1. Мировоззре́ние— философскоепонятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок иубеждений, определяющую отношение к окружающей действительности ихарактеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире.Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный ицелостный типы мировоззрения.
Типы мировоззрения
Существуют различныеспособы типологии мировоззрений построенные на разных философских иметодологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозноемировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическоемировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрениеповседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.
Мифологическое
Мифологический типмировоззрения определяется как совокупность представлений, которые былисформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятиямира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, длякоторой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов иявлений.
Религиозное
Религиозное мировоззрениеосновано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире ижизни людей.
Слово мировоззрение недостаточно строго определено как и все, что имеет не достаточно хорошопонимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условийиспользования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметнопо некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.
М. может находиться нажитейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни ипередающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существуетв форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционныхпредставлений о мире.
Мировоззрение личностиопределяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяетего поведение и поступки.
Характеризует общеепонимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическуюсоставляющие, и роль и положение человека в объективном мире.
Мировоззрение – этосложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себясовокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов,благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченныйхарактер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельностьцеленаправленной.
Есть слово, котороекажется более подходящим с личностной точки зрения: идеология (в словареУшакова даже воспринимается как синоним мировоззрения). Идеология — от греч.idea — понятие, представление и logos — слово, понятие, учение. Но и у этогослова есть «политический» оттенок, бытовой уровень, несмотря на то,что греческое происхождение как бы заставляет придерживается изначальнозаложенного смысла.
Идеология — системавзглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различныхсоциальных групп, классов, обществ, в которых
— осознаются иоцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальныепроблемы и конфликты; а также
— содержатся цели(программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменениесуществующих общественных отношений.
Хотя мировоззрение –часть системы личного отношения или системы значимости в данном определении, нонет резкой границы, что вот эта ассоциация является общей, а эта – частной. Вэтом смысле мировоззрение – довольно условное понятие. Но, вместе с тем, оноудобно описывает особое качество личной классификации всего познанного, вкотором это познанное корректируется опытом познания во взаимнонепротиворечивую систему личными механизмами адаптации.
Любое познание (в томчисле и научное) это – связывание результатов какого-то предполагаемоговарианта личного воздействия на действительность — с личной оценкой значимости полученногов реальности результата этого воздействия с помощью механизмов сознания с цельюперевода недостаточно отработанного, не уверенного варианта поведения вуверенно отработанный автоматизм.
Логика взаимнойнепротиворечивости различных предполагаемых вариантов в этой системе сугуболичная, субъективная и может существенно отличаться от идеальной логики(взаимосвязей явлений) объективного мира, формализуемой с помощью науки. Толькореальный опыт способен показать соответствие ожидаемого и реально полученного — истину или ложь.
Все последующие обобщениябудут основываться на представлениях о механизмах организации адаптивногоповедения, чему посвящены материалы О системной нейрофизиологии с базовойсистемой аксиоматики. Для той части проявлений этих механизмов, котораясоответствует понятию «мировоззрение», очень важно понимание — какформируются уверенные поведенческие реакции, что такое вообще уверенность (пошкале от доверия до веры), что такое ощущение ошибочности, сомнение. Кратконапомню, что уже было сказано об этом и обосновано в материалах по двум этимосновным ссылкам.
Распознавание любогокачества текущего психического состояния определяется специфической структуройлокального распознавателя, а формирование любого поведения — фактически — есть обучениеи корректировка распознавателей. Так, возникают и специализируютсяраспознаватели ошибок, сомнения, состояния уверенности различного уровня — какрезультат формирования опыта такого распознавания. Соответственно, возможнынеадекватности распознавания, которые в норме в актуальных ситуацияхкорректируются опытом по результатам вариантов поведения.
Распознавание ошибокпроисходит, если попытка реализации варианта поведения приносит неожиданный инежелательный результат, негативно оцениваемый системой значимости, хотя такаяоценка и, особенно, ее закрепление — очень индивидуальны и существуют люди,которые продолжают совершать ошибки, несмотря ни на что. Такие люди оказываютсяособенно склонны к вере, держась за однажды зафиксированные представления (созвучноидеи-фикс). Соответственно, развитие направления их интересов основывается больше на субъективной составляющей именьше корректируется проверяемым в объективной реальности поведением, аисследовательская мотивация занижена. Здесь большой вклад привносит высокаязначимость субъективно развиваемых идей.
Если понимать, чтомировоззрение является основой личной интерпретации всего воспринимаемого,определяет результат этой интерпретации, фактически определяет направлениеразвития и суть жизненного опыта, то самое важное, на что стоит обратитьвнимание — оптимальное развитие мировоззрения адекватно объективному миру, т.е.постоянно проверяя свои предположения в реальности, а не сугубо субъективно.Переделывать мировоззрение неизмеримо труднее и означает вычеркнутый из жизнипорочный опыт и годы на его приобретение.
Развитие мировоззренияневозможно без достаточно большого интереса к чему-либо из объективнойреальности, в том числе психическим процессам и их проявлениям. Чем болееразносторонни направления развития интересов, тем более эффективно и целостнобудет развиваться мировоззрение. Среди интересов очень нежелательныизолированные от других, обычно это — мистические идеи, паранаучные идеи-фикс,субъективно обусловленные зависимые состояния.
Необходимо придерживатьсястратегии разумного скептицизма — как противоположности безусловной веры длятого, чтобы в большей мере использовать исследовательский путь, чемавторитарно-догматически или эйфорически мотивированный метод проб и ошибок.
Для развития конкретногонаправления интересов разумнее всего использовать хорошо выверенный векамиисследований, формализованный в виде конкретных рекомендаций научный метод(научную методологию).
Только приобретениепрактического личного жизненного опыта способно адекватно развиватьмировоззрение. Поэтому сведения не должны восприниматься на веру, аподвергаться сомнению, корректно и достаточно безопасно проверяться на личномопыте осваивания этого направления. Лишь нехватка времени и критичностьситуации может быть поводом для пробы опасных в возможных последствияхсведений, и тогда сомнения могут оказаться пагубны[1].
2. Мироощущение (термин этнологии) — отношениеиндивида или группы людей к законам и ценностям материального мира.Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение,мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешнихвоздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений,эмоций.
Позитивное мироощущение
Проявляется в стремлениик усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущениевремени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективнаяреальность. Служит основой жизни на Земле.
Негативное мироощущение
Проявляется в стремлениик упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущениевремени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой кбудущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большоеколичество людей с негативным мироощущением образует антисистему.
Отношение человека кокружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях,чувствах. целостное осознание и переживание,воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.
3. Мировосприятие как предпосылка миропонимания,особая форма освоения в системе мировоззрения.
Об антропологическихграницах и реликтовом мировосприятии.
Существует трехуровневаяструктуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное,современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие,свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур,которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разныхисточников.
Сложность нынешнего этапаразвития философских исследований я вижу в том, что объем информации,циркулирующей в сообществе, огромен. Это приводит к тому, что у людей остаетсяочень мало времени и сил на то, чтобы знакомиться с новинками.
Долгое время проблема «сознания»и проблема «тела» рассматривались в отрыве друг от друга. Телесностьв духовных традициях часто носит негативный статус: плоть предлагаетсяумерщвлять, а иногда истязать.
Телесность человека — этобесценный дар, потому что она представляет собой тот инструмент, используякоторый наш Создатель имеет возможность узнавать-познавать-проживать плодысвоего творения.
Одну из его важнейшихособенностей усматривают в возможности переживать происходящее в другом какво-мне-самом-совершающееся, то есть как часть собственных внутренних процессов.О том, что такое мировосприятие возможно, свидетельствуют данные изученияавстралийских аборигенов, которые способны узнавать о том, что из соседнейдеревни возвращается жена, в собственном теле ощутив, как ремни, на которых онанесет ребенка, впиваются в плечи, или что в гости идет старик-отец,почувствовав, как ноют его старые раны. Многие представители животного мирадемонстрируют возможности таких форм восприятия, которые человек, опираясь насовременную картину мира, склонен считать экстрасенсорными (например,электрическое чувство угря и чувство боковой линии рыб). На самом деле онивполне обыденны, просто задействуют механизмы, не актуализируемые современнымчеловеком в его схемах восприятия. Телепатия, рассмотренная в этом ключе, будетпредставлять собой вполне нормальное явление, имеющее в своей основеестественные и совершенно рациональные механизмы.
Между миром и нашимопытом этого мира, миропознанием, существует неустранимое различие. Когда мыговорим: " Это — истина мы думаем, что это на самом деле так, однако, вдействительности, это лишь наше представление об истине, такое же далекое отнее, как наши мысли от нас. Ибо, когда нам в голову приходит какая-либо мысль,мы сразу же персонализируем ее.
мировоззрениемифологический мироощущение мировосприятие реликтовый