша и др. Утверждается, что Сковорода развивал этот аспект и тем самым имелзначительное влияние на философскую концепцию Юркевича. «Учение Сковороды осердце как центре и целостном начале духовной жизни повторяется Юркевичем.»[10]
При всейфрагментарности теории Г.Сковороды дальнейшая реализация ее найдет воплощение вработах П.Д. Юркевича. Акцентируя внимание на сердце как центре человеческогоестества, мыслители не только стремятся дистанцироваться от западногорационализма с его аргументацией на “голову”, но и утверждают общечеловеческую,общекультурную мировую антропологическую традицию “сердца”, свойственную мистикеЗапада и Востока [4].
В связи сэтим выделим несколько концептуальных положений значения “сердца”. 1). Сердцекак энергийно-экзистенциональный центр самособирает разрозненные частичеловека, из хаоса внутренней духовной разбросанности его тела, души и ума,сердце сосредоточивает все человеческое естество на одном – самом важном,существенном. Собрав и упорядочив в единую цельность все телесные и духовныесилы, все желания и побуждения человека в единое стремление, сердце приступаетко второму этапу – самому важному и главному – кардинальной переделке егопрежнего естества, направленного на путь обожения. От человека, оставившегосвою разобщенную ветхость духа, собранного и очищенного сердца исходитживительный зов энергии к Богу, и он откликается человеку своей лучезарнойблагодатью. Божественное участие в переустройстве человека, в превосхождении имсамого себя невозможно без работы, усилия человека над собой, котороесовершается благодаря его сердцу. В сердце заключена интимнейшая связь человекас Богом. При этом Божественная жизнь не исключает в переустройстве человеческойжизни значения ума и не принижает его деятельное участие в работе сердца, но,напротив, работающее сердце (и только оно) призывает к сотрудничеству ум,рациональные стороны человека. В единстве сердца и ума человек “сердечновнимателен” и открыто бдителен.[5].
2). Сердцевбирает в себя всю полноту Истины, и тогда она предстает в своем целостномединстве с Добром и Красотой. Весь драматизм человека и человечества может какраз и состоять в том, что он выберет какую-то часть этой целостности –заманчивую своей привлекательностью. Многие представители культуры подчеркивалитриединство Истины, Добра и Красоты, которое способно вывести человека на путьПравды – важнейший духовно-социальный экзистенциал (существование)отечественного духа.
3). Сердцекак скрытая глубина Жизни, в которой сокрыт источник жизненных проявленийчеловека. Эта “глубина” не доступна не только для постороннего глаза, но и длясамого человека, в ней сосредоточено скрытое “я” — полное иррациональныхсвойств. В свою очередь, эта “глубина”, сокрытая и таинственная, побуждает человекапознать ее, предстает своеобразной целью жизни – “познай свое сердце”, “заглянив свое сердце”. Бесконечная глубина человеческого сердца соединена с глубинойБожественного центра, что вызывает у человека бесконечный интерес к самомусебе, побуждает его к самопознанию и богопознанию. Процесс познания этойскрытой “глубины” направлен как на человека, так и на Бога.
4) Скрытаяглубина сердца дает основание рассматривать его в качестве верногопрогностического источника. Вслушиваясь в глубины сердца, человек получаетоттуда надежный ответ. Будущее проблематично, опасно, поэтому человеку надлежитчаще обращаться за советом к своему сердцу, ибо в нем кроется и источникбожественного откровения. “Спроси у своего сердца и – поступай по сердцу”,-таким образом, не ошибешься в будущем.
5). Сердцекак центр борьбы Добра и Зла. Водораздел между добром и злом проходит не по тусторону бытия человека. Эта борьба проходит в самом центре его – сердце. Поэтомучеловек ответственен за тот выбор, который он избирает. Зло затмевает сердце, адобро его просветляет.
6) Сердце какисточник света, знания, “светового логоса”. Такое понимание сердца опирается натрадиции неоплатонизма и святоотеческое наследие восточного христианства. “Богявляется всегда как свет и Своим явлением вводит человека в свет вечногоБожественного бытия”,- писал Софроний. (ок. 560-638), христианский монах, с 634патриарх Иерусалимский.) Свет как сущностная онтологическая основа жизниразделяется практически всеми мировыми религиями, корни почитания света уходятглубоко в мифологическое сознание народов разных культур. Разработка метафизикисердца вместе с метафизикой света объединяет Восток и Запад. “Благодатный свет”выводит сердце из потаенных глубин, пробуждает его к деятельности, освещаетпуть интеллектуального созерцания жизни, совершает духовный подъем личности.Здесь сердце зрит реальность “идеала”, “святости”, “ценности”, “смысла”,“культуры”.
7). Сущностьчеловеческого сердца есть любовь. Понятие любви пронизывает все сферы культуры,составляет чувственно-духовную основу ее. Любовь утверждает в человекежизнесозидающие ценности, расширяет горизонт его видения до беспредельности,помогает покинуть пределы одиночества, объединяет и укрепляет связи вчеловеческой жизни. Мир персонального “я” любовь превращает в интерперсональныймир “Мы”, в котором бьется живая энергия Жизни.
Юркевичсоздал «философию сердца» в противоположность не только модному в его времяматериализму, но также крайнему рационализму и интеллектуализму. Анализируясовременную ему философскую проблематику, Юркевич приходит к убеждению, чтообнаруженная в категориях разума философская мысль не в состоянии охватитьцелостного и реального бытия. Границы человеческого познания существуют потому,что за разумом и его способностью познать мир таится более глубокая функциячеловеческого духа, служащая основанием разуму и создающая ему возможность дляразвития. «Философия сердца», изложенная Юркевичем в работе «Сердце и егозначение в духовной жизни человека», создает чрезвычайно характерное переходноеявление от платонизма к философии новейшего времени, однако она находится вявном противоречии с Кантом и его последователями.
Cчитаетcя, что истоки учения Юркевича о «философии сердца» уходят втворчество Сковороды. Юркевич считает, что сердце есть хранитель и носительвсех телесных сил, средоточие душевной и духовной жизни человека. При этомон ссылается на различные библейские источники. «Так в сердце зачинается ирождается решимость человека на такие или другие поступки; в нем возникаютмногообразные преднамерения и нежелания; то есть седалище воли и еехотений»[9]. Сердце есть также средоточие нравственной жизни человека. В немсоединяются все нравственные состояния человека, от высочайшей таинственнойлюбви к Богу до того, по словам Юркевича, высокомерия, которое, обгоняясебя, полагает сердце свое сердцем Божиим.
Юркевичотмечает, что священные писатели знали о высоком назначении головы в духовнойжизни человека, однако средоточие этой жизни видели в сердце. С его точкизрения, заповедь любви философия заменяет отвлеченным и холодным сознаниемдолга, «сознанием, которое предполагает не воодушевление, не пламенное влечениесердца к добру, а простое, безучастное понимание явлений»[9]. Ученый считает,что самые достоверные факты физиологии, подтверждающие связь сознательной жизнидуши с деятельностью головного мозга, не находятся в противоречии с библейскимучением о сердце как подлинном средоточии душевной жизни. Он допускаетвозможность того, что душа как основа сознательных психических явлений имеетсвоим ближайшим органом сердце. Хотя факты свидетельствуют о том, чтосознательная жизнь души проходит под воздействием головного мозга, Юркевнчсчитает, что чувство, которое мы имеем о нашем собственном духовно-телесномбытии, отражается в нашем сердце. Самые малейшие изменения в сфере чувствсопровождаются изменениями в работе сердца. «А эго общее чувство души, как намкажется, есть одно из самых важных явлений для объяснения библейского ученья осердце как средоточии душевной жизни.… В сердце человека лежит основа того,что его представления, чувствования и поступки получают особенность, в которойвыражается его душа, а не другая, или получают такое личное, частно-определенноенаправление, по силе которого они суть выражения не общего духовного существа,а отдельного живого действительно существующего человека»[9].
В этих словахЮркевича, по сути, выражена квинтэссенция его учения о сердце как органе,определяющем духовный мир личности, делающем ее индивидуальностью. Именно всердце, по Юркевичу, сконцентрировано многообразие чувств, эмоций, настроений,переживаний, свойственных человеку, которые детерминируют его поведенческуюдеятельность и мировоззренческую направленность. Такие чувства, как радость,скорбь, страх, надежда, доброта и любовь самым непосредственным образомвытекают из нашего сердца и оказывают воздействие на его деятельность. «Когдамы наслаждаемся созерцанием красоты в природе или искусстве, когда нас трогаютзадушевные звуки музыки, когда мы удивляемся величию подвига, то все этисостояния большего или меньшего воодушевления мгновенно отражаются в нашемсердце, и притом с такою самобытностью и независимостью от нашего обычногопотока душевных состояний, что человеческое искусство, может быть, вечно будетповторять справедливые жалобы на недостаточность средств для выражения иизображения этих сердечных состояний»[9]. В процессе познания, если истиназападает в сердце, то она становится нашим благом, нашим внутренним сокровищем.Юркевич делает вывод, что «только для сердца возможен подвиг…
Из этихзамечаний, — подчеркивает он, — мы извлекаем два положения:
1)сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразнотакие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественнойдуховности и жизненности не поддаются отвлеченному знанию разума;
2) понятие иотчетливое знание разума открывается или дает себя чувствовать и замечатьне в голове, а в сердце; в эту глубину оно должно проникнуть, чтобы статьдеятельною силою и двигателем нашей духовной жизни». Юркевич показываетпротиворечивый характер человеческой личности, в которой одной сосредоточеныкак бы две. Ту личность, которая выступает перед нами, он называет поддельной.Но кроме нее в человеческой индивидуальности находится другая, действительнаяличность. Содержание этой подлинной, действительной личности сокрыто всердце человека. Это явление Юркевич называет двоедушием. Оно показывает,какое огромное расстояние может быть между деятельностью душевной впредставлениях и понятиях и теми собственными состояниями души, которыеотзываются в движениях сердца. Ведь в особенных случаях мы просим человекавысказать свое мнение «от сердца». Отношения между людьми, подчеркивает Юркевич,суть отношения сердечные.
Таковы,например, дружба, братство, любовь и др. Именно здесь проявляется сущностьчеловека, полнота и состояние ею духовных переживаний. «Философия сердца»предполагает рассмотрение религиозного сознания, места и роли религиозныхчувств в структуре человеческой личности. При этом она исходит из тезиса о том,что религия не является чем-то посторонним по отношению к духовному миручеловека. «Основа религиозного сознания человеческого рода заключается всердце человека: религия не есть нечто постороннее для его духовной природы,она утверждается на естественной почве»[9]. Согласно концепции Юркевича,религиозное чувство является врожденным. Отсюда вывод о том, что религиозность присущаукраинскому национальному характеру, поскольку философское миросозерцаниеукраинского народа отражено в «философии сердца». Выше подчеркивалась мысль,что истоки «философии сердца» Юркевича — в учении Сковороды.
Доминирующей тенденцией«украинской идеи» было исследование проблемы становления и развитиянационального самосознания украинского народа
Эта объясняется особенностямиисторического и социально-экономического развития Украины и отдельных еёрегионов. В силу этого культурная жизнь на протяжении различных историческихэпох не всегда носила самостоятельный характер, изменялся уровень как политическойзависимости, так и национального самосознания украинского народа. Украинскийнациональный характер, как и национальный характер любого народа, диалектическипротиворечив. Одной из распространенных интерпретаций тезиса о преимуществеэмоциональных и чувственных элементов над рационалистическими в характереукраинского народа является утверждение о том, что в философии П. Д. Юркевичанашли отражение эти черты национального характера [8].
Наряду сналичием общечеловеческих черт, которые трансформируются в национальном бытииукраинского народа, в нем содержатся элементы консервативные, то, что влитературе получило название отрицательных черт национальной психологии. Ихнеправомерность доказывается содержанием и характером культуры украинскогонарода. Достаточно вспомнить творчество Т.Г.Шевченко , где наряду слирическими произведениями имеются произведения, в которых отражено героическоепрошлое украинскою народа (например, «Гайдамаки»). Доброта, щедрость,задушевность, юмор, трудолюбие — это общечеловеческие ценности,преломленные в национальном бытии, которые нашли отражение в искусстве,литературе, устном народном творчестве украинскою народа.
Историяукраинского народа, его героические победы и драматические поражения в прошлом,культура, и материальная, и духовная, быт, традиции, обычаи, обряды, выработаннаяна протяжении веков система ценностей формировали содержание украинскогонационального характера. Несомненно, что украинский национальный характерформировался и видоизменялся под воздействием различных факторов — исторических, социально-экономических, географических и др. Из «философиисердца» вытекает, что эмоциональность и религиозность — это важнейшие чертыукраинского национального характера[12].Но, украинскому народу свойственны иэмоциональность, и религиозность так же, как любому другому народу, исторонники данных взглядов смешивают понятия национального характера инационального темперамента.
Эмоциональность- это черта, которая характеризует национальный темперамент. В этом смысле мыговорим об эмоциональности итальянцев, испанцев, латиноамериканцов.Религиозность — то черта, свойственная скорее национальному характеру любогонарода. Степень ее проявления на протяжении различных исторических эпох зависитот множества факторов.
Религиозность,как, впрочем, и вольнодумство, составной элемент в структуре мировоззрениялюбого народа.
«Философиясердца (Юркевича) является характерной для украинской мысли. Юркевич типичныйпредставитель национального украинского характера»[7].
Всялитературная сила Шевченко — в его «Кобзаре». По внешнему объему«Кобзарь» не велик, но по внутреннему содержанию это памятник сложныйи богатый: это малорусский язык в его историческом развитии, крепостничество исолдатчина во всей их тяжести, и наряду не угасшие воспоминания о казацкойвольности. Здесь сказываются удивительные сочетания влияний: с одной стороны — украинского философа Сковороды и народных кобзарей, с другой — Мицкевича,Жуковского, Пушкина и Лермонтова. В «Кобзаре» отразились киевскиесвятыни, запорожская степная жизнь, идиллия малорусского крестьянского быта — вообще исторически выработавшийся народный душевный склад, со своеобразнымиоттенками красоты, задумчивости и грусти. Поэзии Шевченко насквозь пропитананародностью. Чтобы определить воззрения Шевченко на задачи и цели поэтическоготворчества, нужно привлечь еще те места, где говорится о счастье, как понимаетего поэт, о славе. В особенности важны в смысле поэтических признаний все теместа, где говорится о кобзаре, о пророке и о думах, как любимых детях. Вбольшинстве случаев поэт подразумевает под кобзарем самого себя; поэтому онвнес во все обрисовки кобзаря много лирического чувства. Душа Шевченко до такойстепени насыщена народностью, что всякий, даже посторонний, заимствованныймотив получает в его поэзии украинскую национальную окраску. Из легенд охождении Христа взято начало стихотворения «У Бога за дверьмы лежаласокыра». Народность Шевченко определяется, далее, его миросозерцанием,излюбленными его точками зрения на внешнюю природу и на общество, причем вотношении к обществу выделяются элемент исторический — его прошлое, и элементбытовой — современность. Внешняя природа обрисована оригинально, сосвоеобразным украинским колоритом. Поэзия Шевченко очень богатарелигиозно-нравственными мотивами. Теплое религиозное чувство и страх Божийпроникают весь «Кобзарь». Как человек весьма религиозный, Шевченко втеплых выражениях говорит о силе молитвы, о киевских святынях, о чудотворномобразе пресвятой Богородицы, о богомолке, постоянно выдвигает христианскиепринципы добра, в особенности прощение врагам. Сердце поэта исполнено смиренияи надежды. Все это спасло его от пессимизма и отчаяния, лишь по временам, подвлиянием тяжелых условий его личной жизни и жизни его родины, пробивавшихся впоэзию Шевченко.
В теснойсвязи с основным религиозно-нравственным настроением поэта стоят мотивы обогатстве и бедности, о значении труда. Поэта смущает имущественное неравенстволюдей, нужда их, смущает и то, что богатство не обеспечивает счастья. Егопринцип — «и чужому научайтесь и своего не цурайтесь». Поэту, однако,совсем была чужда идея искания истины и служения ей независимо от каких-либотрадиций. У Шевченко обнаруживается местами узкое национально-прикладноепонимание науки, местами отождествление науки с моралью. Все перечисленные вышемотивы поэзии Ш., за исключением двух-трех (Днепр, Украина, казаки), отступаютперед основными мотивами семейно-родственными. Семья — настоящая суть всего«Кобзаря»; а так как основу семьи составляет женщина и дети, то они инаполняют собой все лучшие произведения поэта. П.И. Житецкий, в «Мыслях омалорусских думах», говорит, что в произведениях малорусской поэзии, какшкольной, так и народной, народная этика сводится главным образом к семейнойморали, основанной на чувстве родства; в народной поэзии правда называетсяматерью ридной, а мать — правдой вирной, и в образе матери создана большаянравственная сила, как сила любви. Все эти суждения вполне применимы к поэзии Шевченко,которая по развитию семейно-родственных идеалов примыкает непосредственно кнародной поэзии.

Заключение
 
Украинскуюфилософию можно рассматривать в контексте общечеловеческого и национального. Сковорода,Юркевич, Шевченко — это мыслители мирового значения, давшие толчок развитиюотечественной философии. Если же говорить о мировом значении славянскойфилософии, то многие ее представители оказали влияние на развитие философскоймысли в мировом масштабе. Юркевич оказал влияние на формирование и развитиеантропологических направлений в зарубежной философии X X в. Шевченкопринадлежит заслуга обстоятельного изучения социальных условий прикрепостничестве, заслуга изображения их не только художественного, но игуманного, как образцовая национальная обработка широкого международногокультурного мотива.
 

Литература
 
Сковорода Г. Соч. в 2 т. М., 1973. Т.1. С. 124.
Там же. С. 155.
Киреевский И.В. Критика и эстетика.М., 1979. С. 334.
Фасмер М. Этимологический словарьрусского языка. В 4 т. М., 1987. Т. 3. С. 605-606. Большойсравнительно-этимологический анализ проделал П.А.Флоренский. О глубоком духовномродстве русского и индийского народов, в их “культуре сердца” отмечал И.С.Хомяков, эту линию сравнительного анализа углубил Б.П. Вышеславцев. Единствозападнохристианской и восточнохристианской мистик анализировали Н.С. Арсеньев,Г.Я. Стрельцова.
Лосский Вл. Очерк мистическогобогословия Восточной церкви// Мистическое богословие. Киев. 1991. С. 226-229.Так же. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М., 1991. С.24-34.
Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. М.,1994. Т. 3. с. 376-377.
Чижевський Д. Нариси з історії філософіїна Україні. -С. 19.
Мірчук І. Світогляд українськогонароду. — Прага, 1942. -С.238.
Юркевич П. Д. Философскиепроизведения. — М., 1990. -С. 69.
Эрн В. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. — М.,1912. -С. 340-341.
Чижевський Д. Нириси з історії філософії України.- С. 54.
Гнатенко П. И., Українский національний характер, Київ,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат М.Д. Скобелев и его план войны с Германией (конец XIX в.)
Реферат Аркадна гра "гольф" з елементами трьохвимірної поверхні
Реферат ІІ. Проблеми національного виховання та ґендерної політики І місце
Реферат Мобильный маркетинг: займет ли мобильная рекламная технология свое место под солнцем?
Реферат Разработка программно–алгоритмических средств для определения надёжности программного обеспечения на основании моделирования работы системы типа "клиент–сервер"
Реферат Биография Везалий
Реферат Cистеми телекомунікацій /Укр./
Реферат Советское брачное право
Реферат Понятие и содержание хозяйственного учета и его видов
Реферат Особливості та інструменти митно-тарифного регулювання міжнародної економічної діяльності в Фран
Реферат Международный долговой кризис
Реферат Великие полководцы войны 1812 года
Реферат Физическая реабилитация больных остеохондрозом
Реферат Эколого-геохимические и географо-генетические особенности распространения фтора в почвах северо-западного причерноморья Украины
Реферат Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)