Реферат по предмету "Философия"


Человеческая память

ВВЕДЕНИЕ
Память — самая долговечная из наших способностей. В старости мы помнимсобытия детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайнооброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица,имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность изаставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любаядругая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не чтоиное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь вто ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мыназываем " настоящим ". Тем не менее настоящие — это продолжениепрошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именнопамять спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым,как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.
Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать исобственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти,человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вотпочему так бесконечно интересны и пугающи клинические случаи потери памяти.Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующихнаш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти — этоживые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякийраз, когда мы их оживляем.
Многие люди жалуются на плохую память. Но ведь объем и продолжительностьзапоминания информации поистине удивительны.
Самый важный вопрос: как мы запоминаем? Каким образом мельчайшие подробностиповседневного существования, пережитые в детстве радости и унижения,прозаические детали ужина или случайный набор цифр на номере промелькнувшегоавтомобиля остаются запечатленными в смеси молекул, ионов, белков и липидов, изкоторых состоят десять миллиардов клеток нашего мозга? Такое количество клетоктрудно даже вообразить. Но представьте себе, что число нейронов в мозгу любогочеловека втрое больше числа живущих на Земле людей, а если подсчитывать связимежду этими нейронами со скоростью одна связь в секунду, то потребуется от трехдо тридцати миллионов лет, чтобы завершить подсчет. Этого вполне достаточно,чтобы хранить воспоминания о всей прошедшей жизни…
Есть еще одна проблема. На протяжении нашей жизни каждая молекула теламногократно изменяется, клетки отмирают и тоже заменяются новыми, связь между нимиустанавливается и рвутся тысячи, а возможно, и миллионы раз. Тем не менее входе этого всеобъемлющего процесса, который и составляет существо биологическойжизни, память сохраняется. Любая компьютерная память перестает существовать,если все детали машины подвергаются такой же замене. Память, связанная соструктурами мозга и происходящими в них процессами, сохраняется так же, каксохраняются формы тела, несмотря на непрерывный круговорот его молекулярныхкомпонентов.
Мы принимаем наш технологизированный мир и использование в нем памяти какчто-то само собой разумеющееся. Мы оставляем друзьям послания автоответчикахили в компьютерах, справляемся по памятным книжкам относительно еще не занятыхдней и посылаем записки коллегам, организуя обед, посещение театра илисобрания, наконец, отмечаем, что у нас есть в холодильнике и что необходимокупить. Все эти факты индивидуальной памяти, но акты, в которых мы прибегаем ксредствам, лежащим вне нас, для того чтобы дополнить или заменить внутреннююсистему памяти, связанную с мозгом. Так было не всегда. Наши воспоминанияиндивидуальны, но они формируются в процессе коллективной, общественной жизнилюдей, которая влияет и на сами механизмы мозговой деятельности. У каждого изнас и у общества в целом разнообразные технические средства — от таких древних,как письмо, до новейших электронных устройств — трансформируют восприятие испособы использования памяти. Чтобы понять работу памяти, необходимо понятьприроду и динамику процесса этой трансформации.
Большая часть истории человечества протекла до появления современныхтехнологий, даже до появления письменности. В первобытных сообществах память ожизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То,что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессеустного общения, навсегда забывалось. Воспоминания людей, внутренние следы ихпрошлого опыта должны были быть самыми хрупкими сокровищами. В такихбесписьменных культурах памяти подлежала постоянному упражнению, а воспоминания- сохранению и обновлению. Особые люди — старейшины, барды — становилисьхранителями общественной культуры, способными пересказывать эпическиеповествования, в которых запечатлевается история любого общества. При этомкаждый пересказ в те времена становился уникальным — это был неповторимыйпродукт сиюминутного взаимодействия между рассказчиком, его способностьюпомнить прошлые пересказы и конкретной аудиторией.
Хотя еще жива концепция памяти в этом глубоком, коллективном смысле, новыетехнические средства меняют природу запоминания. Магнитофоны ивидеомагнитофоны, а также письменная регистрация событий не только усиливаютпамять, но и замораживают ее, придают ей фиксированный, линейный характер; онизакрепляют ее и в то же время не дают ей развиваться и трансформироваться вовремени, подобно тому как жесткий наружный скелет насекомых или ракообразныходновременно защищает и стесняет его обладателя. Вспомним, например, как в 1990году лидеры мирового европейского движения собрались в Ваннзе — вилле на берегуозера, где Гитлер, Гейдрих и прочие почти пятьдесят лет назад подготовили план" окончательного решения европейской проблемы ". Как писал тогда ЭлиеВизель, нужно было продемонстрировать, что " память сильнее чем еевраги..., о которых многие немцы и немки в прошлом старались не говорить и непомнить ". Это был акт групповой памяти одной стороны, противостоящий актуобщественной амнезии у другой; но этот акт памяти не ограничивался устнымивыступлениями: он был подкреплен письменными текстами, звуковыми записями ипрежде всего видимыми образами на фотографиях и кинопленке — потрясающими доужаса изображениями, которые теперь в умах и памяти даже тех, кто был далек отзапечатленных событий. Контраст со старыми, основанными на устной традициикультурами не мог бы быть более явным.
Разумеется, многие современные национальные и этические конфликты порожденыаналогичными, многократно усиленными коллективными воспоминаниями иколлективной амнезией.
Древнее искусство запоминания
Древние философы относились к достоинствам письменной культуры с явнымскепсисом. Платон приписывает Сократу утверждение об античеловеческой природеписьма: оно выносит за пределы нашего духа то, что на самом деле можетсуществовать только в нем самом. Как отмечает Онг, письмо материализуетпсихические процессы, превращает их произведенный продукт. Записи разрушаютпамять; те, кто пользуется ими ( как говорил, по свидетельству Платона, Сократ), становятся забывчивыми, полагаются на внешние источники, когда им не хватаетвнутренних ресурсов. Письмо ослабляет ум. Память следует упражнять, чтобы онабыла все помнящей. Система приемов, улучшающих использование памяти, — такназываемая мнемотехника — по-видимому, не один раз независимо возникала иразрабатывалась во многих культурах.
Главное условие хорошей памяти — это способность упорядоченно располагать вмыслях все то, что требуется запомнить. Такое правило предназначено длясоотнесения набора объектов, не имеющих видимой логической связи, с другимнабором, структура которого логически ясна или хотя бы легко запоминаетсяблагодаря каким-то характерным признакам. В таких мнемотехнических системахвоспоминания можно сохранять путем " привязки " их к элементам хорошознакомого окружения — обычно дома с его комнатами или общественного места с заметнымизданиями и монументами: подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаютсявдоль цепочки таких элементов. После этого их легко вспомнить. В древнихтекстах этот метод запоминания называют " искусственной " памятью впротивовес врожденной, или природной, нетренированной памяти; изобретение новыхсистем памяти, по-видимому, представлялось древним столь же заманчивым делом,как и нынешним энтузиастам создания компьютеров.
Постепенно, особенно с XIV века, мнемотехника стала набирать силу. Место" записи " запоминаемых образов стали уподоблять театру особому" театру памяти " с символическими скульптурами, подобными статуямдревнеримского форума, у основания которых можно было располагать объекты,подлежащие запоминанию. С начала эпохи Возрождения эти воображаемые театрыстановились сложнее, в них появились проходы, ярусы кресел, классическиестатуи, олицетворявшие пороки, добродетели и другие ключевые понятия. Но еслираньше демонстраторы искусства мнемотехники были как бы зрителями такоготеатра, смотревшими на сцену как на собрание тщательно отобранныхобразов-напоминаний, то в эпоху Возрождения мнемотехник смотрел сосцены, подобно актеру, и ряды зрителей в зале служили для негопоследовательностью знаков, облегчавших работу памяти.
Новый вид памяти
Естественно, со временем происходило развитие письменности, " театрыпамяти " дойдя до наивысшей степени развития сошли на нет, постепеннопроисходит развитие науки ( кибернетики ), появляются изобретения, которыеспособны перевернуть представление о устройстве памяти.
Качественная новизна компьютерной техники была очевидна с самого начала.Разумеется, и раньше существовали электромеханические счетные машины и подобныеим аппараты. Но компьютеры общего назначения представляли собой нечто большее,чем быстродействующие устройства и хранилища информации: они могли сравнивать ипреобразовывать информацию, манипулировать ею, что делало возможным созданиепринципиально новых технологических процессов и инструментов и даже постановкулюбых мыслимых научных проблем, касающихся познания Вселенной. На протяжениидвух последних десятилетий компьютеры постепенно, но во все нарастающем темпеизменяют способы, которыми мы познаем мир и воздействуем на него. Неудивительно, что столь велик идеологический резонанс компьютеризации. Передсоздателями компьютерной техники с самого начала во весь рост встала проблемавзаимодействия между компьютером и мозгом. Это нашло даже отражение в ихязыках. Так, цифровая ЭВМ фон Неймана состояла из центрального процессора,выполнявшего арифметические и логические операции, и блока хранения информации,который был тут же наречен его конструкторами памятью.
Компьютерная память — это система чипов ( силиконовых плат с впечатаннымитранзисторами ), хранящая информацию в форме двоичного кода, где каждая единицаинформации представлена одним из двух состояний ( 0,1 ). Такая конструкция,разумеется, предполагает, что все хранимое и обрабатываемое в компьютере должнобыть сначала переведено в форму, доступную для представления в цифровом двоичномвыражении, как некоторое число битов ( бинарных единиц ) информации. Слово" информация " имеет здесь технический, даже технологический, а неповседневный смысл. Заслуживает внимание и то обстоятельство, что в названии" компьютерная память " неявно подразумевается, что операции, спомощью которых компьютер хранит или обрабатывает бинарные единицы, аналогичныпроцессам, происходящим в нашей, человеческой памяти.
На первый взгляд это сходство кажется весьма обнадеживающим. Разве этаязыковая система не описывает физический, неодушевленный механизм по аналогии сбиологической системой? В дальнейшем станет понятно, что практический иидеологический потенциал технически превосходит возможности биологии, так чтометафора инверсируется. Вместо биологизации компьютера мы сталкиваемся снастойчивыми утверждениями, что человеческая память — это всего лишь менеесовершенный вариант компьютерной памяти, и если мы хотим понять, как работаетнаш мозг, нам следует больше сил отдавать исследованию и конструированию компьютеров.
Однако, сравнение мозга с компьютером несостоятельно, так как системынейронов, образующие мозг, в отличие от компьютерных систем в высокой степенинедотерминированы. Нельзя рассматривать мозг и его обладателей — прежде всегочеловеческий мозг и самого человека — как закрытые системы вроде молекул газа взапаянном сосуде. Совсем наоборот, это открытые системы, сформированныесобственной историей и находящиеся в непрерывном взаимодействии с природным иобщественным окружением, которое изменяет их, но и само при этом подвергаетсяизменению. Такая неопределенность обуславливает еще один уровеньнеопределенности в работе мозга и поведении его владельца. В отличие откомпьютеров человеческий мозг не функционирует безошибочно и действие его неограниченно последовательной обработкой информации. Мозг отличается большейпластичностью, то есть способностью изменять свою структуру, химию, физиологиюи выходные реакции в результате приобретения опыта и случайных обстоятельств впроцессе развития. В то же время он обладает большим запасом прочности инадежности и может весьма эффективно восстанавливать свои функции после травмыили инсульта. Последовательные операции мозг выполняет относительно медленно,зато процессы формирования суждений происходят в нем с необыкновеннойлегкостью, которая ставит в тупик разработчиков компьютерных моделей.
Рассмотрим простой эксперимент: человеку быстро показывают четыре цифры ипросят его запомнить их, а затем назвать. Почти каждый с легкостью справиться сэтой задачей. Но если цифр увеличить до семи-восемь, это станет не по силамбольшинству испытуемых, особенно в том случае, если интервал междупредъявлением цифр и просьбой вспомнить их будет увеличен с нескольких минут дочасу и более. Максимальную способность человека запомнить ряды случайных цифрможно выразить в битах. Примерно, получается всего лишь 41,86 бит.
Джон Гриффит, математик из Кембриджа, однажды прикинул, что если бы человекнепрерывно запоминал информацию со скоростью 1 бит в секунду на протяжении 70лет жизни, то в его памяти накопилось бы 1014 бит.
В отличие от компьютерной человеческая память постоянно ошибается ипользуется множеством особых приемов, чтобы сохранить информацию. Этим человеки отличается от компьютера. Таким образом, мозг работает не с информацией вкомпьютерном понимании этого слова, а со смыслом, или значением. А значение — это исторически формируемое понятие, оно находит выражение в процессевзаимодействия индивидуума с природой и социальной средой. Одна из трудностейизучения памяти и усвоение ею информации состоит в том, что приходиться иметьдело с диалектическим феноменом. Вспоминая, мы всегда выполняем надвоспоминанием какую-то работу и трансформируем его. Мы не просто извлекаемобразы из хранилища и, использовав, возвращаем обратно в прежнем виде, а каждыйраз пересоздаем заново.
Виды человеческой памяти и изменение ее со временем
Древнегреческие и римские философы и риторы различали у человека два видапамяти — естественную и искусственную. Искусственную память можно тренировать иуподоблять ведению записей. Напротив, природная память дана человеку какприродное ему свойство, которое не требовало объяснения, а просто признавалось.Однако, взаимодействие нашей технологии с нашей биологией настолько сильно, чтосамо формирование технологизированного общества, в котором центральную рольстали играть искусственные аналоги памяти, изменяет природу этой функции. Актписьма фиксирует текучую динамичную память устных культур в линейной форме.Появление печатных текстов для массового чтения сопровождалось дальнейшейстабилизацией памяти и усилением контроля над ней, стандартизацией иколлективизацией наших представлений.
Современная техника — фотография, киносъемка, видео- и аудиоаппаратура ипрежде всего компьютеры — вызывает еще более глубокую перестройку сознания ипамяти, устанавливая новый порядок познания мира и воздействия на него. С однойстороны, техника замораживает память, делая ее столь же неподвижной, как лицана фамильных портретах, написанных в вектарианскую эпоху, заключая ее в подобиенаружного скелета, не позволяя ей созревать и развиваться, как это было бы вотсутствие сдерживающих факторов и постоянных внешних воздействий на внутреннююсистему памяти. С другой стороны, современная техника коварно устраняет барьерымежду фактом и вымыслом.
На протяжении большей части эволюции человека — до нескольких последнихпоколений — никто не сомневался в том, что условия, в которых вырос человек, восновном сохраняются и в период его последующей жизни. Поэтому эйдетическаяпамять детства, обеспечивающая свободу для формирования правил воспитания, ковремени полового созревания постоянно преобразуется в более линейную по своемухарактеру память взрослого человека, которая у каждого данного индивидуумазакрепляет уникальный набор таких правил, помогающих упорядочивать позднейшийопыт. Даже в наши дни, когда условия жизни так быстро изменяются на протяжениижизни одного человека, описанный переход ( очевидно, определяемый каким-тофундаментальным биологическим механизмом ) полезен для выживания. И все-таки укаждого из нас сохраняются фрагментарные эйдетические образы детства.
Переход от детской памяти к памяти взрослого человека — это радикальныйпереход от образного и временного изображения прошлого к линейному иорганизованному во времени. У большинства взрослых людей воспоминанияформируются в последовательном порядке и претерпевают ряд изменений со временивозникновения до приобретения в дальнейшем более постоянного характера. Толькоу отдельных людей в зрелом возрасте сохраняется эйдетическая память детства.
Что такое воспоминания?
Воспоминания — это форма общественной регистрации прошлыхсобытий, в той илииной степени трансформированных, чтобы удовлетворить текущим идеологическимпотребностям. Воспоминания — это коллективные акты востановления утраченногоопыта. Воспоминания — это вымысел беллетристов, которым символические эпизодыдают ключ к тайне человеческой личности. Воспоминания — это отрывки однаждыслышанных песен; это технологические метафоры компьютерного века; это пересозданныеобразы нашего детства и умерших родителей, наши непрестанные усилия сделатьжизнь цельной, связать прошлое и настоящее, чтобы приготовиться к встрече сбудущим; это работа мышц и сухожилий, когда уже в зрелом возрасте, привыкнув задесятилетия к комфортабельным поездкам на современных средствах транспорта, мыснова пересаживаемся на велосипед, чтобы вспомнить забытые ритмы.
я_Воспоминания — это больше чем информация.я. Так как воспоминания состоятиз " кусков " информации полученных в разное время.
Выводы
Уникальность человека
Первое и, пожалуй, наименьшее существенное отличие состоит в том, чточеловек обладает словесной ( вербальной ) памятью, так как люди этоединственные говорящие животные. Это означает возможность чему-то обучаться ичто-то вспоминать без видимых поведенческих реакций. Уже то, что нам труднопредставить себе жизнь без такой словесной памяти, говорит о неизмеримо большембогатстве нашей памяти по сравнению с памятью животных. У последних явнопреобладает процедурная память, тогда как у человека — память декларативная,которая фактически формирует каждое наше действие и каждую мысль. Однако,клеточные механизмы декларативной памяти животных в принципе отличается отмеханизма вербальной памяти человека. Богатство ее у нашего вида с биологическойточки зрения не более таинственно, чем способность почтового голубя находитьдорогу за сотни километров от места выпуска.
Специфика нашей памяти гораздо больше связана с нашим общественным образомжизни и техническими средствами, создавшими мир, где информация записывается напапирусе, восковых табличках, бумаге или магнитных лентах, то есть мирискусственной памяти. Именно искусственной памяти мы обязаны тем, что имеемисторию, тогда как у всех остальных живых существ есть только прошлое. и хотябиологические механизмы памяти у каждого отдельного человека точно такие же,как у других позвоночных, искусственная память раскрепощает наш мозг и взначительной степени определяет, что нам нужно и что мы можем запомнить.Многообразие современных средств памяти освобождает нас от необходимостипомнить большое количество фактов и событий, поэтому многие из наших нейронов исинапсов, видимо, могут заняться другой работой.
Кроме того, искусственная память делает возможным третье важное отличие, аименно особое значение для всех нас коллективной памяти. У животных, не имеющихискусственной памяти, каждая особь живет в уникальном мире собственныхвоспоминаний, которые накапливаются с рождения до самой смерти и отражаюттолько индивидуальный опыт. Всякий человек, так же как всякое животное,воспринимает и запоминает окружающую его действительность по-своему, тогда какискусственная память воспроизводит одну и ту же картину, одни и те же наборыслов, те же телевизионные изображения для многих сотен, тысяч или миллионовлюдей, перестраивая, дисциплинируя и тем самым ограничивая нашу индивидуальнуюпамять, формируя согласованное мнение относительно того, что и как следуетзапоминать.
Таким образом, для каждого из нас коллективная память — это компонентличного биологического и психического опыта, однако она служит целямпреодоления индивидуального, сплочения человеческих сообществ черезформирование общих восприятий, интерпретации и идеологии. Не удивительно, чтово все времена главенствующие социальные группы старались навязать остальномусообществу собственное понимание опыта коллективной памяти.
Воспоминания этого типа не связаны с нашей биологией, но они господствуют внашей жизни. Именно поэтому всякое новое общественное движение начинается струдной работы формирования собственной коллективной памяти. Социализм потратилмного сил, чтобы воссоздать подспудно сохранявшиеся воспоминания рабочегокласса. Эти коллективные воспоминания, навязанные сверху в качествегосударственной идеологии или порвавшиеся снизу в ходе борьбы пробудившихсяобщественных движений, служат средствами воспоминания прошлого, нашей истории ипотому определяют наши действия в настоящем и формируют будущее. Не только внашей жизни, но и биологии вообще ничто нельзя осмыслить иначе как в контекстеистории, то есть памяти, а память состоит из воспоминаний.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.