СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………...…………………………………………........................2
Основная часть………………………………………………….....................3
2.1. Философия искусства. Что такое красота?....................................................3
2.2. Философия от Гегеля до Ницше (ХІХ век)....………………........................5
Заключение…………………………………………………...……………..10
Список использованной литературы……………………………………...11
Введение
Слово философия происходит из греческого языка и означает «любовь к мудрости» (филео – любовь, софия – мудрость). Как наука философия возникла в глубокой древности, первые философы – это Геродот, Пифагор, Платон и другие.
В различные временные промежутки термин «философия» расшифровывался по-разному. Современная наука определяет философию как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (место человека в мире, законы природы и общества и т. д.).
Философия имеет дело с вечными, предельными вопросами, она задумывается и размышляет над ними.
За все время существования философии сложилось множество мнений о том, чем является философия: наукой или чем-то иным, каким-то особым способом мышления. Ответить на этот вопрос с абсолютной точностью невозможно. Точно можно сказать лишь то, что философия – это великое явление. Величие философии состоит в том, что во все времена она была и остается мощным интеллектуальным оружием человечества. Каждый человек философствует (только в разной степени), потому что в этом процессе он самовыражается, это доставляет ему удовольствие. Ведь каждый из нас хоть чуть-чуть является философом.
2. Основная часть
2.1 Философия искусства. Что такое красота
Многие философы в разные времена определяли термин «искусство» по-разному. Сначала они считали, что искусство рождается потребностью в подражании, однако позже поняли, что это ошибочно, т. к. даже первобытный человек вносил в свое произведение фантазию. В ХΥІІІ веке произошли изменения, и понимание искусства также стало другим. Французский философ Жан Жак Руссо определял искусство не как описание внешнего мира, а, прежде всего, как выражение человеческих страстей и эмоций. Подобная точка зрения была и у немецких философов (Иоганн Гердер, поэт Иоганн Гёте и др.). Они считали, что главная цель искусства отнюдь не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а изображение внутренней жизни человека.
В современном же понимании искусство – это умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Видов этого творчества или искусства, как известно, существует множество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, театр, музыка, балет, кино, танец, цирк и т. д. все эти виды творческой деятельности человека отражают мир в образах. Образ – это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства – художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.
Поэтому можно сказать, что ценность искусства зависит от философских взглядов художника – деятеля искусства.
Ценности искусства также имеют непосредственное отношение и к технике. Ведь для инженера, конструктора и т. п. сходство между произведением искусства и техническим изделием весьма существенно. И художник, и техник являются искусными мастерами, различны лишь цели их деятельности.
Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, в качестве символа красоты. Искусство – это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота – это два тесно связанных друг с другом понятия.
Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели представляет себе большинство людей. Красота – это что-то прекрасное, возвышенное, эстетическое.
Эстетическое – это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.
Эстетика – это греческое слово, означающее «относящееся к чувству». Но это самое чувство считали лишь моментом практической деятельности. Воплощением красоты признавался космос, все остальное считалось красивым настолько, насколько оно было приближено к гармонии космоса. Искусство также стремилось подражать природе.
В эпоху Средневековья все красивое считалось отблеском духовной красоты Бога, видимая красота признавалась проявлением невидимой красоты. Целью искусства было приближение человека к Богу.
В эстетике Нового Времени (эпоха Возрождения) образцом красоты провозглашался сам человек, его тело. В то время своего расцвета достиг классицизм, требовавший гармоническую ясность, логическую простоту и строгость форм, благородство стиля, верность природе. Представителями классицизма в искусстве являлись Шиллер, Гёте, Моцарт, Бетховен, Фонвизин, Державин и другие. Им на смену пришли романтики, отвергавшие прямолинейно-рассудочное понимание искусства. Это были такие люди, как Гюго, Лермонтов, Вагнер и другие. Они стремились к раскрепощению многообразных способностей личности.
В ХХ веке произошли изменения в философии, и, соответственно, в искусстве. На смену романтизму пришел реализм. В России это был социалистический реализм – перевод на эстетический язык философии исторического материализма.
В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.
Из этой истории эстетики можно сделать вывод, что понимание красоты определяется используемой философией, меняется философия, меняется и представление о красоте. Красота – это эстетическая интерпретация. Как и все эстетические ценности, она связана с чувством, с эмоцией. Законы красоты диктуют направление искусства. Искусство же, в свою очередь, помогает нам познавать мир. Оно дает нам более богатый, более живой и красочный образ реальности. Человек от природы создает различные способы постижения реальности. В искусстве он выражает собственную фантазию и глубины человеческих переживаний. Для природы человека как раз и характерно то, что он не ограничивается одним-единственным подходом к реальности, а может выбрать разные точки зрения и перейти от одного аспекта реальности к другим.
2.2 Философия от Гегеля до Ницше (ХІХ век)
Философия ХІХ века определяется идеями таких великих философов как Гегель, Кант, Маркс, Ницше. Чтобы лучше ее понять и осмыслить, необходимо изучить подробнее взгляды вышеперечисленных мыслителей.
І. Иммануил Кант (1724-1804)
Этот философ родился в Восточной Пруссии, в г. Кёнигсберге, в семье простого ремесленника. Окончив Университет, давал частные уроки, зарабатывая на жизнь. В 1770 г. Стал профессором логики и метафизики.
Нередко Канта рассматривают как самого крупного философа после Платона и Аристотеля. Его философия во многих смыслах считается образцовой, но все-таки она не является истинной во всех отношениях.
В своих убеждениях Иммануил Кант был твердым приверженцем разума, но, тем не менее, он признавал важную роль чувств в жизни людей. По своим политическим взглядам он был настроен либерально. Он считал, что главной целью человечества является достижение правового гражданского общества. Идеалом государственного устройства Кант считал республиканский строй. Именно он сформулировал принцип верховенства морали над политикой.
Проблемы этики и нравственности заняли особое место в творчестве Канта. В своих работах «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов» и т. д. он обосновал систему нравственности. В основе этой системы лежит наличие «доброй воли» как сущности нравственности. Добрая воля – это единственная вещь в мире, являющаяся «безусловным благом», — утверждает Кант. Кроме доброй воли основными понятиями нравственности являются еще моральный закон и долг. Нравственный закон содержит основные правила поведения человека в обществе. Это закон гласит: «действуй лишь сообразно такой максиме деятельности, относительно которой ты в то же время мог бы желать, чтобы она стала всеобщим законом». Данная формула закона получила название категорического императива Канта. Этот императив можно переформулировать так: «поступай так, чтобы обращаться с человечеством либо в собственном лице, либо в лице других всегда как с целью и никогда – как лишь со средством». По мнению Канта, без свободных нравственных решений и поступков свобода и нравственность не могут утвердиться в мире.
Также Кант представил комплекс нравственных обязанностей человека, куда входили такие обязанности, как забота о своем здоровье и своей жизни. Главными добродетелями философ считал правдивость, честность, искренность, добросовестность.
В социальной философии Кант развивал идею прогресса в историческом развитии человечества. Он полагал, что история развивается по определенному плану, но, все же, решающее значение философ придавал деятельности самих людей.
К религии Кант подходил через нравственность, он утверждал, что каждое нравственное существо обязано приближать осуществление идеала, стремясь к этой цели с верой в то, что Бог существует и повелевает природой.
ІІ. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Это немецкий философ. Родился он в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте, прослушал там курсы философии и теологии.
Гегель считал, что благодаря своему мышлению человек обнаруживает тождественность объекта и субъекта. Эту общность, тождественность, одинаковость он называл идеей. По его мнению – философия – это постижение мира в идеях. Гегель считал, что идеи существуют на трех уровнях:
1)Идеи само по себе
Это идеи существования, качества, количества, сущности, противоречия, понятия.
2)Идеи в природе--PAGE_BREAK--
Это идеи пространства, времени, материи, движения, геологической, растительной, животной природы, жизни и смерти.
3)Идеи в духе
Это идеи души, сознания, духа, права, морали, реальности, прав, ответственности, государства, искусства, религии, философии.
Согласно Гегелю, идеи существуют в мире. Он полагал, что познание – это деятельность мышления. Познать какой-нибудь объект – это значит с помощью мышления внутренне его усвоить в форме мыслей. Гегель ввел эту систему идей с целью возвысить философию до уровня науки. Таким образом, по его мнению, философия – наука идей, самая универсальная логика, логика движения идей, диалектическая логика. Диалектика – это искусство спора, обнаружения заблуждений и их последовательного преодоления. Философ полагал, что противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, они являются корнем движения идей.
Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод познания и понимания мира. Он разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления. Кроме того, он показал, что познание есть исторический процесс.
ІІІ. Карл Маркс (1818-1883)
Родился в 1818 году в Вест-Рейнской провинции Пруссии, в семье еврея-юриста.
Карл Маркс был не согласен со взглядами Георга Гегеля. Он полагал, что идеи – это всего лишь мысли, посредством которых люди преобразуют мир. Преобразование мира путем революции (сначала буржуазной, а потом обязательно социалистической) в его понимании – вот главная цель и задача всего человечества. В качестве главной проблемы Маркс выдвигал проблему общества и всего общественного, он как бы сдвинул философию в сторону общества. По его мнению, первично общество, а не субъект.
Этот философ полагал, что разделение труда приводит к обмену опытом и результатами труда между людьми. Общественный труд Маркс называл «солнцем человека». Он был борцом за справедливость, считая, что рабочим надо объединиться против капиталистов, эксплуатирующих их. Когда общественный труд будет развит повсеместно, когда во всем мире будет господствовать капитализм, вот тогда и придет время для мировой социалистической революции – вот концепция Карла Маркса.
Философ утверждал, что вопрос об истинности познания – это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед, к истине.
Таким образом, можно выделить следующие основные достижения философии Маркса:
— талантливая критика недостатков капитализма;
— разработка проблем практики;
— постановка проблемы природы общественного.
ІΥ. Фридрих Ницше (1844-1900)
Фридрих Ницше родился в 1844 году в городе Рёкене (Германия). Он окончил Лейпцигский университет, с 1869 году стал преподавать классическую филологию.
По своей натуре Ницше был мятежником, в какой-то степени бунтарем. Он разрушил многие ценности философии ХІХ века, старые ценности его не устраивали. Он не ставил науку так высоко как все предыдущие философы. Ницше сомневался в самой истине, считая, что человек стремится вовсе не к ней, а к власти. Жизнь – это воля к власти; всем людям по природе свойственно желание господствовать над миром, переделывать его сообразно своим предпочтениям, утверждать свою силу в максимально возможной степени. Этот философ выступал против всех устоявшихся идеалов христианства, науки, морали. На место Бога он ставил человека. Он воспевал все сильное, сильных личностей, способных бороться, и презирал и осуждал слабое, безвольные массы людей. Борьба, благодаря которой индивидуумы достигают степени власти, соразмерной их способностям – вот основной факт человеческого существования.
В 1900 году философ Ницше умер, но его философия легла в основу убеждений других философов, которые продолжили начатое им дело.
Заключение
Изучив взгляды и убеждения основных философов ХІХ века, можно сделать соответствующие выводы о философии этого периода в целом. Их можно выразить в особенностях, характерных для философии на данном промежутке времени:
1) Внутренняя неоднородность философии, своеобразие, состоящее в отклонении от строгих математических теорем;
2) Центр внимания – человек, причем по убеждению одних философов это личность, по убеждению других – «коллективный» человек;
3) Преобладание гносеологической установки, т.е. доступ к пониманию мира через познание;
4) Логоцентричность философии, т.е. признание идеалом строгого, четкого мышления;
5) Преобладание интереса к методам и способам познания;
6) Постановка науки превыше всего;
7) Желание подчинить общественную жизнь правовым, моральным, экономическим или политическим законам;
8) Возрастание ориентации на практику, подчеркивание ее верховенства над теорией;
Философия ХІХ века замыкает собой этап классической философии, уже философ Ницше отрицает классические идеалы. Поэтому можно сказать, что философия ХІХ века – это неклассическая философия.
Список использованной литературы:
Основы философии; П. С. Гуревич; Москва, «Гардарики», 2000;
Основы философии; В. А. Канке; Москва, «Логос», Высшая школа, 2001;
Великие мыслители Запада; под редакцией Яна Мак-Грила; Москва, «Крон-пресс», 1999.