ГоскомитетРоссийской Федерации по высшему образованию
Тюменский ГосударственныйУниверситет
Юридический факультет
Контрольная работа
по предмету: Философия
вариант: № 4
тема: Средневековая философия:
Фома Аквинский
ПЛАН РАБОТЫ:
I. Основные положения средневековойфилософии … 3
II.Фома Аквинский. Биография…5
III.Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского…7
1. Теология и наука…8
IV.Метафизическая теория бытия… 10
1. Сущность исуществование............................................................. 10
2. Материя и форма.............................................................................. 11
V. «Доказательства» бытияБога ........................................................... 12
VI.Теория познания.................................................................................. 14
1. Чувственноепознание..................................................................... 14
2. Интеллектуальноепознание .......................................................... 16
3. Теория истины................................................................................. 17
4. Критерий истины............................................................................ 18
VII.Этика
1. проблема зла.Теодицея.................................................................. 19
2. Свободная волячеловека и милость Божья ................................ 20
VIII.Правовая и политическая доктрина
1. Происхождение ифункции государства ....................................... 21
2. Право и его виды............................................................................. 22
Заключение.............................................................................................. 23
Использованнаялитература.................................................................. 24
I. Основныеположения средневековой философии
Средневековье занимает длительныйотрезок истории Европы от распада Римской империи в V векедо эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, которая складывалась в этотпериод имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевскойтрадициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию врусло христианства.
Идеалистическая ориентация большинствафилософских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства,среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной формебога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условияхтакого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью,философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой всефилософские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма,провиденциализма.
Теоцентризм — (греч. theos- Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всегосущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку всистеме знания помещается теология; ниже ее — находящаяся на службе у теологиифилософия; еще ниже — различные частные и прикладные науки.
Креационизм — (лат. creatio- создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничегосотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянномизменении.
Провиденциализм- (лат. providentia — провидение), система взглядов, всоответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей иповедением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — врелигиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
В средневековой философии можно выделить,как минимум, два этапа ее становления — патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика — совокупностьтеолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись заобоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеиПлатона.
В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-IIIв.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианскогомировоззрения; 2) классическая патристика (IV-Vв.в.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.
Схоластика — представляет собой типфилософствования, при котором средствами человеческого разума пытаютсяобосновать принятые на веру идеи и формулы.
Схоластика в средние века прошла тирэтапа своего развития: 1) ранняя форма(XI-XII в.в.); 2) зрелаяформа (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.).
В средневековой философии остро стоял спормежду духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами иноминалистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий,являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления,или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Номинализмпредставлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистовоб объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрывуцерковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, кослаблению авторитета церкви и Священного писания.
Реалистыпоказывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являютсяпервичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиямсамостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека.Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общихпонятий.
Средневековый спор оприроде универсалий значительно повлиялна дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупныхфилософов нового времени, как Гоббс и Локк, Спиноза, Беркли и Юм.Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитиегносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания.
II Фома Аквинский
Биография.
Фома Аквинский самый видный ивлиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья.
Родиной Фомы была Италия. Родился вконце 1225г. или начале 1226 г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевствеНеаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом вАквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.
На 5-ом году жизни Фому определяютучиться в монастырь бенедиктинцев в Монте Кассино, где он проводит около 9-тилет, проходя классическую школу, из которой выносит прекрасное знаниелатинского языка. В 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу.Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставниковМартина и Петра Ирландского.
В 1244 г. Фома принимает решение вступитьв орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте Кассино, чтовызвало решительный протест семьи. Совершив пострижение в монахи он несколькомесяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Здесь было решено послать его вПарижский университет, являвшийся в то время центром католической мысли. Напути к Парижу он был схвачен группой всадников — его братьями и был возвращен вотцовский замок и здесь в профилактических целях был заключен в башню. вкоторой находился свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакимисредствами, пытается заставить сына отказаться от принятого решения. Но видя,что он не приклонен, смирилась и 1245 г. он отправился в Париж.
Во время пребывания в Парижскомуниверситете (1245-1248 г.г.) он слушал лекции своего учителя АльбертаБольштедта, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на негоогромное влияние. Вместе с Альбертом Фома 4-е года провел так же в Кельмскомуниверситете, во время занятий Фома не проявлял особой активности, редкопринимал участие в диспутах, за что коллеги его прозвали Немым Быком. В 1252г.он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит всеступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата,после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Здесь же выходит ряд его теологическихтрудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над«Философской суммой».
В 1259г. папа Урбан IV вызвалего в Рим, пребывание в котором длилось до 1268г. Появление Фомы при папскомдворе не было случайным. Римская курия усмотрела в нем человека, который долженбыл совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма вдухе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже «Философскуюсумму» (1259-1269 г.г.), пишет труды, так же приступает к работе надглавным трудом своей жизни — «Теологическая сумма».
Осенью 1269г. по указанию римской курииФома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинскихаверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику противконсервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживатьсятолько принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию,выступив как против тех, так и других Августианцев он упрекал за консерватизм инеприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основыхристианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизниАквинского.
В 1272 г. Фома был возвращен в Италию. Онпреподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над «Теологическойсуммой», которую заканчивает в 1273г. Фома — автор и ряда другихпроизведений, а также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов.
Спустя 2-а года Аквинский покидает Неаполь,чтобы принять участие в созванном папой Григорием Xсоборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.
После смерти ему был присвоен титул«ангельский доктор». В 1323г., во время понтификата папы Иоанна XXII,Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым «учителемцеркви».
III. Социальные и идеологическиепредпосылки
возникновения философии ФомыАквинского
XIII век- характерная черта этого столетия — медленное, но неуклонное нарастание в лонефеодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистическогостроя.
Развитие товарно-денежного хозяйства встранах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменениев производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования видеологической надстройке. Вследствие этого в конце XIIв. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться ксозданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городскаябуржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.
Философским выражение пробуждения этойжизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать нестолько практические рекомендации, которые могли быть использованы вэкономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчкомдля ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже пересталсоответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм,опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучныхисследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приноситникакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощаетвремя, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов.Девиз философии Августина: «Хочу понять бога и душу. И ничего более?Совершенно ничего!»
Разумеется, понимаемая таким образомфилософия не могла быть вдохновителем новых духовных течений. Интеллектуальныезапросы требовали новой философии. Именно таким был аристотелизм, хотя он и небыл материалистическим направлением, но явно противоречил церковной доктрине.Аристотелевский умеренный реализм был попыткой примирения материализма сидеализмом. Аверроэс, интерпретируя умеренный аристотелевский реализм,утверждал, что единичные предметы не творение бога, а косвенный продуктбожественного интеллекта, а это было равнозначно отрицанию божественногопровидения и его влияния на земной мир. Таким образом, аристотелизм сталугрожать не только официальной церковной философии, но и приводил к подрывуосновных догматов католицизма. Поэтому нет ничего удивительного, что церковьактивно реагировала на распространение аристотелевской доктрины, и накладывалазапрет на изучение трудов Аристотеля.
Но интерес к Аристотелю не уменьшился.Римская курия допустила возможность изучения трудов Аристотеля при условии, чтоони будут подвергнуты исследованию и очищены от всякого намека на ошибки, тоесть лишены всех материалистических элементов. Задачу приспособленияаристотелизма к потребностям церкви было решено доверить ученым из орденадоминиканцев.
Начатая папством идеологическая борьбапротив интереса интеллектуальных кругов к естественнонаучным проблемам, былахорошо продумана. Эта компания подготавливалась в течении многих лет и принеслаопределенные плоды в виде ассимиляции аристотелизма и приспособление его кнуждам церковной доктрины. Именно этой христианизации аристотелизма Фома Аквинскийпосвятил большую часть своей жизни. Этого добился орден доминиканцев в целом иФома Аквинский в особенности.
1. Теология и наука
Развивающаяся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европыинтеллектуальное движение, философским вдохновителем которого былоаристотелевское учение, повлекло за собой рост тенденции к отделению науки оттеологии, разума от веры. Эта точка зрения находилась в явном противоречии синтересами церкви, и поэтому необходимо было искать способы решения вопроса оботношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о выработкетакого метода, который не проповедуя полного пренебрежения к знанию,одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматамоткровения, то есть сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществлялФома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки.Поэтому католические историки философии убеждены, что Фома Аквинскийавтономизировал науку, превратив ее в область, совершенно независимую оттеологии.
В связи с тем, что теология является высшеймудростью, конечный объект которой — исключительно Бог как«первопричина» вселенной, мудростью, независимой от всех остальныхзнаний, Фома не отделяет науку от теологии. В сущности концепция наукиАквинского представляла собой идеологическую реакцию на рационалистическиетенденции, направленные на то, чтобы освободить науку от влияния теологии.Можно, правда, сказать, что он обособляет теологию от науки в гносеологическомсмысле, то есть считает, что теология черпает свои истины не из философии, неиз частных дисциплин, а исключительно из откровения. На этом Фома не могостановиться, ибо не это требовалось теологии. Такая точка зрения лишь подтверждалапревосходство теологии и ее независимость от других наук, но она не решаласамой существенной для того времени задачи, стоявшей перед римской курией, аименно необходимости подчинить теологии развивающееся научное течение, особеннотечение имеющее естественнонаучную ориентацию. Речь шла прежде всего о том,чтобы доказать неавтономность науки, превратит ее в «служанку»теологии, подчеркнуть, что любая деятельность человека, как теоретическая, таки практическая, исходит в конечном счете из теологии и сводится к ней.
В соответствии с этими требованиямиАквинский вырабатывает следующие теоретические принципы, определяющиегенеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:
1. Философия ичастные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Выражениемэтого принципа является известное положение Фомы о том, что теология «неследует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как кподчиненным ей служанкам». Использование их, по его мнению, не являетсясвидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а, напротив, вытекаетиз убогости человеческого ума. Рациональное знание вторичным образом облегчаетпонимание известных догматов веры, приближает к познанию«первопричины» вселенной, то есть Бога;
2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки — чувственный опыт и разум. Фома утверждает, что с точки зрения способа полученияистины, знание можно разделить на 2-а вида: знания, открытые естественнымсветом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои основы изоткровения.;
3. Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки. Фомасчитает, что одна и та же проблема может служить предметом изучения различныхнаук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощиразума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии. К этим истинамАквинский относил следующие догматы веры: догмат воскрешения, историювоплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;
4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должнаопосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости еепринципов. Стремление познать Бога — подлинная мудрость. А знание — это лишьслужанка теологии. Философия, например, опираясь на физику, должнаконструировать доказательства существования Бога, задача палеонтологии состоитв подтверждении Книги бытия и так далее.
В связи с эти Аквинский пишет:«Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлятьнад отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге».
Если рациональные знания не выполняют этойзадачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются в опасныерассуждения. В случае конфликта решающим является критерий истин откровения,которые превосходят своей истинностью и ценностью любые рациональныедоказательства.
Таким образом, Фома не отделил науку оттеологии, а напротив, без остатка подчинил ее теологии.
Аквинат, выражая интересы церкви и феодальныхслоев, отводил науке второстепенную роль. Фома полностью парализует современнуюему научную жизнь.
В период Возрождения и в более позднеевремя теологическая концепция науки, созданная Фомой, становится докринальным иидеологическим тормозом научного прогресса.
IV. Метафизическая теория бытия
Философия Фомы Аквинского,как и его последователей, является не реализмом, а объективным идеализмом. Вполе притяжения объектов идеализма находятся различные оттенки спиритуализма,утверждающего, что вещи и явления — это лишь проявления душ.
На вопрос о том, что являетсяпервичным, томизм отвечает, что первичен дух — бог, а материя — это еготворение и является чем-то вторичным. Философия Аквинского признаетсуществование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, или ангелов.Томизм признает существование материального мира независимо от субъекта, но неотрицая существование объективной действительности, признает такжесуществование нематериального мира, который является первичным.
Идеалистический характер философииАквинского слишком очевиден, ибо он недвусмысленно вытекает из самой идеикреационизма — сотворения мира из ничего.
1. Сущность и существование
Фома считал, что реальносуществуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности исуществования. Он считал, что различие между сущностью и существованием не естьнечто только мысленное, зависящее от наших актов сознание, а является чем-тофактическим, реально существующим. Он утверждает, что вещам присуща сущность,но она не имплицирует их существование. Это происходит потому, что всесуществующее в мире создано богом, а следовательно зависит от него. Человек иживотное существуют не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастностибожественному акту творения. Аквинский считает, что мир материальных вещейсуществует не в силу собственной природы, а является чем-то совершеннослучайным, зависимым от создателя и существовать не должен. В противоположностьему бог — бытие абсолютно необходимое, а следовательно, должен существоватьбезусловно, ибо это заключено в его природе.
2. Материя и форма
Категории материи и формы Фома такжезаимствует из аристотелевской метафизики. Различая в субстанциях 2-а компонента- материю и форму, Аристотель стремился создать философскую основу дляпроцессов обобщения и классификации в естественных науках, стремился решитьпроблему об отношении общего к единичному и наоборот.
В толковании Фомы Аквинского реальносуществуют лишь единичные вещи, состоящие из материи и формы. Материяпредставляет основу индивидуализации, материя лишенная формы, пассивна, неможет без нее существовать. Форма является активным элементом.
Аристотель признавал существованиеединичных вещей, он на почве своей системы объединял материалистические иидеалистические элементы.
Аквинский «очистил»аристотелизм именно от материалистических элементов, которые нельзя былопримирять ни с истинами откровения, ни с церковной философией того периода,основанной на платоновских традициях. Однако форма в толковании Фомыприобретает иной смысл, чем у Аристотеля. В понимании последнего она быласовокупностью общих существующих признаков, присущих вещам определенного вида,и не существовала вне или до них.
Правда, Аквинат также считал, что общее,или форма, содержится в единичных вещах, но на этом он не остановился. Онразличает в субстанциях 3-и рода форм, или универсалий: 1) универсалия,содержащаяся в вещи, в качестве ее сущности, непосредственная универсалия; 2)универсалия, абстрагированная от субстанции, то есть существующая вчеловеческом уме. В этом виде реально она существует только в уме, а в вещиимеет лишь свою основу. Эту универсалию Фома называет рефлексивной; 3) универсалия — независимая от вещи в божественномуме. Универсалии в уме творца — это неизменные, постоянные, вечные формы, илиосновы вещей.
Вводя градацию форм, Фома, даетфилософское обоснование иерархичности не только мира природы, но иобщественного порядка. Критерием, отличающим одну вещь от другой, выступают неих естественные особенности, а различия в совершенстве форм, являющихся«не чем иным, как подобием бога, которому вещи сопричастны».
У Аквинского материя не существуетизвечно, а оказывается созданной богом из ничего, а потому — вторична. Возможность присуща ей не в силуприроды, а вложена в нее творцом и только благодаря ему осуществляется.
В период, когда развивающаяся буржуазияподчеркивала ценность земной жизни, призывы пренебречь бренной жизнью были не винтересах церкви. Речь шла о том, чтобы, с одной стороны, доказать безусловнуюзависимость мира от творца, с другой же — показать, что сверхъестественные целиреализуются через цели реальные, земные. Поэтому Аквинский вводит понятиеестественных причин посредством которых бог правит миром.
Во все категории аристотелевскойметафизики Фома вкладывает теологическое содержание, лишая их этиместественнонаучного характера. Аквинский рассматривает проблемы познания этики,политического и правового учения, естественной теологии, сердцевиной которойявляются так называемые «доказательства» бытия, бога.
V. «Доказательства» бытия Бога
Фома Аквинский подразделяет истиныоткровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие запределы его познавательных возможностей. Центральной проблемой естественнойтеологии являются так называемые томисткие «доказательства» бытия бога.
Аквинский утверждает, что доказатьсуществование творца можно двумя способами: через причину и через следствие.Переводя эту схоластическую терминологию на современный язык, можно сказать,что в первом случае речь идет о доказательстве априорном, то есть от причины кследствию, во втором — об апостериорном, то есть от следствия к причине.Аквинат формулирует пять «доказательств-путей» бытия бога.
1. Доказательствоот движения, называемое в настоящее время кинетическим доказательством, исходитиз того, что вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движениечем-то другим, ибо движение это соединение материи с формой. Если бы какое-тобытие, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это былобы совершено чем-то другим, а это другое в свою очередь приводилось в движениетретьим и так далее. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, ибо втаком случае не было бы первого «двигателя», а следовательно, ивторого, и последующих, и вообще не было бы движения. Поэтому, делает выводФома, мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется икоторая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт,которым является бог, находящийся за пределами мира.
2. Доказательствоот производящей причины, гласит, что в материальном мире существуетопределенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то естьбога. Фома считает, что невозможно, чтобы нечто было собственной производящейпричиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. Если в цепипроизводящих причин не признать абсолютно первую причину, то тогда не появятсяи средние и последние причины, и, наоборот, если в поисках причин мы уйдем вбесконечность, то не обнаружим первой производящей причины.«Следовательно, — пишет Аквинский в „Теологической сумме“, — необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую всеименуют богом».
3. Доказательствоот необходимости и случайности исходит из того, что в природе и обществесуществуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могутсуществовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-тонеобходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Невозможнопредставить, по мнению Фомы, чтобы подобного рода вещи существовали всегда, ибото, что может существовать временами, реально не существует. Отсюда такжеследует, что если любые вещи могут не существовать, то некогда они несуществовали в природе, а если так, то невозможно, чтобы они возникли самисобой. «Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, — пишетФома, — необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своейнеобходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог».
4. Доказательствоот степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляютсяразличные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты.По мнению Аквината, о различных степенях совершенства можно говорить лишь посравнению с чем-то наиболее совершенным. Следовательно, должно существовать нечто самое истинное и самоеблагородное, самое лучшее и самое высокое или нечто обладающее наивысшейстепенью бытия. «Отсюда следует, — пишет Фома, — что есть некотораясущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческогосовершенства; и ее мы именуем богом».
5. Доказательствоот божественного руководства миром исходит из того, что в мире какразумных, так и неразумных существ, а также в вещах и явлениях наблюдаетсяцелесообразность деятельности и поведения. Фома считает, что это происходит неслучайно и кто-то должен целенаправленно руководить миром. «Следовательно,есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, иего мы именуем богом», — писал Аквинский.
Из всего вышеперечисленного следует, чтоФома идентифицирует целесообразность и закономерность, точнее, принижаетзакономерность и сводит ее к целесообразности. Цель к которой якобы стремитсявсе находящееся под солнцем, не возникает, согласно Фоме, индуктивным путем, апредопределена заранее, априорным способом, которому он стремится подчинитьлюбой процесс в природе и обществе.
Можно заметить, что томисткие«доказательства» бытия бога представляют собой пять вариантов одногои того же способа обоснования. В них речь идет не столько о боге, сколько онекоторых явлениях материального мира, в которых отыскиваются следы«первой причины». Фома пытается, опираясь на явления материальногомира, доказать существование «первого двигателя», то есть бога.
VI. Теория познания
Фома Аквинский в своих работах,посвященных теории познания очень часто отмечает большую роль эмпирии ичувственного познания, почти во всех трудах используются понятия«опыт», «чувства», «чувственное познание». Фоманеоднократно подчеркивал, что «всякое естественное знание происходит изчувств», что предметом познания является действительность вне чувств,независимая от субъекта, или от человеческого сознания. Аквинский считал, чтосущность познания заключается в том, что познающий становится познаваемым. Этопроисходит потому, что ум нетелесен и не может подвергаться воздействиючувственных вещей. Рациональное познание всегда является общим, и потомуотдельные, единичные вещи не могут быть его объектом. Если в единичных вещахиндивидуальным является материя, то общим должно быть нечто нематериальное. Этовывод следует из того факта, что интеллект как познающий орган души не может подвергаться