Философскаятеория познания
Объяснение познавательныхспособностей и возможностей человека основано на теории отражения, религиозныхи разного рода иррациональных концепциях. Теория отражения изучает познание снаучно-светских позиций. Отражение — это одно из всеобщих свойств материальногомира. Оно представляет сохранение признаков воздействующего объекта другимобъектом, который испытывает это воздействие. Отражение есть двусторонний илимногосторонний процесс в зависимости от количества взаимодействующих объектов.Благодаря отражению, предметы и явления материального мира обмениваютсяинформацией, меняются и развиваются.
Отражение между взаимодействующимителами может быть пассивным; физическое и химическое отражение в неживойприроде. Биологическое отражение у растений, животных и человека осуществляетсяв форме раздражимости, безусловных и условных рефлексов, обладает первичной(нетворческой) приспособительной активностью. Социальное отражение в обществеявляется более сложным уже потому, что содержит в себе низшие формы отражения,а также обладает своей спецификой — осознаваемым отражением.
Осознаваемое отражение человекомокружающего природного мира, других людей и самого себя представляет процесспознания как социальное явление. Все другие формы отражения, присущие человеку,составляют необходимую базу для появления отражения на основе сознания. Иначеговоря, теория познания объясняет освоение бытия человеком и обществом. Теорияпознания — часть теории отражения, связанная с осмысливаемым отражением.
В истории философии шли острыедискуссии о том, может ли вообще человек познавать мир, а если может, то чтоименно, существуют ли какие-либо пределы познания, методы, формы. Что такоезнание, истина? Утверждалось, например, что конкретные материальные объектычеловек может познавать, а Бог, космос — непознаваемы. Одни считали, чтопознание человека связано с его чувствами или логическим мышлением. Другиеотстаивали существование иррационального познания. Эти и многие другие точкизрения на познание и отражение человеком природного мира, общества и самогосебя существуют и сегодня.
Специфика философского подхода канализу познавательной деятельности состоит, во-первых, в обоснованиимировоззренческой позиции на соотношение сознания человека и бытия. Во-вторых,в изучении взаимодействия субъекта и объекта познания. В-третьих, в анализеуровней, способов и форм, содержания и результатов процесса познания.В-четвертых, философия рассматривает общую и всеобщую методологиюпознавательной деятельности человека, особенности научного и вненаучногопознания, критерии познавательной деятельности.
Современные концепции познанияусловно можно разделить на философские и концепции познания других наук. Кфилософским концепциям относятся учения, основанные на материалистической илиидеалистической диалектике, а также иррационально-мистические, мифологические,оккультные. В конкретных науках существуют концепции, ориентирующиеся начувственное или рациональное познание, а также на использование нетрадиционныхпринципов, методов и форм познания (постижения) бытия.
Точки зрения, отрицающие илиограничивающие познавательную деятельность человека, обобщенно называютсяагностицизмом. Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм,иррационализм, религиозное откровение и др. Скептицизм существовал в формекритики рационализма софистов в эпоху античности; как ортодоксальный(фидеистический) и антирелигиозный скептицизм в средние века; в формевозрожденческого «первого пирронизма» и «беллианизма» XV-XVI веков;иррационализма в Новое время. Сторонники скептицизма сомневались в возможностиили продуктивности каких-либо конкретных познавательных процессов, но неотрицали способности человека к познанию. Релятивисты отстаивали относительныйхарактер соответствия знаний объекту познания, считали, что истинного знания,которому можно было бы доверять, не существует. Иррационализм присущрелигиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философскихучений. В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способпостижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного,идеального; или как необходимое дополнение к чувственному и рациональномупознанию.
Важно отметить, что ограничениепознавательных возможностей человека имеет и некоторую реально-фактическуюоснову. Во-первых, материальные объекты и сознание самого человека постоянноизменяются. Поэтому «абсолютно точно» познать такие объекты невозможно.Во-вторых, познавательные возможности людей ограничиваются своеобразиемисторической эпохи. Так, в эпоху античности было невозможным строгое изучениемикромира или космоса. И на рубеже XX-XXI веков возможности познания квантовоговакуума, идеального, дальнего космоса, генного кода, многих других явлений ипроцессов также невелики. Признанные истинными, знания с течением времениоказываются не в полной мере таковыми или просто ошибочными. Сомненияотносительно различных сторон и показателей познавательного процесса, питающиеагностицизм, будут сохраняться. Они во многом естественны, хотя в агностицизмеприсутствует мистика, субъективизм, подмена чувственного и рациональногопознания иными формами и методами.
Познание и знание характерны длячеловека и высших животных.
У животных познание не являетсясамостоятельным в психике способом освоения окружающего мира и самих себя.Знания высших животных закрепляются в первой сигнальной системе как знаки(мимика, движения, позы и т.п.) неосознаваемого рефлекторно-приспособительногохарактера. Они ситуативны, демонстрируют, как считал И.П. Павлов, «ручноемышление» животных (обезьян). Часть таких неоднократно возникающих иповторяющихся знаний прочно закрепляется в психике, поведений инаследственности животных.
У человека познавательный процесс иего результаты осознаются. Осознанию, как и всему сознанию человека, характерныосмысленность (фиксация мысленных состояний и образов, их разграничение наоснове сходства и различий, самоконтроль и т.п.), целеполагание,целесообразность, творчество, предвиденье. Знания у человека закрепляются нестолько в первой, но и во второй, знаково-вербальной сигнальной системе,основанной на языке и речи.
В связи с тем, что познание присущевысшим животным и человеку, существует два его определения. В широком смыслепознание означает любое психическое отражение. В узком смысле познание определяетсякак развитое отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью.Познание человеком бытия — это общественно-исторический процессотражательно-творческой и речевой деятельности по добыванию и развитию знаний.Знание есть результат познания, реально-образное закрепление процесса отраженияв сознании человека, выраженное в вербально-знаковой форме. Знание соотноситсяс информацией как более широким явлением. Информация есть свойство и результатвсякого отражения. С помощью информации осуществляется, например, передачапризнаков от одной элементарной частицы к другой, от клетки к клетке, от одногоорганизма к другому, от человека к человеку. Знание — разновидность информации,имеющая самостоятельное функционирование.
Люди осознают и изучают своюпознавательную деятельность. Изучение осуществляется непосредственнопрактически и теоретически. Объяснение познания на основе теоретического иповседневного опыта формирует первичные знания об этом виде человеческойдеятельности. Теоретическое знание упорядочивает и систематизирует знания опроцессе познания, выявляет его существенные характеристики и закономерности.Теория познания в философии (гносеология, эпистемология) — раздел, в которомизучаются основы познания, отношение знания к бытию, условия достоверности,теоретической и практической значимости знания. Она опирается нагносеологические принципы: познаваемости мира, отражения, единства субъекта иобъекта познания, активности познания, проверяемости и редуцируемости знания,его ценности для человека и общества и др.
Всякий познавательный процессчеловека имеет объект познания и познающего субъекта. Субъект познания — всегдачеловек, наделенный сознанием и способный осуществлять осознаннуюпознавательную деятельность. Объект познания — бытие и его конкретные элементы,связи и свойства которых стремится познать человек. Когда человек познает самсебя, субъект и объект познания предметно совпадают. Объектом познания бытиевыступает тогда, когда субъект устанавливает с ним непосредственную или опосредованнуюсвязь. Отражательно-познавательные связи между субъектом и объектомпоследовательно приобретают формы: связи, отражения (от объекта к субъекту);связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл исодержание на основе отраженных свойств объекта познания); связи обозначения(формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности ихна познаваемый и другие объекты).
Люди как субъекты познанияразличаются между собой способностью к познавательной деятельности,особенностями гносеологических потребностей и интересов, ориентациями напознание различных сторон бытия, наличием или отсутствием профессиональнойподготовки, методологией, целями, мотивами, ценностями познания и т.д. Объектыпознания также имеют не только общие признаки, присущие бытию или его видам, нои различия. Так, существенно различаются материальные и нематериальные(идеальные) объекты познания. Уникален сам человек как объект познания,поскольку содержит в себе материально-физические, психические и духовныехарактеристики. Обладают особенностями объекты познания общественной жизни.Объекты познания можно также разделить на достаточно или мало изученные и ещесовсем не известные человечеству.
Познавательная деятельность человекаосуществляется на двух основных уровнях: на чувственном иабстрактно-логическом. Чувственное познание основано на материально-физическойсистеме отражения действительности в психике человека. Такие виды чувствования,как зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, имеют специальные органы, дающиепознавательную информацию. Чувства голода, холода, давления, страха, боли,равновесия, влечения возникают в процессе взаимодействия ряда органов человекамежду собой и с внешней средой. Система чувствования у человека весьма разнообразнаи хорошо развита. Несмотря на то, что у животных отдельные органы чувствразвиты лучше, чем у человека, у людей они системны и в совокупности —совершеннее.
Чувственное познание предполагаетнепосредственное отражение объекта познания. Значительная часть знаний,полученная на основе органов чувств, не проходит через сознание. Она остаетсяна уровне психически бессознательного. Это предостерегает сознание отперенапряжения. На основе избирательности отражения, внимания, памяти,целеполагания, других психических процессов и состояний, человек осмысливаетчасть полученной информации и оформляет ее в чувственное знание.
Основными формами чувственного знанияявляются ощущения, восприятия и представления.
Ощущения — осознанная частьпервичного чувственного отражения как познания. Это идеальные образы сознания,в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания.Ощущения как первичное знание у человека — самая богатая, динамичная имногообразная совокупность образов сознания. Но многие знания-ощущения недолгоудерживаются в сознании, а качества и сущность объектов познания может лишьугадываться, предполагаться.
Восприятия — переосмысленныеощущения, в которых сформирована целостная, но поверхностная характеристикаобъекта познания. Восприятие — первый шаг деятельности сознания по группировкеи некоторому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Благодарявосприятиям человек разграничивает объекты познания как целостные единицы — явления, находит в них внешне общее — форму, отдельные признаки. Благодаряэтому качественное и закономерное осмысливается более устойчиво, но остаетсяповерхностным.
Представления — воспроизведение всознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти,внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданныхпродуктивным осознанием информации или воображением. В отличие от ощущений ивосприятий, представления уже «поднимаются» над непосредственной данностьюединичных объектов познания, приобретают признаки абстрактных, самостоятельносуществующих в сознании образов как необходимой основы логического,рационального мышления.
Существует точка зрения, согласнокоторой оперирование в сознании (ощущениями, восприятиями и представлениями несоставляет содержание мышления человека. Это как бы предмышление, то естьчувственное осознание сформированных идеальных, но не абстрактно-логическихобразов. Но не менее распространена и позиция, сторонники которой полагают, чтологическое мышление у человека распространяется на все образы сознания,поскольку уже на уровне ощущений и восприятий осуществляются самостоятельные,непосредственно не связанные с чувственным отражением процессы по переработкеимеющихся первичных знаний. Первая точка зрения основана, возможно, наакцентировании различий между чувственным и абстрактным уровнями познания, авторая — на поиске общих их характеристик и взаимодействия, на трудности явногоразграничения уровней познания.
Абстрактно-логическое илирациональное (теоретическое) познание представляет более высокий уровень. Онопозволяет проникать в сущность объектов познания, открывать их качественныехарактеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, непредполагающее прямого взаимодействия с объектом познания. Основными формамиабстрактно-логического познания являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — форма логического мышления,в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятиямогут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, атакже характеристики, которые являются общими для сходных объектов.Оперирование понятиями позволяет находить родовые (общие) и видовые (особенные,частные) существенные признаки и на основе их осуществлять классификациюобъекта познания. Формирование понятий осуществляется вне непосредственноговзаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны»осмысливает информацию опознаваемом объекте. При этом активно используютсятакие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение,определение.
Суждение как формаабстрактно-логического познания представляет всякую завершенную мысль обобъекте познания. По качеству суждение может быть утвердительным илиотрицательным, по объему единичным, частным и общим. По содержанию знания онобывает атрибутивным (относительно свойств объекта познания), суждениемотношений и существования. Суждение выражается обычно предложением, хотявопросительные, большинство побудительных предложений не считаются суждениями.Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму,если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связьмежду основными понятиями. В суждении всегда должны быть понятия — такие слова,которые имеют объем и содержание, несут важную информацию об объекте познания.
Умозаключение представляет формумышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое,выводное знание. Суждения в умозаключении должны иметь логическую связь междупонятиями. Не обращаясь непосредственно к объекту познания, субъект с помощьюумозаключений может получать новые знания о его существенных признаках исвязях.
Абстрактно-логическое илирациональное познание сегодня является основным способом глубокого ивсестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственноепознание и через него реализует теоретические знания. Многие люди, тем неменее, руководствуются в своей практической жизни преимущественно чувственнымизнаниями, основанными на них верованиями, мифами, традициями и обычаями,другими формами постижения бытия. В чувственном познании вопрос об истинностизнания часто подменяется «правдой», «догмой», силой общественного мнения,привычкой.
Познание осуществляется двумя путями:репродуктивно и продуктивно. Репродуктивное познание означает фиксацию моментовотражения в сознании и закрепление их в мыслительных образах такими, какими онибыли восприняты. Репродуктивное познание воспроизводит как бы зеркально, безкаких-либо существенных изменений свойства и связи бытия в знании, накапливаетих. Такое познание необходимо. Но человек также творит мир собственной жизни.Все, что отсутствует в готовом виде в природе, человек создал сам в результатетворческой, продуктивной деятельности. Процессу познания также свойственнотворчество.
Творческий характер познавательнойдеятельности складывается из нескольких важных условий и процессов: познаниедолжно быть свободным, непринужденным или чрезвычайно трудным; познающемусубъекту важно вдохновение, эмоциональный и внутренне логический подъем,настрой на открытие нового, необычного, прекрасного; иное, как бы «в первомчтении», «чистое» восприятие и осмысление объекта познания; творчество требуетрешительного отхода от типического, повседневного, стандартного в познании;творчество есть постоянное обращение к исторической памяти и воображению, дажефантазии; оно есть доведение познавательных способностей до высотыинтуитивного, «до умного видения».
Творческий характер познания связанпрежде всего с глубоким самопознанием человека как творца знаний, культуры.Повседневная жизнь делает индивида своеобразным автоматом. Ему некогдаобратиться к себе, к глубокому постижению и открытию своей сущности. Многиефилософы считали, что самопознание — главное условие и признак творчества,творческого познания. Эвристический, нацеленный на открытие нового, характерпознавательной деятельности неизменно приносит свои результаты, формируетсамотворчество. Продуктивность познания зависит также от социальной значимостиего результатов. Человек редко ориентируется на то, чтобы овладеть массойзнаний и творческим характером познания в личных только интересах. Для неговажнее общественная оценка его труда, признание, социальный авторитет и пользадля других.
Общая оценка творчества впознавательной деятельности не всегда точна или даже научна. Часто она связанас такими свойствами человека или объекта познания, которые не поддаютсястрогому определению. Поэтому и в творчестве по добыванию знаний многосубъективного, непонятного и даже таинственного. Данное суждение относится нетолько к обыденному познанию, религиозному постижению бога, оккультной медитации,но и к научному познанию.
Более конкретно творческий характернаучного познания может выглядеть следующим образом. Творчество означает выборсложной или значимой познавательной цели или нескольких (поэтапных) целей.Познание должно сочетать экспериментальный и логический уровни, опираться наобыденно-чувственные знания и опыт исследования других субъектов. Важное местов творческом научном познании занимают методы и средства получения истинногознания, использование современной методологии и (если необходимо) техническойбазы. Неотъемлемым атрибутом научно-познавательного творчества являетсяосновательная информированность субъекта в основной и смежных областяхисследования. Познавательное творчество есть многообразная проверка полученныхрезультатов, проявление смекалки и изобретательности в способах проверки, вповышении точности полученного знания.
Всякое познание завершаетсяформулированием знания. Оно может быть ложным, знанием-заблуждением и истиннымзнанием. Ложное знание формируется специально с целью исказить восприятиеобъекта познания. Искажение знания осуществляется в интересах познающегосубъекта или по заданию (заказу) других субъектов. Субъект, формирующий ложноезнание, обладает, как правило, и истинным знанием, но скрывает его. Ложьвозникает тогда, когда истинное знание уже существует. Ложное знание можетпредставлять опасность для других людей, когда оно связанно с важными сторонамиих жизни.
Знание-заблуждение означаетнепреднамеренное искажение знания или его неверное первоначальноеформулирование. Заблуждение бывает результатом поверхностного знания,использования ошибочных или недостаточно адекватных объекту познания методов исредств. Заблуждения в научном познании связаны со слабойматериально-технической базой, ошибочной методологией или со сложностью,малоизученностью объекта познания, невозможностью его комплексного изучения.Заблуждения естественны как в обыденно-практическом (чувственном), так и втеоретическом (рациональном) познании.
Несомненной ценностью обладаетистинное знание. Истина — это такое знание, которое соответствует объектупознания, его свойствам и законам, другим характеристикам. Истина может быть адекватной,прежде всего материальным объектам познания. Идеальные объекты познаютсяопосредованно или принимаются на веру. Опосредованно изучается сознаниечеловека, его свойства и функции. На веру принимается, прежде всего, бог,другие символы религии. Среди представителей религии и религиозной философиивера признается выше знания, так как она от бога, а знания — от самогочеловека. Общество и наука ориентируются в своей деятельности прежде всего наистинные знания. Вера — элемент мировоззрения, следование вере или неследованиеей — это естественное свободное право выбора для каждого человека. Но обществунеобходимы и точные, обширные и глубокие знания. Поэтому истинное знание всегдаактуально.
Истина имеет ряд существенныххарактеристик. Во-первых, она обладает объективностью и субъективностью.Объективность истины означает независимость ее содержания от познающегосубъекта. Объективность истины определяется объектом познания. Если объектпознания идеален, мера объективности знаний в нем существенно снижается иливовсе отсутствует. Объективность истины состоит также в содержании и смыслеинформации об объекте познания. Субъективность истины связана с выражениемзнания в той или иной форме (знаковой системе). Как зазвать открытое(обнаруженное) свойство или сам объект познания, в каких словах или понятияхвыразить полученное знание, какие акценты усилить или ослабить — это и многоедругое зависит от познающего субъекта. Субъективностью обладает и оценкаполученного знания как истинного, как заблуждения или ложного знания.
Во-вторых, всякое истинное знаниеесть единство абсолютного и относительного знания. Абсолютность истины означаетполное, завершенное, исчерпывающее знание об объекте познания. Такой истины несуществует, так как все бытие непрерывно меняется, а возможности человека кпознанию всегда ограничены сложностью объекта познания, недостаточностьюинструментария, а также субъективно-гносеологическими способностями человека.Но абсолютность истины означает также неопровержимость и достоверность знанияна каждый конкретный момент его существования. Такое знание можно получить,провести его достаточную аргументацию и использовать на практике.Неопровержимость и достоверность в абсолютной истине составляют «зерна»вечного, правильного знания. Такое знание часто проявляется в формеметодологического основания для получения более конкретного знания. Так,суждение «все в мире находится в постоянном изменении и относительном покое»опровергнуть невозможно. Это достоверное знание общего,мировоззренчески-методологического характера. Оно может быть конкретизированоприменительно к объектам познания меньшей степени общности.
Относительность истины означает еенеполноту, незавершенность. Но благодаря объективности истины, мы доверяемтакому знанию, используем в жизни. Всякое знание относительно. Но абсолютизацияэтого признака истины приводит к релятивизму. Относительное знание необходимосоотносить с моментами абсолютного знания, другими признаками. Тогдаабсолютность и относительность будут осмысливаться как имманентные признакиистины, неразделимые характеристики верного знания.
Говоря об относительном характереистины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания,но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов. Именно наличие абсолютнодостоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практическойдеятельности людей, особенно в тех областях, которые связаны с решениемчеловеческих судеб. Так, судья не имеет права рассуждать: «Подсудимый либосовершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Судне вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии составапреступления.
В-третьих, истина есть единствоабстрактного и конкретного знания. Абстрактность истины выражает возможностьсамостоятельного существования знания от объекта познания, когда в немопускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые — сохраняются. Чем вышестепень обобщения, тем «дальше» удаляется знание от объекта познания, темабстрактнее оно становится. Абстракции всеобщего характера приобретаютмировоззренческий смысл. Такие понятия, как «бытие», «материальное»,«идеальное», «изменение», «покой», «движение» и другие являются предельноширокими абстракциями истинного знания. Существует абстрактно-истинное знание именьшей степени общности: «человек», «общество», «политика», «юрист» и т.д.Абстрактное в истине — необходимый признак. Он позволяет осуществлятьклассификацию и типизацию объектов познания, временно обращать внимание на однихарактеристики, изучая их более подробно и глубоко, отвлекаясь от другиххарактеристик. Вне абстрактного знания невозможна ни одна теория.
Абстрактность истины неотделима от ееконкретности. Конкретное в истине указывает на соотносимость знания сопределенным объектом познания. Как и объективность, конкретность яркопроявляется при познании материальных объектов. Изучая идеальное, его виды иформы, человек субъективирует конкретность познания логическими и другимиприемами. Конкретность истины при этом теряет свою объективность. Особуюзначимость конкретность истины приобретает при изучении истории общества,прогресса и регресса, места и роли человека в общественном развитии.Объективность и конкретность социального познания проявляются в нейтральном,независимом от интересов и устремлений других людей изучении конкретныхобщественных явлений и процессов, деятельности субъектов истории.
Меру истинности знаний можнопроверить. Существует три основных способа проверки истинности знания. Первыйспособ состоит в многократном повторении чувственного опыта, подтверждающегоили опровергающего имеющееся знание. Особую значимость при этом имеетпрактический эксперимент. Второй способ связан с логической аргументацией иопровержением. В теории накоплен значительный инструментарийформально-логической или диалектической проверки истинности знания. Многиефундаментальные, а также ряд гуманитарных наук используют данный способ какосновной, потому что другие способы или неубедительны, или невозможны. Третийспособ проверки истинности знания состоит в обращении к практике. Данноеобращение не означает простую, многократную опытную проверку. Практика каккритерий истины показывает ее истинность, подтверждая знание закономерным ходомразвития, существенными признаками, специально разрабатываемыми программами иметодиками. Практика как материально-чувственная, предметная и целеполагающаядеятельность субъектов истории и культуры, имеет своим содержаниемпреобразование природных и социальных объектов. Истинность знания проверяетсяобъективностью, общесоциальным характером, конкретностью и закономерностямипрактики. Но и практика не является абсолютным, итоговым критерием истины, таккак в ней присутствует высокая вариантность, субъективизм, изменчивость идругие признаки, они выступают как бы оппозиционными по отношению к объективностипрактики как критерия истины.
Таким образом, процесс познавательнойдеятельности человека достаточно сложен, но он и хорошо изучен. Важное значениеимеет творческий характер достижения истинного знания и его всестороннейпроверки. В современном обществе ценность имеют, прежде всего, научные знания.
Список использованных источников
1. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-еизд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
2. Демидов, А. Б. Философия и методология науки: курс лекций/ А.Б.Демидов., 2009 — 102 с.
3. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. /Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина — М.: Юриспруденция, 2001. — 272 с.
4. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. — М.:Гардарики, 2006. — 736 с
5. Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308с.