Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Философия и мировоззрение личности

--PAGE_BREAK--5. Проблема бытия, человека в Античной философии.
Античная философия охватывает период с 6 века до н. э.  до 6 века н. э. В её истории выделяются след. этапы:
сократовская ( древнегреческая философия);
классическая греческая философия;
эллинистическая философия.
Досократовская философия 6 век до н. э. до 5 века н. э.).
Милецкая школа — представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на изменчивость форм. На первом месте для них — поиск причины. Фалес — причина всего сущего — вода, так как все материальные вещи связаны с водой. Анаксимандр — за первоначало брал некое безкачественное первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него обособляются тёплое и холодное — качественные противоположности, которые дали начало всем веществам. Анаксимен — в качестве первоначала брал воздух. Школа не сделала никаких научных открытий — материалисты, диалектики.
Школа Пифагора — представители занимались философско-математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно — диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались сформулировать законы развития мира на основе математики — материалисты, метафизики.
Гераклит — в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего изменчивость и многообразие мира. Природа — носительница всего существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему, всем и через всё управляемое — материалист, диалектик.
Эллейская школа — Сенофал, Парменид — разработали учение, во многом противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной проблемой проблему бытия и мышления. Бытие — это то, что можно познать только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия — материалисты, метафизики.
Атомисты — Демокрит и Левкипп — принимают тезис о том, что бытие есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом — наименьшие физические частицы, разделённые пустотой. Атом — бытие, пустота — небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за друга, они образуют чувственно — постигаемые вещи — материалисты, диалектики.
Софисты — их учение вводит тему человека и сознания. Представители: Протогор и Горгий — их отношение к философии имело утилитарную направленность. «Человек есть мера всех вещей». Они считали, что бытие — это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Они положили начало поиску новых форм достоверности знаний.
Классическая философия (5-4 век до н. э.). Представители: Сократ, Платон, Аристотель.
 Сократ — философия его есть этический рационализм. Главная проблема — человек и его сознание. Главная задача — научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе.
Платон — в его учении можно выделить составные части:
онтологию — бытие — вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Оно множественно, т. е. бытие есть вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е. то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет истинного бытия — разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.
Космологию — учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом — объективный идеализм (Демиурд).
Гносеологию — опирается на учение о душе. Тело человека смертно, а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей. Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт мнение.
Этику — условие нравственных поступков — истинное знание, которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая, вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством разума даёт начало добродетели, справедливости.
Аристотель — ученик Платона — провёл разграничение наук на теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла).
Онтология — бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное. Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы — лишённые материи формы.
Учение о душе — Душа есть форма по отношению к материи — это проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой. Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная (способность к ощущению), разумная.
Учение о человеке — Человека отличает способность к интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию. Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Высшая форма деятельности человека — познавательная и теоретическая.
Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ). Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие основные течения:
Эпикуреизм — предание удовольствию;
Стоицизм — следование судьбе и долгу;
Кинизм — воздержание от суждений.
Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души — отказ от разработки фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма односторонней, которой отстаиваются пути достижения «атарксии» — невозмутимости.      6. Отличительные особенности философии Средневековья.
Средневековая европейская христианская философия — занимает большой период времени — с I до XV в. Главная особенность этого этапа развития философии — ее сопря¬женность с верованиями христианства. Философия разви¬вается с учетом основных религиозных догм. Церковь яв¬лялась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия высту-пала как «служанка богословия», т. е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важно¬му знанию — теологическому (богословскому). Подав¬ляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Основные проблемы фило¬софии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как
сочетаются свобода воли человека и Божественное пре-допределение?» и т. д. Такое сближение философии с ре¬лигией называют сакрализацией философии.
Основные этапы средневековой философии — патристи¬ка и схоластика. Обычно этап патристики (от слова «па¬тер» — «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов хрис¬тианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.
Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) от¬ношение веры и разума, откровения христиан и мудрос¬ти язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и опреде¬ление этой цели— «Град Божий»; 4) свобода воли чело¬века и возможность спасения его души; 5) проблема про¬исхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.
На построение основных концепций и категориального аппарата философии «отцов Церкви» определенное вли¬яние оказало учение Платона. С V по VIII в. — этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамаскин, Мак¬сим Исповедник, Петр Ивер и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций.
Этап схоластики (IX—XV вв.) продолжает проблемати¬ку патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняют¬ся, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозна-чает «школьную, учебную» философию, преподававшую¬ся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, и особенно философией, были «схоласта¬ми», это звание было почетным, по смыслу близким по-нятию «ученый теоретик».
Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Однако если эти проблемы по содержанию по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, то на первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. После¬дний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» (общее суще¬ствует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиций «реализма» (об¬щее существует реально в виде некой сущности). Схолас¬тическая философия ставила задачу постижения сущнос¬ти христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки — философии. Отсюда последняя обретала статус науки, вполне сочета¬емой с религией и помышляющей о спасении человечес¬кой души. Античная философия теперь уже не считается враждебной христианству, и ей уделяется большое внима¬ние, ряд ее положений переосмысливается, ее категори¬альный аппарат находит применение при разработке про-блем христианской философии.
Отношение к понятиям, их определениям, классифи¬кациям и схемам становилось иногда чрезмерным, засло¬няя суть проблемы. Тогда занятия философией сводились к выработке сети понятий, становились пустой игрой по¬нятий — той самой «схоластикой», которую отождествля¬ют и доныне с бессодержательностью, нежизненностью, надуманностью проблем, скрывающейся за многозначи¬тельностью и научностью терминов.
Что касается христианского учения, то схоластика больше анализирует учения «отцов Церкви», чем Священ¬ное Писание. В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко вы¬раженной философской петицией «реализма» и развитым логическим мышлением.

7. Проблема бытия, человека в филос. эпохи Возрождения.
Эпоха возрождения – переход от средневековья к новому времени. Охватывает 14-17 века. Возрождение – новый расцвет античной культуры, науки, ф-ии.
Осн. идеи:
-        главный принцип – антропоцентризм (основное снимание софистов – на человека);
-        гуманизм – стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни; признание человека личностью и его право на тв-во свободу, счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о себе, о своей цели и роли в мире.
-        постулирование творческой сущности человека; он не подражает ни природе, ни богу, он сам по себе деятелен
-        личностно-материалистическое понимание мира, т.е. всё существующее понимается в проекции на человека при акценте на его телесной сущности
-        преобладание эстетического понимания действительности над моралистическими и научными представлениями
-        антисхолластика; стремление развенчать мнимые авторитеты церкви, догмы (утверждение); особенно важное значение в этом смысле имела реформация – движение в пользу религиозных реформ (Я. Гус, М. Лютер, Т. Мюнцер)
-        натурфилософское понимание мира;
натурфилософия – философия природы; диалектика – математика, астрономия;
-        пантеизм (Дж. Бруно)-  бог растворён в природе и  присутствует в ней как необходимость.
Философия Нового времени (XVII в.)
   XVII век – называют веком великих систем и веком философий, написанных геометрическим, т.е. математическим способом, а также веком рационализма.
   Френсис Бекон (1561-1626): «Знание есть сила». Основное внимание Б. уделял проблематике науки, знания и познания: «Смысл, призвание и задача науки, чтобы имела от неё пользу и успех сама жизнь». «Философия – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании».
   Основное метод Б. изложен в его основной работе: «Новый Органон». «Метод  — инструмент-помощник». «Исходный момент познавательной деятельности – чувство; чувственное познание включено в опыт и эксперимент; основной рабочий метод – индукция (от частного к общему)». «Инструкция – это форма доказательства, которая присматривается к чувствам и стремится постичь естественный характер вещей».
   Рене Декарт (Картезий) (1596-1650). Основной тезис его философии: «мыслю, следовательно существую» (cogito, ergo sum). «Человек – это мыслящая вещь».
   Дуализм Д.: «Существует равноправно 2 субстанции мира: духовная (мышление) и материальная (тело) субстанция».
   «Первый принцип всякой философии – критика (отвержение) всех определений». Принцип Д.: «Во всём надо сомневаться, причём сомнение – это не цель, а средство, это методологический скепсис, который рушит мнимые достоверности (мнимые догмы)».
   Основные сочинения Д. «Рассуждение о методе» (1637), «Начало философии».
   Джон Локк (1632-1704). Основное сочинение «Опыт о человеческом разуме» даёт критику к артезианской концепции идей. «Не существует ни теоретических, ни практических врождённых идей». Основной лозунг его философии: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
   Сенсуализм – это учение, согласно которому чувства являются основой познания. «Душа человека – это чистая доска. Опыт заполняет этот лист своими письменами; все идеи возникают из опыта, который  бывает 2х видов:
1. внешний (ощущения);
2. внутренний (рефлексия самопознания, отражение);
(1) – даёт нам простые идеи:
•        относятся к первичным качествам вещей (движение, протяжённость),
•        ко вторичным качествам – возникают при воздействии тел на органы чувств (запах...);
(2) даёт нам идеи о наших собственных состояниях (волнение, мышление, чувство и т.п.). Такие простые идеи, как
•        существование,
•        единство,
•        сила,
•        последовательность
порождены совместно внутренним и внешним опытом. Простые идеи дают материал всего нашего знания; из них возникают сложные идеи. Слова нашего языка обозначают идеи как простые, так и сложные и не могут вывести нас за пределы опыта».
К действию человека побуждают желания собственного счастья или удовольствия, но т.к. мы живём в обществе, то должны учитывать такие же стремления других.
Бенедикт Спиноза (1632-1677). Труд «Этика» построен геометрическим методом, как совокупность теорем, доказываемых путём сведения к аксиомам и определениям, которые предпосланы всему построению. Субстанция есть бог – (пантеизм бог = природа)». Человек – это самое сложное тело во вселенной, которому соответствует идея, мыслящая саму себя (душа) и своё тело».   Когда человек приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеётся, а понимает необходимость и преходящий характер перипетий своей жизни. Такой человек думает не о смерти, а о жизни, как и надлежит свободному и мудрому существу.
 «Свобода есть познанная необходимость». С. выступал в защиту свободы мысли и слова, за свободу совести (свободу вероисповедания).
Томас Гоббс (1588-1679). Основное сочинение «Левиафан» (библейское чудовище – сравнение с ним государства) В государстве, созданном путём договора, граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на это заботится о безопасности и существования и препятствует развитию гражданской войны. Любая, даже деспотичная власть лучше, чем гражданская война. Вся власть: и исполнительная,  законодательная, и духовная принадлежит первому правителю, который силой её сохраняет. Истинная вера – это та, которую культивирует правитель; суеверие есть то, во что верить он запрещает.
8. Философия Нового времени охватывает период XVI— XVIII вв. Это время становления и оформления естествен¬ных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, хи¬мия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой вы¬работка общенаучных методов познания, возникает необ¬ходимость обобщения и систематизации данных есте¬ственных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Depression Essay Research Paper DepressionA Study of
Реферат Основные модели управления запасами
Реферат Смерчи ураганы бури
Реферат Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста
Реферат Памятники Кубани
Реферат Образ Г.С. Сковороди в українській літературі
Реферат Частотомер многофункциональный на однокристальном микроконтроллере АТ89С2051
Реферат Бухгалтерский баланс и влияние хозяйственных операций на изменения в бухгалтерском балансе
Реферат La Croix On Descartes Essay Research Paper
Реферат Администрация архангельской области постановление от 24 декабря 2002 г. N 233 об общественном совете по малому предпринимательству при главе администрации архангельской области
Реферат Imamu Amiri Baraka Essay Research Paper Imamu
Реферат Tortioses Of The World Essay Research Paper
Реферат Визуальный эффект качественной реакции как аналитический признак для компьютерной идентификации ионов
Реферат Prayer In The School Is Wrong Essay
Реферат Harry Truman Essay Research Paper Harry S