Реферат по предмету "Философия"


Философия средневековья: XIV-XV вв.

Философиясредневековья: XIV-XVвв.

Основнойчертой мировоззрения средневековой философии является полная ее зависимость отрелигии, что, в конечном счете, и проявилось в ее теоцентризме.
Средневековаяфилософия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейскойфилософии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь тефилософы, которые разделяли религиозные светские позиции христианства, моглирассчитывать на известность и признание.
Этовремя глубокого кризиса рабовладельческого строя, усиленной эксплуатации рабови свободной бедноты. Все попытки изменить реальные общественные условия терпелипоражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь «божьегоспасителя» и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия-христианство,которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям без различия ихнациональности и сословий, как к равным перед богом (главная причина еепритягательности).
В этотпериод происходит систематическая разработка христианской философии. В борьбепротив языческой религии и заблуждений еретиков, атак врагов христианствавыступают христианские писатели, названные апологетами (с греч. «апология» — защита), которые хотели приспособить греческое философское учение к потребностямсобственных концепций. Один из них Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160-230 г. н. э.). юрист, философ и теософ, активно поддерживал тезис о несоединимости философии ирелигиозной веры. Он утверждал, что между верой и разумом нет никаких точексоприкосновения, а его принцип «верю потому, что нелепо» был призван доказать,что истинность веры является совершенной иной, чем истинность разума, материальногомира. Тертуллианово понятие веры как высшей истины подготовило почву дляподчинения философии теологии (науке о вере), что было характерным для всегопоследующего периода развития христианской философии.
Европейская мысль тоговремени развивалась главным образом на основе христианской культуры. Центраминауки являлись: монастыри, религиозные ордены и университеты, между которымипроисходили доктринальные теоретические споры, породившие в свою очередьрасцвет схоластики (от греч. «школа»).
Средневековьехарактеризуется тем, что понятие «логос» облекалось в божественную форму исогласно христианской догматике являлось одно из ипостасей Святой Троицы. Этоопределило всю средневековую теорию познания, поскольку именно Бог как причинавсего сущего являлся предметом гносеологии.
Крупнейшим христианскиммыслителем и наиболее выдающимся из «отцов церкви» был Аврелий Августин. Из егоглавного принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстведуши над телом, воли и чувств над разумом. Бог является причиной существованиявсякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно егосохраняет, продолжает его творить. Бог выступает и причиной познания, он вноситсвет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду,он является наивысшим благом и причиной всякого блага.
Познание и вера вызвалимногочисленные споры, суть которых сводилась к двум основным вопросам: «Познаю,чтобы верить» или «Верую, чтобы знать». Наиболее сильным был тезисосновоположника философской теологии Аврелия Августина о единстве (тождестве)веры и знания, который он выдвинул на самой заре средневековья.
В основе христианскогомировоззрения лежат два философских принципа: идея творения и идея откровения.Идея творения служит фундаментом учения о бытии (онтологии), а на идееоткровения базируется учение о познании (гносеология). Аврелий Августин,опираясь на учение Платона, ввел в свою онтологию идею дуализма(двойственности) мира. С одной стороны, Бог как активное, творческое,абсолютное начало, с другой стороны, — всё остальное как творение Бога. В отличиеот Богов греческой мифологии, «родственных» природе (и даже имеющих жилище нагоре Олимп), христианский Бог трансцендентен (потусторонен), он есть высшеебытие, он вечен, неизменен и ни от чего независим.
Согласно философииАвгустина, Бог сам по себе непознаваем, недоступен для человеческого разума исозерцания, однако, он открывает себя человеку в Священном Писании. Такимобразом, знание о Боге можно получить только сверхъестественным путём, черезоткровение, и орудием, инструментом такого познания является вера. Что касаетсяпознания сотворённого мира, то оно в принципе возможно с помощью обычныхчеловеческих способностей – ума и чувств.
Проблематичнойв философии Августина была оценка соотношения добра и зла в мире. Августинисходил из того, что зло не принадлежит природе, а является продуктомсвободного творчества, оно возникает там, где ничто не делается хорошо, зло — это отвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность. Гордыняпроистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность ~ из страстей,направленных на временные, преходящие вещи. Августин, однако, не отрицаетнеобходимость зла, хотя понимает его чисто негативно, как отсутствие добра. Онутверждал, что зло происходит от человека, имеет его характер, добро жепроистекает от бога, продукт божьей милости.
Социально-политическаядоктрина Августина основана на идее неравенства, которую он отстаивает каквечный и неизменный принцип общественной жизни, как сторону иерархическойструктуры общественного организма, созданного богом. Пытаясь предотвратитьобращение народных масс к еретическим учениям, Августин ссылается нахристианскую идею равенства всех людей перед богом — все люди происходят отодного праотца, отсюда — главной предпосылкой принадлежности людей к царствубожьему служит смирение и покорность как перед богом, так и перед зримым представителемего на земле — перед церковью.
Августиновскаятрадиция долго считалась единственным типом ортодоксальной философии, Только в XIII веке Фома Аквинский создает ее новуюмодель, однако влияние Августина продолжалось и дальше. Можно говорить оследующих важнейших возвратах к августинизму:
1.  К Августину восходит и на негоссылается теоретическая мысль Реформации.
2.  В XVII в. в послереформационный период, когда обновленнаяхристианская философия искала опору в августинизме.
3.  Современная модернистскаяпротестантская теология находится под воздействием августинизма. Некоторыекатолические теологи также используют его и поныне.
Наиболееостро противоречие между духом и материей проявилась в средневековье взнаменитом споре между реалистами (от лат. — вещественный, действительный) иноминалистами (от лат. — имя, наименование). Спор шел о природе универсалий(общий), то есть о природе общих понятий.
Реалисты- Иоанн Скот Эридгена (ок. 810-877 г.) (Ирландия), Ансельм Кентербериский (1033 -1109 г.). (Франция) и другие доказывали, что реально существует лишь вечный,единый бог, который выступает как всеобщая сущность. Все, что существует, имеетсвое начало в боге. Отсюда происхождение единичных вещей связано с ихбожественным творением. Бог выступает в роли художника, творящего свои произведенияпо имеющему у него замыслу. Идеальное бытие вещей в божественном разуме вечно,реальное же бытие (вне бога) имеет приходящий характер.
Номиналисты — ИоаннРосцеллин (ок. 1050-1210 гг.), Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) (Франция), напротив,не допускали реального существования универсалий, считали, что они существуютлишь в человеческом разуме, в мышлении, представляют собой лишь слова, имена,даваемые человеком отдельным, единичным вещам. Реально существуют лишьотдельные вещи. Отрицая существование общего, обеих идей, Росцеллин вступал впротиворечие с догмой о неразделимости троицы. Учение Росцеллина вызвало бурюнегодования со стороны церкви и было осуждено на Суассонском соборе (1092г.).
Закат средних веков,принесший с собой дыхание Ренессанса, можно охарактеризовать творениями ФомыАквинского, давшему начало течению в философии под названием «томизм».Аквинский отдавал предпочтение разумному созерцанию Бога и рационалистическому,интеллектуальному познанию истины человеческой души, свободной воли, природы идуха.
Систематизаторомортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский. В отличиеот Августина Фома Аквинский, опиравшийся на учение Аристотеля, отводил разумуболее значительную роль в познании. Истины Священного Писания, полагал он,сверхразумны, но не противоразумны. С помощью разума человек может осмысливатьистины откровения, комментировать и обосновывать их, дополняя и укрепляя темсамым веру. Кроме того, благодаря разуму человек может познать Бога порезультатам его действий, по его воплощению в видимом (материальном) мире.
Онтология христианствасодержит в себе и ценностную ориентацию. Бог – это не только высшее бытие, но одновременнои высшее благо, поэтому всё сотворённое им несёт на себе печать добра исовершенства. Откуда же в мире зло? Для христианских философов было очень важнодоказать, что наличие зла не противоречит божественной благодати. Был выдвинуттезис о том, что зло само по себе не есть положительная реальность,противостоящая добру, т. е. зло не существует как нечто самостоятельное, онопредставляет собою лишь отсутствие (или нехватку) добра. Или зло допускаетсяБогом как необходимый элемент мировой гармонии, или без зла не было бы и добра,ибо его не с чем было бы сравнивать, или причиной мирового зла является антиподБога – дьявол.
Опираясь на позднегоАристотеля, он канонизировал христианское понимание соотношения идеального иматериального как соотношение изначального принципа формы с колеблющимся инеустановившимся принципом материи.
Главнымитрудами его считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В первомразрабатывается католическая догматика. Она становится основным произведениемвсей схоластической теологии, попыткой примирить реализм и номинализм.
ПоАквинскому, наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютнойпричиной, смыслом и целью всего сущего является бог. Это доказывается якобытем. что, — во-первых, все движется чем-то другим, а первичным «двигателем»является бог; во-вторых, невозможно, чтобы нечто было действующей причинойсамого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше себя, а это нелепо;в-третьих, полезностью, которая ярко проявляется во всей природе. Все, и дажекажущееся случайным и бесполезным, направляется к некой цели, имеет смысл,полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет всеестественные вещи к цели, им и является Бог.
Научении о душе и познании основана томистская этика. Конструкция ее весьмасложна, но ее центральная идея проста. Она основана на предпосылке, что человеческимсуществом является разум; кто, против разума, тот и против человека. Разумвозвышается над волей и может ею управлять. Смысл жизни Аквинский видел в счастье,которое понимал как познание и созерцание бога. Познание является наивысшейфункцией человека, бог же — неисчерпаемый предмет познания. Конечная цель человеказаключена в познании, созерцании и любви к богу, достижении нравственного порядка,который опять таки выражает божественный закон.
Аквинскийрешительно выступал против социального равенства, сословные различия он считалвечными. Подданные должны подчиняться господам, покорность является их основнойдобродетелью, как и всех христиан в целом. Лучшая форма государства — монархия.
Монархдолжен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Властьдоброго и справедливого короля должна быть отражением власти бога в мире.Задача монарха — вести граждан к добродетельной жизни. Важнейшими предпосылкамидля этого выступают сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан.Высшей целью и смыслом является достижение небесного блаженства. К немучеловека ведет уже не государство, а церковь, представленная священниками инаместником бога на земле — римским папой. Роль церкви выше, чем государства, апоэтому все владыки этого мира должны быть подчинены церковной иерархии и ейдолжна принадлежать всеобъемлющая власть.
средневековый мировоззрение христианский разум
Поотношению к христианской схоластике важное значение имело творчество великихаристотельцев арабской философии: на Востоке это был Авиценна, на Западе — Аверроэс.
Авиценна(араб. Ибн Сина 980-1037 г) происходил из туркестанской Бухары. ФилософияАвиценны была геоцентрической. Однако в ином смысле, чем христианская. Мир онпонимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьейволи. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является вечной.Мир, по Авиценне, в своей реальной множественности не создан однажды и непосредственнобогом, а возник постепенно. Он учил, что универсалии существуют после вещей вголовах людей как образованные или понятия, как воплощенная сущность этихвещей, а не божественный замысел.
Дляфилософии Авиценны был характерен рационализм с материалистическим тенденциями,основанный на естественно-научных и математических знаниях.
Аверроэс(араб. Ион Ружд 1126-1196 г.) происходил из испанской Кордовы. Известен какгеолог, юрист, врач, математик и прежде всего философ. Он занимал высокуюдолжность, выполняя важные государственные функции. Однако, в эпоху правленияхалифа аль-Максура был отправлен в изгнание. По Аверроэсу, материальный мирвечен, бесконечен, но ограничен в пространстве. Бог также вечен, как и природа,однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашала религия. Он убеждал,что формы не приходят и материя извне (от бога), что в вечной материи все онипотенциально содержатся и постепенно в процессе развития выкристаллизовываются.Концепцию всеобщей градации и соподчинённости сущего между богом и человеком онперенял у Авиценны и значительно расходилась она значительно с тем, чтопроповедовали христианство и иудаизм. Аверроэс отрицал бессмертностьиндивидуальной души и убеждал, что только общий разум всего человечества,уровень культуры в их историческом развитии являются бессмертными. Высшуюнравственную ценность Аверроэс видит в учении, которое воспитывает человекатак, чтобы он сам творил добро, а не в том, которое обусловливает поведениечеловека ожиданием вознаграждения и наказания на том свете. Его этика резкоконтрастировала с учением Муххамеда.
Отношениемежду религией и философией Аверроэс понимал следующим образом: высшая и чистаяправда, которую познает философ, в религии проявляется в чувственных образах,что может быть полезным для интеллекта простых, необразованных людей.
ФилософияАверроэса и Авиценны была резко осуждена исламской ортодоксией, а их трактатыбыло предписано сжечь, что, однако не ослабило их влияния и не воспрепятствовалоих дальнейшему воздействию.
Такимобразом, средневековая философия внесла некоторый вклад в дальнейшее развитиегносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношениярационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станетвпоследствии уже не только предметом схоластических споров, но и в некоторомроде фундаментом для формирования естественнонаучного и философского знания.Однако результаты научного философского анализа оказались в целом весьмаскромными.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Poetry Paper Essay Research Paper There are
Реферат Тайвань в 1957-1976 годах
Реферат Общество. Понятие, структура, виды общества
Реферат Анализ структурных сдвигов в организационно-правовых формах сельхозтоваропроизводителей региона д. А. Усков П. М. Советов, научный д-р э наук, профессор Вологод
Реферат Поволжский экономический округ
Реферат Тактические особенности проведения следственных действий при расследовании преступлений совершенных
Реферат Кружевоплетение, его история
Реферат Екатерина Великая и "Просвещенный абсолютизм"
Реферат Многострадальный класс
Реферат Большой спорт и проблемы образования с теоретической точки зрения
Реферат 1. теоретичне обгрунтування, програма, об'єкти та методика проведення досліджень
Реферат Шпаргалка по Бухгалтерскому учету 5
Реферат Анализ прикладного программного обеспечения, используемого для разработки бизнес-плана
Реферат The Crucible And Abigail Essay Research Paper
Реферат Обоснование затрат на производство продукции (работ, услуг)