Философский взгляд наисторический процесс
СОДЕРЖАНИЕ
1 Единствои многообразие общественной жизни
2 Историческиеи духовные посылки общественного развития
3 Проблемакритериев общественного прогресса
4 Соотношениецивилизационного и формационного развития
5 Некоторыеособенности исторического развития
Список использованных источников
1Единство и многообразие общественной жизни
Висторико-философском аспекте данная проблема выражена во взглядах Гераклита,Гердера, Канта, Гегеля, Фурье, классиков марксизма, Бердяева и др.
Единствообщественной жизни определено единством биологической, социальной и духовнойорганизации человека. Труд есть «вечное естественное условие человеческойжизни, и потому он… общ всем ее общественным формам». Формирующиеся впроцессе труда общественные связи и отношения, сознание и язык, общие способы человеческогосуществования явились теми общими силами, которые превратили обезьяноподобноесущество в человека. Единство истории складывается по мере того, как с«универсальным развитием производительных сил устанавливаетсяуниверсальноеобщение людей». Единство истории проявляется также в духовности, котораяпронизывает все сферы социума.
Проявленияединства исторического процесса разнообразны: установление экономических и иныхсвязей между странами, развитие товарно-денежных отношений, что стимулирует подвижностьнаселения, консолидацию народностей, рост городов. Факторами интеграциивыступают машинная техника, транспорт, наука, образование, обмен информацией икультурными ценностями. Сейчас формируется взаимозависимый, во многом целостныймир, свидетельством чего выступают: интернационализация экономики, сближениеобщецивилизационных механизмов хозяйствования, включение народов вмеждународное разделение труда; демократизация политической жизни какгосподствующая тенденция; решение общечеловеческих глобальных проблем.Преодоление социальной разобщенности, гибкое сочетание самоналаживающихсяэкономических процессов и их стратегического регулирования в надстройке,повышение значения свободного времени человека становятся общими чертамицивилизации.
Реальная историяпротекает вместе с тем в конкретных многообразных формах. Одним из источниковмногообразия является неравномерность исторического развития.
На одной итой же экономической и сходной природной основе нередко функционируют весьмаразнообразные способы жизнедеятельности, культуры, надстроечные формы. Одним изпоказателей разнообразия является то, что некоторые народы в сложившихсяконкретно-исторических условиях полностью или частично миновали отдельныеформации (например, германцы, славяне, тюрки от первобытного строя перешли кфеодальному).
Единство имногообразие не действуют разобщенно. В отдельном человеке заложены чертытипизации и уникальности. Единство человеческого рода, общая направленностьисторического процесса сочетается с сохранением самобытности этносов,разнообразием путей развития всемирной истории, наличием возможностейисторического выбора, необходимостью учета конкретных исторических условийдеятельности, отказом от однолинейности. B.C. Соловьев выступал за такоеустройство мира, где при общности нравственных абсолютов обеспечивается полноесамобытное развитие каждого элемента. Э. Бернштейн и В.И. Вернадский выявилитенденцию развития различных общественных форм в общем социальном поле.
Человек исоциум как форма бытия универсума есть основа единства многообразия. Так, общиепроцессы индустриализации, модернизации и межкультурной коммуникации вразличных регионах восточной цивилизации имеют ярко выраженную специфику.Например, для японской модели характерны господство свободного конкурентоспособногорынка, обеспечение государством эффективного функционирования экономики,гармоничное использование традиций (представления о дисциплине труда у японцеввосходят к нормам конфуцианства) и новаций (используются институты демократии).В Индии, Пакистане, группе арабских нефтедобывающих монархий и других странахналичествует симбиоз важнейших элементов западного образца (многопартийнаясистема, европейский тип судопроизводства, демократические процедуры) ипривычных для большинства населения традиционных устоев и норм жизни. Западныйтип цивилизационного развития также характеризуется альтернативой: моноцентризм(движение к глобализации) — многообразие (культивирование национальныхценностей культуры, особенно ее языковых форм). Стратегии построения однополярного мира по образцу США, управления глоба- лизационными процессами изодного центра противостоит метод диалога и консенсуса между отдельными народамии цивилизациями, выработки принципов и правил участия всех государств в решенииглобальных и своих национальных экономических, социальных, политических и иныхпроблем. Возникает многополярность. Основными «точками» мира, помимо США,сейчас являются объединенная Западная Европа, Япония, Китай и Индия.Формируются и иные центры, в том числе евразийское сообщество во главе сРоссией.
В целостноммире переплетаются и сталкиваются две линии мировых процессов. Первая — неудержимого экономического развития, нацеленного на неутоляемыйпотребительский рынок. Эта перспектива, развивающаяся в рамках либеральнойстихии, способна приблизить конфликт с окружающей средой и биологическойприродой человека. Вторая тенденция связана с усилением кооперативных начал вжизни людей и реформистских социальных изменений, которые развиваютчеловеческую солидарность, развертывающуюся на фоне национальной и культурнойсамобытности. Утверждается примат нравственности над всеми видамиэкономического и политического прагматизма, стремление к высокому качествужизни над стремлениями к вещественному богатству, разумного самоограничения надвсеми видами расточительного гедонизма, прямой демократии над демократиейформальной.
Обретаямногообразие, общество получает и большую гибкость, устойчивость,скоординированность своих элементов, т.е. единство, большую способностьудовлетворять потребности и интересы людей.•
2 Исторические и духовныепосылки общественного развития
философский историческоеобщественное развитие
Ход историичеловечества обнаруживает, что в общественном развитии имеются восхождение(прогресс), цикличность и деструктивные процессы (регресс).
Гесиод,отражая упадок первобытного строя, выразил пессимистическую идею регресса,утверждая, что на каждой последующей фазе (золотой, серебряный, медный,героический и железный века) жизнь становится хуже и труднее. Представление омире как о замкнутой сфере, перенесенное на развитие общества, привело к идеям,согласно которым общество развивается не бесконечно, а в ограниченном круге,повторяя уже пройденные в определенном ритме этапы (Пифагор). Платон иАристотель жили в эпоху господства рабовладельческих отношений, открывших новыеперспективы общественного развития. Это нашло отражение в их взглядах наисторию как на процесс, идущий по восходящей линии. Мыслители эпохи феодализмаотвергали внутреннюю закономерность истории и понимали ее как направленный,заданный Богом процесс. Проводилась идея линейного движения от начальной точки(сотворения мира Богом или космической силой) до конечного пункта (приходаМессии и тысячелетнего Царства Божия).
Теорииисторического прогресса возникли в период развития капитализма, олицетворяющегов сопоставлении с феодализмом общественный прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743- 1794) в своем «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума»доказывал, что общественный прогресс подчинен общим законам. Если люди знаютэти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие общества. Основнымиступенями прогресса Сен- Симон называл переход от первобытного идолопоклонствак рабству, затем к феодально-сословному строю и индустриально-промышленному. Поего мнению, капиталистическое общество, пройдя фазы детства, юности, возмужанияи старения, перейдет в социалистическое общество. Ш. Фурье считал, чточеловечество в своем развитии прошло дикость, варварство и цивилизацию и идет кобществу всеобщей гармонии.
И. Кантпоказал, что разумность или закономерность истории — это в значительной меревопрос масштаба, приложенного к ней. При малом масштабе на первый планвыступают случайности. При крупном масштабе становятся очевидными нарастающиепроцессы, выявляются тенденции.
Гегельутверждал, что развитие есть движение вперед от несовершенного к болеесовершенному, доказывал, что несовершенное должно быть понято и как нечтотакое, что содержит в себе, в зародыше, в тенденции, свою собственнуюпротивоположность, т.е. совершенное. Провозглашая идею бесконечногопрогрессивного развития, Гегель вместе с тем полагал, что венцом историиявляется конституционная монархия, реализованная в Пруссии.
К. Маркс,опираясь на гегелевские принципы, подчеркивал внутреннюю противоречивостьсоциальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, пришел к представлению оконечном совершенном состоянии («царство свободы»), которое завершаетсоциальную эволюцию («царство необходимости», «предысторию»). Гегель и Маркскак классики дигшектики, проводя идею конечного совершенства, изменялидиалектике. Ведь достижение совершенного, непротиворечивого общества в принципеневозможно, а историческая необходимость и свобода всегда являются единствомпротивоположностей.
В XIX в., помере упрочения капитализма, идея общественного прогресса во многом совпадала сконцепцией социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесеноэволюционное учение Ч. Дарвина. Г. Спенсер социальную эволюцию включал всистему Большой Эволюции, функционирующей благодаря непрерывному взаимодействиюдифференциации и интеграции.
Идеюциклического развития государства, народов и культур (рождение, рост, расцвет,угасание и смерть) разработал и обосновал Константин Николаевич Леонтьев (1831- 1891). Он приводил аргументы, развенчивающие концепции линейного прогресса,«уравнительные» идеалы.
Во-первых,идея непрерывного поступательного движения общества противоречит основномупринципу органического бытия: все созданное природой имеет определенный пределжизни.
Во-вторых,идеалы прогресса, понимаемого как движение ко всеобщему благу и счастью,иллюзорны. Ведь отсутствуют четкие критерии блага: одни находят его вудовольствиях, другие — в страданиях и т.д. Как органическая природа живетразнообразием, антагонизмом, обретая в этом единство и гармонию, так ичеловечество не может основываться только на счастье и добре. Спутникамиистории постоянно выступают также зло и страдания.
В-третьих,эгалитарный прогресс, считал Леонтьев, приводит к потере человеческойиндивидуальности, следовательно, к кризису культуры, основанной на своеобразии.
Циклическийхарактер развития социальных систем, связь человеческой жизни скосмопланетарными ритмами продемонстрировали также A.JI. Чижевский, JI.H.Гумилев, Н.Д. Кондратьев и А. Тойнби. В частности, Кондратьев описалзакономерности подъемов и спадов в экономике. По его мнению, пульсирующийхарактер социальной жизни выражает фундаментальное стремление общества ксохранению баланса между уровнем сложности социальных структур и существующейсистемой ценностей, которая регулирует индивидуальные и массовые действиялюдей.
Абсолютизациякакого-либо одного направления в социальной жизни (история, идущая вспять;повторение одних и тех же форм бытия; лишь поступательный прогресс) приводила кодностороннему восприятию истории. Так, представление о цикле как о замкнутомкруге (Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, Д. Вико, О. Шпенглер и др.) некорректно,ибо распадающиеся цивилизации и этносы оказывают сильное влияние наформирование новых цивилизаций и этносов. Например, древнегреческая цивилизацияоказала огромное культурное воздействие на древнеримскую, а последняя — назападноевропейскую, византийская цивилизация воздействовала навосточнославянскую и т.п. Таким образом, исторический цикл оказываетсянезамкнутым, он предполагает поступательность общего культурного,технологического, политического и т.д. движения человечества в целом илиотдельного этноса. Волюнтаристское понимание общественного прогрессаабсолютизирует цели человека, отрывая их от объективных законов истории.Концепция прямолинейного прогресса преувеличивала автоматизм восходящегоразвития, не оценила роли повторяемости и случайности в развитии общества,отмежевалась от фактов социальных тупиков, застоя и социальных катастроф. Опытпродемонстрировал недостаточность и пагубность безальтернативного виденияпрогресса, сводящего его к какой-то единственной линии — экономике, технике,целям человека, эволюции или революции, конвергенции или дивергенции,свободному предпринимательству или коллективистскому обществу.
Помимоисторической обусловленности, восприятие направленности общественного развитиязависит и от ду ховного климата эпохи. В античном обществе господствовалапреимущественно идея круговорота. «… Античный чувственно-материальныйкосмос...,- отмечал А.Ф. Лосев, — обязательно требовал идеи вечноговозвращения… Подобное вечное круговращение хаоса и космоса было в античностине только понятно и убедительно, но и успокоительно и утешительно...»Мировоззрение античного человека, связанного с мифологией, антиисторично ифаталистично.
Мировоззрениесредневекового европейца становится религиозно-историческим (проводилась идеядвижения человечества на основе реализации божественно установленной цели кболее совершенному миру) и преимущественно аскетичным (на первое местовыдвигалось обретение духовных ценностей, личное спасение). Для культуры тойэпохи характерна идея «преображения», т.е. стремления к коренному изменениювнутреннего мира человека.
В Новое времямировоззрение человека становилось преимущественно рационалистичным:утверждалось прогрессистское понимание истории как реализация не божественной,а природной цели, как естественная необходимость в установлении общества разума(Тюрго, Гельвеций, Кондорсе). Для XVIII в., когда в науке и философииутвердилась концепция плоского эволюционизма (Ла- марк, французскиепросветители), характерно одностороннее понимание прогресса как чистойпоступательности.
В настоящеевремя формируется подход к изучению развития сложных систем, который исходит изволнообразного характера их эволюции. Волнообразность предполагает, с однойстороны, определенную направленность развития, усложнение социальной системы, ас другой — наличие сменяющих друг друга волн изменений.
Циклически-волновойпроцесс включает множество переходов и критических «точек бифуркации», вкоторых исход событий заранее не предрешен. Возникновение бифуркаций делаетэволюцию социума нелинейной и непредсказуемой. Неопределенность (системныйхаос) увеличивает количество степеней свободы поведения как отдельногочеловека, так и различных социальных групп. При этом хаос может оказатьсяпрелюдией к новому развитию, к порождению более высоких форм порядка иорганизации.
В настоящеевремя наряду с традицией прогрессивного понимания истории сильны позиции сторонниковсоци ального круговорота (теории локальных цивилизаций), а также, в связи собострением глобальных проблем, социальной деградации и даже конца цивилизации.Показателями деградации являются определенные тенденции; осуществляетсяэволюция от видимости свободной мировой конкуренции к прямому диктату крупныхкорпоративных структур в экономике, скрытое политическое и идеологическоеманипулирование замещается формами более или менее открытого авторитаризма итоталитаризма, господства «имперской идеологии», используется «право силы» иметоды реколонизации в геополитике и т.п.
Настроенияпессимизма и, соответственно, утраты смысла в истории питаются ныне такжевозможностью ядерного апокалипсиса, ростом бездуховности и преступности,падением жизненного уровня в ряде стран и т.п. Преодоление мировоззренческогопессимизма в понимании динамики социума и обретение смысла в истории возможнона пути выявления критериев общественного прогресса (при допущении, что линияпрогресса является преобладающей).
3 Проблема критериевобщественного прогресса
Социумпредставляет собой сложную систему, включающую большое количество элементов ипроцессов. К каждому из них применимо понятие прогресса и специфические егопоказатели. Проблема же интегративного критерия исходит из целостностиобщественной жизни. Принцип целостности раскрывает как динамический аспектсоциальной жизни, так и степень взаимосогласованности элементов социальнойсистемы и, соответственно, уровень ее относительной стабильности. Назовемнаиболее продуктивные попытки выделения общеисторического критерияобщественного прогресса.
1. Многиефилософы (например, Гегель, экзистенциалисты) полагали, что мировая история — это прогресс в осознании свободы, которую человек должен завоевывать.
Свободадостигается посредством познания и овладения необходимостью. Общество свободно,если оно овладевает законами общественного развития, преодолевает (в меру)господство природной и социальной стихий.
Свободаличности состоит не просто в освобождении ее от чего-то, а в положительнойвозможности всестороннего развития и проявления своих способностей. Вместе стем, свобода есть открытый путь не только вверх, но и вниз, ибо свобода волиможет побудить человека как на добрые, так и на злые деяния. Следует такжеучитывать, что недопустимо противопоставлять друг другу власть и свободу. Ведьсвобода возможна в условиях порядка, обеспечиваемого властью. Парадоксзаключается в том, что для утверждения и защиты свободы индивида не обязательноего освобождение от всех форм принуждения, запрета и наказания.
Ж.-Ж. Руссо вкачестве начального толчка прогресса назвал изобретение двух искусств:обработки металлов и земледелия (железо и хлеб цивилизации), а постоянныйисточник развития видел в способности к совершенствованию человека164.
Исходя из диалектико-материалистическогопонимания истории, общеисторический критерий прогресса следует искать в «ядре»общественного бытия — в сфере производства материальных благ. В способепроизводства производительные силы более динамичный элемент, определяющий производственныеотношения. Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса, помнению В.И. Ленина, является развитие производительных сил, включая развитиесамого человека.
Историческийпроцесс протекает в конкретных условиях и во взаимодействии многих общественныхсил. Производительные силы необходимо рассматривать: с точки зрения не толькореального уровня, но и возможностей их развития; в единстве ссоциально-политическим состоянием общества. Отсюда вытекает актуальностьдемократизации общества, развития социальной справедливости в единстве сэкономической эффективностью.
Непосредственнымвыражением развития производительных сил выступает рост производительноститруда. (Производительность труда, подчеркивал Ленин, — главное условие победы новогостроя.) Но важна производительность не всякого труда, а труда по производствуполезной для человека, конкурентоспособной продукции.
Длясоциалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) основой прогресса выступалпринцип, в соответствии с которым люди должны относиться друг к другу какбратья. Нравственность, полагал Ж. Ламетри, служит самосохранению общества,удерживает его от распада. Итак, один из критериев общественного прогресса рядфилософов связывает с прогрессом нравственности.
Исчерпаввозможности наращивания материальных вещей и придя к осознанию «пределовроста», человечество имеет шанс переключиться на развитие духовногопроизводства, т.е. перейти к развитию «богатства человеческой природы» каксамоцели (К. Маркс). При таком подходе прогресс соотносится с ценностямичеловеческого бытия и обретает гуманистическую направленность. П.Л. Лавров в«Исторических письмах» утверждал, что развитие личности в физическом,умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины исправедливости — вот краткая формула, обнимающая все, что можно считатьпрогрессом. 3. Фрейд прогресс общества видит прежде всего «в деле упорядочениячеловеческих отношений».
Совокупныйсубъект общественного прогресса с движением истории включает в себя все новыесоциальные силы. В результате постепенно освобождается масса людей отразнообразных внешних принуждений и все больше проявляются индивидуальныевозможности и внутренняя свобода каждого человека. Исторический процесс бытиястановится процессом самоопределения, самосотворения и самоосуществлениячеловека, где он выступает как производительная, социальная, политическая идуховная сила общества. Тем самым преодолевается разорванность субъекта иобъекта истории.
Продуктивнымпредставляется подход, когда объективным критерием самосовершенствованияобщества выступает сопоставление результата с целью (идеалом). В статье«Основные проблемы теории прогресса» (1902) С.Н. Булгаков полагал, что еслипринять за критерий прогресса счастье будущих поколений, мы неизбежно приносимв жертву ему судьбы современного поколения и оправдываем исторический беспределпо отношению к прошлым поколениям. Итак, прогресс общества состоит в том, чтобыне только приближаться к намеченной цели, идеалу, к «светлому будущему», ачтобы также достойно жить в настоящем историческом времени. Это не умаляетзначения идеала, призванного активизировать творческую энергию людей. Идеалникогда не может быть пол ностью реализован, но на каждой ступени прогрессаосуществляется относительно. Между идеалом и реальностью постоянносамовоспроизводится антиномия, поскольку не может быть реальности статичной,раз и навсегда утвердившейся. Философия выступает не против идеалов, а противконструирования «конечных» целей истории, против признания какой-либо единственноправильной формы общества и отрицания многообразия форм социальной жизни. П.А.Сорокин, например, полагал, что не доказуема никакая единственная норма — будьто счастье, благополучие, развитие человека и т.п.
Борьбаидеалов отнюдь не сводится к чисто мысленному столкновению неких субъективныхобразов, а предполагает социальное взаимодействие носителей идеалов в видеживых людей в вариантах непримиримости, компромисса, нейтральности иконвергенции (синтеза). Во взаимодействии идеалов появляется доминирующий,наиболее влиятельный идеал, накладывающий свой отпечаток на все общественноеразвитие. Результат формирования доминирующего идеала может быть неожиданнымдля носителей всех идеалов, поскольку он в общем случае определяетсяравнодействующей всех социальных сил. Интег- ративный (общезначимый) идеалможет не соответствовать ни одному из конкретно выражаемых идеалов отдельныхсоциальных сил.
6. Сейчасостро стоит вопрос о том, какой ценой следует добиваться перехода общества кболее высокому состоянию и стоит ли вообще это делать, если жертвы, принесенныена алтарь прогресса, не сопоставимы с ожидаемым результатом. Прогрессневозможен без учета экологического критерия. Философы и ученые осознали, чтобезграничная экспансия людей по отношению к природе губительна, что возможностисуществования человечества за счет биосферы исчерпываются. Выход видится в том,чтобы человечество овладело авторфными механизмами. Идея авторфного бытиячеловечества, т.е. способности трансформировать солнечную и космическую энергиюво внутреннюю жизнь собственного организма человека, была обоснована в трудахН.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, В.И. Вернадского и другихпредставителей русского космизма. Они доказывали необходимость объединениялюдей не на социально-политической основе, а на идеях экологического порядка.Природа системе антропокосмического мировоззрения не объект, который долженпреобразовываться с помощью техники, а мир, в котором мы живем,противопоставление в этом мире техногенного естественному чреватоэкологическими катастрофами. Человек с позиций философии космизма не субъект,активно покоряющий природу, а популяция мыслящих существ, понимающих своеродство со всем живым на Земле и свою ответственность за ее уникальность исамоценность. Необходима гармония человека с человеком и человечества сприродой.
7. Ф.В.Шеллинг основной критерий исторического прогресса (наряду с моралью, прогрессомразума, науки и техники) усматривал в постепенной реализации правовогоустройства, приближении к этой цели.
Кпоказателям, позволяющим судить о состоянии общества, также относятся: средняяпродолжительность жизни людей, доход на душу населения, уровень безработицы,удельный вес бедных граждан, стоимость образования, медицинского обслуживания,обеспеченность жильем, размер пенсий, пособий, наличие правовой защитынаселения, состояние окружающей среды, осуществление государством социальнойполитики, качество населения (наличие позитивных устремлений, отсутствиеценностного вакуума, отрицательное отношение к наркотикам, алкоголизму,способность человека к саморазвитию, хороший уровень физиологического исоциального здоровья) и т.п.
Прогрессобщества возможен, если человечество будет осуществлять согласованные,дополняющие друг друга важнейшие функции: иммунную (самосохранение, борьба снепосредственными угрозами существованию), репродуктивную (воспроизводствонеобходимых и достойных условий существования) и инновационную (адаптация кизменяющимся условиям внешней и внутренней среды существования, использованиетворческого потенциала людей для получения принципиально новых результатов впроизводстве, науке, политике и т.д.).
Каждая изпроанализированных концепций критерия прогресса не выступает в «чистом» виде, авключает в себя синтезную систему показателей, основанную на каком- то«стержне» — расширении сферы свободы, развитии производительных сил,сопоставлении результатов с идеалом, росте гуманизма, экологии, демократизацииобщества. Перечисленные, а также и другие критерии прогресса (сменацивилизаций, общественно-экономических формаций, совершенствование способапроизводства, противоречие между потребностями и возможностями ихудовлетворения и т.д.) не являются «сквозными» и обнаруживают относительность.Видимо, абсолютного критерия общественного прогресса нет. Исчерпав возможностисовершенствования по очередному критерию или же группе, общество переходит кприменению других критериев (факторов) прогресса, который становитсябесконечным.
4 Соотношениецивилизационного и формационного развития
Наличиеэтапов истории мыслителями отмечалось издавна (Гесиод, Платон, Аристотель,Лукреций Кар, Августин Блаженный, Сен-Симон, Ш. Фурье и др.). Г. Гегельполагал, что историю делают реальные люди и вместе с тем в ней претворяетсяобъективная логика.
К. Марксисходил из того, что развитие социума, как и природных систем, совершаетсязакономерно, через смену определенных состояний, в соответствии с объективными,специфическими для общества законами. Этапы (стадии) смены качественныхсостояний общества Маркс обозначил понятием «общественно-экономическаяформация». Формация — социально-философское понятие, отражающее в обобщенномвиде типичное в обществе, повторяющееся в главном и существенном.
Формацииотличаются друг от друга прежде всего способом производства материальных благ,тем, что и как производится. Начиная с античности, философы давали названияразличным стадиям развития общества: первобытной (Лукреций Кар), античнойрабовладельческой и средневековой феодально-крепостнической (Сен-Симон),коммерческой или торгово-экономической (А. Тюрго, А. Смит и др.),олицетворявшей ранний капитализм. На основе обобщения опыта историческогоразвития К. Маркс выделил первобытную доклассовую («первичную»),антагонистическую («вторичную») и коммунистическую общественные формации. Вотечественной литературе утвердилась 5-членная периодизация общества:первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического икоммунистического. Первые названные четыре формации проявили себя реально вистории. В отношении возможного утверждения коммунизма имеются противоречивыепричинные основания. В широком смысле слова коммунизм есть социальнаяорганизация масс людей, при определенных условиях живущих и решающих проблемыкак единое целое, совместно. Возрастание роли глобалистики, экологическихфакторов создает основания для коммунизма. Противоположная тенденция куникализации, индивидуализации, личной инициативе рождает иные возможностиобщественного развития. Названные пересекающиеся тенденции формируют основаниядля многообразия, альтернативности, неопределенности истории.
По мнениюпольского специалиста А. Шаффа, российского философа B.Л. Иноземцева, понятие«экономическая общественная формация» применимо только к вторичной формации,ибо только в ее рамках имеет место господство экономических отношений. Такаяпозиция близка к теории «стадий цивилизации» (Д. Белл и др.), гдеподчеркивается, что примат экономических факторов характерен лишь дляиндустриального, но не постиндустриального общества.
Важнейшимусловием преодоления экономической эпохи, по мнению Иноземцева, является«осуществление необратимых изменений в характере человеческой деятельности,обусловливающих ее трансформацию из трудовой в творческую». Чертой творчестваназвана самодостаточность, отражающая то доминирование стимулов, котороепроявляется, когда достигнут определенный уровень удовлетворенности основныхжизненных потребностей человека.
Приведеннаяточка зрения, на наш взгляд, вызывает некоторые возражения. Во-первых, основныежизненные потребности человека возвышаются и усложняются. То, что считалосьдостойным человека в некое время, может оказаться недостаточным в другое времяи в других обстоятельствах жизни. Во-вторых, абсолютно творческая деятельностьв принципе недостижима, так как постоянно происходят «переливы» «стандартной» итворческой деятельности друг в друга, а при осуществлении различныхобщественных преобразований творческие качества проявляются первоначально уменьшинства людей.
В концепциипостэкономического развития подчеркивается, что ориентация исключительно наэкономические приоритеты и рыночные ценности приходит в противоречие синформатизацией общества, индивидуальной свободой и демократией, моралью. Здесьна первый план выступает культурно-нравственное измерение истории.Действительно, сейчас сфера услуг (ориентация на воспроизводство человека) вразвитых странах мира превышает уровень промышленного производства (например, вГермании она составляет 2/3 валового внутреннего продукта, в США — еще больше).
Если иметь ввиду такую составляющую экономики, как собственность, то, во-первых, всюду вмире происходит размывание граней между ее различными формами. Во-вторых,развитие производства (как и других сфер жизни) во все возрастающей степенизависит от информации… Природа же информации такова, что владеть ею можнотолько корпоративно.
Вместе с тем,материальное производство все-таки лежит в основе культуры, а материальныеусловия воспроизводства и сохранения человеческой жизни остаются базисными. Нопри этом уменьшается, конечно, «удельный вес» той части деятельности(соответственно и совокупного времени жизни), которую люди тратят наобеспечение поддержания материальных условий жизни.
Теориипостэкономического развития противостоит концепция экономизма. Экономизм — состояние, когда все рассматривается через призму рентабельности,преобразовательно-потребительского отношения к миру, а экономика изсистемообразующего фактора превращается в систему в целом. При этом формируетсятип человека дельца, функционера товарно-денежного производства.
Классическаямарксистско-ленинская философия в структуру формации включает базис инадстройку. Понятие базиса как совокупности производственных отношений выражаетих социальную функцию как экономическую основу общественной жизни.Экономический базис общества, полагал Маркс в «Капитале», определяетсятехнико-технологическим базисом. Надстройка — совокупность общественных идей,идеологических отношений и закрепляющих их общественных учреждений иорганизаций, возникающая на основе определенного экономического базиса,органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
В.И. Ленинписал, что когда буржуазия приходит к власти, то она не разрушаетгосударственный аппарат, сложившийся в эпоху феодализма, а использует его какглавный инструмент для укрепления своей власти. Пролетарское государство такжеиспользует элементы буржуазного базиса и буржуазной надстройки. Догматическийтезис о том, что с преобразованием базиса исчезает и его надстройка,обслуживающая этот базис, устарел.
Переход отодного строя к другому связан с многоукладностью, т.е. ситуацией, в которойсосуществуют различные типы производственных отношений, представляющие собойлибо пережитки прошлого, либо зародыши будущего. В России после революции 1917г., по классификации В.И. Ленина, существовало пять экономических укладов:социалистический, государственно-капиталистический, частнокапиталистический,мелкотоварный и патриархальный. В настоящее время в СНГ вновь проявляетсямногоукладность.
Формационнаяконцепция разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна дляобъяснения характера восточного общества. К тому же, «формационный подход необъясняет того, как при смене формаций институты государства и экономики,возникнув однажды, затем не исчезают бесследно в историческое небытие, атрансформируются и усложняются, в результате чего в каждой последующей формациисодержатся элементы предыдущих. То есть экономики и государства всегдасмешанные»169. Марксистская концепция исторического прогресса и его ступеней неисчерпывалась лишь теорией общественно-экономических формаций. При анализеисторических типов общества марксизм уделял внимание также цивилизационномуразвитию. Рассмотрение истории как одновариантного процесса перехода от однойформации к другой — представление, упускающее из виду множественность линийисторического развития. По мнению Н.Я. Данилевского, прогресс состоит не в том,чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы двигаться в самых разныхнаправлениях. В XX в. преодоление классически-механистического, линейноговидения мира было связано с появлением вероятностного мышления, теорииотносительности, принципа многозначных зависимостей. В рамках преодолениялинейного подхода находятся социально-философские концепции XX в. с различнымикритериями членения исторического процесса. П. Сорокин признавал всеобщуюреальность, проявляющуюся в многообразных материально-духовных формах.Исторический процесс, в концеп ции Сорокина, есть циклическое колебание, сменасуперсистем культуры, совокупность социальных систем и личностей в их взаимодействии.С переходом от одной системы к другой трансформируются все социальныеструктуры, ценности и нормы. В целом, формационный подход отражает логикуисторического процесса, его сущностные черты, а цивилизационный — всемногообразие форм проявления этих сущностных черт в отдельных, конкретныхсообществах.
Цивилизация — совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной(преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способоворганизации материального производства и духовной жизни, всех видовкоммуникаций (включая и язык), социальных и политических институтов. Подобноформационному, цивилизационный подход подчеркивает историчность, сменяемостьявлений. Вместе с тем в цивилизациях в большей степени наличествуют «сквозные»относительно стабильные структуры истории, вариативные воплощения которыхприсутствуют на всех фазах процесса: тип человека и тип культуры, образ жизни,крестьянское хозяйство, основанное на личном труде семьи,ремесленно-художественная деятельность индивидов, этнические образования,обладающие расширенными порядками перманентного воспроизводства, культурныеценности (истина — благо — красота и др.), выражающие эстафету поколений ивремен и т.п. В целом развитие общества есть цивилизационно-формационныйпроцесс. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) всвоих специфических нюансах выражают взаимосвязанные, дополняющие друг другаединые формы бытия социального.
5 Некоторые особенностиисторического развития
Общественное развитиеесть эволюционно-революционный процесс. Революции и реформы представляют собойодновременно единство (реформы выступают как предпосылки революции) ипротивоположности (нельзя одно сводить к другому).
В обществепроисходят разнообразные революции: в производительных силах, науке и технике,в сознании и культуре, социальные и т.д. В обобщенном виде, по мнению ДжонаБернала (1901 — 1971), это есть цивилизационные революции. Социальная революциявключает в себя в большинстве случаев революцию политическую, переход власти исобственности от одного класса в руки другого. Революции на практикепредшествует, как правило, революция в умах, в сознании, позволяющая осмыслитьзадачи, стоящие перед обществом.
Социальнаяреволюция — результат подавления не находящих выхода творческих сил социума,задержки назревших социальных изменений. В революции через глубочайшиепотрясения складывается некое новое социальное равновесие.
П. Гольбахзаметил, что революции в политическом мире очищают воздух и разгоняют тучи, какгрозы в физическом мире. Но революцией как грозным оружием следует пользоватьсяосторожно. Поэтому реформы, по мнению Гольбаха, предпочтительнее. В социальнойреволюции помимо созидательных есть разрушительные моменты, что отмечали всвоих трудах C.JI. Франк, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др. Революции игражданские войны вели к определенному разрушению материальных и духовныхценностей, к жертвам, способствовали пробуждению низменных качеств человеческойнатуры.
Современнаяситуация в мире заставляет больше считаться с сосуществованием, координацией ивзаимодополнением противоположностей. Возрастает значение эволюционныхмеханизмов развития цивилизации, реформистских путей, не нуждающихся вакцентированном и силовом воздействии как снизу, так и сверху. Академик А.Д.Сахаров, при вручении ему Нобелевской премии 1975 г. отмечал: «… Нужныреформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество,включающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматическогоиспользования достижений всех социальных систем...». В целом же развитиеобщества, как и любого явления, имеет непрерывно-прерывный,эволюционно-революционный характер. Революция — естественный результатпредшествующих ей эволюционных изменений. Революции открывают период новых эволюционныхизменений, качественно отличных от тех, которые происходили до революции.Революция и эволюция — формы развития общества, дополняющие и обусловливающиедруг друга.
Понятиепрогресса соотносимо с понятием регресса — направления изменений, для которогохарактерны снижение уровня организации, сужение поля возможностей, явлениядеградации. Ф. Ницше идею непрерывного прогресса трактовал как суеверие. Стакой оценкой можно согласиться, если основываться на утверждении, что достижимапогей, предел истории.
Прогрессивноеразвитие общества в целом и различных сторон общественной жизни осуществляетсяна фоне регресса других областей, отдельных частей социума. Так, виндустриальном обществе, особенно на начальном его этапе, прогресс в развитиипроизводительных сил достигался за счет повышения эксплуатации основной массынаселения. Прогресс науки и техники, лежащий в основе роста производительноститруда, приводит во многих случаях к уничтожению природы и подрыву естественныхоснов существования общества, к созданию мощных разрушительных сил(вооружение). Усложнение рыночных механизмов на основе расширения сферыконкуренции ведет к росту производительности труда. В рынке человек становитсяэкономически зрелым, но духовно, нравственно, эстетически беднее. Отчужденностьчеловека от красоты и добра порождает носителя векторного мышления, котороефункционирует в оппозиции: дал — взял; вложил — получил; т.е. законы природы ичеловеческого общежития переводятся на язык прибыли и экономического эффекта.Развитие цивилизации принесло с собой смягчение нравов, утверждение в сознаниилюдей идеалов гуманизма. В то же время в XX в. произошли две самыекровопролитные мировые войны. Широко распространились наркомания, алкоголизм,преступность. Таким образом, динамизм общества как системы не означает, что всеее подсистемы развиваются одинаково, а в целом прогресс противоречив.
Общественныйпрогресс ныне трактуется не как достижение земного рая, а как постоянноестремление к идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности.Современное понимание прогресса основывается на представлении, что есть надеждана переход к миру лучшему, чем наш, не считая этот мир окончательным.
Процессобщественного развития необратим. Необратимая в масштабе всемирной историиобщая тенденция прогресса призвана воплотить в себе вековые идеалычеловечества, становление гуманного, социально ориентированного идемократического общества.
Важнейшаячерта общественного развития — ускорение. Чем ближе к нашему времени, темпружина исторических событий и человеческих действий раскручивается совсевозрастающей интенсивностью и скоростью. Начиная с эпохи Возрождения, вЕвропе история приобретает невиданный динамизм. А за последние полстолетия подвлиянием НТР ритмы социальных процессов еще более возросли. Конечно, рост тогоили иного конкретного процесса имеет свои пределы, что является необходимойпредпосылкой для развития. Так, если бы не существовало пределов для охоты исобирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступениприсвоения готовых продуктов природы. Существует проблема пределов практическойдеятельности. Специалисты полагают, что на Земле нельзя производить энергиибольше 10^14 ватт, ибо за этимпорогом можно взорвать планету.
Сторонникиконцепции «пределов роста» аргументируют замедление социального процесса тем,что человек психически и умственно не способен освоить стремительно нарастающийпоток новых знаний и приспособиться к нововведениям в обществе. Однако людинаучились дополнять свою естественную память искусственной благодаряизобретению письменности, книгопечатания, компьютеров и видеозаписи.
Ускорениеразвития обеспечивается использованием методов глобального моделирования,современной вычислительной техники, государственного регулирования (наряду ссаморегулированием) экономики. Ускорение должно сочетаться с качественнымипеременами. Качественные изменения могут сопровождаться замедлениями, например,с целью создания предпосылок для модернизации.
Список использованныхисточников
1. Философия: Учебноепособие / Вишневский М.И. — Минск: Вышэйшая школа, 2008. — 480 с.
2. Философия / Под общ.ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.
3. Алексеев П.В.Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби,Проспект, 2005. — 608 с.
4. Калмыков В.Н.Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
5. Хаврак, А.П.Философия: учебное пособие / А.П. Хаврак. — М.: Дашков и К, 2007. — 376 с.