Философскийсмысл категории бытия
Содержание
1. Бытие,его структура, формы и способы существования
2. Материяи сознание как предельные основы бытия
3. Развитиебытия. Современные концепции развития
Список использованных источников
1. Бытие,его структура, формы и способы существования
В разговорном языке термин «бытие»имеет три основных значения. Бытие означает объективную, существующуюнезависимо от нашего сознания, реальность. Слово «бытие» используется дляобобщения условий материальной жизни людей и общества. Наконец, бытие естьсиноним другого слова — «существование». Быть — значит существовать.
В философии, некоторых других наукахпонятие бытия также многозначно и представляет важную мировоззренческуюпроблему. Понимание бытия исторически связано с той или иной ориентациейчеловека, социальных общностей относительно внутреннего и внешнего мира жизни людей.В зависимости от выбора, в основе которого может быть наука, религиозная вера,мистика, фантазия, практическая жизнь, и определяется бытие. Философия какнаука рассматривает проблему бытия основой теории всеобщего и конкретного типамировоззрения, главной частью метафилософии.
В широком проблемном аспекте понятие«бытие» охватывает все, что существует, что есть, что наличествует. Категориябытия предельно широка по объему и многообразна по содержанию. Бытиесоотносится с небытием — с тем, чего нет, а также с тем, чего не может бытьвообще.
Более конкретно бытие означает весьсуществующий материальный мир. Иногда материальный мир трактуется какобъективная реальность, то есть существующая независимо от человека и егосознания. В таком объяснении есть некоторая неточность. Она состоит в том, чтотермин «объективный» не охватывает в данном случае всего, что существуетнезависимо от человека. Вне и независимо от нашего сознания существуют многиеформы идеального. Так, потребительная стоимость товара, красота природы, доброкак явление нравственности общества нематериальны. Сознание одного человека каксубъективная для него реальность в соотношении с сознанием другого человекатакже существует объективно. Оно независимо от сознания второго индивида.
Объективность материального так илииначе может быть обоснована экспериментально, эмпирически. Например, доказыватьсуществование природы, космоса, независимого от человека и его сознания, нетособой необходимости. Обосновать независимость физического существования человека,его организма от сознания уже сложнее. Суждение о том, что человек — частичка,элемент природного мира, а значит — объективная реальность, представляетвыводное, логическое знание. Оно требует дополнительной аргументации всоотношении с психофизическими и духовными характеристиками человека.
Обосновать существование объективноидеального сложнее. Различные эксперименты и опыт могут лишь опосредованночто-то доказать или опровергнуть. Аргументация объективно идеальногоосуществляется в основном логически и мировоззренчески. А часто основана навере. Так, Г. Гегель логически доказывал существование абсолютной идеи(абсолютного духа). Бог в религиозной философии и теологии также обосновываетсялогически или просто принимается на веру.
Поэтому бытие объективного мираохватывает, с одной стороны, все материальное, существующее вне и независимо отчеловека и его сознания, а с другой — все идеальное, также существующее вне инезависимо от человека. Само понимание объективного связано с человеком каксубъектом, обладающим сознанием, то есть с субъективным.
Объективный материальный мир — этоприрода, вселенная, космос. Объективный идеальный мир сложно обобщить вкаких-то иных предельно общих понятиях. Он так же многообразен, как иматериальный мир, но во многом зависит все-таки от субъективности человека, отего способности фантазировать, предвидеть, предчувствовать, предполагать. Частоидеальный образ сознания отчуждается от человека и начинает существовать как быобъективно, самостоятельно. Например, мыслителей прошлого давно нет какфизических представителей человеческого рода, но их идеи сохранились, онииспользуются современным человечеством.
Решая свои задачи, к проблеме бытияобращаются многие науки. Некоторые из них специально изучают бытие, его признаки,структуру, формы. Так, фундаментальная физика и химия выступают базовыминауками, на основе которых формируется естественнонаучная картина мира (бытия).Математика развивает и обосновывает свою модель бытия. Биология разрабатываетконцепцию бытия живого. Философия в основном мировоззренчески решает проблемубытия, дополняя данное объяснение знаниями естественных, технических иобщественных наук. Оно состоит в том, что бытие аргументируется сиспользованием тех или иных ценностных, гносеологических и иных ориентациифилософа, не должно приниматься как единственно возможное или правильное, нолишь как исходное, как позиция.
К основным философским проблемамбытия можно отнести: определение бытия; обоснование его видов и форм; проблемуединственности и единства бытия; соотношение вечности и неуничтожимости бытия вцелом и конечности, уничтожимости его конкретных элементов; соотношениеединства и целостности бытия с многообразием и относительной самостоятельностьюэлементов содержания; проблема независимости бытия от человека и объективнаявключенность человека в бытие и др. Важной философской проблемой остаетсявзаимосвязь возможного (потенциального) и реального (актуального) бытия.
Принципиальной проблемой философиитрадиционно считается соотношение материального и идеального (нематериального)бытия. В философии марксизма данная проблема была обозначена как основнойвопрос философии. Он формулировался как вопрос об отношении мышления к бытию,духа — к природе. Под бытием в данном контексте понимался материальный мир.
Соотношение материального иидеального, природы и духа рассматривается по двум основным позициям. Перваяпозиция (или первая сторона основного вопроса философии) выясняет первичностьматериального или идеального. Вторая позиция (или вторая сторона основноговопроса философии) состоит в аргументации возможности человека познавать бытие.
В зависимости от приоритетности тогоили иного начала по первой позиции философы и философские школы разделяются наматериалистов и идеалистов, материалистические и идеалистические школы.Считается, что линия (традиция) материализма берет начало от древнегреческогофилософа Демокрита, наиболее последовательно и полно отстаивавшего первичностьматериального. Он предложил, что основой всего является атом — неделимая, неразвивающаяся,непроницаемая материальная частица. Из различных сочетаний атомов, считалДемокрит, и состоят все предметы. Сознание (душа) — вторична по отношению кматериальному.
«Линия» (традиция) объективногоидеализма была заложена, как признано многими философами, древнегреческиммыслителем Платоном. Он выдвинул положение об идее как особой сущности,независимой от вещи. Не сознание человека, а идеи предшествуют всемматериальным предметам. Идея, по Платону, — это вне сознания человека и вещейсуществующее начало всего.
Материализм и идеализм, зародившись вДревней Греции, существуют и сегодня. Обостренные отношения междупредставителями данных противоположных направлений в объяснении начал бытиясуществовали не всегда. Исторически по различным политическим, идеологическим ииным обстоятельствам они приобретали конфликтный характер. Например, вевропейском средневековье, в борьбе сторонников марксистской философии и еепротивников во второй половине XIX — первой половине XX веков. Аргументация впользу материализма или идеализма часто приобретала идеологизированныйхарактер. Следствием такого рода дискуссий был уход в абстрактно-схоластическиеи спекулятивные рассуждения. Нагнеталась взаимная вражда, предпринималисьпреследования лиц, не разделявших утвердившейся точки зрения.
Со второй половины XIX века и до 80-хгодов XX века идеологизм в решении основного вопроса философии выразился вабсолютизации классового подхода к анализу социальных процессов. Марксизмраспространил классовый подход на объяснение и предельно широких проблем бытия.Считалось, например, что носителями материалистического, то есть научногомировоззрения являются только трудящиеся массы и их сторонники. Буржуазия,помещики и феодалы — сплошь идеалисты и не способны сформировать научное мировоззрение.
Сегодня противопоставлениематериалистической и идеалистической позиций в философии стало не таким явным иконфликтным. Решение проблемы о первичности того или иного начала бытияявляется мировоззренческим и методологическим. Строго научно, с использованиемэксперимента, достижений естественных и других наук невозможно доказать илиопровергнуть первичность материального или идеального бытия. Например, суждениео том, что космос существовал всегда и выступает поэтому первичным по отношениюк каким-либо формам идеального, является мировоззренческим. Оно может бытьобосновано лишь формально-логически, но не экспериментально, или принято безвсякого доказательства, на веру. Данное суждение порождает ряд другихмировоззренческих вопросов; если космос существовал всегда, то может ли такоебыть? Если космос безграничен, то как это должно быть понято человеком? Какобъяснить бесконечность космоса в соотношении с конечностью его конкретныхэлементов и состояний. Ответить на подобные вопросы можно также толькомировоззренчески. Поэтому утверждать, что материалистический подход являетсяправильным или даже научным в соотношении с неправильным идеалистическимподходом, вряд ли можно. Несостоятельна и противоположная подобнаяаргументация.
Материализм и идеализм — это дваварианта мировоззренческого объяснения бытия. Они дополняются дуализмом — ещеодним вариантом, когда материальное и идеальное признаются существующимиодновременно. Он также представляет мировоззренческую позицию относительно«иерархии» материального и идеального бытия. Философия, по-разному объясняясоотношение материального и идеального, не формирует научного, строгодоказательного и обоснованного знания. Это мировоззренческое объяснение, мераистинности которого будет уточняться и пополняться на всем протяжении жизничеловечества как «вечная истина». Но вообще отбросить проблему бытия как научноне решаемую тоже нельзя. Она продолжает вызывать интерес, побуждает к новымоткрытиям в конкретных сферах бытия.
Как видно, многие философские проблемыбытия имеют не строго научный, а теоретико-мировоззренческий характер. То илииное их решение сложно оценить как «правильное» или «неправильное». Вариантырешения выражают мировоззренческий выбор, определяют тип мировоззрения, егопредельно общую направленность. Философ или просто человек имеют естественноеправо остановиться на том или ином варианте объяснения бытия, который им болееимпонирует, отвечает соответствующим мировоззренческим идеалам и потребностям.
Понимание бытия связано также свербальным его выражением. Часто бытие обозначается словом «мир» или «всесуществующее». В современном разговорном русском языке существует 13 основныхзначений слова «мир» и несколько десятков словосочетаний. К объяснению бытияотносятся несколько значений. Выражение: «Мир есть, был и будет» — вечноправильное суждение, но имеет ряд акцентов. Во-первых, мир — это совокупностьвсех форм материального в земном и космическом пространстве (Вселенная,космос). Во-вторых, мир означает часть Вселенной, планету… В-третьих, слово«мир» характеризует земной шар, Землю, все то, что существует на Земле.В-четвертых, термин «мир» используется для дифференциации целого, системы:неорганический и органический мир, мир растений и мир животных, мир человека, атакже мир идей, духовный мир и т.д.
Бытие как весь существующий миримеет эти акценты. Они в основном отражают различные подходы к материальномумиру. Но бытие, как было отмечено, включает в себя все существующее. Поэтомукатегория бытия охватывает как материальный, так и идеальный (духовный) мир. Всвязи с таким пониманием бытия в философии достаточно актуальной являетсяпроблема единства мира (бытия).
Выражение «бытие мира» может бытьпонято как тавтология, как употребление слов-синонимов. Поскольку бытие — это иесть материальный и идеальный мир, то бытие и мир — синонимы. Но к этомунеобходимо дополнить следующее. Бытие как все существующее соотносится с миромв грамматическом контексте. Мир — это все, что есть, а бытие указывает на то,что он существует, функционирует. Поэтому словосочетание «бытие мира»грамматически выражает простое повествовательное предложение — существованиемира. Или: мир есть, он наличествует, существует. В данном смысле бытие имееткак бы подчиненное значение по отношению к миру. Но это формальная сторонасоотношения понятий «бытие» и «мир».
Важно подчеркнуть, что пониманиебытия, то есть «существования всего существующего» не позволяет выяснитьсубстанциональную основу бытия. Утверждение, что мир существует, не проясняеттого, а из чего он состоит, из какого «материала». Определениесубстанциальности бытия дает возможность найти основу его единства.Существование мира (то есть бытия) не может служить такой основой, посколькусуществует и материальное, и идеальное, которые субстанциально противоположны,несовместимы. Материальный мир состоит из вещества и физических полей.Идеальный мир состоит из идей, нематериальных явлений. Идеальное в частныхслучаях выступает по отношению к материальному его свойством. Например,сознание есть свойство мозга человека и самого человека. Но все — иматериальное, и идеальное — существует, а объединить их нельзя, так какидеальное по отношению к материальному — ничто.
Более верным методологическимподходом к пониманию единства мира (бытия) является применение понятия «единство»только к материальному миру. Мир един в том, что он материален. Иными словами,в бытии един только материальный мир, поскольку обладает субстратностыо.Единство идеального мира проблематично уже потому, что объективно идеальный мирнесовместим с субъективно идеальным (духовным) миpoм человека. Можно, например,считать, что бытие, и идеально-объективное бытие в частности, едины в Боге. Вомногих религиях Бог рассматривается как Абсолютная Истина, Абсолютное Добро иАбсолютная Красота, как Творец, Созидатель. Но объяснить такое понимание Богакак единства объективно идеального и всего бытия можно опять же толькомировоззренчески или на основе веры. К тому же, в различных философскихсистемах существует большое разнообразие в понимании Бога, а также объективноидеального.
Как видно, объяснение единственностии единства мира как бытия может быть различным. Оно в любом варианте являетсямировоззренческим. Но важно подчеркнуть, что утверждение реальнойединственности материального мира и его единства в материальности намного ближек наукам, объясняющим конкретные виды и формы бытия. Оно обладает большейметодологической убедительностью, чем религиозное, мистическое,объективно-идеалистическое и иное обоснование единства бытия.
Рассмотрение проблемы бытия даетвозможность выделить элементы его содержания, взаимосвязи координации исубординации между ними. Прежде всего, бытие включает два вида: материальное иидеальное (нематериальное) бытие. Как отмечалось, это не всегда «равноправные»и соотносимые элементы. В различных мировоззренческих решениях их координация исубординация рассматривается весьма вариативно.
Структуру материального бытия можнопредставить единством трех элементов: микромир, макромир и мегамир. Микромир —это мир «элементарных» частиц, атомов, молекул. К макромиру относятсядостаточно крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементыкультуры общества — явления макромира. Мегамир характеризует объекты космоса.
Структуру материального бытиясоставляет также единство конкретных его форм (подвидов), существенноотличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества.
Бытие природы представляетсуществование неживой и живой природы. Оно подчиняется физическим, химическим,геологическим, биологическим и другим законам. Бытие природы — это Вселенная,космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, однойиз планет которой является Земля с ее биосферой и другими признаками,образовали совокупность условий, сделавших возможной существование живого,жизни. Представителем живого являются человек, животный и растительный мир.
Космос еще мало изучен. Многие егопроцессы и состояния непонятны людям, но оказывают системное воздействие наземную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изученаболее обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятельностиприродные условия и ресурсы. Иногда природопользование приобретает хищнические,варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.
Бытие человека представляетжизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека каквида живого по соотношению с жизнью растений и животных. Природа человекауказывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Еще древниемыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре.Ему присущи все основные, типические для природы признаки и процессы. Внеприроды Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек долженвоспроизвести или сохранить в основных показателях условия земной жизни: повоздуху, воде, пище, температуре и т.п. В этом плане человек выступаетсвязующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй)природой, созданной самими людьми, их культурой.
Бытие человека осуществляется нетолько в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает егоот бытия других видов живого. В обществе человек социализируется, то естьприобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные ииные качества. Благодаря им он осуществляет общение, поведение и деятельность,участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении материальных идуховных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, социальными качествами,человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себяцеленаправленно, целесообразно, активно-творчески проявляет себя, удовлетворяетпотребности и интересы.
Таким образом, бытие человека естьнеразрывное единство биологического, психического и социального. Действительнаяжизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление егоорганизма, нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Единствомфизического и психического, телесного и духовного, биологического и социальногобытие человека неповторимо, оно не наблюдается ни в каких иных предметах иявлениях бытия.
Бытие общества представляетсовместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию — социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы,систему социальных (общественных) отношений. В обществе как обособившейся частиприродного бытия действуют не только всеобщие, но и общесоциологические законы,а также законы более конкретного характера. В обществе достаточно нагляднопроявляется прогрессивное и регрессивное развитие.
Главным фактором поступательногопродвижения общества вперед и способом жизни субъектов выступает человеческаядеятельность. Деятельностный подход к познанию исторического процесса позволяетнайти главные мотивы и движущие силы социального развития, определить роль иместо различных субъектов в создании и использовании благ, в преобразованиисамой жизни.
Бытие общества осуществляется такжеспособом культуры: в процессе возникновения, развития и сменыобщественно-исторических формаций, стадий, периодов и эпох; в утверждениипризнаков и процессов цивилизованного развития. Важным признаком социальногобытия является система общественных отношений. Они действуют как отношенияобщения, отношения поведения и отношения деятельности. Общественные отношениячрезвычайно многообразны. Основные виды отношений в обществе — экологические,экономические, социальные, политические, правовые, нравственные,художественно-эстетические, отношения свободы совести, информационные, научные,семейные и другие.
В отличие от бытия природы, бытиечеловека и общества осуществляется на основе целеполагания, целесообразности,социальной активности, творчества, предвидения, хотя стихийные,самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место.Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественнымсознанием.
Бытие сознания представляетсубъективно-идеальную форму бытия. Сознание индивида как особый элемент егопсихики и свойство головного мозга (высшей нервной деятельности) идеально. Онопроявляется через опредмечивание и распредмечивание. Возникающие в сознанииидеальные образы на основе познания материального мира составляют процессраспредмечивания сознания. Воплощение на практике идеальных образов означаетобъективацию или опредмечивание сознания. Благодаря сознанию, индивид можетосуществлять осознаваемую, то есть чувственно воспроизводимую в сознании ипонимаемую мыслительную и практическую деятельность, управлять собой, другимилюдьми, процессами, осуществлять иные действия. С помощью сознанияосуществляется выбор, ставятся цели и определяются задачи, намечаются планы,выбираются средства и способы их осуществления. Обладание сознанием наделяетчеловека способностью осуществлять созидательно-творческую деятельность,создавать «вторую природу» как главный элемент культуры.
Сознание социальных групп и общностейобобщенно обозначается терминами «общественное сознание» или «сознаниеобщества». При всей условности данного обозначения, оно позволяет соотнестиобщественное сознание с индивидуальным сознанием, выявить общие признаки иотличия. Общественное сознание проявляется как совокупно-духовное свойствосоциальных общностей, которое не имеет материального носителя общественногомозга. Сознание как свойство мозга человека всегда индивидуально. Но людинаходят какие-то общие идеи, знания, идеалы, совместно разрабатывают различныепланы, осуществляют на основе их конкретные действия. Общее в сознании многихлюдей, выраженное с той или иной степенью полноты и глубины, и образуетобщественное сознание.
Бытие индивидуального и общественногосознания осуществляется также через функционирование его главного содержания — мировоззрения. Бытие мировоззрения связано с формированием и реализациейкартины мира, а также позиций субъекта по отношению к себе, другим людям, кокружающей действительности.
Картина мира как информационнаяоснова мировоззрения исторически изменялась и постоянно пополняется.Примитивно-обыденное восприятие бытия, существовавшее на заре человечества,дополнялось религиозно-мифологическим и абстрактно-логическим элементами.Постепенно доминантность приобретали теоретические, а в них — научные знания.Современная картина мира включает естественнонаучную, научно-техническую исоциально-гуманитарную составляющие, а также соответствующие обыденные знания иверования. В ней сосуществуют религиозно-философский и светско-научныйэлементы. Она отягощена осмыслением глобальных, региональных инационально-государственных проблем.
Таким образом, бытие в философскомпонимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку.Сам человек — элемент бытия, обладающий важной особенностью — сознанием(душой). Структура бытия характеризуется соотношением материального иидеального бытия, бытия потенциального и актуального, бытия природы, человека иобщества. Материальный мир может быть структурно представлен единством микро-,макро-, и мегамира. Проблема бытия — одна из важнейших мировоззренческих иметодологических проблем теории всеобщего. Теория бытия получила специальноеназвание — онтология.
2.Материя и сознание как предельные основы бытия
Соотношение и взаимодействие материии сознания выступают конкретизацией бытия, его основных видов — материального иидеального бытия. Человек в процессе своей жизнедеятельности существует, преждевсего, как материально-физическое существо, устанавливает и осуществляетмногообразные связи с окружающим миром. Материальный мир — сфера и условия жизни человека. Поэтому знания о материальноммире необходимы каждому индивиду.
Но свою жизнь люди строятсознательно. Они ставят цели и определяют задачи, осмысливают себя и других,материальный мир, выбирают целесообразный способ и средства достижения идеалов,творчески решают многие другие проблемы на основе сознания. Несмотря на то, чтопроблема сознания — одна из наиболее трудных в философии и других науках,многое уже известно о его природе и функционировании. Знания о сознании,познании, мировоззрении, духовности помогают человеку находить новые пути исредства самосовершенствования. Категории «материальный мир» (или «материя») и«сознание» выступают предельными основами бытия. Предельными в том смысле, чтоболее широких по объему понятий, характеризующих бытие, трудно найти. Понятие«объективное бытие» может быть осмыслено также предельно широким, но оновсе-таки существует в соотношении с сознанием. Существует ли оно вне человека иего сознания — ответить на этот вопрос можно положительно только используяопределенные допущения. А в том, что существует материальный мир и человек сего сознанием — не возникает сомнений ни у кого. Признание материального мираавтономным и самодостаточным составляет основу материализма. Идеализмобосновывает объективно-идеальное (трансцендентное) бытие для того, чтобыпоказать возникновение из него чувственного мира.
Понимание материи (материальногомира) лежит в основе научного объяснения действительности, развития конкретныхнаук. Строению и закономерностям функционирования материального мира посвященыв первую очередь современные концепции естествознания. Первые представления оматериальном мире содержатся практически во всех древних философскихвоззрениях. В древнеиндийской философии существовал термин «пракрити»,означавший «материя», «природа», другие более конкретные понятия для отраженияматериального. В древнекитайской философии использовались термины:«материальный хаос», «инь» — тяжелые и темные материальные частицы женскогоначала, «ян» — легкие и светлые материальные частицы мужского начала.
В древнегреческой философии подробноеобъяснение получили многие понятия, выражающие первоосновную субстанциальностьматериального: космос, вещь, земля, вода, воздух, огонь, атом, апейрон и др.
В последующем, по мере актуализациипроблемы материального бытия, к ней обращались многие мыслители. В современнойфилософии проблема материи несколько приглушена. Она рассматривается в связи собщей проблемой бытия, а более детально — естественными науками.
Понятия «материя», «материальныймир», «космос», «природа», «объективное материальное бытие» условно можносчитать тождественными. Хотя, например, в понятие «космос» не всегда включаетсяматериальное бытие человека и общества. До середины XIX века господствовалимеханистические взгляды на материю. Ее атрибутами считались: делимость доатома, наличие механического движения, независимость от свойств пространства,инертность и др. Субстратом (материалом) материи признавалось только вещество.Вот как, например, определял материю во второй половине XIX века Д.И.Менделеев: «Вещество или материя, — писал он, — есть то, что, наполняяпространство, имеет вес, то есть представляет массу...»*. В последующем, снакоплением знаний о природе, в понимание материи были включены физическиеполя, а также материальные субстраты, которые в одних условиях существуют каквещества, а в других условиях — элементами физических полей. Других видовматериального современному естествознанию пока обнаружить не удалось.
Материя — это вся совокупность вещейи физических полей, а также других образований, имеющих субстрат, материал, изкоторого они состоят. Материя или материальный мир — вид бытия, соотносящийся сраздеальным (нематериальным) бытием. В этом состоит онтологическое пониманиематерии.
Материя также философская категория,которая обозначает (охватывает) все существующее, имеющее вещественный илиэнергетический субстрат. Понятие материи по его объему распространяется на всематериальные, реально существующие объекты, независимо от того, известнa оничеловеку или нет. По содержанию понятие материи фиксирует наиболее важные,существенные (атрибутивные) свойства и признаки, характерные для материального.К таким атрибутам материи относятся: субстратность; бесконечность,несотворимость и неуничтожимость совокупного материального; конечность,возникаемость (сотворимость) и уничтожаемость конкретных материальных объектов;движение; пространство; время; отражение и др. Философская категория материи иее характеристика раскрывает гносеологический аспект понимания материальногомира, то, насколько человечество изучило окружающий реальный мир.
Наиболее точное определение материи,содержащее онтологический и гносеологический аспекты, дал В.И. Ленин. «Материя,— писал он, -есть философская категория для обозначения объективной реальности,которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»*. Следуетотметить, что термин «объективная реальность» в определении и означает материю,существующую реально и независимо от человека. Выше отмечалось, что внечеловека и независимо от его сознания может существовать и идеальное. Вместе стем, организм человека не во всем существует объективно, то есть независимо отнего и его сознания. Зависимость организма человека от него самого весьмасущественна по регуляции, мотивации, поддержанию нормального функционирования идругим параметрам. В этом состоит уникальность бытия человека как единствафизического и психического, материального, и духовного.
Структура материи может бытьпредставлена по различным основаниям. В зависимости от основных способовсуществования выделяются: неживая природа в единстве элементарных частиц,атомов, молекул, макротел, звездных систем, галактик и метагалактик вещества иантивещества, а также физических полей; живая природа как совокупностьсуществования белковых тел, живых клеток, организмов, популяций, биоценоза ибиосферы, а также нервных клеток, нервных узлов, нервных систем, составляющихоснову существования растений и животных; человек в единстве физического ипсихического, материально-телесного; общество как обособившаяся часть природы икак совокупность индивидов, материальной культуры и практической деятельностисубъектов, материально-физических отношений и институтов.
В зависимости от естественнонаучнойклассификации материального мира в нем выделяются роды материального:физический вакуум, плазма, физическое поле, вещество. Вещество существует какмикромир (10-14 — 10-8 см), макромир (10-8 см — 3,1016 км) и мегамир(бесконечный космос). Научные знания о строении материального мира постоянноразвиваются и уточняются. Формами или способами существования материиобозначают те общие характеристики, которые присущи различным условиям ееорганизации и изменения. Они более глубоко и полно изучаются конкретныминауками.
Формами (способами) существования идвижения материи являются: физическая (мир атомов и кварков, элементарныхчастиц), химическая (мир молекул неживой и живой природы, клеточное строение);биологическая (живые организмы и популяции), социальная (жизнедеятельностьлюдей в обществе на основе трудовой деятельности, языка и сознания).
В эволюции биосферы Земли как высшейстадии развития макромира и в мегамире специально выделяются три формысуществования материи: экологическая (биосфера), геологическая (планеты) икосмическая (звездные системы, галактики Вселенная) формы движения. На порогеXXI века наука вплотную подошла к тому, чтобы объяснить возникновение материине на основе мифов, верований или логических спекуляций, а используя имеющиесяточные знания синергетики, космической физики и других наук. Существуетконцепция, согласно которой материя возникла из состояния неустойчивостинеравновесной системы — квантового вакуума. Квантовый вакуум трактуется как быформой материи, способной при определенных условиях приводить к возникновениюиз нее вещественных частиц. Он отличается от «ничто» тем, что имеетуниверсальные постоянные как аналог всеединства. Несомненно, в таком пониманииквантового вакуума много допущений и предположений, но достаточно и точныхданных.
Процесс возникновения материипредставляется следующими этапами. Квантовый вакуум осуществляет спонтаннуюфлуктацию (появление ненаблюдаемых, промежуточных, возникающих и тут жеисчезающих частиц). Но такие частицы «успевают» взаимодействовать, обусловливаяпревращения квантов. При этом квант понимается неделимой порцией какой-товеличины (энергии, частицы и т.п.). Благодаря этой флуктации, квантовый вакуумстановится наблюдаемым, обнаруживает себя, а также может случайно приходить всостояние особого возбуждения. Затем может наступить (и в случае с возникновениемматерии наступило) момент критического состояния вакуума — точка буфуркации.Это переломный момент в развитии космического вакуума. Он характеризует распаднестабильных (флуктирующих) частиц на материю (постоянные частицы) и излучение.Это ведет к появлению таких характеристик материи, как пространство и время. Витоге данного процесса формируются стабильные частицы с постоянной массой, иначинается их «жизнь» — бытие в пространственно-временном континууме. Энтропиякак мера неорганизованности системы (спонтанно флуктирующего квантового вакуума)уступает место информации — мере организованной (устойчивой) системы. При всехнедостатках данной концепции, она более предпочтительна, чем мифы овозникновении материального или религиозная догма. Но важно подчеркнуть, чтокаждый человек свободен в выборе той или иной точки зрения на возникновениематерии. Данная проблема все еще остается мировоззренческой, а неэкспериментально-научной.
Таким образом, материя характеризуетвещественно-энергетическую субстанциальность бытия в отличие от идеального(нематериального) бытия. Материя обладает своими признаками и закономерностями.Понятие материи (материального) выступает предельно широким обобщением исоотносится с пониманием идеального. Важной разновидностью идеального являетсясознание человека.
Человек, как и высшие животные,обладает психикой — способностью взаимодействовать с окружающей средой путемпереработки информации в головном мозге и выработки моделей поведения. Этоособая форма сигнального взаимодействия. В процессе психического отражениявозникают внутренние динамические свойства, состояния, явления и отношения,ориентирующие высших животных и человека в окружающем мире и в сфересобственных потребностей, моделей активности.
Психические состояния человекавыступают, наряду с внешней средой, важнейшим мотивационным фактором. Ониопределяют направленность и содержание активности по удовлетворениюпотребностей и интересов индивида. Существенным отличием психики человека отпсихики высших животных является наличие сознания. Сознанием как особымэлементом психики обладает только человек. Неосознаваемое,инстинктивно-рефлекторное психическое отражение присуще и животным, и человеку.
Сознание представляет качественноиную форму и способ психического отражения человеком окружающего мира и самогосебя, новую мотивацию поведения и деятельности. Оно представляет такое свойствочеловеческого мозга и самого человека, которое идеально. Его нельзя взвесить,измерить, провести какие-либо другие операции, возможные по отношению кматериальным объектам. Мозг человека является высокоорганизованным образованиеми носителем сознания. Он обладает многими свойствами. Но способность иуникальность свойства, которое получило название сознания, состоит в том, что сего помощью человек может осуществлять осознаваемое мышление и практическуюдеятельность, самоконтроль и управление.
Сознание человека изучено ещенедостаточно. Основная трудность состоит в том, что оно изучается косвенно,через проявления в мышлении, общении, поведении и деятельности, а также наоснове познания самого мозга человека, его высшей нервной деятельности. Изучатьидеальное, то, что нельзя воспринимать слухом, зрением, другими органамичувств, весьма трудно. Но ясно, что с помощью сознания человек получилспособность осознавать и понимать воспринимаемую информацию, использовать ее всоциальной практике.
Сущность сознания состоит в наличииряда свойств, которые составляют качество данного явления, позволяют отличитьего от других элементов психики. К существенным свойствам сознания относятся:идеальность, целеполагание, целесообразность, осознанная (контролируемая,управляемая, понимаемая) активность, творчество, плановость, предвидение и др.В совокупности они и выражают (означают) сущность сознания.
Процесс возникновения сознаниячеловека, его сущность и содержание достаточно полно можно раскрыть на основенескольких подходов. Исторический подход позволяет выяснить, что сознание естьрезультат (один из результатов) усложнения материального мира, возникновениячеловека в обществе в результате трудовой деятельности, речевого общения исовместного образа жизни людей. В этом аспекте сознание генетически вторично поотношению к человеку и его головному мозгу.
Гносеологический подход раскрываетсубъективность сознания. Оно есть субъективный образ объективного мира,формирующийся и существующий в мозге человека как его свойство. Сознаниепредставляет качественно иную форму отражения человеком себя и окружающего мирапо сравнению с психически неосознанным отражением и другими, более низкимиформами отражения — биологическим, химическим и физическим. В гносеологическомаспекте сознание абсолютно противоположно материальному миру, так как оноидеально. В других аспектах сознание нельзя противопоставлять материальному, ононе может существовать вне человека и его мысленной деятельности.Гносеологическая характеристика сознания состоит также в способности человека спомощью сознания осмысленно познавать бытие и фиксировать результаты познания вмысленных формах: ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях, суждениях,умозаключениях и т.д.
Функциональный подход обращаетвнимание на то, что сознание является функцией нормально работающего мозгачеловека и самого человека. Данным подходом акцентируется идея о том, что сознание- существенное свойство головного мозга человека, так как функция и означаетпроявление одного или нескольких существенных свойств материального объекта.Функциональность сознания подчеркивает его зависимость от физического ипсихического здоровья мозга и самого человека. При патологических процессах вмозговой и общефизической деятельности человека нормальность функционированиясознания нарушается и может вовсе исчезнуть.
Социальный подход позволяетопределить специфику проявления сознания человека в общественных отношениях. Напередний план выдвигаются такие свойства сознания, как целеполагание,целесообразность, активно-творческое отражение, предвидение, самоконтроль,понимание, управление и др. С помощью сознания человечество формируетоптимальные взаимоотношения с природой, создало «вторую природу» — ведущийэлемент культуры, управляет социальным развитием. На основе сознания каждыйиндивид осуществляет процесс социализации — осмысленное «вхождение» в системуобщественной жизни и приобретение социальных качеств (свойств). Сознаниечеловека внутренне духовно детерминирует мотивы и содержание самопроявленияличности в обществе, реализацию ею способностей и возможностей.
Множество подходов к объяснениюсознания указывают на его сложность и богатство, на стремление людей болееглубоко и масштабно познать такое уникальное свойство человека. Важное место вхарактеристике сознания занимает также его структура.
Структура сознания выражает наличиев его содержании относительно самостоятельных элементов и способы ихскоординированности между собой. В зависимости от основных состояний сознания внем выделяются знания, волевые и эмоционально-чувственные состояния, ценностныеустановки и ориентации. Знания представляют формы мышления, в содержаниекоторых «перенесена» информация об объектах познания. Знания могут бытьистинными, заблуждениями и ложью. Мера субъективности от истинных знаний кзнаниям-заблуждениям и лживым знаниям возрастает, а объективность снижается.
Эмоции и чувства существуют всознании как осознанные кратковременные и долговременные состояния, выражающиеотношение человека к себе и к другим людям, к окружающему миру. Важно различатьматериально-физические процессы в организме человека как функционированиеорганов чувствования и их отражения во всей психике, особенно в ее осознаваемойчасти. Первые процессы материальны, вторые — идеальны, элемент структурысознания. Для человека важны как ситуативные эмоциональные состояния, так иболее длительные чувства. Причем чувствование и его закрепление в сознанииосуществляются на двух уровнях: физические чувства (голода, холода, давление ит.п.) и социальные чувства (достоинства, чести, патриотизма, любви и т.п.).
Волевые состояния характеризуютпроходящую через сознание способность человека концентрировать свои силы изнания при решении каких-либо задач, преодолевать препятствия и неблагоприятныесобытия, достаточно долго удерживая организм в напряжении и особойвнимательности. Волевые состояния, возникающие в сознании человека, могутсопровождать процессы удовлетворения человеком своих материально-физических идуховных потребностей, а также общение, поведение, разнообразные видыдеятельности. Воля, как явление всей психики человека, несводима полностью ни ксознанию, ни к действию. Это комплексное свойство человека, состоящее в выборецели деятельности и внутренних усилиях, необходимых для достижения цели. Волябольше связана с долженствованием («я должен»), чем с желаниями («я хочу»).
В зависимости от уровней сознания вего структуре выделяют два элемента: образы сознания, возникающие исуществующие на основе чувственного отражения и образы теоретического,абстрактно-логического познания. Оба элемента взаимосвязаны между собой.Исходным, первичным уровнем являются чувственные образы сознания. Они формируютсяпри непосредственном взаимодействии человека с жизнью других людей, окружающиммиром. Абстрактно-логические образы сознания отражают качественное,существенное, закономерное в познаваемых объектах, в предметах и процессахжизнедеятельности. Они основываются на чувственных образах, но углубляют исовершенствуют их, через них и проявляются на практике. Два уровня в структуресознания соответствуют основным этапам познавательной деятельности человека.
Абстрактно-логическое мышлениевключает две важные формы: рассудочное (статическое, формальное) и разумноемышление. На уровне рассудка образы сознания, выраженные понятиями, суждениямии другими формами логического мышления, функционируют по определенной изаданной схеме, шаблону или стандарту. Разумное сознание и мышление выражаютболее высокий уровень рационального познания, которому присущи творчество,саморефлексия, нестандартность мышления, диалектика.
По направленности проявления сознанияразличают две его стороны: сознание, направленное во вне, на других людей иприроду; сознание, направленное внутрь субъекта или самосознание. Внешняясторона сознания субъектов более открыта и упорядочена, быстрее обогащается наоснове общения и деятельности. Внутренняя сторона сознания более личностна,индивидуальна, закрыта и менее упорядочена, так как единственным его ценителеми контролером выступает сам индивид, социальная общность.
В зависимости от носителей сознанияоно структурно существует как сознание индивида, социальной группы, слоя икласса, этнической и иной общности, сознание всего общества. Дифференциациясознания по носителям разнообразна, так как в обществе живут и действуют самыеразличные субъекты, представляющие не только физических лиц, но и социальныеинституты. Данная структура сознания подчеркивает различную степень егосоциальности. Чаще всего рассматривается и соотносится между собой сознаниеиндивида и сознание общества или индивидуальное и общественное сознание.
Сознание человека в разговорномязыке, а также в теологии и религиозной философии соотносится с душой человека.В обыденной речи часто сознание и душа отождествляются по их идеальности и«принадлежности» к человеку. Религиозное понимание души иное. Душа, с этой точкизрения, представляет одну из составляющих человека, таинственным образом связаннуюс телом человека и духом. Если дух дифференцируется на человеческий ибожественный (абсолютный, мировой), то душа человека, как считается, способнасвоей разумностью сформировать дух человека, с помощью которого он можетвходить в общение с Богом.
Сознание человека «обнаруживает»себя в мыслительной и практической деятельности, в других формах социальнойактивности людей. Данное «обнаружение» есть существование, функционированиесознания. Основными функциями сознания являются: адекватное отражение;познавательная; аккумулятивная (накопление знаний); целеполагательная(телеологическая); творчески-преобразовательная; функция планирования ипредвидения; аксиологическая, управленческая и др. Функции сознания — этопроявление одного или нескольких его существенных свойств. Благодаряфункционированию, сознание опредмечивается и распредмечивается, то естьвоплощается в конкретные действия людей, в предметы и процессы или существует видеальных образах как нематериальных единиц содержания сознания.
Категории «сознание» и «материя»выступают предельно широкими понятиями, а явления, которые они отражают — основами бытия. Человек может осмысливать бытие с самых различных позиций. Ночерез соотношение сознания человека и материального бытия наиболее понятно и адекватноможно пояснить само бытие как целое, две его разновидности — материальное иидеальное бытие, а также основные формы: бытие природы, человека и общества.Соотношение материи и сознания — одна из главных философско-мировоззренческихпроблем, которая не во всем может быть познана конкретными науками илиобъяснена их методами и средствами. Каждый человек сам вправе выбрать тот илииной вариант понимания проблемы сознания и материи как мировоззренческийпостулат или кредо, следовать ему в теории и на практике.
3.Развитие бытия. Современные концепции развития
Люди в самом далеком прошлом наоснове простых, но постоянных наблюдений приходили к выводу, что окружающий ихмир и они сами изменяются. В изменениях выделялись новые состояния, свойства,процессы, переходы одних предметов в другие. Такие изменения, в отличие отпериодически повторяющихся изменений без каких-либо видимых новых моментов,получили название развития.
Проблема развития в философиирассматривается в связи с характеристикой признаков и динамики существованиябытия. Изменение, движение, развитие раскрывают существенные стороныматериального и идеального. Претерпевают изменения вещество и физические поля,им присущи новые состояния и процессы, понимаемые человеком как развитие.Развиваются и наши мысли, само сознание и мировоззрение как областидуховно-идеального. Но понимание развития в философии и других науках весьмаразнопланово. Рассмотрим основные подходы и точки зрения, объясняющие развитие.
Первые мыслители стремилисьотграничить развитие о других изменений по причине их важности для человека,обозначить учение о развитии специальным термином. В древнегреческой философиивозникло понятие «диалектика». Диоген Лаэртский выделял, например, три частифилософии: физику, этику и диалектику. Он писал, что одни философы называютсяфизиками, потому что изучают природу. Другие — этиками из-за увлеченийрассуждениями о правах человека. А третьи называются диалектиками захитросплетения речей*. Трактовка диалектики Диогеном Лаэртским лишь неявноуказывала на учение о развитии. Хитросплетения, развитое логическое мышлениепозволяли формулировать и обосновывать новые идеи, принципы, побеждать вдискуссиях.
Реально в философии Древней Грецииуже существовало несколько значений диалектики:
— диалектика как методическоеопровержение тезисов противника (Зенон Элейский);
— диалектика как самоцельопровержения в софистике и эристике (искусстве вести спор);
— диалектика как «диа» и «лог» —единство опровержения и майевтики (от Сократа) — заключительной фазы диалога(спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок ипомогает «душе» найти истину;
— диалектика — метаэмпирический вывод(всеобщий вывод от опыта) (по Платону);
— диалектика — это аналитика и логикавозможного, сходная с диалектическим силлогизмом (умозаключением) (поАристотелю);
— диалектика — часть логики посоотношению с другой ее частью — риторикой (стоики и др.).
Как видно, учение о всеобщих связях иразвитии бытия сформировалось не сразу. Вначале больше внимания обращалось насвязи и развитие мышления людей, на достижение их адекватности реальномуматериальному миру, отношениям в обществе.
В современной философии бытиеосмысливается не только по его сущности, содержанию, структуре, атрибутивнымсвойствам, видам и способам. Оно исследуется и с точки зрения выявления техсвязей, которые характерны для бытия в целом, для конкретных его видов и форм.Иными словами, учение о всеобщих связях и развитии бытия — важнейший элементтеории всеобщего. Считается, например, что философия бытия (онтология) включаетв себя: понятие (определение) бытия; соотношение духа и материи;самоорганизацию и системность; детерминизм и развитие.
Онтология, в свою очередь,соотносится с другими элементами теории всеобщего: с философией философии(метафилософией) и теорией (философией) познания — гносеологией.
В различных философских системах ишколах учение о связях и развитии бытия называется по-разному или не имеетспециального названия. Но чаще всего оно обозначается термином «диалектика».Учение о связях и развитии исторически формировалось из признания изменчивостивсего (бытия). Например, Гераклит считал, что одно и то же есть живое иумершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает вовтором, а второе — в первом. Он полагал также, что в ту же реку вступаем и невступаем. Существуем и не существуем.
В философии XX века понятие«диалектика» употребляется в трех основных значениях:
1. Диалектика — совокупностьобъективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движенияи развития — объективная диалектика. Часть познанного в этом аспектесистематизировано в философском учении (теории), которое и называетсядиалектикой.
2. Диалектика — это взаимосвязь иразвитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикоймышления или логикой.
3. Диалектика — один из всеобщихметодов познания, который используется не столько для получения конкретныхзнаний, сколько для определения подходов к изучению бытия.
Диалектика изучает не всякое изменениеи не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всегобытия, причем внимание обращается не столько на само изменение или движение,сколько на одну из разновидностей — развитие.
Диалектика в философии — учение овсеобщих связях и развитии бытия: природы, общества и мышления человека; бытияматериального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане неедино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самомфункционировании диалектики, что обусловило ее историческую и современнуюальтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единствокатегорий, законов и принципов.
Альтернативность диалектики состоит всуществовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самойвозможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основныхаспектах. Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики,обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивостибытия. Во-вторых, сформировались относительно самостоятельные по отношению кдиалектике учения, которые также представляют ее альтернативы. В-третьих,диалектика как теория и метод познания имеет противоположное по содержаниюучение в гносеологии.
К первому аспекту относитсясуществование в теории диалектики двух учений: идеалистической иматериалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоитвнутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектикаориентируется на обоснование первичности развития идей, понятий. Основы ее заложеныПлатоном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями. Материалистическаядиалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемогопонятиями, законами и принципами. Исходные положения материалистическогопонимания развития разрабатывались Гераклитом, Зеноном Элейским, Лукрецием,Марксом, Энгельсом, Лениным и другими.
Идеалистическая и материалистическаядиалектика объясняют развитие бытия. При этом используются в основном одни и теже понятия, законы и принципы. Существенное различие состоит в поиске исходныхоснов, начал объяснения развития. Сторонники идеалистической диалектикиотстаивают первичность развития духовного, нематериального. Сторонникиматериалистической диалектики придерживаются противоположных исходных основ:развивается, прежде всего, объективный, материальный мир, а потом — нашесознание и его содержание.
Ко второму аспекту альтернативностидиалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей«оппозицию». Это антидиалектические концепции бытия: «трагическая диалектика»,«метафизика жизни», «экзистенциальная диалектика», «негативная диалектика»,«антиномическая диалектика», мистический рационализм, диалектическая теология идр.
Внешнюю альтернативность диалектике икак учению о развитии и как методу познания составляет метафизика. Онапредставляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формахпознания, объясняющее их принципиально по-иному, чем диалектика. Сторонникиметафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью,признают значимость внешних связей, а не внутренних; источником развитиясчитается внешний толчок, а не внутренняя противоречивость бытия; характерразвития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единствепостепенного, количественного и скачкообразного, качественного как вдиалектике. Направленность развития сторонники метафизики видят или впрогрессе, или в регрессе, или в «движении по кругу», отрицая взаимодействиеданных тенденций и развитие бытия как бы «по спирали».
В третьем аспекте метафизикапротивоположна диалектике как метод познания. Она ориентируется на познаниебытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а несистем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познаниясоставляет и агностицизм. Он противостоит диалектике тем, что ориентируется нена принципиальную познаваемость бытия в его связях и развитии, а на релятивизм,скептицизм, иррационализм, мистику.
Таким образом, понимание связей иразвития бытия многообразно и разнопланово. Диалектика представляет наиболееполное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.
Диалектика (идеалистическая иматериалистическая) представляет систему принципов, законов и категорий.Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, науки, а такжеубежденность в чем-либо, норма или правило поведения **. Принцип в философии —основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться впознании и практической деятельности.
Принципы диалектики — всеобщиенаучные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своихэлементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной ипрактической деятельности.
Они сформулированы на основекатегорий и законов диалектики. Выделяют два основных принципа диалектики:
— принцип всеобщей связи;
— принцип развития.
Существуют и другие принципыдиалектики: принцип детерминизма; принцип противоречивости; принципколичественно-качественного развития бытия; принцип преемственности; принципнеобходимости. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов,познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, входе более конкретной характеристики связей бытия.
Принцип связи выражает (охватывает)все многообразие связей бытия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) всевзаимосвязано.
Связь — философская категория,которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности,взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явленийматериального мира, логических образов сознания (мышления). Принцип ориентируеттакже на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущисамому бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, таккак обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство.Понимание диалектических связей дает возможность определить закономерную связь,закон. Закон в философии — существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая иповторяющаяся связь бытия.
Связи бытия характеризуют положениепокоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Развитие — этотакое движение бытия, которое имеет определенную направленность, необратимость,механизм. Оно приводит к изменению качества, к превращению. Принцип развитияотражает (охватывает) поступательное — от прошлого через настоящее к будущему —изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого, через переход отменее совершенного к более совершенному. Развитию присуще наличие источников,движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность идругие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики.
Законы диалектики условно делятся наосновные и неосновные. Основные законы раскрываются через несколько категорийдиалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориямидиалектики: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости),необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного) идр.
Основные законы диалектики. Законединства и борьбы противоположностей раскрывает источники и движущие силывсякого развития. Основные категории закона: диалектическое тождество,противоречие, несущественные различия, существенные различия,противоположность, борьба противоположностей.
На всех этапах возникновения иразрешения противоречий осуществляется «борьба» противоположностей: вначале каквзаимодействие на уровнях диалектического тождества, несущественных исущественных различий, затем — борьба существенных сторон и противоположныхсущностей. В общественной жизни необходима особая регуляция проявления закона,чтобы не допускать обострения противоречий до социальных конфликтов, революцийи войн.
Закон взаимоперехода количественных икачественных изменений выражает механизм всякого развития на основевзаимодействия количества, качества и меры. Основные понятия закона:количество, качество, мера, скачок. Закон приводит или к уничтожению старогокачества, или к такому его видоизменению, которое характеризуется «слиянием»противоположностей. В социальной сфере важным является положение о том, в какихформах и какими средствами осуществляется скачок при замене одного качествадругим, старого — новым. Предпочтение сохраняется за эволюционными социальнымискачками.
Закон отрицания отрицания раскрываетпреемственность и направленность развития через необратимую смену старогоновым. Основные категории закона: диалектическое отрицание, преемственность,направленность. Закон характеризует спиралевидность развития, указывает на то,что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и отрицательное.Возникающее новое не всегда оказывается «созвучно» прогpeccy, интересам иидеалам людей. Применительно к обществу закон раскрывает единствопрогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития при определенной историческойдоминанте, которая и дает возможность выделять конкретную направленностьисторического процесса.
Категории диалектики — основныепонятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия.Это исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.
Категорий диалектики много. Ужерассматривались такие понятия, как «изменение», «движение», «развитие»,«связь», «закон», а также категории законов диалектики. Но при изучениидиалектики специально рассматриваются так называемые «парные» категории. Онисоотносительные, характеризуют с разных сторон развитие и являются основаниемформирования других законов диалектики.
Категории диалектики классифицируютсяпо разным основаниям. В зависимости от проявления в видах бытия можно выделитькатегории развития, характеризующие материальный и идеальный (духовный) мир. Наосновании существования сфер (форм) бытия, выделяются категории развитияприроды, человека и общества. Можно сгруппировать категории диалектики,раскрывающие закономерное, сущностное и случайное, внешнее, поверхностное вразвитии.
В самом учении о развитии категориигруппируются в зависимости от того, что они раскрывают проявление принципов,основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основныезаконы диалектики, назывались выше. Неосновные законы диалектики раскрывают«парные» категории: сущность и явление, содержание и форма, необходимость ислучайность, возможность и действительность и др.
Они более широко и глубоко раскрываютпроцесс развития, чем основные законы. Следует подчеркнуть, что все категориидиалектики имеют специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытияотражают. Если категории, объясняющие связи и развитие материального мира имеютобъективное содержание и субъективную форму (способ) выражения, то категории,объясняющие идеальное объективное бытие -субъективны и по содержанию и поформе. Такие понятия, например, как «бог», «ангел», «мировой разум»,«абсолютная идея», «мировой дух» и другие экспериментально не проверяются и необосновываются.
Они обосновываются логическим путем,через систему формально-логических доказательств и опровержений. Многие из нихпринимаются на основе веры. Поэтому они имеют «нулевой» объем, так как реальноне существуют материальные явления, которые они отражают.
Категории диалектики выступаютсвоеобразными ступеньками познания и преобразования человеком окружающейдействительности и самого себя, так как каждая из них содержит сумму сущностныхзнаний об объекте познания. Овладение этими категориями повышает возможностилюдей в конкретно-творческой деятельности.
Категории диалектики, как опорныепункты и ступеньки, позволяют формировать мировоззрение, совершенствоватьметодологическую основу экономических, правовых и иных знаний, их применения напрактике.
Таким образом, существует достаточномного учений о связи и развитии бытия. Одно из них — диалектика, представляющаяединство принципов, законов и категорий. Диалектика играет важнуюмировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориентирующуюроль для человека и общества.
Список использованных источников
1. Кохановский В.П. Основы философской науки / КохановскийВ.П. – Ростов н/Д., 2006
2. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-еизд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
3. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций /А.Б.Демидов., 2009 — 102 с.
4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков –Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
5. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. /Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина — М.: Юриспруденция, 2001. — 272 с.