Реферат по предмету "Философия"


Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУ"КПИ", Украина)

1.філософія як форма суспільної свідомості  
   круг її проблем та роль усуспільстві.
Философия- это самая древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетиядо нашей эры практически одновременно в трех районах мира — в Китае, Индии и Греции.Уже это свидетельствует о том, что рождение философии было вызванонастоятельными общественными потребностями. Сам термин «философия»древнегреческого происхождения: «фило» — люблю, «софия» — мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так иназывали — «любомудрием». Однако сам тер- мин мало что говорит осодержании этой науки. Можно сказать, что философия — это совокупность ключевыхвыводов из основного содер- жания культуры определенной эпохи, ееквинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый,теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении кчелове- ку и человека в его отношении к миру.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Поняття світогляду його структура та історичні типи: міфологія релігіяфілософія.
Исторически1-ой формой мировозр. знания явл. мифология
Мифология – представляет собойосмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах. Основные формы м-гии:сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д. В основе первобытной иантич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку,человеческому способу существования.
Объяснен. природы иобществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.
Мифотворство имеетместо там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяютсявымыслами и предположениями.
Мифотворство можетносить и искусственный  характерпреднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ.предлагать не соотв. действит. мнения и оценки.
В недрах мифологиисформировалась религия.
Религия – форма мировозр. объясн. мир человека,через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.
Отличие заключается втом, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписываетверить ей Þ основной признак религии – вера всверхестеств.
Сущ. различныеорганизации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобыобеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозноевоспитание, контроль над умом людей.
Ф-я возникла какальтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. отпризнания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но вуслов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другиепредположения, господствующим методом  ­-нияих убедительности являлись логика и здравый смысл.
Для объясн. мира фил.предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку былиограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом иодновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которыхфиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формойпонятийного теоретического мышления.
По характеруформирования и способу функционирования различают два уровня:
1)          жизненнопрактический или уровень обыденного сознания.
2)          теоритический.
+  1-й базируется наздравом смысле и обширном повседневном опыте и складывается стихийно, этотуровень назыв. жизненной философией. 1-й ур. крайне не однороден, т.к. неоднородны его носители. На формиров. этого уровня оказ. влияние нац. ирелигиозные традиции, уровни образов., интелект. и духовной культуры, характерпроф. деятельн. и друг. Этот ур. включает в себя навыки, обычаи и традициипередов. из поколен. в поколен. и познанный опыт каждого конкретного индивида.
- не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. этинедостатки преодолев. на 2-ом уровне теор. 
2:    К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендуетна теоретическое обоснование как содержания, так и способа  достижения обобщен. знаний, а так же норм,ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер деятельности людей. Ф=явидит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом теоретическогоанализа.
Соотношение этихуровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае
1 — ому уровнюсоответствует мифология и религия
2 — ому  — философия.

























































3. Філософський світогляд. Основні теми філософських роздумів: світ ілюдина, буття і свідомість.
Первоначальнофилософия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессеобособления частных наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотяпри этом его главное содержание, его, так сказать, стержень сохранялся. Чтопостоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа;во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти трицентральных момента — природный и общественный мир, а так же человек в ихвзаимосвязи — были и остаются главными предметами философских размышлений.Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общихтеоретических взглядов на мир, на место чело- века в нем, уяснения различныхформ его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философскоемировоззрение — его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический,логически обоснованный характер системы философских взглядов. К этому следуетдобавить, что в центре философии стоит чело- век, что, с одной стороны,обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия начеловека, а с другой — рассмотрение человека в его отношении к миру,определение его места, его предназначения в мире и обществе. Отношение человекаи мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть нашезнание? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт произвола субъекта?Что есть ценность? «Сидит» ли она в вещи, или мы приписываем ейценность? Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. посути дела об отношении мира и человека есть «стержневой», основнойвопрос философии. Ни одно философское учение не может обойти этот вопрос, и всеиные проблемы рассматриваются через призму соотношения материи и сознания.Различное решение этого вопроса, который Ф.Энгельс характеризовал как великийосновной вопрос всей, в особенности новейшей философии, определяет водоразделмежду главными направлениями философии . Сам основной вопросимеет две стороны. Первая — что первично, материя или сознание;вторая — как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем лимир. Различные решения первой стороны основного вопроса определяют делениефилософов на материалистов, опирающихся на науку и практику, и идеалистов, чьивзгляды перекликаются с религиозными. В свою очередь, решая вторую сторонуосновного вопроса, философы делятся на стоящих на точке зрения познаваемостимира, и агностиков, отрицающих возможность познания действительности. Если жеидти дальше, тов свою очередь отношение человека к миру троякое — познавательное,практическое, ценностное. Каждое из них решает свой вопрос — что я могу знать?;что я должен делать?; на что я могу надеяться? Как мы уже отметили выше,вопрос, который изначально решала философия, это вопрос о том, что есть мир,что мы знаем о нем, поскольку без этого не решить и вопрос об отношениичеловека к миру. Но познание мира было делом не только философии. Особенностьфилософии состоит в том, что она изначально выступала как универсальноетеоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия.Именно это отграничивало и отграничивает философию от конкретных наук. Наряду сэтим философия, как уже отмечалось выше, призвана решать вопросы, связанные спознаваемостью мира: не только познаваем ли мир, но и каковы средства проверкиистинности наших знаний и т.д. Но философствовать — значит решать и проблемыценности, практического разума, как сказал бы Кант, прежде всего проблемынравственности и среди них тот самый важнейший вопрос, который впервые поставилСократ: «Что есть добро?» Суть философствования, таким образом, непросто и не только в обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобывоспитывать человека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией нравственныхценностей, учить умению подчинять свои поступки этим высшим нравственным целям.Без этого сама жизнь человеческая лишается смысла, а человек перестает бытьчеловеком. Это тем вернее, если учесть, что человек есть высшая ценность, чтоон и его счастье есть высшая цель. Определение путей достижения этой цели естьодна из центральных задач философии. Развивая дальше понимание философии,распространив принципы материализма на понимание истории. К.Маркс вскрыл тотфакт, чтофилософия есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии спрактикой, установил, что отношение человека к природе опосредуетсяобщественным бытием, трудом, практикой. В итоге философия выступила не только ввиде обобщенного взгляда на природу, но и в качестве обобщенного взгляда наобщество и его подсистемы. Поле деятельности философии определяется тем, чтоона, как мы уже отметили выше, есть квинтэссенция культуры. Поэтому содержаниефилософской науки представляло достаточно сложную систему. Сложность имногогранность философского знания показал уже Гегель. Задача целостногоосмысления с философских позиций как природной, так и социальной реальностичерез оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связис коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями осмысленияэтих перемен.
 


4. Основне питання філософіїта специфіка його розв”язання в історіїфілософії: матеріалізм, ідеалізм, дуалізм.
Еслибыть точным, то принято говорить, что «основной вопрос философии» –это вопрос об отношении сознания и бытия. Но если бытьздравомыслящим, то понять причем тут сознание и бытие, кто этотакие, а, тем более, как они между собой должны относиться – затруднительно ималорезультативно. Поэтому, проще его назвать вопросом о первозначимости материальногои духовного.Итак, философов, согласно предлагаемому ими решениюэтого вопроса, можно разделить на материалистов и идеалистов.Т.е. на тех, кто считал, что в мире первой была «материя» (строительныйматериал), а потом появилась «идея» — т.е. образ, мысль, как из этого материалачто-то получить. Другие же считали, что сначала должно было быть нечтоопределяющее ход и суть или, хотя бы, цель «построения» изматерии того, что из нее в конце концов и получилось, сама же материя выглядиткак подручное средство для воплощения идеи. Были, конечно, и те философы, кторешил не мудрствуя лукаво, сказать, что было сразу оба два начала. Тактех философов и называют: дуалистыПочему этот вопрос нужно считатьосновным, одному Энгельсу известно. Повернул к своему закату 19 век, в этуэпоху вопрос о происхождении природы и общества, о первых и последних шагахэволюции решался очень бурно, и, по-видимому, действительно казался важным.Именно тогда мистер Дарвин подарил людям лохматого и хвостатого родственника, апокойный друг Энгельса пообещал им коммунизм. И, учитывая это, не труднопонять, почему из учений всех философов понадобилось выковыривать то,что они считали (или, на худой конец, могли бы считать) первым. Можнозаметить, что по сути этот вопрос очень напоминает «вопрос о курице ияйце»: невозможно сказать, что было прежде, хотя понятно, что что-тодолжно таковым быть.Сторонников материализма за историю человечества нашлось неочень-то много. Великому немецкому мыслителю пришлось взять себе в компанию, посути, только «стихийных материалистов» из полу-первобытной ДревнейГреции – тех кто считал за первооснову мира воду, воздух и т.д., да Демокрита(с его мифологическим соратником Левкиппом), по мнению которых, атомы леталикак пылинки в чулане, соединяясь и распадаясь.Всепрочие философы были более-менее нормальные люди и полагали, что во всем долженбыть изначальный смысл. В том смысле, что смысл должен быть изначальнее.То есть, либо вместе с материей, либо даже раньше нее, должно быть нечто, чтоэту материю будет упорядочивать. (мир из пылинок – это, конечно, хорошо, нобессмысленно) Для понятности современному человеку можно сказать, что это«нечто упорядочивающее» называется «Законы Вселенной»,«Бог», и т.п., по ходу истории это обозначалось и называлосьпо-разному.
ЗдесьЭнгельс в своем учении, доставшемся ему по дружбе, оказывался в очень трудномположении: говоря о «законах развития природы», он вынужден был быпризнать, что не законы появились из природы, а природа появилась по ним. Впротивном случае (в очень противном для Энгельса случае), получалось бы, чтоприрода начала развиваться как попало. Тогда не понятно что, собственно, они сдругом – великие теоретики материализма – изучали и описывали. В конце концов,пришлось отмазаться, что, дескать, ОВФ, это не столько вопрос о первенствематериального или духовного, сколько о том, что именно считать материальным, ачто духовным. Это сделало ОВФ еще более туманным, и еще более«основным».
 





































































5.Гносеологічна функція філософії. Філософія і наука.
Та частина філософії, яка займає­ться пізнанням, називається гносеологією
Философия на протяжении всего своего развитиябыла связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношениефило- софии и науки с течением времени менялось. На начальном этапе философиябыла единственной наукой и вклю- чала в себя всю совокупность знаний. Так былов философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертываетсяпроцесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания отфилософии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигаетверхнего предела в ХVII-ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знаниеносило преиму- щественно эмпирический, опытный характер, а теоретическиеобобще- ния делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этомдостигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немаловздора. Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наукачастично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов.Универсальную, философскую картину мира филосо- фия может теперь строить лишьвместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Необходимо ещераз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского,многообразны. Последнее может быть и науч- ным, и ненаучным. Научноефилософское мировоззрение в большей мере формирует и представляет ученияфилософского материализма, начиная с наивного материализма древних черезматериалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму.Существенным приобретением ма- териализма на этом этапе его развития явиласьдиалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающееего мышле- ние во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатиламатериализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается,тон диалектичен и в силу этого без диалектики не мо- жет быть понят. Философияи наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходитпрогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, какотмечал еще Ф.Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть иобратных токов от фи- лософии к науке. Достаточно указать на идеи атомизмаДемокри- та, оставившие неизгладимый след в развитии науки. Философия и наукарождаются в рамках конкретных типов культу- ры, взаимно влияют друг на друга,решая при этом каждая свои зада- чи и взаимодействуя в ходе их решения.Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках на- ук. Она такжепризвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культурывообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент,она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активноприменяются в конкрет- ных науках. В философии, таким образом, отрабатываютсяобщемировоззрен- ческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываютсяее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобныеему помогает в наши дни найти именно философия. Завершая, остановимся еще наодном вопросе: философия и об- щество. Философия — продукт своего времени, онасвязана с его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любойэпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшест- венников, нои в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов.Социальные интересы безусловно влияют на от- бор материала из теоретическогонаследства, на философскую ориен- тировку, связанную с социальными ситуациями.Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизи- ровать, как этоделалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительнымупрощенчеством оцени- вать философские позиции как истинные или ложные вкачестве зер- кального отражения классового размежевания. И, конечно же,ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не снами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. По- добный подходк партийности, классовости философии, такое ее вуль- гарное толкование привелик самоизоляции нашей философии. А между тем зарубежная философская мысль шлавперед и многие ее «наработ- ки» могли бы и обогатить нас. Сегоднянеобходим свободный обмен мыслями, мнениями как усло- вие нормального развитияфилософской мысли. Научная философия обя- зана стоять на точке зрениянепредвзятого исследования, а философ должен быть не только идеологом, но ичеловеком науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается сдействительностью через конкретно-научные знания. Философия научна не в томсмысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает кактеоретическое обобщение человеческой истории, как научное обосно- ваниесовременной и будущей деятельности людей. Это верно для всех сфер жизни — дляанализа познавательных проблем, где исходное — изучение истории познания,истории науки; для анализа техники и технической деятельности — обобщениеистории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфереполитики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким образом, строится набазе строго научного исследования реальных исторических связей. Сегодня особоезначение приобретают исследования всемирно-ис- торических противоречий — человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственночеловеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, сразрешением це- лого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждогоов- ладения философией, философской компетентности, мировоззренческой зрелостии культуры.


























6,Суспільно-історичний характер філософії. Філософія всистемі культури.
 КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание,воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организациии развития человеческой жизнедеятель­ности, представленный в продуктахматериального я духовного труда, в системе социальных норм и учреж­дений, вдуховных ценностях, в совокупности отноше­ний людей к природе, между собой и ксамим себе. В по­нятии Культура фиксируется как общее отличие человеческойжизнедеятельности от биологических форм жизни, так и ка­честв. своеобразиеисторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах обществ,раз­вития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций,этнических и национальных общностей (напр., античная Культура, социалистическаяКультура). Культура характеризует также особенности поведения, сознания идеятель­ности людей в конкретных сферах обществ, жизни. В Культуре можетфиксироваться способ жизнедеятельности отд. индивида (личная Культура)
Первоначально понятиеКультура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу(обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Хотясамо слово «Культура» вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-йпол. 18 в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены наранних этапах европейской истории и за её пределами Эллиы видели в «пайдейе»,т. е. «воспитанности», главное своё отличие от «некультурных» варваров. Впоздне-римскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смысломслова «Культура», зародился, а в средние века получил распространение инойкомплекс значений, пози­тивно оценивавший гор. уклад социальной жизни и болееблизкий к возникшему позднее понятию цивилизации. Слово «Культура» сталоассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения подсовершенством Культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалучеловека, а в дальнейшем — идеа­лу просветителей.Вместе с тем уже в рамках Просвещениявозникала «критика» Культуры и цивилизации (Руссо), противопоставляющаяиспорченности и моральной развращённости «культурных» наций простоту и чистотунравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития. Эта критикабыла воспринята немецкой классической философией, придавшей ей характеробщетеоретического осмысления противоречий и коллизий буржуазной цивилизации.Выход из этой ситуации немецкие философы искали в сфере «духа», в сфереморального (Кант), эстетического (Шиллер, романтизм) или философского (Гегель)сознания, которые и выдаются ими за область подлинно культурного существованияи развития человека. Культура с этой точки зрения предстаёт как областьдуховной свободы человека, лежащая за пределами его природного и социального су­ществования.Немецкому философско-историческому сознанию свойственно признание множествасвоеобразных типов и форм развития Культуры, располагающихся в определеннойисторической последовательности и образующих в совокупности единую линиюдуховной эволюции человечества.С последней трети 19 в. изучение Культурыразвивалось и в рамках антропологии и этнографии. При этом скла­дывалисьразличные подходы к Культуре. Положив начало т. н. культурной антропологии,английский этнолог Тайлор определял Культуру путём перечисления её конкретныхэле­ментов, но без уяснения их связи с организацией общества и функциями отд.культурных институтов. Американский учёный Боас в нач. 20 в. предложил метод де­тальногоизучения обычаев, языка и др. характеристик жизни примитивных обществ и ихсравнения, позво­лявший выявить исторические условия их возникновения. Американскийантрополог А. Крёбер перешёл от изучения культурных обычаев к понятию «культурногообраз­ца»; совокупность таких «образцов» и составляет систе­му Культуре. Вфункциональных теориях Культуры, ведущих своё начало от английских этнологов исоциологов Малиновского и Радклифф-Брауна (т. н. социальная антропология),основным становится понятие социальной структуры, а Культура рассматриваетсякак органическое целое, анализируе­мое по составляющим его институтам.Структуру со­циальные антропологи рассматривают как формальный аспектустойчивых во времени социальных взаимодействий, а Культура определяется каксистема правил обра­зования структуры при таких взаимоотношениях. ФункцииКультуры состоят во взаимном соотнесении и иерархическом упорядочен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.