Реферат по предмету "Философия"


Чему нас может научить йога?

Правительство РФ
Государственный университет – Высшая Школа Экономики
Кафедра философии
Реферат
На тему: «Чему нас можетнаучить йога?»
Выполниластудентка
1 курса 181группы факультета психологии
ХалимоненкоАнастасия Сергеевна
Преподаватель
НосачевПавел Георгиевич
-2010-

 
Введение
Тайны и чудеса нашей жизни способны продемонстрировать нам, чтомир гораздо, неизмеримо больше наших представлений о нем. Для того чтобыобнаружить сокрытое, строгой логики может и не хватить, обязательным атрибутомдолжны быть ослепительные прозрения – наития. Тот, кто следует за своей мечтой,отгадкой или решением какой-либо личной проблемы, нуждается в поддержке извне,в своем собственном тайном Пути. Человеческий дух с незапамятных времен,находится в вечном поиске этих источников, которые могут помочь в объяснениитайн бытия и которые способны изменить восприятие мира человеком. В современноммире большая часть этих учений утеряны безвозвратно, но некоторые все жеудалось сохранить до наших дней: различные духовные и физические практики,науки, религии, и т.д. Одним из таких «подарков» древних является йога.
Йога – это некая часть основы всех существующих ныне источников иповседневной жизни. Её можно встретить практически во всех религиях, ритуальныхпрактиках и эзотерических упражнениях.Йо́га — понятие в индийскойкультуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных ифизических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма инацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума радидостижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узкомсмысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философиииндуизма[1].
Как утверждают некоторые источники, родина йоги — древнейшая наЗемле цивилизация — Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назадна материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, онаисчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды донеслийогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йогапопала в Индию и Египет.
Археологические находки позволяютс определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет дон.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах,найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традицияговорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическуюисторию йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнемуЕгипту, а от него — к еще более отдаленным легендарным цивилизациям —Атлантиде, Арктиде и некоторым другим[4].
На сегодняшний день, воздействие йоги на человеческое сознание,остается мало изученным и спорным. Это связанно с тем, что методологиясовременной науки пока недостаточно совершенна и не может дать истинную иадекватную оценку изменениям происходящим в человеке, которые проявляются дажена основных, базисных практических и теоретических занятиях. Неопределенность инеизвестность затрагивает не только йогу, но и многие другие смежные с нейнауки, например экстрасенсорику, астрологию или уфологию. Но парадокс состоит втом, что именно понимание и дальнейшее изучение йоги, может ответить на многиевопросы, и дать правильное направление для познания других спорных дисциплин.Но не зависимо от количества белых пятен, многие люди проявляют интерес к йоге,тем самым подтверждая её актуальность в современном мире.
Йога – одно из шести основных направлений индийской философии.Существуют частные случаи:
· Hatha Yoga (Хатха-йога), направленная в основном на развитие физических ифизиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первымиступенями Патанджали;
· Raja Yoga (Раджа-йога), рассматривающая развитие высших психических функцийчеловека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;
· Karma Yoga (Карма-йога), связанная с гармоническим развитием социальных,общественных отношений личности;
· Bhakty Yoga (Бхакти-йога), связанная с совершенствованием человека вэмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;
· Jnana Yoga (Джнани-йога), связанная с развитием мышления человека,расширяющая границы и возможности его познания.
Менее известны такие пути, как lapa yoga (лапа-йога), mantrayoga (мантра-йога), Tantra Yoga тантра-йога, а также тибетская йога:Respy Yoga (йоги респы), Lun-gom-pa Yoga (йоги лун-гом-па).
В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философиейи распространялась в форме дзен-буддизма[2].
За время существования йоги, возникло множество значений этого термина.Например одно из таких толкований: «достижение того, что было прежденедостижимо». Данная идея говорит нам о том, что в мире существует нечтонепостижимое человеческому разуму, и что при желании этого можно достичь. Йога– это и есть средство достижения этого нечто, она позволяет выйти за пределынашего разума. Другими словами йога – это любое изменение сознания.
Йога стремится к тому, что бы человек, увлеченный в чем-то, будьэто работа по дому или любимое хобби, присутствовал в каждом своем действии, вкаждый момент, и это присутствие было истинным.

 
Восемь ступеней йоги
Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.Но что бы достаточно точно пояснить это определение обратимся к историческимкорням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение ученияйоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали(11-1 век до н.э.) [1].
Патанджали- основатель философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э.Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы)для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живогодуха с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны.Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этомотношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философскихучений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджалипредставил свою работу в стиле Сутры. Некоторые исследователи отождествлют егос другим Патанджали, лингвистом, автором обширного комментария к знаменитойиндийской грамматике Панини, озаглавленного «Махабхашья». Полагают,что Патанджали жил во II в. до н.э. и был современником Катьяяны. В индийскихпамятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так,рассказывается, что Патанджали упал с неба в виде змейки в ладонь Панини, что,очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pat = падать, añjali= ладонь). Он выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующихзнаний и опыта, накопленных йогами-практиками. Патанджали в «Йога-сутрах»уделяет большое внимание всем аспектам человеческого существования, включаяотношения с окружающими, поведение, здоровье, дыхание и путь медитации [4].
В оригинальномучении Патанджали йога подразделяется на восемь частей[3]:
· яма
· нияма
· асана
· пранаяма
· пратьяхара
· дхарана
· дхьяна
· самадхи
Эти восемь этапов называются восьмеричным путем и являются некойпирамидой личностного роста и самосовершенствования. Фундамент пирамидысоставляют психологические качества человека: характер, ценности, моральныепринципы и нормы поведения в межличностном общении, а путь к вершине проходитчерез совершенствование физического тела, самообладание, отречение от чего-либо,и через достижение удивительных способностей и особых состояний сознания[3].
Яма, это, то с помощью чего мыобщаемся, противоположность вербальных и невербальных барьеров, квинтэссенцияслов Конфуция: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились ктебе». К пяти ямам относятся:
· Ахимса – (ненасилие) всякий вред живому существу или природе вцелом, укрепяет иллюзорное, неправильное восприятие мира, следовательно, никомуи ничему нельзя причинять вред.
· Сатья – (правдивость) навсегда отказавшись от неправды, мынаделяем свое слово уверенность и магической силой, поэтому, достаточно лишьсказать о чём-то с полной уверенностью, чтобы это произошло на самом деле.
· Астейя – (неворовство) нужно заслужить то, что имеешь, и когдаделаешь что-то не волноваться о результате: “Пусть приходит то, что приходитсамо”.
· Брахмачарья – (воздержание) полный контроль над собственнымиестественными потребностями и желаниями.
· Апариграха – (непринятие/нестяжательство) нам ничего непринадлежит, непривязанность к непринадлежащему нам, и непривязанность, к томучто мы считаем своей собственностью.
Нияма – это самосовершенствованиехарактера, с помощью нее мы учимся избегать конфликтов с самим собой, пониматьсебя и свою сущность. К пяти ниямам относятся:
· Шауча – (чистота), внешняя: чистота тела и энергетических каналов,внутренняя: чистота души, очищение разума от тревожащих эмоций и мыслей
· Сантоша – (удовлетворенность), скромность во всем, довольствованиетем, что имеешь.
· Тапас – (самообуздание), усилие, направленное на то, чтобы делатьлучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен. Сохранение физическогоздоровья
· Свадхьаяя — (самопознание), самообразование, самообучение: чтениедревних текстов, повторение мантр.
· Ишварапранидхана – достаточно знать, что ты сделал все, что было втвоих силах.
Асаны – это позы, которыеиспользуются в йоге. Это третий этап познания. Способность к концентрацииформируется вместе со способность понимать свое тело, поэтому Асаны позволяютобъединить духовное и физическое в человеке, войти в понимание с самим собой.
Пранаяма дословно переводится, как«расширение жизненной энергии». Она заключается в технике дыхательныхупражнений, которые оказывают положительное воздействие на весь организм вцелом. Пранаяму можно практиковать в повседневной жизни, например, для снятиястресса в экстремальных ситуациях, или можно включить в программу занятиййогой.
Яма, Нияма, Асаны и Пранаяма, помогают человеку всомосовершенствовании тела и духа. Благодаря этим четырем ступеням, человек становитсяготовыми ко второму этапу практики йоги: знакомству со своими эмоциаональнымфоном, со своим характером, мыслями и переживаниями, позволяет достичь высшегосостояния сознания.
Второй этап начинается с Пратьяхары – концентрация на самомсебе, отвлечение от окружающего мира. Пратьяхара позволяет сфокусироваться наволнующей человека проблеме объективно посмотреть на свои действия и поступки,присмотреться к самому себе, что так же помогает избавиться от лишних мыслеймешающих личностному росту. Пратьяхара является подготовительным этапом дляовладения Дхараном.
Дхарана – концентрация накаком-либо ментальном объекте, будь то энергетический центр в теле, звук, образбожества или какой либо цвет. Дхарана позволяет человеку овладеть собственнымразумом, замедлить мышление и освободиться от блуждающих мыслей, которые мешаютсосредоточиться. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируемвнимание на одной точке.
Дхьяна — медитация или созерцание.Дхьяну часто путают с Дхараной. Да, они действительно похожи, но между нимиесть очень тонкое различие: в то время как дхарана предполагаетоднонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при которомфокус как таковой отсутствует. На этой стадии ум уже успокоен Дхараной и всвоей безмятежности не рождает мыслей.
Самадхи – заключительный этап,который предпологает достижение особого состояния сознания, Патанджалиописывает Самадхи как состояние блаженства. Человек выходит за границысобственного я, происходит единение человеческой души с окружающим миром,
йога философия индуизм эзотерический

 
Девять препятствий на пути йоги
Девять препятствий, описанных Патанджали, это болезнь, апатия,сомнения, поспешность или нетерпение, вялость или утомление, рассеянность,невежество или гордыня, неспособность сделать новый шаг и потеря уверенности.Они проявляются в виде таких симптомов, как жалость к самому себе, негативизм,физические проблемы и нарушение дыхания.
Въядхи (болезнь) – затуманиваетсознание, мешает сосредоточтиться, и что бы продолжать практиковать йогу,человеку необходимо поправить свое здоровье.
Стьяна (тяжесть и апатия) — можетбыть вызвана перееданием, неправильным питанием, холодом или самой природойума.
Саншая (сомнение) — постоянноеощущение неуверенности, мешает прогрессу в йоге.
Прамада (поспешность) – мы делаемчто-то думая, что торопясь мы продвигаемся вперед, но из-за прамады мы вседальше отдаляемся от поставленной цели.
Аласья (вялость, утомленность) — проявляется в таких мыслях, как: «Наверное это мне не по силам». Это недостатокэнтузиазма, который может свести на нет все практики йоги, и вызванные ими вчеловеке изменения.
Авирати (рассеянность) – возникает,когда наши чувства берут вверх над разумом, выбивая нас из колеи жизни, и уводянаше сознание в неверном направлении.
Бхрантидаршана (невежество и гордыня)– это самая большая опасность из всех выше перечисленных. Бхрантидаршанапосещает тех, кто вообразил, что увидел все, что можно было увидеть, и знаетвсе, что можно знать. Бхрантидаршана – это иллюзия вершины к которой стремитсячеловек, она заставляет человека уверовать в ложною истину и отречься отначатых дел.
Алабдхабхумикатва – этоследующий шаг после Бхрантидаршаны. Человек раскрывший иллюзию, которая давалаему уверенность в том, что он добился успеха, видит, что осталось еще оченьмного сделать, теряет веру в себя, разочаровывается и поддается переменамнастроения.
Анавастхитатвани — если выосознаете, что питали иллюзии, и начинаете смотреть в лицо реальности, то длявас существует, к сожалению, большая вероятность показаться себе меньше иничтожнее, чем вы есть на самом деле. А это приводит к потере уверенности всебе к последнему препятствию, описываемому Патанджали [4].
Подводя черту, хотелось бы уточнить, что Патанджали описываяопасности и сложности в познании йоги, говорил, что не все они должны бытьименно в этом порядке, и не обязательно все из нас столкнутся со всеми из них.Патанджали, показал людям, что на каком бы этапе йоги человек не находился, онне должен считать, что это конец пути и предел совершенства, он должен идтидальше и верить, что с каждым днем он немного лучше чем вчера.

 
Заключение
Йога – это то немногое, что осталось нам от древних цивилизаций,покрытое пылью веков, знание, которое никогда недолжно исчезнуть. Йога учит насбыть в гармонии с миром и с самим собой, дает нам то душевное спокойствие,которого нам так не хватает, в современном обществе. Хотя практика йоги истрого индивидуальна, она способствует эволюционному развитию не толькоотдельных людей, но и целых коллективов. Это особенно актуально сейчас, когдабольшие массы людей тянутся к духовности, к развитию самосознания. Современныеусловия — возвращение человеку его прав, открытость и гуманизация общества —упрощает, способствует внедрению принципов йоги в образ жизни каждого человека.Йога открыта для всех. Каждый может взять из нее столько, сколько сможет. Йога– это не внешний опыт. Это нечто такое, что мы ощущаем внутри себя, в самойглубине своего естества.

 
Используемая литература
 
1. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г.Кузнецова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — XVI, 731с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
2. Knut A. (Editor) Jacobsen Theory And Practice of Yoga: Essays inHonour of Gerald James Larson. — Brill Academic Publishers, 2005. — ISBN9004147578 (Studies in the History of Religions, 110)
3. Коэльо Паоло, Дневник мага. – М.: Издательство Астрель, 2010.-288с.
4. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия:учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Университетская книга; Логос, 2007. — 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Архитектура квантовых компьютеров
Реферат Fahrenheit 451 By Ray Bradbury Essay Research 2
Реферат Структура й оцінка економічної інформації
Реферат Программа и методические рекомендации по проведению педагогической практики студентов V курса в детском саду для детей с нарушениями речи
Реферат История возникновения театра в России
Реферат Монголо-татарское нашествие на Русь Крестьянская война Отечественная война 1912 г Период перестройки
Реферат Эпоха царствования Ивана IV Грозного
Реферат Оптимальное планирование работы флота судоходной компании
Реферат Причинение умышленного вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего
Реферат Государственное регулирование инвестиционного процесса
Реферат Гострий та хронічний катар середнього вуха. Ексудатівний отит
Реферат Производные инструменты фондового рынка: особенности обращения в России
Реферат Оценка защищенности информационных ресурсов и управление защитой информации
Реферат Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
Реферат Русско-турецкая война 1768-1774 гг