Реферат по предмету "Философия"


Экономические теории и экономическое прогнозирование

--PAGE_BREAK--1.2. Классический капитализм
Капиталистическим обычно называют определенный тип хозяйственно-экономической деятельности, который собственно и есть предмет изучения экономической науки.
Комплексный взгляд на общество позволяет выделить в целом позволяет выделить в нем четыре взаимосвязанных друг с другом сферы – экономическую, социальную, политическую и культурную. На начальной стадии развития капитализма выделяется и обособляется экономическая сфера общества. Впоследствии она воздействует на все остальные сферы общества, делая их подвижными, так как, как было сказано выше, в  природе капитализма присутствует устремление вперед, в будущее.

Надо отметить, что выделенные сферы оказывают и обратное воздействие друг на друга и на всю экономику в целом. Каждая из выделенных сфер носит не универсальный характер, а свойственна данному национальному государству в данную историческую эпоху. Этим, собственно, и объясняется своеобразие национальных капиталистических экономик и их отличие друг от друга.

В традиционном обществе  все смысле продуктивной деятельности  задавались религией или мифом, а мотивы и условия производственной деятельности всецело вписывались в общую социальную структуру.

Труд ремесленника не был полностью подчинен мотиву выгодной сделки  на местном рынке. Это был его образ жизни, его собственный путь прохождения его земной жизни.Экономический интерес ремесленника не был самостоятельным, оторванным от принятых в его эпоху традиций и норм, он был их продолжением. Независимые экономические институты отсутствовали, они были лишь продолжением социальных институтов.

Напротив, единственный экономический интерес владельца собственного дела, мастерской, в условиях саморегулирующегося рынка и конкуренции – это прибыльное ведение дела. Все остальные резоны он принимает в том случае, если существует угроза внешнего наказания или же того требует его внутренний моральный закон.

При капитализме технологически сложное производство связано с большими рисками и неопределенностями. Требуются долгосрочные инвестиции в оборудование, сырье, в квалифицированную рабочую силу. Необходимо наличие свободного капитала на финансовом рынке. Сам цикл «производство – реализация товара» раздвигается во времени и усложняется по своей форме. Обеспечить бесперебойную работу такого капиталистического предприятия можно лишь превратив все, что необходимо для его функционирования и жизнедеятельности, в товар. В частности таким товаром должна стать рабочая сила. Рабочая сила – это другое название для людей, живущих в данном обществе и работающих по найму на различных предприятиях. Продажа труда и профессиональных услуг должна быть организована рыночным способом.

Но труд – это еще и другое название для образа жизни человека. Труд, начиная с А.Смита, брался за основу благосостояния общества. Но продажа труда на рынке делает образ жизни  человека зависимым от экономических мотивов работодателя. Развитие промышленного производства, его усложнение и изменение с необходимостью влечет изменение в профессиональных и трудовых навыках, которыми должны обладать вовлеченные в производство люди. Тем самым подвижность и изменчивость всей цепочки «производство – реализация» ведет к изменению в профессиональной матрице. В целом структура социальных связей оказывается в сильной зависимости от преобразований в экономической сфере.

 Идеи философов-меркантилистов (сторонников саморазвивающейся экономики) в Европе содействовали распространению рыночной идеологии, они же готовили общество к такому взгляду на вещи, что только  саморегулирующийся рынок без какого-либо внешнего вмешательства со стороны общества и государства может обеспечить всеобщую занятость и непрерывный рост благосостояния общества. Философы-либералы в разное время отстаивали принцип невмешательства или минимального вмешательства в рыночные процессы, аргументируя это положение снижением эффективности регулируемого рынка.

Саморегулирующийся рынок предполагает: все, что производится в обществе для продажи на рынке, все источники  доходов образуются только в результате этих продаж, полученные от продажи доходы достаточны, чтобы купить все произведенные товары. То есть доходы в денежном выражении  от рыночной деятельности должны уравновешивать рыночную стоимость произведенных товаров в денежном выражении. Продажи на рынке совершаются свободно, регулирует их только принцип свободной конкуренции цен. Никакие внешние институты не влияют на фактор цены на рынке. При этом предполагается, что земля и все, что в ее недрах, труд и деньги также являются товаром для продажи, поскольку они вовлечены в процесс производства. Доходы от реализации на пользование землей получили название ренты, доходы от продажи труда – заработной платы, а от пользования деньгами – проценты на капитал. Другими словами, земля, труд и деньги при саморегулирующемся рынке становятся товаром и подчиняются в рамках рыночных отношений только одному мотиву – выгоде.

Такой взгляд на людей и природу появляется в 17 веке.  Учения философов Локка и Юма стали основой нового кодекса поведения, основанного на расчете и стремлении к счастью. Работы основателей экономического учения укрепляли такой взгляд на все вокруг, как на товар.  Экономист Адам Смит писал об этом: «Таким образом, спрос на людей, как и спрос на всякий иной товар, необходимо регулирует производство людей – ускоряет его, когда оно идет слишком медленно, задерживает, когда оно происходит слишком быстро. Этот именно спрос регулирует и определяет размножение рода человеческого во всех решительно странах мира».
Но с другой стороны, земля, ее недра и все, что мы называем природой или естественной средой обитания  вместе с проживающими на ней людьми, образуют физическую часть общества. Общество – это пространство людей в некоем географическом пространстве Земли. В тот момент, когда люди начинают смотреть на землю и на других людей с позиции выгоды, как на «сырье» для последующих преобразований в товарное изделие, вся физическая субстанция общества подчиняется законам рыночной экономики. Именно это имеется в виду, когда говорится, что сфера экономического интереса и мотива при капитализме объемлет все общество без исключения.

Несмотря на ведущую роль капиталистического рынка и экономики, представляется слишком узким сведение капитализма к экономической сфере жизни.


Капитализм как явление существует только в пространстве государств и межгосударственных образований, а на локальном уровне он всегда связан с той  или иной социальной структурой – будь то форма, корпорация или государство. Капитализм – это характеристика поведения некоей социальной структуры в целом, а не только особенности ее способа ведения хозяйства.

Процесс становления капиталистической экономики рыночного типа не был эволюционным, и формирование национальных государств и внутреннего рынка было первой точкой бифуркации, приведшей к становлению капитализма как системы хозяйства в Европе.

Второйтакой точкой были переход к саморегулирующемуся рынку, и затем превращение капитализма из системы хозяйства  в тип общества.

Позже стало ясно, что механизм саморегулирующегося рынка, если его запустить в действие, может полностью разрушить общество, потому что он будет работать не на благосостояние всего общества в целом, а только на реализацию правил и потребностей предприимчивых людей. Так что учение о том, что капиталистический рынок есть лекарство для лечения социальных диспропорций и механизм для всеобщего благосостояния оказался мифом.

Однако, отдельные аспекты этой идеи живы до сих пор, в частности можно усмотреть схожесть между идеей  глобализации конца 20 века и идеей  laissez
-
faire(«свободной руки»)  экономистов 18 века: обе эти идеи, так или иначе, рассчитывали на победу либерализма в глобальном масштабе.

В капиталистическом обществе происходит возвеличивание нового человека – «экономического человека». Капиталистическое общество прочно связывается с деятельностью автономных индивидов, для которых характерны отношения нового типа. Механическая солидарность уступает место органической солидарности (что хорошо показано в работах французского социолога Э.Дюркгейма).  Он считает, что органическая солидарность возникает из того, что каждый индивид имеет свою собственную сферу действия, что усиливает солидарность и «индивидуальность целого возрастает вместе с индивидуальностью частей».
Можно сделать вывод: благодаря изобретательности и творческой активности человека (продуктом чего и является капитализм) в Европе возникли система национальных государств и внутренние рынки на всей территории этих государств. Этот исторический момент не был результатом процесса эволюции, он стал точкой бифуркации, развернувшей человека к своему неопределенному будущему, который он до сих пор продолжает творить сам. Капиталистическая модель общественного  развития оказалась самой привлекательной для всех других государств. Сегодня она приобрела статус универсального принципа жизни самых различных обществ. Незападные страны столкнулись с проблемой модернизации всех четырех обозначенных выше сфер общественной структуры, ее решение является для них единственной возможностью влиться в всеобщую историю.

Итак, становление классического капитализма было второй поворотной точкой  в развитии капитализма. Идея саморегулирующегося рынка и ее реальное действие привели к осознанию существования общества как отдельной от рынка сущности, предопределяющей социальный порядок. В условиях классического капитализма изменилась не только экономическая жизнь общества, но и само общество трансформировалось в капиталистическое, спаянное органическими связями, которые вытеснили механические связи традиционных обществ.
--PAGE_BREAK--1.3 Ослабление органической солидарности капиталистического общества.
Дальнейшее развитие капитализма как общества и как системы хозяйства под влиянием ряда факторов принимает неклассическую форму.

Во-первых, это экономические факторы и неолиберализм как идеология «экономического человека».Инструментальный характер западной экономики постепенно усиливался в связи с ростом количества научных дисциплин и способов их эффективного применения в конкурентной борьбе между государствами. Стоимость вещей стала определяться их способностью быть предельно полезными.Произошла неадекватная смена парадигмы экономической науки, в результате чего политическая экономия из теории капитализма как способа хозяйствования и теории капиталистического общества превратилась в частное экономическое знание.

Неолиберализм, который исходил из неизменной природы «экономического человека»- стремления к максимуму удовлетворений при минимизации издержек, обрел статус идеологии, реально меняющей общество: методологическая абстракция «экономический человек» выступила как реальный объект ценностной ориентации, изменилось соотношение экономики и общества в пользу первой, ослабла органическая солидарность.

Попытки остальных стран догнать Запад привели к трансляции чужих экономических моделей, что способствовало отделению экономики этих государств от других сфер общества и превращение ее в инструмент. Этот процесс усугубила глобализация: развитие рынка в этих странах и в целом в мире стало опережать социальное обустройство.

Во-вторых,это наука и инновации. Среди многообразных факторов, повлиявших на трансформацию капитализма, особое место занимает направленность на непрерывную инновацию товарного производства. Инновация становится смыслом и целью экономической деятельности и в конце концов изменяет характер труда. Смысл инновации во многом отрицательный. Она уничтожает плохие вещи, непрерывно производя новые и хорошие. Экономический эффект от ее внедрения тем больше, чем больший объем товара она убирает с рынка. Ясно, что эффективность инновации повышается благодаря научным открытиям. Поэтому движение капиталистического производства товаров всячески стимулирует научный поиск сберегающих технологий. Настроенность на инновацию сдвигает акцент в потреблении с материальной сферы на нематериальную. Потребление  материальных товаров, будь то автомобили, дома, продукты питания, одежда, имеет естественные ограничения, в частности во времени. Потребление нематериальных товаров – идей и символических смыслов – таких ограничений не имеет. При сдвиге потребления с материальной сферы на нематериальную снимаются временные ограничения. В единицу времени можно потреблять существенно больше идей, чем вещных предметов.

Движение экономики в сторону сберегающего производства своей оборотной стороной имеет проблему занятости высвобождаемых из этого производства людей. Происходит это потому, что инновационная деятельность направлена, в частности, на улучшение всех инструментов, посредством которых происходит преобразование сырья в конечный продукт. Человек, включенный в систему производства, также является инструментом, своеобразным «механизмом» производственной деятельности.

По мере инновационного роста меняется объем используемого капиталистической экономикой труда: человек-инструмент имеет тенденцию, по крайней мере в развитых экономиках, к вытеснению все более эффективными умными механическими машинами-роботами. Получается, что люди, объективно и идеологически вытесненные в экономику, оказываются ей невостребованными. Человек капиталистического общества тем самым выпадает из органической солидарности.

Ключевой третий фактор – это формирование массовой культуры.Массовая культура  постепенно стала тем  коллективным сознанием  или коллективным мифом, который подменил собой индивидуальность сознания  личности, унифицировал личность до человека толпы, спаянной теперь механическими связями нового традиционализма. Массы людей при этом оказались вытесненными из сферы  производства в сферу стандартизированного потребления, безличной унификации. В отличии от свободных автономных человеческих индивидуальностей, вовлеченных в общее экономическое дело и цементирующих его как целое, они снова становятся молекулами потребительского общества. Общество возвращается к механической солидарности, но уже нового типа. Коллективное сознание  существует уже не в форме мифа, а в форме массовой культуры, которая унифицирует индивидуальность личности до человека толпы.

Вступив в новую фазу – фазу ослабления органической солидарности – капитализм расстается с классическим образцом, в котором экономика и общество органически сплавляются в капиталистическую  систему, что приводит вызовам,  рискам и  угрозам для дальнейшего существования капитализма, дисбалансом между экономикой и всеми остальными сферами.



На пути к решению создавшейся дилеммы «общество для рынка» или «рынок для общества» возможны два сценария пути развития капитализма, которое будет определять конфигурацию социального порядка.

В первом сценарии, где активным, формирующим началом будет энергия рыночной стихии, очертания будущего можно увидеть уже сейчас.

На глобальном уровне капитализм – это система, захватившая почти все без исключения страны и имеющая четко выраженный государство-центр, периферию и полупериферию из государств, находящихся на разных стадиях экономического развития. Доминирование центра мирового капитализма обеспечивается исключительно технологическим и инновационным уровнем американской экономики, который сегодня нельзя сравнить ни с  Европой, ни с Японией. Сегодня американская экономика  трансформировалась в экономику знаний, она направлена в основном на производство метатехнологий, ноу-хау и эффективных технологий по организации управления. 

Метатехнологии распространились только в конце 1990-х гг., изменив характер взаимоотношений между субъектами глобального капиталистического рынка. Собственно говоря, эти новые, не виданные ранее, технологии практически убрали традиционное понятие конкуренции не только из рыночной экономики, но и из политической реальности, они выстроили мировой порядок в соответствии с новыми рыночными реалиями. Таким образом, возник центра, который отправляет на периферию инновационные технологии, являющиеся продуктом интеллектуальным, а взамен от периферии получает продукты, изготовленные на основе невосполняемых природных ресурсов.

Мотивы центра – жить в изобилии, поддерживать достигнутый уровень благосостояния своих граждан – явно находятся  в противоречии с идеей общего блага, какие бы конкретные формы это благо не принимало на региональном и локальном уровне. Органическая солидарность не свойственна глобальному рынку. Мы снова возвращаемся к той фазе развития капитализма, когда экономика стремится возвыситься над всеми другими сферами.

Создание новых проектов будущего человеческого сообщества, основанных на универсальных принципах устроения всего человечества, выглядит чересчур утопичным. Об этом писал еще А.Смит, который считал, что счастье и благосостояние отдельного гражданина никак не связаны с абстрактной идеей счастья в общечеловеческом масштабе. Вместе с тем создание новых форм социального обустройства на региональном уровне будет обеспечено вызовами со стороны глобального рынка. Европейский, азиатский и латиноамериканский союзы государств могут стать в скором времени реальными конкурентами  сегодняшнему центру. Но в ближайшей перспективе это Индия и Китай.

Современная капиталистическая система не делает человека более свободным, а бедности  и несправедливости порождает больше, чем благосостояния. Да и благосостояние  при этом распределяется  специфическим образом – 10% населения развитых стран владеют более чем 50% всех созданных богатств. По сути, она выполняет ту же функцию, которую выполнял местный рынок в традиционном обществе – закрепляет сложившееся неравенство и формы несвободы человека. Преодолеть сложившееся положение можно не путем социальных противоречий, а путем сознательного конструирования своего будущего.

Теперь рассмотрим другой сценарий – «рынок для общества». Понятно, что в его реализации активным, формирующим началом должны выступать общество и государство. Но для этого необходимо снова вернуться к теоретическому переосмыслению идеи общественного развития, идеи прогресса и идеи свободы человека. Ведь до сих пор эти идеи связываются с экономикой, с характером труда и уровнем внедрения высоких технологий в производственные процессы, что ведет, как мы видели, к привязыванию человека к потреблению, к усилению его несвободы. Как оторваться от потребления, сделать потребительское общество не универсальной моделью, а всего лишь одной из моделей теоретического и практического применения? Жизнь изначально бесконечно разнообразнее потребительского рая, сохранить это разнообразие – задача социального творчества, высвободить которое можно только с помощью новой духовной революции.





--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технологии социально-медицинской работы с военнослужащими
Реферат Технологии социальной реабилитации
Реферат Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Реферат Технологии социальной работы с лицами испытывающими насилие
Реферат Теоретические основы механизма формирования цен в условиях рыночной экономики
Реферат Технологія соціального захисту
Реферат Теория стратификации общества
Реферат Розвиток перукарського мистецтва в різні історичні часи
Реферат Теоретичне обґрунтування та дослідження особливостей професійного самовизначення
Реферат Технологии социальной работы с лицами, испытывающими насилие.
Реферат Теоретические основы социальной работы по охране семьи
Реферат Часовые побережья
Реферат Теория самореферентных систем Никласа Лумана
Реферат Техніки ведення консультації
Реферат Теория Спенсера