Реферат по предмету "Философия"


Философская общественно политическая мысль в Украине в XVI XIX веках

--PAGE_BREAK--Шевченковское творчество пронизано верой в непобедимость народа, верой в то, что человек никогда не смирится с унижением, рабство никогда не признает нормой существования.
Философия Шевченко богата эмоциональным воодушевлением образов, широтой и деятельностью ассоциативного мышления. В ней сквозь человеческую боль, сквозь индивидуальное, неоднократно проступает общечеловеческое: библейская даль истории здесь мудрено перекликается с настоящим, опыт прошлого — с современной жизнью и стремлением народов мира. В этом понимании философия Т. Шевченко неисчерпаема.
Огромной ценности вклад в развитие украинской философии второй половины XIX — начала XX ст. сделали Г. П Драгоманов (1841-1895), И.Я. Франка (1856-1916) и Леся Украинка (1871-1913).
Оригинальность философии Леси Украинки заключается в первую очередь в воспевании лиризма украинской души и драмы ее реализации. Основываясь на Библии, философских идеях Г. Сковороди и Т. Шевченко, Леся Украинка строит философию поиска синтеза вечных проблем и современных вопросов. Писательница призывала украинскую общественность возбудиться от инертности, рисуя в поразительных образах ужасные картины поражения, которые являются следствием безразличия к голосу правды.
2. Практический способ человеческого бытия в природном и социальном мире Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории формируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется.
Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.
3. Бытие человека Непосредственно существуя как природное тело, человек подчиняется законам существования и развития. Реально существующий отдельный человек, прежде, всего это мыслящая и чувственная вещь (тело). Это первое измерение человеческого, существования. Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая в данном витке его развития, эволюции мира. Тут — второе измерение бытия человека. Человек существует как социально-историческое существо (третье измерение его существования). Все три измерения человеческого существования взятые в единстве, — исходные характеристики бытия человека.
Среди форм бытия выделим прежде всего его предметно-практическую деятельность. Человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения собственных потребностей. Здесь он — мыслящая вещь среди других вещей, что особенно отмечали материалисты прошлого.
4. Структура практической деятельности В отличие от животного мира, человек процесс труда завершает получением определенного результата, который уже в начале процесса труда имелся у человека в идеальной форме — в форме интереса, замысла, проекта.
Труд человека можно рассматривать с двух сторон: во-первых, это процесс объективный, поскольку мы рассматриваем изменения, которые испытывает предмет как объект труда, во — вторых, субъективный, поскольку труд это деятельность субъекта. Поэтому труд одновременно представляет нечто объективное и субъективное.
Человеческая деятельность включает в себя три подсистемы: замысел, реализацию и результат. Цель, план и ценность входят в замысел. Цель отвечает на вопрос: Что надо сделать? (построить дом). План — на вопрос: Как это сделать? Казалось, к чему ценность? Дело в том, что реализация одних и тех же целей и планов может иметь совершенно различные жизненные смыслы, а значит ценностное значение. Ценность аккумулирует в себе общую направленность потребностей и интересов.
Именно потребность побуждает человека к действию. Потребность — это напряжение души и тела человека, т.к обыденное определение потребности как нужды человека в чем-то мало что объясняет различают потребности по происхождению: врожденные и приобретенные;
по содержанию: материальные и. духовные. Первые часто преувеличены. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
По значению: разумные и неразумные.
Интерес — это ситуация, в которой люди удовлетворяют или не удовлетворяют свои потребности.
Он приходит во врем напряженного труда, как аппетит во время еды. Люди не всегда осознают свои интересы и действуют интуитивно.
Цель-это мысленный образ будущей желаемой ситуации. Цель всегда конкретна; Абстрактных целей нет. Она простирается в будущее, и чем короче отрезок времени, тем цель конкретней. Цель часто отождествляют с идеалом. Но идеал всегда абстрактен. Например, что значит поставить цель стать хорошим человеком или построить коммунизм? Сразу встает вопрос: каков он? Какие критерии? Как достичь? и т.д.
Средство — то, что используют для достижения цели. По нему можно судить о цели, т.е. цель и средство — диалектически взаимосвязаны.
Результат — итог определенного цикла человеческой деятельности. В практике он часто не соответствует поставленной цели. «Человек предполагает, Почему результат часто не соответствует цели:
цели не реальны, нет средств для ее достижения;
люди затрудняются в выборе средств, т.е. применяют неадекватные средства;
когда декларируются одни цели, а имеются ввиду другие.
Стимул. Носит характер дополнительности. Может либо ускорять, либо замедлять достижение результата. Если применять только положительные или только отрицательные стимулы, результат не будет соответствовать цели.
Чем же отличается деятельность людей от деятельности животных?
У животных не существует деятельности, которая не отвечала той или иной биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющего для животного биологический смысл. У животного совпадают между собой предмет деятельности и ее биологический мотив.
Итак, практика связана с переводом идеальных образов в действительность, в мир предметов, мир техники и технологии. Вместе с тем, она имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества.
Отсюда, практика — это активная деятельность конкретного исторического субъекта, в ходе которой он осуществляет материальное преобразование объекта в соответствий со своими целями, идеальной моделью действительности и знаниями о свойстве этого объекта, а также развивается и изменяется сам благодаря постоянному чередованию и связи процессов опредмечивания и распредмечивания.
Таким образом, в практической деятельности мы встречаемся с двумя противоположными процессами: люди преобразуют окружающую их действительность и одновременно в ходе своей деятельности изменяются сами.
Другая форма бытия человека — практика социального созидания. Человек — существо общественное. Невозможно стать человеком внесоциального окружения. Поэтому люди прикладывают значительные усилия для создания оптимального для их жизни социального устройства; Примером тому переход к рынку в Украине и попытка создать социально-ориентированную экономику, обретение Украиной независимости.
И третья форма бытия человека — это его самосознание. Человек формирует свой духовный мир, во-первых, поиском влекущих его идеалов. Во-вторых человек стремиться получить максимально адекватные представления о мире, в котором живет и который познает. Наконец, он постоянно конструирует проекты преобразования мира (в том числе самого себя), стремясь к достойному себя состоянию, в котором он хотел бы жить.
Все формы бытия человека существуют только совместно, бытие человека обречено стать небытием с устранением любой из них. В жизни всякого отдельного человека непременно присутствуют все формы, хотя развитость той или иной у разных людей существенно различна.
5. Бытие мира, включающего человека Материалистическое решение проблемы бытия предполагает существование мира вне и независимо от существования человека, являющегося, однако, частью этого мира. Здесь бытие отчетливо расслаивается: мир и есть человек, в нем живущий. Актами предметно-практических преобразований человек существенно изменяет окружающую действительность. Большинство окружающих нас вещей произведены людьми. В чем же состоит отличие „второй природы“ от первой? Специфика бытия предметов „второй природы“ и ее как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность.
»Вторая природа" — мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это предметы, окружающие нас в быту.
Отличие бытия предметно-вещевого мира культуры от бытия природных вещей в том, что бытие «второе природы» по существу есть социально-историческое, именно цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.
Вначале, когда человечество было малочисленно, а орудия труда малопроизводительны, эти изменения в планетарном масштабе были не слишком заметны. Но с переходом к земледелию и с позднейшим стремительным развитием техники эти изменения становились все более и более существенны. Ныне обнаружился глубокий разлад между искусственной средой и природным миром, в котором страдают обе стороны: антропогенная деятельность разрушает экологическую целостность природы, а нарушенная гармония оборачивается непредвиденными катаклизмами опустынивания, невиданных заболеваний и т.д. Нависла угроза самому существованию человечества. Уничтожит ли оно само себя и все окружающее собственными руками или сможет восстановить утраченную гармонию бытия?
На этот вопрос, помимо пессимистического, есть три основных конструктивных ответа.
Первый рецепт — обратно в пещеры, т.е. к естественной жизни. Второй исходит из необходимости антропогенных катаклизмов и состоит в идее генетического и иных изменений самого человека с тем, чтобы неблагоприятные факторы оказались благоприятными, т.е. с помощью генной инженерии изменить самих себя. И третий, единственно приемлемый, по моему мнению, заключается в создании новых осторожных и безотходных технологий, в значительных затратах на восстановление экологической гармонии. Человек не откажется от преимуществ цивилизации и от дарованной ему природой биологической сущности, но ему придется, охраняя себя как вид, охранять и всю гармонию бытия.
6. Бытие мира без человека Материалистическое решение проблемы бытия предполагает, в соответствии с данными науки, существование мира не только независимо от человека, но и существовавшего до появления человека. В этом мире постепенно формировался человек со своей внутренней духовной жизнью. Этот мир вечен и бесконечен.
О бытие мира без человека можно сказать, что его вещи, процессы, состояния, его целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека, и в этом — коренное и постоянное отличие природы как особой формы бытия.
Природа в целом бесконечна в пространстве и времени — она всегда и везде была, есть и будет. Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам и явлениям природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то и где-то возникают, т.е. их небытие сменяется их бытием. Гераклит и Гегель хорошо раскрыли диалектику бытия преходящих вещей.
Первая природа — благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания — является реальностью особого типа. Она — объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе, и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала без человека.
Природа объективно реальна и первична и в том смысле, что без нее невозможна жизнь и деятельность человека.
Философская антропология — раздел философии, изучающий человека как особый род сущего, осмысливающий проблемы человеческой природы и человеческого бытия, выявляющий потенциал антропоцентрической картины мира.
Представители различных направлений мысли — философы, писатели, учёные — сходятся на признании человека уникальным творением Вселенной, принимая это мнение как аксиому. В философии сложилось и противоположное мнение о том, что человек не имеет ярко выраженной оригинальности, что между ним и животным нет никакого барьера. Можно спросить: «Как же так, ведь человек имеет совесть, культуру, мораль, в отличие от животного?». Оказывается что многие из явлений, считающихся достоянием человечества, непосредственно имеют аналоги в социальном поведении животных. Многие животные сбиваются в стаи, живут как бы в обществе, как и человек. Но если рассмотреть человека с разных сторон в сравнении с животными то оказывается, что по многим параметрам человек оказывается уникальнее, выше, чем зверь (он имеет разум, волю, совесть, долг, дар общения). По поводу того уникален человек или нет, было сломано много копий. Бытовало даже мнение что разум — есть зло, не будь разума, человечество достигло бы счастья. Сейчас существует мнение, что человек это не эволюционное существо, якобы человечество заселило землю, прибыв с другой планеты. На данном этапе развития науки нельзя однозначно описать человека, объяснить его сущность. Можно показать лишь на одно уникальное свойство: открытость, незавершённость его как создания. В отличие от других существ, он в состоянии преодолевать видовое несовершенство, ограниченность. Возможно, также считать, что отличительной особенностью человека являются его возможности по созданию материальных благ. Труд сделал из обезьяны человека (Маркс).
Всё время мы говорили о человеке, как о существе социальном, общественном. Но человек не есть общество, человек, прежде всего личность, индивидуальность. Да, конечно, общество влияет на формирование этой личности. Но без «я» не было бы общества, «не я». Индивидуальность — есть совокупность мировоззрения человека, здравого смысла, рассудка, способностей, разума, мудрости. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Каждый индивид изначально отличается от других, ему подобных, прежде всего особенностями строения организма. Затем своей индивидуальностью (формирующейся под влиянием воспитания в семье), затем тем чего индивидуальность смогла добиться в обществе.
Личность — представляет человека как субъекта отношений и сознательной деятельности или как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, общности. Таким образом, личность есть индивидуальность в обществе.
7. Принцип детерминизма. Специфика социального детерминизма Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно при определённых условиях порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессах изменения.
Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основываются по крайней мере на отношениях между двумя взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.
Философское миропонимание призвано не только познать основные «блоки» бытия, но и воссоздать их многообразные связи, их развитие. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения об универсальных связях и развитии. История и современность философии высветили два противоположных взгляда на развитие мира и соответственно два способа мышления:
Метафизика — предметы и явления рассматриваются вне взаимосвязей и развития: связь вещей и явлений либо вообще игнорируется, либо воспринимается односторонне, поверхностно, неглубоко. Движение и развитие явлений либо вообще не учитываются, либо понимаются упрощенно: как простое повторение прежнего; как чисто количественные изменения; без качественных преобразований; как результат воздействия лишь каких-то внешних сил.
Диалектика — рассматривает предметы и явления во взаимосвязи и развитии[5]: Все вещи и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Все они существуют: в постоянном движении и развитии; с количественными и качественными изменениями; с отмиранием старого и появлением нового; при сохранении всего ценного и жизнеспособного. Источником и движущей силой развития являются внутренние противоречия, присущие всем явлениям и процессам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мягкая игрушка КОЛОБОК
Реферат Суть і функції економічного контролю
Реферат Изготовление коленчатых валов
Реферат История возникновения православных воскресных школ
Реферат Анализ результатов проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2011 год
Реферат Личный план лидера
Реферат Белуши, Джон
Реферат Особенности политической карьеры Б. Нетаниягу и формирование его взглядов как государственного деятеля.
Реферат 2010 (EН81-1/2: 1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке ен81-1: 1998 ен81-2: 1998 Safety rules for the construction and installations of lifts. Part 1: Electric lifts Part 2: Hydraulic lifts (mod)
Реферат Ирак в составе Османской империи
Реферат Технология производства детали "Корпус", входящего в состав топливной системы летательного аппарата
Реферат PR-кампания на примере Высшего учебного заведения
Реферат Бальные танцы
Реферат Вознесенская Давидова пустынь
Реферат АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ИЖЕВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ