Реферат по предмету "Философия"


Философия и мировоззрение личности

--PAGE_BREAK--5. Проблема бытия, человека в Античной философии.
Античная философия охватывает период с 6 века до н. э.  до 6 века н. э. В её истории выделяются след. этапы:
сократовская ( древнегреческая философия);
классическая греческая философия;
эллинистическая философия.
Досократовская философия 6 век до н. э. до 5 века н. э.).
Милецкая школа — представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на изменчивость форм. На первом месте для них — поиск причины. Фалес — причина всего сущего — вода, так как все материальные вещи связаны с водой. Анаксимандр — за первоначало брал некое безкачественное первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него обособляются тёплое и холодное — качественные противоположности, которые дали начало всем веществам. Анаксимен — в качестве первоначала брал воздух. Школа не сделала никаких научных открытий — материалисты, диалектики.
Школа Пифагора — представители занимались философско-математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно — диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались сформулировать законы развития мира на основе математики — материалисты, метафизики.
Гераклит — в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего изменчивость и многообразие мира. Природа — носительница всего существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему, всем и через всё управляемое — материалист, диалектик.
Эллейская школа — Сенофал, Парменид — разработали учение, во многом противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной проблемой проблему бытия и мышления. Бытие — это то, что можно познать только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия — материалисты, метафизики.
Атомисты — Демокрит и Левкипп — принимают тезис о том, что бытие есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом — наименьшие физические частицы, разделённые пустотой. Атом — бытие, пустота — небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за друга, они образуют чувственно — постигаемые вещи — материалисты, диалектики.
Софисты — их учение вводит тему человека и сознания. Представители: Протогор и Горгий — их отношение к философии имело утилитарную направленность. «Человек есть мера всех вещей». Они считали, что бытие — это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Они положили начало поиску новых форм достоверности знаний.
Классическая философия (5-4 век до н. э.). Представители: Сократ, Платон, Аристотель.
 Сократ — философия его есть этический рационализм. Главная проблема — человек и его сознание. Главная задача — научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе.
Платон — в его учении можно выделить составные части:
онтологию — бытие — вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Оно множественно, т. е. бытие есть вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е. то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет истинного бытия — разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.
Космологию — учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом — объективный идеализм (Демиурд).
Гносеологию — опирается на учение о душе. Тело человека смертно, а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей. Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт мнение.
Этику — условие нравственных поступков — истинное знание, которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая, вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством разума даёт начало добродетели, справедливости.
Аристотель — ученик Платона — провёл разграничение наук на теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла).
Онтология — бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное. Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы — лишённые материи формы.
Учение о душе — Душа есть форма по отношению к материи — это проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой. Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная (способность к ощущению), разумная.
Учение о человеке — Человека отличает способность к интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию. Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Высшая форма деятельности человека — познавательная и теоретическая.
Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ). Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие основные течения:
Эпикуреизм — предание удовольствию;
Стоицизм — следование судьбе и долгу;
Кинизм — воздержание от суждений.
Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души — отказ от разработки фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма односторонней, которой отстаиваются пути достижения «атарксии» — невозмутимости.      6. Отличительные особенности философии Средневековья.
Средневековая европейская христианская философия — занимает большой период времени — с I до XV в. Главная особенность этого этапа развития философии — ее сопря¬женность с верованиями христианства. Философия разви¬вается с учетом основных религиозных догм. Церковь яв¬лялась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия высту-пала как «служанка богословия», т. е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важно¬му знанию — теологическому (богословскому). Подав¬ляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Основные проблемы фило¬софии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как
сочетаются свобода воли человека и Божественное пре-допределение?» и т. д. Такое сближение философии с ре¬лигией называют сакрализацией философии.
Основные этапы средневековой философии — патристи¬ка и схоластика. Обычно этап патристики (от слова «па¬тер» — «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов хрис¬тианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.
Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) от¬ношение веры и разума, откровения христиан и мудрос¬ти язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и опреде¬ление этой цели— «Град Божий»; 4) свобода воли чело¬века и возможность спасения его души; 5) проблема про¬исхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.
На построение основных концепций и категориального аппарата философии «отцов Церкви» определенное вли¬яние оказало учение Платона. С V по VIII в. — этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамаскин, Мак¬сим Исповедник, Петр Ивер и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций.
Этап схоластики (IX—XV вв.) продолжает проблемати¬ку патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняют¬ся, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозна-чает «школьную, учебную» философию, преподававшую¬ся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, и особенно философией, были «схоласта¬ми», это звание было почетным, по смыслу близким по-нятию «ученый теоретик».
Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Однако если эти проблемы по содержанию по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, то на первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. После¬дний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» (общее суще¬ствует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиций «реализма» (об¬щее существует реально в виде некой сущности). Схолас¬тическая философия ставила задачу постижения сущнос¬ти христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки — философии. Отсюда последняя обретала статус науки, вполне сочета¬емой с религией и помышляющей о спасении человечес¬кой души. Античная философия теперь уже не считается враждебной христианству, и ей уделяется большое внима¬ние, ряд ее положений переосмысливается, ее категори¬альный аппарат находит применение при разработке про-блем христианской философии.
Отношение к понятиям, их определениям, классифи¬кациям и схемам становилось иногда чрезмерным, засло¬няя суть проблемы. Тогда занятия философией сводились к выработке сети понятий, становились пустой игрой по¬нятий — той самой «схоластикой», которую отождествля¬ют и доныне с бессодержательностью, нежизненностью, надуманностью проблем, скрывающейся за многозначи¬тельностью и научностью терминов.
Что касается христианского учения, то схоластика больше анализирует учения «отцов Церкви», чем Священ¬ное Писание. В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко вы¬раженной философской петицией «реализма» и развитым логическим мышлением.

7. Проблема бытия, человека в филос. эпохи Возрождения.
Эпоха возрождения – переход от средневековья к новому времени. Охватывает 14-17 века. Возрождение – новый расцвет античной культуры, науки, ф-ии.
Осн. идеи:
-        главный принцип – антропоцентризм (основное снимание софистов – на человека);
-        гуманизм – стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни; признание человека личностью и его право на тв-во свободу, счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о себе, о своей цели и роли в мире.
-        постулирование творческой сущности человека; он не подражает ни природе, ни богу, он сам по себе деятелен
-        личностно-материалистическое понимание мира, т.е. всё существующее понимается в проекции на человека при акценте на его телесной сущности
-        преобладание эстетического понимания действительности над моралистическими и научными представлениями
-        антисхолластика; стремление развенчать мнимые авторитеты церкви, догмы (утверждение); особенно важное значение в этом смысле имела реформация – движение в пользу религиозных реформ (Я. Гус, М. Лютер, Т. Мюнцер)
-        натурфилософское понимание мира;
натурфилософия – философия природы; диалектика – математика, астрономия;
-        пантеизм (Дж. Бруно)-  бог растворён в природе и  присутствует в ней как необходимость.
Философия Нового времени (XVII в.)
   XVII век – называют веком великих систем и веком философий, написанных геометрическим, т.е. математическим способом, а также веком рационализма.
   Френсис Бекон (1561-1626): «Знание есть сила». Основное внимание Б. уделял проблематике науки, знания и познания: «Смысл, призвание и задача науки, чтобы имела от неё пользу и успех сама жизнь». «Философия – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании».
   Основное метод Б. изложен в его основной работе: «Новый Органон». «Метод  — инструмент-помощник». «Исходный момент познавательной деятельности – чувство; чувственное познание включено в опыт и эксперимент; основной рабочий метод – индукция (от частного к общему)». «Инструкция – это форма доказательства, которая присматривается к чувствам и стремится постичь естественный характер вещей».
   Рене Декарт (Картезий) (1596-1650). Основной тезис его философии: «мыслю, следовательно существую» (cogito, ergo sum). «Человек – это мыслящая вещь».
   Дуализм Д.: «Существует равноправно 2 субстанции мира: духовная (мышление) и материальная (тело) субстанция».
   «Первый принцип всякой философии – критика (отвержение) всех определений». Принцип Д.: «Во всём надо сомневаться, причём сомнение – это не цель, а средство, это методологический скепсис, который рушит мнимые достоверности (мнимые догмы)».
   Основные сочинения Д. «Рассуждение о методе» (1637), «Начало философии».
   Джон Локк (1632-1704). Основное сочинение «Опыт о человеческом разуме» даёт критику к артезианской концепции идей. «Не существует ни теоретических, ни практических врождённых идей». Основной лозунг его философии: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
   Сенсуализм – это учение, согласно которому чувства являются основой познания. «Душа человека – это чистая доска. Опыт заполняет этот лист своими письменами; все идеи возникают из опыта, который  бывает 2х видов:
1. внешний (ощущения);
2. внутренний (рефлексия самопознания, отражение);
(1) – даёт нам простые идеи:
•        относятся к первичным качествам вещей (движение, протяжённость),
•        ко вторичным качествам – возникают при воздействии тел на органы чувств (запах...);
(2) даёт нам идеи о наших собственных состояниях (волнение, мышление, чувство и т.п.). Такие простые идеи, как
•        существование,
•        единство,
•        сила,
•        последовательность
порождены совместно внутренним и внешним опытом. Простые идеи дают материал всего нашего знания; из них возникают сложные идеи. Слова нашего языка обозначают идеи как простые, так и сложные и не могут вывести нас за пределы опыта».
К действию человека побуждают желания собственного счастья или удовольствия, но т.к. мы живём в обществе, то должны учитывать такие же стремления других.
Бенедикт Спиноза (1632-1677). Труд «Этика» построен геометрическим методом, как совокупность теорем, доказываемых путём сведения к аксиомам и определениям, которые предпосланы всему построению. Субстанция есть бог – (пантеизм бог = природа)». Человек – это самое сложное тело во вселенной, которому соответствует идея, мыслящая саму себя (душа) и своё тело».   Когда человек приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеётся, а понимает необходимость и преходящий характер перипетий своей жизни. Такой человек думает не о смерти, а о жизни, как и надлежит свободному и мудрому существу.
 «Свобода есть познанная необходимость». С. выступал в защиту свободы мысли и слова, за свободу совести (свободу вероисповедания).
Томас Гоббс (1588-1679). Основное сочинение «Левиафан» (библейское чудовище – сравнение с ним государства) В государстве, созданном путём договора, граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на это заботится о безопасности и существования и препятствует развитию гражданской войны. Любая, даже деспотичная власть лучше, чем гражданская война. Вся власть: и исполнительная,  законодательная, и духовная принадлежит первому правителю, который силой её сохраняет. Истинная вера – это та, которую культивирует правитель; суеверие есть то, во что верить он запрещает.
8. Философия Нового времени охватывает период XVI— XVIII вв. Это время становления и оформления естествен¬ных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, хи¬мия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой вы¬работка общенаучных методов познания, возникает необ¬ходимость обобщения и систематизации данных есте¬ственных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Транспортные аварии и их последствия
Реферат Only for you!!! Убедительная просьба не использовать документ полностью, без изменений. Уважайте труд
Реферат Опыт реформы Бальцеровича в Польше
Реферат Myasthenia Gravis Essay Research Paper Myasthenia GravisHistoryMyasthenia
Реферат Обломов как человек и "обломовщина" как явление
Реферат Проект электронного архива
Реферат Civil Disobedience Essay Research Paper CIVIL DISOBEDIENCE
Реферат Связь болезней и психического состояния человека. Реальность?
Реферат Платежи за использование природных ресурсов
Реферат Применение математического моделирования в экономике
Реферат Проектирование сетей 2
Реферат Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика
Реферат Литературные предпочтения поколения Next
Реферат Откорм с/х животных, породы КРС, яйценоскость дом. птиц
Реферат Мысль семейная роман графа ЛН Толстого Анна Каренина