Реферат по предмету "Философия"


Формирование философских понятий «материя» и «бытие»

Субстанцияобозначает единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений ипроцессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения,объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философиимонизма, которой противостоит дуалистическая трактовка мира. В домарксистскомматериализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами,как некоторая телесность, параматерия, из которой возникают и в которойисчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм рассматривает ее какбесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.
Материя— объективная реальность, существующая по своим законам, независимо отсознания.
Материя— (лат. materia — вещество) вещественное значение термина удерживалось до XXв., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннегооснованного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи,составляющего суть концепции метафизического материализма.
Ленин:Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности,которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображаетсянашими ощущениями, существуя независимо от них.
1)материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению ксознанию)
2)она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира).
Достоинствоэтого определения — единство онтологического и гносеологического подходов иявляется исходным пунктом естествознания и философии.
Домарксистскоепонимание материи является предпосылкой для последовательной разработкиматериалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнькак функционирование и развитие сложной материальной системы — человеческогообщества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовныепроцессы.
История взглядов на материю
Первое,что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — этоудивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Насокружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемсякрасотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету.Нужно было совершить величайший научный подвиг, чтобы увидеть за многообразиемвещей и явлений мира их общность и единство.
Наблюдаяявления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили,что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Этупостоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией. Одни философысчитали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие — из огненнойматерии, третьи — из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение напроисхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснениюмногих явлений природы и общества. На этой основе возникли первые теории опроисхождении Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении вещества. В дальнейшемпредставление о материи углубляется и одновременно утрачиваетчувственно-конкретные черты, становится более абстрактным. Еще в V в. до н. э.возникла идея об атомном строении материи. В XVII—XVIII вв. она становитсягосподствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных,неделимых частиц — атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходяиз идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел в физику понятиемассы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики.Атомистическая гипотеза стала основой молекулярно-кинетической теории теплоты.В химии атомистические представления привели к открытию закона сохранениявещества, закона постоянства состава, наконец, к периодической системеэлементов Менделеева. Практическое воплощение знаний о строении и свойствахматерии — это использование машин и пара в производственной деятельности людей.
Вконце XIX в. атомистическая концепция строения материи перешла границы своегомеханического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из болееэлементарных электрически заряженных частиц — ядер, электронов.
Заэтими открытиями последовали другие. Среди них центральное место занялопредставление об электрической природе материи, нашедшее широкое применение напрактике — телеграф, телефон, радио, электрическое освещение, динамомашины,электродвигатели. Наступил век электричества.
Всеэто подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросовопределения дальнейших путей познания структуры материи.
Крушение механицизма.
Совокупностьоткрытий объективно носила диалектический характер. Революция в естествознаниипотребовала от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам, в частности,к пониманию связи материи, движения, пространства и времени. Нужно былозначительно тоньше подойти к трактовке истины, ее подвижности, понять, что онаесть процесс. В той картине мира, которая все отчетливее вырисовывалась внауке, именно изменение, переход, превращение, развитие нуждались вдиалектическом объяснении. Мышление ученых все еще находилось в пленумеханистических традиций. Новые события в науке взывали к глубоким изменениям всамом способе мышления людей. Однако в мышлении действует инерция: новые фактывтискивались учеными в рамки старых понятий. В течение двух столетийклассическую механику И. Ньютона считали завершенной картиной мироздания.Теория относительности А… Эйнштейна показала ограниченность классическоймеханики. Начался мучительный процесс ломки старых, привычных представлений'.Немало выдающихся физиков, приверженцев механистического мировоззрения, котороеони отождествляли с материализмом вообще, попали в той или иной мере подвлияние неверных воззрений.
Некоторыефизики и философы считали, что материально лишь то, что вещественно, что можнонепосредственно видеть, осязать, обонять. Но микроявления недоступнынепосредственному восприятию органами чувств. В этом странном для обычныхпредставлений мире материя предстала в новом свете — без цвета, запаха,твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятиематериального. На основании новых данных науки создавались новые концепции,противоречившие «очевидным» результатам наблюдений, но отвечавшие более точнымэкспериментам и более изощренному ходу научной мысли. Из факта непосредственнойневоспринимаемости микроявлений делался вывод о нематериальном характере этихявлений. Материя стала представляться кому как совокупность электронов, комукак энергия, а кому и как устойчивый комплекс ощущений. Трудно было понять, чтотам, в бесконечной глубине исчезающе малого мира, есть своя мераматериальности.
Раньшемасса считалась мерой количества материи. Открытие непостоянства массы, ееизменения в связи с изменением скорости движения тела было истолковано так,будто материя исчезает и материализм терпит крах. Чрезмерно преувеличиваласьроль математики в науке. Предав «забвению» земные корни всех математическихпостроений, некоторые ученые стали утверждать, будто эти построения — плодчистой мысли. «Материя исчезла, остались одни уравнения», — заявляли они.Истины науки оказались изменчивыми, и это привело к выводу об отсутствии всякихдостоверных знаний.
Разумеется,наивно представлять себе, будто ученые вообще «потеряли мир». Они, конечно, несомневались в его эмпирической реальности. С точки зрения диалектики, материяесть объективная реальность — причина, основа, содержание и носитель(субстанция) всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах.Наиболее кардинальные свойства материи — объективность существования, структурность,неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибутыматерии, т. е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которых невозможно еебытие.
Увсех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: онисуществуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в нашихощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признакуфилософия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится отом, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямоевосприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например,отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.
Нередковстречается выражение: «Вещи состоят из материи». Это неточно. Вещи не состоятиз материи, а есть конкретные формы ее проявления. Когда человек ставит себецель отыскать единообразную материю как некоторое первоначало всего, то онпоступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плодвообще. Но это тоже абстракция. Материю нельзя противопоставлять отдельнымвещам как нечто неизмен- | ное — изменчивому. Материю вообще нельзя видеть,осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный видматерии. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутриили в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и естьматерия в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует«безликой» материи. Материя — это не реальная возможность всех форм, адействительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материисвойством является лишь сознание, дух.
Материальноеединство мира. Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышлениеможет выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. Впервом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — сидеалистическим монизмом. Существуют философские учения, которые стоят напозициях дуализма.
Некоторыефилософы усматривает единство предметов и процессов в их реальности, в том, чтоони существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Номожно ли реальность, существование рассматривать как основание единства мира?Это зависит от того, как трактовать саму реальность: существование может бытьматериальным, объективным, и духовным, субъективным, воображаемым. Нашичувства, мысли, стремления, цели тоже реальны — они существуют. Но это необъективное, а субъективное существование. Если реальность, существование естьоснова единства мира, то только в том случае, если речь идет не о субъективномсуществовании. Открытия Галилея, Ньютона, законы сохранения, спектральныйанализ показали единство физических законов и химического состава земных инебесных тел. А если даже будет где-то в далеких мирах найдено нечто«неземное», то и это ни в какой степени не поколеблет тезиса о материальномединстве мира: в нем ничто не может быть такого, что не вписывалось бы впонятие материи и ее многообразных свойств и отношений. Принцип материальногоединства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретныхсистем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материикак субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.
Бесконечноемироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовномнеотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единоецелое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание,разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это ипознание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира исознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не ккакому-то потустороннему, а к материальному миру. Оно не сверхъестественныйуникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.
Структурностьматерии. Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Онасостоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарныхчастиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидныхчастиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различныхэлементарных частиц, а вместе с ре-зонансами (частицами, живущими оченькороткое время) их насчитывается около 100. Предпринимаются попытки найти глубокуювнутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вродетаблицы Д. И: Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя и всоответствии с этим разделяются на лептоны (легкие частицы), мезоны (средниечастицы) и барионы (тяжелые частицы). Наряду с этим существуют частицы, необладающие массой покоя, например фотоны.
Атомыпостроены из положительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронныхоболочек. Ядра состоят из протонов и нейтронов, вместе именуемых нуклонами.
С«прерывными» формами материи неотделимо связаны «непрерывные» формы. Это разныевиды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицыматерии, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, безполей тяготения ничто не связывало бы звезды в галактики, а само вещество — взвезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообщевсе тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничтоне связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра — в атомы.
Всечастицы независимо от их природы обладают волновыми свойствами. И наоборот,всякое непрерывное поле является вместе с тем и коллективом частиц. Таковореальное противоречие в строении материи.
Материяне просто зерниста, дискретна — ее дискретные элементы (макроскопические тела,молекулы, атомы, ядра атомов, элементарные частицы) являются неделимыми вопределенной области взаимодействий.
Итак,мир и все в мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархиясистем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененнаяцелостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие идвижение материи невозможны вне ее структурной организации. Допустим, чтоматерия бесструктурна. Это значит, что она абсолютно однородна, не содержит всебе никаких качественных различий. Существовать же могут тольковзаимодействующие объекты, а взаимодействовать могут лишь в чем-то различныеобъекты или стороны, свойства объектов.
Основные структурные уровни материи.
Упорядоченностьматерии имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системойзакономерностей и своим носителем. Основные, структурные уровни материи таковы.Субмикроэлементарный уровень — гипотетическая форма существования материи полевойприроды, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень),далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы(атомный уро-' вень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), из молекулформируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопическийуровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с ихспутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики. И так добесконечности (космический уровень).
Кромесконденсировавшегося в виде небесных тел вещества во Вселенной имеетсядиффузная материя. Она существует в виде разобщенных атомов и молекул, а такжев виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Все это вместе сизлучением и составляет тот безбрежный мировой океан разреженного вещества, вкотором как бы плавают небесные тела. Космические тела и системы не существуютот века в данном их виде. Они формируются в результате сгущения туманностей,ранее заполнявших обширные пространства. Следовательно, космические телавозникают из материальной среды в результате внутренних закономерностейдвижения самой материи.
Послетого как материальные образования с атомного уровня поднялись на более высокий,молекулярный уровень, в течение нескольких миллиардов лет шло усложнениехимических веществ.
Постепенноеусложнение молекул углеродистых соединений привело к образованию органическихсоединений (органический уровень). Постепенно образовывались все более сложныеорганические соединения. Наконец, возникла жизнь (биологический уровень). Жизньявилась необходимым итогом развития всей совокупности химических игеологических процессов на поверхности Земли. Примерно два миллиарда лет назадначалось постепенное «растекание» живого по поверхности Земли. Эволюция живого шлаот примитивных, доклеточных форм существования белка к клеточно'й организации,к формированию сначала одноклеточных, а потом многоклеточных организмов со всеболее и более сложной структурой — беспозвоночные, позвоночные, млекопитающие,приматы. Наконец, мы видим самих себя стоящими на самой последней ступенивеличественной лестницы поступательного развития (социальный уровень).Правомерно допущение, что за пределами земной цивилизации существуют гигантскиекосмические цивилизации, созданные разумными существами (метасоциальныйуровень).
Понятиеструктуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи вцелом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловленасуществованием единой структурной организации материи, что вытекает из теснойвзаимосвязи всех известных ныне уровней структурной организации.
Вэтом смысле можно сказать, что каждый элемент материи как бы несет на себепечать мирового целого. В частности, как показывает наука, электрон имеетпрямое отношение к Космосу, и понимание Космоса невозможно без рассмотренияэлектрона.
Различныеструктурные образования материи — это не случайное скопление ничем не связанныхмежду собой частиц, это структурные образования разных ступеней и степенейсложности. Одни из них, более простые и мелкие, являются составными частямидругих, более крупных и сложных, и предшествуют их образованию. Различные видычастиц — это не только «элементы» дискретной организации вещества, но и«ступени», «узловые точки» его развития.
Совсемнедавно наука проникла в структуру элементарных частиц и вплотную началаисследование физического вакуума — особого поля, представляющего собой своегорода резервуар, из которого рождаются и в который превращаются элементарныечастицы. Несводимость одного структурного уровня материи к другим.
Любойпредмет и процесс в мире возникает только из других предметов и процессов и неможет исчезнуть, не породив какого-либо другого предмета или процесса. В этомзаключается фундаментальное положение всех форм материализма. Принципиальноеотличие диалектики в понимании материи состоит в отрицании возможности сводитьматерию к какой-либо одной простейшей форме или к немногим простейшим формам,что характерно для механистического материализма. Каждая форма материи — будьто космическая система, атом, молекула, организм или человек — качественносвоеобразна. Поэтому она не может рассматриваться как простая совокупностьобразующих ее элементов, свойства которой сводятся к свойствам этих элементов.Качественное своеобразие предмета создается особой формой связи его частей.
Физикане сводится к механике, химия — к физике, биология не сводится к совокупностимеханических, физических и химических явлений, а общество — ко всем остальнымформам организации сущего. Биологическая организация имеет особый смысл,необъяснимый в пределах физической картины мира. В царстве живого мы имеем делос такими специфическими явлениями, как приспособление, обмен веществ, рост иразмножение, борьба за существование, изменчивость и наследственность. Все этоотсутствует в неорганической природе. В живом организме даже чисто химические ифизические действия направляются как бы к совершенно определенным биологическимзадачам и целям. Мы не можем физическими и химическими закономерностямиобъяснить, почему обезьяна может пожертвовать своей жизнью ради спасениядетеныша, а птица неделями высиживать птенцов. Сколь угодно точное описаниедвижения частиц воздуха не может объяснить содержания речи человека.
Подчеркиваянеобходимость учета специфики каждого уровня организации сущего, мы должнывместе с тем иметь в виду, в о — первых, некоторые общие закономерности,свойственные всем уровням, и, во-вторых, связь, взаимодействие различныхуровней. Без учета этого мы можем вырвать ту или иную форму организации сущегоиз общей связи и взаимодействия и впасть в ошибки. Эта связь проявляется преждевсего в том, что простые формы организации всегда сопровождают сложные.Например, механическое движение происходит и при тепловых, и приэлектромагнитных, и при химических, и при биологических, и при общественныхявлениях. В свою очередь тепловое, электромагнитное, химическое движенияпроисходят в живых организмах.
Однаковысшие формы организации не включены в низшие. Жизнь есть форма организации,присущая белковым телам. В неорганических телах нет и не может быть жизни.Химическая форма организации свойственна химическим элементам и их соединениям.Но ее нет у таких объектов, как фотоны, электроны, и у других подобных частиц.
Посколькусложные формы организации сущего включают в качестве своих подчиненныхэлементов низшие, то нужно учитывать это и применять, например, в изученииживотных и растений наряду с ведущими биологическими методами, скажем,физико-химические как подчиненные. Жизнь невозможна без соответствующихфизических, химических процессов. Поэтому проникновение в тайну жизни во многомзависит от изучения физики и химии живого.
Вместес тем изучение биологических явлений обогащает химию и физику. Знание низшихуровней в составе высших способствует пониманию глубинных основ высшего уровняорганизации сущего. Так, химия, исследующая структуры молекулярного уровня,добилась значительных успехов в связи с появлением квантовой механики, котораявскрыла некоторые особенности структуры атомного уровня. Это и понятно:химические реакции на молекулярном уровне связаны с внутриатомными процессами.
Неуничтожимостьматерии. Одним из атрибутов материи является ее неуничтожимость, котораяпроявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи впроцессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открылавсеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимныхпревращений материя сохраняется как субстанция, т. е. как основа всехизменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит кнакоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул.Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Законсохранения и превращения энергии гласит какие бы процессы превращения ни происходилив мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любойматериальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан совсем миром. Ни один элемент материи не уничтожается в ничто, а оставляетопределенное следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определеннуюпричину. Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращение в другую. Рождениеконкретной вещи означает возникновение ее из другой. Для природы «гибельчастного, — писал А. И. Герцен, — исполнение той же необходимости, той же игрыжизни, как возникновение ее: она не жалеет о нем потому, что из ее широкихобъятий ничего не может утратиться, как ни изменяйся». Мир сохраняется лишьблагодаря постоянному разрушению самого себя. Изменение материи осуществляетсятолько в связи с ее сохранением. Сохранение материи в свою очередь выявляетсялишь в процессе изменения ее форм.
Принципнеуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическоезначение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, какзакон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившиеглубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областяхприроды. Важнейшие законы научного познания служат и орудием критики ошибочныхвоззрений, например идей креационизма.
Онесостоятельности теории тепловой смерти Вселенной. Неуничтожимость материинельзя понимать только в количественном отношении. Законы сохраненияпредполагают и качественную неуничтожимость материи. Игнорирование этой сторонызаконов сохранения неизбежно ведет к ошибкам, примером чему является теориятепловой смерти Вселенной, согласно которой все формы движения будто быпревратятся в теплоту, а она в конечном счете рассеется в мировом пространстве;температура между всеми телами уравновесится и всякое движение прекратится; небудет ни света, ни тепла; наступит смерть всему; придет конец света.
Новейшиеастрономические исследования показывают, что тепловая смерть невозможна нетолько в ближайшем, но и в бесконечном будущем: непрекращающийся процесспревращения всех форм движения в теплоту сопровождается столь женепрекращающимся процессом превращения теплоты в другие формы движения., ВоВселенной происходит не только остывание звезд, но и противоположный процесс —их возникновение и возгорание. Вселенная всегда находится в неравновесномсостоянии.
Итак,мыслимы любые превращения, кроме двух — возникновение из ничего и переход вничто.
Бытие
Обыденноемышление воспринимает термины «быть», «существовать, «находиться в наличности»как синонимы, т. е. близкие по значению, Философия использовала понятия «быть»,«бытие» для обозначения не просто существования, а того, что его гарантирует.Поэтому слово «бытие» имеет в философии особый смысл, понять который можнотолько обратившись к анализу философской проблематики бытия,
Впервыеэтот термин в философию ввел античный философ Парменид (ок. 515 до н. э. — ок.544, год смерти неизв.) для обозначения и одновременно решения одной реальнойпроблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных боговОлимпа. Мир, Вселенная уже не казались им прочными, надежными: все стало шаткои бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору.
Необходимобыло найти выход к чему-то прочному и надежному, Людям нужна была вера в новуюсилу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию. Он как быоповестил людей об открытии им новой силы, силы Абсолютной мысли, котораяобеспечила миру стабильность и надежность, а» следовательно, человек сноваобрел уверенность в том, что все с необходимостью будет подчинено какому-топорядку.
НеобходимостьПарменид называл Божеством, Правдой, провидением, судьбой, вечным инеуничтожимым. «ВСЕ ПО НЕОБХОДИМОСТИ» означало, что заведенный в мироздании ходвещей не может внезапно, по воле случая, измениться: день всегда придет насмену ночи, солнце внезапно не потухнет, люди не вымрут все в один прекрасныйдень и т. д. Иначе говоря, ПАРМЕНИД ЗАЯВИЛ О НАЛИЧИИ ЗА ВЕЩАМИПРЕДМЕТНО-ЧУВСТВЕННОГО МИРА ЧЕГО-ТО, ЧТО ВЬПОЛНЯЛО БЫ РОЛЬ ГАРАНТА ЕГОСУЩЕСТВОВАНИЯ. А это означало, что у людей исчезла причина для отчаяния.
Дляобозначения описанной жизненной ситуации и способов ее преодоления Парменид иввел в философию понятие и проблему «БЫТИЯ».
БЫТИЕ,по Пармениду, — ЭТО ТО, ЧТО ИМЕЕТСЯ ЗА МИРОМ ЧУВСТВЕННЫХ ВЕЩЕЙ, И ЭТО ЕСТЬМЫСЛЬ, ЛОГОС — КОСМИЧЕСКИЙ РАЗУМ, через который раскрывается содержание мирадля человека непосредственно. Другими словами, не человек открывает истинубытия, а, наоборот, Истина бытия непосредственно открывается человеку. Поэтомупроцесс логического доказательства не имеет решающего значения ни для негосамого, ни для оценки истинности знаний людей.
Выдающийсяфилософ XX в. Мартин Хайдеггер утверждал, что ВОПРОС О БЫТИИ И ЕГО РАЗЪЯСНЕНИЕПАРМЕНИДОМ ПРЕДРЕШИЛИ СУДЬБУ ЗАПАДНОГО МИРА. В чем он видел смысл такойпредрешенности?
СОДНОЙ СТОРОНЫ, в культуру и мировоззрение вводилось представление осуществовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего ипрекраснейшего, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро. Западныймир воспринял это представление и на протяжении многих столетий тренировалспособность мысли работать в пространстве, где нет чувственных образов ипредставлений. Европейская культура, как никакая иная, довела даннуюспособность мысли до невообразимых высот.
СДРУГОЙ СТОРОНЫ, если существует подлинное бытие, то земное не есть подлинное.Оно нуждается в переделке, приближающей его к миру подлинному. Разного родасоциальные утопии, которыми полна история Запада, явилась своеобразнымследствием мировоззренческого устремления к подлинному бытию.
Такаяпеределка земного бытия исторически реализовывалась ДВУМЯ ПУТЯМИ:
ПЕРВЫЙБЫЛ ОРИЕНТИРОВАН НА ПРАКТИЧЕСКОЕ, ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЗЕМНОЙ МИР, на внешне-вещное: обряды в религии, государственное устройство,способ экономической жизни и т. д. Это — путь бунтов и революций,предполагавший слом неподлинного бытия и строительство на его «обломках»подлинного мира — мира всеобщего равенства, свободы и братства.
ВТОРОЙПУТЬ — ПУТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЕЕ ВНЕШНЕГО, А СВОЕГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГОВНУТРЕННЕГО МИРА. Люди, ставшие на этот путь, стремятся переделать негосударственное устройство, не экономическую жизнь общества, а самих себя. Этотпуть отработан в христианстве святыми, монахами, описан в Житиях святых,представлен в деяниях Сергия Радонежского, Оптинских старцев и др. Кстати,многие русские мыслители в канун революции 1917 г. призывали интеллигенцию инарод пойти по второму пути борьбы с неподлинностью бытия.
ВНОВОЕ ВРЕМЯ проблема бытия претерпела глубокие изменения. В чем и как этопроявилось?
Преждевсего это проявилось в ОТКАЗЕ ОТ МЕТАФИЗИКИ. Термин «метафизика» (дословно:«то, что идет после физики») введен в философию одним из комментаторовАристотеля — Андроником Родосским — для названия той части его учения,содержание которой не относилось к познанию природы, выходило за рамкиестественнонаучных изысканий. В дальнейшем этим понятием обозначали и вантичности, и в средневековье те разделы философии, которые исследовалипредельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и человека. Методыметафизического познания не включали в себя чувственный опыт ипредметно-практические действия и проверки. Они ограничивались рассуждениями впространстве чистой мысли.
Отказавшисьот метафизики, философы Нового времени отвергли и идею бытия как абсолютного ипредельного основания мироздания. На Западе постепенно утверждается точказрения, согласно которой нам непосредственно дано только содержание нашегосознания, мышления. Возникает, если можно так сказать, совершенно новый видметафизики, где бытием оказалось сознание. Бытие утратило прежнее понимание:оно стало субъективным. Человек в статусе субъекта познания превратился вцентральную фигуру картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв сАбсолютом, который многие философы XX в. называли «роковым».
Отказот проблемы бытия, от метафизики — не просто взгляд, которого началипридерживаться те или иные мыслители, в той или иной стране. Это историческоесвершение, выразившееся прежде всего в изменении мировоззрения.
Выделяютряд основных компонентов МИРОВОЗЗРЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ:
1.ТЕРЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ ПОДЛИННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕГО-ТО, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯОСНОВАНИЕМ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Отсюда замкнутость в субъективном, упованиетолько на себя. Деятельность, не ориентированная более на высшее Благо, Истинуи Красоту, превращается либо во внешне-полезную (достижение ближайших корыстныхинтересов, связанных с материальным бытием), либо во внешне-развлекательную(искусственное заполнение свободного времени пустыми забавами, превращениеискусства в способ развлечения, а не духовного развития).
2.ЧЕЛОВЕК, ЕГО СОЗНАНИЕ, ЕГО СПОСОБНОСТИ. ЕГО ЖИЗНЬ СТАЛИ ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАКЕДИНСТВЕННОЕ НЕСОМНЕННОЕ И ПОДЛИННОЕ БЫТИЕ. Такую мировоззренческую установкувоспроизводил в своей философии основатель рационалистической культуры ЗападаДекарт. Кант говорил о бытии, зависимом от познания. Экзистенциализм прямозаявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие.Марксизм отождествляет бытие с природой, утверждая, что бытие «вообще естьоткрытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения»(Энгельс). Бытие есть только то, что может быть ограничено научным,рациональным знанием и практикой. Оно есть объективный мир (природа иобщество), данный человеку в его предметно-практической деятельности.
3.Ослабление идеи существования величественного объективного бытия Абсолюта, Богаи т. д. СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПЕРЕОЦЕНКОЙ ВРЕМЕНИ: НИКТО УЖЕ НЕ ДУМАЕТ О ВЕЧНОСТИ.Время человеческого существования выпадает из вечности, спрессовывается внастоящем «здесь» и «сейчас». Связь с традицией практически прерывается иформируется цивилизация, которую русский религиозный философ Н. Ф. Федоровназывал «цивилизацией молодых». Она характеризуется забвением долга передотцами, предками, возвеличиванием поколения молодых, сынов, которые в своейгордыне пренебрегают опытом прошлого, надеясь только на свои силы и формируясвои ценности. Возникает принципиальное непонимание между старым и новымпоколениями: рвется связь времен. Человек живет только суетной жаждой устроитьжизнь «здесь» и «сейчас», насытиться ею перед смертью, за которой — пустота итлен.
4.Уверовав в силу своего разума, ЛЮДИ УВЕРОВАЛИ В СВОИ СПОСОБНОСТИ ИЗМЕНЯТЬ МИР,опираясь при этом на законы мироздания, открытые разумом. Формируется убеждениев том, что предназначение человека состоит в переделывании неподлинного мира.Так, в известном 11-ом тезисе о Фейербахе Маркс писал, что философы раньше лишьразличным образом объясняли мир, тогда как депо заключается в том, чтобыизменить его. Но что же можно изменять? То, что же создано Богом, т. е. невечно, рукотворно. На мир перестали смотреть как на Божественный порядок: всепревратилось в поле конструктивной деятельности человека. Нерукотворное же,сотворенное не человеком, а чем-то или кем-то, что превышает его силы, изменитьневозможно: его можно только объяснить.
Воззрениена мир как на рукотворный (особенно это касается общество) способствоваловозникновению разного рода проектов по переустройству социальной жизни людей, азатем и природы. Социальные утопии, учения анархистов, теории научногосоциализма — все они исходили из предположения о возможностипереконструирования общества и природы с помощью разума и предметно-деятельностныхсил человека.
5.ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ, ЗАДАВ СВОЕОБРАЗНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКОЙИСТОРИИ. ПРИВЕЛ К ГОСПОДСТВУ МАТЕРИАЛИЗМА, НО НЕ ПРОСТО В ТЕОРИИ, А ПРЕЖДЕВСЕГО В ЖИЗНИ. Материальные потребности стали ведущими, доминирующими в жизниотдельных людей и целых сообществ. Началась открытая и осознанная борьбаклассов, в основе которой лежал материальный интерес. Активизироваласьчеловеческая деятельность, ориентированная на пользу и экономический успех.Стимулом жизни человека и его самоусовершенствования стали материальныепотребности.
Такимобразом, МИРОВОЗЗРЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ СТРОИЛОСЬ НА УВЕРЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СВОЕЙАВТОНОМИИ, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность иее высшую форму — сознание. В условиях отказа от традиционного понимания бытиякак высшей и запредельной реальности человеку оказались ненужнымитрансцендентные акты, т. е. умение выходить за пределы чувственного опыта.
Трансцендентность— это вечный бой с инстинктами, попытка возвыситься над собой, перестроить своесуществование по типу должного. Некоторые философы считают, что в наше время напланете имеются целые народы с угасшей трансцендентностью, среди которыхназывают и американский континент. Главная тема политических дискуссий в Америке— вопросы, связанные с экономикой: прибыль, распределение бюджета, налоги и т.д. Совершенно не обсуждаются проблемы, выходящие за пределыматериально-экономических отношений и устройства социального комфорта.
Судьба проблемы бытия в XX в. Сохранил лиXX ВЕК верность античной традиции?
ОТКАЗОТ АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИИ В ПОНИМАНИИ БЫТИЯ ИМЕЕТ СЕРЬЕЗНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.Отказавшись от Бога («Бог умер» — Ницще), не надеясь более на разум, человек XXв. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тепа, сменивший культдуха и разума, а это — главный признак язычества. Язычество, или, вернее,неоязычество конца XX в. быстро распространилось по планете благодарятелевидению и другим средствам массовой информации. Ночные эротические ипорнографические телепрограммы взяли на себя своеобразную функцию организаторовмассовых оргий на манер дионисейских, но с несравненно большим количествомучастников.
ИЗМЕНЕНИЕМИРОВОЗЗРЕНИЯ В XX в. ПОВЛЕКЛО ЗА СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО НОВУЮ ПОСТАНОВКУ ВОПРОСА ОБЫТИИ, НО ПЕРЕСМОТР СТИЛЯ И ПРА-ВИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПоявиласьФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНА. Она представляет собой ОТКАЗ ОТ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ,КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ ЯВНЫМ ТОТ ФАКТ, ЧТО В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЛЮДЕЙ. В ИХ МЕНТАЛИТЕТЕПРОИЗОШЛИ ГЛУБИННЫЕ ПОДВИЖКИ-ИЗМЕНЕНИЯ. Постмодерн в философии — этотрансформация классического образа философии. Поэтому нельзя считать, чтопостмодерн пришел на смену модерна и что в хронологическом порядке он естьнечто, возникшее после модерна. Постмодерн в философии живет рядом с классикой,как Кьеркегор жил рядом с Гегелем, принял его диалектику, чтобы потом разрушитьее.
Ставитсяли проблема бытия в философии постмодерна, а если — да, то как она решается?Чтобы ответить на данный вопрос, вернемся в древнюю Грецию. Парменид ввел вфилософию проблему бытия как чего-то устойчивого, неподвижного, вечного,находящегося за миром конечных явлений. Но в это же самое время другой философ— Гераклит — предложил грекам иное толкование бытия. Он заявил, что бытие посвоей сути есть вечное изменение, процесс, развитие, движение. Грекам предстоялвыбор: они, как нам известно, предпочли парменидовскую трактовку бытия.
Несколькоогрубляя проблему, можно сказать, что ПОСТМОДЕРН ВОСТРЕБОВАЛ ГЕРАКЛИТОВСКУЮВЕРСИЮ БЫТИЯ. ЧТО СРАЗУ ЖЕ ПОВЛИЯЛО НА СЛОЖИВШИЕСЯ ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ ЕВРОПЫФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ НА ЕГО СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ:философские тексты потеряли границы, отличающие их от иных текстов, например,художественных.
Итак,ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СВОЕМ ПОНИМАНИИ БЫТИЯ НЕ НАЧИНАЕТ, А ЗАВЕРШАЕТСТАРУЮ ЛИНИЮ РАЗВИТИЯ ТОЙ КУЛЬТУРЫ, В КОТОРОЙ «БОГ УМЕР». Подлинно же новоетолкование бытия в философии будет возможно в том случае, если сформируетсямировоззрение, в корне отличное от современного. Но это вопрос будущего.
Бытие как проблема
Всесказанное выше поворачивает бытие к нам еще одной стороной. Как узнать,существует ли тот или иной объект, то или иное явление? Где критерийреальности? (Можно заключить, что существует мера бытия чего-либо. Пример ееприменения в нашей обыденной жизни, увы, — «мера сознательности» или даже «мерасовести».)
Проблемабытия, реальности чего-либо — это фундаментальная мировоззренческая иметодологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующуюво всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своиммышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерийреальности несводим к критерию чувственной достоверности.
Существованиереальности трансцендентной, например бытие •Бога, есть чрезвычайно сложныйвопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» уже рассматривалось.Философы придерживаются разных мнений относительно того, возможно ли в принципе— с точки зрения логики — такое доказательство. Для религиозной веры здесь нетсомнений, для нее это скорее «опытный факт» (где опыт понимается вспецифическом смысле, не тождественном с обычной «эмпирической»). Вопрос в том,можно ли доказать бытие Бога неверующему — разве это не важно для него? Да исами виды реальности, их социальная и личная значимость крайне важны: одно делобытие намерения, скажем, украсть и другое •— осуществленное намерение, когдаего бытие в форме цели становится бытием в виде реального факта.
Проблемареальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это относится к разнообразным«необычным явлениям». Возьмем, например, экстрасенсорные феномены, связанные сизлучением живыми системами энергии и информации. В силу своей крайнейнеобычности эти явления многим представляются загадочными, таинственными, дажесверхъестественными. Но ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдения,эти явления существуют. Следовательно, они естественны в своем реальном бытии.Поэтому можно сказать, что; само представление о сверхъестественном характереэтих явлений обусловливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманиемих сущности.
Точнотак же мышление современного человека занято поисками внеземного разума, хотя унекоторых это и вызывает насмешку. ' Вообще, естественным мы считаем (илисклонны считать) то, что существует и действует согласно известным современнойнауке законам, т. е. то, что вписывается в исторически сложившуюся насегодняшний день научную картину мира. Естественное в таком •смысле не надопереоценивать, а «сверхъестественное» — соответственно недооценивать.
Во-вторых,известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и смысл даже самихразвитых частных наук есть всегда частные виды и реальности, и истины и что всеэто доступно и даже необходимо в пределах некоторой специальной области, но этоспособно утратить и саму предметную область, и истинность, и осмысленность заее пределами.
Различныенаучные понятия в ходе исторического развития переходили из области чистотеоретической в вещественную, приобретали «материальный статус» и наоборот.Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т. п. существовали только какудобные теоретические схемы, причем господствовало убеждение, что «их никто невидел и не увидит». Но достаточно быстро, под влиянием ли поразительныхэкспериментов типа измерения заряда одногоединственного электрона, илипоявления глубокой теоретической концепции — двойной спирали ДНК (т. е.структуры гена) все эти понятия «овеществились», приобрели исключительнопрочный материально-бытийный смысл. С другой стороны, весьма убедительное для современниковпонятие эфира как материальной субстанции, светоносной среды, столь же быстро«развеществилось» после создания теории относительности. Нынешнийонтологический статус эфира весьма проблематичен (подробнее см. в параграфах,посвященных пространству и времени).
Художественноереально совершенно по-особому, несводимо к физическому и вообщеестественно-научному бытию. Естествознание не может объяснить природупрекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути своейобъектно-субъектная, человечески окрашенная. Очарование девственной природы,волнующие наше сердце переливы морских волн, багряный закат солнца, брызжущеевсеми красками северное сияние, величественное молчание гор или шумящий лес.Что может сказать нам об этом физик — именно как физик? Он опишет физическуюсуть звуковых колебаний, сообщит при этом, что багряность связана с излучениемэлектромагнитных волн такой-то длины и частоты. Но исчерпывается ли физическойреальностью то чувство восхищения, которое при этом испытывает человек,внемлющий всему этому? Конечно, нет. И вообще — что это за реальность:восхищение? Тут нужен иной язык — язык музыки и красок, язык поэзии, мастерствохудожественного слова. Аналитическому уму физика здесь вообще нечего делать.Для него — в рамках его физического мышления — не существует ни цветов, низвуков. Спросите физика, что такое цвет, и он тут же переведет ваши ощущения насвой физико-математический язык, на котором звук уже не звучит, свет уже неискрится красками, а вибрируют воздух и электромагнитные волны.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.filreferat.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.