Федеральное агентство по образованию
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО образовательного Учреждения
Высшего ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирский федеральный университет»
ФИЛИАЛ В г.УСТЬ-ИЛИМСКЕ
Реферат
Дисциплина:Философия
На тему:Экономическая философия. Нравственно-психологические устои экономики
Содержание
Введение
1.Экономическая философия
2.Нравственно-психологические устои экономики
Заключение
Списокиспользуемых источников
Приложение
Введение
Цель настоящей работы –рассмотреть природу общества в его истории и сути, вникнуть в такие сферыобщественной жизни, как экономика, политическая, духовная сферы жизни общества.Уяснить что же такое общество, проанализировать суть экономической сферы жизнии развития общества с философской точки зрения. Рассмотреть проблемыэкономической философии.
В соответствии с поставленнойцелью, можно выделить две задачи:
1.Исследоватьэкономическую философию
2.Рассмотретьнравственно-психологические устои экономики
философияэкономика устой общество
1. Экономическаяфилософия
Экономическая философиявходит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у нееесть свой особый срез проблем или угол зрения на экономическую жизнь общества.Чтобы ответить на вопрос, что такое экономическая философия как философскоеучение, следует прежде понять, что такое политическая экономия. Определим еекак науку, изучающую законы, принципы, управляющие производством,распределением, обменом (куплей-продажей) и потреблением жизненных благ наразличных ступенях развития человечества.
Политическая экономияисходит из той точки зрения, что в хозяйственной сфере жизни обществасуществуют известные общие потребности, такие, как потребность в пище, одежде,крове и т.п., и способы, которыми они удовлетворяются. Тут действуют ислучайности, и закономерности. Так, почва здесь или там более или менееплодородна, годы различаются по своей урожайности, один человек трудолюбив,другой ленив. Но этот переизбыток произвола порождает всеобщие определения, ивсе, что кажется рассеянным и лишенным мысли, удерживается необходимостью,которая отыскивает законы, действующие в массе случайностей. “Интереснопроследить, как все связи оказывают здесь обратное действие, как группируютсяособенно сферы, как они влияют на другие сферы и в свою очередь испытывают с ихстороны содействие или препятствие. Прежде всего, достойно внимания этовзаимодействие, в которое сначала не верится, ибо кажется, что всепредоставлено произволу единичного; оно имеет сходство с планетной системой,которая всегда являет взору лишь неправильные движения, но законы которойвсе-таки могут быть познаны” (1.с 234).
Нужда, бедность,повседневная потребность и соответствующие им понятия экономических благ,полезности, потребительной ценности, богатства, благополучия суть естественныеявления, в которых вращается жизнь людей, ее вопросы и ответы: спрашивают нуждаи потребность, а отвечают человеческий труд и полезность благ (2.с 14).
Анализируя сущностьтруда, важно иметь в виду множество аспектов. Одним из них является качестворезультата, которое зависит от мастерства субъекта деятельности, от меры егоответственности, от характера мотивации, от условий трудовой деятельности —наличия должных орудий труда и вообще всех необходимых средств производства.Поскольку трудовая деятельность по большей части протекает в коллективе, товажное условие продуктивности труда — моральный климат трудового коллектива,психологическая совместимость его членов. Не требует доказательств тот факт,что производительный труд никогда не бывает обособленно-индивидуальным, хотя онможет осуществляться и индивидуально. Человек как родовое существо несет в себебогатое наследие хозяйственной деятельности предшествующих поколений итрудится, ощущая на своем труде влияние не только современного человечества, нои опыт предков. Он знает хозяйство только как общественное существо, какие быформы ни принимала его индивидуальная деятельность. Труд создает блага,образующие собой “богатство” независимо от того, какова его мера: творязначимо-новое, человек чувствует себя идущим впереди всего прошлого. Будучи всамом процессе труда в настоящем, он пролагает дорогу в грядущее, увеличиваямассив культурных ценностей. По словам И.А. Ильина, в труде природа и культура“братаются” друг с другом, а человеку выпадает на долю радость посредника вэтом вековечном процессе.
Жизнь справедлива клюдям: она не оставляет без вознаграждения их труды. Она учит их трудолюбию,ибо с большей работой связывает и большее вознаграждение. “Но если произволвласти лишил их установленных природой наград, они проникаются отвращением ктруду и праздность кажется им единственным благом” (3.с 338).
Феномен вложенноготруда. К своему труду и его результатам человек относится многомерно — и синтеллектуальной, и с эмоциональной точки зрения. Он в значительно большеймере, чем иными составляющими, например затраченным временем, дорожит и склоненгордиться своим вложением в результаты общественного труда: полезностью иличным мастерством, “смекалкой”. И если он “вложил в свой труд душу” и емукажется, то у него “вышло здорово”, он испытывает явную потребность, чтобырезультат его труда получил заслуженное признание со стороны других, особенно“значимых других”. Ведь людям каждой профессии свойственно естественноечестолюбие или, скорее, гордость за то, что и как он сделал нечто, — чувствозначимости сделанного. Это и понятно: именно в труде человек, прежде всегосамоутверждается как личность.
С особенной открытостьюэто проявляется у детей. Так, смастерив что-либо занятное и красивое, ребенокнепременно покажет свое изделие родителям или сверстникам, ожидая похвалы. Еслиже их реакция будет отрицательной, то ребенок переживает и со злости может дажеразорвать и бросить то, чем он только что любовался и в душе своей гордилсяперед своим собственным маленьким Я (4.с 126).
Человеку, по словамИ.А. Ильина, от природы присуща здоровая потребность — быть чем-то в жизни,что-то весить на весах бытия, пользоваться признанием и уважением. Этоестественно и совсем не предосудительно, если только данная потребность непревращается в назойливое тщеславие или в больное властолюбие. Каждоечеловеческое существо как центр личной энергии и как духовный индивидуум имеетпритязание и право испытать свои силы и “оправдаться” своими достижениями, иботот, кто оправдался, кто “показал” себя с лучшей стороны и доказал всем своюположительную силу, тот привлекает к себе общее уважение и сам установит свойжизненный вес. А для этого есть только один путь — трудиться и трудом своимсоздавать новое и благое. В этом и состоит жизненное испытание; именно этимчеловек “оправдывает” свое земное бытие. Здесь мало “мочь”, здесь надосовершить и создать; мало говорить пустые слова “я мог бы, если бы захотел”,надо захотеть и осуществить, “показать себя наделе”. А для этого необходимомастерство. Неумелый человек, по словам Г. Гегеля, всегда производит не то, чтоон хочет произвести, потому, что он не господин своей собственной деятельности,тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким,каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельностипротиводействия цели (1.с 239).
Проблема собственностиявляется ключевой в понимании экономической сферы жизни общества. Собственностьесть исторически сложившееся человеческое установление. Ж.Ж. Руссо говорит:“Собственность — это истинное основание гражданского общества и истинная порукав обязательствах граждан, ибо если бы имущество не было залогом за людей, то небыло бы ничего легче, как уклониться от своих обязанностей и насмеяться надзаконами”.
Историки направляютсвое внимание, прежде всего на способы и формы воплощения собственности. Онипоказывают, как сложно и изменчиво само явление собственности, скольмногоразличны его виды и как исторически видоизменяются конкретные формы егопроявления. Историческая трактовка, как и всякое историческое изучение, не даетеще идеи собственности в ее обобщенном, сущностном содержании.
Юристы изучаютсобственность как то, что уже принято считать собственностью в действующихзаконодательных актах, что установлено в системе существующих правовыхдокументов.
У политиков иная задача:они стремятся определить, в каком направлении должны быть изменены существующиеинституты собственности, как целесообразно организовать соотношение формсобственности в интересах более эффективного развития экономики и всех иныхсфер жизни общества.
Философия в отличие отюриспруденции и политики призвана к тому, чтобы вникнуть в саму сердцевинуфеномена собственности, осмыслить ее в наиболее общем существе, т.е. понятьидею собственности, вникнуть к ее природу.
Мы видим, что “принципсобственности”, который внедрен историей в центр политического, социального иэкономического мира, по своей сути достаточно зыбок: его суть сводится кправовым отношениям. Стремления отыскать внеправовые и доправовые, т.е.внеюридические (в смысле положительного права), основы собственности быливсегда свойственны человеческому разуму. Согласно естественно-правовымвоззрениям, по Н.Н. Алексееву, происхождение института собственности сводилоськ тому первоначальному договору, который заключали между собой люди в естественномсостоянии и в результате которого вообще возник организованный порядок —положительное право, общественная власть и государство. Так же как людисогласились между собой повиноваться избранным ими властям, вследствие чеговозникло государство, подобным же образом они согласились взаимно уважать общиеимущественные интересы, вследствие чего был установлен гражданский порядокобщежития, основой которого является личная собственность (5.с 234).
По словам Ш. Монтескье,“доходы государства — это та часть имущества, которую каждый гражданин отдаетгосударству для того, чтобы оно обеспечило за ним остальную часть или дало емувозможность приятно ее использовать. Чтобы правильно определить размеры этихдоходов, следует иметь в виду как нужды государства, так и нужды граждан. Неследует, лишать народ действительно необходимого ради удовлетворения мнимыхпотребностей государства, т.е. тех, которых требуют страсти и слабости тех, ктоуправляет: очарование необычного проекта, болезненная жажда суетной славы инекоторое бессилие рассудка перед фантазией.' Нередко беспокойные умы,поставленные государем во главе правления, считали, что нужды государства — этонужды их мелких душ. Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого иблагоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать уподданных и какую часть оставлять им”. Далее Монтескье пишет, что при взиманииналогов должно быть “принято во внимание, что все нуждаются в равном минимуменеобходимого для жизни; что этот минимум не подлежит обложению: что занеобходимым для жизни следует полезное, которое следует облагать, но менее, чемизлишнее: что высокое обложение излишнего препятствует излишеству”(3.с337).
2.Нравственно-психологические устои экономики
В связи с бурнымразвитием экономики в период становления капитализма, особенно в XX в., интереск поведению и психологии людей в сфере хозяйственной жизни резко возрос. Врамках психологической науки стала формироваться специальная отрасль —экономическая психология.
Экономика — это грандиознаяпо своим масштабам и жизненной значимости сфера человеческой деятельности. Атам, где действуют и взаимодействуют люди, невозможно обойтись без нравственныхи психологических начал. Основные этические категории добра и зла, совести ичести, свободы и ответственности и иные категории пронизывают всю ткань жизничеловека, в том числе и сферу экономических отношений. И подобно тому, каксуществует, например, врачебная этика, точно так же реально существуетэкономическая этика: производство материальных и духовных богатств, стихиярынка, сбор налогов, оплата труда — все это пронизано так или иначенравственными и психологическими началами.
Экономическаяпсихология призвана: анализировать экономическую реальность в стране, изучатьотношение человека к различным формам собственности — частной, государственной,кооперативной и личной, а также психологические проблемы потребностей человека,их количественные и качественные характеристики, закономерности их зарождения,развития, удовлетворения и воспроизводства; психологические условияэффективного функционирования хозяйственного механизма; прогнозировать развитиене только широкомасштабных экономических ситуаций, но и узких участковхозяйственной деятельности отдельных индивидов, их групп и общества в целом. Здесьполучены содержательные результаты относительно уяснения мотивации выбора,разработаны модели экономического поведения, ориентированного на защитуокружающей природной среды, например, с учетом того, что экологический комфорт— величайшая не только гигиеническая, но и экономическая ценность.
Специалисты в областиэкономической психологии отмечают возрастающую роль психологическихсоставляющих в отношениях между производителями и потребителями, междупродавцами и покупателями. Здесь чрезвычайно важны выявление и анализ такогоэкономико-психологического феномена, как интуитивное постижение и осмыслениепроблемы выбора линии поведения при сделках.
Исход начинаний в любомвиде человеческой деятельности не определен, возможны неблагоприятныепоследствия деяний, их неуспех, т.е. любая деятельность, связана с риском. Онхарактеризуется мерой неожиданности неблагополучия при успехе или определеннойвероятностью неуспеха и ожиданием неблагоприятных последствий в этом случае.Риск некоторой потери или даже полного краха всего дела может вызвать моральнуюи психологическую травму субъекта действия. В экономической психологиимотивированный риск, т.е. рассчитанный на ситуативные преимущества вэкономической сфере, и немотивированный — как случай, роковое стечение обстоятельств.Умный и опытный экономист, исходя из соотношений ожидаемого выигрыша иожидаемого проигрыша при реализации определенного замысла, выделяет оправданныйи неоправданный риск. Конечно, профессиональные субъекты экономическойдеятельности могут осуществлять выбор между двумя возможностями — менеепривлекательными, но более надежными возможностями, и менее надежными, но болеепривлекательными. Однако в обоих вариантах результат в лучшем случае все жеостается проблематичным.
При этом нельзя неучитывать особенностей морального и психологического облика партнера, скажем,меры его надежности и меры его ответственности. В народе недаром говорят, чтоуговор дороже денег. Партнеры должны быть взаимно уверены в надежности. Ксожалению, это не такая уж непременная черта характера и нравственного обликакаждого человека, и нельзя считать, что надежность — это нечто само собойразумеющееся. Конечно, опытный коммерсант может полагаться на свой опыт, насвой природный дар интуитивного предчувствия и силу интеллектуальногопрозрения, но целесообразно использовать и профессиональный опыт психолога, а вкакой-то мере и знание самой психологии. Практика экономической жизни в той илииной мере оправдывает значимость психологической службы в экономике.
Бывает и так, что в сложномэкономическом круговороте людей манит коварный психологический феномен надежды:все играющие на бирже надеются на выигрыш, а судьба выбрасывает иных накаменистый берег краха. Но боящийся риска вообще не может надеяться, ни накакой выигрыш: таково противоречие жизни. Как во всех сферах жизни, так и вэкономике феномен надежды многообразен: он может быть рациональным, основаннымна скрупулезном расчете, а может быть и интуитивным. И никак нельзя сказать,что надежнее в самой надежде.
Экономика и нравственность.Здесь уместно напомнить мысль Вл. Соловьева: нет и не было в человечестветакого низменного состояния, когда материальная необходимость добыванияжизненных средств не осложнялась бы нравственным вопросом: общество и в своейхозяйственной жизни должно быть организованным осуществлением добра.Особенность и самостоятельность хозяйственной сферы заключается не в том, чтоона имеет свои роковые законы, а в том, что она представляет по существу своихотношений особое, своеобразное поприще для применения единого нравственногозакона. Все острые вопросы экономической жизни, по мысли Вл. Соловьева, тесносвязаны с понятием собственности, которое, однако, само по себе принадлежит кобласти права, нравственности и психологии, нежели к области отношений хозяйственных.Уже это обстоятельство ясно показывает, как ошибочно стремление обособитьэкономические явления в совершенно самостоятельную и самодовлеющую сферу. Можносказать, что сущность нравственного решения множества экономических проблемзаключается во внутренней связи с жизненными интересами и целями человека ичеловечества.
Здесь нельзя неотметить, что жажда личной корысти свойственна всем народам мира,представителям и низов, и верхов. Если бы надо было, по словам И.А. Ильина,выразить и закрепить одним словом сущность современной мировой смуты, то “япроизнес бы слово продажность”. Чем больше эта смута углубляется и укореняется,тем больше люди отвыкают от служения и тем чаще и беззастенчивее они помышляюто добыче. Болезнь продажности простирается по свету, как эпидемия. И “добычей”,привлекающей, разлагающей и развращающей, являются не только деньги, но личныйуспех, личная карьера, власть и закулисное влияние.
Эти явления приобретаютособо широкий размах во времена общегосударственных потрясений и материальныхтрудностей. Это имело место в России в период тоталитаризма, когда партийнаяноменклатура злоупотребляла своим положением, и в период перехода оттоталитаризма к правовому демократическому устройству. Неупорядоченная играэкономических факторов и процессов возможна только в смутные времена жизни тогоили иного общества. В нормальных условиях, в живом и имеющем будущностьобществе хозяйственные элементы детерминированы не преступными, корыстными,разгильдяйски-безответственными решениями и действиями непосредственнотружеников и особенно руководителей всех рангов, а нравственносанкционированными побуждениями. Сам факт экономических неурядиц и бедствийявляет собой, как правило, свидетельство того, что экономические отношения неорганизованы разумным образом, не обеспечены вполне правовыми принципами и неозарены светом нравственных начал. Нравственная красота несовместима скорыстолюбием, с проявлением коррупции и вообще с любыми преступлениями противчеловечности. Деловой успех — это своего рода экзамен не только на уровеньинтеллекта, но и на уровень нравственной культуры. Деловой успех нравственновоспитанного и тем более религиозного человека определяется не просто “голойсубстанцией прибыли”, но и служением ближнему. Подчинение материальныхинтересов и отношений в человеческом обществе, по словам Вл. Соловьева,каким-то особым, от себя действующим экономическим законам есть лишь вымыселплохой метафизики, не имеющей и тени основания в действительности, поэтому всиле остается общее требование разума и совести, чтобы и эта областьподчинялась высшему нравственному началу, чтобы и в хозяйственной своей жизниобщество было организованным осуществлением добра(6.235с.).
Итак, мы вкратцеизложили тот круг политэкономических идей, которые носят, не толькоконкретно-научный, но и философский характер. Анализ основных экономическихвопросов с точки зрения философии позволяет глубже осмыслить природу общества,принципы реальной жизни людей и характер их отношений, завязанных на ихкоренные потребности и интересы, без которых немыслимо само существованиелюдей. В связи с этим пришлось рассмотреть основополагающие категорииполитической экономии, разумеется в самых общих чертах. Еще раз подчеркну, чтодля нормального функционирования экономики огромное значение имеет “зоркий глазгосударства”, его деликатное, но вместе с тем настоятельное и напористоевоздействие (прежде всего через систему правовых норм) на жизнь рынка, на егостабилизацию, на его максимальное служение делу роста как производства, так и благосостояниянарода. В заключение хочется сказать об исключительной важностисовершенствования нравственно-психологического фактора в экономическихотношениях.
Заключение
В ходе данной работыбыла рассмотрена природа общества, такие сферы общественной жизни, какэкономика, политическая, духовная сферы жизни общества. Выявлено что же такоеобщество, проанализирована суть экономической сферы жизни и развития общества сфилософской точки зрения. Рассмотрены проблемы экономической философии.
Список используемыхисточников
1.Гегель Г.В. Философия права. М., 1990.448с.
2.Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.387с.
3.Монтескье Е.Б. Избранные произведения. М., 1955.476с.
4.Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.269с.
5.Алексеев Н.Н. Собственность и социализм.1993.357с.
6.Спиркин А.Г. Философия.2003.556 с.
Приложение
1. Политическаяэкономия — это наука, которая с определенных позиций показывает хозяйственныеотношения и движения товарных и денежных масс в их качественной иколичественной определенности и переплетенности.
2. Основной законтоварного производства — закон стоимости, согласно которому обмен товаров нарынке совершается в соответствии; общественно необходимым рабочим временем,воплощенным в Продуктах труда товаропроизводителей.
3. Труд — этоцелесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование,освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихсяпотребностей человека и общества.
4. Техника — этонеобходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории.
5. Демонизм — этосимвол злого начала.
6. Домашние животные —объекты природы, в которых в известной мере реализованы цели человекапосредством искусственного отбора.
7. Географическаясреда — это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизниобщества, будучи вовлеченной в процесс общественного бытия.
8. Экология — наука ородном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет.
9. Собственность — этоправо каждого человека, входящего в состав того или иного сообщества, владеть,пользоваться и распоряжаться благами, законно им приобретенными.
10. Рынок — этоудивительно сильный социально-экономический феномен, благодаря которому вомногом держится весь социально-экономический порядок общества и совершаетсяисторический прогресс.
11. Деньги — этообщепринятое средство торговли, которое само по себе не имеет ценности впротивоположность вещи как товару, т.е. тому, что имеет ценность иудовлетворяет определенную потребность человека.