Реферат по предмету "Философия"


Формирование философской теории Бессознательного

Тема: Формированиефилософской теории Бессознательного
Содержание:
1.Краткая биография Зигмунда Фрейда………………………...2
2. Формирование философскихвзглядов  Зигмунда Фрейда…..2
3.Психоанализ Зигмунда Фрейда………………………………..9
1.Краткаябиография  Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд родился 6мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном городе, всемье мелкого торговца. Вскоре семейство Фрейдовпереехало в Лейпциг, а затем в Вену.
З.Фрейд рос в семье, вкоторой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Его отец придерживалсялиберально-просветительских взглядов и, по утверждению домашних, был«законченным свободомыслящим». Ещедо рождения сына он перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсеотказался от культовых и бытовых предписаний иудаизма. Под влиянием отца вмальчике рано пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям. Он получилтипичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование:: частнаяшкола, гимназия, университет.
В гимназические годымировоззрение З.Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма иестественнонаучного эмпиризма(вера в прогресс, вравенство возможностей, в свободу личности ит.д.) 
Знакомство З.Фрейда с идеями европейского рационализма и свободомыслияоказало заметное влияние  на его развитие.Он свято верил во всемогущество человеческогоразума и конечную победу научного мировоззрения.Религия, напротив, вего представлении  была главнымисточником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса.2. Формирование философских взглядовЗигмунда Фрейда
Решающую роль вформировании мировоззрения Фрейда сыграло изучениестественных наук.Физика, химия, биология оказалисьавангардными областями знания. Среди интелигенцииусилился   интерес к научной литературе,большую популярность приобрели публичные лекции и демонстрации различныхопытов. В этих условиях интересы юноши,  первоначально мечтавшего о карьере политического деятеля, приобрели инуюнаправленность.
Еще в гимназии Фрейд познакомилсяя с учением Ч.Дарвина,который впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственностьмежду ними. Знакомство с  эволюционнойтеорией Дарвина произвело подлинный переворот в сознании Фрейда, породив егонадежды на небывалый прогресс в познании мира.
Семнадцатилетний Фрейдрешил посвятить себя науке, он испытывал в тот период«непреодолимую потребность разобраться в загадках окружающего мира   и по возможности сделать что-либо для ихрешения».   Но осуществлению честолюбивыхзамыслов юноши препятствовала государственная политика Австро-Венгрии, ограничивавшаясферу деятельности евреев коммерцией, юриспруденцией имедициной. Путь в науку был закрыт, и Фрейд был вынужден выбрать медицину, какобласть более близкую к естествознанию.
В 1873 году он поступилна медицинский  факультет  Венского университета и через 8 лет получилстепень доктора медицинских наук.Учебные занятияФрейд совмещал с работой в Институте физиологии при  Венском универстиете,руководимым Эрнстом Брюкке(1819-1892гг.).Сотрудничество с этим выдающимся ученым существенно укрепило научный,рационалистический склад мышления Фрейда. Под руководством БрюккеФрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствовавших   оформлению материалистической теориинейронов. Сама логика научного исследования вела его на позиции есественнонаучного материализма. Он был убежден, чтоорганом психики являяется мозг, и психическиепроцессы существуют в неразрывной связи с физиологическими,   что мир материальных предметовсуществует   независимо от человеческогосознания и наши знания о  немначинается   с возбуждения органовчувств. Революция, совершавшаясяя вестествознании,   требоваламировоззренческого осмысленияя научных открытий,и  это дало новый толчок интересу Фрейдак философии.
В 1874-1875 гг. онпрослушал цикл лекций немецкого философа-идеалиста Ф.Брентано(1833-1917).Егоучение о психических актах как направленых действияхдуши, его полемика с английским психиатром Г.Модели по проблемам бессознательного вызвалиживой интерес Фрейда.
Увлечение  позитивистской философией было  довольно распространенным явлением  среди естествоиспытателей того времени иобъяснялось известной близостью позитивизма, то есть того его крыла, котороевосходило к естественнонаучному материализму. Влияние позитивизма наформирование  его взглядов существеннокорректировалось характером  его научныхинтересов. Он не питал доверияя к метафизике, противопосталяя ей мировоззрение, основанное на системезнаний о мире. Он был убежден в единстве и универсальности законов природы.
Однако«материализм» Фрейда носил  ограниченный характер, то есть был стихийным, неоформленным. Эта неоформленность, отсутствие серьезнойтеоретико-познавательной подготовки, слабое знание диалектики, привели к тому,что будучи материалистом «внизу», то есть в объяснении явленийприроды, Фрейд оставался идеалистом «вверху»,  то есть при решении социальных игносеологических проблем. Подчеркивалось «коренное расхождениематериализма со всем широким движение позитивизма». Идейная   эволюция Фрейда всецело подтвердила это.Оставив, полтора десятилетия  спустя,скальпель и микроскоп, Фрейд, по существу расстался с материализмом,  хотя он никогда не отрекался от убеждениймолодости. Наступил момент, когда он приступает к самостоятельной научнойдеятельности.  После  1881г. Фрейд открыл врачебный  кабинет изанялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе естесственно-научногоэмпиризма, Фрейд считал, что «телесным органом» ментальной жизниявляется мозг и нервная система.

Наука очеловеческой психике стояла на пороге великих открытий. Но Фрейд не мог ждать.Его пациенты нуждались в помощи. Страстное желание как можно скорее найти новоетерапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в      1833 г., когда он начал изучать действиекокаина на   себе и своих близких. Ноэксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его испытуемых.В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась репутация авантюриста.
В 1879г. был создан первый в мире Институт психологии. Фрейд занялся научной работойи искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. В 1885 г.,пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии,       Фрейд получил возможность ехать на стажировку в Париж вовсемирно известную клинику "Сальпетриер". Вту пору клинику возглавлял Жан Мартен Шарко (1825-1893 ), по мнению   которого причины функциональных психическихрасстройств следует искать не в анатомии, а в психологии. Эта мысль глубокозапала в сознание  Фрейда. Черезнесколько лет, продолжая без особого успеха испытывать различныефармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных, Фрейднатолкнулся на книгу,     ученика Шарко — доктора И.Бернгейма(1837-1919 ) «Внушение и его применение в качестве терапии», вкоторой описывались результаты лечения невротиков методом гипнотическоговнушения.
В 1889 г. Фрейд едет вНанси. Метод гипноза произвел на Фрейда большое впечатление. В ряде   случаев гипнотическое внушение вело кполному исчезновению у больных истерических симптомов.  Особенно поразил его эксперимент с пациенткой,которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждении раскрытьстоявший в углу зонтик, что она  исделала.  На вопрос экспериментатора,зачем она раскрывает в помещении зонт, она сказала, что хотела удостовериться,ее ли это зонтик. Факт гипнотического внушения полностью выпал из ее памяти, илишь путем настойчивых расспросов экспериментатору удалось заставить женщинувспомнить истинную причину своего поступка. Совершение действия, об истиннойпричине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работамозга не всегда осознается, что в основе поведения людей могут лежатьбессознательные мотивы, что с помощью ряда приемов их можно обнаружить. Фрейдвернулся в Вену окрыленным.

Однако вскоре онубедился, что лечение гипнозом дает нестойкий эффект и лишь затрудняетпонимание природы нервно-психических заболеваний.
На основе другого случая,когда молодая женщина, страдавшая расстройством мышления и речи, нервным кашлеми параличом, с помощью гипноза воспроизводила травмировавшие ее психику воспоминания(с болезнью и смертью отца),болезненные симптомы исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптомявляется заменителем подпвленного импульса и что имоткрыт новый метод лечения истерии(катарсический).Фрейд делает вывод о «энергетической теории», по которой организмрасполагает постоянным количеством психической энергии. Если эта энергиясвоевременно и беспрепятственно не реализуется, если она  задерживается или подавляется, то возникаетэквивалентный по силе патологический симптом. Эта работа подводила итогмноголетним исканиям Фрейда.  В этойработе был высказан ряд соображений(о необходимости различия сознательных ибессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенныхв дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда. В процессе изученияФрейд впервые столкнулся с проблемой бессознательного.

Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозовон обратил внимание на патогенные последствиянеудовлетворенных влечений и неотреагированных конфликтныхэмоций. Эти чужеродные, разрывающие единство сознания аффекты были воспринятыФрейдом как первое и главное свидетельство существования бессознгательного.Поскольку же их содержанием в большинстве случаев оказывалось для больногонечто неприятное, постыдное, с точки зрения социальных и нравственных норм неприемлмое, Фрейд предположил,           что бессознательный характер этих активно конфликтующихпсихических сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название«вытеснение». По мере развития психоанализа, представления Фрейда обессознательном уточнялись и усложнялись. Фрейд начинает строить свою науку обессознательной психической деятельности. Согласно которой, невроз являетсязащитной реакцией психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания.Дальнейшее развитие состояло в выдвижении Фрейдом гипотезы об исключительнойроли сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказ от   гипнозов и заменаих методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений, выдвижение учения о бессознательном.
По мере того, какпсихоанализ из метода объяснения и лечения неврозов превращался в науку обессознательных психических процессах, в нем все большее место стали заниматьпроблемы личности. Фрейд исследовал всю гамму «наклонностей, увлечений,   мотивов и намерений индивида». Фрейдпредложил   новую структурную модельпсихики.

3. ПсихоанализЗигмунда Фрейда
Творческую эволюциюФрейда, когда он окончательно встал на путь разработки психоанализа, можноразделить на три периода:
ранний период (1895-1905)
период1ойпсихоаналитической системы(1905-20)
период2ойпсихоаналитической системы(1920-39)
Основными теоретическимидостижениями раннего периода были концепция психоанализа и учение о психическом аппарате, базирующиесяна  идее бессознательного.Психическийаппарат Фрейд рассматривал в 2х аспектах-топографическоми динамическом. При топографическом подходе в психике
выделяют три области — сознание,  предсознательноеи бессознательное.
Бессознательноепредставляет собой ту часть психики, где сосредоточены бессознательные желания.В широком смысле это совокупность психических процессов, операций и состояний,не представленных в сознании субъекта. Согласно концепции бессознательного,необходимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабыевытесняются из  сознания, но продолжаютна него воздействовать, не теряя динамических свойств. От сознания окно вовнешний мир — бессознательное отгорожено областью предсознательного.
Предсознательное — это разумное Я человека, память,мышление. Область сознания Фрейд связывал в основном с восприятием внешнегомира.
Источником психическойдинамики являются желания бессознательного, стремящиеся к разрядке в  виде действия. Для этого им нужно попасть всознание, управляющее реализацией поведенческих актов. Это возможно лишь припосредничестве предсознательного, котороеосуществляет цензуру желаний бессознательного. Позднее Фрейд уточнил, чтопсихическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, апсихическая деятельность предсознательногоподчиняется принципу реальности. Соединяясь с реальностью внешнего мира, предсознательное вытесняет обратно в бессознательноенеприемлемые желания и идеи (сексуальные, эгоистические, асоциальные ),сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Сохраняющие активность неразряженные желания находят «окольные пути»проникновения в сознание, маскируясь и обманывая «цензуру». К числутаких   путей относятся сновидения (Фрейдназвал их «королевской дорогой» в бессознательное), грезы, случайныеошибочные действия, шутки и обмолвки, а также симптомы психической патологии.Природа этих феноменов одинакова; они выступают в качестве компромисса,служащего удовлетворению желаний и цензурных требований предсознательного.
Концептуальное ядротеории Фрейда, сложившееся  в раннийпериод, стало основой первой психоаналитической системы. Другим ее камнемявилось учение о ЛИБИДО и детской сексуальности. В связи с учением о ЛИБИДОпоучает дальнейшее развитие, наметившийся в ранний период, энергетический подходк психике. Психическая энергия с 90-х годов была интерпретирована Фрейдом какэнергия ЛИБИДО.  Фрейд описал способыпревращения ЛИБИДО.
Инстинктивный импульсможет быть или разряжен в действии, или не разряженным вытеснен обратно вбессознательное, или лишен своей энергии под действием реактивных образований (стыд, мораль).
С точки зрения учения оЛИБИДО процесс психического развития человека есть в своей сущности процесспревращений его сексуального инстинкта.
После первой мировойвойны критика заставила Фрейда пересмотреть структуру инстинктов. Он   вводит новую дуалистическую схему, гдедействующие в психике инстинктивные импульсы трактуются как проявление двухкосмических «первичных позывов» - Жизни и Смерти.
В работе «Я иОно» (1923 г.) Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выводящуювсю психическую динамику из взаимодействия трех инстанций — Я, Оно, Сверх-Я.
Бессознательное Оно — этопо Фрейду,«кипящий котел инстинктов».
Задачей Я является такоеудовлетворение  импульсов Оно, которое нешло бы вразрез с  требованиями социальнойреальности. За соблюдением этих требований следит Сверх-Я.Данными теоретическими нововведениями первая психоаналитическая система былапреобразована во вторую. Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительныймировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическимосмыслением Фрейдом человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда вантагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов и   культуры.
Культура, по Фрейду,основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует  за счет энергии ЛИБИДО.
В работе«неудовлетворенность в культуре»(1930) Фрейд приходит к заключению,что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилениючувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. Приобъяснении происхождения и сущности инстинктов и культуры Фрейд исходил изубежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологическихзакономерностей, а также в  одинаковостиформирования нормальных и  патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходствомежду симптомами невроза навязчивости и  религиозными обрядами, объявить религию  «коллективным неврозом», наличие в психике   у человека типических форм реагирования  (Эдипов комплекс икомплекс Электры ).
Эдитовкомплекс — это совокупностьпсихических процессов, которые согласно психоанализу, формируются  у мальчиков в результате вытеснения в раннемдетстве влечения к матери и соответственно враждебности к отцу (как ксопернику). Термин обязан своим происхождением древнегреческому мифу, порвествующему  отрагической судьбе Эдипа, который, женившись на вдове убитого им царя Фив, неожиданно узнал, что он был его отцом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.