Контрольная работа по философии
Выполнила Сорокина Светлана Евгеньевна студентка гр.ФЗС (Мж) – 030501 — 21 (к)
Удмуртский государственный университет г. Можга
Можга
2010 год
Введение.
Информация,предоставляемая личности живым религиозным опытом, касается не только природысущностных характеристик, свойств самой религии, но и предельных основанийвсего сущего, включая человека во всей уникальности и специфичности его бытия, представленийо смысле и назначении его жизни, характере взаимоотношений с природой, в рамкахкоторой осуществляется его повседневная жизнь, и с другими людьми. Поэтомурелигия, главным образом христианство, — так же как и философия, представляетсобой форму духовной деятельности, ориентированной на сознание и осмыслениекоренных мировоззренческих вопросов, относящихся к представлениям человека омире в целом и месте человека в нем.
Дляобщества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальнойинтеграции, сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл ихдеятельности. И в социальном плане религия реализуется как особый общественныйинститут — церковь; на первых этапах — просто как объединение верующих, позднее(почти во всех религиях) — как структура, объединяющая лиц, особо посвященных всакральные тайны и выступающих в роли своеобразных «посредников» между объектомверы и людьми.
Взятаяв единстве и взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, религиявыполняет мировоззренчески-интегративную функцию, дает определенные объясненияприроды, общества и человека, т. е. мира в целом. И здесь сразу же бросается вглаза определенное сходство религии с философией. Вместе с тем религиявыполняет и многие другие функции, которых лишена философия. Среди последнихтак называемая спасительно-компенсаторная функция, обещающая человеку надеждуна избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни. К числуважных функций религии относится также коммутативно-интеграционная функция:религия облегчает общение, объединение людей, придерживающихся одногомировосприятия. И, наконец, регулятивная функция, дающая человеку определенныенормы и ценности поведения, прежде всего этические.
Напомним,что именно христианская религия в значительной степени содействоваластановлению научного миропонимания как средства или орудия борьбы соккультизмом. Этот процесс начался уже на закате эпохи Средневековья, но особыйразмах приобрел в эпоху Нового времени, потому что для христианства очень важнобыло торжество научно-механистического мировоззрения: механицизм изгонял духовиз природы. Далеко не случайно, что научная картина мира родилась именно вхристианской Европе, а не в арабской культуре, которая во многих отношенияхбыла очень утонченной и высокой, и не в китайской, и не в индийской культурах.
Помнению Гегеля, философия является высшим и последним этапом духовного развитиячеловечества, и, прежде всего потому, что религия преимущественно ориентируетсяна чувства и представления человека, тогда как для философского сознания ипознания основным орудием, или инструментом, является понятие.
1.Христианская философия, её специфика и основные черты
1.1.Христианство как источник христианской философии.
Кчислу мировых религий относят христианство, иудаизм, ислам и буддизм.
Христианство— крупнейшая мировая религия и одна из самых распространенных по численностиприверженцев, которых примерно 20% населения земного шара и по географическойраспространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианскаяобщина. В настоящее время число приверженцев христианства во всём мирепревышает около 2 миллиардов.
Вцентре христианского вероучения богочеловек Иисус Христос. Основной книгойявляется Библия — Ветхий Завет и Новый Завет, в котором представлены жизнь истрадания Христа, сказания о деяниях святых апостолов, а также откровениесвятого Иоанна Богослова с его картиной страшного суда, который ожидаетчеловечество.
Христианствопервоначально возникает как религия древних евреев. Устранение некоторыхнепопулярных среди других народов элементов иудаизма (обряды обрезания, принятияпищи, идея богоизбранности еврейского народа, законы Моисея) вызвало притокязычников и обращенных евреев в христианские общины. Привлекательными сторонамихристианства были универсализм, единобожие, равенство всех верующих перед Богом,идея очистительной жертвы Христа, вера в воздаяние в загробной жизни, идеявоскресения.
Дляраннего христианства был характерен отказ от участия в политической жизни иуправлении государством, проповедь аскетической этики. До начала IV векахристианству противостоит государственное мировоззрение, основанное на господствующейязыческой религии и на картине мира, разработанной в рамках философии.Философия, не замечающая двухтысячелетней истории христианства или сознательноего игнорирующая, является теоретически невозможной, заранее обреченной нанеудачу. Нельзя в настоящее время определить нравственность, справедливость, добро,зло, развитие и становление европейской государственности и культуры вне учетаисторического влияния христианства на жизнь человеческого общества.
КIV веку христианство идейно окрепло, и после указа императора Константина в 311году о свободе христианского вероисповедания и прекращении гонений на христиантеологические споры переносятся внутрь христианства, наиболее значимыефилософские концепции и идеи приспосабливаются для нужд обоснования христианскогоучения. Христианство становится официально признанной религией Римской империи.Пройдет еще немного времени и Никейский Собор в 325 году примет окончательнуюформулировку основной догмы христианства — символа веры — Троицу: Бог един посуществу, но троичен в лицах (ипостасях). Это Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой— всем трем лицам приписываются одинаковые божественные свойства (премудрость, вечность,благость, святость и т.д.), но у них есть индивидуальные различия. Бог-Отец нерождается и не исходит от других лиц троицы (абсолютное первоначало), Бог-Сын(Логос, Слово — смысловое начало) предвечно рождается от Бога-Отца, Бог-Дух(животворящее начало) исходит от Бога-Отца. Христианские обряды прямо вводятбожественные начала в человеческую жизнь.
Христианскаянравственность исходит из самоценности личности (личность есть «образ Божий» вчеловеке) и неразрывной связи добра, истинны и свободы. При этом добро и истинавыражается не в безличных формальных правилах, а в самой личности ИисусаХриста; отсюда — принципиальная неформализуемость христианской нравственности, котораяпо самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлиннохристианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленнойк Христу и к каждому человеку как носителю образа божия. Добро творитсячеловеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви. Иноеприменение свободной воли оборачивается её самоотрицанием и духовнойдеградацией человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится нетолько возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы;истиной свободы является добро. Отсюда специфика христианского аскетизма: онборется не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховнымначалом. Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворенияи бессмертия (этим христианство отличается от платонизма, гностицизма иманихейства).
1.2.Природа христианской философии.
Самопыт философии обновлялся христианством. Данность, которой она располагает — этомир, творение, слова, в котором все говорит о бесконечном Разуме конечнымразумам, знающим, что они — разумы, когда философия в ходе какого-тодлительного процесса пытается смягчить кризис, замаскировать парадокс, раскрытьвозвышенную данность в диалектике разума или чистого духа, именно и точно сэтого момента она перестает быть христианской. Метафизическое мышление, обращенноетаким образом к его подлинной естественной духовности, будет критиковать этитребования «во имя более высоких требований» — во имя требований действительночистого разума. Положение философии изменилось, оно возвышено христианством.Именно в связи с этим следует сказать, что вера ведет и направляет философию, ущемляяпри этом ее автономии, ибо философия всегда судит о вещах по своим собственнымзаконам, на основе своих собственных принципов и своих рациональных критериев, дажео вещах, которые, будучи естественным образом доступны одному разуму, не былибы фактически признаны или сохранены разумом без примеси ошибки, если бы разумне проявил одновременно внимания к их существованию и не усилил себя самогопосредством некоторой жизненно необходимой преемственности, связывающей его свышним светом.
Христианскаяфилософия не есть определенное учение — это сама философия, в том виде, как онанаходится в условиях своего существования, существования совершенно особенного,в которое христианство ввело мыслящего субъекта, и его разуму некоторые объектывидны, и некоторые его утверждения выведены надлежащим образом, что в другихусловиях ему в большей или меньшей степени не удается. Именно эта внутренняякачественная оценка позволяет вычленить и определить отличительные чертыизвестной группы учений, которые объединяет внутренняя связь. Эта связь неслучайна, она вытекает из самой природы философии, ее естественных стремлений ксколь можно более полному познанию своих собственных объектов, из самой природыхристианского учения и христианской жизни, из того внешнего и внутреннегоусиления, которое она сообщает разуму. Христианские философы всегда посовместительству были и богословами.
Понятиехристианской философии — это классическое различие между сферой специфики исферой осуществления, или еще, в тех пределах, которых мы держимся, междуприродой и фактическим положением, надо различать природу философии, или, чтоона такое сама по себе и ее положение, то есть её фактическое, историческиопределенное место в жизни человека-субъекта, и то, что соответствует условиямее существования и функционирования в конкретных условиях. Само собойразумеется, это различие предполагает, что философия имеет свою природу и чтоона сама по себе представляет нечто определенное. Речь пойдет о предметах, которыесами по себе принадлежат области философии, но о которых философы фактически невысказали четкого суждения и которые христианское откровение вывело на переднийплан: например, понятие творения, а еще понятие природы, которое, будучи вполнереальным и содержательным (чего не видели индусы), не есть замкнутый в себеабсолют и может (чего не увидели греки) быть завершённым сверхъестественнымпорядком, то под откровением следует понимать не все, что является раскрытымданным, что открыто, а только элементы естественного порядка, которые оносодержит или которые с ним связаны, и раз его внимание привлечено к этимэлементам, философия осваивает их в соответствии со своим собственным порядком,который является порядком восходящим.
Основныечерты христианской философии.
Выражение«христианская философия» описывает не просто одну сущность, а целый комплекс:сущность, взятую в определенном положении. Отсюда с необходимостью вытекаетопределенная неточность этого выражения, относящаяся к нескольким вполнереальным вещам.
Вистории человеческой мысли существует течение, выступающее в разнообразных формахи имеющее различные уровни развития, его представителей можно встретить почти влюбой период существования христианства. Это течение, истоки которого восходятк весьма отдаленному прошлому — можно сказать, ко всей священной мудростидревних евреев — тяготеет к отрицанию человеческой мудрости и философии, имеющейавтономный характер по отношению к религиозной вере; в этом случае признается, чтофилософия, поскольку она есть учение об истине, требует христианской веры или, покрайней мере, некоторого предвосхищения жизни в вере или какой-то положительнойориентации в отношении этой жизни; некоторые русские мыслители, со своейстороны, полагают, что обращение человека к вере изменяет философию в самом еесуществе, дает ей новую природу, новые принципы, новый чистый свет.Христианская философия по целостности и универсальности выдвигаемых ею передсобой задач есть мировоззрение, в самом прямом и буквальном смысле этого слова,т. е. выработка и обоснование представлений и взглядов о мире в целом: оприроде, обществе, человеке в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом.Именно в христианской философии дозволяется максимум творческой свободы, рациональноеосмысление доктрин веры, критический взгляд на собственную идентичность.Христианская философия — своего рода школа рефлексирования, практика задаваниявопросов, в которых предметы осмысляются на границе внутреннего опыта ивнешнего мира. Философия позволяет эксплицировать внутренние вопросы церкви длявнешнего мира, говорить на общезначимом языке.
1.4.Русская христианская философия.
Русскаяфилософия воплощает в себе противоречивость культурно-исторического развитияРоссии, сложные формы взаимодействия с европейской социально-философскоймыслью. Русское сознание постоянно существовало в ситуации «раскола»: междухристианством и язычеством, между «своими» и «чужими», между милосердием исправедливостью, между Европой и Азией, между истиной и правдой. По правдеговоря, западная философия никогда не освобождалась от христианства: там, гдеоно не помогало философии в ее формировании, оно было для нее камнемпреткновения. Именно в этом смысле Николай Бердяев говорил, что все современныевеликие философии (и даже, разумеется, философия Фейербаха) — это«христианские» философии, философии, которые без христианства не стали бы тем, чтоони есть.
Выдающийсярусский богослов и философ В.В. Зеньковский в своих трудах «Основы христианскойфилософии» и «История русской философии» определил свои взгляды, как «опытрусской философии». Он считал, что русская христианская философия выросла изправославного мировоззрения русского народа и развивалась под постояннымвлиянием православия. Истинно русская философия никогда не порывала справославной верой. Все лучшее, что создано в ней, озарено светом православия. Творческаясила и свобода человека зависит от его веры в бога. Только через православнуюверу происходит восстановление утраченного в результате первородного грехаединства человеческого духа (раздвоения разума и сердца), преображениячеловечества для вечной жизни. Суть русской христианской философии состоит в«стяжании духа святого».
Русскаяхристианская философия также представлена именами П. Флоренского и С. Булгакова,которые последовательно развивали идеи религиозно-научного синтеза, отстаиваяидеал религиозно-философского универсализма.
ОсобенностьюФлоренского является не столько требование единения философии и богословия, верыи разума, науки и искусства, сколько способ его обоснования, который самфилософ называл «конкретной метафизикой», что является скрытой критикой«отвлеченных начал», которые лежат в основе всей западноевропейской философскойтрадиции. Рассматривая конституирующую роль идеи, Флоренский приходит к выводу,что в этом процессе особую роль играет символ и имя. Определяя символ как«бытие, которое больше самого себя», он полагает, что символ, как и имя, беретна себя энергетический потенциал бытия. Проявленность бытия тождественна егооткрытости для человека, что закрепляется посредством имен и слов, в которыхаккумулируется энергитичность бытия и его символическая полнота. Слово (имя), синтезирующеев себе символические и энергетические смыслы, обусловливает саму возможностьпознания и детерминирует его форму. Дихотомичность слова позволяет человекувыйти за субъективные пределы своего сознания и прорваться к самой «сердцевине»мира, познать который возможно, лишь преодолев психофизиологическуюограниченность человека. Слово сводит человека с реальностью через ипосредством субъективного волевого акта сознания. Слово антиномично, — как исамо бытие. Философская антропология Флоренского связана с разработкойправославной персонологии. Место человека в мире является производным от егософийной природы. Сама София трактуется мыслителем как единство несколькихначал личностного, субъективного, ипостасного, экзистенциального, теологического.Истина познается путем переживания, мистического озарения, а не в рациональнойдеятельности. Оно дает мистический опыт, согласно которому основой истины иреальности является любовь. Любовь понимается Флоренским как переход к истинноинтегрированному состоянию, она — единство всех форм, явлений и состоянии, «реализацияпотенциально возможного в вечности». Сам процесс познания выступает кактворчество, как созидательная деятельность. Деятельность человека, котораясопряжена с постоянным возрастанием индивидуализации, эгоизмом, волевымпроизволом, лишь усугубляет мировой хаос.
С.Булгаков совершил сложный переход от марксизма к идеализму и к христианству Егофилософия, связанная с попыткой критической рефлексии марксизма и материализма,нацелена на обоснование возможности религиозно-философского синтеза путемвключения в нее религиозно-богословской проблематики и методологии и черезразвитие православной доктрины, требующее более современного философскогообоснования. Булгаков, пытался использовать религиозный опыт разного уровня дляпрояснения философской проблематики. Для Булгакова философия — попытка понятьсокровенную душу мира, его скрытые смыслы. Согласно Булгакову, мирэволюционирует как живое существо. Признание активности мира у Булгакова позжетрансформируется в теокосмизм, который присутствие зла в мире трактует как плодтварного самоопределения. Для Булгакова-богослова зло сотворено тварью, душамира больна бесовщиной, отсюда тот кризис, который переживает современноеобщество. Булгаков полагает, что зло в истории порождает эсхатологию, поэтомуговорить об историко-культурном прогрессе неправомерно. История катастрофическиоборвется, дав начало надисторическому времени. Человек как историческоесущество несовершенен, но как подобие бога он — мировой хозяин и демиург, обладающийтворческой стихией. Истинный субъект исторического творчества не человек, ночеловечество. Человек — «око мировой души». Только в человеке природа осознаетсебя. Однако творческий потенциал человека ограничен его самостью, она можетбыть преодолена только победой человека над собой. Самость в природепобеждается трудом в рамках исторического процесса. Булгаков подчеркивает, чтодля преодоления самости необходима свобода. В отличие от человека свобода несотворена, она предвечна, излучается из «вечного света и свободы Бога».Бесчеловечность индивидуальности — антропологическая аксиома Булгакова.
Такимобразом, философские системы Флоренского и Булгакова воплощают в себе наиболеехарактерные черты русской религиозной философии, отличающие ее отзападноевропейской христианской философии: панэтизм, эсхатологичность, почвенность,попытка прояснить все смыслы до конца, синтетизм, определенный мистицизм.
Заключение.
Христианскаяфилософия — осмысление и выражение христианской веры на языке культуры. Вхристианстве нравственные нормы обращены не ко внешним делам (как это было вязычестве) и не к внешним проявлениям веры (как в Ветхом Завете), а квнутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанциейявляется не долг, стыд и честь, а совесть.
Урокихристианской философии — уроки перевода Евангелия, «специального откровения», наязык секулярной мысли, при котором суть не теряется, напротив, становитсяяснее. Христианская философия делает доступным для пытливого сознания духовноебогатство христианства. Но не маловажно и то, что эта же мысль переводит, прочитывает,анализирует все богатство человеческой культуры для христианства, через призмуего догматов. Коль, несомненно, то, что вся истина от бога, несомненно и то, чтовся эта многообразная и разделенная истина достойна внимания и изучения.Христианская философия предполагает не только многообразие идей, но и свободноепространство людей, объединенных презумпциями веры, рациональности, культуры;творчества. Это идейная основа для формирования христианской интеллигенции, этносомкоторой выступает христианский гуманизм. В христианской философии достигаетсясинтез веры и разума, веры познающей и разума верующего. Здесь становится очевиднойвозможность другого разума, не автаркического, не гордого, а служащего илюбящего, способного оторваться от себя и стать выше.
Изэтих соображений следует, что свою специфику философия, целиком зависящая отсвоего формального предмета, вместе с этим предметом, относящимся целиком кразряду естественного, черпает из самой себя, она подчиняется одним и тем жевнутренним критериям, строго естественным или рациональным, и что, такимобразом, название христианская, применяемое к философии, не относится к тому, чтоона образует в своей философской сущности: она не зависит от христианской верыни в своем предмете, ни в принципах, ни в методах.
Список литературы
В.В. Зеньковский «Основы христианской философии» М., 1994
В.Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян учебник философии М.,«ИНФРА-М» 2010.
Ж.Маритен «О христианской философии» пер. с фран. Л.М. Степачева М., «Научныймир», 1999
Ф.Мориак «Жизнь Иисуса» пер. с франц. под ред. З.А. Маслениковой М., «Мир», 1991
А.Б. Ранович «Античные критики христианства» М., «Политиздат», 1990
Э.Ренан «Жизнь Иисуса» пер. с франц. М., «Политиздат», 1991
учебникфилософии под ред. д.ф.н., проф. В.В. Миронова М., изд-во «НОРМА», 2009
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/