Реферат по предмету "Философия"


Философия казахских просветителей

МинистерствоНауки и Образования Республики Казахстан
Аграрно-Техническийколледж
Контрольнаяработа
Подисциплине: Философия.
На тему:«Философия казахских просветителей»
Вариант — 12
Выполнил учащийся I курса з/о
специальности 0705002Муштукенова Ольга Маратовна
Проверил: преподавательРусакова Надежда Ивановна
г. Зыряновск,2007-2008 год

Содержание:
Введение
Ч. Валиханов и его воззрения наобщество
Философия и этика Абая
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Исследованияказахстанских философов последних лет убедительно показали, что философия вКазахстане исторически развивалась как особая форма освоения различнымиобщественными силами исторической действительности и окружающей природной средыи сыграла огромную роль в становлении общественного сознания казахского народав определении содержания и основных форм его практической деятельности. А,начиная со второй половины XIXвека, в Казахстане сформировалась достаточно сильная школа профессиональныхфилософов, которая ни в чем не уступала, а в некоторых моментах дажепревосходила передовую философскую мысль других народов.
В мировой историифилософии, разумеется, были аналоги учению казахских философов. И в этом нетничего удивительного, ибо круг казахской проблематики является общим для всегочеловечества в целом. Только поэтому мировой философский процесс развивается вовзаимодействии философского мышления различных народов, нередко отграниченныхдруг от друга во времени и пространстве на достаточно далекие расстояния истоль же близкие времена. Но все дело заключается в том, что даже те типыфилософского мышления, которые в Казахстане возникали позже, нежели в другихстранах и частях света, развивались здесь весьма своеобразно, поскольку вформах своего выражения и по своему содержанию они отражали своеобразиеказахской общественной жизни и ее истории.

Ч.Ч. Валиханов и еговоззрения на общество
Чокан ЧингизовичВалиханов – первый замечательный казахский ученый и выдающийсяпросветитель-демократ. Неоценимый вклад внес он в развитие различных отраслейнауки своего времени. Он дал массу блестящих работ по географии, этнографии,истории, фольклористике, религиоведению, востоковедению, философии, социологиии т.д. Его научные заслуги были по достоинству оценены виднейшимипредставителями передовой русской научной мысли. Ч. Валиханов приобрелизвестность не только благодаря своим научным изысканиям. В различных слояхрусского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойцапротив формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижениепрогресса всеми народами и утверждения новых, справедливых начал общественнойжизни. Он знаменит и как выдающийся мыслитель, внесший неоценимый вклад впередовую социально-политическую и философскую мысль своего времени.
Ч.Ч. Валиханов родилсяосенью 1835 года в крепости Кушмурун, расположенной в одном из северных районовКазахстана. Его родители и близкие родственники принадлежали к потомкамзнаменитого хана Аблая и составляли знатный род немногочисленнойаристократической верхушки тогдашнего казахского общества. Благодаря заботамсвоих влиятельных покровителей и прежде всего отца, — Чингиса Валиханова, — Чокан получил превосходное по тем временам образование. Сначала он учился вродном ауле в мусульманской религиозной школе, где достаточно хорошо изучил арабскуюграмоту и языки некоторых народов Востока. Однако главными его учителями  вэтот период были выходцы из народных низов, с которыми он близко общался и изуст которых получал первые сведения о подлинно народной культуре.
В 1847 году в судьбеЧокана наступил перелом, предопределивший особое направление и существо всейего дальнейшей деятельности. Он поступил в Омский кадетский корпус.
Годы учебы Ч. Валихановав кадетском корпусе совпали с годами бурного брожения умов в русском обществе.Процесс этот стал постепенно охватывать и окраины России. Важную роль сыграло ито обстоятельство, что значительная часть прогрессивно мыслящей русскойинтеллигенции, спасаясь от преследования царизма, старалось устроиться дляпродолжения своей работы в отдаленных от центров России очагах культуры. Однимиз таких очагов оказался тогда Омск – крупный административный и культурныйцентр Сибири и северного Казахстана. Наибольший же интерес к политическимвопросам проявляли тогда питомцы Омского кадетского корпуса, который стал нетолько лучшим учебным заведением Сибири, но и средоточием самых передовых идейсвоего времени. В корпусе занятия с кадетами вели, наряду с зауряднымиспециалистами, такие мыслящие педагоги как Н.Ф. Костылевский – литератор иориенталист, поклонник идей В.Г. Белинского, В.П. Лободовский – литератор, другН.Г. Чернышевского, Гонсевский – историк, последователь прогрессивныхполитических теорий Европы. Согласно неоднократным свидетельствам Г.Н. Потанина,Ч. Валиханов очень тесно общался именно с этими преподавателями корпуса, что,по мнению его близких друзей и современников, послужило главной причинойдостаточно быстрого становления его политической и гражданской зрелости,довольно раннего появления у него глубокого интереса к общественным делам.
В 1853 году Ч. Валихановбыл выпущен из кадетского корпуса с присвоением ему воинского звания корнета поармейской кавалерии и определен на службу в Западно-Сибирскоегенерал-губернаторство. С этого времени начинается весьма интенсивный инасыщенный период его плодотворной творческой и общественно-политическойдеятельности. Находясь по долгу службы в чуждой для него средевысокопоставленных чиновников царской колониальной администрации, он усиленноищет себе единомышленников в среде прогрессивных деятелей России.
Систематическое общение снепосредственными участниками русского освободительного движения и передовойнаучной мысли многое изменило во взглядах казахского просветителя. В результатечастных бесед с Ф.М. Достоевским и С.Ф. Дуровым Ч. Валиханов уже к 1855-1856годам полностью освободился от своих прежних либеральных иллюзий и окончательностановится демократом.
Что же касается научныхинтересов молодого Чокана, то они в значительной мере тоже были предопределеныкак влиянием Ф.М. Достоевского и С.Ф. Дурова, так и в особенности, П.П.Семенова-Тян-Шанского, которые нацеливали казахского ученого на изучениебогатой и древней культуры его родного народа, географии доселе плохоизвестного мировой науке края. В результате, в течение сравнительно короткоговремени, из под его пера выходит целый ряд замечательных статей и заметок.Среди них «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды», представляющаясобой одну из первых записей исторических преданий казахского народа, «Тенкри(Бог)» — о древних верованиях казахов.
Летом 1856 года в составеэкспедиции полковника М.М. Хоментовского Ч. Валиханов совершил путешествие наозеро Иссык-Куль. Эта поездка оказалась для него весьма полезной. Он обогатилсяновыми знаниями, собрал бесценный материал о жизни киргизского народа, записали впервые перевел на русский язык цикл сказаний из киргизской энциклопедическойпоэмы «Манас».
Значительные события вжизни Ч. Валиханова, принесшие ему мировую известность, произошли в 1858-1859годах. Именно в это время он при активном содействии П. Семенова-Тян-Шанского,всего русского географического общества подготовил и совершил свое знаменитоепутешествие в Кашгар, загадочную и таинственную в те годы страну.
Время пребывания вПетербурге было едва ли не решающим этапом в процессе становления научных иобщественно-политических взглядов Ч. Валиханова, формирования его передовогообраза мыслей вообще. Конечно, это не означает, что произошел какой-то кореннойперелом в его мировоззрении. К моменту приезда в российскую столицу казахскийпросветитель уже был зрелым ученым и общественным деятелем с вполне сложившимсядемократическими и просветительскими убеждениями. Однако, пребывание вПетербурге накануне буржуазной реформы 1861 года, когда политические страныразличных социальных сил русского общества достигли крайней степени остроты иидейно-политическая борьба была неимоверно накалена, естественным образомсказалось на дальнейшей эволюции его социально-политических взглядов имироощущения в целом, наложило глубокую печать на всю его дальнейшуюпрактическую деятельность. 
Проблема политики и еепредметной области была объектом пристального внимания многих выдающихсямыслителей прошлого и остается таковой для специалистов политологии, истории ифилософии современности. Что же касается Ч. Валиханова, то он дал достаточноглубокое обоснование своей концепции предметной области политики и права,концепции, которая значительно отличалась от всех существовавших до нее ипоявившихся после нее, и которая содержала в себе много рациональных моментов,несомненно заслуживающих пристального внимания современной науки. Согласноглубокому убеждению Ч. Валиханова политика – это ВЛАСТЬ и способы ееустройства. Власть является функцией правительства, структура и содержаниедеятельности которого всецело определяется господствующими социальными силами. Правительствовсюду олицетворяет государство. Не может быть государства без правительства,которое и призвано претворять в жизнь государственную политику.
Глубокая сущностьфилософского осмысления политики Ч. Валихановым состояла в обоснованииорганической связи политики с властью и способом ее устройства. Здесь важнообратить внимание на то обстоятельство, что политика, согласно казахскомупросветителю, это не только власть. Что политика связана с властью, было хорошопонятно многим и до и после него. А вот, что политика есть не только и непросто власть, а есть еще и способ ее устройства, учитывали далеко не многие.Именно в этом заключается глубочайший смысл валихановского подхода кфилософским проблемам политики.
Ч. Валиханов полагал, чтолюбая власть, будь то европейская, российская или азиатская, особеннороссийская и азиатская, страдает вопиющими злоупотреблениями и неостанавливается, когда это выгодно ей, перед попранием законов, ею же принятыхи ею же охраняемых. Это заложено в природе самой власти, которая, каксправедливо считал просветитель, упивается своим мнимым могуществом и выражаетуверенность в том, что вокруг нет никаких сил, способных обуздать ее волю. «Онои правда, что законы у нас на Руси пока еще пишутся не для генералов», — свеличайшим сокрушением констатировал он.
Кроме того, любоеправительство, олицетворяющее власть, полагал он, подвержено коррупции, т.е.подкупу со стороны бесчисленного множества желающих воспользоваться услугамичленов этого правительства во имя своих корыстных целей. Высшие эшелоны властиполучают этот подкуп в виде дорогостоящих даров и подношений по всякому поводуили даже без всяких поводов, а низшие – скрытно, без всякой помпезности и шума,но зато основательно.
В целом, вероятно,следует отметить, что мысли Ч. Валиханова об общих основаниях развития политикии права и особенностях их проявления в различных условиях общественной жизни иуровнях достижения культуры и образования (просвещения) не утратили своегозначения по сей день.    
В Казахстане второйполовины XIX века религия, церковь и духовенствовсецело взяли на себя функции духовного оправдания и защиты не добрых, а злыхобщественных сил. Именно поэтому исторические деятели и мыслители Казахстанатой поры, и Ч. Валиханов в их числе, стали на позиции непримиримой борьбыпротив религии и духовенства, особенно ислама и мусульманского клерикализма.Это было принудительно продиктовано всем духом и спецификой социально-политическихусловий, под давлением которых протекала практически вся их сознательнаядеятельность. В своих широко известных произведениях «О состоянии Алтышара илиШести Восточных городах китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)», «ОчеркиДжунгарии», «Записка о судебной реформе», «Следы шаманства у киргизов», встатьях «О мусульманстве в степи», «Заметки по истории южносибирских племен» идр. Ч. Валиханов подвергает суровой критике азиатских клерикалов и выступаетсамым решительным сторонником немедленного пресечения их деятельности вказахской степи. Он неоднократно подчеркивает привилегированное положениедуховенства в странах Азии.
В поощрении и поддержкемучительного для народа «монархического деспотизма восточных владельцев» Ч.Валиханов усматривал одну из наиболее реакционных сторон в деятельностимусульманского духовенства. Но он не ограничился этим, совершенно правильно идостаточно убедительно сумев показать, что служители мусульманского культа нетолько содействуют эксплуататорам, но и сами выступают в качестве безжалостныхугнетателей народа. Как общественно-политический деятель, искренне озабоченныйоб улучшении жизни степной бедноты, он особенно решительно разоблачалграбительскую роль мусульманского духовенства в казахской степи.
Как мы видим, Ч.Валиханов связывает упадок прошлой культуры Востока и ее современный застойнепосредственно с реакционной деятельностью мусульманского духовенства. Большетого, он склонен считать, что господство невежества в Азии и даже бедностьазиатских народов порождается той же причиной.
Крайнее возмущение Ч.Валиханова вызывало то обстоятельство, что мусульманское духовенство, будучисамо совершенно невежественным, сосредоточивало в своих руках все делонародного образования. Та критика, с которой обрушился на духовенство и религиюЧ. Валиханов, была обусловлена обстоятельствами общественной жизни конкретногоисторического времени. Его непримиримая борьба против клерикализма ипроповедуемой им религиозной веры была, в сущности своей, борьбой против духабездушных порядков, против вопиющей несправедливости и общественных пороков,превращавших человека в послушного раба власть имущих.
Как показывает анализработ Ч. Валиханова, он превосходно знал религиозную догматику ислама,буддизма, христианства и т.д. Это дает основание рассматривать его не толькокак выдающегося борца против религии, но и как одного из крупных религиоведовдореволюционного Казахстана, внесшего довольно серьезный вклад как в русское,так и в мировое религиоведение. Ч. Валиханов с поразительной для своего времениглубиной раскрывает антинаучную сущность мусульманских догм, их полную икоренную противоположность научным данным. Ч. Валиханов вовсе не ограничивалсяпростой и справедливой констатацией нелепости религиозных вымыслов ислама, ихантинаучного характера. Он исследует ислам более основательно, сравнивая егодогматы с догматами других религиозных течений, с религиозными представлениямидревних и приходит к выводу, что ислам, в сущности, является ни чем иным, каксвоеобразным сборником ложных, основанных лишь на невежественных домыслах,примитивных воззрениях древних людей об окружающем их мире. Постоянно вскрываяи подчеркивая несостоятельность и абсурдность религиозных догм ислама, Ч.Валиханов не менее решительно отмечает лживость идей и других религиозныхтечений. Одну из наиболее реакционных черт ислама Ч. Валиханов видел в том, чторелигия эта гасит у народов, исповедующих ее, «всякую искру самобытности,всякую рациональность». Само по себе стремление Ч. Валиханова добитьсяпреодоления казахским народом периода господства ислама в степи было,разумеется, прогрессивным. Но отсталые условия окружающей действительности недали ему возможности открыть и указать правильное, научно обоснованное средствоборьбы против распространения ислама в Казахстане. Ч. Валиханов не тольковскрыл несостоятельность и реакционную роль религии, не только боролся противнее, но и пытался дать естественно-научное объяснение ее сущности, раскрытьподлинные причины ее происхождения.
Атеистический характермировоззрения Ч. Валиханова отмечали многие из его друзей и современников. Вусловиях почти поголовной неграмотности народа формальное отречение отмусульманства не дало бы никакой пользы, зато могло бы вызвать недовериенарода, что было крайне нежелательно для Ч. Валиханова, стремившегося влиять нанарод.
Философия и этика Абая
Общественная мысль любогонарода имеет свою поучительную историю. И, чем богаче эта история, тем большеговнимания заслуживает она к себе. Пренебрежительное и поверхностное отношение кней может повлечь за собой такие последствия, которые могут оказаться далеко небезобидными. Но прежде всего следует помнить, что общественная мысль – это ненекий абстракт, где-то вне мира ютящийся. В Казахстане прошлого столетия однимиз таких мыслителей был Абай Кунанбаев. Выходец из среды знатных степныхфеодалов, он всю жизнь провел в борьбе за интересы казахской бедноты, народныхмасс, влачащих жалкое существование по воле царского самодержавия и техсоциальных сил, которые поддерживали его о пользовались его поддержкой наокраинах русской империи. Абай был врагом эксплуататоров и радетелемтрудящихся.
Тонкий наблюдатель завсем происходящим вокруг и глубокий аналитик, Абай блестяще раскрывает единствоинтересов обыкновенного вора, бая и власть имущего. В «Книге слов» он пишет:«Вор надеется разжиться краденным, бай думает умножить свои стада, вернувпохищенное с лихвой, власть имущих, обещая баю сыскать и возвратить пропажу, авору – избежать правосудия, обирает обоих… Так и живут: вельможный – помогаябаю и пособляя вору… »
Он питал жгучую ненавистьк азиатским деспотам и их российским покровителям и ВТО же время горячо любилпредставителей тех слоев русского общества, которые настойчиво формировалиосновы освободительной мысли и культуры. Он призывал свой народ учиться урусских. Изучение русской науки и культуры, полагал Абай, не только помогаетпознанию действительной сущности окружающего нас мира, но и в определенномсмысле может содействовать борьбе передовых людей против притеснения народа состороны царизма и других угнетателей. Абай мечтал о тех условиях, когда всенароды России смогут объединиться на основе принципов равенства исправедливости. Для достижения этой исторической цели, считал он, необходимопрежде всего добиться освоения передовой русской науки и культуры отсталыминародами колониальных окраин царизма. Это была мысль предельно соответствующаятребованиям того времени и довольно точно отражавшая ее суть. В этой мыслисодержалось теоретически верное осмысление позитивных последствий присоединенияКазахстана к России и правильное в общем предвидение перспектив ихисторического развития. Ясно то, что Абай не представлял себе прогрессаказахского общества вне России, вне ее влияния на все сферы казахскойобщественной жизни. По всему видно, что Абай стремился использовать всю силуроссийского влияния для того, чтобы вырвать казахский народ из цепей вековойотсталости и, по возможности, облегчить положение казахской бедноты, котороепрактически оказалось более, чем отчаянным.
Как и все прогрессивныемыслители своего времени, Абай Кунанбаев превосходно понимал полнуюнесостоятельность и реакционную сущность религии. Поэтому он подверг еебеспощадной критике и развернул непримиримую борьбу против ее проповедников изащитников, всякого рода служителей религиозного культа и благочистивыхбогословов мусульманской мечети. Он хорошо знал, что верой во всемогуществоАллаха пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные, грабительские целигосподствующие силы общества. Таким образом Бог Абая – это Творец, Создатель,но не Владыка. Поэтому ни в коем случае нельзя ссылками на Бога оправдыватьзло, как это постоянно делают священнослужители ислама, обнаруживая тем самымсвое невежество в религиозных вопросах и выставляя на показ свою полнуюбезнравственность.
Центральным вопросомсвоей философии Абай сделал важные во все исторические эпохи, но в то же времячрезвычайно трудные для своего разрешения, особенно в Казахстане второйполовины XIX века, нравственно-этическиепроблемы. Жизнь становилась все более невыносимой. Обесценивание человека трудаи его обезличивание достигли своего предела. Нравственно-этические проблемы привсей своей принципиальной важности не могли быть решены без относительно крешению более общих вопросов философии. Одним из таких вопросов был вопрос обобщих основаниях бытия и познания, об отношении природы, Бога и человека.
Абай хорошо зналфилософию Л. Фейербаха. Об этом говорит хотя бы тот факт, что основное своефилософское произведение «Книга слов» он написал в форме афоризмов – так, какэто сделал великий немецкий материалист при изложении своих идей в работе«Основные положения философии будущего». Разумеется, это еще не дает основанийсчитать казахского просветителя фейербахианцем. Если Л. Фейербах доказывал, чточеловек есть часть природы и, что именно человек, а вместе с тем и природа, какбазис человека, должна стать универсальным и высшим предметом философии, тоАбай, напротив, рассматривал анатомическое строение человека и его органов некак продукт развития природы, а как результат творческой деятельности божества,его мудрости и любви к человеку. Итак, совершенно ясно, что природа, по Абаю,отнюдь не определяет сущности человека, потому что он не от природы, а от Бога.Он проявляет твердую и безаппеляционную склонность решительно отделять религиюот Бога и веру от религии. Отсюда в философии Абая огромное место занимаетучение о сущности истинной веры, через которое он пытается определитьдействительное место, назначение, цель существования и подлинную сущностьчеловека. Не трудно понять, что его философия в итоге тоже представляет собойсвоеобразную философскую антропологию, но идущую не от человека к Богу, а отБога к человеку. Исходя из идей изменения всего сущего, кроме Бога, Абайразрешил проблему нравственного совершенствования человека. Он считал, что людиего времени одержимы пороками и перечислил огромное множество нравственныхизъянов человека. Основой положительных нравственных качеств человека, считалон, является жажда знаний, просвещения, науки. Только просвещенный человекстремится добывать хлеб свой насущный честным трудом, стремится ксправедливости и не делает зла другим, вырабатывает в себе нравственныекачества, противостоящие порокам. Абай пытается дать своеобразноефилософско-теологическое обоснование необходимости гуманизации общественныхотношений. Он настойчиво доказывает, что антигуманные, антинародные деяния и тозло, которое чинят имущие социальные слои против простых народных масс, противчеловека труда, стоят в вопиющем противоречии с самими основами и сущностьюистинной веры. Нравственная философия Абая в значительной мере носитдидактический характер и нацелена на то, чтобы освободить простого казаха отморальных пороков, аморального поведения и привить ему стремление к знаниям икультуре. Казахский просветитель твердо верил в то, что в его неспокойный изапутанный век наставление становится единственно возможным способомформирования человека как человека. Именно поэтому он настойчиво обращался сословами назидания к различным слоям казахского общества. Теоретические проблемыморали он почти не затрагивал. Состояние и уровень развития морали и этики встранах Запада и России интересовали его лишь в меру его личнойзаинтересованности.
В творческом наследииАбая, по понятным причинам, большое место занимают проблемы религии и особенноислама, который в его беспокойное время откровенно использовалсягосподствующими силами казахского общества и царскими властями в их собственныхсоциально-политических интересах. Просветитель полагал, что религия есть выражениеневежества и безумия человека, не сумевшего еще в полной мере воспользоватьсяразумом, дарованным ему Всевышним. Религия, таким образом, не есть плодбожественного откровения, а является результатом элементарного человеческогобезрассудства. Он не отвергает ни одной догмы ислама, более того, он настойчивопризывает людей чтить Коран как истинное слово Божье, переданное мусульманамчерез пророка Мухаммеда, чтить самого пророка, поклоняться ему и неотступноследовать его вероучению. Но это поклонение не должно быть слепым и сводитьсялишь к соблюдению всякого рода обрядов, постов, особенно молитв и культов.
Из вышеизложенногоследует, что Бог есть первооснова философии Абая Кунанбаева. Но Бог у неговыступает только как объект отличающийся от человека и его мышления. Бог есть,согласно его убеждению, первоначальная и общая причина мироздания и человека.Таким образом Абай идеалист, а возможно и теолог в общих взглядах, а в частныхвопросах он выступает как чистый материалист. Мир представляет собой нечто внешнеепо отношению к человеку и его сознанию. Он существует сам по себе, независимоот человека. Внешний мир и человек противостоят друг другу, но это в то жевремя не значит, что они полностью изолированы друг от друга. Между нимисуществует связь. И эта связь состоит в том, что человек познает объективный,внешний мир. Таким образом, чувственное восприятие человеком вне человекасуществующих предметов и тел природы является начальным этапом егопознавательной деятельности. В отдельных местах своего сочинения «Книга слов»Абай настойчиво доказывает, что разум, знания, наука необходимы человеку, да ивсему человечеству в целом для того, чтобы понять и научиться отделять полезноедля себя от вредного. Невежественный человек не знает, где истина, а где ложь,следовательно он не в состоянии отличить полезное от вредного. Это в состояниисделать только знание, наука.
Учение Абая о познаниичеловеком внешнего мира и основанном на этом познании его искренней вере вБога, иман, насквозь пронизано духом высочайшего гуманизма. Не человек для мираи Бога, а, наоборот, Бог и мир для человека, для его блага и счастья. Познаваямир посредством своего разума, человек постигает не мнимую, как в религии, адействительную, как в науке, сущность Божества и таким путем приобретет самподлинно человеческие черты, становится действительным человеком, способнымпонять, что Любовь и Справедливость, как высшие формы выражения сущности Бога,должна стать его собственной сущностью.
философскийабай валиханов

Заключение
Философия в Казахстанеимела свою богатую многовековую историю. Начало ей положила народная философия,выраженная в фольклоре. Затем, отразившись в творчестве выдающихся акынов XV – XIX в., она перешла в творчество казахских просветителей XIX в. и демократической казахскойинтеллигенции конца XIX-го – начала XX в. Такие работы Ч. Валиханова, как«Записка о судебной реформе», «Следы шаманства у киргизов», «О мусульманстве встепи», «Книга слов» Абая Кунанбаева являются поистине замечательнымифилософскими и социально-политическими произведениями своего времени. И если досих пор не раскрыто их подлинное значение для развития прогрессивныхфилософских, социологических и политических идей, то это еще отнюдь не даетоснования не признавать их в качестве специальных философских и социологическихтрактатов, каковыми они были на самом деле. Они по праву должны занять своеместо среди выдающейся философской и социологической литературы прошлого.
Еще рано считатьокончательно и полностью раскрытой сущность философии Абая Кунанбаева. Все илипочти все современные исследования философии Абая  не выходят за пределыизложения его системы. Это дает не многое для выяснения сути дела. Чтобы снаибольшей полнотой было раскрыто содержание философии Абая, требуется болееуглубленное изучение связи его творчества с восточной, русской и мировойфилософской культурой, чего еще не сделано в достаточной мере.

Список используемойлитературы:
1.  Сегизбаев О.А. Казахская философия XV – начала XX века. Алматы, 1996 
2.  Ч. Валиханов. Избранное. Алма-Ата,1989
3.  Миронов В.В. Философия: учебник.Москва, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інститут соціальних наук загальний опис Інституту соціальних наук
Реферат Utopia Vs Dystopia Essay Research Paper Utopia
Реферат Государственные внебюджетные фонды по законодательству Российской Федерации (функции, правовой статус)
Реферат Маркетинговый анализ бизнеса ООО "Яковлевостройдеталь"
Реферат Физические опыты в теме МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ТОКА
Реферат ETHICS The New Eugenics Movement Essay Research
Реферат Школьная система БССР в 1950-80-х гг
Реферат Конституционные права, свободы и обязанности граждан в РФ
Реферат Разработка автоматизированной системы учета выбывших из стационара
Реферат Кон’юнктурне дослідження світового ринку великої побутової техніки
Реферат Обстоятельства исключающие участие в производстве по уголовному делу
Реферат История московского трамвая
Реферат Крайня необхідність як обставина, що виключає злочинність діяння
Реферат Усадьба Марьино вековые традиции и современная функция
Реферат Об отдельных положениях Налогового кодекса РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах